Руководство по эксплуатации катера чибис. Малый спасательный катер из легкого сплава «Чибис. Основные данные катера

Катера проекта 21850 «Чибис» строятся на ССЗ «Вымпел» (город Рыбинск, Ярославская область, Россия) по заказу Пограничной службы ФСБ России.

Малый пограничный катер «Чибис» проекта 21850 предназначен для охраны морских прибрежных участков государственной границы.

Районы плавания - прибрежные морские акватории, включая мелководные и заливы с удалением от берега до 5 миль и от пункта укрытия до 14 миль.

Катер обеспечит решение следующих задач:

обследование прибрежных акваторий, внутренних и внешних рейдов портов и гаваней с целью поиска малых и средних целей;

обнаружение и перехват малых скоростных целей;

обеспечение перевозок пограничных нарядов, антитеррористических групп;

спасение людей в районах несения службы.

Основные характеристики катера проекта 21850 «Чибис»: Водоизмещение полное 6,08 тонн. Длина наибольшая 9,95 метра, ширина габаритная 3,06 метра, высота габаритная 5,3 метра. Максимальная скорость хода более 37 узлов, экономическая скорость хода 30 узлов. Автономность двое суток. Экипаж составляет 2 человека.

Главный двигатель: Пропульсивная установка, состоящая из двух комплексов, включающих главный двигатель и сопряжённый с ним водометный движитель.

В состав каждой комплекса входят: двигатель D4-260 фирмы Volvo Penta мощностью 1009 кВт; водомет FF240 фирмы KaMeWa, укомплектованный гидравлической системой управления.

Для кораблевождения и обеспечения навигационной безопасности плавания в любых условиях применения катера принят следующий состав штурманского вооружения: магнитный компас KMC 90-1; приемник ГЛОНАСС/GPS с функцией картплоттера «Регата -710»; навигационная радиолокационная станция «Поиск» МР-415; светосигнальное оборудование.

22 апреля 2013 года состоялся спуск на воду малого пограничного катера «Чибис» проекта 21850. Данный катер стал первым катером, который был спущен на воду в 2013 году.

25 апреля 2013 года состоялся спуск на воду второго малого пограничного катера «Чибис» проекта 21850, построенного для ФСБ России. После прохождения швартовных, заводских ходовых и приемо-сдаточных испытаний катер был доставлен автотранспортом к месту базирования.

В июне 2013 года были спущены на воду еще два «Чибиса».

22 и 24 апреля 2014 года на ОАО «Судостроительный завод «Вымпел» (город Рыбинск) были малых пограничных катера «Чибис» проекта 21850 (бортовые номера 669 и 679). Это первые катера из серии, построенные для ФСБ России в 2014 году. 28 мая подписаны приемные акты на два малых пограничных катера проекта 21850 «Чибис» (бортовые номера 669 и 679). Катера подготовлены к отгрузке железнодорожным транспортом к месту базирования.

Всего в 2015 году судостроительному заводу «Вымпел» предстоит сдать 12 катеров «Чибис», последний из них отправится к месту несения службы в октябре.

12 мая 2015 года на судостроительном заводе «Вымпел» проекта 21850 «Чибис». По сообщению от 28 мая катера (заводские номера 02121, 02122, 02123), спущенные на воду в мае 2015 года, проходят на акватории Волги в районе Рыбинска . 17 июня 2015 года государственная комиссия на три малых пограничных катера (заводские номера 02121, 02122, 02123). К месту несения службы, в порт приписки Балаклава, катера (заводские номера 02121, 02122, 02123) будут доставлены железнодорожным транспортом.

Четвертый «Чибис» (заводской номер 02124) спущен на воду 24 июня 2015 года. По сообщению от 18 августа в Ростов-на-Дону в Пограничное управление ФСБ России по Ростовской области.

Пятый «Чибис» (заводской номер 02125) спущен на воду 30 июня 2015 года. По сообщению от 18 августа в Ростов-на-Дону в Пограничное управление ФСБ России по Ростовской области.

Шестой «Чибис» (заводской номер 02126) по сообщению от 18 августа 2015 года испытаниях, ему предстоят приёмо-сдаточные. По сообщению от 07 сентября . В ближайшее время отправится железнодорожным транспортом в Астрахань. Заказчик - Пограничное управление ФСБ России по Республике Калмыкия и Астраханской области.

Седьмой «Чибис» (заводской номер 02127) спущен на воду 04 августа 2015 года. По сообщению от 18 августа испытания, а с 24 августа выйдет на ходовые. По сообщению от 07 сентября . В ближайшее время отправится железнодорожным транспортом в Астрахань. Заказчик - Пограничное управление ФСБ России по Республике Калмыкия и Астраханской области.

Восьмой «Чибис» (заводской номер 02128) у 18 августа 2015 года. По сообщению от 07 сентября . В ближайшее время отправится железнодорожным транспортом в Астрахань. Заказчик - Пограничное управление ФСБ России по Республике Калмыкия и Астраханской области.

Девятый «Чибис» (заводской номер 02129) 03 сентября 2015 года. На 16 сентября находится на приёмо-сдаточных испытаниях. По сообщению от 22 сентября Государственная комиссия приёмный акт. После подписания приёмного акта катер отправится железнодорожным транспортом к месту несения службы в город Балтийск Калининградской области. Затем будет подписан приказ о включении катера в состав Пограничной службы, состоится подъём флага, и «Чибис» будет выполнять задачи по охране Государственной границы.

Десятый «Чибис» (заводской номер 02130) 16 сентября 2015 года. Через два дня выйдет на заводские ходовые испытания. 26 сентября приёмный акт. В ближайшее время катер будет отправлен в город Высоцк. Заказчик - ПУ ФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Одиннадцатый «Чибис» (заводской номер 02131) на воду 02 октября 2015 года. После приёмо-сдаточных испытаний, которые назначены на 12 октября, катер отправится заказчику в Сочи, в пограничное управление ФСБ России по Краснодарскому краю. 21 октября приёмный акт.

Двенадцатый «Чибис» (заводской номер 02132) на воду 09 октября 2015 года. В ближайшее время катеру предстоит пройти швартовные, ходовые и приёмо-сдаточные испытания. После этого отправится в Сочи, в Пограничное управление ФСБ России по Краснодарскому краю. 21 октября приёмный акт.

Скоростные катера, построенные «Вымпелом», составляют основу корабельной группировки Береговой охраны Пограничной службы ФСБ России. В частности, в этом году «Вымпел» успешно продолжает строительство серии катеров для Береговой охраны РФ.

Малый пограничный катер проекта 21850 «Чибис» относится к классу служебно-боевых кораблей и катеров. Подкласс – малый пограничный катер. Проект катера разработан Центральным конструкторским бюро имени Алексеева.

Катер предназначен для охраны морских прибрежных участков государственной границы. Районы плавания – прибрежные морские акватории, включая мелководные, и заливы с удалением от берега до 5 миль и от пункта укрытия до 14 миль. Катер обеспечивает решение следующих задач: обследование прибрежных акваторий, внутренних и внешних рейдов портов и гаваней с целью поиска малых и средних целей; обнаружение и перехват малых скоростных целей; перевозку пограничных нарядов и антитеррористических групп; спасение людей в районах несения службы. Дальность плавания на экономической скорости «Чибиса» составляет 160 миль. В режиме патрулирования со скоростью хода 6 узлов дальность плавания – свыше 500 миль.

Пропульсивная установка состоит из двух комплексов, включающих главный двигатель и сопряженный с ним водометный движитель. В состав каждого комплекса входят: двигатель D4-260 фирмы Volvo Penta мощностью 1009 кВт; водомет FF240 фирмы KaMeWa, укомплектованный гидравлической системой управления.

Для кораблевождения и обеспечения навигационной безопасности плавания в любых условиях принят следующий состав штурманского вооружения: магнитный компас KMC 90-1, приемник ГЛОНАСС/GPS с функцией картплоттера «Регата-710», навигационная радиолокационная станция «Поиск» МР-415, светосигнальное оборудование.

Главные размерения катера «Чибис»

Длина габаритная, м -11,0

Ширина габаритная, м - 3,06

Осадка габаритная, м - 0,61

Водоизмещение полное, т - 6,02

Основной материал корпуса и надстройки – алюминиево-магниевый сплав.

Скорость катера – около 38 узлов, скорость экономического хода – 30 узлов.

Силовым ведомствам РФ хорошо известен скоростной патрульный катер проекта 12150 «Мангуст». Этот быстроходный глиссирующий катер в корпусе из алюминиево-магниевого сплава с обводами «глубокое V» развивает максимальную скорость в 53 узла и незаменим для выполнения задач, стоящих перед Береговой охраной, морской полицией, таможенными службами, а также при проведении поисково-спасательных операций.

Проект универсален, и на его основе могут создаваться различные модификации катера в зависимости от решения тех или иных задач. Совместно с ЦМКБ «Алмаз» ССЗ «Вымпел» провел модернизацию проекта 12150 «Мангуст». Была изменена внутренняя компоновка, увеличена надстройка, установлен боевой дистанционно управляемый модуль. Результатом модернизации стало улучшение боевых, тактических, мореходных и технических характеристик катера, а также заметно улучшилась его обитаемость.

Основные характеристики модернизированного катера «Мангуст»:

Длина габаритная, м - 19,2

Ширина наибольшая, м- 4,4

Водоизмещение полное, т - 27,2

Осадка наибольшая с учетом винтов, м - 1,13

Максимальная скорость хода на тихой воде при нормальном водоизмещении, узлов - 53

Экономичная скорость катера при тех же условиях, узлов - 36

Скоростной патрульный катер проекта 14310 «Мираж» – быстроходный глиссирующий в корпусе из алюминиево-магниевого сплава с остроскулыми обводами. Применение комплекса автоматически управляемых интерцепторов улучшает скоростные характеристики катера на 8-10 узлов, а также мореходные, уменьшая амплитуду бортовой качки в шесть раз и килевой качки – в 1,5 раза. При водоизмещении в 120 т, скорость катера при использовании системы интерцепторов составляет до 50 узлов, а дальность плавания – до 1500 миль.

За свою историю, насчитывающую не одно десятилетие, ССЗ «Вымпел» накоплен огромный опыт сотрудничества с отечественными и зарубежными заказчиками. Богатые традиции, отточенное поколениями мастерство, высокий профессиональный уровень коллектива, постоянное развитие и модернизация производства помогли «Вымпелу» стать современным предприятием по выпуску катеров, отвечающих самым высоким требованиям рынка судостроения.

ОАО «Судостроительный завод «Вымпел»

Проект катера «Чибис» разрабатывался с целью создания небольшого судна, используемого для спасательных операций на прибрежных участках морей и больших водохранилищах. Созданием катера занимались конструкторы ЦКБ «Восток» и профессиональные спасатели. Производство запущено в 1979 году, а первые образцы появились в 1978 году. В конструкции всё спроектировано с целью оказания первой помощи при катастрофе. Изготавливается из лёгкого металлического сплава.

Общее описание катера «Чибис»

Катер должен был покрывать цели не только спасательных операций, но и быть пригодным для осуществления патрульной службы в прибрежных зонах поблизости спасательных станций.

Забегая наперёд, отметим – катер вышел довольно удачным:

  • обладает высокими скоростными характеристиками. Это сделано с целью быстрейшего проведения спасательной операции, так как нормативы дают до 6 минут на выполнение поставленной задачи;
Катер «Чибис» обладает высокими скоростными характеристиками
  • катер обладает высокой манёвренностью для поиска пострадавших при любом волнении;
  • удобен для выполнения оперативных задач во время дежурства;
  • обладает широким кокпитом и специальным оборудованием – специфика спасательных мероприятий. Большая часть всей аппаратуры размещается вдоль бортов, здесь высвобождено место за счёт устранения зашивки изнутри.

В конструкции катера «Чибис» имеется дистанционное управление работой двигателя. Изначально приходится привыкать к нему, так как управление отличается тем, что располагается по левую сторону. Эта модель имеет специальную доску посредине корпуса, которая может убираться при отсутствии необходимости. Её основная задача заключается в расположении пострадавшего. Для расширения места на кокпите доску лучше снимать, так как эффективную врачебную помощь оказывают уже при достижении берега. Реанимационных приборов на борту не предусмотрено.

Конструкция катера имеет остроскулые обводы, которые обладают наклонённым форштевнем и транцем. В основе корпуса используется сплав алюминия и магния. Для соединения секций используется сварка. Корпус обладает поперечным набором.

В отношении компоновки всё довольно традиционно – 2 переборки, разделяющие судно на несколько отсеков:

  • носовая часть;
  • кокпит;
  • моторная ниша.

В конструкции катера «Чибис» имеется дистанционное управление работой двигателя

Даже в случае затопления носа катер останется над уровнем воды.

В процессе разработки должное внимание удалялось удобству расположения кокпита и отсека для установки мотора. Размеры кокпита подбирались с целью создания приемлемых условий для подготовки и выполнения операций по спасению пострадавших, а также для оказания первой помощи и принятия реанимационных мер.

Для достижения перечисленных целей в конструкции кокпита предусмотрен рундук, дополнительно он вмещает доску для расположения пострадавшего и сидения для медработника с откидным типом фиксации. Поблизости сидения имеется аппаратура и аптечка. Для других членов экипажа оборудованы 4 сидения.

Сидения, расположенные на корме, скрывают от вида 2 акваланга, которые служат для спасателей-матросов. С той же целью в рундуке имеется 2 гидрокомбинезона и остальное необходимое водолазное снаряжение. Благодаря выбранному расположению, удаётся обеспечить быстрейшее одевание экипировки.

В кокпите имеется:

  • 2 якоря, они имеют традиционные концы;
  • трап складного типа;
  • различное снабжение для шкипера и аварийно-спасательных целей;
  • 2 огнетушителя;
  • насос для откачки воды ручного типа.

Катер Чибис имеет 2 якоря

В кокпите имеется пульт управления, в нём присутствуют:

  • рулевая машинка;
  • рычаг для переключения на реверсивный ход;
  • рукоятка для контролирования оборотов мотора;
  • средства для обеспечения связи с внешним миром: мегафон, радиостанция, флаги, ракетница;
  • съёмный тип тента.

Носовая область кокпита имеет защитное стекло, предотвращающее попадание брызг и ветра. Основная стойка стекла выполняет функцию основания для мачты. В корме под сидениями пассажиров установлены ёмкости для хранения топлива.

Двигатель работает на бензине, модель мотора – М8ЧСПУ100-1.

Ниша для мотора позволяет открыть доступ к устройству и сопряжённым системам, а также к аккумулятору и электрическому оборудованию. Для закрытия отсека используется откидной люк, он имеет специальный фиксатор. Вентиляционная система работает естественным методом, специальный вентилятор не используется, имеются только решётки для тока воздуха.

Помимо мотора, в нише устанавливаются:

  • аккумулятор;
  • электрическое оборудование для обеспечения электроэнергией всего катера;

Катер «Чибис» с надстроенной рубкой и переделанный под подвесной мотор
  • кошма противопожарного типа, укладывается в футляр;
  • рулевые механизмы, состоящие из: штуртроса, машинки руля и рулевого баллера. Штурвал может наклоняться максимально на 35°;
  • сигнал звукового типа;
  • румпель для ремонта;
  • сумка для хранения инструментария и запасных компонентов лодки.

По периметру корпуса устанавливаются сигнальные огоньки, которые расположены на палубе, стойках козырька для защиты от ветра и мачте. Вдоль бортов присутствует леер спасательного характера с соответствующей надписью: «Спасательный». Окраска корпуса выполнена в хорошо отличимый цвет – преимущественно оранжевый, а в носовой части присутствует эмблема службы спасателей. Ресурс катера рассчитан на 15 лет эксплуатации.

В корме и на носу имеются рым-утки, они обеспечивают качественную швартовку катера и позволяют фиксировать судно при подъёме из воды.

Технические характеристики катера «Чибис»

Технические характеристики катера «Чибис»:

  • длина по габаритам – 7 м;
  • наибольшие показатели ширины – 2,2 м;
  • высотность борта в области миделя – 1 м;

Спасательный катер «Чибис»
  • максимальная осадка при полной нагрузке – 0,3 м;
  • предельное водоизмещение – 2,3 т;
  • количество пассажиров;
  • наибольшая мощность мотора – 100 л. с.;
  • длительность автономного плавания – 2,8 ч.;
  • скорость на полном ходу с максимальной нагрузкой – 43 км/час;
  • тип корпуса – алюминиево-магниевый сплав;
  • метод сборки – сварной.

Вес катера «Чибис» с полным оборудованием составляет 1,5 т.

Какая цена

Стоимость судна в значительной мере зависит от года выпуска, ухоженности конструкции и состояния двигателя. Сегодня довольно много предложений по покупке катера, стоимость колеблется от $2,5 до 4,5 тысяч.

Отзывы владельцев

В эксплуатации у населения катер появился относительно недавно, когда началась активная распродажа спасательных суден, зато сами спасатели долгое время использовали «Чибис», они часто делятся впечатлениями от использования.

Специализированный высокоскоростной малый патрульный катер проекта 21850 «Чибис» предназначен для охраны прибрежных морских, речных и озерных участков государственной границы, обследования прибрежных акваторий, внутренних и внешних рейдов портов и гаваней; обнаружения и перехвата малых скоростных судов; обеспечения перевозок пограничных нарядов, антитеррористических групп, пассажиров и грузов, а также спасения людей в районах несения службы.


В 2004 году пограничной службой ФСБ России был организован конкурс на проектирование малого пограничного катера для замены самого массового патрульного катера «Аист», используемого для несения пограничной службы на пограничных реках и в прибрежных морских районах. Необходимость замены катеров этого типа была обусловлена резким ростом технической оснащенности нарушителей. Для борьбы с ними потребовались новые, более современные катера, оснащенные современным навигационным и поисковым оборудованием, средствами связи и обладающие высокой скоростью хода в пределах 40 узлов.

Одним из основных требований к новому катеру являлась высокая безопасность его эксплуатации и комфортность несения службы при высоких тактико-технических характеристиках, что значительно усложняло задачу проектировщиков. Тактико-техническое задание на катер было разработано Пограничным научно-исследовательским и испытательным центром. Финансирование работ вела пограничная служба ФСБ РФ.
Конкурс выиграло ОАО «Центральное Конструкторское Бюро по Судам на Подводных Крыльях им. Р. Е. Алексеева», входящее в состав финансово-промышленной группы «Скоростной флот». В рекордно короткие сроки катер был спроектирован (главный конструктор И. Булдаков) и в декабре 2004 г. заводу-изготовителю начала поступать рабочая конструкторская документация для строительства головного катера (контракт был подписан 29 июня). Этому способствовали имеющиеся наработки, испытанные и отработанных на моделях и защищенные патентом на изобретения.

Впервые катер проекта 21850 «Чибис» был представлен на международной выставке полицейской и военной техники «Интерполитех-2004», прошедшей в Москве. Завод-изготовитель - ОАО Судостроительный завод «Волга».
При разработке катера проекта 21850 «Чибис» использовались последние достижения в области создания скоростных судов. Его отличают современный дизайн и почти в два раза большая, по сравнению с катером «Аист», скорость. На катере установлен воздушный отопитель, который обеспечивает необходимый температурный режим на борту как при стоянке у оборудованного причала, так и при любом режиме эксплуатации.
При отделке катера применялись современные материалы, имеющие гигиенические сертификаты и допущенные к применению на пограничных судах, и полностью обеспечивает выполнение требований по предотвращению загрязнения окружающей среды.


Катер «Чибис», при значительных скоростных показателях обладает очень высокой маневренностью. Это обеспечивается двумя водометными движителями, которые позволяют ему разворачиваться на месте на любой скорости, идти лагом и быстро набирать максимальную скорость движения с места (режим «стоп»).
В качестве двигательной установки на катере установлены два дизеля КАМД 43, мощностью 230 л. с. и водометы фирмы KaMeVa.
«Чибис» оснащен современным радионавигационным оборудованием, которое ранее не устанавливалось на таких малых катерах. Для освещения надводной обстановки и повышения безопасности плавания в открытом море, вблизи берегов и в узостях, особенно в сложной метеорологической обстановке, на катере установлена навигационная радиолокационная станция «Галс», сопряженная с горизонткомпасом ДС-83.
Для повышения надежности радиосвязи, кроме УКВ-радиостанций, катер оснащен радиостанцией КВ диапазона «Кордон-23». Она увеличила дальность связи и уверенность приема, особенно в районах со сложным физико-географическим рельефом местности.
На катере «Чибис» предусмотрена возможность установки станкового пулемета. Вынос его, в отличие от катера «Аист», с носовой палубы за ходовую рубку позволяет вести стрельбу из защищенной зоны.

Основные характеристики катера «Чибис»:
Водоизмещение наибольшее, т: 6,08;
Длина наибольшая, м: 9,95;
Ширина габаритная, м: 3,06;
Высота габаритная, м: 5,3;
Энергетическая установка: два двигателя D4-260 фирмы Volvo Penta мощностью 1009 кВт; два водометных движителя FF240 фирмы KaMeWa
Скорость наибольшая, уз.: 37;
Скорость экономическая, уз.: 30;
Автономность, суток: 2;
Состав штурманского вооружения: магнитный компас KMC 90-1; приемник ГЛОНАСС/GPS с функцией картплоттера «Регата -710»; навигационная радиолокационная станция «Поиск» МР-415; светосигнальное оборудование;
Экипаж, чел.: 2;
Количество пассажиров, чел. 8