Аничков дворец почему нельзя войти. Аничков дворец – символ монаршей любви к России (1) - Вопросы истории. Аничков дворец: где находится и как добраться

Первым зданием, выполненным в стиле барокко, в Санкт-Петербурге стал Аничков дворец на Невском проспекте 39 , над которым помимо Дмитриева и Земцова трудился известный Растрелли. Строение высотой три этажа с куполами, напоминающими форму луковиц, и двумя флигелями парадным входом развернуто к реке Фонтанке. Среди собственников здания был Потемкин и Разумовский. Это здание также было кабинетом императора, то есть помещением, где располагалось имущество царской семьи. За время своего существования строение сильно изменило свой внутренний и внешний вид. Все залы, кроме Желтоколонного и Белого, оформлены в классическом стиле, а также сохранились до наших дней практически без каких-либо изменений.

Роль царской резиденции дворец выполнял вплоть до девятнадцатого века. Когда завершилась революция, внутри открылся музей старого Петербурга, а далее Дворец пионеров. В начале девяностых годов прошлого столетия его переименовали в Дворец творчества юных. Чтобы узнать, почему так называется Аничков дворец , рекомендуется ознакомиться с его историей от начала до конца. Сегодня внутри здания расположилось более 20 действующих секций или кружков для детей.

Исторические сведения

Расположенная вдоль Невского проспекта между Фонтанкой и Садовой улицей территория сегодня занята Аничковым дворцом. Изначально эти земли в начале восемнадцатого века принадлежали первому генералу полицмейстеру А. М. Девиеру, который в 1727 году был отправлен в ссылку. Территория была передана во владения Д. Л. Лукьянову. Тогда земли ближе к Фонтанке занимал полковой двор, относящийся к Преображенскому полку. Судьба поместья была резко изменена переворотом, свершившимся 25 ноября 1741 года. Тем временем престол заняла Елизавета, которая приходилась Петру I дочерью. К власти он смогла прийти с помощью преображенцев. Как рассказывает история Аничкова дворца , что строился он для Елизаветы, однако ни для кого не стало новостью, что жить там будет ее любимчик граф по имени Алексей Григорьевич Разумовский. Над проектом в 1741 году работал М. Г. Земцов. Строительство началось под его же руководством. После смерти Земцова, которая датирована 1743 годом, за строительство взялся архитектор Г. Д. Дмитриев, однако он также скончался в1746 году, завершив здание только до карнизов.

Закончил строительные работы итальянский архитектор Ф. Б. Растрелли, которому довелось корректировать боковые ризалиты, завершив их двумя куполами с многочисленными декоративными вазами.

Свое название Аничков дворец в СПБ получил от Аничкова моста, расположенного неподалеку. Он отличается от других зданий, расположенных вдоль проспекта, тем, что его главный фасад смотрел вовсе не в его сторону. Выбранное расположение говорит о том, что для тех времен Невский проспект не считался главной улицей Санкт-Петербурга. Связано это с тем, что большинство гостей прибывали во дворец именно по воде, поэтому парадный вход смотрит именно на Фонтанку. Тут также был организован гаванец, где посетители Елизаветы могли оставить свои парусные и гребные суда. По замыслу Григория Дмитриева вдоль набережной Фонтанки также располагались галереи открытого типа.

Дворовый ансамбль состоял из трехэтажного бокового и центрального корпуса, внутри которых находились двусветные залы. Они соединились с двухэтажными более низкими объемами. Подобного рода архитектура относится к барокко «дорастреллиевского» периода. К стилю барокко, как видно по фото Аничкова дворца в Санкт-Петербурге , также относится использование пилястр, при этом колонны украшали исключительно главный портик. Однако для петровского барокко использовано нехарактерно большое количество скульптур и прочих элементов декора. Сторона фасада, граничащая с Невским проспектом, увенчана церковным куполом Воскресения Христова. В тоже время от проспекта усадьба была отделена высокой стеной из камня с тремя воротами.

История периода царского времени

Строительный процесс растянулся надолго, поэтому был завершен в 1756 году. Следующая смена хозяина датирована 1771 годом, когда умер граф Разумовский, а усадьба перешла во владение его брата академического ученого Кирилла Григорьевича Разумовского. 1775 год стал временем проведения большого маскарада на 2500 персон. На этот период дворец был арендован петербургским купечеством. Мало знать, где находится Аничков дворец , чтобы проникнуться историей этого места необходимо знать основных его владельцев:

  1. 1776 год – усадьба была передарена Екатериной II графу Г. А. Потемкину. Он перестроил дворец под собственные требования. Именно тогда здание поменяло свой облик с барочного на классический. Во время реконструкции была выровнена высота строения, гаванец засыпан, открытые галереи разобраны, сады перепланированы.
  2. 1779 год стал временем создания галереи с тропическими растениями, где князь организовывал маскарады, на которых выступали одновременно около ста музыкантов. Затем данное помещение перешло в аренду сообществу итальянских музыкантов. Однажды гостями такого маскарада стал Павел Петрович (великий князь) со своей супругой Марией Федоровной и императрица Екатерина II.
  3. 1784 год – Потемкин перепродал усадьбу купцу Шемякину, однако уже в 1985 году дворец у Аничкова моста выкупила Екатерина II и возвратила прежнему владельцу. Императрица решила, что негоже отказываться от царских подарков.
  4. В 1809 году здание перешло во владение Екатерине Павловне, которая являлась сестрой Александра I. Такой презент был ей преподнесен, как подарок по случаю замужества. Семья также решила перестроить дворец. Над новой планировкой работал Л. Руска. Из его работ до сегодняшнего дня дошла Большая столовая и Танцевальный зал.
  5. После коны мужа, датируемой 1812 годом, Екатерина спустя несколько лет вышла замуж вновь и переехала, продав усадьбу государственной казне. С того времени в доме жил известный поэт В. А. Жуковский, являющийся воспитателем наследника престола, ставшего в итоге императором Александром II.

Если верить истории, Аничков дворец адрес которого Невский проспект 39, перенасыщен литературой. Именно тут А. С. Пушкин зачитал Жуковскому недавно дописанную поэму «Руслан и Людмила». Следующим собственником строения стал будущий император Николай I. Ему также захотелось перестроить дворец на свой лад. Перепланировкой занимался К. Росси. Им был отстроен сервизный корпус и два павильона на территории сада, который также претерпел изменения. Карл Росси заново проработал дизайн Танцевального и Музыкального зала, будуара, диванной, кабинета и спальни. Внутри семнадцати залов была выполнена свежая роспись плафонов, а стены перетянуты бархатом, штофом или атласом. Стены оставшихся комнат были расписаны под мрамор. Примечательно, что любые детали были сделаны по эскизам, подготовленным Росси. Полномасштабная строительная работа позволила интерьерам стать единым ансамблем.

Найти рассматриваемый Аничков дворец на карте Невский проспект 39 можно в две минуты, однако из-за отсутствия полноценных экскурсий по этому месту рекомендуется самостоятельно более подробно ознакомиться его историей. Например, очередным владельцем строения в 1841 году стал князь Александр Николаевич. Модернизация строения пришлась на 1853 год, когда здесь была проведена канализация и водопровод. С 1897 года тут начали показывать кинематографические ленты, с 1899 – открылась школа, где учились дети служащих.

Дворец Пионеров

Когда закончилась революция, дворец был национализирован. Внутри него расположилось министерство продовольствия. С 1918 по 1935 годы помещение использовалось, как городской музей. Не Ленинграда, а именно города, то есть Москвы и других российских городов. Именно это обстоятельство позволило сохранить Аничков дворец на карте СПБ таким, каким он был при последнем императоре. Внутри корпуса, где ранее располагался кабинет, с 1918 года функционировал филиал социальной и коммунальной гигиены, а также городская библиотека. Закрытие музея датировано 1928 годом. С того времени большая часть имущества была распродана.

Дворец пионеров на территории прежней усадьбы был открыт в 1937 году по замыслу С. М. Кирова. Он стал самым большим на территории прежнего СССР. Над реконструкцией 1936-1937 годов работал дует архитектор Д. Л. Кричевский и А. И. Гегелло. Именно они замкнули корпус-кабинет в каре, их мастера расписали две комнаты по мотивам А. М. Горького и А. С. Пушкина. Изначально здесь работало более сотни детских кружков. Здешнюю шахматную секцию посещали Борис Спасский, Лев Додин, Елена Образцова, Сергей Юрский, так далее. 1941 год стал переломным для строения. Тогда оно было разгромлено артиллерийским снарядом, полностью уничтожившим зимний сад. Стены уцелевших корпусов стали военным госпиталем, который проработал здесь около 18 месяцев. Несмотря на военные действия, большинство секций продолжали свою работу.

Сегодня практически каждый турист знает, где находится на карте СПБ Аничков дворец , поскольку уже к 1945 году он был отреставрирован. Напротив главного корпуса также растет знаменитая береза, посаженная там известными космонавтами Владимиром Комаровым и Германом Титовым. Современное название Дворец творчества юных здание получило в 1990 году.

История Аничкова дворца

В начале XVIII века земельный участок между Садовой улицей и Фонтанкой, где сегодня раскинул свои владения Аничков дворец, принадлежал главному петербуржскому генерал-полицмейстеру. Однако в скором времени зарвавшийся вельможа угодил в ссылку, и его имение досталось лесоторговцу Д. Л. Лукьянову, временно разместившему на только что приобретенной территории двор Преображенского полка. Не исключено, что со временем земельный надел на берегу Фонтанки перешел бы к еще одному хозяину, не случись в стране очередной государственный переворот, в результате которого российский престол заняла дочь Петра Великого – Елизавета.

Новоиспеченная государыня рьяно принялась за благоустройство Северной столицы, велев заложить на бывшем полковом дворе новую императорскую резиденцию. По официальной версии главной миссией Аничкова дворца было придание более эффектного вида въезду в Санкт-Петербург (в те времена набережная Фонтанки была чем-то вроде городской окраины). На самом же деле, пафосная стройка затевалась для фаворита, а по совместительству и морганатического супруга императрицы – А. Разумовского.

Строительство здания поручили популярному на тот момент петербуржскому архитектору Михаилу Земцову, который, как на зло, внезапно скончался, успев лишь набросать проект будущей резиденции и возвести первый этаж. В результате продолжать дело пришлось архитектору Г. Д. Дмитриеву, ну а финальную точку в этом долгострое поставил сам Б. Растрелли.

Для царского подарка пришлось прорыть отдельный канал, отходящий от Фонтанки и соединяющий ее с небольшой гаванью, оборудованной прямо у парадного входа в Аничков дворец. В этот импровизированный порт должны были приплывать на своих судах петербуржские «сливки», чтобы участвовать во всевозможных празднествах. Сам архитектурный ансамбль задумывался разноэтажным и состоял из основного двухэтажного корпуса и двух трехэтажных флигелей по бокам. Прилегающая к дворцу территория была облагорожена во вкусе, падкой на все яркое и вычурное Елизаветы Петровны, то есть по аналогии с петергофскими парками. Интересно и местоположение архитектурной конструкции относительно Невского проспекта: в те времена центральная улица Северной столицы представляла собой малоинтересное зрелище, поэтому фасад постройки не «смотрит» на проспект.

В 1756 году Аничков дворец наконец-то достроили, а поскольку сам Разумовский к тому времени «приказал долго жить», имение перешло к его брату Кириллу. Ну а дальше началась бесконечная череда выкупов, дарений и переоформления «царской недвижимости».

В 1776 году резиденцию выкупила Екатерина II и, по заведенной своей предшественницей традиции, презентовала ее своему любовнику – графу Потемкину. Вместе с сооружением фаворит получил 100 000 руб. «на обзаведение хозяйством», которые тут же истратил на переустройство поместья. Силами нового владельца Аничков дворец лишился гавани, а также утратил свою знаменитую разноэтажность и лепнину, зато обзавелся оранжереей с экзотическими растениями. Вволю покутив в новых владениях, Потемкин продал поместье купцу Шемякину, чем, видимо, основательно задел венценосную пассию. Иначе как объяснить тот факт, что императрица вторично выкупила сооружение, вновь вручив его неблагодарному фавориту.

С 1785 г. усадьба на Фонтанке была возвращена в государственную казну, а в 1794 году превратилась в личную царскую канцелярию, из-за чего во дворце в очередной раз провели перепланировку.

С 1803 по 1805 гг. рядом со зданием появились корпуса торговых рядов, нижний ярус которых представлял собой открытую галерею. Проекты новых помещений были разработаны легендарным Д. Кваренги.

В 1809 году резиденция была преподнесена в качестве свадебного подарка сестре Александра I, которая оказалась весьма предприимчивой дамой. После смерти первого супруга августейшая особа вновь продала Аничков дворец в казну за фантастическую по тем временам сумму – 2 000 000 руб.

В 1817 г. имение перешло к Николаю I, на тот промежуток времени еще ходившему в великих князьях. Очередной владелец не упустил возможности внести и свой скромный вклад в оформление дворца. На этот раз ответственным за проект назначили К. Росси, который построил на дворцовой территории Сервизный корпус и два садовых павильона. Из внутренних помещений изменениям подверглись Танцевальный зал, Диванная и Музыкальная комнаты, кабинет и Будуар.

С 1830 года Аничков дворец стал средоточием светской жизни и придворных сплетен Петербурга – в залах императорской усадьбы проводились почти все крупные столичные балы.

Начиная с 1842 года, резиденция успела побывать в собственности у Александра II и Александра III, и, наконец, именно в ее стенах прошло детство императора Николая II. К тому времени здание далеко шагнуло вперед в плане комфорта – в него провели водопровод и оснастили канализацией. Ну а последней владелицей Аничкова дворца стала супруга Александра III – Мария Федоровна.

После Октябрьской революции «буржуйское наследие» на Фонтанке национализировали, поочередно размещая в его помещениях то всякие бесполезные министерства, то музеи. Скоро все более-менее ценное имущество Аничкова дворца ушло с молотка, а само здание было переоборудовано в Дворец пионеров.

С началом Великой Отечественной в корпусах усадьбы располагался военный госпиталь, просуществовавший полтора года. Во время артобстрела осенью 1941 года на его территорию попал снаряд, уничтоживший зимний сад.

В 1990 году Дворец пионеров переименовали в Дворец творчества юных, которым он и остается до сих пор.

Интерьеры Аничкова дворца

Стандартная экскурсия начинается с парадного входа и дворцовой лестницы. Убранство этой части Аничкова дворца сравнительно скромное – лепнина, декоративные вазоны, колонны из зеленого мрамора, поддерживающие потолочные своды. Отсюда можно попасть в переднюю, где раньше в ожидании императора томились титулованные посетители. Помещение отделано зелеными панелями, а окна прикрывают шторы в тон. Единственным декоративным элементом, напоминающим о былой роскоши этого зала, является изящная люстра с основанием в виде ананаса. В середине XIX века в приемной было отгорожено отдельное помещение, где располагалась площадка для подъемной машины – предка современного лифта. Перед Великой Отечественной войной эту перегородку снесли, полностью уничтожив машину и замаскировав следы ее присутствия новым расписным перекрытием и двумя колоннами.

Разрушенный во время немецких обстрелов зимний сад уже давно восстановлен. В просторном зале с широкими окнами, как и сотни лет назад, разрастаются пальмы и монстеры, среди которых прячутся скульптуры Вакха, Амура и других античных персонажей.

Почти в неизменном виде сохранились интерьеры дворцовой библиотеки, имеющей нестандартную восьмиугольную форму. Обшитые дубом стены, резной балкон-галерея, книжные шкафы и изысканные, украшенные орнаментом деревянные ниши составляют основную часть убранства этого помещения. Имеются здесь и потайные дверцы с лесенками, в свое время бывшие безмолвными свидетелями императорских секретов и шалостей. Единственный элемент библиотечного интерьера, который был полностью утрачен после национализации дворца, – это витраж с гербом Российской империи.

Самым дорогим с визуальной точки зрения помещением Аничкова дворца традиционно считается Золотой зал, оформленный в классическом барочном стиле, – беспощадном в своей вычурности и бьющей по глазам роскоши. Затянутые блестящим желтым штофом стены, зеркала в человеческий рост в позолоченных рамах и обилие мелких декоративных элементов в той же цветовой гамме дружно балансируют на грани китча.

Торжественно и вместе с тем романтично смотрится Малиновая гостиная с огромным зеркалом и затейливыми потолочными барельефами, принадлежавшая когда-то Марии Федоровне. Из нее же можно попасть в следующий зал дворца – Голубой, внутреннее оформление которого не отягощено килограммами причудливой лепнины и выполнено уже в более спокойных тонах. Увидеть необычные светильники и люстры причудливой формы можно в Торшерном зале, а в Танцевальном (Белоколонном) стоит пофантазировать на тему николаевских балов. Если верить историкам, именно на них любила приезжать Наталья Гончарова, чем изрядно злила своего гениального супруга. Ценителям народного творчества будет интересно заглянуть в бывшие царские гардеробные: императорских нарядов вам тут не покажут, зато продемонстрируют настенную роспись в палехском стиле на тему сказок А. С. Пушкина и М. Горького.

Посетителям

Туристам-одиночкам вход в помещения Аничкова дворца закрыт. Попасть сюда можно только с организованной экскурсией (от 10 до 25 чел.), купив билет в кассе, либо оставив предварительную заявку по e-mail. Оговорить время посещения архитектурного памятника можно по телефону: 310-93-80, а также написав на адрес электронной почты музея: [email protected]. Кроме того, чтобы не портить напольное покрытие помещений, придется обзавестись сменной обувью или бахилами: последние можно купить прямо во дворце. Стоимость взрослого «пропуска» в императорскую резиденцию составляет 200 руб., детского – 80 руб. Иногда маршрут путешествия может меняться из-за проводимых в здании мероприятий и плановых реконструкций.

  • В Аничковом дворце имел собственные апартаменты В. А. Жуковский, состоявший воспитателем при малолетнем Александре II.
  • В разное время молодежные секции дворца посещали такие знаменитости, как Сергей Юрский, Борис Спасский, Елена Образцова, Алиса Фрейндлих, Дмитрий Медведев и Станислав Жук.
  • В конце XIX столетия в дворцовых залах демонстрировались первые немые киноленты.
  • Перед главным зданием усадьбы растет береза, которую посадили советские космонавты Г. Титов и В. Комаров.
  • Одна из городских легенд утверждает, что в Аничковом дворце обитал призрак Белой Дамы, обожавшей беседы с русскими императорами. Согласно общеизвестной байке, именно Белая Дама предсказала Николаю II его трагическую судьбу.

Как добраться

Адрес Аничкова дворца: Россия, г. Санкт-Петербург, Невский проспект, 39.

Самый простой способ добраться до Аничкова дворца – поездка на метро. Выходите на станциях «Гостиный двор» или «Маяковская» и прогуляйтесь по Невскому проспекту в направлении Фонтанки, то есть ориентируясь по убывающей нумерации домов.

Аничков дворец Классицизм

1741-1754 - арх. Земцов Михаил Григорьевич, Дмитриев Г. Д., Растрелли Франческо Бартоломео

1776-1778 - арх. Старов Иван Егорович - перестройка

Дворец пионеров

1935 - арх. Гегелло Александр Иванович, Кричевский Давид (Даниил) Львович - реконструкция

За Аничковым мостом, на углу Невского пр. и наб. Фонтанки значительное пространство занимает комплекс зданий Аничкова дворца.

Электростанция Аничкова дворца - наб. Фонтанки, 33а

Территория между Невским пр., Садовой ул. и Фонтанкой в начале XVIII в принадлежала первому генерал-полицмейcтеру Петербурга А. М. Девиеру. В 1722 г. Девиер был отправлен А. Меншиковым в ссылку. Близ Аничкова моста разместился Преображенский полковой двор и владение лесоторговца Д. Л. Лукьянова. В 1741 г. Елизавета Петровна при поддержке преображенцев вступила на престол и вслед за этим распорядилась начать строительство дворца. Это первый дворец и одно из старейших зданий на Невском пр. Название он получил по Аничкову мосту, сооруженному в 1715 г. под руководством командира работного батальона М. О.Аничкова. ( С.159-160 Наталия)

    Аничков дворец.
    Из книги И. Н. Божерянова

    Грабарь "История
    русского искусства"
    (добавил
    )

    Грабарь "История
    русского искусства"
    (добавил
    )

    Гравюра Я. В. Васильева
    с рис. М. И. Махаева. 1753 г.

    Аничков дворец.
    Литография. 1820-е гг.

    Аничков дворец вел.кн.
    Николая павловича.
    грав. с карты Петербурга 1820-1825 гг.

    Аничков дворец и Павильон.
    Акварель В. С. Садовникова. 1862 г

    Фото начала 1870-х гг.,
    фотограф А.Э.Фелиш
    Добавил - .

    Открытка начала ХХ в.

    Фото начала 1900-х гг.

    1900-е гг.
    Фотоателье Буллы
    Добавил - .

  • 2004 г.

    Дом за домом, 2013

    Добавил-

    Главный фасад. Фото 2004 г.
    Из книги Б. М. Кириков, Л. А. Кирикова,
    О. В. Петрова. Невский проспект.
    Дом за домом, 2013

    Добавил- IVa

    На месте Александрийского театра в царствование Елизаветы стоял павильон, в котором размещалась картинная галерея Разумовского, устраивались балы, концерты и маскарады. От Аничковского дворца вдоль Невской першпективы тянулся пруд с высоко насыпанными берегами. На месте Российской Национальной (бывшей Публичной) библиотеки размещались теплицы и оранжереи. В здании вдоль Садовой улицы проживала дворцовая прислуга. А. Г. Разумовский, ставший "первейшим вельможей времен Елизаветы", был сыном украинского казака, певчим, образования никакого не имел. Да этого от него и не требовалось.

    При дворце для итальянских опер был возведен оперный дом, роскошно убранный мрамором и позолотой.

    [*] Боковой фасад, обращенный на Невский проспект, в соответствии с проектом Земцова - фрагмент чертежа из коллекции Ф.-В.Берхгольца,

    1740-е (И. Г. Котельникова. Панорама Невского проспекта В.С.Садовникова. Ю.М.Денисов. Приложение к альбому "Панорама Невского

    Проспекта В.С.Садовникова". Л., "Аврора", 1974). Подпись на немецком языке: "Die Facade, der Schmahlen Seite des Gebä udes, nach der Seite,

    Des grossen Perspectives" - "Фасад узкой стороны здания по Большой Прешпективе" (S.P.)

    В 1767 г. дворец был куплен в казну, и в 1776 г. Екатерина II подарила его Г. А. Потемкину. Тот продал полученный подарок купцу-откупщику Никите Шемякину. Но Екатерина II, проявив трогательную заботу о своем фаворите, выкупила Аничков дворец и снова подарила его Потемкину.

    В 1776-1778 гг. арх. И. Е. Старов произвел перестройку дворца в формах раннего классицизма. При этом черты стиля барокко, присущие первоначальному облику здания, были в значительной степени утрачены. В результате надстройки здание превратилось в единый по высоте объем. Галереи были разобраны, гавань засыпана, регулярный сад перепланирован.

    Светлейший князь здесь не жил, но устраивал тут пышные празднества. Потемкину, якобы, не хватало его гигантского состояния, и, ссылаясь на "острую нужду", в 1785 г. он вновь продал Аничков дворец, на этот раз - в царскую казну.

    С 1793 г.дворец использовали для Кабинета Его Императорского Величества. Внутренние переделки в здании выполнил арх. Е. Т. Соколов. Кабинет Е. И. В., учрежденный в 1704 г., первоначально являлся личной канцелярией царя, затем осуществлял управление императорскими казной, имуществом, землями. С 1826 г. он был подчинен Министерству Императорского двора. В Аничковом дворце Кабинет размещался до переезда в соседнее здание .

    В 1799 г. западная часть усадебного сада была пожалована Театральной дирекции.

    В 1801 г. дворцовый павильон, где в свое время находилась картинная галерея Разумовского, снесли. Вместо него зодчий В. Бренна выстроил театральное здание. А в 1832 г.почти на этом же месте было закончено сооружение Александрийского театра по проекту великого К. И. Росси.

    В 1803-1805 гг. рядом с Аничковским дворцом поднялись двухэтажные корпуса: один - на углу Невского пр. и наб. Фонтанки, другой - на берегу Фонтанки, слева от колоннады, ведущей в парадный двор. В первом из них была устроена открытая галерея с аркадами наподобие галереи Гостиного двора, с помещениями, приспособленными для торговли. Второй корпус предназначался для хозяйственных надобностей и под жилье дворцовой прислуги. Но вскоре угловой корпус передали Кабинету Е.И.В. Аркаду заложили кирпичом.

    В 1808 г. Александр I подарил дворец своей сестре Екатерине Павловне в связи с предстоящим бракосочетанием с принцем Георгом Ольденбургским. Дворец вновь перестраивался внутри по проекту арх. Л. Руска в 1809-1812 гг.

    Екатерина Павловна, владевшая дворцом, в 1816 г. продала его Министерству двора и уделов за миллион рублей. И с тех пор дворец находился в распоряжении императорской фамилии. В нем устраивались балы и торжественные приемы, жили царствующие особы. 1 января 1834 г. А. С. Пушкин сделал в своем дневнике горькую запись: "Третьего дня я пожалован в камер-юнкеры, что довольно неприлично моим летам, но Двору хотелось, чтобы Наталья Николаевна танцевала в Аничкове".

    В 1817 г. дворец вновь сменил владельцев: стал свадебным подарком Александра I великому князю Николаю Павловичу, ставшему в 1825 г. императором Николаем I. (Религиозный Петербург С. 190 Наталия)

    Усадьба была в 1817-1820 гг. реконструирована К. И. Росси, который возвел Сервизный корпус и два садовых павильона , перепланировал пейзажный сад (при участии А.А. Менеласа и И. А. Иванова). С 1810-х гг. во дворце имел квартиру поэт В. А. Жуковский, служивший при дворе. Жуковский был воспитателем наследника престола, будущего императора Александра II, которому Аничков дворец был подарен в 1841 г.

    ( С.162 Наталия)

    В 1864-1866 гг. во дворце проводились серьезные переделки для пребывания в нем наследника престола цесаревича Николая Александровича, а после его ранней смерти - великого князя Александра Александровича с супругой. Во время царствования Александра III Аничков дворец фактически был императорской резиденцией, а после смерти императора и до Октябрьской революции - местом пребывания вдовствующей императрицы Марии Федоровны.

    (Религиозный Петербург С. 322 Наталия)

    В реконструкциях планировки и убранства дворцовых залов в разные годы участвовали архитекторы Э. И. Жибер, И. А. Монигетти, К. К. Рахау и М. Е. Месмахер. В 1874-1875 гг. арх. К. К. Рахау устроил новый парадный подъезд в виде аркады, а над - ним зимний сад с большими окнами. ( С.163)

    После Февральской революции 1917 г. дворец был национализирован. В нем работало Министерство продовольствия. Осенью 1918 г. открылся Музей города, который занимал несколько зданий по обоим берегам Фонтанки у Аничкова моста. Директором музея был избран арх. Л. А. Ильин, его заместителем историк архитектуры В. Я. Курбатов. Но в 1928 г. мемориальная экспозиция была ликвидирована, художественно-бытовые коллекции расформированы. К 1935 г. музей прекратил свою деятельность. Он являлся одним из предшественников Музея истории Санкт-петербурга, где хранится часть его коллекций. ( С.163-164 Наталия)

    Реконструкция всех зданий б. Аничкова дворца предусматривает следующее использование их и распределение по ним отделов и секторов Дворца пионеров. Главный вход во Дворец намечается со стороны набережной р. Фонтанки, с использованием для этой цели колоннады Гваренги. Это не только придаст колоннаде ее былое архитектурное значение и создаст действительно торжественный подход к Дворцу, но и дает разумное решение для входа, устройство которого с пр. 25 Октября для крупного детского учреждения неприемлемо. На оси этого входа, на набережной р. Фонтанки, намечается устройство спуска-лестницы к пристани, которая будет обслуживать Дворец и с которой будут отправляться на своих катерах и моторных лодках детские экскурсии в ЦПКиО, по реке Неве, в Петергоф и т. д. На той же оси, перед входом в главный корпус Дворца, будет устроен большой фонтан, украшенный скульптурными детскими группами. Между колоннами надстраиваемых дворовых флигелей, расположенных по бокам этой центральной оси, будут установлены фигуры и бюсты великих людей истории человечества, изображенных в детском и юношеском возрасте. Над оформлением этого парадного двора и фонтана скульптурой работает скульптор Л. В. Шервуд. Другой вход в сад Дворца будет устроен со стороны площади Островского, также для того, чтобы избежать выпуска больших масс детей на пр. 25 Октября - улицу с большим движением. Главный корпус Дворца отводится под отдел отдыха и развлечений и только частично занимается отделом науки, расположенным в основном в бывшем «сервизном корпусе». «Кабинетский корпус», выходящий на пр. 25 Октября и набережную р. Фонтанки, отводится под художественный сектор Дворца пионеров, второй же «кабинетский корпус», выходящий на набережную Фонтанки, под технический сектор. Дворовый корпус с жилыми домами будет переоборудован для размещения в нем физкультурного сектора Дворца пионеров. Кроме того на территории сада, на месте бывшего летнего закрытого театра, запроектирована постройка нового корпуса для размещения в нем большого зала на 800 мест со сценической площадкой и меньшего зала-фойе для концертных выступлений. Россиевские садовые павильоны используются: один - как летнее кафе-буфет, другой - как павильон для отдыха и чтения. Существующие в саду постройки временного характера разбираются и освободившаяся площадь используется под площадки для игр и зелени. <…> В текущем году ведутся работы по реконструкции трех основных корпусов Дворца - главного корпуса, художественного и технического со сроками их окончания к осени 1936 г. Остальные работы предполагается произвести в 1937 г. Разработка проекта ведется мастерской № 2 Ленпроекта (руководитель арх. А. И. Гегелло), занятой в настоящее время почти исключительно этой важной и ответственной работой. Авторы проекта - арх. А, И. Гегелло и арх. Д. Л, Кричевский, при участии Е. Г. Груздевой, П. Н. Трубникова, И. В. Павлова и ряда других сотрудников мастерской. Проект здания физкультурного сектора разработан арх. С. В. Васильковским. Для лучшего проведения как проектных, так и строительных работ проектировка ведется непосредственно на постройке.

    С 1918 по 1935 гг. в Аничковском дворце помещались музей города Институт коммунального хозяйства и другие учреждения. Очень значительные перестройки осуществлены по проекту А. И. Гегелло и Д. Л. Кричевского в связи с тем, что в 1935 г. дворец передали детворе. Здесь был, в частности создан кинозал, две комнаты отдыха расписаны мастерами-палешанами на сюжеты произведений А. С. Пушкина и А. М. Горького. Открытие Дворца состоялось 12 февраля 1937 г. Воспитанниками Дворца были академик Н. П. Бехтерева, народные артисты Е. В. Образцова и К. Ю. Лавров, летчики-космонавты Б. А. Шаталов и Г. М. Гречко многие знаменитые шахматисты.

    В начале 1990-х гг. во Дворце творчества юных в числе других отделов действовали такие, как биологии, науки и техники, художественного воспитания, туризма и краеведения, физического воспитания и другие.

В тысяча семьсот сорок первом году императрица Елизавета, только что взошедшая на престол, издала указ о строительстве Аничкова дворца. Петербург стремительно расширялся. Создал проект разноэтажного здания в форме вытянутой буквы «Н» новый архитектор северной столицы Михаил Земцов, а завершил грандиозное строительство в знаменитый архитектор Б. Растрелли.

В те далекие времена Фонтанка была окраиной города, а на месте современного Невского проспекта проходила просека. По мнению автора проекта, Аничков дворец должен был стать украшением въезда в город. К нему от самой Фонтанки был прорыт канал, который завершался небольшой гаванью. Построенный дворец, немного напоминавший Петергоф, Елизавета передала в дар своему фавориту Разумовскому. Позднее строение неоднократно передавалось в дар, в основном дворец являлся подарком на свадьбу. После того как к власти пришла Екатерина Вторая, она выкупила Аничков дворец у родственников Разумовского и подарила его Кроме того, фавориту было подарено сто тысяч рублей на реконструкцию дворца по собственному вкусу. В результате за два года архитектор И. Е. Старов перестроил здание в стиле классицизма. Исчезла характерная для барокко разноэтажность, была уничтожена великолепная лепнина, гавань была засыпана. В итоге Аничков дворец стал более строгим и холодным.

В конце восемнадцатого века здание было откуплено в казну, и в нем непродолжительное время располагался Кабинет Императора. Позднее для него было построено архитектором Кваренги отдельное помещение. Аничков дворец подарил на свадьбу своей родной сестре, великой княгине, горячо им любимой Екатерине Павловне, ставшей супругой принца Георга Орденбургского.

В 1817 году во дворце поселился будущий император Во время его правления архитектор Росси изменил интерьеры некоторых залов дворца. Когда Николай переехал в Зимний, он приезжал в Аничков дворец во время Великого поста, здесь же регулярно проводились роскошные придворные балы.

Есть памятники, без которых трудно представить Петербург. Аничков дворец всегда был украшением северной столицы. Он тесно связан с жизнью великих людей России.

В 1837 году, после сильнейшего пожара в Зимнем, августейшее семейство Николая Первого некоторое время проживало в знаменитом дворце. Здесь же воспитывался и сын императора Александр, одним из учителей которого был величайший русский поэт Ему во дворце были предоставлены отдельные апартаменты.

После революции тысяча девятьсот семнадцатого года Аничков дворец в Санкт - Петербурге непродолжительное время был музеем истории города. В 1937 году здесь состоялось открытие Дворца пионеров. Но начавшаяся Великая Отечественная война внесла свои коррективы в историю легендарного дворца. Первого октября 1941 года в этом историческом здании был открыт хирургический стационар, в котором за время его существования были спасены тысячи жизней героических защитников блокадного Ленинграда. Весной 1942 года госпиталь был переведен, и в мае здесь вновь начал работу Дворец пионеров.

В 1741 году Императрица Елизавета купила участок земли на реке Фонтанке. Императрица поручила строительство дворца архитектору М.Г. Земцову, но Земцов умер, не успев завершить проект. Работу заканчивал его ученик Г.Д. Дмитриев и Ф.Б. Растрелли в 1747-1751 годах.

Дворец состоял из центрального трехэтажного корпуса и двух трехэтажных флигелей, увенчанных куполами. Во флигеле, протянувшейся вдоль Невской перспективы, находилась дворцовая церковь.

Главный, обращенный к Фонтанке фасад дворца был оформлен тремя повышенными на этаж выступами – ризалитами, центральный из которых был увенчан треугольным фронтоном. Кроме того, главный фасад был украшен высоким крыльцом с портиком, поддерживающим балкон. Посреди парадного двора была вырыта прямоугольная гавань, связанная с Фонтанкой каналом, по которому гости могли прямо подплыть к ступеням парадного входа. Земли усадьбы простирались до самой Садовой улицы. На месте Александринского театра и сквера в царствование Елизаветы стоял павильон, в котором размещалась картинная галерея Разумовского, здесь же ставились итальянские оперы и французские трагедии, устраивались балы. На месте публичной библиотеки находились конюшни, сараи, погреба, а также теплицы и оранжереи, где росли «заморские априкозовые (апельсиновые) деревья», сливы, виноград. В здании, построенном вдоль Садовой улицы, жила дворцовая прислуга.

Императрица Елизавета Петровна


Граф А.Г.Разумовский

Владелец дворца – Алексей Григорьевич Разумовский – был тайным мужем императрицы Елизаветы Петровны. Он родился в семье украинского казака, имел прекрасный голос, но был знаменит, прежде всего, своей красотой и добродушием. Обладая огромной властью, он практически ей не пользовался, лишь иногда выспрашивал милостей у своей супруги и повелительницы для своей многочисленной украинской родни.

После смерти А.Г. Разумовского Аничкова усадьба перешла его брату гетману Кириллу Григорьевичу Разумовскому, который здесь почти не жил. Позже Екатерина II , выкупила дворец и подарила его своему фавориту графу Григорию Потемкину. Еще позже дворец стал собственностью династии Романовых.

В 1776 – 1778 годах дворец был перестроен архитектором И.Е. Старовым в стиле классицизма. Разноэтажность постройки была уничтожена и дворец принял строгий и монотонный вид. В конце XVIII века дворец был откуплен в казну, некоторое время в нём находился Кабинет Его Императорского Величества, для которого впоследствии на набережной Фонтанки перед дворцом архитектором Кваренги было построено отдельное здание, которое закрыло обзор дворца с Аничкова моста.

В 1817 году в дворец въехал Николай Павлович, будущий Николай I. При нём зодчий Росси перепланировал некоторые интерьеры дворца, а также включил дворец с прилегающим садом в ансамбль площади Александринского театра (ныне площадь Островского). В 1841 году Николай I подарил дворец, на свадьбу, сыну Александру, будущему Александру II, а тот через четверть века также на свадьбу сыну тоже Александру, будущему императору Александру III. Опасаясь террористов, Александр III выбрал дворец в качестве резиденции. В это время была построена глухая стена со стороны площади.





Аничков дворец при императоре Александре III

Император Александр III с семьей, находясь в Петербурге, жили в Аничковом дворце. Граф Сергей Дмитриевич Шереметев вспоминает: «Император обыкновенно после завтрака садился у окна с видом на Невский проспект. Он любил рассматривать, проходящих и едущих по Невскому и делал свои замечания. Но не меньше чем император любил наблюдать за своими поданными, любили и подданные смотреть на императора, когда он зимой в Аничковом саду скатывал снег в огромные с человеческий рост, комья. В саду Аничкового дворца были устроены ледяные горы и каток. Здесь собирались дети и государь охотно возился с ними и играл в снежки».

В Аничковом дворце регулярно проходили балы по нескольку в сезон. По воспоминаниям графа Шереметева «Придворные балы были наказанием для государя. Государь показывался вначале бала, радушно принимал гостей и уходил в свой кабинет. Возвращался он ко времени ужина. И если катильон продолжался слишком долго, а супруга императрица Мария Федоровна не хотела заканчивать танцевать, государь придумал особое средство. Музыкантам было приказано удаляться по одиночке, постепенно оркестр слабел, пока наконец не раздавалась последняя одинокая струна, которая наконец смолкала. Все оглядывались, в недоумении и тогда бал прекращался сам собою».


Император Александр III отличался высоким (193 см) ростом. В юности он обладал исключительной силой - пальцами гнул монеты и ломал подковы. Он совершенно лишён был аристократизма и одевался очень просто. Например, мог одеть солдатские сапоги или в домашней обстановке надеть русскую рубаху с вышитым на рукавах цветным узором.