Крым замок на скале. "Ласточкино гнездо", Крым: история, описание, интересные факты и отзывы. Кто виноват в том, что в Крыму не осваиваются бюджетные средства на реставрацию усадеб и дворцов

Дворец-замок Ласточкино гнездо является своеобразным символом Южного берега Крыма. Посмотрите фото Ласточкино гнездо Крым — это здание, похожее на сказочный средневековый замок, уменьшенная копия одного из замков на Рейне.

Дворец Ласточкино гнездо находится в поселке Гаспра, около 8 км от Ялты, он замечательно смотрится как со стороны моря, так и с берега. Его изображают в разных видах и разное время года на художественных полотнах, гравюрах, многочисленных разнообразных крымских сувенирах.

Название поселка Гаспра происходит от греческого слова «аспрос» — белый, первые письменные упоминания о Гаспре встречаются в VIII веке. К концу XIX века, после того как рядом, в соседней Ливадии поселилась царская семья, Гаспра становится популярным курортным местечком отдыха на черноморском побережье. Сейчас здесь много санаториев и домов отдыха в бывших виллах и дворцах, окруженных зеленью парков.

Ласточкино гнездо история замка

Небольшой сказочный замок Ласточкино гнездо стоит на одном из выступов мыса Ай-Тодор, на отвесной скале Аврора, на краю 40-метрового обрыва. На одном из отрогов мыса Ай-Тодор, слева от Ласточкина гнезда, если смотреть с моря, с 1835 года находится Ай-Тодорский маяк. На другом выступе мыса, справа от замка, с моря виден санаторий «Парус», названный так по одноименной скале Парус у подножия мыса Ай-Тодор.

В 1905 году дачу Ласточкино гнездо называли замком любви. В путеводителе Г. Москвича 1905 года есть сведения о даче «Генералиф» — замке любви, принадлежащей барону П. А. Штейнгелю, более известной как «Ласточкино гнездо», называвшейся так из-за очень смелой постройки замка на краю совершенно отвесной скалы, выступающей в море.

Кто построил Ласточкино гнездо в Крыму

В 1912 году на месте дачи построен миниатюрный дворец-замок Ласточкино гнездо по проекту русского инженера-архитектора А. В. Шервуда на средства бакинского нефтепромышленника барона В. Шнейгеля. Здесь в 1914 году хозяин открыл ресторан.

После Октябрьской революции 1917 года замок использовался как туристическая база и как один из корпусов близлежащего санатория Жемчужина.

В 1927 году замок Ласточкино гнездо перенес сильное землетрясение 6 — 7 баллов, но почти не пострадал — в море упали только несколько острых шпилей и кусок скалы — фундамента из-под нижнего балкона и Ласточкино гнездо повисло в воздухе над морем, доступ к нему был закрыт, затем был сделан частичный ремонт фундамента и башен. Во время Великой Отечественной войны замок не пострадал.

Капитальный ремонт и восстановление замка в первоначальном виде состоялись в 1967 — 1970 годах. Ласточкино гнездо было реконструировано по проекту Ялтинского отделения института Гипроград, авторы проекта — сотрудники института архитектор Татиев И. Г. и инженер-конструктор Тимофеев В. Н.

При восстановлении под основание замка подвели монолитную железобетонную плиту, скалу окружили антисейсмическим поясом. На башнях замка восстановили шпили по старым фотографиям и чертежам.

В 1971 году Ласточкино гнездо было открыто для посещения туристами. В замке снова располагался модный ресторан итальянской кухни до 2011 года.

Фото Ласточкино гнездо Крым

Со смотровой площадки открывается захватывающий вид на раскинувшееся внизу море и скалы:

Ласточкино гнездо в Крыму фото внутри замка

До 2011 года в замке Ласточкино гнездо находился ресторан итальянской кухни:

С 2011 года в замке Ласточкино гнездо в Крыму открыт музей, здесь постоянно проходят выставки: подводной археологии — Сокровища Черного моря:

коллекций живописи — картин крымских художников, выставки, посвященные творчеству и жизни Сальвадора Дали — иллюстрации литературных произведений, гравюры, литографии великого гения, отмечается Международный день музеев, проводится Всероссийская акция «Ночь музеев».

Замок Ласточкино гнездо в Крыму постоянно привлекает внимание кинематографистов. Здесь в 1960 году снимался фильм Человек-амфибия, одна из самых известных советских кинолент. У подножия мыса Ай-Тодор, на скале которого стоит замок, в фильме Человек-амфибия находился подводный вход в грот Ихтиандра. Позже здесь снимали фильм-детектив режиссера Станислава Говорухина Десять негритят. Замок в кадр нигде полностью не попадает, но хорошо видна лестница из 900 ступеней, ведущая к морю, где происходят события фильма.

Дворец-замок Ласточкино гнездо — одна из ярчайших жемчужин Крыма, символ полуострова Крым. Каждый год тысячи туристов приезжают на мыс Ай-Тодор, чтобы увидеть это завораживающее место на краю скалы Аврора, выступающей в море, полюбоваться окружающей чудесной природой и видами, открывающимися с отвесной скалы.

Посмотрите интересное видео:

Ласточкино гнездо Крым. Замок Ласточкино гнездо Гаспра, Крым. Интересные факты

Ласточкино гнездо Крым где находится

В путешествии Вам может пригодиться эта информация.

Ласточкино гнездо Крым адрес:

Крым, Гаспра, Алупкинское шоссе, 9

Можно побывать в Ласточкином гнезде как с автобусной, так и с морской экскурсией из Ялты, также экскурсии к Ласточкиному гнезду организуют во всех поселках и здравницах вдоль побережья.

К Ласточкиному гнезду можно добраться через поселок Гаспра по Севастопольскому шоссе.

Из Ялты к Ласточкиному гнезду ходят маршрутки, от автовокзала Ялты — автобус № 27 по Алупкинскому шоссе.

На машине нужно ехать по Алупкинскому шоссе до смотровой площадки — за санаторием «Парус». От площадки тропинка спускается к причалу и ступеням, ведущим к замку.

Прямо у подножия скалы Аврора находится пристань, от которой ежедневно по расписанию с утра до вечера отходят прогулочные катера, проходящие вдоль морского побережья от Алупки до Ялты, рейс могут отменить или перенести лишь в случае шторма.

Дорогие читатели, это все, что я хотела Вам рассказать в статье Фото Ласточкино гнездо Крым где находится история замка адрес , надеюсь Вам было интересно.

Будьте здоровы и счастливы, интересных Вам путешествий и хорошего отдыха!

Адрес: Россия, республика Крым, посёлок Гаспра
Дата постройки: 1912 год
Архитектор: Шервуда Л.В.
Координаты: 44°25"49.9"N 34°07"42.5"E

Содержание:

Краткое описание

На краю 40-метровой Аврориной скалы, нависая над морем, примостилось миниатюрное белоснежное здание, называемое Ласточкиным гнездом. Этот памятник архитектуры и истории, увековеченный на гербе посёлка Гаспра, по праву считается символом Южного берега Крыма .

Ласточкино гнездо, выстроенное в псевдоготическом стиле, напоминает рыцарский замок. Зубчатые стены со стрельчатыми окнами поднимаются уступами к венчающей всё сооружение круглой трёхъярусной башне со шпилями.

Внутреннее убранство «Ласточкиного гнезда» нельзя назвать роскошным, здесь нет никаких украшений, кроме старинных каминов и балок из чёрного дерева с подпорами в виде лягушек. Размеры замка не велики: ширина - 10 метров, длина - 20 метров и высота - 12 метров, но он впечатляет своим удачным расположением - между морем и небом .

Любовное гнёздышко Авроры и Посейдона

Об этом замке сложена романтическая легенда: владыка моря Посейдон влюбился в богиню утренней зари Аврору, но его страсть не была взаимной. Бог моря задумал приворожить Аврору с помощью волшебной диадемы.

Он прибегнул к хитрости, уговорив повелителя ветров Эола заслонить небосвод чёрными тучами, чтобы Аврора не смогла украсить утро чудесной зарёй. Задремала повелительница зари в томительном ожидании, и Посейдон подкрался к ней с волшебной диадемой в руках, но уронил корону в расщелину. Рассеялись тучи, и Аврора осветила небо лучами. Один из лучей вспыхнул в ущелье, где покоились осколки короны Посейдона, и, загоревшись ярким светом, превратился в красивый замок .

Краткая история «Ласточкиного гнезда»

Первое деревянное сооружение на уступе мыса появилось в конце XIX века, когда отставному генералу, участвовавшему в русско-турецкой войне, пожаловали земли в Крыму, и он построил здесь загородный дом. Вторым владельцем усадьбы стал придворный лекарь и гласный земства А. К. Тобин.

После его смерти вдова продала имение московской купчихе Рахманиной. Свой современный облик Ласточкино гнездо приобрело благодаря немецкому нефтепромышленнику и барону Рудольфу фон Штенгелю .

На месте деревянного дома он воздвиг каменное сооружение, взяв за образец средневековые замки Германии . Для воплощения своего замысла барон пригласил талантливого советского зодчего Л. В. Шервуда - сына знаменитого В. И. Шервуда, спроектировавшего здание Исторического музея на Красной площади в Москве . В начале Первой мировой войны Штенгель предусмотрительно продал усадьбу купцу Шелапутину. В советское время в «Ласточкином гнезде» находился читальный зал дома отдыха «Жемчужина».

Землетрясение 1927 года пощадило замок, он почти не пострадал, не считая сорванных шпилей и обрушившегося нижнего балкона. В ходе реконструкции строение обнесли антисейсмическими поясами.

Ласточкино гнездо - источник вдохновения

В последние двадцать лет в стенах замка находился ресторан итальянской кухни. Горячительные напитки и великолепные пейзажи вдохновляли посетителей на подвиги - прыжки в море из «гнезда». В 2011 году власти Крыма закрыли ресторан, а в здании разместили выставочные залы. В экспозиции представлены литографии, рисунки и гравюры, рассказывающие об истории Южного берега Крыма. В сентябре 2011 года на скале «Ласточкино гнездо» проводился международный чемпионат по клифф-дайвингу - акробатическим прыжкам в воду .

История замка на скале

Ярко высвечен на фоне моря и неба знаменитый готический замок над обрывом - «Ласточкино гнездо». Неброско, почти затаенно, как все по-настоящему ценное, темнеет за ним юго-западный отрог мыса Ай-Тодор. О Ласточкином гнезде сложено много легенд, но и реальная его история интересна.

Загадочной романтикой средневековья овеян замок из серого камня с изящными готическими башенками, расположенный на самом краю обрывистой скалы. Ежегодно он привлекает к себе сотни тысяч туристов, стремящихся рассмотреть вблизи миниатюрную жемчужину архитектурного гения, являющуюся сегодня символом Южного берега Крыма. Сегодня Ласточкино гнездо служит эффектным украшением и достопримечательностью крымского полуострова.

С конца XVIII века, после присоединения Крыма к России (1783 год), состоятельные люди стали покупать на Южном берегу земли, строить дворцы, закладывать парки. Стало традицией приезжать в Крым на отдых. Приезжие, будь то владельцы имений с их семьями и гостями или люди победнее, которым Крым нужен был для лечения, любовались берегом и в каждое название невольно вкладывали отношение первооткрывателей того, что давно открыто.

Аврора у древних римлян - богиня утренней зари . Назвать скалу ее именем могли, скорее всего, люди, которые приезжали и приходили сюда на рассвете, чтобы встретить восход солнца. Они были мирными гостями на этой земле и продолжили бесконечную, как сама вселенная, традицию поиска красоты. Мы с вами - их наследники.

Первым известным строением на Аврориной скале считается деревянная дача »Генералиф» («Замок любви»). Ее хозяином был неизвестный генерал , участник Русско-турецкой войны 1877-1878 годов, и, как видно, романтик. Ведь, будучи уже в генеральском возрасте, он дал своей даче название «Замок любви» ! Какие причины навеяли такое романтическое название: красота окружающей природы, восторженные мечты или земное чувство любви к женщине, - нам неведомо. Можно только пофантазировать об истории позднего, печального и грешного чувства, ради которого и выстроили на труднодоступной скале это пристанище. Кто был рядом с хозяином звездными ночами, кого будила, кого утешала богиня утренней зари?

Сейчас остается только предполагать, что именно вдохновило генерала-романтика на столь неожиданное решение. Быть может, к строительству небольшой деревянной дачи его побудил не только очаровательный крымский пейзаж, но и рассказы старожилов о некогда располагавшемся на этом месте святилище богини Девы, которой поклонялись местные аборигены – тавры. Возможно также, что на эту мысль его навело особое дерево. По преданию, оно росло на том месте, где сейчас расположен замок, прямо из каменного монолита, пробив для себя отверстие, равное диаметру ствола. Кто знает, а может быть, причиной была одна из забытых ныне крымских легенд о богине утренней зари – Авроре, в честь которой и была названа скала.

Как бы там ни было, а живописная местность впечатлила бывалого воина и вдохновила его на строительство. Каждый день генерал поднимался на скалу, где проводились работы, и следил за тем, чтобы в точности выполнялось каждое его требование. И вскоре скалу увенчала небольшая, но уютная одноэтажная дача, получившая свое первое название – Генералиф.

«Замок любви» на труднодоступной скале привлекал внимание, его изображали на своих полотнах художники-маринисты И.К. Айвазовский (1817-1900), Л.Ф. Лагорио (1827-1905), А.П. Боголюбов (1824-1896). Разве смогли бы они воспеть этот божественный пейзаж, не будоража фантазию, не обращаясь к самим богам?

Старожилы рассказывают полузабытую историю о жестоком и отважном джигите, который на потеху публике завязывал обреченной лошади глаза, садился верхом, разгонялся и прыгал со скалы в море, пролетая по воздуху все сорок метров! Он ухитрялся остаться невредимым, выплыть на берег, поклониться зрителям, небрежно принять награду. Потом покупал новую лошадь и готовился к очередному прыжку.

После смерти таинственного генерала его наследники продали дачу члену городской управы города Ялты Альберту Тобину, который служил придворным врачом в Ливадийском дворце, излюбленном месте отдыха царской семьи. Известно, что чета Тобиных успела несколько видоизменить деревянный домик. В это время возникло и закрепилось за домиком на скале название «Ласточкино гнездо». Но по неизвестным причинам мадам Тобина предпочла продать свое имение влиятельной московской купчихе Анне Рахмановой, владелице нескольких доходных домов в Москве.

Для новой хозяйки Ласточкиного гнезда, богатой и образованной дамы, это приобретение было просто очередным капризом. Рахманова с энтузиазмом приступила к перестройке крымского имения. Она снесла деревянную постройку и возвела каменный дом, который и сегодня можно видеть на открытках начала XX века. Но, видимо, к 1911 году у Рахмановой пропал интерес к своему гнездышку

В 1911 году имение у московской купчихи приобрел крупный немецкий нефтепромышленник барон фон Штенгель . Разрабатывая месторождения бакинской нефти и, очевидно, скучая по родной Германии, барон пожелал оставить в Крыму память о рыцарских замках средневековья. В 1912 году на Аврориной скале для него построили миниатюрный замок в готическом стиле, с башенками и стрельчатыми окнами. Именно благодаря ему мы сегодня восхищаемся красивым замком, напоминающим средневековые крепости в готическом стиле, которые можно часто видеть на родине барона, в Германии.

Как и прежние хозяева, нефтепромышленник решил изменить дизайн своего приобретения. Для этого он пригласил московского архитектора-модерниста Леонида Шервуда, младшего сына знаменитого архитектора Владимира Шервуда, который в свое время проектировал здание Исторического музея на Красной площади в Москве. Леонид Шервуд закончил Императорскую Академию художеств в Петербурге, а затем продолжил обучение в Париже. Он увлекался творчеством талантливого французского скульптора Огюста Родена, был лично с ним знаком и прислушивался к его советам. Обладая хорошим вкусом, Шервуд по достоинству оценил место расположения своего очередного шедевра и вскоре предоставил проект заказчику.

Автором проекта был талантливый потомственный московский зодчий А.В. Шервуд, сын знаменитого архитектора В.О. Шервуда, проектировщика здания Исторического музея в Москве. Задуманная архитектором ступенчатая композиция исходила из малых размеров участка. Здание 12-метровой высоты располагалось на фундаменте шириной 10 и длиной 20 метров. «Птичьим» объёмам отвечало внутреннее устройство: прихожая, гостиная, ступеньки и две спальни последовательно располагались в двухэтажной башне, которая поднималась над скалой. Рядом со зданием был разбит сад. Он в результате землетрясения обрушился в море.

Барон был в восторге от проекта и не жалел денег на строительные работы. Старый дом был полностью снесен, а на его месте в 1914 году вырос настоящий готический замок в миниатюре из серого крымского известняка и желтого евпаторийского камня. Но недолго он радовал своего владельца: 28 июля 1914 года началась Первая Мировая война, и немецкому нефтепромышленнику пришлось покинуть Российскую империю. Ласточкино гнездо было продано богатому купцу и меценату Павлу Шелапутину.

На взгляд специалиста неверные пропорции соединены столь же неудачно; комбинация двух кубов и плоской призмы зрительно давит на цилиндр башни, не уравновешивая композицию, а «пытаясь столкнуть ее в бездну». Вопреки архитектурным нормам, объемы не исходят один из другого и потому не выглядят единым целым. Части здания сопряжены механически, но с полярной нагрузкой, то есть не притягивая, а подталкивая друг друга. Некоторым элементам, например башне с провисшим балконом, явно недостает визуальной тяжести. Со стороны весь дворцовый комплекс кажется шаткой конструкцией, готовой в любой момент рухнуть в морскую бездну.

Возможно, конструктивная неустойчивость задумывалась изначально. Шервуд мог запланировать такую постройку по просьбе заказчика. Однако другим архитектурным несообразностям объяснения найти невозможно. Объемы возрастают в соответствии с высотой унылой лесенки, высоким концом направляющейся к обрыву. Проводя аналогию с арифметической прогрессией, каждый последующий элемент здания высится над предыдущим. Особого внимания не уделено ни одной из частей; все они выглядят в равной степени полновесными, напоминая группу сановников одного ранга, выстроившихся по росту.

В то же время некоторая значительность сообщена деталями. Зубчатый венец увеличивается по мере уменьшения высоты блока. В средней части ансамбля расположена гостиная, выделенная широкими окнами, балконами и высокими остроконечными шпилями конусообразной формы, соединенными с рядом небольших арок. Рустика цоколя выражена в облицовке этой части камнями с грубо отёсанной, выступающей лицевой поверхностью.

К архитектурным недостаткам здания можно прибавить несоответствие размеров оконных и дверных проемов, а также крайний лаконизм внутренней отделки. Украшениями парадного зала служат массивный камин, бронзовые бра, старинная инкрустация, резные детали потолка с выпуклыми изображениями драконов. Атмосферу ушедших эпох создают 11 средневековых гepбов. Все же сказочный образ нарушен темными деревянными балками с излишне выдающимися деталями крепления.

Если в архитектурном отношении Ласточкино гнездо отнюдь не шедевр, то его художественный образ вызывает восхищение. Трогательное одиночество дворца, стойко противостоящего морской стихии, исходит от эффектного расположения. Идея устройства замка на самом краю отвесной скалы, безусловно, не является заслугой архитектора. Живописное место выбрал первый владелец, который невольно увековечил свои грезы и преподнес потомкам сказку в камне.

Сегодня многие приписывают именно Павлу Шелапутину такое деяние, как открытие ресторана в замке Ласточкино гнездо. Однако это не соответствует истине. Дело в том, что Шелапутин к тому времени уже был тяжело болен. Он успел совершить сделку купли-продажи с бароном фон Штейнгелем и после этого сразу же уехал на лечение в швейцарский город Фрибур, где и умер в том же 1914 году. Ласточкино гнездо перешло по наследству его несовершеннолетним внукам.

И все же, как этот замок стал рестораном? Дело в том, что, пока наследники подрастали, управляющий крымскими имениями Шелапутиных решился открыть в этом здании доходное место – ресторан. Но особых доходов он не приносил, поскольку наступили нелегкие времена: сначала грянула Первая мировая война, затем – Гражданская, а после – революция. Имение было отобрано новой властью, а ресторан закрылся, но ненадолго.

В стране наступило время новой экономической политики (НЭП), которое внесло существенные изменения и в жизнь Ласточкиного гнезда. На этот раз оно перешло в ведомство ялтинского кооператива. В замке достроили открытую террасу, где и был восстановлен ресторан. Предприимчивые кооператоры тех лет пировали здесь под шум волн Черного моря ровно до 12 сентября 1927 года…

«Вспыхнула спичка, и, странное дело, стул сам собой скакнул в сторону и вдруг, на глазах изумленных концессионеров, провалился сквозь пол.

– Мама! – крикнул Ипполит Матвеевич, отлетая к стене, хотя не имел ни малейшего желания этого делать.

Со звоном выскочили стекла, и зонтик с надписью «Я хочу Подколесина», подхваченный вихрем, вылетел в окно к морю. Остап лежал на полу, легко придавленный фанерными щитами.

Было двенадцать часов и четырнадцать минут. Это был первый удар большого крымского землетрясения 1927 года. Удар в девять баллов, причинивший неисчислимые бедствия всему полуострову, вырвал сокровище из рук концессионеров».

И. Ильф и Е. Петров,

«12 стульев»

В 1927 году в Крыму произошло сильное землетрясение с эпицентром в море, близ берегов Ялты. Были два толчка среди ночи. Первый - слабый, как бы предупреждающий, заставил людей выйти из домов. Потому и оказалось при многих разрушениях сравнительно мало жертв. Второй толчок ударил в полные девять баллов.

Мощное землетрясение, которое вошло в историю полуострова как Ялтинское, или Крымское, принесло много бед и разрушений. Каменные глыбы срывались со скал и летели вниз, круша все на своем пути. Даже гора Аю-Даг сползла в море от столь мощного толчка. Не обошла беда стороной и замок на Аврориной скале. Вот как описано это событие в книге А. Никонова «Крымское землетрясение 1927 года»: «…На балконе, висевшем над морем, ужинало довольно много посетителей из соседнего дома отдыха «Харакса». Публика разошлась лишь за 10 минут до главного толчка, от которого разрушилась башня этой затейливой дачи. Упавшие на балкон камни разбили столы и стулья, сломали перила и сбросили часть этой мебели в море, куда последовали бы и посетители, если бы они задержались на 10 минут позже. В башне, построенной из желтого евпаторийского камня, образовались 2 бреши, как будто ее прошило огромное ядро». Часть Аврориной скалы обрушилась, смотровая терраса перед зданием нависла над пропастью. И в завершение этой катастрофы глубокой косой прямо под замком прошла в скале трещина.

Ласточкино гнездо устояло, но на долгие годы стало аварийным зданием, и на сорок лет превратилось в романтические развалины. Правда, есть сведения, что в 30-е годы жизнь здесь все же возобновилась на непродолжительное время. Замок переоборудовали в библиотеку для отдыхающих санатория «Жемчужина», который находился поблизости. Видимо, местные власти не приняли всерьез последствий землетрясения. И только когда трещины в здании стали угрожающе расползаться, эксплуатацию Ласточкиного гнезда запретили. Конечно, впоследствии не обошлось и без туристов-экстремалов, которые в поисках приключений искали любую возможность «просочиться» на территорию замка, чтобы полюбоваться дивным видом, открывавшимся со смотровой площадки.

Предложений по технике беспрецедентного и абсолютно необходимого ремонта поступило много. Возникла даже радикальная идея - разобрать замок, пронумеровать камни и плиты и сложить в прежнем порядке на новом, безопасном месте. Нет, это было бы уже не Ласточкино гнездо!

В 1930-е годы в замке находился читальный зал местного Дома отдыха.

Почтовые открытки 1928-33 годов

Только в 1967-1968 годах, через сорок лет после землетрясения, рабочие «Ялтаспецстроя» выполнили этот полуфантастический ремонт, не разбирая стен. Руководил операцией архитектор И.Г. Татиев . Прежде всего, требовалось подвести к объекту подъемный кран и другую достаточно тяжелую строительную технику. И это по дорогам, которые предназначались в основном для легковых автомобилей и редких автофургонов с продуктами! С большим трудом и риском удалось завершить все приготовления. Скала оказалась перегруженной, а работа, между тем, планировалась долгая. Она требовала от строителей сноровки, сообразительности, большого мужества.

Начавшиеся в 1968 году восстановительные работы касались укрепления фундамента, частичного видоизменения фасада и внутренних помещений. Автор проекта реставрации, ялтинский конструктор В.Н. Тимофеев посадил крайний блок здания на консольную железобетонную плиту, заведенную под центральный объём. Таким образом была надежно закреплена крайняя часть дома, оставшаяся висеть над обрушенной скалой. Помимо монолитной плиты, всю постройку обнесли антисейсмическими поясами.

Увеличенная в высоту башня обрела декоративность благодаря четырем шпилям. Правильный архитектурный приём нарушил унылое возрастание объёмов, сделав акцент на крайней части дворца. Сегодня восстановленный замок официально признан памятником архитектуры прошлого столетия.

Если альпинисты привыкли проводить свои «рабочие дни» над пропастью, то для каменщиков «Ялтаспецстроя» это было в новинку. Отыскались и спасли дело добровольцы. Работая в подвешенной люльке, они закладывали трещину камнями, заливали бетоном. Под основание замка подвели железобетонную плиту, швы одели свинцовой оболочкой. Затем, уже без героизма и не торопясь, рабочие провели реставрацию здания. В таком «антисейсмическом поясе» обновленное Ласточкино гнездо обрело, на радость всем, кто любил и любит Крым, вторую жизнь.

В новейшее время возле готических стен разросся стихийный рынок сувениров. Чего только тут не увидишь: тысячи мелких поделок из керамики, можжевельника и всевозможных пластмасс, кораллы и ракушки тропических морей, цветные фотографии, картины. Больше всего видов самого Ласточкина гнезда: на холстах, на ватмане, на металлических и пластмассовых подносах, на «амфорах» из благородной керамики. Ходовой товар для круглосуточной местной торговли!

Скала «Парус»

Скала «Золотые ворота»

И сейчас многих молодых мужчин тянет на подвиги: удивить публику или даму сердца, проверить свои способности, посмотреть сраху в лицо, прыгнув с огромной высоты вниз… в волнующееся Черное море… Да, были отчаянные парни, которые решались на такие прыжки. Не всем, к сожалению, везло. Редкие счастливцы оставались невредимыми, только отлеживались по нескольку дней. Но находились сорвиголовы, готовые повторить прыжок и даже заработать! Правда и то, что на них разрывалась одежда, будто подсеченная бритвой…

На разные лады пересказывают здесь один фантастический случай. Молодой ялтинец, житель одного из старых кварталов Дерекоя, после тяжелой ссоры с женой поехал к Ласточкиному гнезду, поднялся на запретный обрыв, перелез через парапет и в отчаянии, а может быть и с некоторой рисовкой в расчете на зрителей, бросился вниз. Обреченное сердце могло остановиться еще в полете, но сработал многолетний навык: выросший у моря, человек много раз прыгал со скал и соляриев. Не поддался он смертельному ужасу - выпрямился, развел руки крыльями, полетел отвесно вниз, подправляя траекторию в воздушном потоке, который вдруг оказался ему помощником, вошел точно головой, разбив поверхность, как бутафорское перекрытие, выставленными вперед руками. Когда вынырнул и добрался до берега, к нему бросились отдыхающие с фотоаппаратами. «Героя» восхваляли, подзадоривали, просили повторить прыжок, даже собирали деньги. Неудачливый (или, наоборот, слишком везучий?) самоубийца отказался: шаг, смертельный по замыслу, вернул его к жизни…

Со стороны моря у подножия скалы можно отыскать несколько подводных пещер и даже занырнуть в каждую из них, освещая путь водонепроницаемым фонарем. Охотники за неповторимым, вы не разочаруетесь! Только будьте начеку: подводный грот - не лучшее место для встреч, а встреча с теми, кто нырнул туда раньше и уже плывет обратно, вовсе не исключена, особенно днем, в разгар пляжного сезона. Не напугайте друг друга!

Причал в уютной бухте позволяет швартоваться теплоходам местного сообщения даже в четырехбалльный шторм, когда закрыты соседние портопункты «Золотой пляж» и «Мисхор». Со всех концов Крыма собираются морские и сухопутные экскурсии к «оригинальному сооружению» - замку «Ласточкино гнездо». Почти все, кто приезжает в Крым, стремятся хотя бы раз подняться к «Ласточкину гнезду». Правда, на площадке перед замком, где и без того стало тесно от торговцев сувенирами, летом собирается столько любознательных, что невольно приходят мысли о благодатном межсезонье, когда хотя бы рано утром удается побыть здесь одному или вдвоем.

С июля 2011 года «Ласточкино гнездо» больше не является рестораном. Обновленный дворец-замок отныне открыт всем гостям и жителям крымского полуострова. Вход в замок всегда теперь будет бесплатным.

Туристов будут пускать в выставочный зал на территории замка. В замке развернута выставка «Волшебный мир Архипа Ивановича Куинджи», на которой представлены картины из фондов Симферопольского художественного музея, в т.ч. его легендарная картина «Лунная ночь на Днепре».

Уникальность выставки – в том, что она оформлена по тому же принципу, который применял сам художник. Картины представлены в абсолютной темноте, освещенные направленным лучом света. Также во дворце и на прилегающей к нему территории планируется проводить концерты камерной музыки, историко-литературные вечера, театрализованные представления, презентации и т.д.

Предусмотрено создание выставочного павильона, в котором будет открыт художественный салон для организации торговли произведениями живописи, фотоработами, декоративно-прикладными изделиями, сувенирной продукцией, краеведческой литературой. В плане – реконструкция памятника и приведение прилегающей территории в надлежащий вид: в частности, планируется обустроить две смотровые площадки, отремонтировать подъездные пути. «Ласточкино гнездо» - памятник архитектуры и истории, расположенный на отвесной 40-метровой Аврориной скале мыса Ай-Тодор в ялтинском поселке Гаспра.

Министерство культуры Крыма и Республиканский комитет АРК по охране культурного наследия разработали концепцию использования памятника архитектуры: в замке и на прилегающей к нему территории будут проводить концерты камерной музыки, историко-литературные вечера, театрализованные представления, презентации и многое другое. В выставочном павильоне откроют художественный салон. Благодаря этому будет организована торговля произведениями живописи, фотоработами, сувенирной продукцией, краеведческой литературой и т.д.

Архитектурный памятник «Ласточкино гнездо» будет любимым местом туристов и людей, любящих искусство. Выставки и прекрасные концерты, безусловно, найдут своих постоянных зрителей.

В ближайшей перспективе - проведение на территории замка балов для молодежи под сопровождение изысканной живой музыки. Так что, возможно, мы скоро станем свидетелями и участниками первого бала для девушек Ялты.

Кликабельно

У каждого региона есть свои «визитные карточки». И всякий раз, когда мы думаем о Крыме, в числе самых прекрасных достопримечательностей…


  • Усадебный экспресс: Дворцы, усадьбы и дачи Южного берега Крыма

    До декабря осталось всего несколько недель. Пора бы задуматься о том, как провести новогодние праздники. И "Усадебный Экспресс" подготовил…

  • ФОРОС, дворец Кузнецова, Крым

    Форос - одно из древнейших поселений на южном берегу Крыма. Сохранившееся греческое название впоследствии не раз привлекло к себе внимание. В…


  • История о том, как в крымском селе Александровка всем миром хотят восстановить старинный костел

    Иногда от бюрократии и несправедливости, царящих в сфере охраны памятников культурного наследия, хочется роптать. Но в такие минуты я вспоминаю о…


  • Археологи обнаружили в Крыму античную царскую усадьбу

    Во время проведения охранно-спасательных раскопок в Ленинском районе Крыма были обнаружены остатки античного поселения, которое могло быть усадьбой…

  • Сегодня реальность, сложившаяся вокруг реставрации усадеб в России складывается таким образом, что пока в одних регионах годами ждут средств на…


  • Кто виноват в том, что в Крыму не осваиваются бюджетные средства на реставрацию усадеб и дворцов?

    Сегодня реальность, сложившаяся вокруг реставрации усадеб в России складывается таким образом, что пока в одних регионах годами ждут средств на…

    Что объединяет Ялту и Сахалин? Оба города стали важными вехами в судьбе Антона Павловича Чехова. Поездка на Сахалин в 1890 году позволила ему…

  • Вероятно, что никто не станет оспаривать тот факт, что Ласточкино гнездо является визитной карточкой Большой Ялты , да и всего Крымского полуострова. Даже те, кто никогда не был в Крыму, его узнают на фотографиях и картинах – настолько известное это место! А находится Ласточкино гнездо в курортном посёлке Гаспра, на краю отвесной сорокаметровой Аврориной скалы, которая является крайней точкой мыса Ай-Тодор. Название мыса Ай-тодор переводиться как "святой Федор" с греческого языка.

    Географические координаты Ласточкиного гнезда на карте Крыма GPS N 44.430722 E 34.12825

    Опыт подобного строительства на горных обрывах Крыма уже был. За двадцать лет до возникновения Ласточкиного гнезда, в Форосе на краю Красной скалы был построен Храм Воскресения Христова на высоте 412 метров над уровнем моря. Этот храм стал, своего рода, вдохновителем на строительство нового замка. Но, к сожалению, судьба этой постройки складывалась менее удачно, чем Форосской церкви.


    Высота замка - Ласточкино гнездо составляет 12 метров, длина 20 метров, ширина 10 метров. Замок находится на отвесной скале Аврора. Замок сделан в нео-готическом стиле - с виду кажется декорацией к мультфильму с волшебниками и сказочными замками. Как только Крымский полуостров завоевала Российская Империя, земли южного побережья стали застраиваться замками и парками. Богатые люди активно покупали земельные участки, которые впоследствии обустраивали для проведения летнего отдыха. Первый домик на Аврориной скале был деревянным, а его владельцем являлся отставной генерал. Этот домик очень романтично назывался «Замком любви».

    К сожалению, точно неизвестно в честь кого (или чего) была возведена данная постройка, но очевидно, что только тёплые чувства могли послужить стимулом для создания такой красоты. Кстати, «Замок любви» можно увидеть на картинах Айвазовского, Боголюбова и Лагорио. Позже Ласточкино гнездо стало принадлежать придворному врачу Ливадийского дворца А.К. Тобину, а после смерти его жене. Позднее его купила московская купчиха Рахманина, которая и дала название этому домику – «Ласточкино гнездо». А уже в 1911 году эти места были выкуплены немецким нефтепромышленником бароном фон Штенгелем, который и занялся строительством нового Ласточкиного гнезда, которое сохранилось по сей день.


    Строительство проходило под руководством А.В. Шервуда – сына московского архитектора, самой известной работой которого является Исторический музей на Красной площади. Шервуд видел этот замок небольшим, со стрельчатыми окнами и шпилями. В целом, замок соответствовал готическому архитектурному направлению. Внутри Ласточкино гнездо также выглядело миниатюрно: двухэтажная башня вмещала в себя гостиную, прихожую и две спальни. Во дворе располагался небольшой сад. В 1914 году в здании Ласточкиного гнезда работал ресторан, владельцем которого был купец Шелапутин, выкупивший его у предыдущего владельца. Но военные действия вынудили Шелапутина покинуть страну. Он эмигрировал в Германию, где и умер. После его смерти ресторан «Ласточкино гнездо» пришлось закрыть.


    Некоторое время Ласточкино гнездо пустовал, а в 1927 году он подвергся частичному разрушению. Причиной послужило землетрясение 1927 года, в результате которого сад обвалился в море, а в скале под замком образовалась огромная трещина. Сам же замок остался практически нетронутым, но аварийно опасным. В тридцатых годах 20 столетия Ласточкино гнездо стало залом для чтения, который принадлежал одному из местных домов отдыха. А позже туда и вовсе перестали пускать посетителей, так как в любой момент замок мог обрушиться. Но всегда находились отважные туристы, которые вопреки всем запретам пробирались к замку, чтобы сделать фотографию на память.

    Нуждалось в сложнейшем ремонте. Выдвигались различные предложения по поводу его проекта и организации. Одним из предложенных решений был полный демонтаж здания с целью его воссоздания в более безопасном месте. Предполагалось, что каждый кирпич и деталь будут пронумерованы, чтобы новый замок был идентичен оригинальному. Но эта идея не нашла поддержки в верхах советской власти. Сорок лет после землетрясения никто не решался на восстановление Ласточкиного гнезда, и только в конце 60-х нашёлся архитектор - И.Г Татиев, который взял на себя ответственность за проведение ремонта. Колоссальная и опасная работа была проведена по устранению трещины. А для усиления всей конструкции под скалой установили железобетонную плиту.


    В самом начале 2000-годов Ласточкино гнездо снова становится доступным для посетителей. В его стенах снова был организован ресторан итальянской кухни, а вокруг замка расположились торговцы крымскими сувенирами. В 2011 году ресторан был закрыт, а Ласточкино гнездо получило статус архитектурного и исторического памятника национального значения и стало называться дворцом-замком. Множество выставок проходило в его залах, а экспозиции менялись каждые два месяца.


    Так продолжалось до 2013 года, пока в подпорной плите не были обнаружены трещины. Ласточкино гнездо снова закрыли для проведения ремонтных работ. Но несмотря на все преграды, этот памятник архитектуры по-прежнему является самой известной и посещаемой На южном берегу Крыма, Ласточкино гнездо узнаваемо на ровне с и и является негласным символом Крыма.

    Ласточкино гнездо на карте Крыма