Должностная инструкция исполнителя художественно-оформительских работ. Рабочая программа курса: "Исполнитель художественно-оформительских работ" Конструкции для художественно оформительских работ

Разновидности декоративно-оформительских работ

Учитель изобразительного искусства, черчения и труда имеет неограниченные возможности проявить свою творческую инициативу в организации и осуществлении декоративно-оформительских работ в школе. К разновидностям декоративно-оформительских работ в школе относятся такие, как, например, оформление школьного участка и входа в школу, школьного вестибюля, классных помещений (кабинетов), художественных выставок творческих работ учащихся по разным учебными предметам, художественных плакатов, афиш, альбомов, обложек книг, стенных газет, школьных вечеров-балов и т.д. В период отдыха детей учитель участвует в оформлении пионерского лагеря - пионерской линейки, торжественного входа в лагерь, праздничных костров, детской игровой площадки для малышей и т.д. В этой работе активное участие принимают также шефы школы, вожатые и сами школьники.

Таким образом, общие требования к материальной пространственной среде, окружающей школьника,- ее функциональное удобство, эстетическое совершенство и экономичность - в значительной мере должны рассматриваться сквозь призму педагогических требований. Красивое и целесообразное художественное оформление входа в школу, школьного вестибюля и классных помещений, выполненное руками учащихся под руководством учителя, радует их, доставляет эстетическое удовлетворение, учит творчески мыслить, вызывает желание работать с творческим энтузиазмом.

Декоративно-оформительские работы связаны с использованием самых разных материалов: бумаги, картона, стекла, пенопласта, пластилина, дерева и др., работа с которыми имеет свои специфические особенности. Применение разнообразных материалов и техники их обработки в декоративно-прикладном искусстве обусловливает многообразие видов этого искусства. Виды декоративно-прикладного искусства различаются либо по тому материалу, из которого сделано изделие (дерево, металл, кость, камень, стекло), либо по технике обработки материала (художественная резьба, вышивка и пр.), либо по готовому изделию (ковры, кружево).

Оформительские работы требуют от учителя хороших прочных знаний, умений, навыков и обязательно желания активно участвовать в работе вместе со школьниками всех возрастов.

Энтузиазм учителя должен передаваться детям, без него такие мероприятия успеха иметь не будут.

Творческий энтузиазм можно вызвать у учащихся лишь личным примером, когда сам учитель активно работает рядом с детьми. Учитель должен учить работать ребят не механически, а вдумчиво, постоянно мобилизуя их творческую инициативу. Залогом успеха художественного оформления любого объекта. будет всегда заблаговременное начало работы, т. е. продумывание всей работы до мелочей - должна быть поставлена цель и намечен план ее реализации. Для этого необходимо прежде всего хорошо ознакомиться с оформляемым объектом, его конкретным назначением, продумать необходимый материал (дерево, металл, бумага, стекло, пенопласт и т.д.) и его количество, примерное время, которое потребуется на оформление, а также количество учащихся, которые будут принимать участие в работе. Например, при оформлении стенной газеты может участвовать несколько человек (редколлегия), в оформлении пригласительных билетов - не один и не два человека, а весь класс: одни режут бумагу, другие делают шаблоны для тиражирования билетов, художники составляют варианты композиции художественного оформления билета и распределяют работу между остальными ребятами так, чтобы кто-то рисовал, кто-то красил, кто-то вырезал, подписывал и т.д. Следовательно, в зависимости от поставленных задач заранее должен быть продуман весь план и объем оформительской работы: с чего ее начать, чем и когда закончить.

Первые понятия об оформительском искусстве учащиеся приобретают на уроках декоративного рисования. Они получают элементарные сведения о составлении орнаментальных композиций, знакомятся со способами переработки (стилизации) природных форм (растений, животных). Дети выполняют варианты заданий и учатся применять полученные знания на практике - оформляют закладки для книг, крышки пеналов для карандашей и т.д. В каждом следующем классе задания постепенно усложняются и знания совершенствуются. Помимо классных занятий в школе, как правило, работают разные кружки, в том числе по изобразительному искусству: по рисованию, лепке, макетированию, аппликации.

Знания, полученные на уроках изобразительного искусства, учащиеся могут применять на уроках труда при выпиливании узоров, выжигании рисунков, резьбе по дереву, чеканке и т.д. Все виды работ, относящиеся к декоративному оформлению, прививают любовь к искусству и трудолюбию. Они требуют от учащихся не только технического умения, но и творческого подхода как на уроках в школе, так и дома.

Предлагаем Вашему вниманию типовой пример должностной инструкции исполнителя художественно-оформительских работ, образец 2019 года. На данную должность может быть назначен человек, имеющий образование, специальную подготовку и стаж работы. Не забывайте, каждая инструкция исполнителя художественно-оформительских работ выдается на руки под расписку.

На представлена типовая информация о знаниях, которыми должен обладать исполнитель художественно-оформительских работ. Об обязанностях, правах и ответственности.

Данный материал входит в огромную библиотеку нашего сайта, которая обновляется ежедневно.

1. Общие положения

1. Исполнитель художественно-оформительских работ относится к категории рабочих.

2. На должность исполнителя художественно-оформительских работ принимается лицо, имеющее _______ образование и специальную подготовку и стаж работы ________ лет.

3. Исполнитель художественно-оформительских работ принимается на должность и освобождается от должности директором организации по представлению начальника производства (участка, цеха)

4. Исполнитель художественно-оформительских работ должен знать:

а) специальные (профессиональные) знания по должности:

— основные виды шрифтов: академический, рубленый и приемы их написания, компоновки, отделки, растушевки, исправления;

— правила расчета текста по строкам и высоте;

— приемы заправки кистью шрифтов, виньеток;

— правила тонирования фонов и составления различных колеров;

— основы живописи и рисунка;

— элементы линейной перспективы, черчения, пластической анатомии, цветоведения;

— виды применяемого инструмента и качество кистей;

— сорта и марки лаков и красок;

— шпатлевочно-грунтовочные составы;

— приемы смешивания пигментов;

— способы изготовления простых трафаретов, шаблонов, припорохов под многоцветную роспись;

б) общие знания работника организации:

— правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты,

— правила пользования средствами индивидуальной защиты;

— требования, предъявляемые к качеству выполняемых работ (услуг), к рациональной организации труда на рабочем месте;

— виды брака и способы его предупреждения и устранения;

— производственную сигнализацию.

5. В своей деятельности исполнитель художественно-оформительских работ руководствуется:

— законодательством РФ,

— Уставом организации,

— приказами и распоряжениями директора организации,

— настоящей должностной инструкцией,

— Правилами внутреннего трудового распорядка организации.

6. Исполнитель художественно-оформительских работ подчиняется непосредственно рабочему с более высокой квалификацией, начальнику производства (участка, цеха) и директору организации.

7. На время отсутствия исполнителя художественно-оформительских работ (командировка, отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное директором организации по представлению начальника производства (участка, цеха) в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права, обязанности и несет ответственность за исполнение возложенных на него обязанностей.

2. Должностные обязанности исполнителя художественно-оформительских работ

Должностными обязанностями исполнителя художественно-оформительских работ являются:

а) Специальные (профессиональные) должностные обязанности:

— Выполнение шрифтовых работ композиционного решения средней сложности по готовым трафаретам и нормографам различными шрифтами тушью, гуашью, темперными, масляными, эмульсионными красками и эмалями на тонированных поверхностях, по эскизам художника.

— Роспись рисунков композиционного решения средней сложности по эскизам и под руководством художника.

— Изготовление простых шаблонов и вырезание из бумаги трафаретов оригинальных шрифтов.

— Выполнение различных видов художественных надписей.

— Подготовка тонированных поверхностей.

— Перенесение простого рисунка с эскиза на бумагу, кальку, картон для изготовления трафаретов, припорохов под многоцветную роспись.

Примеры работ:

1. Плакаты, таблицы — написание академическим, рубленым шрифтом.

2. Плакаты шрифтовые несложные — написание с тонированием фона.

3. Шаблоны простые — изготовление.

4. Щиты брандмауэрные, элементы декоративного оформления — роспись.

б) Общие должностные обязанности работника организации:

— Соблюдение Правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных нормативных актов организации.

— Соблюдение внутренних правил и норм охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

— Выполнение в рамках трудового договора распоряжений работников, которым он подчинен согласно настоящей инструкции.

— Выполнение работы по приемке и сдаче смены, чистке и мойке, дезинфекции обслуживаемого оборудования и коммуникаций, уборке рабочего места, приспособлений, инструмента, а также по содержанию их в надлежащем состоянии;

— Ведение установленной технической документации.

3. Права исполнителя художественно-оформительских работ

Исполнитель художественно-оформительских работ имеет право:

1. Вносить на рассмотрение руководства предложения:

— по совершенствованию работы связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями,

— о привлечении к материальной и дисциплинарной ответственности работников, нарушивших производственную и трудовую дисциплину.

2. Запрашивать от структурных подразделений и работников организации информацию, необходимую ему для выполнения своих должностных обязанностей.

3. Знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

4. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности.

5. Требовать от руководства организации оказания содействия, в том числе обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

6. Иные права, установленные действующим трудовым законодательством.

4. Ответственность исполнителя художественно-оформительских работ

Исполнитель художественно-оформительских работ несет ответственность в следующих случаях:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, установленных трудовым законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, — в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

3. За причинение материального ущерба организации — в пределах, установленных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция исполнителя художественно-оформительских работ - образец 2019 года. Должностные обязанности исполнителя художественно-оформительских работ, права исполнителя художественно-оформительских работ, ответственность исполнителя художественно-оформительских работ.

При разработке и создании ху­дожественного оформления объектов, большое внимание уделяет­ся отбору материалов, их гигиени­ческим качествам и изобразитель­ным свойствам. В общем оформле­нии, так же как и в тематических выставках, могут сочетаться раз­личные формы и жанры изобрази­тельного искусства: монументаль­ное, декоративное, прикладное.

В оформле­нии важна образно-художественная передача образовательных идей, создающих эмоциональную об­становку. Для возникновения ощу­щения новизны экспозиции или вы­ставки, оригинальности ее подачи необходимо научиться выбирать нужные материалы, а также спосо­бы их художественной обработки.

Экспозиция может представлять собой соче­тание долговременных форм, на­пример оформление стен музея, игровой комнаты, вестибюля, и оперативных форм, к которым относятся объявления, наглядная агитация, материалы по правилам безопасности, информа­ция по дополнительному образова­нию учащихся, культурным связям и др. Этим определяется арсенал применяемых материалов. Могут быть использованы как дорогостоя­щие материалы - дерево, стекло, так и легкие и дешевые - картон, бумага, пенопласт, ткани.

Металлы

Металлы прочно вошли в прак­тику выполнения конструкций для оформительских работ. Физические свойства металла, такие, как проч­ность, долговременность, мону­ментальность, повышенная декора­тивность, непрозрачность, способ­ствуют распространению этого материала при оформлении инте­рьеров и экстерьеров зданий, поме­щений, выставочных ансамблей, зон отдыха, детских игровых пло­щадок и т. п.

В композициях иногда возмож­но сочетание несколько металлов, различных по цвету, что создает осо­бое впечатление. С использованием металла или в ряде случаев пол­ностью из металла изготавливают различного вида конструкции - ос­новы для модульных, уличных и ин­формационных стендов, флагшто­ки, малые формы и т. п. Из металла выполняются узловые, несущие конструкции, раскрывающие ос­новную идею выставки, значитель­ные части оформления территорий.

Художественная обработка по­зволяет сделать металл незамени­мой частью при восприятии компо­зиции. В оформительской практике наибольшее распространение полу­чила техника чеканки. Использует­ся также гальванопластика, тис­нение, травление, давление, худо­жественная ковка, пайка, сварка. Для изменения цвета, свойств ме­талла, а также в целях создания из него художественных произведений применяется его химическая и тер­мическая обработка.

Чеканка выполняется с помо­щью специальных инструментов - чеканов, которые представляют со­бой стальные стержни с разными по форме и размерам боями, нижними концами чеканов, оставляющими при ударе о металл различные по конфигурации и объему вмятины. Постепенное перемещение чекана по металлу и регулярные удары по нему позволяют достичь появления необ­ходимых вмятин, что создает объемный рисунок или орнамент. Таким образом постепенно «лепится» выра­зительная объемная форма из метал­ла. Чеканка исключительно красиво смотрится в оформлении, придавая ей монументальный вид.

Для чеканки в оформительской практике применяются медь, ее сплавы, листовой алюминий, реже мягкая отожженная сталь, а для выполнения линейных форм ис­пользуются листовая кровельная сталь, кровельное железо.

В технике чеканки могут быть выполнены объемные композиции, линейно-графические, рельефные решения, отдельные выставочные вещи.

Тиснение , или металлопластика, также является методом худо­жественной обработки металла, но в оформительском искусстве исполь­зуется реже, чем чеканка. В основе тиснения лежит принцип частичной деформации металла при работе спе­циальными инструментами. Рабо­чие части инструментов обрабатыва­ются, полируются, так как с их по­мощью металл не режется, а только деформируется. В тиснении исполь­зуется ручное воздействие на повер­хность тонкого металла, фольги, листовой меди, алюминия.

Эти виды обработ­ки металла могут применяться так­же при выполнении шрифтовых композиций, служить элементами заставок, вводных и уличных стен­дов. Особо значимые тексты могут быть представлены в виде художе­ственной композиции в технике че­канки и украшены тиснением за счет выполнения фактуры по фону.

В ряде случаев металлы нужно обязательно подвергать химической декоративной обработке. Это позво­ляет получить различные цвета и оттенки поверхностей металлов, уб­рать блеск, усилить зрительное впе­чатление от фактуры. Кроме того, в результате декоративной обработки можно достичь эффекта смягчения или усиления объема, форм метал­лических поверхностей, конструк­ций, выполненных на их основе.

Медь и латунь обрабатываются азотной кислотой, которая наносит­ся тампоном, в результате эти метал­лы приобретают оливково-зеленые оттенки, даже коричневые, серые и черные цвета. Эта техника связана с опасностью получения ожогов, по­этому должна проводиться в специ­ально оборудованном помещении, снабженном вытяжным шкафом.

Композиции из алюминия могут быть обработаны огнем горелки. После того как вся поверхность лис­та металла покроется копотью, сле­дует продолжить обработку. Только после остывания копоть стирают тампоном, смоченным в керосине. Это позволяет достичь более мягких переходов частей рельефов, сделать объемы более заметными.

Металлы можно покрывать мас­ляными и нитроэмалевыми краска­ми, что является более дешевым и безопасным способом изменения их цвета. Согласно технологии предва­рительно металл необходимо изба­вить от ржавчины или старых сло­ев краски, зачистить наждачной бу­магой.

Природный цвет металла сам по себе создает приятное впечатление, поэтому его часто не нужно декора­тивно обрабатывать, красить: если согласно эскизу он сочетается с дру­гими цветами, то это создает особый колорит, выразительное, запомина­ющееся цветовое решение.

В оформительском деле широко применяются трубы различных раз­меров и диаметров, которые крепят­ся или гнутся согласно эскизу. В большинстве случаев с помощью стальных или дюралевых труб вы­полняются конструкции стендов, ножки витрин, столов, декоратив­ные заставки. Крепеж осуществляет­ся путем механического соединения на болтах или сварки. Дюралюминие­вые трубы соединяются только меха­ническими креплениями.

В оформлении используются металлические прутья, уголки, швеллеры.

Металлические трубы позволя­ют выполнять переносное оформле­ние, так как они обладают прочнос­тью и легкостью.

Технологии художественной об­работки металлов позволяют при­дать материалу новый, оригиналь­ный вид. Однако это всегда связано с определенными трудностями. Эски­зы для оформления с применением металла должны быть проработаны, так как изменения позже внести практически очень сложно. Худож­ник-оформитель должен чувство­вать, понимать металл как художе­ственный материал, предвидеть эф­фекты, которые возникают при его применении.

Фанера

Фанера получила широкое рас­пространение в оформлении благода­ря прочности, долговременности в использовании, удобству при созда­нии различных конструкций. Фане­ра может покрываться различными красками - гуашью, темперой, мас­лом, акрилом и др. Но делать это сле­дует по нанесенному слою грунтов­ки, иначе будет просвечивать тексту­ра дерева, что нежелательно.

Для получения гладкой поверх­ности фанера первоначально шпак­люется, затем ее следует хорошо зашкурить и только после этого по­крыть слоем краски.

Для объемного оформления чаще применяется клееная фанера, состоящая из нескольких слоев, наи­более прочная. У такой фанеры вер­хний слой имеет гладкую поверх­ность, ее не красят, а покрывают ла­ком, иногда используют морилку для подцветки, затем лакируют.

Фанера не выдерживает сырос­ти, поэтому она пригодна только для оформления внутренних сухих помещений. В оформительском деле применяют фанеру различной толщины. Тонкую фанеру набива­ют на основу для придания ей не­обходимой прочности, а толстую - используют без обрешетки. Из тол­стой фанеры выполняется объемное оформление, она может быть рас­пилена на модули для многократ­ного применения в различном по своим задачам оформлении, в том числе при создании стендов и вит­рин, отдельных экспонатов, пред­метов, тематических выставок.

В ряде случаев фанеру крепят к металлическим рейкам, а не только к деревянным.

Из фанеры может быть выполне­но все оформление целиком или от­дельные его части в виде небольших объемов: буквы, цифры, некоторые стенды.

Фанеру, которую уже один раз использовали при создании экспози­ции, необходимо аккуратно сложить и хранить в сухом месте. К ней необ­ходимо относиться как к материалу, который часто выполняет подсоб­ную роль, может применяться мно­гократно для различных целей.

Дерево

Дерево применяется в оформле­нии в виде строганных реек, брусков, досок для изготовления конструк­ции стендов, перегородок, витрин, планшетов, подрамников, стел­лажей, полок, подставок. Перед по­краской дерево достаточно часто дополнительно строгается, зачища­ется. Дерево обрабатывается, тща­тельно грунтуется, окрашивается.

Применяются преимуществен­но хвойные породы - ель, сосна, из лиственных - береза, липа. В оформлении часто используется естественный цвет дерева, его отте­нок, текстура там, где для этого име­ется возможность.

Рейки, бруски, доски могут со­ставлять внешнюю или внутреннюю часть оформления, быть закрыты полностью, частично или вынесены налицо, создавая декоративные эле­менты.

Деревянные конструкции, рей­ки хорошо сохраняются в сухом помещении, поэтому оформление, созданное с их использованием, обычно предназначено для стацио­нарных стендов. Деревянные по­верхности предохраняют от меха­нических повреждений, делают их более защищенными от влаги, по­крывая прозрачным лаком или по­лировкой, краской. Для придания более темного цвета дерево можно поджигать, при этом возникают глубокие оттенки, особые цветовые эффекты, затем его покрывают лаком.

Технология обработки дерева сводится к тому, что его сначала зачищают, циклюют, зашкуривают, после этого лакируют или поли­руют.

При окраске деревянной повер­хности первоначально ее надо под­готовить. Сначала масляная краска наносится жидким слоем, это стано­вится грунтовкой. Затем поверх­ность шпаклюется: удаляются уг­лубления, трещины, щербины. Сле­дующая операция состоит в том, что дерево шлифуют наждачной бума­гой, ровняя поверхность. Масляной краской покрывают, как правило, дважды по просохшему нижнему слою.

Крепятся деревянные детали оформления с помощью столярного или других клеев, а также металли­ческих креплений: шурупов, болтов.

Для использования в оформи­тельском искусстве дерево также может художественно обрабаты­ваться. Основными видами такой обработки являются: резьба, тони­рование, обжиг, инкрустация. Воз­можно также одновременное сочета­ние нескольких технологий.

При художественной обработке дерева учитываются физические свойства этого материала. Цель обра­ботки заключается в том, чтобы наи­лучшим образом показать природ­ную красоту дерева, его выражен­ную структуру и фактуру, типичный для каждой породы дерева цвет.

Разные породы деревьев имеют различные свойства, их древесина может быть мягкой или твердой. По мягкому дереву ведется резьба, твер­дые породы обрабатываются иначе.

Каждое дерево содержит природный рисунок, неповторимый по очерта­ниям, цветности, толщине годовых колец. Поэтому при обработке следу­ет это подчеркнуть, сделать художе­ственно исполненную вещь. Слабо­структурные породы подвергаются тонированию, по ним ведется резьба. Обжиг проводится по деревянным поверхностям, имеющим красивую, крупную, мощную структуру, тогда это выглядит эффектно.

Художественная резьба прида­ет оформлению красивый, запоми­нающийся, неповторимый вид. Деревянной резьбой украшаются стенды, щиты, двери. Деревянная скульптура используется при орга­низации зон отдыха, детских игро­вых площадок, интерьеров зданий. Из дерева часто выполняются малые архитектурные формы.

Для резьбы применяют отдель­ные виды пород деревьев (березу, липу, иву, ольху), которые имеют относительно слабые годовые слои, что не изменяет природную светлую окраску обрабатываемой поверхно­сти. Древесина этих пород легко ок­рашивается в разные оттенки.

Для выполнения резьбы необхо­димо применять только хорошо про­сушенную здоровую древесину.

Инструменты, применяющиеся в обработке дерева, - это пилы, то­порики, стамески с лезвиями раз­личной формы и длины, ножи, рашпили, рифлевки, деревянные молотки.

Замысел художника реализует­ся по мере обработки древесины, появления ее изобразительных свойств. Применяются инструменты в соответствии с последовательнос­тью выполнения техники резьбы. При работе, начиная от разметки и кончая проработкой и обработкой поверхностей, соблюдается осто­рожность, предусмотрительность в движениях художника. Неверно срезанный слой древесины восста­новить невозможно.

Тонирование древесины прово­дится спиртовыми и масляными ла­ками, а также красками, которые разводятся водой (морилками). Де­рево можно покрыть олифой, что придаст ему золотистый нежный оттенок.

Краски, которые выбираются для тонирования, должны иметь схожесть с цветом древесины. Для этих целей используются умбра, охра (светлые и темные оттенки). Проводится обработка изделия вос­ковым скипидаром. На одну часть воска следует взять три части ски­пидара. В конце работы изделие по­лируется до блеска.

Два вида обработки древеси­ны - резьба и тонирование - могут сочетаться, что позволяет достичь особой выразительности. В том слу­чае, если древесина покрыта тони­рующей краской, резьба приобрета­ет другой внешний вид, более контрастный и выпуклый. Тони­рующий слой по тону должен отли­чаться от природного цвета древеси­ны. Рисунок для будущей резьбы на­носится поверх тонирующего слоя краски. После этого приступают к резьбе по контуру рисунка, при этом прорезается красочный слой и дре­весина. Инструментами для этого вида резьбы могут стать остро зато­ченные скальпели или резцы для ли­ногравюры. Готовая резьба красиво смотрится в более темном окру­жении.

В том случае, если тонирующий древесину слой прозрачный (аква­рель, тушь), резьба выглядит более выигрышно.

Тонирование древесины крас­ками позволяет достичь эффекта в самой краске через подтеки, по­вторные перекрывания одного кра­сочного слоя другим. Эти цветовые эффекты подчеркивают резьбу, энергичность, с которой ведется ра­бота инструментами, плавность и прерывность линий. На выполнен­ной в такой манере резьбе задержи­вается взгляд зрителя, что позво­ляет акцентировать внимание на декоре.

Обжиг древесины всегда дает сильный цветовой контраст с при­родным цветом дерева. Это привле­кательно для глаз, используется в оформительском искусстве при со­здании интерьерного пространства. Простота такого способа обработки позволяет обжигать достаточно большие по размеру рейки, доски. Ведется обжиг паяльной лампой до момента, когда изменяется цвет де­рева, оно начинает слегка обугли­ваться, темнеть. После этого дерево должно остыть, далее оно обрабаты­вается наждачной бумагой, покры­вается бесцветным лаком. Обжиг позволяет выявить структуру древе­сины, подчеркнуть ее красоту.

Инкрустация древесины - это последовательный подбор кусочков тонкой фанеры, различных по цве­ту и фактуре. В текстуре дерева ху­дожник видит мотивы, которые по­зволяют выполнять геометрический орнамент, композиции с изображе­ниями природы.

Для инкрустации используются различные природные материалы - солома, мех, кожа, камни и пр. По­этому в декоративно-прикладном искусстве она может применяться как элемент декора, зрительного акцента, в общей композиции рас­полагаться в центре.

14.4. Древесностружечные плиты (ДСП), древесноволокнистые пли­ты (ДВП)

Наиболее распростра­ненный материал в оформительских работах. Эти плиты достаточно проч­ны, поэтому используются в планше­тах и щитах без обрешетки, что облегчает работу. ДСП изготавлива­ются прессованием деревянной стружки со смолой. ДВП - плотные и гладкие - бывают неокрашенны­ми, а также покрытыми краской с од­ной стороны. Применяются в оформ­лении также и столярные плиты, ко­торые долговечны и прочны.

Древесностружечные плиты выпускаются промышленностью сразу же готовыми к использова­нию. Плиты бывают с шерохова­той поверхностью, нешлифован­ные. Обладающие красивой, факту­рой древесностружечные плиты не окрашиваются и не перекрываются другими материалами. Внешняя по­верхность древесностружечных плит не должна подвергаться силь­ным механическим повреждениям, а от влаги ее надо защитить прозрач­ным нитролаком. Эти плиты без осо­бых усилий распиливаются, а края распилов заделываются тонкой де­ревянной рейкой в толщину плиты.

Древесностружечные плиты грунтуются, чтобы они не короби­лись от влаги, выдерживали боль­шие перепады температуры. Основа в виде ДСП используется для разме­щения панно, для изготовления вы­ставочных и информационных стен­дов, стеллажей.

Холст

Холст применяется в оформле­нии для обтяжки подрамников, стендов. Виды холстов разнообраз­ны: от мелкозернистых, с тонким переплетением нитей, до крупно­зернистых, с фактурной, выпуклой поверхностью. Лучшими считают­ся льняные и пеньковые холсты, они бывают густого и редкого, пря­мого и саржевого плетения.

Оформительские работы долж­ны проводиться только по натянуто­му или наклеенному холсту. Холст грунтуется, проклеивается для придания ему необходимой проч­ности.

Холст прекрасно смотрится на стендах. К нему с помощью булавок могут прикрепляться информаци­онные материалы, требующие по­стоянного обновления и дополне­ния. Холст лучше размещать по­дальше от прямых солнечных лучей, так как он быстро теряет цвет, иногда отдельными участка­ми, от чего портится. С холстом не­обходимо обращаться осторожно, его нельзя сминать, он не выносит сырости, коробится.

По загрунтованному холсту удобно работать, при этом он служит довольно долго, имеет красивый вид. Сочетание различных по цвету холстов может быть применено при создании стендов на модульной основе, что обеспечит ритмичное че­редование цветов, заменит тониро­вание.

Холст хорошо смотрится в офор­млении интерьера, необходим при создании витрин с имитацией пред­метов быта старины, а также изде­лий народных промыслов, откры­тых экспозиций из живых растений, цветов, злаков, сухостоев. Холст прекрасно «работает» в сочетании с керамикой, художественным стек­лом и ковкой, берестой, изделиями из соломы, прутьев.

Ткани

Ткани (кумач, бязь, тюль, сук­но, шелк и др.) применяются в праз­дничном, уличном, политическом, информационном оформлении для выполнения лозунгов, изготовле­ния флагов, драпировок, стягов, транспарантов, рекламы. Ткани по­зволяют создавать сугубо декора­тивные моменты благодаря эффек­ту сочетания драпировок различно­го вида. Определенным образом уложенные складки создают необ­ходимые ритмы, позволяют краси­во оформить окна, двери, сцену, сто­лы, помещения в це­лом. Они должны сочетаться с интерьерным пространством, отве­чать задачам создания настроения, положительных зрительских эмо­ций и т. п.

Ткани используются в оформле­нии без грунтования, они подбира­ются по фактуре, размеру, цвету, рисунку или однотонные. Шрифто­вые композиции выполняют по тка­ням клеевыми красками, а также красками с добавлением небольшо­го количества клея ПВА, гуашью, маслом, красками с аэрозольным распылением, акриловыми.

На плотной ткани - бязи - пи­шут способом сухой кисти. В этом случае краску растворяют скипида­ром или растворителем № 1, затем берут небольшое количество краски, понемногу растирая ее по негрунто­ванной материи. В работе могут при­меняться шаблоны и трафареты.

Независимо от свойств ткани ее первоначально натягивают на под­рамник необходимого размера, пос­ле этого решается вопрос об оформи­тельском жанре: панно, плакат, за­ставка и пр. Натягивать ткань нужно, начиная с середины каждой стороны подрамника, а потом посте­пенно и симметрично переходить к краям, что обеспечит равномерность натяжения. Этот способ распростра­няется на натягивание и грунтован­ного, и негрунтованного холста.

В том случае, если транспарант или плакат такого большого разме­ра, что невозможно выполнить под­рамник, то ткань тщательно рас­правляется, растягивается на полу без перекосов, заломов, морщин и слегка крепится гвоздями. Затем выполняется надпись или рисунок. При этом нужно иметь опыт работы по горизонтально расположенной плоскости, а также уметь увеличить в соответствии с разметкой (сеткой) изображение по заранее разработан­ному эскизу.

Тканями могут быть задрапиро­ваны большие плоскости, которые составляют часть оформления. При выполнении драпировки использу­ется способность ткани создавать провисшие, объемные или мелкие складки. Для этих целей цвет тканей и их пластические свойства должны найти необходимое образное соеди­нение, чтобы драпировки имели не­повторимую художественную нагруз­ку, что позволит выявить фактуру ткани, определить меру ее вхождения в оформление интерьера.

В оформлении драпировка тка­ней может сочетаться с выполнением по ее поверхности текстильной апп­ликации, когда кусочки этой же или других тканей наклеиваются или пришиваются поверх драпировки. Может проводиться частичная ок­раска тканей, а также роспись по ним в технике холодного и горячего батика.

Ткани могут также сочетаться в оформлении с резьбой по дереву, на­тягиваться на рамы, оригинально развешиваться на металлических стойках и стендах.

Картон

Картон бывает разных видов - твердый, рыхлый, ломкий, изготов­ленный из древесины, он просто не­заменим в оформительском деле. По негрунтованному картону может вестись работа клеевыми красками, гуашью, темперой, маслом. Для придания прочности необходимо его предварительно слегка проклеить. Рыхлый по фактуре картон следует загрунтовать. После этого по нему хорошо работать гуашью, масляны­ми красками.

Из картона делают шаблоны и трафареты, папки для хранения ху­дожественных работ, эскизов, пас­парту для художественных работ, фрагменты полуобъемных и объем­ных элементов выставочного обору­дования, текстов, заголовков.

Оргалит

Оргалит представляет собой очень плотные листы строительно­го картона, служит заменителем фанеры, применяется в живопис­ных и графических работах, офор­мительском искусстве. Работают сразу по двум сторонам его поверх­ности - гладкой и шероховатой, в зависимости от художественных задач.

При выполнении оформления оргалит представляется как удобный, экономичный материал. Он может, как и картон, окраши­ваться в любой цвет, по нему рабо­тают любым видом красок. Оргалит плохо переносит воду, поэтому час­то его покрывают олифой, а также размещают в сухом помещении, тог­да он служит удивительно долго и не изменяет своих качеств.

Листы оргалита прибивают к подрамникам, из него вырезают не­обходимые элементы лобзиком, он хорошо распиливается пилой. Орга­лит сочетается с картоном, деревом, тканями. Из него могут быть выпол­нены стенды, витрины, экспозици­онное оборудование, планшеты. Оргалит можно использовать много­кратно, если он хорошо сохранился, перекрашивать, к нему удобно кре­пить экспонаты на винтах, болтах, проволоке через сквозные отвер­стия. Этот материал может приме­няться при выполнении панно, выс­тавочных стендов, сложных про­странственных конструкций для надписей и рекламы на выставке, а также при создании экспозиции ма­лых форм, выполнении макетов.

Большие листы оргалита могут быть сшиты между собой для создания по­верхности большого размера, что ча­сто требуется в оформлении вестибю­лей, актовых залов, театральных сцен, создании декораций. Кроме того, оргалит может служить осно­вой для размещения отдельных объектов, витрин. Из него, как и из картона, могут быть выполнены шрифтовые работы, он может быть окрашен в нужный цвет, смонтиро­ван на разной поверхности - дереве, металле, фанере.

На оргалит прекрасно приклеи­ваются фотографии, что облегчает создание фотоколлажей, апплика­ций из различных художественных материалов. Это делает оргалит не­заменимым и распространенным в оформительском деле материалом.

Пенопласт

Пенопласт прочно вошел в офор­мительское дело благодаря своим уникальным свойствам - легкости, прочности, податливости и простоте в обработке, светоносной поверхнос­ти, способности окрашиваться.

Пенопласт широко применяется в упаковках. Пластические свойства этого материала позволяют созда­вать самые разнообразные вещи, не­обходимые в оформительском деле и специфически выглядящие. Из пе­нопласта выполняются различные шрифтовые работы, расписные пан­но, заставки, которые размещаются в центре выставочного ансамбля, эк­спозиции стендов, в начале или в конце тематической выставки.

Техники обработки пенопласта разнообразны и эффектны: разрезание горячей проволокой, резьба, роспись, сочетание резьбы с после­дующей ее росписью, тиснение, тонирование.

При выполнении различных шрифтовых работ из пенопласта ис­пользуют станок с разогретой до высокой температуры вольфрамо­вой проволокой.

При ручной резьбе может при­меняться только очень острый нож, скальпель с достаточно гибким лез­вием. Тупой нож или инструмент крошит пенопласт, ломает его по­верхность.

Техника контурного рельефно­го рисунка состоит в том, что на осно­ву, которой может служить дерево, картон, оргалит, бумага, плотная ткань, аккуратно наносится предва­рительный линейный рисунок, обо­значающий контуры будущей резь­бы. Поверх этого рисунка наклеива­ются тонкие полоски пенопласта, а затем ведется резьба. Рельеф резьбы может быть достаточно глубоким, отчего возникает ощущение легкос­ти, изящества. Резьба может быть выполнена практически до основы и иметь ажурный вид. Отдельные фрагменты данной резьбы впослед­ствии могут соединяться и создавать как отдельные, так и целые компози­ции, бордюры, рамы и пр., которые необходимы в оформительском деле для акцентирования внимания на конкретном изображении или ин­формации.

Техника резьбы по пенопласту похожа на резьбу по дереву, поэто­му ведется этими же инструментами, а также хорошо заточенными ножами различной длины и с разной шириной лезвия.

При резьбе по пенопласту необ­ходимо учитывать его пластические свойства, особенно приводящие к то­му, что пенопласт без особых усилий и давления на него способен частич­но или полностью крошиться. Пено­пласт - легкий материал, поддаю­щийся любым механическим воздей­ствиям, поэтому при работе с ним каждое движение должно быть разме­ренным и точным.

При выполнении мелких форм из пенопласта работа становится опасной, можно пораниться ножа­ми. В связи с этим необходимо прибе­гать к обобщению формы, находить лаконичные и выразительные реше­ния. Изготовление больших форм намного легче и проще, но здесь тре­буется безукоризненное чувство пе­реходов и зрительного сочетания.

Пенопласт не скалывается, как другие материалы, например дерево или камень. Именно поэтому рельеф получается достаточно плоскостной, с неявно различаемыми простран­ственными планами, отчего и воз­никает типичное для пенопласта различие в трактовке отдельных плоскостей, их ритмическом чередо­вании. Плавность перехода одной формы в другую достигается за счет сглаживания форм после выполне­ния резьбы. Операция завершается детальной обработкой плоскостей наждачной бумагой.

Кроме того, пенопласт, облада­ющий повсеместно внутри своего объема пористой поверхностью, лег­ко распиливается и разрезается. Это качество позволяет выполнять раз­личные объемные и полуобъемные элементы. Если того требует эскиз, то объем из пенопласта может быть набран из частей, которые хорошо и прочно склеиваются. Таким образом из небольших кусков пенопласта можно создать большие объемы. Это расширяет художественный поиск, позволяет достигать выразительно­сти в оформительском решении.

Роспись по пенопласту выпол­няется для того, чтобы получить де­коративные элементы оформления, ее можно вести темперой, гуашью с добавлением клея ПВА, другими красками. Для закрепления красоч­ного слоя прибегают к последующе­му покрытию лаками - это прида­ет новый глянцевый вид поверх­ности.

Аппликация из пенопласта является одной из самых вырази­тельных комбинаций в применении этого материала. Техника ее заклю­чается в том, что различные куски пенопласта наклеиваются на фон. Как сами куски, так и фон могут быть цветными, различной конфи­гурации и объема. Аппликации мо­гут объединяться в отдельные пан­но, применяться для оформления витрин, составлять пространствен­ные композиции, а также использо­ваться для создания макетов, копий изделий. В такие композиции мож­но органично и художественно точ­но включить другие конструкцион­ные материалы. Это имеет место при выполнении больших макетов, со­здании проектов малых форм, про­странственных эскизов театраль­ных сцен, витрин и др.

Тиснение пенопласта, а также тиснение с последующей покрас­кой представляет собой оригиналь­ный способ обработки, где художе­ственный вымысел, творческое решение поддерживают неповтори­мость художественного результата. Этот способ помогает за счет выпол­ненной фактуры привлечь внимание зрителя к стендам, витринам, от­дельной части выставочной компо­зиции, подчеркнуть в целом специ­фику оформительского решения целого ансамбля, серии информаци­онных стендов, интерьеров.

* Тиснение пенопласта ведет­ся легкими молотками различной величины, а также любыми инстру­ментами, кусками обработанной древесины, оставляющими краси­вые вмятины. При тиснении в пено­пласте не должно образовываться никаких необоснованных провалов объемов, слишком больших углуб­лений или дыр. При необходимости тиснение проводится в несколько проходов поверх тисненого слоя с заменой одних инструментов други­ми. Это способствует образованию такой тисненой поверхности, кото­рая передает индивидуальную твор­ческую манеру художника-оформи­теля.

* Тиснение с последующей по­краской пенопласта является бо­лее продолжительной операцией его художественной обработки, дающей разнообразие цветовых реше­ний. Пенопласт покрывают красоч­ными слоями темперы, гуаши, мас­ляных красок. Выбор цвета и коло­рита согласовывается с эскизом. Каждый красочный слой должен быть хорошо просушен, чтобы в последующем он не разрушался, не крошился.

Бумага

Бумага является самым распро­страненным оформительским мате­риалом. Можно использовать такие ее виды: рисовальную, чертежную (типа полуватмана), оберточную, обойную, цветную. Могут быть при­менены также печатные материа­лы, фотоматериалы, вырезки из буклетов и рекламных изданий, ко­торые дополняют арсенал вырази­тельных средств, предоставляемых бумагой.

Плотная бумага необходима для написания плакатов, объявле­ний. При выполнении шрифтовых композиций на бумаге могут быть наложены два (или более) слоя крас­ки, что делает вид привлекательнее. Бумага предварительно наклеивает­ся на планшет, затем ведется офор­мление стенда (в противном случае бумага может покоробиться).

Для оформления больших по размерам стендов может быть ис­пользована рулонная бумага или склеиваются отдельные листы. Со­четание различных по фактуре сор­тов бумаги в фоне может дать кра­сивые и неожиданные цветовые эф­фекты.

Бумагопластика , как техника исполнения, нашла свое широкое применение в оформительском ис­кусстве. Декоративные возможнос­ти бумаги поистине огромны. Она поддается складыванию, сворачиванию, скручиванию, разрезанию, переламыванию по нанесенному с обратной стороны легкому надрезу, склеиванию.

Обработка бумаги проста и дос­тупна каждому художнику-оформи­телю. При создании композиций мо­жет применяться бумага различных сортов, окраски, плотности, при этом создаются цветовые и простран­ственные контрасты. В качестве де­коративных элементов могут также включаться поделки из бумаги, вы­полненные в технике оригами (ис­кусство складывания бумажных иг­рушек).

Аппликация, рельефный рису­нок, папье-маше являются способа­ми художественной обработки бума­ги. Техника аппликации незамени­ма в шрифтовой работе, применяет­ся для наклеивания на основу заго­ловков, шрифтовых композиций, текстов. Буквы из бумаги могут из­готавливаться самостоятельно, од­нако чаще используются готовые, выпущенные промышленностью гарнитуры шрифтов.

Аппликация из букв может быть плоской и объемной. Техника изготовления объемных букв явля­ется делом трудоемким, сложным, кропотливым. Для этого выполня­ется развертка каждой буквы. Сна­чала выклеивается одна буква, по­том она наклеивается на твердую окрашенную основу. Из-за того, что бумага боится влаги, изменения температурного режима, такие ком­позиции можно размещать только в интерьерном пространстве.

На практике можно сочетать буквы, выполненные из бумаги, с буквами из пенопласта, если это за­ложено в эскизе. Техника апплика­ции позволяет избегать даже не­большого количества ошибок в шрифтовой работе, всегда обеспечи­вает ее чистое ведение.

Техника рельефного рисунка распространена в текстовых элемен­тах оформления. Изобразительный смысл этой техники заключается в том, что бумага приклеивается к ос­нове ребром, это создает рельефные падающие и собственные тени. Ис­пользуется как белая, так и цветная бумага. Бумага может быть не толь­ко плотной, однотонной, но и разно­цветной и многослойной. В этой тех­нике красиво смотрятся работы с применением картона, имеющего многослойную и объемную структу­ру, и упаковочной бумаги. Полоски бумаги могут быть разной высоты, что создает колебание, различие в уровнях, это красиво смотрится в шрифтовых композициях и декора­тивных работах. Порой бывает дос­таточно одной плотной белой бума­ги, чтобы создать оригинальный шрифт.

Папье-маше является наиболее сложным по технике исполнения способом художественной обработ­ки бумаги. Оно применяется для того, чтобы делать объемные вещи, копии и имитации. В технике папье-маше могут выполняться сложные по структуре объемные орнаменты, рельефы, профили, предметы раз­личной фактуры, которые впослед­ствии раскрашиваются, а также по­вторяющиеся объемные элементы оформления (например, символы, эмблемы, знаки, гербы).

Стекло

В оформлении применя­ют прозрачное, цветное стекло с разными свойствами прозрачности, объемнос­ти, прочности и пр. Стекло является частью оформления, вставляется в качестве декоративных элементов в двери при создании имитации цвет­ных витражей. Прозрачное стекло можно покрывать масляной крас­кой, вести по нему аппликативные работы, использовать при создании подсвечивания витрин. На поверх­ности стекла можно работать как ху­дожественными масляными краска­ми, так и нитроэмалевыми. Для это­го поверхность стекла необходимо промыть с мылом, просушить, нане­сти рисунок надписи с обратной сто­роны. Можно положить стекло на рисунок и писать по нему кистью. В этом случае шрифтовая надпись или специальный рисунок будут выглядеть с обратной стороны стек­ла особенно аккуратно.

У стекла окрашивается обрат­ная сторона для того, чтобы не на­нести механических повреждений красочному слою. Стекло, как пра­вило, вставляется в деревянные или металлические рамки. Оно применяется в оформлении тогда, когда ценные материалы тематической выставки или экспозиции необходимо сохранить без повреж­дений. В этом случае из толстого стекла или оргстекла выполняется специальная защитная конструк­ция.

Стекло используется для остек­ления витрин выставки, из него из­готавливаются стеклянные двери, с его помощью ценные экспонаты от­гораживают от зрителя.

При оформлении каждый кусок стекла зашлифовывается по кон­цам. Стекло должно подбираться без механических повреждений, с оди­наковой степенью прозрачности. В целях крепления в нем можно просверлить отверстия, резать его следует стеклорезом. Такие работы нужно проводить с особой осторож­ностью.

Пластмассы

Пластмассы используются для того, что выполнить оформление каждого экспоната, суметь его со­хранить неповрежденным. Пригод­ны различные по цвету пластмассы, которые крепятся с помощью болтов и зажимов к стендам. Стеклопласти­ки применяются для выполнения перегородок, навесов, козырьков. Фактура и окраска у стеклопласти­ков разная, они обрабатываются инструментами, режутся, пилятся. Оргстекло может изгибаться в на­гретом состоянии при температуре 110-150°С, сохраняя при этом свою форму. Для склеивания применяют­ся синтетические клеи.

Пленки

Становятся незамени­мым изобразительным средством в оформительском деле. Наряду с пластмассами используются самоклеющиеся пленки оракал, которые имеют много цветовых оттенков. Оформительские работы в технике аппликации этими пленками всегда дают хорошие результаты. Пленки применяются для выполнения зана­весей, оклейки окон, имитации вит­ражей, покрытия различных повер­хностей, их обновления. Многие де­коративные элементы выполняются с использованием пленок, которы­ми обтягивают дерево, толстую фа­неру, пенопласт, картон, оргалит, древесностружечные плиты. Лип­кие цветные пленки типа скотча могут применяться в качестве окан­товки, ими могут укрепляться от­дельные слои материалов при созда­нии аппликации.

Для обтягивания планшетов, выполнения занавесей используют­ся синтетические ткани. Ткани об­ладают различными свойствами, фактура и расцветка их разнообраз­на. В оформлении прибегают к ис­пользованию кальки для выполне­ния папье-маше, декоративных эле­ментов, имитации эффекта стекол витражей.

Оформитель витрин, помещений и зданий – специалист в области изобразительного искусства, использующий художественные приёмы и средства в целях оформления.

О профессии

Эта специальность относится к профессиям типа “человек – художественный образ” и “человек – техника”. В наши дни возросла роль и ответственность художника в формировании предметно-пространственного окружения человека. Чем больше разрастаются города, чем стандартнее становится их застройка, тем сильнее искусственное окружение воздействует на человека. Его самочувствие во многом зависит от того, каков будет эстетический облик окружающей его среды, и это будет зависеть от работы художника-оформителя.

Доминирующая профессиональная направленность: творчество, художественные образы в сочетании с производством.

Доминирующие интересы: ИЗО, конструирование.

Необходимые качества, обеспечивающие успешность в профессии :

  • художественные способности;
  • цветовая чувствительность;
  • цветовые память и наблюдательность;
  • хороший глазомер;
  • конструкторские способности;
  • аккуратность;
  • терпение.

Место работы и карьера

Существует выражение “свободный художник”. Его применяют не только к представителям этой профессии, но ко всем тем, кто может позволить себе не придерживаться расписания, а трудиться по вдохновению, когда и как душе угодно. Действительно, некоторые художники так и живут: творят в студии или дома, на природе или на улице. Их рабочий день может проходить за компьютером или за столом, за мольбертом или на строительных лесах, стоя или сидя, а иногда даже лежа! Трудиться можно на заказ, разыскивая клиентов и/или каналы сбыта своих произведений самостоятельно, или в различных компаниях. Свободные художники имеют возможность сдавать свои работы в различные галереи и магазины.

Области применения

Оформление интерьеров, производственных помещений, офисов, образовательных учреждений и др.

Что умеет и знает

Оформитель витрин, помещений и зданий по разработанным эскизам, шаблонам, эталонам создает стенды, графические схемы, плакаты, и другие виды оформительских работ; осуществляет художественную роспись панно, элементов декоративного оформления интерьеров домов, витрин магазинов.

Художник-оформитель знает основы живописи и рисунка, владеет основами различных декоративно-прикладных искусств, таких как роспись по ткани, декупаж, квиллинг и т. п.

Кроме этого он знает правила составления колеров, приемы и техники выполнения рисунка, приемы выполнения шрифтовых работ и виды шрифтов, современные материалы и технологии для выполнения художественно оформительских работ.

Художник-оформитель умеет выполнять декоративную художественную роспись, графические работы средней сложности. Оформитель витрин, помещений и зданий оформляет вывески и наружную рекламу, торговые залы, помещения учреждений, предприятий общепита и т.п. Он выполняет эскиз, проект, макет оформления, осуществляет художественно-оформительские работы в разной технике с использованием различных материалов (настенная роспись, чеканка, резьба по дереву, мозаика). В ряде случаев – самостоятельно выполняет оформление небольшим помещений от штукатурно-малярных до сложных художественно-оформительских работ.

Может руководить работой бригады, в состав которой входят маляры, отделочники, исполнители оформительских работ.

Многие художники нашего времени пользуются новыми технологиями: знание цифровой техники и специальных компьютерных программ (Adobe PhotoShop, Adobe Illustrator, CorelDRAW и др.) значительно облегчат работу оформителю.

Все эти знания вы сможете приобрести, обучаясь в Севастпольском профессиональном художественном колледже по профессии «Оформитель витрин, помещений и зданий».

В курс обучения включены такие предметы, как материаловедение, спецтехнология, рисунок, живопись, компьютерная графика, основы дизайна, перспектива.

На производственном обучении опытные мастера продемонстрируют вам на практике приемы порезки и поклейки самоклеющейся пленки, выполнения иммитации витража и мозаики.

Приглашаем присоединиться к нашему творчеству!

Работы учащихся

  • Декоративное панно. Роспись

    http://сайт/wp-content/uploads/2015/05/114.jpg
  • Батик

    http://сайт/wp-content/uploads/2015/05/23.jpg
  • Бумажная пластика

    http://сайт/wp-content/uploads/2015/05/43.jpg
  • Батик

    http://сайт/wp-content/uploads/2015/05/63.jpg
  • Маркетри

    http://сайт/wp-content/uploads/2015/05/53.jpg
  • Мастерская

    http://сайт/wp-content/uploads/2015/05/73.jpg
  • Витраж

    http://сайт/wp-content/uploads/2015/05/93.jpg
  • Батик

    http://сайт/wp-content/uploads/2015/05/103.jpg
  • Мозаика

    http://сайт/wp-content/uploads/2015/05/115.jpg
  • Эскиз интерьера

    http://сайт/wp-content/uploads/2015/05/123.jpg
  • Коллаж

    http://сайт/wp-content/uploads/2015/05/133.jpg
  • Коллаж

    http://сайт/wp-content/uploads/2015/05/143.jpg
  • Роспись по ткани

    http://сайт/wp-content/uploads/2015/05/153.jpg

Мы это умеем (спасибо мастерам!)

  • Роспись по стеклу

    http://сайт/wp-content/uploads/2015/05/30.jpg
  • Батик

    http://сайт/wp-content/uploads/2015/05/211.jpg
  • Бумажная пластика

    http://сайт/wp-content/uploads/2015/05/221.jpg
  • Декоративное панно

    http://сайт/wp-content/uploads/2015/05/25.jpg
  • Мозаика из гальки

    http://сайт/wp-content/uploads/2015/05/241.jpg
  • Мозаика из керамической плитки

    http://сайт/wp-content/uploads/2015/05/231.jpg
  • Информационный стенд

    http://сайт/wp-content/uploads/2015/05/26.jpg
  • Витраж витражными красками

    http://сайт/wp-content/uploads/2015/05/27.jpg
  • Роспись витражными красками

    http://сайт/wp-content/uploads/2015/05/28.jpg
  • Роспись акриловыми красками

    http://сайт/wp-content/uploads/2015/05/29.jpg
  • Батик

    http://сайт/wp-content/uploads/2015/05/20.jpg
  • Техника набрызга

    http://сайт/wp-content/uploads/2015/05/34.jpg
  • Композиция шрифтовой графики

    http://сайт/wp-content/uploads/2015/05/331.jpg
  • Настенная роспись

    http://сайт/wp-content/uploads/2015/05/311.jpg
  • Роспись керамическими красками

    http://сайт/wp-content/uploads/2015/05/321.jpg
  • Коллаж

    http://сайт/wp-content/uploads/2015/05/36.jpg
  • Рекламная установка

    http://сайт/wp-content/uploads/2015/05/37.jpg
  • Техника набрызга

    http://сайт/wp-content/uploads/2015/05/35.jpg
  • Работа в мастерской

    http://сайт/wp-content/uploads/2015/05/116.jpg
  • Макет витрины магазина

    http://сайт/wp-content/uploads/2015/05/117.jpg
  • Роспись по стеклу

    http://сайт/wp-content/uploads/2015/05/33.jpg

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании методического Директор МБОУДД «ГМУК №2»

объединения учителей ________________М.А. Золотова

МБОУДД «ГМУК №2» «___»__________________2013г. «___»_______________2013г.

РАБОЧАЯ

ПРОГРАММА

профессиональной подготовки

по профессии «Исполнитель художественно-оформительских работ»

Код 072500.01

Разработал – учитель

ИЛЮХИНА Надежда Петровна

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УПР

В.Ю. Иванов

«___»_____________2013 г.

Г. Владимир

ПРОГРАММА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

По профессии «Исполнитель художественно-оформительских работ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа профессиональной подготовки по профессии «Исполнитель художественно-оформительских работ» разработана на основе ФГОС начального профессионального образования по профессии 072500.01 Исполнитель художественно-оформительских работ.

Программа включает три раздела:

  • пояснительную записку;
  • основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса; требования к уровню подготовки выпускников;
  • учебный план.

1. Актуальность программы

Художественно-оформительские работы отличаются многообразием отображения школьной жизни. Художественное оформление в школе отображает процессы, события, праздники. На занятиях учащиеся организованно и заинтересованно выполняют самые разные виды работ: шрифтовых надписей с помощью плакатных перьев, кистью, накладных букв, трафаретов, шрифтовых композиций заголовок, текстов, эскизы плакатов, эмблем, проектов, макетов, размещения экспонатов на выставках, которые становятся традициями в школе. Сближает учащихся, позволяет ощутить себя непосредственными участниками событий, увидеть себя как бы со стороны.

Художественно оформленная идея, событие, факт приучает школьников вырабатывать и конструировать собственную точку зрения, отношение к происходящим событиям, воспитывает эстетический вкус, историческую память, мировоззрение.

История декоративно-оформительского искусства свидетельствует о его большом воспитывающем воздействии на окружающих, и этим оформительское искусство отличается от других видов (живописи, графики).

Декоративно-оформительского искусство существует вполне самостоятельно, от таких видов искусства, как живопись или графика, оно отличается своим агитационным характером. Оно всегда находится в центре общественной жизни, взаимоотношений людей, отражает основные исторические вехи становления общества, государства, призвано поддерживать полнокровную духовную жизнь.

2. Цель:

  • познакомить с профессией художник-оформитель;
  • обучить основным приемам художественно-оформительскому искусству;
  • воспитывать художественно-эстетическое восприятие мира.

3. Задачи:

  • научить восприятию различных видов искусства, художественных приемы;
  • познакомить с художественно-оформительским искусством, областями его применения;
  • научить основным приемам, техникам и технологиям оформительских работ;
  • научить выполнять шрифтовые надписи (плакатными перьями, кистью, с помощью трафарета);
  • научить разрабатывать свои проекты, анализировать их;
  • сформировать представления в области рисунка и живописи применительно к основам декоративно-прикладного искусства (художественное конструирование, проектирование интерьеров, цветоведение);
  • развивать художественно – творческие способности учащихся;
  • развивать художественный вкус, общую культуру;
  • воспитывать положительное восприятие искусства и культуры Родного края и народов мира;
  • подготовить детей к осознанному выбору профессии.

4. Воспитательные аспекты

Реализация программы художник-оформитель способствует формированию художественной культуры обучающихся. Программа направлена на профориентацию обучающихся и развитие их творческих способностей, коммуникабельности и социализации.

5. Возраст, возрастные особенности

Программа рассчитана на обучение детей среднего школьного возраста. Программа учитывает возрастные особенности школьников, в неё включены экскурсии, проекты и творческие работы.

6. Формы работы

Для реализации программы применяются следующие формы учебно-воспитательной работы: экскурсии, учебное занятие, выставки детского творчества: проекты, размещение экспонатов на школьной выставке, выпуск школьной газеты, изготовление макетов школьного интерьера.

По охвату детей на занятиях необходимы индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая и фронтальная работы.

7. Методы работы

При использовании этой программы применены следующие методы обучения и воспитания: экскурсия, беседы, обсуждение, рассказ; рассматривание иллюстраций, плакатов, объявлений, проектов, макетов, эмблем, заставок; наблюдения; конкурсы, объяснение, показ, выставка творческих работ, сравнение и аналогия, сопоставление; создание проблемно-поисковых ситуаций; анализ.

Программа предусматривает сочетание самостоятельной, коллективной работы детей и работы группами, а также деятельность всего объединения.

8. Условия реализации программы – 2 года

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Профессия – исполнитель художественно-оформительских работ

Квалификация – 2-й разряд

Исполнитель художественно-оформительских работ должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Исполнитель художественно-оформительских работ должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

Выполнение подготовительных работ.

Изготавливать конструкции основ для художественно-оформительских работ.

Подготавливать к художественно-оформительским работам рабочие поверхности из различных материалов.

Составлять колера.

Оформлять фоны.

Изготавливать простые шаблоны.

Вырезать трафареты оригинальных шрифтов и декоративных элементов.

Выполнять художественные надписи.

Выполнять роспись рисунков композиционного решения средней сложности по эскизам и под руководством художника.

Изготавливать объемные элементы художественного оформления из различных материалов.

Создавать объемно-пространственные композиции.

Выполнять элементы макетирования.

Подготавливать к использованию исходные изображения, в том числе фотографические.

Комбинировать элементы оформления и надписи в рекламных материалах.

Контролировать качество выполненных работ.

1. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КУРС

1.1. «Основы рыночной экономики и предпринимательства»

Тематический план

п/п

Тема

10 класс

11 класс

Введение в экономику

Принципы и механизм работы рынка

Рынки факторов производства

Экономические условия работы фирмы (предприятия)

Государственный бюджет и налоги

Предпринимательство

Итого

Тема 1. Введение в экономику

Предмет экономики. Анализ экономической информации, необходимой для организации в своей профессиональной деятельности.

Тема 2. Принципы и механизмы работы рынка

Принципы рыночной экономики. Взаимодействие спроса и предложения. Цена. Функции цены: информационная, мотивационная и нормирующая.

Тема 3. Рынки факторов производства

Рынок труда. Безработица. Рынок ценных бумаг.

Тема 4. Экономические условия работы фирмы (предприятия)

Собственность и организационно-правовые формы фирмы (предприятия). Издержки фирмы (предприятия). Прибыль и убытки фирмы (предприятия). Атрибуты фирмы (предприятия): учредители, уставной фонд, юридический адрес, банковский счет и т.д.

Кругооборот товаров, услуг, ресурсов и платежей в экономике. Доход фирмы (предприятия).

Тема 5. Государственный бюджет и налоги

Бюджет государства: доходы и расходы. Система налогообложения.

Тема 6. Предпринимательство

Понятие о бизнес-плане. Маркетинг. Разработка и создание товара, позиционирование товара, процесс продвижения товара и ценообразование. Менеджмент.

2. ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КУРС

2.1. «Основы законодательства. Этика профессиональной деятельности»

Тематический план

п/п

Тема

10 класс

11 класс

Введение

Трудовое законодательство

Деловая культура

ИТОГО

Тема 1. Введение

Профессия. Профессиограмма профессии. Формула выбора профессии. Правила выбора профессии. Пути получения профессии. Профессиограмма профессии «Исполнитель художественно-оформительских искусств»

Тема 2. Трудовое законодательство

Трудовое законодательство. Трудовой договор. Льготы для лиц, обучающихся без отрыва от производства. Дисциплина труда. Охрана труда, гарантированность защиты прав работников.

Тема 3. Деловая культура

Имидж делового человека. Взаимоотношения в коллективе.

2.2. «Основы дизайна и композиции»

Тематический план

п/п

Тема

10 класс

11 класс

Художественные средства построения композиции. Графика

Художественные средства построения композиции. Пластика

Основные принципы композиционно-художественного формообразования

ИТОГО

Тема 1. Художественные средства построения композиции. Графика

Точка. Графический акцент. Линия. Протяжённость и развитие на плоскости в одном координатном направлении. Основные виды линейных графических форм. Пятно. Заполнение большей части графической плоскости. Основные виды графических тональных форм. Цветовой круг Гёте. Хроматические и ахроматические цвета. Цветовой тон, светлота, насыщенность, тональность и цветовая гамма. Отношения площадей цветовых тонов. Зрительная удалённость. Теплота, мягкость, лёгкость. Активность и эмоциональное, психофизическое воздействие на зрителя.

Практическая работа:

Выполнение образцов графического заполнения плоскости с выявлением выразительного характера различных форм точечно-линейной графики и тоновой графики. Выполнение образцов материалов с раскрытием их характера и использованием разных графических средств (отмывки, покраски, «печати», «набрызка», «мармирования» и др.). Составление композиции из простых геометрических фигур с решением задач по сохранению и относительному разрушению плоскости или объема, а так же с использованием тоновых графических форм. Построение целостной композицию, основанной на контрастном сочетании точечно-линейных и тоновых графических форм с использованием простых геометрических фигур. То же при нюансном сочетании графических форм.

Составление ахроматического и хроматического кругов (или рядов) с условием передачи постепенного перехода цветов от одного к другому.

Тема 2. Художественные средства построения композиции. Пластика

Пластические композиционные средства. Развитие по трём направлениям – горизонтали, вертикали и глубине. Характеристика линейно-пластической формы: направление, открытость, расположение по координатным осям, конфигурация.

Плоскостная форма: текстура, фактура, рельеф, расположение в пространстве, силуэт. Объёмная форма: скульптурный характер, геометрический вид, степень открытости.

Пространственная форма: движение в глубину, движение вокруг. Фронтально-пространственная композиция: конфигурация форм, ритмическое построение, графическо-пластическая моделировка. Объёмно-пространственная композиция: развитие пространственных элементов в трёх направлениях при соблюдении компактности, восприятие с разных сторон, зритель снаружи; планировочное мышление и пластическое моделирование. Глубинно-пространственная композиция. Характер: развитие в глубину и восприятие изнутри. Степень открытости. Внешнее и внутреннее пространство. Планировка. Промежуточное членение. Графическо-пластическое моделирование. Материал – натуральность, декоративность, однородность.

Практическая работа:

Выполнение в макете образцов фактурных и рельефных поверхностей с использованием различных материалов. Составление композиции на основе нюансного и контрастного сочетания фактурных и рельефных форм. То же с использованием элементов линейной и тоновой графики. Построение и выполнение в макете выразительную по пластике объемных композиций с использованием изученных форм. Построение и выполнение в макете фронтально-пространственных, объемно-пространственных, глубинных композиций, используя разных графические и пластические средства с выделением главного элемента.

Тема 3. Средства гармонизации художественной формы

Ньюанс – контраст. Характер пар средств гармонизации. Степень сходства и различия элементов композиции. Тождество и аналогия элементов. Характеристика ньюанса. Слабое различие элементов композиции. Характеристика контраста. Резкое различие элементов композиции. Полярность – полное различие элементов по всем их композиционным свойствам.

Статика – динамика. Зрительно и физически статичные формы. Стабильные: квадрат, прямоугольник, параллелепипед, положенный на широкое основание, куб, пирамида с квадратным основанием. Монументальный характер композиции из статичных форм. Физически статичные, но зрительно динамичные формы. Впечатление неуравновешенности. Зрительно статичные, но физически частично динамичные формы. Устойчивая основа, движущиеся элементы. Зрительно и физически полностью динамичные формы.

Симметрия – асимметрия. Расположение элементов композиции вокруг главной оси. Виды симметричной композиции: зеркальная, осевая и винтовая. Композиция с симметрией и асимметрией. Несколько осей композиции, расположенных в разных координатных направлениях.

Метр – ритм. Такт, ритм, чередование, ясность, монотонность. Неравномерность изменения свойств элементов композиции. Свободное и строгое расположение элементов. Изменение величины элементов. Изменение интервалов между элементами. Сложный и простой ритмы. Развитие ритма в различных координатных направлениях. Ритмическая партитура композиции.

Отношения – пропорции. Связь между двумя величинами формы – выражение отношения. Сближенные и отдалённые отношения. Золотое сечение. Пропорции – два, и более отношений. Связь нескольких форм. Понятие модуля.

Размер – масштаб. Размер как абсолютная величина формы. Масштаб как относительная величина формы.

Практическая работа:

Построение и выполнение графически или пластически (в макете) разных композиций на нюансное и контрастное сочетание простых геометрических форм, на выражение статики или динамики, на раскрытие в композиции симметрии и асимметрии, с организацией метрического и ритмического порядка, с использованием разных отношений и пропорций («золотого сечения», модульной сетки, подобных фигур), на крупный и мелкий масштаб.

Тема 4. Основные принципы композиционно-художественного формообразования

Рациональность. Связь формы и функционального содержания. Решение утилитарных задач. Эффективная конструктивная разработка формы. Эргономичность качества формы. Экономический аспект формообразования при соблюдении художественной формы

Тектоничность. Принцип соответствия формы конструкции. Двойственность тектонического формообразования. Выявление с помощью формообразования конструктивных элементов.

Структурность. Структурность как внутреннее строение художественной формы. Гармоничная связь между элементами композиции: соподчинённость, главные и второстепенные, однородная соподчинённость, разнородная соподчинённость.

Гибкость. Система композиции, способная к развитию и сохраняющая при этом свою целостность. Живые формы, природный мир. Динамичность. Комбинаторика элементов гибкой композиции. Универсализация и индивидуализация формы. Приёмы построения гибкой композиции.

Органичность. Принцип закономерностей формообразования, проявляющихся в природе. Анализ природных форм. Пластика живых организмов. Пропорциональность строения. Окраска.

Образность. Принцип отражения в композиции определённой художественной идеи. Гармонизация образной структуры. Правдиво- выразительный характер образа. Целостность и предельная выразительность художественного образа. Функциональная обусловленность формы как специфическая черта дизайна образа. Воплощение образа в материале. Освоение дизайн-формы во времени.

Целостность. Общий характер формы. Приём установления единства в многообразии. Принцип согласованности элементов. Принцип системности. Целостность как всеохватывающий и объединяющий принцип композиционно-художественного формообразования в дизайне и индустрии красоты.

Практическая работа:

Построение композиций с использованием разных графических или пластических форм по принципу их структурной соподчиненности с выделением доминанты, «гибкой», открытой композицию из графических или пластических форм на основе использования модульных элементов. Моделирование графических или пластических структур, отвечающих разным закономерностям формообразования в природе. Построение графических или пластических композиций, четко раскрывающих тот или иной образ (тему).

2.3. «Охрана труда и здоровьесберегающие технологии»

Тематический план

п/п

Тема

10 класс

11 класс

Охрана труда. Санитарные правила и нормы. Здоровьесберегающие технологии. Правила поведения в художественных мастерских, электробезопасность и пожарная безопасность

ИТОГО

Тема 1. Охрана труда. Санитарные правила и нормы. Здоровьесберегающие технологии. Правила поведения в художественных мастерских, электробезопасность и пожарная безопасность

Требования охраны труда. Охрана труда женщин и молодежи. Закон об охране окружающей среды. Гигиенические нормативы. Организация рабочего места. Режим работы и занятий. Требования к освещенности и оборудованию. Защита от вредного воздействия красителей на его физическое состояние, меры профилактики.

Эргономика: рабочее место, офисная мебель, требования к рабочему месту при работе сидя. Ознакомление с упражнениями для глаз, комплексом упражнений для физкультурных минуток. Принципы оказания первой помощи.

Организация учебного процесса. Трудовая дисциплина. Общие сведения о мастерской (кабинете обслуживающего труда). Режим работы мастерской (кабинета). Правила поведения в мастерской. Правила безопасной работы в мастерской. Основные требования санитарии и гигиены в мастерской. Пожарная безопасность и электробезопасность в мастерской. Порядок действия при эвакуации из мастерской при чрезвычайных ситуациях.

3. Профессиональный курс

3.1.Основы материаловедения

Тематический план

п/п

Тема

10 класс

11 класс

Простые колеры.

Трафареты и шаблоны.

Инструменты, приспособления для выполнения художественно-оформительских работ.

Шрифты.

ИТОГО

Тема 1. Простые колеры

Виды колеров, назначение, способы приготовления, состав и свойства красителей, правила составления.

Тема 2.Трафареты и шаблоны

Виды колеров и шаблонов, их назначение, способы применения, последовательность выполнения работ по трафаретам и шаблонам.

Тема 2. Инструменты, приспособления для выполнения художественно-оформительских работ

Кисти, валики, плакатные перья, фломастеры, чертежный инструмент, стеклянные трубочки, аэрографы, пистолеты-распылители; разновидность, назначение, классификация, устройство, правила пользования.

Практическая работа:

Выбор и пользование инструментами и приспособлениями.

Тема 2. Шрифты

Виды шрифтов, назначение, способы применения.

Практическая работа:

Выполнение шрифтовых работ простого композиционного решения.

4.Специальный курс

  1. Выполнение подготовительных работ

п/п

Тема

10 класс

11 класс

ИТОГО

Тема 1. Подготовительные работы по овладению операций обработки древесины (операции по обработке древесины)

Практическая работа:

Разметка, пиление, строгание, резание, сверление, фугование. Способы обработки заготовок.

Тема 2. Изготовление планшетов, стендов, подрамников для художественно-оформительских работ

Практическая работа:

Изготовление планшетов, стендов, подрамников для художественно-оформительских работ.

ИТОГО

Тема 1. Подготовка поверхности для художественно-оформительских работ

Практическая работа:

Приготовление клеевых составов, приготовление грунтовочных составов - клеевых, масляных, полумасляных, эмульсионных; красочных составов.

Тема 2. Составление орнаментальных композиций для художественного оформления

Стилизация элементов, принцип построения орнамента, подготовка и изготовление трафаретов.

Практическая работа:

Изготовление орнаментальных элементов, внутренней и наружной наглядной агитации.

Тема 3. Объемно-пространственные композиции

Виды, выполнение объемных элементов из картона, плотной бумаги, из металла в сочетании с пенопластом, из пластических материалов

Практическая работа:

Выполнение объемных элементов

Тема 4. Имитация фактуры различных материалов

Природные материалы - древесина, гранит, мрамор, кожа и искусственные - пластик, пластмассы. Методика окончательной художественной отделки элементов оформления. Использование техники обработки материалов - чеканка, резьба, роспись по дереву и пенопласту, аппликация, папье-маше, гипсовое литье

Практическая работа:

Выполнение имитации декоративно-художественных элементов.

Тема 5. Выполнение увеличения изображений: методом квадратов и концентрических окружностей, различные способы увеличения изображения

Практическая работа:

Изготовление иллюстративно-графических плакатов: техника исполнения-тонировка гуашью по трафарету, аппликация, аэрография; экспозиция внутренней наглядной агитации; приемы компоновки шрифтового и экспозиционного плакатов; технологическая последовательность изготовления.

Выполнение внутренней и наружной агитации по собственной композиции.

Выполнение художественно-оформительских работ в стенной печати, диаграммы, исполнение афиш, в торговой рекламе, при оформлении витрин магазинов; агитационно-оформительское искусство Шрифтовые плакаты

Техника исполнения шрифта

ИТОГО

Тема 1 Шрифтовые плакаты

Четкость, ясность, удобочитаемость, простота графических форм; органическая связь с содержанием текста рисунка букв; ритмический строй шрифта; решение цветовой гармонии, стилевого единства, смысловой акцентировки, композиционной слаженности.

Практическая работа:

Выполнение шрифтовых композиций плаката.

Тема 2 Шрифтовые работы в наглядной агитации

Способ шелкографии, фотошрифтовой набор, летрасетный (мгновенным) шрифтом.

Практическая работа:

Выполнение шрифтовых композиций в наглядной агитации.

Тема 3 Техника исполнения шрифта

Аппликация, чеканка, маркетри, написание текстов на текстиле и стекле, выполнение шрифтовых композиций по шаблону и трафарету; технология изготовления накладных букв и цифр в различных материалах.

Практическая работа:

Выполнение несложной шрифтовой композиции "Алфавит". Подготовка материала, инструментов, приспособлений к работе, выбор формата, разборка эскиза шрифтовой композиции, исполнение шрифтовой композиции.

Программно-методическое обеспечение методического процесса

Учебники и учебные пособия:

  1. Устин В.Б. «Композиция в дизайне» ООО «Издательство Астрель», 2005 г.
  2. Голубева О.Л. «Основы композиции» Издательство «Сварог и К», 2008г.
  3. Мелодинский Д.Л. Школа архитектурно-дизайнерского формообразования. М., «Архитектура-С», 2004 г.
  4. Нельсон Д. Проблемы дизайна. М., Искусство 1971 г.
  5. Степанов А.В. и др. Объемно-пространственная композиция М., Стройиздат, 1993 г.
  6. Сомов Ю.С. Композиция в технике. М., Машиностроение, 1977 г.
  7. Чернышев О.В. Формальная композиция. Творческий практикум по основам дизайна.Минск, Харвест, 1999 г.
  8. Чернихов Я. Основы современной архитектуры. Ленинград. 1931 г.
  9. Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование М., «Высшая школа», 2003 г.
  10. Арнхейм Р.Л. Искусство и визуальное восприятие. М..1974 г.
  11. Гропиус В. Границы архитектуры М., Искусство 1971 г.
  12. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. М.,1910 г.
  13. С.В. Фиталева Д.А. Барабошина Основы технологии художественно-оформительских работ. М.: «Академия», 2010 г.