Порты Прибалтики: список, описание, расположение, грузооборот. Морской транспорт Морские порты балтийского бассейна

Москва, 10 октября - "Вести.Экономика". "Транснефть" выкупила долю "Суммы" в СП, контролирующем Новороссийский морской торговый порт. Как , компания увеличила свою долю в группе НМТП до 60,62%.

Новороссийский морской торговый порт является одним из крупнейших морских портов России.

"Совет директоров был проинформирован об исполнении ранее принятого им решения по увеличению принадлежащего ПАО "Транснефть" пакета акций группы НМТП до 60,62%. Закрытие сделки было осуществлено путем приобретения 100% акций в совместном предприятии Novoport Holding, принадлежавшем на паритетных условиях ПАО "Транснефть" и группе "Сумма" и контролировавшем 50,1% НМТП", - говорится в сообщении на сайте ПАО "Транснефть", опубликованном по итогам заседания совета директоров.

Ниже мы расскажем о 10 крупнейших морских портах России.

1. Новороссийск

Грузооборот в 2017 г. : 147,4 млн тонн

Новороссийский морской порт - один из крупнейших портов Черного моря и крупнейший порт Краснодарского края.

Рекордсмен портов России по протяженности причальной линии, достигающей в длину 8,3 км.

Морской порт расположен на его северо-восточном побережье в незамерзающей и удобной для судоходства Новороссийской или Цемесской бухте.

Навигация в порту длится круглый год, хотя и может прерываться в зимний период.

2. Усть-Луга

Грузооборот в 2017 г.: 10,3,3 млн тонн

Усть-Луга - морской торговый порт на северо-западе России, в Ленинградской области, в Лужской губе Финского залива Балтийского моря вблизи поселка Усть-Луга.

Начал работу с открытия в декабре 2001 г. угольного терминала, существующий лесной терминал в устье реки Луга был включен в состав порта.

Условия навигации в этой части Финского залива позволяют осуществлять практически круглогодичную эксплуатацию порта с коротким периодом ледовой проводки (продолжительность навигации без использования ледоколов в Лужской губе доходит до 326 дней в году).

3. Порт Восточный

Грузооборот в 2017 г. : 69,2 млн тонн

Порт Восточный - российский морской порт федерального значения в бухте Врангеля залива Находка Японского моря.

В 1968 г. на месте будущего морского порта были начаты проектно-изыскательские работы. Строительство началось 16 декабря 1970 г., в апреле 1971 г. было объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой, находилось под контролем ЦК КПСС.

Планировалось возвести 64 причала протяженностью 15 км, для рабочих нового порта планировалось построить город-спутник на 50 тыс. жителей, грузооборот порта должен был составить 40 млн тонн.

Государственный контроль обеспечения безопасности мореплавания и порядка в порту осуществляет федеральное государственное учреждение "Администрация морского порта Восточный", возглавляемое капитаном порта Восточный.

4. Приморск

Грузооборот в 2017 г. : 57,6 млн тонн

Порт Приморск - крупнейший российский нефтеналивной порт на Балтике, конечная точка Балтийской трубопроводной системы. Порт расположен на материковой части пролива Бьёркезунд Финского залива Балтийского моря, в 5 км юго-восточнее города Приморск.

Порт предназначен для обслуживания танкеров дедвейтом до 150 тыс. тонн, длиной до 307 м, шириной 55 м и осадкой 15,5 м, то есть судов с близкой к максимальной осадке кораблей, способных заходить из океана в Балтийское море.

На территории порта находятся 18 резервуаров для хранения нефти емкостью по 50 тыс. тонн, емкости для хранения светлых нефтепродуктов и несколько резервуаров аварийного сброса.

5. "Большой порт Санкт-Петербург"

Грузооборот в 2017 г. : 53,6 млн тонн

"Большой порт Санкт-Петербург" - крупный морской порт на Северо-Западе России. Площадь акватории порта составляет 164,6 кв. км, протяженность причальной линии - 31 км.

Порт "Санкт-Петербург" расположен на островах дельты реки Нева, в Невской губе в восточной части Финского залива Балтийского моря.

"Большой порт Санкт-Петербург" включает причалы морского торгового, лесного, рыбного и речного портов, нефтяного терминала, судостроительных, судоремонтных и других заводов, морского пассажирского вокзала, речного пассажирского порта, а также причалы Кронштадта, Ломоносова, портовых пунктов Горская, Бронка.

6. Мурманск

Грузооборот в 2017 г. : 51,7 млн тонн

Мурманский морской торговый порт - морской порт, расположенный на восточном берегу Кольского залива Баренцева моря, крупнейшее транспортное предприятие города Мурманска.

Мурманский порт состоит из трех частей: "Рыбный порт", "Торговый порт" и "Пассажирский".

В последние годы наблюдается тенденция вытеснения "Торговым портом" всех остальных из-за увеличения экспорта каменного угля и ряда других минеральных ресурсов, для приема и хранения которых Мурманск имеет необходимую инфраструктуру.

Значительно уменьшилось поступление рыбы, поскольку ее стало выгоднее поставлять на экспорт, а не внутрь страны. В сентябре 2015 г. в ходе празднования 100-летия предприятия открыт музей порта.

7. "Порт-Кавказ"

Грузооборот в 2017 г : 35,3 млн тонн

Порт является одним из крупнейших пассажирских портов России за счет паромной переправы в Крым с пропускной способностью около 400 тыс. пассажиров в год.

Порт позволяет принимать железнодорожные паромы, которые, кроме Керчи, курсируют между портом и Варной в Болгарии.

Порт расположен на косе Чушка в Керченском проливе, в Темрюкском районе Краснодарского края России.

8. Ванино

Грузооборот в 2017 г : 29,2 млн тонн

Порт Ванино - российский морской порт федерального значения в глубоководной бухте Ванина, крупнейший в Хабаровском крае.

Он расположен на северо-западном берегу бухты Ванина в Татарском проливе и на Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.

Навигация в порту открыта круглый год. В зимний период, когда акватория бухты покрыта льдом (с января по март), проводка судов осуществляется с помощью ледоколов. Порт работает круглосуточно.

В торговом порту имеется 22 грузовых причала и пирса общей протяженностью более 3 км. Они входят в состав четырёх перегрузочных комплексов и нефтеналивного терминала

9. Туапсе

Грузооборот в 2017 г. : 26,6 млн тонн

Морской порт Туапсе расположен на Кавказском побережье Черного моря в вершине бухты Туапсе, к юго-востоку от мыса Кодош и включает в себя участки водной поверхности в устьях рек Паук и Туапсе.

В настоящее время морской порт Туапсе - это многоцелевой, открытый для навигации круглый год, осуществляющий работу круглосуточно, обеспечивающий грузовые операции с грузами, включая опасные грузы 3–5, 9 классов опасности, внешнеторговые перевозки нефти и нефтепродуктов, а также навалочных (угля, руды и др.), генеральных грузов, зерна, минеральных удобрений и сельскохозяйственной продукции.

10. Находка

Грузооборот в 2017 г : 24,2 млн тонн

Порт Находка - российский морской порт федерального значения в заливе Находка и на северо-западном побережье Японского моря.

Входит в крупнейший портово-транспортный узел России на Тихом океане "Восточный - Находка".

Включает морские универсальные и нефтяные терминалы в заливе Находка, а также рыбные терминалы в бухтах Андреева, Подъяпольского, Южно-Морская, Гайдамак, Преображения, Моряк-Рыболов, Назимова, Пяти Охотников, Соколовская, а также в устье реки Опричнинка.

Номенклатура грузов: уголь, нефтепродукты, контейнеры, рефгрузы.



Современный морской транспорт - важная составная часть транс­портной системы России. По величине грузооборота (в 1995 г. около 8%) он занимает третье место, уступая железнодорожному и трубопровод­ному транспорту. Ему принадлежит ведущая роль в транспортном об­служивании районов Дальнего Востока и Крайнего Севера. Велико зна­чение морского транспорта во внешней торговле России. На него при­ходится 73% в отправлении грузов и более 90% грузооборота в между­народном сообщении. Во внутренних морских транспортировках пре­обладает малый каботаж.

По многим технико-экономическим показателям морской транс­порт превосходит другие виды: самая большая единичная грузоподъ­емность, практически неограниченная пропускная способность мор­ских путей, сравнительно малые удельные капитальные вложения, не­большая затрата энергии на перевозку 1 т груза, низкая себестоимость. Вместе с тем у морского транспорта есть и существенные недостатки: зависимость от природных условий, необходимость создания сложно­го портового хозяйства, ограниченное использование в прямых мор­ских сообщениях.

Научно-технический прогресс на морском транспорте существен­но влияет на его географию: меняет направления, состав и величину грузопотоков, стимулирует сооружение новых морских портов и при­чалов, освоение новых трасс во внутренних морях и в Мировом океане.

После распада СССР в России осталось 8 судоходных компаний и 37 портов общей мощностью переработки грузов до 163 млн т в год, из них 148 млн т приходится на долю Балтийского и Северного бассей­нов. Средний возраст российских судов 17 лет, что значительно хуже соответствующей характеристики мирового торгового флота. В стране осталось лишь четыре крупные судостроительные верфи, три из которых находятся в Санкт-Петербурге (Северная, Адмиралтейская и Бал­тийский завод). В собственность России отошло только 55% дедвейта транспортного флота Союза, в том числе 47,6% сухогрузного. Потреб­ности России в морских перевозках оцениваются в настоящее время в 175 млн т в год, в то время как принадлежащий стране флот способен перевозить примерно 100 млн т. Оставшиеся на территории России мор­ские порты могут пропустить лишь 62% российских грузов, в том числе 95% каботажных и 60% экспортно-импортных. Для перевозки посту­пающего импортного продовольствия и для экспорта грузов Россия ис­пользует порты сопредельных государств: Украины, Литвы, Латвии, Эстонии.

Основные морские бассейны страны отличаются друг от друга хо­зяйственной спецификой тяготеющих к ним экономических районов и природными условиями судоходства.

Азово-Черноморский бассейн обслуживает грузовые и пассажир­ские перевозки России, Украины и Грузии, а также торговые связи с зарубежными странами. Район экспортно-импортного тяготения охватывает свыше 75 государств. Больше половины перевозок приходит­ся на внешнюю торговлю. В экспорте главное место занимают нефть и нефтепродукты, а также руды, металл, цемент. В структуре импортных грузов - зерно, руды цветных металлов, металл, сахар, машины и обо­рудование, тропические фрукты и овощи, трубы для газопроводов.

Благодаря курортному положению бассейна большое развитие по­лучили пассажирские перевозки (до 30 млн чел. в год). Наиболее зна­чительные пассажиропотоки идут вдоль Черноморского побережья Кав­каза и Крыма. На Черном море у России остались порты Новороссийск, Туапсе и Сочи. Новороссийск расположен в незамерзающей Цемесской бухта. Порт специализируется на внешнеторговых перевозках. В струк­туре грузооборота преобладают наливные грузы. Помимо этого отправ­ляется значительное количество леса, цемента, а принимаются зерно, сахар, металл, руда. По грузообороту это крупнейший морской торго­вый порт. Туапсе специализируется на вывозе наливных грузов. В ос­новном обслуживаются внешнеторговые перевозки. Порт отправляет также руду, уголь, а принимает строительные материалы, сахар, металл, зерно, машины и оборудование. Значительный грузооборот и пассажирооборот имеет Сочи.

В Балтийском бассейне географическое положение и хорошая обес­печенность транспортными связями определили доминирующую роль внешнеторговых перевозок (свыше 90% грузооборота). Малый кабо­таж невелик, в нем преобладают перевозки минеральных строительных материалов. Несколько большее значение имеют перевозки грузов в пункты арктического побережья нашей страны. Хорошо развит боль­шой каботаж (в Баренцево, Белое и Черное моря). Суда этого бассейна обслуживают несколько международных пассажирских линий. Пере­возки пассажиров в малом каботаже не получили значительного рас­пространения в связи с развитой сетью наземных путей сообщения.

Из восьми балтийских портов бывшего СССР Россия располагает тремя, оснащенность которых не позволяет осуществлять современную транспортировку грузов. Самый крупный на Балтике российский порт - Санкт-Петербург, перерабатывающий 12-15 млн т грузов в год. В гру­зообороте порта около 90% приходится на экспортно-импортные пе­ревозки. В отправлении преобладают древесина, нефтяные и химичес­кие грузы, металл, а в прибытии - зерно, сахар, металл, строительные материалы. Петербургский порт - один из крупнейших на Балтике пас­сажирских портов, обслуживающий в основном иностранных турис­тов. Годовой пассажиропоток - 100 тыс чел.

Другой высокомеханизированный порт Балтийского бассейна - Выборг. Его грузооборот составляют местные строительные материа­лы, экспортируемая древесина и импортируемые металл, бумага. Че­рез порт Калининграда экспортируются уголь, бумага, промышленные грузы, импортируются металл, сахар, зерно, некоторые виды оборудо­вания. Для разгрузки Петербургского порта на Балтике в Лужской губе Финского залива строится мощный портовый комплекс. Усть-Лужский порт будет в три раза мощнее Петербургского, его грузовой оборот с переработкой грузов - 35 млн т.

Каспийское море в основном используется для перевозок между Россией, Азербайджаном, Казахстаном и Туркменистаном. Внешнетор­говые сообщения осуществляются только с Ираном и занимают неболь­шую долю в грузообороте. В Каспийском бассейне преобладают кабо­тажные перевозки. Основная их часть приходится на нефть и нефте­продукты. Среди других массовых грузов выделяются строительные материалы, соль, химические продукты, зерно, рыба, хлопок, шерсть. В бассейне наряду с морскими судами широко применяются суда сме­шанного («река - море») плавания. Главные российские порты - Аст­рахань, Махачкала.

В Каспийском бассейне организованы пассажирские рейсы мор­ских судов из Баку в Махачкалу, Астрахань.

Дальневосточный морской бассейн имеет важное народнохозяйст­венное значение для развития экономических связей приморских рай­онов Дальнего Востока. К Дальневосточному бассейну относятся Бе­рингово, Охотское, Японское моря, а также восточная часть Северно­го морского пути (море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское моря).

Главная особенность Дальневосточного бассейна - многочислен­ные внутрирайонные и межрайонные грузопотоки малой мощности. Преобладают каботажные перевозки: 85% всего объема перевозок в бассейне. Большой каботаж невелик, его удельный вес в перевозках - около 1%. Основные грузовые потоки формируются в портах Примо­рья и идут на Камчатку, Сахалин и в Магаданскую область. Лесные гру­зы направляются из портов Владивосток, Находка, Ванино в северные районы. Нефтяные грузы из Владивостока идут в Нагаево, порты Саха­лина, Камчатки и Чукотки. Сахалинский уголь отправляют в различ­ные порты Дальнего Востока.

Внешнеторговые морские перевозки включают лес, каменный уголь, нефтяные грузы, руды. Более 80% заграничных перевозок при­ходится на Японию. Во внешнеторговых перевозках импорт уступает экспорту.

Основные грузы импорта: зерно, сахар, металл, цемент, химичес­кие грузы, машины и оборудование.

Дальневосточный бассейн занимает второе место в России по пе­ревозкам пассажиров, уступая Азово-Черноморскому бассейну. Выде­ляются регулярные грузопассажирские маршруты на Чукотку, Сахалин и Курильские острова, а также местные пассажирские линии: Влади­восток - Петропавловск-Камчатский, Владивосток - Корсаков, Вла­дивосток - Холмск, Владивосток - Анадырь - порт Провидения. Осо­бое место занимают международные пассажирские линии: Находка - Япония, Находка - Гонконг.

Большое экономическое значение для региона имеет морская же­лезнодорожная переправа Ванино - Холмск, благодаря которой стало возможно круглогодично и ритмично перевозить грузы между Сахали­ном и материковой частью.

Важнейшие порты Дальневосточного бассейна: Владивосток, На­ходка, Ванино, Магадан, Холмск, Петропавловск-Камчатский. Они располагают современной техникой обработки судов, мощным ледокольным флотом.

Владивосток находится в бухте Золотой Рог и служит базой снаб­жения портовых пунктов Тихоокеанского побережья и восточного сек­тора Арктики. В структуре грузооборота более 60% составляют кабо­тажные перевозки нефтяных грузов, угля, машин, оборудования, про­довольственных товаров. В экспорте преобладают лес, уголь, нефтя­ные грузы, в импорте - зерно, сахар, металлы. Годовой грузооборот порта около 10 млн т. Владивосток 12-ю каботажными пассажирскими линиями связан с портами Сахалина и Камчатки.

Находка - торговый порт международного значения. Основные грузопотоки направляются в арктические районы и на Камчатку. Экс­портно-импортные перевозки составляют 2 / 3 грузооборота. Вывоз гру­зов превышает их ввоз. Через порт проходят нефтяные грузы, уголь, цемент, лес, чугун, калийные соли, руда, строительные материалы, кра­бовые и рыбные консервы, зерно, бумага, сахар, рис. Ежегодно порт отправляет более 10 млн т грузов и 60 тыс пассажиров. Порт Ванино расположен в одноименной бухте Татарского залива. Предназначен для перевалки грузов (металла, машин, оборудования, продовольственных товаров, комбикорма и др.) с железной дороги на морские суда с по­следующей доставкой на Сахалин, Курильские острова и в районы по­бережья Охотского моря. Главная доля грузооборота приходится на па­ромную переправу Ванино - Холмск.

Холмск - крупнейший порт Сахалинской области. Здесь перера­батывают экспортно-импортные и каботажные грузы. Грузооборот пор­та - 4,5 млн т.

Магадан - порт Охотского моря, обслуживает с помощью автомо­бильного транспорта дальние районы Магаданской области и Респуб­лики Саха. Порт в основном (90% грузооборота) принимает нефте­продукты, уголь, оборудование для горнодобывающей промышленно­сти, машины, металл, продовольственные товары.

Петропавловск-Камчатский расположен в Петропавловской бух­те Авачинской губы. Через этот порт направляется основной грузопо­ток на Камчатку и обратно: уголь, нефтепродукты, строительные материалы, машины и т.д. Ввоз преобладает над вывозом. Вывозятся в ос­новном рыбопродукты.

Недалеко от Находки создан новый порт Восточный, грузооборот которого - 14-16 млн т. Это высокомеханизированное транспортное предприятие. Через него проходят каботажные и экспортно-импорт­ные грузы.

В бассейне имеются материковые порты - Посьет, Советская Га­вань, Николаевск-на-Амуре, Охотск, Анадырь, Провидения, Эгвекинот; сахалинские порты - Корсаков, Углегорск, Невельск, а также порт-пункты на Курильских островах: Курильск, Северо-Курильск и Южно-Курильск.

Северный бассейн - район наиболее быстрого роста морских пере­возок. Он включает Белое, Баренцево и Карское моря Северного Ледо­витого океана. На морской флот Северного бассейна возложены зада­чи транспортного обслуживания территории Крайнего Севера, аркти­ческих островов и обеспечение внешнеторговых связей. Каботажные перевозки, доля которых по отправлению составляет около 40%, осу­ществляются между пунктами Арктического побережья и островами Северного Ледовитого океана. Среди грузов выделяются руда, строи­тельные материалы, уголь, лес, нефтепродукты, металл, оборудование, машины, потребительские и продовольственные товары.

Район тяготения экспортно-импортных грузов включает многие государства Европы и Северной Америки. Через морские порты бас­сейна импортируют металл, хлебные грузы, уголь, сахар, а экспортиру­ют апатитовый концентрат, древесину, руду, уголь.

Важнейший порт бассейна - Мурманск. Это незамерзающий за­падный порт Северного морского пути. Основной грузооборот Мур­манска приходится на заграничные перевозки, причем экспорт значительно превышает импорт. Грузооборот порта - более 7 млн т.

Морской торговый порт Архангельск расположен в дельте Северной Двины. Грузооборот порта - свыше 5 млн т. По каботажным линиям от­правляются уголь, строительные материалы, нефтепродукты, металл, про­довольственные грузы, а принимаются уголь, древесина. Экспортируют­ся в основном лес и лесоматериалы, в импорте выделяются металлы. Порт обеспечивает местные пассажирские перевозки до 40 тыс чел. в год. В Северном бассейне большое значение имеют также Онега, Мезень, Нарьян-Мар, Игарка, Дудинка, Беломорск и Кандалакша.

Перспективы морского транспорта связаны с дальнейшим разви­тием перевозок в Арктике. Освоение территории опирается на сибир­ские реки и моря Северного Ледовитого океана и связано с трассой Северного морского пути. Новый этап освоения Северного морского пути начался с появлением на этой трассе атомных ледоколов, что поз­воляет продлить срок арктической навигации и обеспечить круглогодичное судоходство в западном секторе до порта Дудинка, а на Даль­нем Востоке - до порта Эгвекинот на Чукотке. Разработаны крупно­масштабные проекты ускоренного развития российского торгового флота, технического перевооружения ледокольного и транспортного флота, реконструкции портов и причалов, внедрения лихтерной сис­темы перевозок.

Грузооборот портов Балтийского бассейна России по итогам 2015 года увеличился на 3,2% по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. до 230,74 млн тонн. В том числе, сухих грузов перевалено 87,8 млн тонн /-2,2%/, наливных - 142,93 млн тонн /+6,9%/, сообщает Ассоциация морских торговых портов РФ.

Рост перевалки грузов в порту Усть-Луга относительно аналогичного периода прошлого года составил 16,1% до 87,87 млн тонн, в порту Приморск - 11,1% до 59,61 млн тонн, Высоцк - 0,3% до 17,48 млн тонн. Грузооборот порта Санкт- Петербург сократился на 15,8% до 51,51 млн тонн, Выборг - на 6,3% до 1,56 млн тонн, Калининград - на 8,6% до 12,71 млн тонн. Доля грузооборота порта Усть-Луга составляет 38,1% совокупного объема, Приморск - 25,8%, Санкт-Петербург - 22,3%.

Среди стивидорных компаний наибольший прирост объемов перевалки грузов показали: ООО "НОВАТЭК-Усть-Луга" /порт Усть-Луга/ - на 58,6%, ЗАО "Контейнерный терминал Санкт- Петербург" - на 19,8%, ООО "Невская трубопроводная компания" /порт Усть-Луга/ - на 15,3%, ООО "СИБУР- Портэнерго" /порт Усть-Луга/ - на 15%, ОАО "Балтийский Балкерный терминал" /Санкт-Петербург/ - на 13,4%. Детальная информация о перевалке грузов в морских портах Балтийского бассейна РФ представлена в таблицах.

По итогам 2014 г. морскими портами РФ перевалено 623,4 млн тонн грузов. Перевалка грузов морскими портами Балтийского бассейна РФ по итогам года составила 223,5 млн тонн: сухих грузов - 89,8 млн тонн, наливных - 133,6 млн тонн.

Грузооборот Балтийского бассейна РФ в 2015 году /млн тонн/
Порт /
Стивидорная компания
январь-декабрь % 2015/
2014
Доля
2014 2015
Порт Усть-Луга 75.67 87.87 16.1% 38.1%
23.26 26.81 15.3% 30.5%
ОАО "Усть-Луга Ойл" 18.91 21.08 11.4% 24.0%
ОАО "Ростерминалуголь" 15.45 17.47 13.0% 19.9%
ООО "НОВАТЭК-Усть-Луга" 4.36 6.92 58.6% 7.9%
ООО "СИБУР-Портэнерго" 3.46 3.98 15.0% 4.5%
3.97 4.20 5.9% 4.8%
6.25 7.41 18.5% 8.4%
53.66 59.61 11.1% 25.8%
Большой порт Санкт-Петербург 61.18 51.51 -15.8% 22.3%
11.29 7.39 -34.5% 14.3%
8.16 7.89 -3.3% 15.3%
10.00 7.39 -26.2% 14.3%
6.41 7.27 13.4% 14.1%
ОАО "Петролеспорт" 7.79 5.61 -28.0% 10.9%
4.12 4.93 19.8% 9.6%
ЗАО "Нева-Металл" 3.31 3.45 4.3% 6.7%
Другими стивидорными компаниями 10.09 7.57 -25.0% 14.7%
Порт Высоцк 17.43 17.48 0.3% 7.6%
ООО "РПК-Высоцк "Лукойл"-II" 12.16 11.80 -2.9% 67.5%
ООО "Порт Высоцкий" 5.27 5.68 7.7% 32.5%
Порт Калининград 13.90 12.71 -8.6% 5.5%
ЗАО "Содружество Соя" 4.09 4.25 4.0% 33.5%
ОАО "Калининградский МТП" 3.36 2.78 -17.3% 21.8%
1.57 1.36 -13.2% 10.7%
Другими стивидорными компаниями 4.88 4.32 -11.6% 34.0%
Порт Выборг 1.66 1.56 -6.3% 0.7%
Итого Балтийский бассейн 223.49 230.74 3.2% 100.0%
сухие грузы 89.80 87.80 -2.2% 38.1%
наливные 133.69 142.93 6.9% 61.9%





Перевалка сухих грузов морскими портами Балтийского бассейна в 2015 году /млн тонн/
Порт /
Стивидорная компания
январь-декабрь % 2015/
2014
Доля
2014 2015
Большой порт Санкт-Петербург 46.91 41.87 -10.7% 47.7%
ЗАО "Первый контейнерный терминал" 11.29 7.39 -34.5% 17.7%
ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" 8.16 7.89 -3.3% 18.8%
ОАО "Петролеспорт" 7.79 5.61 -28.0% 13.4%
ОАО "Балтийский Балкерный терминал" 6.41 7.27 13.4% 17.4%
ЗАО "Контейнерный терминал Санкт-Петербург" 4.12 4.93 19.8% 11.8%
ЗАО "Нева-Металл" 3.31 3.45 4.3% 8.2%
Другими стивидорными компаниями 5.82 5.32 -8.6% 12.7%
Порт Усть-Луга 25.67 29.08 13.3% 33.1%
ОАО "Ростерминалуголь" 15.45 17.47 13.0% 60.1%
ОАО "Универсальный перегрузочный комплекс" 3.97 4.20 5.9% 14.4%
Другими стивидорными компаниями 6.25 7.41 18.5% 25.5%
Порт Калининград 10.32 9.67 -6.3% 11.0%
ЗАО "Содружество Соя" 3.58 3.75 4.8% 38.8%
ОАО "Калининградский МТП" 3.21 2.63 -18.2% 27.2%
Другими стивидорными компаниями 3.53 3.29 -6.8% 34.0%
Порт Высоцк /ООО "Порт Высоцкий"/ 5.27 5.68 7.7% 6.5%
Порт Выборг 1.63 1.51 -7.8% 1.7%
Итого сухих грузов 89.80 87.80 -2.2% 100.0%





Перевалка наливных грузов морскими портами Балтийского бассейна в 2015 году /млн тонн/
Порт /
Стивидорная компания
январь-декабрь % 2015/
2014
Доля
2014 2015
Порт Приморск /ООО "Приморский торговый порт"/ 53.66 59.61 11.1% 41.7%
Порт Усть-Луга 50.00 58.79 17.6% 41.1%
ООО "Невская трубопроводная компания" 23.26 26.81 15.3% 45.6%
ОАО "Усть-Луга Ойл" 18.91 21.08 11.4% 35.9%
ООО "НОВАТЭК-Усть-Луга" 4.36 6.92 58.6% 11.8%
ООО "СИБУР-Портэнерго" 3.46 3.98 100.0% 6.8%
Порт Высоцк /ООО "РПК-Высоцк "Лукойл"-II"/ 12.16 11.80 -2.9% 8.3%
Большой порт Санкт-Петербург 14.27 9.64 -32.5% 6.7%
ЗАО "Петербургский нефтяной терминал" 10.00 7.39 -26.2% 76.6%
Другими стивидорными компаниями 4.27 2.25 -47.3% 23.4%
Порт Калининград 3.58 3.04 -15.0% 2.1%
ООО "Лукойл-Комплексный нефтяной терминал" 1.57 1.36 -13.2% 44.7%
ЗАО "Балт Нафта" 0.88 0.62 -29.3% 20.5%
Другими стивидорными компаниями 1.13 1.06 -6.2% 34.8%
Порт Выборг /ООО "Порт Выборгский"/ 0.03 0.05 79.5% 0.0%
Итого наливных грузов 133.69 142.94 6.9% 100.0%

Развитие других портов Балтийского бассейна

Во внешней торговле России Балтика исторически занимает важнейшее место, и в Европе сложились устойчивые рынки для нашего традиционного экспорта (нефть, нефтепродукты, газ, уголь, минеральные удобрения, лес, металлы и другие грузы). Необходимость развития портов России на Балтике обусловлено как объемами внешнеторговых перевозок и их структурой, так и экономической и политической ситуацией, сложившейся в данном регионе.

В порту Санкт-Петербург строятся контейнерный терминал мощностью 1,5 млн.т в год, рефрижераторный комплекс и другие объекты инфраструктуры. Ведется также строительство нефтеналивного терминала: образована территория, установлено несколько резервуарных емкостей, реконструирован причал, что дает возможность уже сейчас перегружать до 11,5 млн.т нефтепродуктов. С завершением работ терминал будет перегружать до 5,5 млн.т нефтепродуктов в год.

Но на Балтийском море есть и другие российские порты, кроме Санкт-Петербурга. Конечно, они не такие крупные, но их развитие поможет не только увеличить объем морских перевозок России, но и значительно снизить нагрузку на петербургский порт.

Выполнены технико-экономические проработки развития порта Высоцк, включая строительство новых причалов, железнодорожных и автомобильных подходов на перспективный грузооборот до 5,3 млн.т.

Ведутся проработки строительства грузового района в Ломоносове для перегрузки контейнеров, генеральных и других грузов.

Однако самыми крупными объектами на Балтийском бассейне являются 3 новых порта на побережье Финского залива – это порт в бухте Батарейной для перегрузки нефтепродуктов (15 млн.т), нефтеналивной порт в районе Приморска (45 млн.т) и сухогрузный порт в районе Усть-Луги (35 млн.т).

Новый порт в бухте Батарейной расположен на левом берегу Финского залива в 60 км от Санкт-Петербурга. Разработано и утверждено технико-экономическое обоснование первой очереди строительства на расчетный грузооборот 7,5 млн.т. Начаты подготовительные работы. Причальный фронт представляет нефтепирс с двумя причалами для приема судов грузоподъемностью 16,5 - 40 тыс.т. Резервуарный парк рассчитан на 400 тыс.м3.

Разработано и утверждено технико-экономическое обоснование строительства нового морского порта в районе Усть-Луги, расположенного в юго-восточной части Финского залива, в 100 км от Санкт-Петербурга.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ первоочередно предусмотрено строительство угольного терминала пропускной способностью 8 млн.т в год.

Терминал предназначен для выгрузки угля из железнодорожных вагонов, кратковременного хранения груза и погрузки на суда. В состав комплекса входят причал длиной 268 м, подходной канал, вагоноопрокладыватели, складские площади, перегрузочные механизмы и др.

В настоящее время ведутся работы по образованию территории, дноуглублению, забивке шпунтовой стенки. Одновременно прорабатываются проекты последующего строительства комплекса по перегрузке черных и цветных металлов, минеральных удобрений. Ведутся переговоры с заинтересованными инвесторами.

Новый порт в районе Приморска расположен в 130 км от Санкт-Петербурга и в 60 км от Выборга. Разработано технико-экономическое обоснование первой очереди строительства: намечается построить комплекс по перегрузке нефтепродуктов мощностью 4,5 млн.т за счет средств российских и иностранных инвесторов. Ввод объекта предусмотрен в 1999 году.

Для перегрузки сырой нефти через этот порт постановлением Правительства РФ принято решение о проектировании, строительстве и эксплуатации единой Балтийской трубопроводной системы от поселка Харьяга (республика Коми) до побережья Финского залива в составе существующих магистральных нефтепроводов в направлении Уса-Ухта-Ярославль-Кириши, вновь строящихся участков этой системы и нефтеналивного терминала портового комплекса. То есть принят южный вариант транспортировки нефти с Тимано-Печорских месторождений.

Северный вариант транспортировки нефти и строительства порта в арктическом регионе с транспортировкой морскими судами непосредственно из районов этих месторождений находится в стадии исследования.

Разработано технико-экономическое обоснование целесообразности строительства железнодорожно-автомобильной паромной переправы в направлении Усть-Луга - Калининград - порты Европы. Однако из-за отсутствия средств на проектные работы дальнейшие разработки приостановлены.

После распада СССР петербургский порт стал очень перегружен, так как остался единственным портом России на Балтийском море. Поэтому порт не справляется с возложенными на него задачами. Чтобы снять нагрузку с петербургского порта, а также развить торговлю со странами Европы, на Балтийском море строятся и развиваются новые порты. Но пока они не такие крупные, как Санкт-Петербург, и не могут полностью снять нагрузку с этого порта.

Список литературы

В.Я.Ром, В.П.Дронов. География России. Население и хозяйство. 1997 г.

А.В.Даринский, И.В.Асеева. География Санкт-Петербурга. 1996 г.

Бикмухаметов Р. Морские порты. 1997 г.

С.В.Саркисов. Организация перевозок во внешнеэкономических связях СССР. 1990 г.