В глубинке костромского края - мир путешествий

Путешествие состоялось благодаря большому опыту в поездках по бездорожью - Владимиру - путешественнику экстрима, который нежданно-негаданно пригласил нас с Катей в трёхдневную поездку по окрестностям Галичского и Чухломского озёр. Воплотить данную поездку позволил нам Ford Ranger - этот пятиметровый двухтонный внедорожник прокладывал себе дорогу там, где её не было и в помине. Походная экипировка в виде палатки, матрасов и проч. была по полной, даже стульчики со столом имелись, что для меня было приятной неожиданностью, ибо я рассчитывал сидеть на пнях. Отдельное и большое ему спасибо за все хлопоты, что взял он на себя. Итак, поехали!
Стартовали из Москвы в семь утра, к одиннадцати были уже в Костроме. Покушав в маке, закупив продукты и заправив на полную бензобак, направились в город Буй. По пути решаем завернуть в легендарное место - посёлок Сусанино - некогда зажиточное село Молвитино со множеством купеческих зданий.

Главная достопримечательность посёлка — Воскресенская церковь XVII века. Изображена на картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели» .
Сейчас в церкви — музей И. Сусанина. Зашли осмотреть экспозиции, но касаемо исторического прошлого села внутри ничего не оказалось. Центральную композицию занимает история рода Романовых, в частности Николая II (порядком глаза уже намозолил этот государь).

Погода вдруг стала капризничать, изредка поливала дождём дороги и периодически нагоняла тучи. По приезду в Буй, мы осмотрели железнодорожное депо с поворотным кругом и оригинальным паровозом 1952 года. Надолго задерживаться не стали и поехали в направлении конечной точки первого дня деревни Горки Чухломского района. По дороге проезжаем ряд заброшенных деревень. В одной такой, Внуково, останавливаемся, точнее добираемся по лесам и полям до неё. Несколько огромных домов, немного небольших и множество совсем разрушенных. Полазали, посмотрели. Убедились, что последний житель покинул деревню в 2008 году.

В посёлке Елегино проезжаемая дорога заканчивается и мы сворачиваем на просёлочную, а точнее что от неё осталось. Через №-ое время добираемся до большущей заброшенной деревни Хорошево, где всего два жителя, да и те приезжают сюда лишь на лето. Дороги дальше нет. Местный мужичок, по началу встретивший нас настороженно, всё-таки подсказывает направление и мы, смутно различая след от проезжавших туда когда-то тракторов, потихоньку добираемся до Плещеево.

Среди густых зарослей примечаем Плещеевскую школу 1-й ступени, разместившуюся в бывшей богадельне. Двухэтажное здание со множеством необычных печей.

Далее уже на своих двух идём лесом в поисках существовавшей здесь в XIX веке церкви. Находим, вот она - Казанская церковь 1804 года.

Оглядев местные достопримечательности держим путь обратно в Хорошево, где мужичок вместе со своей супругой приглашают нас в дом, поят чаем с собственным мёдом (своя пасека) и рассказывают жизненные истории. Однако, их рассказы меняют наши планы: до намеченных сёл оказывается не добраться даже на внедорожнике, ибо туда курсируют разве что на тракторах. Конечно, и мы могли бы доехать, спуская колёса, таща себя на лебёдке, но это отняло бы весь вечер, но цель наша была иной и мы решаем ехать на Галичское озеро, там и заночевать. Срезать путь и выехать к озеру более коротким путём также без вариантов, потому возвращаемся в Буй, по пути останавливаемся в древнем селе с красивым названием Ликурга. На краю селения возвышается храмовый комплекс постройки не позже 1685 года.

На территории расположено отдельное каменное здание, являющееся родовой усыпальницей местных помещиков Готовцевых.

Снова проезжая через Буй специально тормозим возле монументального здания советской эпохи.

В сторону Галича идёт ну просто ужасная дорога, из-за чего становится ясно, что затемно на озеро не успеваем и решаем остановиться на ночёвку в другом месте.

Этим местом оказывается живописный крутой берег реки Ноли.

Володя берёт всё на себя: ставит палатку, разводит костёр, организует стол. Просидели за горячительными напитками и беседами о жизни до начала первого ночи. Катя спать в палатке мне не дала и прогнала ночевать в машину, благо там довольно-таки просторно и было в ту ночь не столь прохладно. По утру перекусив дошираками, сворачиваем лагерь и держим путь далее. Первым во второй день посещаем затерявшуюся в лесах усадьбу Гришино рядом с речкой Тойгой. Главный дом 1880-х гг..

После доезжаем до села с названием необычным для русских и обычным для мерян Унорож, что на берегу Вексы.

Благовещенская церковь 1814 года постройки.

Местные красоты.

Выехав из Унорожа направляемся в некогда крупное село Чмутово, где нынче-то всего два жителя.

На краю села красуется Троицкая церковь 1820 года.

После заехали в пустую деревню Матвеевское (вроде так). Там понимаем, что доехать до двух намеченных заброшенных церквей в сёлах Вознесенское и Сынково можно, но это отнимет слишком много времени, а церкви костромского края большей частью не столь выдающиеся по архитектуре. Поэтому не тратим на них время и едем дальше. Проездом посещаем погост Умиление, что на севере Галичского озера. Здесь несколько столетий существует Заозерский Авраамиев монастырь.

Самый крупный каменный храм Успения был построен в 1716 г., но в 1856 заново перестроенный.

В советские годы тут размещался дом отдыха "10 лет Октября", детский дом. С тех пор, вот, кроватка и стоит.

"Погода сегодня что-то не задалась" - думали мы, но это не остановило и колёса зашуршали в сторону города Чухломы, к главной цели нашей поездки в деревню Погорелово. До Чухломы добираемся относительно быстро, сворачиваем в сторону старинного в прошлом города Судая, а там уж решаем испытать экстрим и держим поворот на Погорелово, через Венгино. Дороги пока весьма приличные, правда, не надолго.

По дороге осматриваем Богородицкую церковь 1838 года постройки в селе Лаврентьевском.

По пути разбросаны остовы полностью вымерших деревень. В одну из таких - Фирюково - заглядываем.

Всеми правдами и неправдами, пока ещё приемлемыми дорогами добираемся до большущей деревни Ассорино в советские годы имевшей свои хозяйства, две школы, сотни жителей, ну а с началом перестройки к нашему времени, превратившуюся в вымирающее селение всего с 11 жителями. Напротив расположена деревня Плотина, где был выстроен и до середины 90-х процветал посёлок с 300 работягами, занятыми на вырубках леса. До сих пор здесь стоят десятки здоровенных бревенчатых домин.

И вот, начиная с этого места, нас ожидали настоящие бездорожные приключения. Дорогу на пальцах объяснила нам местная жительница, уверив, что они на буханке ездят в нужном нам направлении. Видать, мы не там свернули и... буль! Сели дном. Катерина, выскочив из авто, от страха убежала на километр вперёд.

И снова сноровка и опыт Владимира, дважды применившего лебёдку, помог нам выбраться из трясины. Весь процесс я бессовестным образом фотографировал, лишь разок помог нацепить крюк троса на ствол дерева.

Столь нелёгкий путь воздался - мы у купеческого дома деревни Венгино, что на берегу речки Ножиги. Как раз, пока доехали, распогодилось.

Внутри оказалось немного интересностей в основном в виде оригинальных, ранее нигде не встречавшихся, таких печей.

Скорее скорее, покуда светло! Форсируем речку Вигу.

.
И вот уже не первый год ведет его реставрацию.
"Дерево - это и есть Россия, это наша история, наш вклад в мировую культуру. В дереве нет итальянской частички души кремлевских соборов. Дерево - это русский "избяной космос".
Ситуация в деле сохранности деревянного зодчества одна из самых печальных. Мы нашли альбом 1942 года издания, посвященный деревянному зодчеству.Из 70 памятников, отобранных в альбом 1942 года, до нас дошло 27. А туда было отобрано лучшее из лучших. Рядовая деревянная архитектура исчезла на 90% и более. Сейчас не осталось пожалуй во всей стране ни одной деревни которую можно показать нашим детям и сказать - вот она Россия, рубленная в обло, вот ее церкви и часовни, избы богатые и бедные, светлые и курные, овины и гумна, амбары и бани, колодцы и поклонные кресты."

А такой он был внутри.


Позже выяснилось,что в строительстве дома были использованы части проекта знаменитого архитектора Ивана Павловича Ропета, опубликованного в журнале "Мотивы Русского Искусства".

А построил дом Мартьян Сазонович Сазонов крестьянин, уроженец села Асташево Чухломского уезда, столяр, успешный предприниматель, меценат, в 1897 году.

В центре владелец дома Мартьян Сазонович Сазонов (1842-1914) и Екатерина Алексеевна Сазонова (в девичестве Добровольская) (1875-прим 1950), его вторая жена; за ними по видимому отец Екатерины, дьячок Ильинской церкви; и возможно ее сестра; крестьяне Асташево и окрестных деревень.


Так дом выглядел в начале 20 века.
Ну а потом десятилетия забвения.
"Сазонов покинул дом вскоре после революции, вывезя всю мебель.
В 1943 году дом вскрыли в нем устроили почту, библиотеку и фельдшерский пункт. Беседка к тому времени уже совсем сгнила и на ее месте устроили танцплощадку. Окна террасы выбили в 1950-е и она так и стояла открытая. А в 60-е потекла крыша. Вроде бы даже купили железа ее перекрыть, а потом вскрыли чердак и увидели что там все погнило. Почта и фельдшерский пункт съехали, а библиотека вообще закрылась. А вскоре и деревня вымерла и все лесом поросло."

"В наших планах восстановить дом и создать на его базе гостевой дом и культурный центр, а так же Музей Крестьянских Историй. Костромская область - один из самых депрессивных регионов России, по которому катаклизмы 20 века - коллективизация, укрупнение, вымирание Нечерноземья - ударили наиболее глупым и жестоким образом. С другой стороны в Костромской глубинке, где вымерло более 80% деревень, сохранилось много удивительного. Прежде всего здесь еще местами сохранился тот уклад жизни, который стремительно исчезает под натиском современности. Мы хотим сохранить этот уклад не в музее а в действии - будем вести хозяйство, готовить в русской печи, попробуем сажать лен и т.д."
Если Вы захотите помочь, как это можно сделать читайте .

Второй дом не менее интересен и красив.

"Погорелово - забытая и заброшенная деревня в Костромской области. Когда то это было государственное (и потому богатое) село. Местные крестьяне в основном промышляли отходничеством, то есть ездили на заработки в Питер. Некоторые зарабатывали прилично и крепко становились на ноги. В одной из таких семей родился Иван Дмитриевич Поляшов. Венцом его карьеры был субподряд на ремонтных работах в Зимнем Дворце. Получив статус потомственного почетного гражданина, Поляшов в 1903-ем году построил дом-терем (а кроме того стал одним из крупнейших землевладельцев Чухломского уезда, построил современную мельницу на Виге, часовню в Погорелово, новый придел в приходской церкви в Дорке и т.д.). "


"Дом уникален своей эклектичностью - постройка со сложной объемной планировкой, перекликающаяся с лучшими образцами загородных дач в русском стиле, с невероятно богатыми интерьерами парадных комнат, в то же время совершенно практична с деревенской точки зрения - здесь все сделано по уму и все приспособлено для ведения крестьянского хозяйства."


"Судьба дома после революции повторяет судьбы десятков усадеб Костромской области - дом был реквизирован в 1918-ом году. Поляшова переселили в одну из комнат на первом этаже, а в доме разместили сельсовет и несколько крестьянских семей. Поляшов умер в 1935 году, избежав раскулачивания и репрессий.
В 1972-ом году сельсовет закрылся и выехал из Поляшовского дома. Дом бы несомненно пропал, если бы не чистая случайность. Черта московских художников-авангардистов - Анатолий Жигалов и Наталья Абалакова совершенно случайно тем же летом задумала байдарочный поход по речке Виге. Чухломской край в те времена все еще был страшной глушью, дороги только начинали строиться, добираться сюда надо было Ан-2 из Костромы. К тому же Костромская область была в разы менее популярна чем Русский Север с точки зрения байдарочных походов. Поэтому их появление в Погорелово было полной случайностью. Увидев дом, Анатолий купил его (что было непросто - как и во всех случаях покупки государственной собственности)."

"Через витражные окна экркеров можно наблюдать за безжалостным наступлением природы и времени на покинутую деревню."


Давайте обойдем дом и прогуляемся по нему:


Потолок крыльца, с облупившейся и обветрившейся от времени краской.


Обои в кухне.


Обойдя первый этаж, поднимемся по парадной лестнице в горний мир спален и гостиных.


Резной плафон над холлом парадной лестницы.


Витражная дверь в светелку.


В светелке.


Потолок в северной гостиной.


Ножка от лавки в западной гостиной


Потолок в западной гостиной.


Деталь декора потолка западной гостиной.


Парадные двери из южной гостиной.


Светелка в южной гостиной над парадным крыльцом.


Деталь декора потолка южной гостиной.


Южная светелка на чердачном этаже.

Пост написан по материалам журнала

Тридцать километров по ухабистой грунтовой дороге – начало многообещающее. Но это только начало. Скоро дорога превратилась в обычный проселок с широкими и залитыми дождевой водой ямами. Ничего не поделаешь, у нас других нет:)

2. Но вскоре закончился и он, так что оставшиеся два с небольшим километра нужно было идти пешком.
Вот они, дороги костромской области!

3. И вот он, лесной терем, а точнее всё, что от него осталось. Увидев это, поначалу у меня даже промелькнула мысль – неужели всё, опоздал. Собирался-собирался съездить сюда и вот пришёл на развалины. Но дело тут в другом.

4. Подойдем поближе.

5. К счастью, он исчез не навсегда, это реконструкция. Я где-то читал, что за терем в Осташёво серьёзно взялись, но что работы продвигаются такими темпами, было приятной неожиданностью. Очень хочется надеяться, что его восстановят, и ничего не помешает вернуть сруб на место.

6. Все наличники и украшения сложены под специальным навесом. После того, как их вернут на место, всё, возможно, не будет казаться таким новодельным.

7.

8. На фундаменте, среди строительного мусора встречаются даже удивительным образом сохранившиеся обрывки старых дореволюционных газет.

9. Хорошо, что осталась башенка, снятая с крыши ещё до начала реставрации. Глядя на неё, можно легко себе представить красоту старого терема.

10.

11.

12. Рядом в высокой траве разрушенные дома заброшенной деревни Осташево, агония которой началась ещё в 70х годах, а закончилась с воплощением в жизнь программы укрупнения посёлков и деревень.
В таких местах, в глуши и безлюдье, не мнимом, а настоящем всегда чувствуешь себя как-то по-другому, а ощущение времени замедляется. Не прошло и пол дня, а кажется, что прошла уже целая вечность.
Казалось бы просто прошелся по просёлку и посмотрел на покинутые места, но нет не просто прошёлся, а заглянул себе в душу и как бы со стороны посмотрел на всю нашу обыденную суетную и не всегда легко объяснимую жизнь, как никогда резко и отчетливо увидел её лучшие и худшие стороны. И всё же мы в силах многое изменить.

13.

14.

15. Фалелеево. Это уже село. Можно представить какая тут раньше была жизнь. А сейчас, хозяйства в запустении, десяток домов да два ржавеющих трактора.

16.

17. Церковь Ильи Пророка. Кто знает, может скоро возродится и она.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24. На стенах сельской церкви достаточно хорошо сохранились старые фрески. И вправду строили на века.

25.

26. Пройдя через всё село и не встретив ни единого человека, не увидев ни одного признака жизни, может показаться, что Фалелеево тоже покинуто. Но это не так.
Недалеко от церкви лежат обтёсанные бревна, а в фермерском хозяйстве поблизости есть лошади и даже пчелиная пасека. Так что жизнь отсюда не ушла, а скорей возвращается.

27.

28. Село Введенское, расположенное уже на «большой дороге», находится не в таком запустении, благодаря дачникам, приезжающим сюда на лето.
Чтож, пора в обратный путь.

29.

30.