Новый афон замок на горе. Новый Афон: Иверская гора, Анакопийская крепость. Как добраться до Анакопийской крепости

НА ОСНОВАНИИ ПРИКАЗА № 92 ОТ 22.09.2016 Г. ПО МИНИСТЕРСТВУ КУЛЬТУРЫ И ОХРАНЫ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ СТОИМОСТЬ ПОСЕЩЕНИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫХ ОБЪЕКТОВ: АНАКОПИЙСКОГО КРЕПОСТНОГО КОМПЛЕКСА И ИСТОРИЧЕСКОГО УЩЕЛЬЯ Р. ПСЫРДЗХА СОСТАВЛЯЕТ 200 РУБ (ВЗРОСЛЫЙ) И 100 РУБ (ДЕТСКИЙ)!

Обзорная экскурсия по Анакопийской крепости

Добро пожаловать в Национальный Новоафонский историко-культурный заповедник «Анакопия».

Мы приглашаем совершить увлекательное путешествие по Анакопийской крепости, высшая точка которой расположена на высоте 350 м над уровнем моря.

Общий экскурс

Абхазия - страна древнейшей истории и культуры. Ее многочисленные материальные и духовные памятники свидетельствуют о долгом и непростом пути развития народа, о значительных политических успехах и неизбежных трагических поражениях.

Путешественнику, посетившему Абхазию впервые, бросаются в глаза неповторимые краски живой природы, сочетающей контрасты приморской субтропической полосы с возвышающимися над ней холмами и величественной цепи неприступных гор, подпирающих своими заснеженными вершинами небеса. Многоярусный рельеф рассекают многочисленные ущелья с бурными, своенравными реками и временами безводными ручьями, наполняющимися бешеными потоками в сезон паводков. Миллионы лет вода устремляется к морю, соскальзывая с уступа на уступ, образуя заторы и водопады, прорывая препоны на своем пути. Эта извечная борьба не знает ни победителя, ни побежденного. Лишь огромные полости, вымытые в известковых массивах, являются ярким триумфом водной стихии, захватывающим дух зрелищем подземного мира пещер и залов, многочисленных на территории города и его окрестностей.

В исторических летописях нашего времени встречаются названия Апсара, Псирта, Анухарет, Анакопия, Никопсия. В них легко узнаются современные топонимы Псырдзха и Анхуа. А название Анакопия дошло до нас без изменений.

Новый Афон - Анакопия - располагается в центре современной Абхазии, заполняя древнюю пойму реки Псырдзха и окружающие ее возвышенности. Самой знаменитой из них является Анакопийская гора, заглядывающая в морские горизонты с высоты 345 м. над у. м. Словно бастион, она уходит своими крутыми склонами в ущелья рек Псырдзха с востока и Мысра (Агаца) с запада, преграждая путь в древнее славное поселение Анхуа и во всю внутреннюю Абхазию. Именно поэтому наши предки основали на этой вершине замок, именуемый нами Анакопийская цитадель.

Северо-восточнее, почти напротив Анакопийской горы возвышается лесистая гора под названием Акую или Афонская (550 м. над у. м).

История этих мест хранит древние загадки. Они уходят своими корнями, без преувеличения, в незапамятные времена. Ведь человек пришел на эту землю несколько сотен тысячелетий назад. Его привлекали необыкновенно мягкий климат, удобный рельеф местности, многоводные родники и близость моря. И каждое поколение оставляло плоды своих рук: от каменных орудий до величественных архитектурных сооружений.

В нашем небольшом городе с его обширными окрестностями достаточно следов человеческой деятельности, чтобы пытливый путешественник самостоятельно проследил всю историю развития человечества…

Давайте мысленно вернемся в далекое прошлое, во времена, когда здесь впервые появился человек. Поселения древних людей были расположены на высоких террасах, окруженных горами, в складках которых скрываются от постороннего взгляда карстовые пещеры, гроты и навесы, служившие жильем для древнего человека. Самый знаменитый из них - грот Агца, расположенный неподалеку от Нового Афона, в селе Анхуа. На его естественных стенах обнаружены рисунки, древнейшие из которых сделаны 15 – 20 тысяч лет назад, в эпоху древнего палеолита. Культ пещеры, свойственный в прошлом населению горных стран, являлся устойчивой традиций и у абхазов.

Уже в 6 – 5 тысячелетии до н. э. на южном склоне Анакопийской горы возникло поселение. Это был новокаменный век в истории Анакопии. На смену ему пришел бронзовый, достигший наибольшего расцвета в родственных колхидской и кобанской материальных культурах. Многочисленные бронзовые предметы, найденные в окрестностях Анакопии достойно представлены во многих музеях Абхазии и России, они отражают высокий уровень мастерства обработки металла и элементы древнего творчества, по-видимому, связанного с религиозными представлениями. На топорах поздней бронзы встречаются символические геометрические фигуры, изображения солярных знаков и мифических животных.

(Эрмитаж: ритон, всадник, топор, наконечник копья).

Еще сто с лишним лет назад, побывавший в этих местах Антон Павлович Чехов, заметил: «Кто побывал в Новом Афоне и не посетил Иверскую гору, подобен тому, кто был в Риме и не видел в Ватикане римского папу».

Как и перед великим писателем, перед нами предстанут развалины старой крепости. Но некогда это был красивейший и крупнейший город на Черноморском побережье, город-крепость – столица Абхазского царства. Резиденция абхазских царей, окруженная несколькими линиями оборонительной стены, была мощным и неприступным сооружением. На этой земле нет камня, который не хранил бы следов кровавых побоищ. Крепость пережила их множество – одно кровопролитнее другого…

Необходимость неприступной крепости для абазгов была очевидной. В первых веках н. э. Западное Закавказье находилось под властью Римской империи. На территории Абхазии появляется ряд крепостей, в которых на постоянной основе дислоцируются римские легионеры. Главной из римских крепостей становится Себастополис. К началу 2 века н.э. формируются царства апсилов, абасгов, санигов, зихов, получающие инсигнии власти от императоров Рима. Под влиянием римского могущества устанавливается стабильность и порядок на Черном море, вновь оживает торговля, в которой активно участвуют местные цари. Характер царской власти на этом временном отрезке отличается высокой централизацией, что отвечало интересам могущественного патрона. Местные цари полагались на поддержку римских войск, расквартированных в Абхазии, активно участвовали в транзитной торговле рабами, спрос на которых только увеличивался. Это объясняет устремление правящей элиты под защиту крепких стен. Надо полагать, что Рим санкционировал появление опорных баз– крепостей, в качестве ставок местных царей. Последние научные данные свидетельствуют, что первая линия обороны на вершине Анакопийской горы появилась не позже 2 в. н. э., в качестве опорного пункта санигов, занимавших в это время значительную территорию на северо-западе Абхазии. Анакопийская цитадель - одно из наиболее ранних укреплений Абхазии, выстроенных в греко-римской строительной технике. Стены сооружены из гладко отесанных монументальных квадров, выложенных рядами, с чередованием ложков и тычков. Для скрепления квадров использовался известковый раствор. За монументальной каменной оградой располагалось святилище и другие важные постройки.

В 3-4 вв. в Колхиду начинают вторгаться северо-кавказские горцы и кочевые племена готов, гуннов и др. Силы римлян, дислоцированные здесь, используются для защиты периферийных владений Римской империи. Абхазские царства не платили дань Риму, однако обязаны были собственными силами охранять горные перевалы от вторжений с Севера. Гагрская крепость должна была обезопасить край от нашествия северо-запада, Анакопия – с юго-востока. Вплоть до 6 в. государственные образования на территории Абхазии оставалась в подчинении у римлян, которые теперь назывались ромеями со столицей в Константинополе. Только теперь окрестности Анакопии занимали Абасги, вытеснившие санигов, либо слившиеся с ними. Нам не известны битвы или иные события в Анакопии либо в ее окрестностях, предшествовавшие войне между византийцами и абазгами в 552 году, о которой поведал придворный историк Прокопий Кесарийский.

Путешествующему морем человеку издали открывается горная цепь, начинающаяся далеко на востоке. Постепенно понижаясь уступами, она опирается на Акую, затем снова стремится вниз, чтобы окунуть свои ноги в морской волне. Это и есть Псырдзха-Гумищхинский массив, описанный византийским летописцем Прокопием Кесарийским в 6 в. н. э. «За пределами апсилов, у входа в Авасгию, есть местность такого рода расположения. Гора высокая и к Кавказу простирающаяся понемногу спадает и, наподобие лестницы склоняя хребет (понижаясь), достигает и кончается у Понта Эвксинского. В нижней части этой горы авасги некогда лагерь мощнейший и широчайший соорудили. Они имели обыкновение здесь искать убежища и защищаться от вторжения врагов, используя трудность непреодолимого места».

Летописец упоминает крепость Трахею, что по-гречески означает суровокремнистая. Именно такой предстала Псирта пред ромейским карательным отрядом, направленным сюда командующим войск Армении и Востока Бесса для покорения отколовшихся абазгов.

Трахейское сражение

Начиная с 5 века, между Восточной Римской (Византийской) империей и Сасанидским Ираном шло соперничество за политическое и экономическое господство в странах Передней Азии, бассейнов Средиземного и Черного морей, за овладение торговыми путями, которые вели в Китай и Индию. В международной политике того периода особую роль играло Закавказье, в частности Колхида.

В 6 веке это соперничество вылилось в длительную, кровопролитную войну за утверждение в Колхиде. Абасгия считалась вассально зависимой от Византии страной. В 6 в. она состояла из двух областей. Каждая из них имела во главе своего правителя – базилевса. Чтобы утвердиться в соперничестве с Ираном император Юстиниан (527 – 565) пытался полностью подчинить себе Абазгию. Византийская экспансия в Абазгии начала принимать угрожающий характер, хотя поначалу императорский двор проводил сравнительно лояльную политику по отношению к Абазгии.

С возобновлением войны в Колхиде между византийцами и персами в 542 году римские войска покинули базы в Абазгии. Это послужило сигналом к восстанию против поработителей. Абазги свергли царей –тиранов, ставленников Рима, постановили жить согласно законам предков. Однако внешние угрозы принудили абазгов вновь избрать себе царей-предводителей: для западной - Опсита, для восточной - Скепарна.

В качестве союзников было решено взять иранцев. Для установления союзных отношений с ними туда была отправлена делегация. Ее возглавил правитель Абазгии – Скепарна.

Иранский шах Хосрой 1 Аноширван (531 – 579) с радостью принял сообщение об отпадении абазгов от Византии и о желании их стать союзниками Персидской державы. Такой союз укреплял позиции Ирана в важной в стратегическом отношении части Восточного Причерноморья. В результате переговоров между Хосроем и Скепарной был заключен «союз» и договоренность о помощи абазгам в борьбе с византийцами.

Вскоре в Колхиду были отправлены персидские войска под командованием Набеда. Но ситуация вынудила их вскоре покинуть Колхиду.

В результате, Абазгия оказалась одна лицом к лицу с Византийской империей. Естественно, что Константинополь решил сурово расправиться с осмелившимися отпасть от «римлян» абазгами. В 552 г. расстановка сил в театре боевых действий в Лазике начала перевешивать в пользу византийцйев. Юстиниан отдал приказ покарать отпавших вассалов.

Несмотря на то, что Абазгия представляла из себя сравнительно маленькую страну, византийцы считали ее покорение серьезным делом. Кроме того, всем была известна неприступность Трахеи.

Византийский военачальник Бесс Фракийский, по указанию императора Юстиниана, для усмирения абазгов направил довольно многочисленное и хорошо оснащенное карательное войско. Оно состояло из сухопутных и военно-морских сил. Во главе их были поставлены два опытных полководца – Иоанн и Улигаг. Их кандидатуры были подобраны тщательно: оба считались хорошими знатоками Восточного Причерноморья. Они неоднократно здесь воевали. Иоанн, помимо всего, отличался жестокостью характера.

Прибыв сюда морем, византийские войска высадились у восточных границ Абазгии, у устья р. Гумисты. После незначительного привала сухопутные отряды двинулись пешим строем, а моряки на легких судах следовали за войском вдоль берега. Когда они подошли к Трахее близко, то оказалось, что они находятся в невыгодном положении – вооруженные абазги находились над ними.

Начать сражение с невыгодных позиций означало уничтожение войска. Византийцы вынуждены были отступить. Они решили изменить тактику. Обсудив обстановку, военачальники решили прибегнуть к маневрам. Они оставили часть своего войска на этих позициях, а другую часть опять посадили на корабли, которые под командованием Иоанна вышли в открытое море в северо-западном направлении. Обогнув Трахею, эти силы высадились западнее. Двигаясь теперь уже с северо-западной стороны на юг, они оказались в тылу защитников крепости и устремились на штурм Трахеи. С юго-восточной стороны продвигались занимавшие первоначально здесь боевую позицию сухопутные отряды во главе с Улигагом.

Абазги, защищавшие Трахею, оказались окруженными с фронтовой и с тыльной стороны. Хорошо вооруженные, численно во много раз превосходящие силы византийцев наступили решительно. Это привело трахейцев в смятение и растерянность. Они почувствовали, что не сумели оказать врагу должное сопротивление и решили отступить, укрепиться внутри крепости и оттуда отражать наступления врага. Однако, в результате стремительного преследования отступавших абазгов, византийским воинам удалось проникнуть в крепость. В результате абазги были побеждены и лагерь- крепость взята. Сражение состоялось у стен абазсгского лагеря Трахея, локализуемого нами в районе современного Орлиного гнезда, напротив Анакопии через ущелье р. Псырдзха. Основной удар византийских войск приняли на себя стены Трахеи. Анакопийская цитадель не участвовала в битве, как и городские стены. Правитель западной Абазгии, военачальник, предводитель антивизантийской войны – Опсита вместе с остатками своих воинов эмигрировал к северокавказским гуннам. Византийцы упразднили власть местных правителей и Абазгию подчинили непосредственно Восточноримской империи.

Вторая оборонительная линия

Вторая оборонительная линия Анакопийской крепости была воздвигнута после Трахейского сражения, как показали современные исследований в последней четверти 6 в. Она состоит из южной, западной и восточной крепостных стен, общей протяженностью 1 км. Самая мощная из них – южная стена. У нее семь башен. Стена начинается у обрыва ущелья р. Псырдзха, пересекая склоны горы и спускаясь ниже, заканчивается над обрывом ущелья р. Мысра. Там находится юго-западная угловая башня и крепостные ворота. Перед воротами крепости была устроена искусственная площадка. Позади главной башни имелся треугольный дворик с мощной стеной и дополнительными воротами. Названные семь башен были расположены через каждые 30-60 м и выступали чуть вперед из стен. Вторая Анакопийская оборонительная линия выстроена в римско-византийской строительной технике и намекает на императорский заказ. Здесь в кладке стен и оформлении проемов используется кирпич. Византийские императоры после заключения вечного мира с Персией в 565 г. принялись укреплять ранние постройки на территории Колхиды. На территории Абасгии были возобновлены разрушенные стены Себастополиса, выстроена вторая оборонительная линия Анакопии, храм в цитадели. Обескровленная постоянными войнами с Персией и другими многочисленными врагами по периметру границ, империя отказывается от размещения гарнизонов на территории Абасгии. Здесь возрождается местная власть, изначально архонтов-правителей, затем царей, а Анакопия с ее двумя линиями обороны становится главным оплотом абазгской государственности. Развитие местной власти от архонства к царству шло параллельно укреплению церковных институтов. Уже к 660 –му году. Церковная организация в Абасгии представлена Архиепископией Абасгии с центром в Себастополисе.

Во второй половины 7 в. происходит процесс перехода от архонтсва к царству абазгов, под внешним протекторатом Византии.

Раскопками в районе второй линии обороны найдены весьма интересные предметы и объекты. Среди них – остатки небольшого храма зального типа, печь для обжига извести и керамических изделий, большое количество обломков посуды и строительной керамики, изделий из металла и стекла, свидетельствующие о внешних связях.

Сражение с арабами у стен Анакопии

Арабы, появившиеся на политической арене в 30-е годы 7 века, воспользовались взаимным ослаблением Византии и Ирана. Они за сравнительно короткое время захватили целый ряд стран и народов Ближнего Востока.

В начале 30-х годов 8 века арабский халиф Хишам назначил правителем Закавказья Мурвана ибн Мухамеда. Ему была дана 120-тысячная армия. С помощью этой армии он должен был подчинить себе местные народы. В 732-733 гг. состоялась антиарабская коалиция, в которую вошли Византия Хазария и Абасгия. Она была подкреплена династическими браками. Константин Исавр и Константин Абсгский женятся на дочерях кагана Хакасры.

Мурван в течение 732-738 гг. совершал разорительные походы в Восточной Грузии, Армении, Албании, против народов гор и Хазарии. И вот, очередная экспедиция арабов в 734-735 гг. была отправлена Мурваном ибн Мухамедом, чтобы покарать данников - Картлийских правителей, пригласивших Хазар, которые прибыли в 730-м. году в Тбилиси и убивших наместника халифа Джараха.

Арабы приступили к крепости Цихе-Годжи, захватили ее и преследуя бежавших картлийских правителей Мира и Арчила, достигли Анакопийской крепости. Арабы хотели овладеть Абхазией, установить в этом регионе прочное свое господство, отделить их от Византии и Хазарии. А преследование Мира и Арчила явилось поводом для осуществления этого замысла.

Арабские войска тщетно пытались взять штурмом этот укрепленный город. В Анакопии в это время находилось 3тысячи воинов – 2000 абхазов и 1000 грузин. Но арабы не смогли их одолеть. Немногочисленный противник был мужественным и стойким. Неприступные стены Анакопии сорвали планы арабов.

Как сообщает летописец, во вражеском лагере внезапно вспыхнула чума. Воодушевленные Божьей помощью защитники крепости атаковали все еще многочисленного, но упавшего духом завоевателя. Арабские войска не выдержали атак объединенных войск, и отступили из Абхазии.

Таким образом, огромным для тех времен войскам Мурвана ибн Мухамеда, «по численности равным темной туче саранчи и комаров», под Анакопией противостояло три, а в лучшем случае пять тысяч воинов. Но кроме божьей помощи есть и другие факторы, способствовавшие победе абхазов. Решающую роль сыграла Анакопийская крепость, ее выгодное стратегическое положение и неприступность, давшая возможность мужественным защитникам крепости выстоять перед страшной силой завоевателей. Система оборонительных линий Анакопии возникла на опыте многих осад.

После этого поражения враг под натиском местного населения вынужден был покинуть пределы Абхазии и Эгриси.

Победа над арабами у стен Анакопии изменила расстановку сил на международной арене того времени. Коалиция христианских государств во главе с Византией обезопасилась от удара арабов в слабозащищенные тылы с севера, а Византия, надеясь вернуть свое былое влияние в Абасгии, номинирует на власть младшего брата Константина Абасгского Леона, передав ему титул Архонта и наследственное право на территории Зихии, Абасгии, Апсилии, части Эгриси., в нарушение права на престол, закрепленного коалиционным соглашением 732 г. В силу того, что Хазария после жестокого поражения 737 гг. выбыла на время из международной игры, архонт Леон не получил противодействия. Он создает территориально новое государственное образование, добивается создания Автокефальной Абасгской церкви, но царем абасгов так и не становится. Уже в 60-х годах 8 Леон II – сын царя Константина Абасгского, используя восстановившиеся к этому времени силы Хазарии приходит к власти, вопреки установлениям Византийских императоров и объявляет себя независимым царем Абасгии. Анакопия, вместе со своей знаменитой крепостью, становится резиденцией абасгских царей, одним из значительных экономических, административных и культурных центров всего Западного Кавказа.

Поражение арабов у стен Анакопии положило конец их дальнейшей экспансии на северо-запад и способствовало окончательному объединению соседних территорий от р. Кубани до Лихского хребта и границ Византии на Юге.

В 10 в. Абхазское царство достигает своего наивысшего расцвета и становится одним из ведущих государств Закавказья. На постоянной службе у царя находилась конная гвардия в несколько тысяч всадников, закованных в латы. Немногим ранее (в 8 в.) Абхазская православная церковь становится автокефальной с кафедралом в Пицунде. Леониды за все время своего господства не только не разоряют и не разрушают завоеванные ими области, а, наоборот, «с легкой руки» Леона II, обустраивают их, возобновляют города и храмы, строят крепости, города, монастыри. Все это говорит о высоком уровне культурного развития, на котором находились абхазы того времени. Их продвижение на Восток не было хищническим напором, а выглядит осмысленной политико-экономической экспансией. Следует отметить выдающиеся памятники зодчества, характеризующие Абхазское царство как экономически мощную христианскую страну. След, оставленный владычеством Абхазии в жизни Западного Кавказа, переживает на несколько веков его золотую эпоху. В объединении разбитого до того на клочки Западного Закавказья, в экономическом и культурном его развитии – неоценимая заслуга Абхазии времен Леонидов.

Анакопия разрасталась и благоустраивалась в период (9 -10 вв.). Реконструировались старые здания, а оборонительные сооружения совершенствовались дополнительными укреплениями. К середине 10 века город был украшен крестовокупольным храмом на левом берегу реки Псырдзхи, храм в цитадели был перестроен и переосвящен, также подвергся перестройке воротный узел второй линии обороны. В башне были достроены верхние этажи, на четвертом появляется привилегированное жилье с камином, над воротами появляется башенный ярус с подъемной решеткой. Черта города стала доходить до самого моря, где была устроена удобная гавань. Данная строительная деятельность приписывается абхазским царям Константину III (893-922?; 899-929? гг.), его сыну Георгию II (929-960), внукам Леону III и Дмитрию III. В течение 10 в. в Анакопии формируется собственная архитектурная школа церковного и фортификационного зодчества. К ней отнесены зальные и купольные храмы с пятигранной абсидой, верхние этажи предвратной башни, объекты прибрежной линии обороны. Самое раннее изображение Анакопии показывает приморскую крепость, на месте которой монахи выстроили нижний монастырь. В источниках авторов 19 века можно прочитать о замке на берегу моря. Прибрежная крепость, являющаяся частью оборонительной системы Анакопии, стала третьей (прибрежной) линией обороны. Из ранее существовавшего крепостного комплекса до наших дней дошла только часть башни. Все остальное было разобрано на строительный материал в конце 19 века при создании нижнего монастырского комплекса. Памятник археологически не изучался, его наземная часть разрушена временем и человеком, однако сокрытые в земле артефакты расскажут будущим поколениям о прошедших временах.

Над левым берегом реки Мысра (Агаца) от предвратной башни второй линии протянулась крепостная стена, заканчивавшаяся башней на естественной возвышенности у берега моря. Это сооружение засвидетельствовал в начале ХIХ столетия французский ученый и путешественник Дюбуа де Монпере.

В 1240-х годах по внешнеполитическим причинам начинается процесс трансформации Абхазского царства на несколько государственных объединений. Царство было разделено на две части, западная часть управлялась абхазским царем, который согласно армянскому историку XIII в. Хетуму, был «силен народами и неприступными твердынями, поэтому ни самодержец Азии, ни монголы не могли взять его под свое иго». Восточная часть царства попала под полную зависимость от монголов. С конца 12 века нам не известна строительная деятельность в Анакопийской нагорной крепости. Похоже, что растраченная энергия поколений способствовала упадку как государственности, так и строительной деятельности на этой территории. И, оказавшись под внешним негативным воздействием, пришла со временем в полный упадок.

Первое упоминание о генуэзских факториях на территории Абхазии относится к 1280 году. Генуэзская фактория, расположенная в Анакопии, являлась достаточно крупным торговым пунктом. Об этом свидетельствуют итальянские карты XIV в., на которых в разных формах встречается название Анакопия: Никофия, Никопсия, Анакуфа и даже Анакопия. Здесь итальянские купцы скупали у местных феодалов рабов, лес, мед, воск, продукты земледелия и скотоводства, полезные ископаемые (серебро). Взамен генуэзцы привозили соль, предметы роскоши, быта, ткани, ковры, вооружение, специи, благовония, драгоценные металлы.

Главной статьей экспорта того времени были рабы. Они вывозились в Золотую Орду и на невольничьи рынки Средиземноморья.

В начале 60-х годов 15 в. турки захватили Крым и часть Кавказского побережья, а со взятием Каффы в 1475 г. генуэзская колониальная система в Черноморье прекратила свое существование.

После полувековой борьбы между Турцией и Ираном в 1553 г. был подписан мирный договор, по которому спорные территории были поделены на сферы влияния. Турции досталось все Западное Закавказье, в том числе и Абхазия.

Абхазия управляется собственными владетельными князьями из рода Чачба (Шервашидзе), которые постоянно участвуют в междоусобных войнах с соседями, а также противостоят туркам. В середине 17 в. усиливается турецкое владычество, которое приводит к искоренению христианства и распространению ислама суннитского толка, многие абхазские феодалы получают турецкие имена. Процветает похищение людей и работорговля. По этой причине абхазские прибрежные поселения пустеют. Роль Анакопии, как административного и религиозного центра была утрачена. Нагорная крепость опустела. Лишь в прибрежной крепости расположился турецкий гарнизон, сменивший покинувших Абхазию генуэзцев.

В конце 19 - начале 20 века монахи Новоафонского монастыря развернули бурную деятельность в крепости. Они частично разрушили стены крепости, возле южной стены цитадели построили жилой дом и здание гостиницы. Входную калитку снабдили лестницей, провели сюда дорогу. При ее строительстве они также повредили некоторые элементы второй линии обороны. Тогда же появилось нынешнее название города – Новый Афон, что значит «тихое, беззвучное место».

Экскурсия по цитадели

Та часть Анакопии, по которой мы с вами совершаем экскурсию, была самой ранней, возникшей под административно-культурным влиянием Рима во 2 в. н.э. Она представляла собой цитадель на возвышенности горы, в длину достигает 83 м, в ширину – 37 м. Стены ее были очень мощными. Они достигали 4-5 м в высоту, а их толщина была более 1м. Их возвели из плотно подогнанных друг к другу известняковых квадров (60х60 см).

Первая линия обороны на южной стене была снабжена входной калиткой с подъемным мостиком на цепях. Она была укреплена двумя башнями с восточной и западной сторон. Эти башни были пристроены к стене изнутри. В цитадели башен было три, две из них дошли до нашего времени. Утраченная надвратная башня возвышалась над входной калиткой, снабженной в древности подъемным мостиком. В начале 20 века монахи заложили проем, а камень из разрушенной временем башни использовали на постройку дома смотрителя.

Западная башня частично сохранилась. Согласно последним данным она была выстроена в 8 веке, после арабского нашествия и служила, скорее всего, в качестве жилища для церковнослужителей.

Храм Богородицы, ошибочно приписываемый св. Феодору Тирону

О наличии в цитадели ранних культовых построек говорят множественные свидетельства. Вислая свинцовая печать, найденная на склоне горы, один из таких примеров. На обеих сторонах печати (6 в.) выбиты греческие монограммы с именем эпарха Петра. Фрагменты мраморных резных деталей из Проконесса также датируются 6 в. Первый храм на вершине Анакопийской горы был выстроен в конце 6 в., и посвящен Пресвятой Богородице.

Позже, в первой половине 10 в. храм был перестроен в связи с новыми литургическими правилами, введенными в Константинополе. При перестройке древний храм был укорочен по продольной оси, изнутри и снаружи к стенам была приложена новая кладка, фасады облицованы хорошо подогнанными известняковыми плитами, в апсиде два окна из трех были заложены, в интерьере появились пилоны, на которые опирались подпружные арки в кол-ве 7 шт., поддерживавшие новый каменный свод. Единовременно был выстроен южный придел. Сохранившиеся от него углубления в основании южной стены храма наталкивают на мысль, что придел имел мемориальное значение (часовня). Храм Богородицы, как показывают современные исследования был перестроен Абхазским царем Георгием в 930-х гг.

Последние изменения храма производились монахами Новоафонского монастыря в начале 20 в. Тогда были расчищены завалы южного придела храма и смежного помещения с восточной стороны. На остатках стен южного придела была сооружена цистерна для сбора дождевой воды и водосборная терраса над ней. Внутри древнего храма была выстроена часовенка, в алтарном пределе, у восточной стены установлены каменные плиты, являющиеся раннехристианскими памятниками скульптуры и эпиграфическим свидетельством прошлого. монахи Новоафонского монастыря в начале 20 века соорудили витрину в алтарной части храма, в которой на растворе вмонтировали резные каменные детали, найденные ими на Анакопийской горе. В настоящее время данные детали перемещены в Музей Абхазского царства и представлены в его экспозиции. Там вы можете ознакомиться с ними.

С южной стороны к храму примыкает осадочный колодец. Он выдолблен в скале и отделан цемяночным раствором. Колодец этот неиссякаемый, и считается одним из «чудес» нагорной крепости.

Восточная башня

Особого внимания заслуживает восточная башня цитадели, донжон – наблюдательный и командный пункт, последний оплот светской и военной знати в случае падения крепости.

Здесь можно было прятать запасы воды и провианта, укрываться долгое время в ожидании помощи.

Башня представляет из себя четырехугольное строение с наклоненными внутрь стенами толщиной от 2,1 до 1,2 м., достигающее более 20 м. в высоту. Она состоит из построенных в два приема четырех этажей с бойницами, окнами и входной дверью.

В начале 30-х годов 11 в. в Анакопии укрывались царевна Алда и царевич Дмитрий, сдавшие крепость византийцам. Таким образом, город-крепость Анакопия, с прилегающими к нему землями, перешла во владение, и долгое время оставалась в руках византийских императоров. Окончательно время постройки не установлено. Именно в это время, надо полагать, была выстроена восточная башня.

Башня выложена из тесаных известковых блоков больших размеров на известково-гравийно-песчаном растворе техникой бутовой кладки.

Большими фрагментами сохранилась цемяночная обмазка стен первого нежилого этажа. На этом факте основывается предположение, что первый этаж был частично забутован. Здесь, скорее всего, хранились в керамических сосудах запасы продовольствия и воды на случай длительной осады крепости. Запасы воды можно было пополнять в дождливую погоду через какое-то устройство для сбора воды, не дошедшее до наших дней. Собранная вода поступала по каменному лотку, устроенному в толще стены, и поступала в сосуды, закопанные внутри, напротив этого устройства.

Башня завершается смотровой площадкой (главный наблюдательный пункт Анакопии), ее обрамляет парапет и четыре мощных угловых зубца (мерлона).

15 сентября 2006 г. станет памятной датой в новейшей истории Абхазии. В этот день был положен первый камень реставрации на участке стены между 5-ой и 6-ой башнями второй линии обороны Анакопийской крепости. Спустя немного времени, в июне 2007 г. президентом Абхазии С. В. Багапш был положен первый камень реставрации на восточной башне. В 2008 году к 15-ти летию со дня победы народа Абхазии в Отечественной войне была закончена реставрация памятника, и он был открыт для посещения. Так начался новый отсчет в ее истории.

Народная память сохранила множество легенд о неприступности Анакопии, об отваге и мужестве ее защитников. Согласно им лишь однажды хитростью и вероломством нанесли поражение защитникам Анакопии. Случилось это во время царствования Баграта, гласит легенда.

«В смутное время правил царь Баграт. Неприятель тревожил его земли. И жил народ очень бедно, и от того было среди народа большое волнение. А у Баграта был брат, который страшно завидовал своему венценосному брату. Зависть и повела его по пути предательства. Через мать свою, вероломную царицу, начал плести он паутину заговора. Бежал он из царского дворца и укрылся в Анакопии. Но не нашел он поддержки среди местных вельмож и убоявшись гнева венценосного брата, бежал в Константинополь, взяв с собой многие богатства и племянницу начальника крепости Анакопий-пха. Минуло пять или десять лет, прошел по земле Апсны слух, что хочет возвратиться на родину Анакопий-пха, и что везет она дяде своему подарки, ибо вышла она замуж за богатого купца и владеет она несметными сокровищами. Радостью наполнились сердца жителей Анакопии, когда увидели они 10 кораблей, что привезли Анакопий-пха и подарки. Встретил народ ее с великими почестями. И был большой праздник в тот день, с пирами и военными играми.

А под вечер, когда солнце окунулось в море, повелела Анакопий-пха с кораблей подарки перевезти в крепость: на каждой арбе по два огромных сундука. Сундуки эти складывали у высокой башни. Пообещала Ан-пха, что завтра будут розданы подарки. И разошелся народ по своим домам. Наступила ночь, все заснули. Не спят лишь Анакопий-пха и ее верные слуги, готовятся они завершить коварный план, который внушил им хитрый брат Баграта. И вот уже они пробираются под покровом ночи к башне, где лежат сундуки с подарками и вскрывают их. А в каждом сундуке по два вооруженных воина. Встают воины, берут в руки факелы. И вот уже их легион. Огласилась тогда крепость Анакопийская боевыми криками и началась великая резня. Крепость была захвачена за один час. Долгие годы она оставалась под властью ромеев…»

Заключение

Несмотря на кажущуюся освоенность и изученность, Абхазия и весь Кавказ еще полон тайн и загадок. Вызывают восхищение его рукотворные чудеса – памятники архитектуры и истории. Потрясают воображение природные феномены, связанные с ландшафтами, растительным и животным миром. Новый Афон лишь звено в этой цепи – его многовековая история также хранит еще множество неизведанного, того, что еще только предстоит открыть и изучить. История дальнейшего периода является не менее занимательной. С ней, а также с другими достопримечательностями вы можете ознакомиться на других экскурсионных маршрутах, предлагаемых нашим заповедником.

Так в Музее Абхазского Царства Вы сможете подробнее узнать историю зарождения и формирования Абхазской государственности на протяжении последних 2000 лет.

Маршрут по историческому ущелью реки Псырдзха раскроет древнейшую историю христианства, ведущую свое начало с апостолов Христа, проповедовавших в Абазгии.

На маршрутах заповедника в кассах продаются научно-популярные издания, подробно освещающие события, связанные с отдельными памятниками истории и культуры, а также исторического города Анакопии-Нового Афона в целом.

Приезжайте вновь, Абхазия раз за разом откроет перед вами свои сокровища.

Аргун Алхас

Анакопийская крепость находится в Новом Афоне и расположена на одноименной горе. Это древнее укрепление считается наиболее полно сохранившимся в Абхазии. Высота Анакопийской крепости над уровнем моря – 345 метров.

Историческая справка

Первые упоминания о крепости относятся к 736-737 годам. Она создавалась как мощное оборонительное сооружение от врагов. Несмотря на внушительный возраст, на сегодняшний день сохранились главные стены и конструкции крепости.

Главное предназначение крепости – защитить абхазские земли от любых нашествий. Эта функцию успешно выполняла Римская башня, с последних этажей которой были видны все морские и сухопутные окрестности. В последующем могущество крепости только усиливалось. Спустя три века крепость стала культурным и политическим центром Абхазии.

Описание

Анакопийская крепость в Новом Афоне построена в виде кольца, состоящего из громадных известняковых глыб. Она имела две оборонительные линии, а общая площадь комплекса сооружений составляла более семидесяти тысяч квадратных метров.

Одна из башен крепости – Воротная, круглой формы. Ее расположение позволяло вести обстрел противника под углом почти в триста градусов. На втором этаже этой башни сохранился арочный вход и пять бойниц, расположенных в нишах.

Южная стена включала в себя семь башен. Сооружения были построены примерно в VII веке. Для возведения башни использовались кирпич и белый камень. Башни южной стены расположены каждые тридцать-шестьдесят метров и выступают слегка вперед из стен.

Восточная башня четырехугольной формы отличается от западной качеством кладки и размерами. В высоту она достигает 16 метров и состоит из четырех этажей. Здесь были окна, бойницы и входная дверь. Башня выполняла роль основного командного пункта, а также являлась последним рубежом на случай падения цитадели. С Восточной башни открываются роскошные виды на морское побережье.

Археологический памятник

Анакопийская крепость в Абхазии представляет большой интерес для археологов. На ее территории среди древнейших захоронений ученые находят оружие: копья, мечи, щиты. В III-IV веках нашей эры ремесленники создавали на территории Анакопийской крепости орудия для сельскохозяйственных работ и украшения – статуэтки, кольца, бусы и браслеты. Уже в IV веке это место стало резиденцией для правителей Абхазии, а Анакопия – одним из крупнейших городов.

Современная Анакопийская крепость

Сегодня из центра города в эту достопримечательность Абхазии ведет дорога, с поворота которой открывается вид на Новоафонский монастырь, кипарисовые аллеи, серебристые и красные крыши домов, покрытые сочной зеленью парков и садов, Афонскую гору и бесконечное море. Затем дорога ведет в дубовый лес, сквозь заросли которого можно рассмотреть известняковые плиты.

Колодец

Анакопийская крепость примечательна своим колодцем – сегодня к нему стекаются туристы всего мира. Вода в колодец попадает через естественный канал из удаленных мест, где отмечается стойкий уровень ледниковых вод. Гора никак не подтверждает наличие природного источника, напротив, она вся покрыта трещинами, через которые естественные осадки впитываются в недра. Именно поэтому с природной точки зрения колодец в Анакопийской крепости не может существовать.

Как добраться

Чтобы добраться до достопримечательности Нового Афона самостоятельно, нужно ориентироваться на остановку, имеющую вид большой ракушки, украшенной мозаикой. От нее нужно повернуть в сторону Иверской горы и проехать по серпантину мимо Новоафонской пещеры. Затем свернуть на улицу Чанба и продолжить движение в гору.

Совсем скоро на пути появится смотровая площадка с зоной отдыха и автомобильной парковкой. Здесь машину нужно оставить, купить билет в кассе и вместе с гидом отправиться на полуторачасовую экскурсию. Режим работы Анакопийской крепости – круглосуточный, стоимость экскурсии – 150 руб.

— сооружение V века на Иверской горе в городе Новый Афон, Абхазия, построенное ещё римлянами и абазгами. Предположительно строительство крепости началось в IV веке. Это одно из наиболее хорошо сохранившихся укрепительных сооружений своего времени на территории Абхазии.

Принято считать, что само слово «Анакопия» переводится с абхазского как «изрезанная» или «иссеченная». Те, для кого родным языком был греческий, называли крепость Трахеей, то есть «суровокаменистой». Существует немало исторических источников, в которых данное сооружение встречается под названием Трахея Анакопия.

Крепость была призвана защитить эти земли от нашествий южных орд, также как Гагрская твердыня — на севере.

Первые упоминания о цитадели относят к 736−737 годам. Именно в эти годы, благодаря крепости, удалось остановить войско арабов, численность которых, по свидетельствам исторических данных, составляла 60 тысяч.

Основываясь на исторические источники, ученым удалось выяснить, что в цитадели скрывался грузинский царь Арчил вместе со своим войском. Они давали отпор арабам, войско которых возглавлял Мурван-ибн-Мухаммед, он также известен под прозвищем Глухой. Так его называли современники из-за его жестокости по отношению к людям, мольбы которых он не желал слушать.

Войско арабов потерпело сокрушительное поражение, несмотря на огромное количество воинов, и они больше не возвращались на территорию Абхазии.

После этого события Анакопийская крепость стала центром (культурным и политическим) Абхазии практически на сто лет.

В 788 году арабский полководец Сулейман-ибн-Исам совершал попытки нападения на Анакопийскую крепость, но его ждала та же участь, что и Мурвана-ибн-Мухамеда, и Анакопийская крепость была снова спасена.

На обрыве крепости с северной стороны в начале IX века был возведен храм в честь Феодора Тирона. Это здание многократно подвергалось перестройке, и от его первоначального вида практически ничего не осталось.

Сейчас с уверенностью можно сказать, что сохранилась алтарная часть от исходной постройки. Помимо этого в целости удалось сохранить плиты из известняка, на которых можно увидеть различные изображения, относящиеся к христианским символам времен начала зарождения этой религии.

Сегодня плиты можно увидеть у алтаря, где они специально были собраны.

На горе Новый Афон был построен надвратный храм во имя Пресвятой Девы, где был помещен ее образ. В течение нескольких веков находилась нерукотворная икона Пресвятой Девы в Анакопийском храме.

Как гласит легенда, иноки заметили далеко в море столб, который, казалось бы, был сотворен из огня. Этой же ночью одному из монахов, старцу Гавриилу, во сне пришла Божья Матерь. Она велела старцу идти по воде и забрать икону в монастырь. Монахи молились этой иконе несколько дней и ночей, а после чудотворный образ был помещен в церкви. Но уже утром икона была обнаружена монахами над воротами монастыря. И старцу Гавриилу снова явилась во сне Пресвятая Дева, сказав ему о своей воле — она желала быть Хранительницей этого места. Тогда-то монахи и решили выстроить надвратный храм.

Помимо всего, Анакопийская крепость представляет интерес и для археологов. На территории Анакопии среди древнейших захоронений помимо человеческих останков ученые находят различное оружие: мечи, копья, щиты.

В III-IV веках нашей эры ремесленники в Анакопийской крепости создавали не только оружие, но и орудия труда для сельскохозяйственных работ и украшения, среди которых находили различные статуэтки, большое количество колец, браслеты и бусы.

Уже в IV веке это место превратилось в резиденцию правителей Абхазии, а Анакопия являлась одним из самых крупнейших городов.

В наши дни от центра города к крепости ведёт асфальтированная дорога, с поворота которой открываются прекрасные виды: кипарисовые аллеи, голубые купола собора и монастырских корпусов, красные и серебристые крыши домов, укрытые зеленью садов и парков, Афонская гора и бескрайнее море — всё это Новый Афон.

Далее дорога ведёт в дубовый лес. Внезапно сквозь заросли показываются известняковые плиты, светло-серые стены и башни.

Всё это древнее архитектурное творение, а точнее его останки, покрыты вьющимися кустарниками и другими растениями.

Всего один изгиб дороги — и перед нами возникает широкий пролом разрушенной стены.

Здесь расположена древнейшая постройка крепости, стены которой, представляющие небольшое нагорное кольцо, возведены из хорошо обработанных крупных блоков известняка. Все они сложены в духе лучших строительных традиций Рима.

Крепостные ворота из трёх известняковых монолитов приподняты над землей довольно высоко: чтобы попасть в крепость, нужно было приставлять специальную деревянную лестницу. Восточная часть ограды имеет каменные ступени — по ним древние воины поднимались наверх.


На протяжении последних восьмидесяти лет туристов и паломников привлекает неиссякаемый колодец — одно из «чудес» древней крепости.

Объясняется данное явление обычно тем, что вода в колодец поступает через природный канал, работающий по принципу сообщающихся сосудов, из удалённых мест, тех, где имеет место быть стойкий уровень ледниковых вод.

Правда, Иверская гора, совершенно никак не подтверждает существование природного вертикального канала, при помощи которого вода могла бы подниматься наверх. Даже наоборот, гора сплошь покрыта трещинами, через которые дождевая вода впитывается глубоко в недра горы.

Именно поэтому такой природный колодец в Анакопийской крепости с природной точки зрения попросту не может существовать.

  • Высота стен крепости — до 5 метров.
  • Высота Восточной башни — 16 метров.

Анакопийская крепость на карте

Как пройти границу России и Абхазии?

  • Для этого необходимо наличие российского паспорта или загранпаспорта.
  • Для прохождения границы ребенку до четырнадцати лет, необходимо свидетельство о рождении, где будет отмечено гражданство. В свидетельствах о рождении нового образца уже отмечено гражданство родителей.
  • Дети в возрасте от четырнадцати лет не смогут пересечь границу без наличия паспорта.
  • Для детей младше восемнадцатилетнего возраста, которые собираются пересечь границу без родителей, необходимо оформить у нотариуса согласие родителей на выезд детей из РФ в Республику Абхазия.

Как добраться до Анакопийской крепости и сколько идти?

Большую часть пути можно проехать на автомобиле. Затем его следует оставить на парковке, стоимость которой составляет 100 рублей, и пройтись пешком. Это не займет много времени. Спокойным шагом до крепости можно добраться за 10−15 минут.

Велика вероятность того, что на своем пути можно встретить монахов и паломников, путешествующих по святым местам.

Не только резиденция королевы Великобритании. Это целый городок с почтовым отделением, кафе, рестораном, больницей, кинотеатром, клубом и другими заведениями.

Туризма занимает особое место. В список самых интересных мест входят архитектурные памятники Лондона, загадочный Стоунхедж, легендарные шотландские замки, знаменитое озеро Лох-Несс, красивейшие мысы и скалы.

На первом месте — гастрономические шедевры: от марципановых фигурок до салями и венгерской палинки. Популярны также фарфор и изделия ручной работы местных мастеров.

Много раз, проезжая мимо Нового Афона, мы поглядывали на Иверскую гору и виднеющуюся крепость на ее вершине, и думали о том, что надо обязательно туда забраться.
Анакопия - древняя столица Абхазского царства, прежнее название Нового Афона, который, в разные исторические времена также назывался Трахея, Никопсия. Крепостной комплекс Анакопия ведет свою историю с IV века и возвышается на 350 м над уровнем моря.
Один из дней прошлогоднего абхазского отпуска мы решили посвятить именно этому интереснейшему месту. С утра погода была чуть пасмурной и, в связи с этим, наше путешествие к вершине и облакам стало почти буквальным, но не менее увлекательным. И поэтому очень прошу прощения за качество фотографий (засветки и отсутствие сочных цветов).

Юлёк relax_action , тебе бы тут ооочень понравилось;)



02. Добраться до культурно-исторического комплекса "Анакопийская крепость" просто, хотя в самом начале нам даже было страшно представить с какой стороны подступиться к этой горе. Для тех, кто еще там не был подсказка: в Новом Афоне надо ориентироваться на остановку в виде гигантской мозаичной ракушки (рук Церетели между прочим), повернуть в сторону горы и ехать по указателям на Новоафонскую пещеру. Около входа в Пещерный комплекс повернуть налево на улицу Чанба и ехать в гору.

03. Доехав до смотровой площадки, машину можно оставить на небольшой парковке. Тут же находится смотровая площадка с которой открываются потрясающие виды на побережье и горы.
Когда мы поднялись сюда было только пасмурно, но был легкий намек на приближающийся дождик, но это нас не остановило и мы двинулись вверх!

04. Пограничное

05. Схема укреплений по данным раскопок, произведенных в 1957-1958 году.

06. Вход на территорию стоит 100 рублей.
Начало восхождения с одной стороны вначале нас немного разочаровало наличием забетонированной дорожки, так как мы все же ожидали увидеть более дикие тропинки на историческую гору. Но с другой стороны такая тропинка облегчила бы путь.

07. Но, слава богу, эта ужасная бетонная дорожка закончилась уже через метров 300 и мы увидели первые остатки крепости.

08. Пока мы поднимались линия дождя неумолимо надвигалась с запада. Особенно хорошо это было видно по морю.

09. Вот эта тропинка уже более соответствовала нашим представлениям о тропе к крепости.
Анакопийская крепость имела две основные оборонительные линии и внешнюю линию обороны. Общая площадь этого комплекса сооружений занимала свыше 70 000 кв. метров площади Анакопийской (Иверской) горы. По этой дороге мы приближались к второй оборонительной линии. Анакопия одно из наиболее ранних укреплений Абхазии. Оно было выстроено римлянами и абазгами в IV-V веках.
«Анакопия» в переводе с абхазского языка означает «изрезанная», «выступ», «иссеченный крутизнами». А люди, говорившие по-гречески, называли ее на греческий лад - Трахея, то есть «суровокремнистая». Под названием Трахея Анакопия значится во многих источниках.

10. За поворотом нашему взору предстала круглая башня - Воротная башня №1. Она примечательна тем, что ее расположение и форма позволяли вести из нее обстрел противника под углом почти в 290°. Во втором этаже древнейшей части этой башни сохранились пять бойниц, устроенных в специальных нишах, и вход, перекрытый аркой. Боевая мощь этой башни была обусловлена еще и тем, что она защищала подступы к главным крепостным воротам.

11. Так как начался дождь, то мы решили ненадолго укрыться в башне и заодно изучить её изнутри.

12. Сверху от дороги, по которой мы поднимались, располагалась южная стена - самая мощная из стен и включала в себя семь башен. Стена начинается у обрыва ущелья реки Псырдзха, пересекая склоны горы и спускаясь ниже, заканчивается над обрывом ущелья реки Мысра и этой башни.

13. Крепостные стены второй линии и башни ориентировочно были возведены в VII веке. Башня построена из кирпича, белого камня и раствора. Здесь применена строительная техника римлян и византийцев, заключающаяся в перемежающейся кладке белого камня с кирпичами. Нижние два этажа башни датируют VII веком, а верхние надстройки более поздним временем - в XI-XII веками.

15. На этой фотографии можно увидеть как идет дождь:)

17. Но откуда взялась эта колонна и для чего она служила - найти информации об этом не удалось. И пока это загадка века:)

18. Обожаю рассматривать кладку древних стен

19. Береговая линия моря уже практически не видна. Дождь не прекращался, но мы приняли решение не отступать и пойти дальше.

20. Очень понравилось это дерево, покрытое мхом от корней и до верхушки.

21. Для понимания размеров - рост мужа 1,9 метра

23. Семь башен южной стены были расположены через каждые 30-60 метров и выступали чуть вперед из стен. На раскопках в районе второй линии обороны были найдены очень интересные исторические предметы и объекты. Среди них - остатки небольшого храма зального типа, печь для обжига извести, одиннадцать человеческих погребений с христианским обрядом захоронения, большое количество обломков посуды и другое.
Остатки Башни №3.

24. Несмотря на погоду и дождь, открывающие виды были впечатляющими. Вид на Новый Афон и вдали за мысом Сухум.

26. Оказавшись внутри крепостной стены дорога вверх стала чуть труднее, так как дорога была уже не укатанная и состояла из небольших, но очень скользких от дождя, камней.

27. В один из моментов мы решили не искать легких путей и пойти напрямую по склону:)

28. Потратив на подъем порядка 15 минут по поросшему склону, мы оказались у стен первой оборонительной линии (Трахея), сооруженные в IV-V веках. Это укрепление представляет собой Цитадель на возвышенности горы длиной 83 метра и шириной 37 метров. Стены Цитадели были очень мощными и достигали 4-5 метров в высоту, а их толщина была более 1 метра. Стены возвели из плотно подогнанных друг к другу известняковых блоков.

29. Это не туман, а стена из дождя....

30. Внутренний двор Цитадели.

31. Западная Башня

33. Время мало что щадит...

36. С сооружениями основной оборонительной линии Анакопии связана яркая страница истории Абхазии. В 736-737 годах у этих стен было остановлено 60-тысячное войско арабов, руководимых известным полководцем Мурваном-ибн-Мухаммедом.

37. В начале 30-х годов 8 века арабский халиф Хишам назначил правителем Закавказья Мурвана ибн Мухамеда 2. Ему была дана 120-тысячная армия. С помощью этой армии он должен был подчинить себе местные народы.
Мурван совершил разорительные походы в Армению (736-738 годах) и Албанию (737-738 годах). Эти опустошительные набеги явились самыми кровавыми и губительными для народов Закавказья. Не случайно, что армянские источники Мурвана ибн Мухамеда считают «разорителем», «проклятым»; а грузины его прозвали глухим - Мурван-кру (кру - глухой), так как он был глух к страданиям и мольбам народа.

38. Мурван, разорив всю Армению и Грузию, пришел вслед за картлийским правителем Миром и его братом Арчилом в Абхазию. Арабы хотели овладеть Абхазией и Эгреси, установить в этом регионе прочное свое господство, отделить их от Византии и Хазарии. А преследование Мира и Арчила явилось поводом для осуществления этого замысла.

39. Самым надежным местом защиты Мира и Арчила явилась Анакопия. И в Анакопии началось поспешное приготовление и мобилизация сил абхазов и прибывших туда грузин.
Арабские войска тщетно пытались взять штурмом этот укрепленный город. В Анакопии в это время находилось 3тысячи воинов - 2000 абхазов и 1000 грузин. Но арабы не смогли их одолеть. Неприступные стены Анакопии сорвали планы арабов. Тогда они решили взять крепость измором. Это тоже оказалось непосильной для них задачей. 6 месяцев защитники крепости отбивали атаки и штурмы во много раз численно превосходящего неприятеля.

40. Но вот во вражеском лагере внезапно вспыхнула чума. Воодушевленные Божьей помощью защитники крепости разгромили все еще многочисленного, но упавшего духом завоевателя. Арабские войска не выдержали атак объединенных войск, и непобедимый полководец отступил из Абхазии, неся огромные потери.
Но чума была не единственным обстоятельством, давшим анакопийцам возможность перейти к активным действиям. Малочисленное воинство пребывало в хорошем боевом духе. Они вели справедливую борьбу, защищая свою землю и, кроме того, выступали как защитники христианства от посягательств мусульман. В какой-то степени война была «священной». Летописцы также обращают особенное внимание на «чудодейственную» силу Анакопийской иконы богородицы.

41. Но кроме божьей помощи и холеры есть и другие факторы способствовавшие победе абхазов. Решающую роль сыграла Анакопийская крепость, ее выгодное стратегическое положение и неприступность, давшая возможность мужественным защитникам крепости выстоять перед страшной силой завоевателей. Система оборонительных линий Анакопии возникла на опыте многих осад.

42. Дождь неумолимо преследовал, не давая сделать сочные и красивые фотографии.

43. Первый храм на вершине Анакопийской горы был выстроен в VI-VII веках и посвящен Пресвятой Богородице. Из средневековых грузинских летописей XI века, описывающих битву у стен Анакопии с арабами в 30-х годах VIII века дошло свидетельство о чудодейственной силе Анакопийской иконы Пресвятой Богородицы: «Не рукотворное писание, а ниспосланное свыше, о котором никому не известно, кто нашел его на верхушке той горы…».
На склонах горы, возможно, был построен и еще один храм, но от него остались только развалины.

44. К храму примыкает осадочный колодец. Он выдолблен в скале и облицован известняковым камнем. В древности в него собиралась с крыш дождевая вода, в наше время вода поступает благодаря образованию конденсата на холодных стенах цистерны от теплых влажных воздушных масс.
Колодец этот неиссякаемый и считается одним из «чудес» нагорной крепости. Уже долгое время он привлекает сюда множество паломников.

46. Восточная башня отличающается от западной по качеству кладки и размерам. Это - четырехугольная башня, достигающая 16 метров в высоту, стоящая отдельно от стен Цитадели. Башня состояла из построенных в два приема четырех этажей с бойницами, окнами и входной дверью.
Точная дата постройки неизвестна, но некоторым данным считается, что она построена в XI веке. Также сохранилась строительная надпись, высеченная на камне по-гречески. Составленная в 1046 (6554) году, она свидетельствует, что император Константин IX Мономах (1042-1055 г.г.) производил перестройки и укрепление Анакопии. Башня служила главным наблюдательным и командным пунктом и являлась последним рубежом обороны в случае падения цитадели.

50. Остатки крепостных стен над обрывом.

51. Подойдя к краю, мы увидели, что внизу у стен были не просто камни, а выложенные надписи с названиями городов тех, кто бывал тут.
Согласитесь, что это более гуманно по отношению к историческому месту, чем раскрашивание стен разными надписями.

52. От стен Восточной Башни открываются потрясающие виды на побережье.
Кажется, что началось прояснение в небе и даже стало видно побережье, но дождь не уменьшался.

53. А в противоположную сторону прояснения и не видно...

55. И вот я добралась до осмотра храма святого Феодора Тирона. В XI веке храм был перестроен и посвящен Святому Великомученику Феодору Тирону. Об этом свидетельствует эпиграфический памятник, найденный в цитадели.
Остатки храмовых построек цитадели разных времен не изучены в полной мере по причине отсутствия комплексных археологических и архитектурных исследований, письменных свидетельств прошлого. В связи с этим возникают различные научные споры, но все единодушны лишь в том, что храм неоднократно перестраивался.

56. Последние изменения были произведены монахами Новоафонского монастыря в начале XX века. Тогда были расчищены завалы южного придела храма и смежного с восточной стороны помещения, назначение которого неизвестно. Внутри древнего храма была выстроена часовенка, в алтарном пределе были установлены каменные детали древнего храма. Частично была изменена планировка прилегающей территории и произведены докладки стен пристроек храма.

57. Восточная стена часовенки

58. Данных о значении этой стены, к сожалению, я не нашла:(
Но в стене сложены камни разных эпох.

61. Фасад раннехристианской церкви украшала одна плита с изображением трех крестов под аркой, центральный крест отличается большим размером. Три креста имели символическое значение Троицы, иногда их считают символами Христа, Богоматери и Иоанна Крестителя.

63. В стенах храма кое-кто оставляет записки...

64. А когда я вышла из храма, то взору предстала эта картина. Вершину горы накрыло облако и при этом было сочетание дождя и измороси...

65. За все время существования Анакопийская крепость пережила многое.
Со второй половины 17 века в Абхазии усиливается турецкая экспансия.и постепенно искореняется христианство. Анакопия опустела и её роль, как крепости и религиозного центра, стала незначительной. События 19 века (Русско-Кавказская и Русско-турецкие войны) имели трагическое значение для абхазского государства и его народа. В 1864 г. Абхазское княжество было упразднено, а земли щедро передавались новым колонистам. Так земли вокруг Анакопии были переданы Новоафонскому монастырю.

66. Красиво даже в такую непогодную погоду

67. Мой мужественный и любимый систер Вугл v_uglu_skrebet , который всегда и во всем меня поддерживает во всем и готовая участовать во всех безумствах:)

68. Вот такой ливень шел, а нам предстоял долгий спуск по камням....

71. А под ногами порой текли целые реки

73. Но даже проливной дождь не мог меня остановить от созерцания природы:)

75. Наше приключение к древней крепости завершилось и внизу уже ждал наш верный Вольвик, который нас встретил, обогрел и высушил:) А еще мы загадали вернуться сюда в следущем году и осмотреть крепость в хорошую погоду:)

До того, как я впервые побывала в Абхазии, эта страна ассоциировалась у меня лишь с фруктами, сыром, медом и вином. Но, приехав туда однажды и увидев сказочные пейзажи, я поняла, что для того чтобы увидеть все достопримечательности, непременно нужно будет вернуться сюда еще не один раз.

За свое 30-дневное путешествие мне посчастливилось посетить Анакопийскую крепость, которая была построена абазгами еще в далекой древности.

Сохранившиеся башни древней крепости

Первой оставшейся ее частью, которую турист встречает на своем на пути, является башня с большим проломом в стене.

Анакопийская крепость возвышается над уровнем моря на 350 метров. Как и полагается настоящему оборонительному сооружению, у ее построек очень крепкие и толстые стены. Искусные зодчие продумали все до мелочей. Проникнуть сюда было невозможно. С южной стороны, где склон горы пологий и доступный для проникновения врага, стену укрепили 7-ю башнями. Сохранились лишь немногие из них.

С высоты главной башни открывается изумительный вид на море и невероятно красивая панорама на .

Как добраться до Анакопийской крепости

Крепость располагается на Иверской горе, которая находится в Новом Афоне. Схему проезда или прохода до крепости можете посмотреть чуть ниже.

Пешком

Я решила пойти туда пешком, чтобы посмотреть и сфотографировать местные достопримечательности, так как на тот момент остановилась в частной гостинице в Афоне. Более 3-х километров в гору. Подняться сюда непросто и можно только на своих ногах. Во время моего восхождения к вершине крепости, термометр на солнце показывал +30. Но это не мешало подниматься в гору достаточно легко, так как дорожка проходит вдоль густых зарослей деревьев. Изгибы серпантина среди дубовых лесов невероятно извилисты. Однако дорога того стоит.

На автомобиле

Если же вы путешествуете на своей машине, то можете оставить ее на специальной площадке. Стоимость стоянки варьируется в пределах 100 рублей. Дорога, которая идет от центра Афона до площадки, полностью асфальтирована. От Новоафонского парка нужно ехать по улице Хазария, до поворота на переулок Ладария, затем свернуть на улицу Чанба, ранее заселенную грузинами, и по ней ехать до КПП на смотровой площадке. Там, ге заканчивается "белая" дорога, можно пройти только пешком. От КПП до крепости ведет всего одна тропа, свернуть с которой просто некуда, так как внизу обрыв, а наверху гора. Хотя я встречала чеченов, которые поднимались не по тропинке, а напрямую в гору. Они без труда передвигались по возвышенностям, так как выросли в горной местности.

История Анакопии

На территории Нового Афона располагалась древняя Анакопия. Здесь проживало древнее племя абазги - предки современных абхазов. Это крупное сооружение познало и пышный расцвет и упадок. Еще в древние времена абазги построили здесь очень сильное укрепление и враги не смогли одолеть неприступность этого места.

В первых веках нашей эры западное Закавказье находилось под властью римской империи.

В III веке в Колхиду вторглись горцы с Северного Кавказа и кочевые племена готов и гуннов. К тому времени Трахейское (римляне называли Анакопию Трахеей) укрепление прекрасно справлялось со своей функцией главной крепости.

Строительство цитадели

Трахея является наиболее древней частью Анакопийской крепости. Цитадель - это первая линия обороны, которая была выстроена раньше остальных частей крепости. Материалом для строительства стен послужили известняковые квадры, которые очень плотно подгонялись друг к другу.

Цитадель неприступна со всех сторон. В южной стене находятся небольшие ворота, через которые можно попасть вовнутрь. Они приподняты над землей метра на 2. По словам местного жителя, здесь, очевидно, был подъемный мост. У ворот Цитадели возвышаются Западная и Восточная башни. Внутри комплекса расположен средневековый полуразрушенный храм зального типа. Местный священник рассказывал мне о вероисповедании и древних обрядах абазгов. По его словам, главное строительство этой крепости, а также и храма, находящегося внутри, велось в то время, когда абазги были всецело христианами. Он утверждал, что в древности внутри каждой крепости возводился храм.

В середине III века в этом храме была епископская кафедра, которую возглавлял епископ Анакопийский. В храме сохранились плиты с изображениями разных раннехристианских символов. Среди них встречаются рыбы, кресты, кипарисы и многие другие рисунки.

В храме сохранились камни, на которых остались надписи на греческом языке.

Внутри крепости в скале есть бассейн. Он был высечен еще в средние века. Защитники Цитадели могли спокойно выдерживать любые испытания, так как водой они были обеспечены.

Трахейская битва

Начиная с V века, между Римской империей и Ираном шло соперничество за политическое и экономическое господство в станах Азии и Закавказья, за владение торговыми путями, которые вели в Индию и .

Византийский император Юстиниан в 542 году отправил в Абазгию свое войско. Началось массовое порабощение местных жителей. В результате возникло восстание народных масс. Иранский шах, к которому обратился за помощью Абазский правитель Скипарна, направил своих воинов. Но персидские войска по дороге грабили местное население, и их пришлось вытеснять из Колхиды. Таким образом, Абазгия не смогла получить от персов никакой реальной помощи. Она оказалась одна лицом к лицу с Византийской империей. После этого в Константинополе было принято решение немедленно расправиться с повстанцами. Прибыв сюда морем, римляне высадились в устье реки Гумисты.

Увидев неприступность Анакопии, они прибегли к обманному маневру. Обогнув Трахею морем, высадились на суше и оказались в тылу абазгов - защитников крепости. Начался штурм Трахеи.

Численное превосходство византийцев, отличная вооружённость и тактика окружения решили исход сражения. Трахея пала. Последствия были ужасны. Жителей и их дома сожгли. Оставшихся в живых продали в рабство.

Однако абазги не были сломлены. Они не прекратили сопротивление и борьбу за свободу. Свободолюбивые абазги соорудили 2-ю оборонительную линию у стен Анакопии. 2-я линия обороны располагается ниже цитадели и состоит из южной, западной и восточной стен.

2-я оборонительная линия функционировала в VI-XII веках. В это время становится сравнительно мощной политической единицей. Анакопия же являлась главной крепостью Абхазского правителя Леона I. В VII веке начинаются арабские завоевания. Византия терпит поражение за поражением. В Закавказье ничто не могло противостоять арабам. И в таких сложнейших условиях абхазы были обречены на консолидацию. В седьмом столетии шел интенсивный объединительный процесс. В этом же столетии на фоне этих событий, как символ будущего расцвета, в Анакопии воздвигаются важные военно-фортификационные сооружения.

Сражение с арабами

Арабская экспансия в Закавказье начинается в 30-е годы VIII века. Огнем и мечом прошел по древнему Кавказу наместник Халифа Мурван ибн Мухаммед. Армяне прозвали его разорителем, грузины глухим к страданиям народа. Опустошив Армению и Албанию, Южную и Западную Грузию, Мурлан направился в Абхазию. Сюда бежали от преследования врага правители Грузии.

Преодолев Килосурскую стену, арабский полководец разрушил город Себастополис и встал лагерем перед Анакопийской твердыней. Несметному арабскому полчищу противостояло всего 5 тысяч арабов и грузин.

Несмотря на явное преимущество арабов, абазги, осажденные в крепости, сохраняли боевой настрой. Они честно вели войну, защищали свою землю. И эта борьба была священной.

Все попытки арабов штурмовать город оказались безуспешными. Решено было брать крепость измором. Шесть месяцев абазги, терпя голод и лишения, отбивали атаки неприятеля. А перед решающей битвой случилось чудо. Летописи гласят: "В ночь перед сражением осажденные в крепости преклонили колени перед иконой Анакопийской Богородицы и молились о спасении. И услышаны были". В лагере неприятеля распространилась кровяная халера, от которой погибло 35000 человек. А наутро был дан бой. От меча абазгов погибло еще 3000 арабов. Оставшееся войско стало спешно отходить по своим же следам. После этого поражения они больше ни разу не посмели вторгнуться на территорию Абхазии.

Обсуждая это сражение с коренными жителями Абхазии, я услышала, что они очень гордятся этой победой. Так как однажды они спасли весь Кавказ от арабского нашествия.

В конце VIII века Абхазский правитель II объявил себя Абхазским царем, а Анакопию сделал столицей Абхазского царства. Город стал крупнейшим центром и морским портом, он был со всех сторон обнесен новой оборонительной стеной, которая проходила вдоль побережья. Эта стена, ныне разрушенная, является 4-й линией обороны Анакопии.

Турецкое господство

Однако период благоденствия и процветания Анакопии сменяется периодом упадка и разрухи. На протяжении трех веков турецкого господства город грабили и разоряли янычары, они брали абхазов в плен и продавали в рабство. Местное население покинуло Анакопию. Это была первая волна насильственного переселения абхазов в Турцию.

Во второй половине XVIII века Анакопия представляла собой развалины, которые поросли густым лесом.

Я советую непременно посетить Анакопийскую крепость, когда вы будете в Абхазии. Попасть сюда можно совершенно свободно. С этого оборонительного сооружения открывается потрясающий вид не только на , но и на море, горы и покрывающие их леса. Тишина, красота, легкий ветерок, масса впечатлений и открытий - вот какие эмоции оставила у меня в памяти эта крепость.