Старочеркасская - Аксай. Прогулка по городу. Фотографии. Достопримечательности. Станица Старочеркасская (Старочеркасск) - достопримечательности, как добраться, краткая история

Донское казачество имеет давнюю и славную историю, полную ратных подвигов, которую можно узнать, если посетить его столицу — Старочеркасск. Достопримечательности этой станицы невероятно интересны и заслуживают того, чтобы с ними познакомиться.

История Старочеркасска

Первое упоминание о казачьем городке, расположенном на правом берегу Дона встречается в документе от 1593 года. Однако знаменитый российский историк в своем главном труде сообщает, что “град Черкасский” был основан еще при царе Иване Грозном. Как бы то ни было, на всем протяжении 17 века этот населенный пункт играл важную роль в обороне южных рубежей России главным образом от турок, а в 1644 году туда был перенесен главный стан донского воинства. Став столицей казачества, Черкасск начал быстро развиваться, а его майдан, который находился рядом с деревянным Воскресенским собором (не сохранился), часто становился местом, где на Войсковых кругах решались важнейшие вопросы, определяющие судьбу донских земель.

Во второй половине 17-го века о Черкасске узнала вся Россия, так как он стал местом, где началось знаменитое а спустя столетие там построили храм, освященный во имя святых и Павла. Старочеркасск, достопримечательности которого признаны достоянием человечества, оставался столицей Дона вплоть до пожара 1744 года, после которого он так и не смог восстановиться до прежнего уровня. В результате было принято решение об основании нового административного центра для Войска Донского, которым в начале 19 века стал Новочеркасск, а Черкасск получил свое современное название. Таким образом, город утратил свое значение и к 1900 году стал станицей.

“Казачий” Старочеркасск: достопримечательности

Как уже было сказано, в последние несколько лет власти города делают все, чтобы превратить его в один из главных туристических центров Ростовской области и привлечь туда путешественников из других регионов России и из-за рубежа. Кроме того, с 1973 года на территории станицы действует Старочеркасский музей-заповедник, инициатором создания которого был лауреат Нобелевской премии писатель Михаил Шолохов. Заповедник занимает площадь в 180 га и включен в число объектов культурного наследия ЮНЕСКО. На его территории находится множество памятников архитектуры 17-19 веков, имеющих отношение к истории донского казачества, поэтому ежегодно этот туристический объект посещают тысячи туристов. В частности, большой интерес представляет комплекс майдана, на котором хранятся трофеи казаков, приобретенные ими во время осады Азова— турецкие пушки, калитки, створка крепостных ворот и огромное коромысло от городских весов.

Храмы Старочеркасска

Казачья столица Дона известна также своими храмами. В частности, в этом городе находится первый в Ростовской области каменный Воскресенский восковой собор. Он построен в стиле украинского барокко и до 1805 года являлся главным местом, где благословляли Войско Донское. Несмотря на свой скромный внешний вид, Воскресенский собор поражает своим роскошным огромным иконостасом, состоящим из 149 икон старинного письма. Кроме того, он примечателен шатровой колокольней высотой около 46 м, которая в архитектурном плане уникальна для юга России. Еще одна собора — кандалы, в которые, по легенде, перед казнью был закован атаман Степан Разин.

Старочеркасск, карта которого поможет туристам сориентироваться при выборе маршрута экскурсий, известен и другим храмом — церковью Он расположен на родовом подворье Ефремовых и был освящен в 1761 году. Вообще, эта усадьба и дворец, находящийся на ее территории, заслуживают отдельного упоминания. В частности, бывшая резиденция атамана Данилы Ефремова построена в петербургском стиле, и сегодня в ней размещается музей, в котором собрано множество интереснейших экспонатов.

Еще один храм Старочеркасска - уже упоминавшаяся выше церковь святых Петра и Павла - примечателен тем, что там во младенчестве крестили одного из будущих героев Отечественной войны 1812 года — атамана Матвея Платова.

Дом Кондратия Булавина

Отправляясь в Старочеркасск, достопримечательности которого известны не только в России, но и в мире, обязательно посетите курень одного из самых известных атаманов Войска Донского. Речь идет о Кондратии Булавине, который в начале 18 века поднял казацкое восстание, продлившееся два года и закончившееся потерей независимости Дона. Курень являет собой дом-крепость в традиционном казацком стиле и представляет большой интерес для тех, кто интересуется этноархитектурой.

Туристический комплекс "Казачий дон" (Старочеркасск)

В 2004 году, с благословления Русской Православной Церкви, в станице Старочеркасская было начато строительство нового культурно-исторического комплекса. С его появлением отдых в Старочеркасске приобрел в том числе и познавательное направление. “Казачий Дон” находится по адресу: ул. Набережная, 6, и на его территории расположен Свято-Покровский храм-часовня. По задумке создателей комплекса, во время пребывания там гости должны получить полное представление о том, кем были казаки, как они жили в мирное время и какие соблюдали обычаи. На протяжении всего туристического сезона в “Казачем Доне” организовываются разнообразные культурные мероприятия. Кроме того, при этой базе отдыха действуют конное подворье и подсобное хозяйство. Поэтому гости комплекса могут попрактиковаться в верховой езде и попробовать свежие натуральные продукты питания, которые изготавливаются прямо в “Казачьем Доне”. Кстати, судя по отзывам туристов, именно там расположен один из самых чистых и ухоженных пляжей Ростовской области.

Отдых в Старочеркасске и его окрестностях

Вообще, у ростовчан нет недостатка в местах, где они могут провести и выходные. В частности, многие жители этого областного центра предпочитают выезжать на пикники в Старочеркасск. Базы отдыха, расположенные в этой станице и ее окрестностях, предлагают массу вариантов для активного времяпрепровождения. Кроме того, прекрасно провести выходные можно на берегах Голубых озер, где установлены крытые беседки и мангалы для шашлыков. И, конечно же, Старочеркасск — это превосходное место для организации шикарной рыбалки на берегах местных водоемов и Причем некоторые заядлые любители посидеть с удочкой даже утверждают, что такая “охота” в этих краях ничуть не хуже, чем в Астрахани.

Фестиваль "Нет вольнее Дона Тихого"

Каждый год в летние месяцы множество любительских и профессиональных коллективов Краснодарского и Ставропольского краев, Ростовской и Волгоградской областей съезжаются в Старочеркасск. Фестиваль "Нет вольнее Дона Тихого" проводится в последнее воскресенье июня, июля и августа и собирает множество зрителей, желающих познакомиться с казацким фольклором и стать участником мастер-классов по изготовлению традиционных блюд и различных поделок из глины, дерева и соломы. А еще во время фестивальных мероприятий в Старочеркасске можно купить разнообразные сувениры, например, самовары, которые, как уверяют местные умельцы, ничем не хуже Тульских.

Гольф-клуб

Старочеркасск, базы отдыха которого в разгар туристического сезона не испытывают недостатка в отдыхающих, считается также одним из лучших мест в нашей стране для того, чтобы поиграть в профессиональный гольф. Сравнительно недавно там был построен большой курортно-спортивный комплекс Don Golf Resort. Его гордостью является великолепное поле для гольфа на 18 лунок. В центре действует также академия, где желающие могут приобщиться к секретам этого вида спорта, и детская гольф-школа.

Главное, для чего туристы приезжают в Старочеркасск, — экскурсии и отдых “по-казацки”. Так что не упустите возможность прикоснуться к интереснейшим культурным традициям и расширить свой кругозор.

Черкасск, некогда бывшей столицей Войска Донского, ныне представляет собой лишь небольшую (по меркам Дона и Кубани) станицу Старочеркасскую в 20км от Ростова-на-Дону. С тех пор как в 1805 году столица казачества была перенесена в Новочеркасск, Старочеркасская почти не изменилась (то есть изменилась, конечно, но сравнительно с большинством русских городов изменения эти очень невелики), и ныне представляет собой скорее музей под открытым небом, чем населенный пункт. И все же, говоря языком туристических путеводителей, это "подлинная жемчужина Русского Юга", полноценная столица бывшего государства, по силе своего впечатления сопоставимая с лучшими малыми городами Русского Севера.

Область Войска Донского - так называлась исторически территория в нижнем бассейне Дона, где как минимум с середины 16 века жили казаки. О происхождении этого, пожалуй, самого необычного русского субэтноса единого мнения нет до сих пор: с одной стороны, казаками называли тех, кто бежал в Дикое Поле от крепостного гнета (первое упоминание казаков относится к 1444 году, и связано с Рязанской землей!), с другой, в Золотой Орде существовала Сарско-Подонская православная епархия, что косвенно указывает на то, что в низовьях Дона уже при Орде жили православные, то есть русские люди. Видимо, донское казачество сложилось из разных групп населения, и примерно с середины 17 века Войско Донское уже представляло собой полноценное государство - даже Россия вела с казаками такие же отношения, как с независимой страной до 1717 года. В период расцвета казачьей вольницы - с 1636 по 1805 год столицей Войска Донского был Черкасск, ныне известный как станица Старочеркасская, пока атаман Платов не начал строительство Новочеркасска. Старочеркасск же превратился в, фактически, музей под открытым небом - казаки умели беречь память предков уже 200 лет назад.

Добираются в Старочеркасск из Ростова-на-Дону на маршрутке или "Метеоре". О последнем сказать ничего не могу, так как был в Ростове уже поздней осенью, по окончании навигации. А вот маршрутки ходят от площади Льва Толстого каждые 2 часа (в 7, 9, 11 и т.д.), и идут до Старочеркасска примерно час (полчаса петляя по Ростову и Аксаю). Найти остановку этих маршруток не просто - надо достичь площади Карла Маркса (автобус №3 от вокзала), и перейти на противоположную сторону обширного рынка - запущенная улица между стройкой и домом с лозунгом на крыше и есть площадь Льва Толстого. А вот у аборигенов спрашивать, как уехать в Старочеркасск, бесполезно - большинство ростовчан путают Старочеркасск с Новочеркасском и отправляют на пригородный автовокзал.

Для Ростова Старочеркасск - это как для Питера Петергоф или для Москвы Суздаль, поэтому станица почти целиком превращена в музей-заповедник. Но Старочеркасск - это тот редкий случай, когда туристический статус не опошляет, а облагораживает населенный пункт. Кроме того, Старочеркасская - наверное, единственный населенный пункт Кавказского региона (не считая курортов Краснодарского края), где на человека с фотоаппаратом реагируют адекватно, а не подозревают в терроризме или соглядатайстве.

Туристов тут много, даже иностранцев - ведь казаки, благодаря Толстому и Шолохову стали одним из самых известных на Западе русских "бреднов" - там многие даже думают, что казаки - это степные кочевники, бывшие предками русских. Вот и приезжают разного рода буржуи посмотреть на эти якобы "истоки России". На фотграфии выше, скажем, в углу видна компания японцев.

Сойдя с маршрутки, сразу видишь основные вертикали черкасских храмов и колоколен. И естественно, сразу идешь в ту сторону, где расположен самый крупный Воскресенский Войсковый собор - это центр Старочеркасска. Первым по дороге встречается дом Жученковых - богатый курень, почти особняк середины 18 века.

"Бывших столиц", помимо Черкасска, в России сохранилось не мало - но Атаманово подворье, кажется, является единственной резиденцией не российского правителя, сохранившейся в России до наших дней. То есть нынешние постройки Атаманова подворья относятся к середине 18 века, когда Войско Донское уже стало частью России - и все же куда больше оно похоже на резиденцию правителя независимого государства, чем на губернаторский дворец.

Здесь есть очень красивая (и к тому же действующая) Домовая церковь, по архитектуре немного отличая от русских церквей 18 века:

Дворец Атамана в стиле классицизма:

Так называемая Атаманская кухня:

И кирпичное музейное здание:

Постройки Атаманова подворья ныне заняты музеем: во дворце основная часть краеведческих экспозиций и выставок, в кухне - экспозиция о казаках-некрасовцах. Последние были уникальной ветвью казаков: Некрасов, соратник Кондратия Булавина, был предводителем казаков-старообрядцев. После поражения Булавинского восстания старообрядцы, известные после как некрасовцы, бежали в Турцию, и там обосновались примерно на 250 лет, пока в 1962 году не вернулись в СССР. У некрасовцев были свои законы - в частности, существовал запрет брать в жены турчанок, было решено не возвращаться в Россию, пока там правит царь, а если воевать с русскими - то не убивать, а стрелять "через голову" и уходить. Казаков в СССР вывозили на одном теплоходе, и было их ровно 999 человек - однако в пути, на борту теплохода, родился ребенок, ставший 1000-м некрасовцем.

В сторону Дона Атаманово подворье выходит небольшой укрепленной стеной:

На которой с внутренней стороны оборудована сцена - летом здесь каждое воскресение проводятся фольклорные праздники:

На Атамановом подворье же и продают сувениры - причем много всякой чисто донской атрибутики. Самый известный брэнд - плетка-нагайка, которая отрекломирована (для привлечения всякого рода садомазхохистов, наверное) вот так:

Сами нагайки, правда, стоят около 1500 рублей - но многим, впрочем, такой сувенир по карману.

Советская улица, ведущая мимо Атаманова подворья, застроена преимущественно традиционными куренями, а в конце упирается в Майдан - главную площадь старого Черкасска, на которой собирался Казачий Круг - высший совет власти на Дону до середины 18 века.

На Майдане возвыашется главный храм Войска Донского - Воскресенский Войсковый собор, построенный в 1706-1719 годах.

По-моему, это один из красивейших храмов России, являющийся, к тому же, образцом "украинского барокко", который бы и в Средней Украине смотрелся достойно.

Рядом с собором стоит огромная колокольня (1725-1730) - как с гордостью пишут в путеводителях, "единственная шатровая колокольня на юге России". Да и шатер ее больше похож на толстый шпиль:

На колокольне есть смотровая площадка, а в подвале оборудована экспозиций надгробий - но сейчас все это закрыто, так как у колокольни нету смотрителя (со слов работников музея).

У подножья колокольни - турецкие трофеи, привезенные казаками на память об Азовском сидении: в 1630-е годы казаки без приказа сверху взяли мощнейшую турецкую крепость Азов, охранявшую устье Дона, четыре года сидели там, ожидая атаки турок и уже думали переносить туда свою столицу, потом дождались нападения, успешно его отбили, но (видимо, разобидившись, что царь не обратил на эти подвиги никакого внимания) потом разрушили Азовскую крепость и вернулись в Черкасск.

В Войсковый собор обязательно надо зайти - ныне он действует как музей, но его убранство и реликвии удивительны. Фотосъемка здесь официально разрешена за 30 рублей.

Оковы Степана Разина - одна из главных донских реликвий. Ведь и Ермак, и Разин были выходцами с Дона. В 16-17 веках на Дону существовало некое подобие государства, созданного "вольными людьми", но все же это было государство. Некоторым было тесно даже здесь - и они бежали на Волгу, в Жигулевские горы и на утесы Правого берега, где становились, по сути, "речными пиратами". А некоторым тесна была и пиратская Волга - и они уходили на Яик, превращаясь там в полноценных кочевников типа гуннов или монголов.

Но казаки одинаково чтили и бунтарей, и власть. Многие думают, что Дон и Кубань в перспективе могли бы стать рассадником сепаратизма, однако это не так. Казаков не покорили, а приручили, и они все еще видят свою миссию в охране Отечества. В глухих казачьих станицах, как мне рассказывали знакомые фольклористы, все еще считается позором для парня не служить в армии, и за того, кто не служил, ни одна девка не пойдет замуж.

А еще в Войсковом соборе я увидел странное помещение, заставленное какими-то глиняными горшками - что это, я так и не понял, а спросить забыл. Больше всего похоже на некрополь, возможно, "горшки" - урны с прахом атаманов:

За собором узкий, но очень заманчивого вида переулок ведет к одному из бастионов Черкасской крепости: в прошлом таких было 5, и между ними располагалась территория нынешней станицы. Один из них восстановлен:

Глядя на эти пушки или на Азовские трофеи, я убедился, что казачья гордость - не пустой звук. Ведь если разобраться, посреди села уже 300 лет лежит несколько тонн субстанции, называемой в народе "цветной лом". И никакой алкаш не удосужился все это развовровать, переплавить и продать в пункт скупки цветмета за водку. На Севере, на Урале или в Сибири ни Азовские трофеи, ни пушки бы точно не пережили 1990-х годов.

Если от автостанции пойти в другую сторону, выйдешь к Петропавловской церкви (1749-51), в которой был крещен атаман Платов.

Четвертая церковь (1740) - Преображенская, находится в так называемом Ратном урочище в 2 км от центра станицы (на въезде в нее). В прошлом здесь было ратное кладбище, где хоронили казаков, погибших в походах - однако ныне кладбище вокруг обыкновенное, как и во многих других селах и станицах.

От автоснации в сторону, противоположную Майдану, недалеко и до дома Кондратия Булавина. С последним, правда, не совсем понятно - ведь Булавинское восстание началось в 1709 году, то есть дом еще старше - для гражданской постройки в России возраст солидный.

Да и по всей станице сохранилось много казачьих куреней 18 века. Курень в Старочеркасске - постройка совершенно уникальная для России, так как в половодье станица оказывалась затоплена и превращалась в этакую Венецию: первые этажи куреней были расчитаны именно на периодическое затопление.

Занятно, что и многие "новые казаки" свои виллы строят в подражание куреням:

Впрочем, преобладает в Старочеркасске все-таки застройка 19-20вв. - обычные деревянные дома, которые можно увидеть и в Черноземье.

Где-то на старочеркасских улочках, среди куреней, я встретил настоящего казака - в синем мундире и синих брюках с красными лампасами, в фуражке, в кирзовых сапогах. Немолодого - лет 50, с окладистой седой бородой, но шагал он удивительно бодро и вообще выглядел как герои книжек 19 века - удалой, лихой, гордый. Я спросил казака, можно ли его сфотографировать, но тот отказался: "Если бы знали друг друга, еще можно было бы подумать, а так кто знает, в какие можно попасть неприятности!". И думаю, этот отказ был самым ярким подтверждением того, что казак не ряженный. Впрочем, похожих на него людей, только в штатском, я видел в Черкасске не так уж мало - казаки на Дону никуда не делись. Да и по официальным данным их "140 тысяч, не считая членов семей". На Дону и Кубани все прочие жители казаков побаиваются и предпочитают обходить стороной, так как со времен Шолохова казаки изменились не сильно, и в тех краях без их участия не обходится ни одна крупная драка. "Просто русские" считают там, что у казаков осталась только фольклорная функция, но сами казаки это мнение, видимо, мягко говоря не разделяют. В каждой станице и каждом городе там есть свой неофициальный атаман, и все проблемы между собой казаки по-прежнему решают с атаманом, а не в милиции или суде.

Вообще, казачья кровь в жителях Дона все еще чувствуется - народ тут, иначе не скажешь, лихой, и слушая разговоры в автобусе или электричке можно услышать немало историй в духе "старшеклассник мента на понт взял". Видимо, потому что старшеклассник был казаком в большей степени, нежели миллиционер.

Да и вообще казачеству тут ощущается не только в людях, но и в животных - вот эта кошка, скажем, чем не казачка?

А у Старочеркасской как встарь льется медленно и величественно Тихий Дон

И ползут волжские танкеры к Ростовскому порту:

В следующей части речь пойдет про Новочеркасск - столицу казаков с 1805 года.

Чем же славен Дон? Край Донской славен поэтическими преданиями, песнями, яркостью и самобытностью традиций и обрядов, пронесенных через столетия. Это земля сильных, гордых и в то же время очень добрых и открытых людей, которые работают от зари до зари, желая сделать родной край ещё краше.

В Ростовской области много исторических памятников и культурных центров. Они являются достопримечательностями нашего края. Одна из них станица Старочеркасская, бывший город Черкасск, столица донских казаков. Трудно найти на Дону ещё такой заповедный уголок, где дышится стариной, где все так живо напоминает историческое прошлое. Старый город привлекал путешественников именно этим ароматом старины, кривыми улицами и переулками, казачьими куренями.

8 июня 1820г. станицу посетил А. С. Пушкин и генерал Н. Н. Раевский, который в письме к дочери писал: «Сей разжалованный город в станицу ещё более обыкновенного залит водой. В нем осталось домов 700, в том числе несколько старых фамилий чиновников Словом, Старый Черкасск останется вечно монументом: как для русских, так и иностранных путешественников».

Как столица земли области войска донского «старый город» прекратил своё существование 9 мая 1806г. в этот день атаман М. И. Платов по весеннему половодью совершил переезд войсковой канцелярии в Новый Черкасск, который строился на голой аксайской возвышенности. Такое решение было принято из-за ряда обстоятельств.

К началу 19-го столетия, когда Россия укрепилась на берегах Приазовья и Причерноморья, Черкасск потерял свое былое военно-стратегическое значение. Потому что ежегодно город подвергался разрушительному наводнению, которое на несколько месяцев превращало его в плавучую станицу, названную иностранными путешественниками «донской Венецией». В 1801г. итальянский инженер Антонио Людвиг де Романо разработал проект защиты города от наводнений, но он не был принят, т. к. требовал больших затрат: город нужно было перестраивать на искусственно возведённой насыпи.

Правительство России давно хотело упразднить казачье самоуправление. И используя предлог о переносе столицы на другое место, надеялось осуществить свой замысел. Ведь Черкасск на протяжении 17-18 столетий был очагом антифеодальных движений. Всё это в совокупности и решило судьбу Черкасска.

С 1970 года столица Старочеркасская превращена в историко-архитектурный музей-заповедник. Станица ожила. Отреставрированы церкви и здания. В летнее время огромное количество туристов посещают станицу.

Возникновение Черкасска относится к концу 16-го столетия. Первое упоминание о городе встречается в летописях времён царствования Ивана Грозного: «Пришли из-за Днепра черкасцы на Дон с князем Вишневецким и, там поселившись, город Черкасской построили». Постепенно непрерывно пополняли население Дона беженцы с Украины, великорусские крестьяне. Этим объясняется нерушимый союз Донских казаков и Украины с запорожцами.

Остров, выбранный для поселения, защищенный со всех сторон водой, был надежным пристанищем для казаков. В самом начале город состоял из узеньких улиц и теснящихся куреней и землянок. Единственным украшением была часовня, да башня – каланча, на которую казаки несли сторожевую службу.

В деревянном городе часто случались пожары, но он отстраивался снова.

Турки совершали частые набеги, уничтожали всё до основания. В 1643г. разорили Манычский и Черкасский городки, сожгли городок на Монастырском Яру. Позже турки, татары, нагайцы безуспешно пытались овладеть городом.

В источниках 18-го века говорится, что город «Черкасский изрядно построен и укреплен по-старинному устрою, с раскатами и башнями». Крепость расположилась на острове, образуемым Доном, Танькинским ериком и Протоком, отделяющим её от степной равнины. На валу стояли стены с двойным рядом дубовых Полисадов, набитых внутри землёй. Крепость дополняли деревянные башни и ров, заполненный водой.

Внутри город – крепость, разделяется: Черкасская, Прибылянская, Дурновская и др. Названия селений произошло от куреней или станиц, из которых образовалось казачье войско. А. Ригельманом составлен план, где кроме стен Черкасск снаружи был укреплён дополнительно одним большим – Даниловским раскатом и десятью меньшими.

Черкасская крепость в 17-18 веках представляла собой грозное сооружение, свидетельствующее о том, что казаки прочно обосновались на этом месте, и не собираются его оставлять.

Крепостные укрепления и валы теперь исчезли, а на их местах установлены памятные обелиски с чугунными пушками. На нашем пути в станицу встретится первым Ивановский раскат.

Внимание гостей обязательно привлекут плетни, деревянные курени, сохранившие до наших дней старинную планировку. Резные наличники, угловые пилястры и ставни, выделенные белой краской, придают им живописный и нарядный вид.

Курени появились на Дону во второй половине 17-го века, когда жизнь казаков приобрела более оседлый характер. Раньше они обитали в наскоро сделанных землянках, которые в случае опасности оставляли и уходили. В жизни казака мир был временным, тревога была спутницей казака. «Содержа долговременный мир, мы остаемся и босы и голодны» - писали они царю, но тем не менее удобные жилища были по достоинству оценены. Курени строили на высоких сваях, которые предохраняли жилые комнаты от подтопления. В комнаты поднимались по лестнице на «галдарею» так называли закрытый со всех сторон балкон. Нижний этаж (омшаник) использовался в качестве подсобных помещений для хранения различного хозяйственного инвентаря. Де Романо писал: «Все без исключения деревянные дома имеют галерею по фасаду и ещё с одной стороны: на них спят летом. Эти наружные галереи – готовые костры во время пожаров: улицы так узки, что с противоположных галерей можно пожимать друг другу руки». Поэтому пожары выжигали город дотла. Дошедшие до наших дней курени относятся ко второй половине 19-го века. Они были богато украшены широкой, ажурной резьбой.

Широкая, ажурной резьбы доска, которую прибивали к карнизу над напуском четырехскатной крыши, придают особую выразительность фасадной части куреня.

Жилища казаков прошли длительный путь развития – от мазанок до многокомнатного дома, который делился на прихожую и горницу, к которым примыкают сени, чулан и «галдарея».

Курени встречаются и сейчас в Старочеркасске, они составляют архитектурный фон города. Правда, уже покосившиеся, многие потеряли своё резное убранство, но тем не менее несут память о прошлом.

Возможно, поэтому в Старочеркасске сохранилась традиция проведения фольклорных праздников, которые проходят летом, каждое третье воскресенье месяца.

В нашей семье стало доброй традицией раз в год посещать станицу Старочеркасскую, во время таких празднеств. Самой яркой и запоминающейся была поездка 20 августа 2005 года, когда я побывала на 355-летии станицы.

На берегу Дона, у пристани, был устроен праздник. Только приглашенных гостей было около 20 тысяч. Сюда съехались фольклорные ансамбли с разных республик, городов, станиц и хуторов, с Кубани, Запорожья, Оренбурга и т. д. Приехали из разных мест Ростовской области народные умельцы для того, чтобы показать, что создано их руками. Здесь и резьба по дереву, изделия из бисера, украшения, плетёная мебель, иконы, картины, барельефы и статуэтки. И когда смотришь на них, невольно возникает чувство гордости за своих земляков, что в такое трудное время создают настоящие шедевры. Пройти мимо, не купив чего-либо, не возможно. Я тоже на память приобрела несколько сувениров.

Концертная программа началась с 10 часов утра и длилась до полуночи. Артисты художественной самодеятельности показали сцены из жизни и быта казаков: проводы солдата на службу, свадьба и т. д. Поздравить Старочеркассцев приехали народные ансамбли «Иван Купала» и «Русская песня». Выступление Надежды Бабкиной вызвало шквал аплодисментов. Заместитель атамана войска донского преподнёс в дар артистке икону «Божья Матерь».

Казаки катали желающих на лошадях. В небо взмывались красочные воздушные змей и шары. Я была свидетелем, как запускали огромный воздушный шар.

Праздник закончился фейерверком.

Я, конечно же, побывала и в Войсковом Воскресенском соборе. На меня произвело огромное впечатление украшение собора: особенно грациозный барочный пятиярусный иконостас, где старинные иконы обвиты красивой резьбой в виде виноградной лозы и гроздьев, покрытый позолотой. Он кажется драгоценным кружевом на чистом фоне побелённых стен. На хорах изображено 35 фрагментов из Ветхого и Нового заветов, и под каждой картиной пояснительная подпись, как в композиции изгнания Адама и Евы из рая:

« И грозного божьего гласа встрепеташа,

И, скрышася, грех бо свой познаша».

До сих пор поражает собор своим величием и красотой. Находясь у таких памятников, поэты слагают стихи:

Как песня храм струится в высоту,

Он рвется ввысь, торжественен и строен,

Певучей силой камень окрылен –

Для бога он иль не для бога строен,

Но человеком был воздвигнут он,

И нет в нем лицемерного смиренья,

Безвестный зодчий, дерзостен и смел,

Сам стал творцом и окрылил каменья

И гордость в них свою запечатлел.

И ты стоишь на каменном пороге,

И за людей душа твоя горда –

Приходят боги и уходят боги,

Но человек бессмертен навсегда.

При входе в собор поразила достопримечательность: кандалы Степана Разина, в которые он будто бы был закован в древнем деревянном соборе перед отправкой в Москву. Позже эти кандалы и цепи были выставлены в назидание мятежному и вольному казачеству. Не далеко от цепей в стене замурована плита, за которой находится прах войскового атамана Корнила Яковлева. Рядом с собором стоит двухъярусная колокольня, построенная в 1725 – 1730 годах. Это единственная шатровая колокольня 18-го века на юге России (её высота 45,8 м). С верхней площадки колокольни открывается чудесный вид на станицу, на реку Дон.

На соборной площадке – майдане выставлены азовские пушки, створки крепостных ворот, коромысло и стрелка торговых весов – символы покорения Азова и овладения казаками торговыми путями и устьем Дона. Здесь, в Черкасске, 31 августа 1696 года впервые в истории России произведен фейерверк в честь победы русского оружия под Азовом. Да, трусов на Дону не терпели! Храбрость признавалась высочайшей добродетелью. Об этом так говорят казачьи пословицы и поговорки: «Казак скорее умрет, чем с родной земли сойдет», «Казачья смелость порушит любую крепость», «И один в поле воин, если он по-казачьи скроен», «Лучше голову сложить, да казачьей чести не уронить». Здесь же в 1670 году Степан Разин призывал голытьбу идти на Москву. На майдане, на войсковом кругу, 9 мая 1708 года, был избран войсковой атаман Кондратий Булавин и через время тут же, на площади, был казнен.

Достопримечательностью Старочеркасска является архитектурный комплекс 18 – 19 веков, подворье войсковых атаманов Ефремовых, который был обнесен каменной стеной. Первой постройкой был дворец, напротив возведена домовая церковь. После реставрации там была размещена одна из выставок Старочеркасского историко-архитектурного музея – заповедника. Затем был построен двухэтажный каменный корпус, где ныне существует Монастырская гостиница. В Старочеркасске есть действующий монастырь, на территории которого расположена выставка «Старый город Черкасск 16 – 20 века», рассказывающая об истории донского казачества и его столицы – Черкасск. Войти на территорию монастыря можно через святые ворота, единственные по своей архитектуре.

Я обошла все здания музея – заповедника. Увидела много интересного: войсковые регалии, оружие, одежду казаков – некрасовцев, рыбачьи снасти. В музее сохранены предметы, входившие в убранство дома зажиточного казака и старинной казачьей кухни.

Торговая площадь украшена декоративными указателями.

Рассказывая о Черкасской старине, хотелось бы вспомнить и о том, что Черкасск – родина многих военных деятелей Дона, принимавших активное участие в войнах России: Краснощекова И. М. , Фролова В. Ф. , Денисова А. и М. И. Платова.

Атаманы на битву за волю

Поднимали донских казаков

И земля под копытом стонала,

Содрогалась от топота степь.

Казаки, неуемно мятежные,

Бились храбро за волю и честь.

Вокруг Преображенской церкви сохранилось старинное кладбище. На нем похоронены некоторые атаманы 17 – 19 веков: атаман Данила Ефремов, атаман Орлов (участник штурма Измаила), атаман И. М. Краснощеков (участник войны со шведами). Здесь покоятся многие генералы и офицеры – участники Отечественной войны 1812 года. Обещали на этом кладбище создать мемориальный комплекс славы русского оружия.

На Дону мои корни,

Моих предков святая земля.

Своей жизнью они отстояли

От врагов край родной для меня.

Без истории нет будущего. Один из философов писал: «Седая древность при всех обстоятельствах останется необычайно интересной эпохой для будущих поколений, ибо она является основой позднейшего прогресса». Станица Старочеркасская и её окрестности изобилуют памятниками и памятными местами. На юге России нет другого такого места, где бы в таком количестве были предоставлены памятники, созданные умелыми руками многих поколений.

Покидая станицу Старочеркасскую, мы ещё долго будем любоваться красотами окрестного пейзажа, маяками её церквей на фоне равнинного степного пейзажа. И испытывается гордость за донских казаков, которые жили много лет назад и благодарность тем, кто сберег все памятники для нас, молодого поколения.

Я – казак. Сыновьям завещаю

Край донской наш беречь и любить.

Коль с врагами придется сразиться,

Заключение

Без знания прошлого своей родины нельзя ни понять, ни оценить по достоинству наш сегодняшний день, представить себе будущее.

Казаки по–сыновьи бережно относились к природе родного края, называя степь – Матушкой, а Дон – Батюшкой, хранили народные традиции. Они понимали, что это их жизнь, будущее их детей и внуков.

Бережное отношение к истории нашего края, её традициям – святой долг каждого из нас. И воспевать свою землю, как это делали наши деды и отцы:

«Родимый край как ласка матери, как нежный зов её над колыбелью, теплом и радостью трепещет в сердце волшебный звук знакомых слов Тебя люблю, родимый край И тихих вод твоих осоку, и серебро песчаных кос, плач чибиса в куге зеленой, песнь хороводов на заре и в праздник шум станичного майдана, и старый милый Дон – не променяю ни на что»

Комплекс Свято-Донского монастыря в Старочеркасске сформировался во второй половине XVIII столетия. Вообще, нужно отметить, что опустошительный пожар 1744 года сильно поспособствовал началу каменного строительства в Черкасске. До этой трагедии в городе было единственное каменное здание — войсковой собор, в ближайшее же десятилетие после нее выросло сразу несколько каменных построек, и почти все они появились тщанием .

Свое родовое поместье он перенес на территорию, называемую ныне Атаманским подворьем, в 1750 году, а шестью годами позже начал строительство сразу двух примечательных зданий — так называемого Атаманского дворца и домовой церкви в честь Донской иконы Божией Матери. Увы, освящения храма господин тайный советник не дождался: он умер в 1760-м, а церковь освятили годом позже. В качестве образца для нее Данила Ефремович выбрал храм на Ближних пещерах , благотворителем которой он являлся. Получилось вполне барочное здание: на основной двусветный четверик, соединенный посредством трапезной с колокольней, водружен восьмерик с узким световым барабаном.

Атаманский же дворец ничем не уступал дворцам самых известных аристократов того времени, что доказывает — казачья верхушка эпохи Елизаветы Петровны и Екатерины II комплекс неполноценности, если таковой у нее раньше и был, уже изжила, воспринимая себя вполне сливками общества. Двухэтажное здание, выглядящее очень внушительно (общая площадь более 1000 квадратных метров, 21 комната!), неоднократно перестраивалось, но и в нынешнем виде не утеряло очевидной торжественности. Особенна хороша центральная часть, выделенная ризалитом с колоннадой на втором этаже.

В 1831 году вдов Атаманского подворьяы внуков Данилы Ефремовича, Евдокия Иоакимовна и Ульяна Алексеевна Ефремовы (главную роль в этой истории играла первая), обратились к духовным властям с предложением учредить на Атаманском подворье женский монастырь. После долгих проволочек предложение было принято, и в 1837 году здесь открылась Старочеркасская Ефремовская обитель, причисленная к III классу. В течение следующих 80-ти лет сестры с любовью благоустраивали свой монастырь, но в советское время все их усилия пошли прахом — в 1924 году обитель подверглась упразднению, и в следующие десятилетия ее помещения занимали сельская больница, интернат для инвалидов, интернат для умственно отсталых детей... Храм неуклонно разрушался.

В 1970 году территорию Атаманского подворья передали только что созданному музею-заповеднику. А 1994 годом датируется начало возрождения монастыря — но уже в качестве старочеркасского Свято-Донского мужского монастыря .


Саша Митрахович 01.09.2017 07:20


На фото: Интерьер куреня зажиточного казака. Экспозиция Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника.

В том, что в станице Старочеркасской появился историко-архитектурный музей-заповедник , вобравший в себя практически все более или менее значимые объекты бывшей донской столицы, важнейшую роль сыграл Михаил Шолохов. Побывав здесь летом 1970 года, писатель, имевший возможность связываться напрямую с первыми людьми советского государства, добился формирования специальной госкомиссии по оценке местной «архитектурно-исторической» среды. Итогом ее работы и стало создание крупнейшего музея, позволившее приступить к консервации, исследованию и реставрации замечательных памятников, а если уж совсем без недомолвок — то к спасению их от неминуемой гибели. Вот за это, за спасение, — низкий поклон музейным работникам.

Ныне музей делит территорию Атаманского подворья с мужским монастырем. В ведении музея, помимо нескольких других зданий комплекса, находится и Атаманский дворец, в котором развернуты экспозиции.


Саша Митрахович 01.09.2017 07:24


На фото: Петропавловский храм в станице Старочеркасской.

Располагается на площади тогдашней Прибылянской станицы, деревянный храм стоял здесь с 1692 года, но он сгорел в пожаре 1744 года. В 1749 году , уже выделившая 1000 рублей на ремонт старочеркасского войскового собора, озаботилась и возрождением других храмов Черкасска. Для того она прислала на Дон артель, состоявшую из десяти каменщиков и штукатуров под руководством особого мастера. Задачи им были определены четкие — построить в камне Петропавловскую церковь и колокольню Преображенского храма. В 1751 году храм апостолов Петра и Павла освятили. Он представляет собой классический четверик с углами, выделенными пилястрами, и «восьмериковым» барабаном на четырехскатной крыше. Имеется и традиционная низкая трапезная, к которой с запада пристроена колокольня с арочным проходом. С юга и севера (в придельных частях) были четырехколонные портики — они не сохранились.

Отметим, что авторы каменных церквей Черкасска, возведенных после пожара 1744 года (к ним относится еще Преображенская Ратная церковь), неизвестны, но стилистическая перекличка этих храмов подсказывает нам, что они являлись представителями одной школы (если вообще это был не один человек). Перед нами — переходный тип от барокко к раннему классицизму, последний более или менее явственно уже звучит во всех этих зданиях. Если учесть, что нижняя хронологическая граница раннего классицизма обычно определяется 1760-ми годами, то нужно признать — создатели (или создатель) черкасских каменных храмов был хорошо знаком с наиновейшими тенденциями в тогдашнем зодчестве.

Ныне Петропавловская церковь является музейным объектом.


Саша Митрахович 01.09.2017 07:30


Старочеркасский Спасо-Преображенский храм (Ратная церковь) — расстояние от около километра по прямой. Когда-то здесь собирались казачьи отряды, чтобы идти в военные походы, — этим фактом и объясняется название местности. Здесь же хоронили павших. Так, известно, что именно на Ратном кладбище погребли героя «Азовского сидения» атамана Наума Васильева. Позже погост разросся, превратившись в казачий мемориал — на нем нашли последнее пристанище атаман Фрол Минаев, легендарный Иван Краснощеков, родители атамана Матвея Платова и многие другие славные представители донского казачества.

На Ратном кладбище уже в 1701 году стояла Ильинская церковь — сохранился документ, в котором казаки просят Петра I прислать к ней священника. На планах Черкасска Ратную церковь мы впервые встречаем в 1735 году. Следующая достоверность относится уже к 1749 году — Елизавета Петровна посылает мастеров строить Петропавловский храм и колокольню Преображенской церкви. Почему только колокольню? Версия такова. Мы знаем, что в начале 1744 года атаман Данила Ефремов нанял рабочих для строительства каменного храма. Потом грянул пожар — долгое время речь шла только о восстановлении войскового собора. Но коль скоро в указе императрицы Елизаветы сказано лишь о Преображенской колокольне, можно допустить, что здание Преображенской церкви к тому времени уже было готово.

Как бы то ни было, в августе 1751 года состоялось торжественное событие — освящение сразу трех церквей Черкасска: главного престола Воскресенского собора и новых каменных Преображенского и Петропавловского храмов. Для этого в Черкасск прибыл сам епископ Воронежский и Елецкий Феофилакт (Губанов).

Преображенский храм, любимый черкасским народом, никогда не жаловался на бедность и своими богатствами соперничал с войсковым собором. Сохранилось свидетельство 1820-х годов, касающееся иконостаса Преображенского храма:

«Отличается правильностью и красотою; он носит теперь отпечаток греческого вкуса: особенно делают ему хороший вид колонны коринфского ордера, покрытые резьбою. Живопись сей церкви, хотя также простая, но несравненно лучше соборной...»

Последнее утверждение заставляет задуматься — ведь мы знаем, насколько выразительны иконы и росписи Воскресенского собора... Иконостас упоминается и в статье корреспондента «Казачьего вестника», опубликованной в 1883 году:

Монастырское урочище (Монастырский Яр ) находится на расстоянии примерно восьми километров вниз по течению Дона от . Это легендарное место. Здесь в начале XVII столетия находился главный военный стан донских казаков; отсюда они двинулись в 1637 году на Азов; сюда свозили хоронить убитых во время азовской эпопеи. В казачьей отписке государю Михаилу Федоровичу читаем: «А како, государь, мы стояли под тем городом Азовом, и те азовские люди нашу братью казаков из пушек и из турок побивали, а мы, государь, велели отвозить каюками на Монастырский Яр убиенных». Тогда здесь было похоронено около тысячи человек. Позже Монастырский городок стал своеобразной богадельней — сюда уходили умирать престарелые или увечные казаки.

Станица Старочеркасская известна как столица донского казачества и место рождения генерала Матвея Платова. Первый раз мы посетили Старочерксск в октябре 2005 года. Летняя 40-градусная жара отступила и стояла теплая солнечная осень. Золотая листва гармонировала с голубым небом.

На аллеях расположились торговцы сувенирами. Можно купить изделия из керамики, дерева, металла.

Больше всего нам понравились вот такие сувениры:

Пройдя по тенистым улочкам мимо сувенирных лавок мы подошли к главной достопримечательности - Воскресенскому Войсковому собору.

Немного истории
Это главная архитектурная достопримечательность Старочеркасска - первый на Дону каменный собор. Он строился с 1706 по 1719 год. Вплоть до 1805 года Воскресенский собор являлся главным храмом не только Черкасска, но и всего Войска Донского.

Это девятиглавый храм в построенный неизвестным архитектором в стиле украинского барокко. Храм был возведён во время действия указа Петра I, запрещавшего строительство каменных зданий везде, кроме Петербурга. Однако, в виду политической необходимости, Пётр сам содействовал строительству, помогая деньгами, утварью, специалистами и, как утверждается, лично приняв символическое участие в строительстве (что заявлено на памятной надписи, сделанной, правда, уже в XIX веке). Интерьер собора поражает своим убранством, находящимся в контрасте со сдержанным внешним видом. Уникальный пятиярусный позолоченный резной иконостас размером 19x23 метра содержит в себе 149 икон середины XVIII века, выполненный в технике резьбы по дереву.

Из необычных деталей привлекают внимание металлические плиты перед алтарём, где находятся отлитые надписи о том, что на этом месте в своё время молились русские императоры и великие князья.

А при входе в храм на стене висят массивные кандалы и цепи, в которые был якобы закован Степан Разин перед отправкой на казнь.

Тут же недалеко, в галерее, за металлической плитой, находится прах того человек - войскового атамана Кирилла Яковлева, - который предательски выдал своего крёстного сына Степана царскому правительству…Возле храма находится двухъярусная шатровая колокольня высотой 45,8 метра. Это единственное здание такого типа в Южной России.

Колокольня состоит из подклета, четверика, восьмерика и увенчанного крестом шатра. Сейчас она, как и Воскресенский Собор, находится в ведении Донского Старочеркасского монастыря.

Вход на колокольню платный. Поднявшись по узким каменным лестницам взору открываются панорамные виды донских степей.

Рядом с колокольней выложены захваченные в Азовском сидении трофеи, такие как: створки крепостных ворот, две калитки и коромысло торговых весов.

Пройдя мимо торговых палаток мы подошли к церкви Петра и Павла.
Церковь Петра и Павла построена на площади бывшей Прибылянской станицы. Деревянная церковь, ранее стоявшая на этом месте, упоминается в грамотах войска Донского ещё в 1692 году. После очередного пожара, произошедшего в 1744 году она была выстроена заново, но уже из камня. строительство происходило 1749 по 1751 годы по инициативе атамана Данила Ефремову. Есть информация, что императрица Елизавета Петровна оказывала помощь в строительстве и даже прислала из Москвы мастера-строителя и десять штукатуров и каменщиков. В 2005 году церковь была на реконструкции:

Еще интересно посетить Атаманское подворье.

В этом архитектурном комплексе сосредоточены архитектурные памятники XVIII - XIX веков - усадьба атаманов Ефремовых с Донской домовой церковью.

Подворье, лежащее на территории бывшей Средней станицы, принадлежало одному из известнейших и богатейших казачьих родов - Ефремовым. Начало достатку положил атаман Данила Ефремов, владевший под конец жизни лавками, кабаками, мельницами, табунами лошадей и огромными наделами (большую часть которых составляли захваченные им общинные земли).

Сначала на подворье был выстроен Атаманский дворец , выстроенный по образцу столичных аристократических домов. В своём окончательном виде дворец насчитывает 21 комнату, а его общая площадь составляет более 1000 м². В 1756 - 1761 годах была выстроена домовая церковь Ефремовых во имя Донской иконы Божией Матери, названная, соответственно, Донская церковь . За восточной стороной церкви расположено родовое кладбище Ефремовых.

На территории подворья также есть сувенирные лавки и достопримечательности.

Подворье обнесено крепостными стенами.

Тут же расположен музей.

Также можно посетить Преображенскую церковь (1740) со старинным кладбищем, расположенная в Ратном урочище. В 2005 году она была на реконструкции. На фото видно в каком виде она была.

Еще есть Аннинская крепость - единственная земляная крепость, сохранившаяся на территории России. Расположена в пяти километрах северо-восточнее Старочеркасска, практически на берегу Дона. К сожалению мы её не посетили.

В 2010 году мы попали на празднование 440-летия станицы. Была проведена реконструкция Булавинского восстания против войск Петра I.

А также состоялось открытие монумента:

Вот такой небольшой рассказ про славную столицу Донского казачества.

6 октября 2013 2:43
БЫЛИ 05.10.13. ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛОСЬ. НЕСМОТРЯ НА ПОГОДУ МНОГО ТУРИСТОВ. ШКОЛЬНИКОВ. ЭТО НАША ИСТОРИЯ. ПОЭТОМУ НЕ ПОЖАЛЕЛИ ЧТО ПОСЕТИЛИ ХРАМЫ. АТАМАНСКОЕ ПОДВОРЬЕ.ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛСЯ КОМПЛЕКС СТАРЫЙ ГОРОД. ГОСТИНИЦА И РЕСТОРАН. ОЧЕНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНО. ХОТЕЛОСЬ ПОБЫВАТЬ ЛЕТОМ.СТОИТ ПОСЕТИТЬ


30 мая 2013 8:02
Хорошее место,интересная история,но в музее смотрители ведут себя отвратительно.Не возможно остановиться,внимательно рассмотреть экспонаты.Как церберы кидаются,прямо выгоняют.Извините,я деньги заплатила,вела себя культурно.Это что за безобразие такое?!