Путешествие автостопом. Что нужно знать, отправляясь в путешествие автостопом

И снова здравствуйте, дорогие путешественники! В прошлой статье мы узнали, .

Пристегнули ремни?

Сегодня мы с вами помчимся по крутой дороге из деревушки теории в мегаполис практики. А потому настройтесь на позитивную волну и ловите попутные советы о том, как путешествовать автостопом правильно, какие вещи брать в дорогу, как подыскать себе хорошего попутчика и в чём принципиальное отличие КАМАЗа от асфальтоукладчика.

Если вам очень хочется отправиться в путешествие автостопом, но вы не знаете, как, есть два способа.

Первый - начать обширную теоретическую подготовку. Изучить сайты, посвященные самостоятельным путешествиям в целом и автостопу в частности, вписать к себе залётных стопщиков и послушать их советы, сходить в местный клуб хичхайкеров, посмотреть соответствующие фильмы.

Это всё, безусловно, интересно и познавательно, и даже бывалые путешественники могут получить из хороших источников ценную информацию. Самая полезная информация — это, конечно, новые знакомства — ваши возможные друзья, хосты, гости и попутчики.

Возможно, встреча с ними будет настолько судьбоносной, что вы в одночасье поменяете не только маршрут, но и свою жизнь.

Второй способ - выйти на трассу и поднять руку. Без подготовки. Но с надеждой и отвагой. Способ работает не хуже первого.

Первый способ хорош, когда вам недостаёт уверенности в себе, информации или хорошей компании. Второй способ подойдёт людям, принимающим решения молниеносно. Или тем, кто оказался в безвыходной ситуации.

Например, мы с сестрой впервые сели в фуру, когда из Владимира в Нижний Новгород ушла последняя электричка. Дальнобойщик оказался настолько милым и заботливым, что мы влюбились с первого взгляда. В автостоп.

Походный рюкзак — собираем вещи в автостоп

Итак, мысли собраны и приведены в порядок, решимость бурлит выше 100-градусной отметки — осталось собрать рюкзак. Как выбрать верного спутника ваших путешествий и какими вещами его наполнить? Тут всё зависит от нескольких факторов:

  1. от сезона;
  2. от дальности путешествия;
  3. от климата пункта назначения;
  4. от путевых условий (например, где предполагаются ночёвки);
  5. от ваших личных предпочтений (способ проведения досуга и т. д.)

Размер рюкзака зависит, скорее, от цели и дальности вашей поездки. Лично мне всегда хватало обычного школьного (я не путешествую с палаткой и спальником, ночую в фурах или хостелах).

Опытные путешественники, непрерывно колесящие по миру, предпочитают более увесистые рюкзаки объёмом 25-35 литров, со множеством карманов и ремнём на поясе. Кое-кто готов таскать и все 40. При этом, по их словам, более удобен длинный и узкий, чем короткий и широкий рюкзак.

Что касается сезона, тут всё само собой разумеется. Ну, разве что не забудьте взять в дальнюю дорогу запасные тёплые носки и пару обуви. Это, кстати, касается не только зимы.

Если вы едете недалеко и ненадолго и планируете достичь пункта назначения в течение светового дня, то набейте рюкзак в зависимости от цели вашего визита. Фотоаппарат, удочка или посылка для тёти Маши.

Дальнее путешествие предполагает смену погоды, ночёвки и море новых впечатлений. Поэтому для безопасности не лишним будет взять фонарик, одежду со светоотражающими полосами (кстати, меня уже штрафовали за её отсутствие), средство от комаров (а зимой — от обморожения), лекарства, если вы их употребляете, и минимальную аптечку (хотя бы бинт, йод, анальгин и средство от отравлений).

Для гигиены — зубную щётку, сменное бельё и влажные салфетки, а если путь ваш предполагает ночёвки на природе, то и мыло.

Для комфорта — тёплую кофту, дождевик, головной убор (вязаная шапочка может пригодиться даже летом, ведь в горах или на трассе ветер иногда буквально сбивает с ног), спальник и туристический коврик (я, правда, за 10 лет автостопа не пользовалась этими вещами, но пригодиться они могут в любое время).

Уверены, что перенесёте ночь на природе — смело пакуйте палатку. Кто-то считает её непременным автостопным атрибутом, без которого ехать не стоит. Лично я считаю, что в случае непредвиденной ночёвки на природе, палатку может заменить коврик и спальник, поэтому не утяжеляю свой рюкзак. Кстати, проведя опрос на тему необходимых в поездке вещей, я получила следующие результаты:

  • аптечка и ;
  • нож, деньги и фонарь;
  • бутылка воды;
  • мозги и документы;
  • коврик, спальник, палатка, сменная обувь и одежда;
  • газовая горелка.

Последнее предложил знакомый, у которого за плечами более 60 000 км всесезонного автостопа. Горелка ему, и правда, пригождалась.

Вкратце про документы. Планируя путешествие по России, возьмите паспорт, а также прихватите его копию (к слову, встречные гаишники могут поинтересоваться вашими документами и задержать вас при их отсутствии).

Для поездок по миру обязательно возьмите загранпаспорт (если вы не планируете путешествие в страну, где он необходим, можно взять на всякий случай: никто не знает, какой дорогой вы будете возвращаться обратно). Во избежание лишних вопросов распечатайте бронь гостиниц (не планируете останавливаться в гостиницах — отмените бронь после распечатки). Ну и, конечно, не забудьте телефон, фотоаппарат и зарядные устройства к ним. И туристические сим-карты, если пользуетесь.

Я в список необходимых вещей внесла бы обычную шариковую ручку. Тем более, что мой простенький телефон не имеет органайзера.

Также вы можете продумать свой досуг и от души запастись книгами (или их электронными аналогами), шахматами (если их нет в вашем телефоне) и удочкой. Только подумайте, выдержит ли всё это ваш терпеливый рюкзак и выносливая спина?

Попутчик — ваш товарищ боевой

Верный товарищ может помочь вам в том, чего вы не умеете сами (ставить палатку, варить суп из консервов с китайской вермишелью, ориентироваться в лесу, развлекать водителя или говорить на языке мумбо-юмбо). Если вы — девушка, то вдвоём вам будет безопаснее. Поиск попутчиков — задача непростая, особенно, если вы хотите, чтобы ваш спутник разделил с вами все тяготы путешествия, а не приумножил их. Итак, оглянемся вокруг!

Хорошо, если среди ваших друзей или знакомых найдётся человек (или компания, но в паре автостоп даётся лучше), разделяющий ваши взгляды на автостоп. Идеально, если друг не испытывает панического страха перед неизвестностью и незнакомыми людьми. В противном случае вам придётся тащить на себе горе-мечтателя морально, а то и физически. Поэтому, если друг оказался вдруг, испытайте его на прочность на небольших расстояниях.

Если же среди ваших знакомых никто не мечтает о дальних горизонтах, увиденных из окна случайной машины, придётся найти попутчика в интернете. Советы по поиску попутчиков даются на различных сайтах, посвящённых автостопу.

Например, убедительно это звучит в группе ВКонтакте Академии Вольных Путешествий . Там же приводятся ссылки групп, где можно «забронировать» товарища в дорогу.

Сама я искала на этой странице и на этой , правда, вместо попутчика из Батуми в Трабзон нашёлся хост в Тбилиси, но ведь это тоже неплохо! Также поиск попутчиков доступен на Форуме Винского .

Выбирая верного спутника, постарайтесь узнать друг друга получше: пообщайтесь в соцсетях, выясните предпочтения по способу передвижения (например, мой попутчик, с которым мы чуть не угодили на пир с резнёй козлёнка у нетрезвого джигита, старается не ездить ночью, а я, напротив, очень люблю), расходу наличных (еда или ночлег — перед таким выбором рано или поздно вы можете встать), уровню комфорта (хостел, палатка или гостиница) и т. п. Не лишним будет осведомиться о личных пристрастиях.

Как ловить машину автостопом?

Конечно, лучше, если вы всё же не один. Но это уже как получится. И вот вы стоите на обочине и ловите машину. Важно, где ловить, как ловить и зачем ловить.

Место дислокации

Итак, где? Если вы находитесь в центре крупного города, то вам, наверное, кто-то остановит, но предложит подвезти по городу (и не факт, что бесплатно). А вот те, кто, как и вы, направляется в сторону моря или гор, проедут мимо. Поэтому придётся вам добраться до выезда и ждать своего водителя там. Кстати, добраться можно и на маршрутке. И это даже лучше.

Определяясь с местом дислокации, подумайте не только о своём комфорте, но и об удобстве водителя. Конечно, в жару приятнее стоять под раскидистым деревом, но, если оно раскинулось у моста или крутого подъёма, не ждите, что вам остановят.

Чудеса, конечно, случаются (проверено на собственной шкуре), но благоразумнее ожидать машину вашей мечты в установленном или просто удобном месте: на остановках, возле дорожных карманов или на широкой обочине, после переезда или поворота.

Можно даже у поста ГАИ. Гаишники, как правило, не жалуют нашего брата, но по просьбе могут остановить комфортабельную фуру (в идеале) в желательном направлении. Кстати, все дальнобойщики, с которыми меня знакомила ДПС, оказывались замечательными людьми и весёлыми собеседниками. Один даже денег подкинул на дорогу. Воистину, мир не без добрых людей!

Люди добрые, ау!

Теперь о том, как правильно «изловить» этих самых добрых людей и внушить им мысль подкинуть вас бесплатно.

Классический жест российских автостопщиков — поднятая на 90 градусов рука. В Америке на этой руке ещё и большой палец оттопыривается в знак того, что вы действительно клёвый попутчик. У нас этому и без пальца верят. А вот сигнал SOS подавать не стоит: вам остановят даже те, у кого и мест в машине нет, и вряд ли они будут благодарны вам за неправильно изложенную просьбу.

Подняли руку — улыбнитесь навстречу благоприятной поездке. Привлекайте радость и удачу.

Вы можете сориентировать водителя табличкой с указанием места, куда добираетесь. Это работает, но, увы, не всегда. Однажды дальнобойщик мне признался: «Только из-за таблички тебя и подобрал. А сначала не за ту принял». Вот поэтому ручка всегда со мной. А картонки в пути находятся.

Иногда, правда, табличка, особенно, если на ней вместо названия города указан код региона, вводит людей в заблуждение. Оказывается, далеко не все водители знают эти самые коды и не догадываются, что цифры у вас на листочке — это город, а не возраст.

Водитель должен внушать вам доверие и симпатию — это залог удачной поездки. Если вам трудно составить впечатление за секунду, пока водитель распахивает перед вами окна и двери своей «ласточки», поговорите с ним подольше (не полчаса, разумеется) — за это вас никто не накажет.

Как показывает практика, есть такие места, в которых автостоп даётся тяжело. Это не обязательно город или целый регион — это может быть всего лишь километровый участок дороги. Если, простояв там полчасика, вы никого не остановили, смело можете перебираться дальше. При этом старайтесь передвигаться по трассе с соблюдением правил безопасности: на расстоянии не менее метра от полосы и желательно навстречу движению.

Что сказать, ну что сказать?

Выясните маршрут и почувствуйте настроение вашего собеседника. Доверьтесь интуиции. Если по какой-то причине водитель вам не понравился или внушил беспокойство, лучше откажитесь от поездки.

Что же сказать водителю, чтобы установить контакт и сообщить намерение бесплатно доставить вас в нужную точку?

Во-первых, поздороваться. Во-вторых, назвать свой маршрут (кроме случаев, когда вы едете из Москвы в Улан-Батор, и у деревни Гадюкино вам останавливает трактор). Заветное «без денег» лучше не говорить, но дать понять, что вы — бюджетный путешественник, можно и нужно. Например, так:

— Добрый день! Я в Китай еду, до Астаны не подбросите? (или: подвезите, куда сможете).

Молодые люди могут использовать выражения, сокращающие дистанцию:

— Отец (брат), до Казани не подбросишь?

Как правило, новоиспечённые родственники не отказывают.

Некоторые водители, особенно на легковых автомобилях, тем паче с женой на соседнем сиденье, могут всё-таки уточнить насчёт стоимости. В таких случаях не стоит вводить человека в заблуждение. Если вам отказали, не печальтесь — ваш водитель едет сзади.

Но бывает, что скромная сумма, заплаченная за подвоз, существенно меняет ваше положение. Ведь не секрет, что есть места, где никто не «клюёт». Платить водителю сейчас или ждать его более щедрого коллегу — решать вам. В Китай вы всё равно доберётесь — это лишь вопрос времени.

Тачки

И коротко о машинах. Логично предположить, что покрывать дальние расстояния лучше (и комфортнее) всего на фурах с уютными спальниками. Впрочем, некоторые стопщики предпочитают легковые автомобили, которые едут ближе, но быстрее и, в отличие от дальнобойщиков, чаще подбирают путешественников мужского пола. Тут уж каждому своё.

Я однажды недалеко от Тбилиси поймала легковушку до Саратова, но пришлось из неё выйти, т. к. водитель не спал предыдущую ночь и не планировал спать следующую, а безопасность на дороге превыше всего.

Если вам останавливает хлебовоз, молоковоз или почтовый фургон, приготовьтесь, что всю дорогу он будет заезжать по разным точкам и не увезёт вас далеко. То же касается маршруток, с которыми также можно договориться бесплатно, и тракторов вкупе с асфальтоукладчиками.

Не забывайте смотреть на код региона, хотя и тут возможны несовпадения: сам водила живёт в Москве, номера ростовские, сажает вас в Грузии и едет в Новосибирск.

Полночь за окном непроглядная — где ночевать?

За разговором время пролетело незаметно, водитель доехал до нужного места, а вы оказались лицом к лицу с ночью. И тишина. И мёртвые с косами... Но не будем о грустном.

Чтобы этого избежать, давайте разберёмся, где можно ночевать во время автостопных приключений.

На этот вопрос я бы ответила коротко — везде.

Но обо всём по порядку.

Давайте разделим ночлег на цивилизованный и дикий. К цивилизованному я бы отнесла гостиницы, хостелы, вписки и остановки у случайно попавшихся под руку добрых людей.

Под определение дикого ночлега попадает всё остальное: палатка в поле, аэропорты, вокзалы, придорожные кафе и другие места, которые находятся за неимением лучшего.

Хостелы и гостиницы

Итак, гостиницы и хостелы. Вы можете забронировать их заранее, а можете заселиться внезапно. В любом случае, если вы едете в незнакомый город, наличие таких учреждений лучше уточнить заранее. Кстати, если в букинге значится отсутствие свободных мест в понравившемся отельчике, знайте, что это не всегда так. Просто отели не все свободные номера вносят в букинг. За это готова поручиться.

Кто сам просился на ночлег, скорей поймёт другого

Если ночёвка за деньги никоим образом не входит в ваши планы, попробуйте найти ночлег при помощи каучсёрфинга. Там, чаще всего, зарегистрированы такие же путешественники, как и вы, поэтому есть шанс найти тёплое местечко. Как говорится, «кто сам просился на ночлег, скорей поймёт другого».

Можете воспользоваться непосредственно самим сайтом couchsurfing.com , а можете использовать группы ВКонтакте: КАУЧсерфинг и Путешествия и Каучсерфинг, попутчики, путешественники .

В некоторых группах есть перечни вписок, например, ТУТ , но поиск не очень удобен, т. к. предложения не рассортированы по регионам и городам. Удобнее искать вписку в группе АВП , т. к. тут, с этой точки зрения, всё продумано.

Случайное везение

Бывает и так, что случайно встреченные люди, узнав о вашем статусе бюджетного путешественника, зовут к себе в гости. Меня звали неоднократно, но ночевать не приходилось ни разу: либо я понимала, что сегодня целесообразнее продвинуться дальше по пути, либо мне, как девушке, было немного страшно оставаться. Но, если вас эти факторы не смущают, почему бы и нет?

Подари мне рассвет у зелёной палатки

Если вы продвигаетесь со своей палаткой, отсутствие гостеприимных хозяев не должно вас смущать. Тщательнее выбирайте места для ночёвки. Опытные путешественники предпочитают ночевать подальше от населённых пунктов, в скрытом от глаз месте (например, в лесу).

Если ночь застала недалеко от посёлка, можно удалиться с рассветом, чтобы не привлекать лишнего внимания. Подыщите себе место, защищённое от сильного ветра, так будет не только теплее вам, но и лучше вашему костру.

Из соображений гигиены, удобнее разбивать лагерь вблизи источника воды. Однако, летом вблизи водоёмов, в высокой траве и в кустах живёт очень много комаров — учтите и этот фактор.

Вокзалы и аэропорты

Очевидные плюсы подобного пристанища:

  • Вы никогда не проспите нужное время отправления.
  • Как правило, в заведении имеется кафе.
  • Не так страшно, как на обочине трассы (как правило).
  • Вы вообще вряд ли поспите, если, конечно, за плечами у вас нет десятка бессонных ночей.
  • Если вы всё-таки заснёте, вас могут обворовать. Спрячьте все ценности во внутренние карманы одежды.
  • Железнодорожные вокзалы и, тем более, аэропорты имеются не во всех городах. Автовокзалы могут закрываться на ночь.

Солдат спит — фура идёт

Ночёвка в едущей машине — одно из самых действенных средств сократить километраж и совместить приятное с полезным. Если, конечно, вы не боитесь, что водитель уснёт за рулём. Если же боитесь — будьте добры, запаситесь интересными историями на несколько часов вперёд. Иногда этого требует сам хозяин фуры, и он прав: за удовольствие нужно платить.

Выспитесь утром в следующей фуре.

Если же автомобиль встал на ночёвку, водитель, скорее всего, подыщет тёплое местечко и для вас. Но, если вы — девушка, сразу обозначьте границы дозволенного, .

Прочие интересные неожиданности

За 10 лет автостопа мне приходилось ночевать и в фурах, и в аэропорту, и на железнодорожном и автовокзале, и даже на заправке. Конечно, на заправке мы не спали, а танцевали всю ночь под музыку из ближайшего кафе (до сих пор под песни «Чи-Ли» вспоминаю ростовскую АЗС). В это кафе мы заходили перекусить, но ничего, кроме чая с дорогой шоколадкой, не нашли. Возможно, с далёкого 2007 года у них что-то изменилось в лучшую сторону.

Создавая эту статью, я опросила друзей, знакомых и незнакомых, в каком самом необычном месте ночевали они. И спешу вас обрадовать: список мест, которые человек может облюбовать в качестве ночлега, оказался крайне широк.

Опытные люди ночевали в мечети, на лавочке в сквере (это было в Стамбуле, причём не только в передаче «Орел и решка»), в душе и туалете магазина (Испания), на кладбище (не заметили ночью — круто, да?), посередине конской тропы (а утром лошади пришли и разбудили).

В качестве пристанища может сойти даже крыльцо магазина: один респондент притулился под его ступеньками. Так что ищите и обрящете!

Счастливого пути!

Если у вас есть большое желание путешествовать, но бюджет не позволяет, откройте для себя мир автостопа. Такая поездка — больше, чем преодоление большого расстояния с минимальными затратами. Она заставляет взглянуть по-другому на мир, расширить свои горизонты. Вы сможете познакомиться с новыми людьми, ощутить всю полноту жизни и, что тоже неплохо, сэкономить.

Автостоп по России — то, с чего можно начать. В путешествии по нашей стране вам не потребуется знание иностранного языка, виза, морока с обменом денег и смелость (ведь путешествие за границу с минимальным бюджетом и неизвестным человеком на водительском сидении — несколько рискованное действие, на первый взгляд). Поэтому мы сейчас поговорим об автостопе по России: как решиться и не попасть впросак.

Особенности российского автостопа

Вопреки сложившемуся стереотипу о хамоватых российских водителях, которые будут покрывать эпитетами твою манеру вождения до того момента, пока ты не скроешься за горизонтом, с пассажирами они милейшие люди. Как ни странно, большинство автостопщиков утверждает, что в России одни из самых доброжелательных водителей во всем мире. Они с радостью возьмут вас с собой в дорогу в качестве хорошего собеседника. Водители на фурах относятся к автостопщикам с добром, они всегда вас накормят и могут предложить деньги. Лучше стойте в том месте, где машине будет легче остановиться, тогда вам не придется долго ждать.

Роман Бут-Гусаим практикует путешествия на попутках уже в течение трех лет. Он начинал с поездок автостопом в ближайшие российские города, а потом это переросло в преодоление масштабных маршрутов. Так, например, он добирался до Атлантического океана, путешествовал по европейским странам.

«Для поездки на попутках вы должны быть одеты соответствующе. Главное — опрятный внешний вид. Всегда старайтесь выглядеть хорошо. Одежда яркого цвета и, конечно же, за плечами должен быть рюкзак, чтобы водитель смог понять, что вы автостопщик».

Что нужно взять с собой в поездку

Документы

Собираем документы в путешествие по России.

  • паспорт. Это один из самых важных документов, который вам обязательно понадобится в поездке;
  • медицинский полис. В случае проблем со здоровьем этот документ поможет вам в любом городе без проблем обратиться в больницу;
  • если вы собираетесь арендовать автомобиль или мотоцикл, то вам понадобятся водительские права;
  • сделайте на всякий случай копии документов, желательно цветные.

Рюкзак

Самая главная вещь автостопщика — это рюкзак! Он должен быть очень удобным, небольшого размера, практичным, желательно непромокаемым. С ним должно быть комфортно в путешествии.

  • теплая вещь должна быть обязательно в рюкзаке автостопщика не зависимо от того, в какое время года вы отправляетесь путешествовать;
  • штаны берите со множеством карманов. Они пригодятся для хранения важных документов и мелких вещей;
  • обязательно захватите дождевик. Зонтик тяжелый, займет много места и может сломаться в плотно набитом рюкзаке. Преимущества дождевика в путешествии очевидны, а осадки часто застают во время поездки;
  • возьмите с собой необходимые таблетки, так как на дороге редко встречаются аптеки;
  • машины не всегда будут сразу останавливаться, вам предстоит преодолевать большие расстояния пешком. Наденьте удобную обувь. Если она новая, то перед поездкой обязательно нужно ее разносить;
  • соберите необходимые вещи в косметичку. Шампунь, пасту, мыло лучше брать в маленьких баночках и потом докупить;
  • телефон и фотоаппарат пригодятся вам в поездке. Необходимо взять зарядки. Гаджеты можно зарядить в машине, общественных местах или же в гостях. Обязательно нужно захватить несколько запасных аккумуляторов в дорогу;
  • деньги играют очень важную роль в поездке. Нет определенной суммы, которую нужно брать с собой. Все зависит от растрат человека. Можно лишний раз перестраховаться, оставив деньги своим близким. В случае чего, они смогли бы перевести их вам на карту.

Роман Бут-Гусаим, автостопщик:

«В путешествие автостопом не стоит брать большое количество вещей. Тяжелый багаж будет создавать дискомфорт. Возьмите только самое необходимое, именно то, что вам понадобится. Поверьте, шампунь и очередную футболку вы всегда сможете купить» .

Как избежать опасности в поездке автостопом


  1. Чтобы не разочароваться в поездке, тщательно выбирайте место, где будете стопить машину. Думайте, где бы вы остановились на месте водителя. Если машины проезжают мимо больше 5-10 минут, то вам нужно пройти чуть дальше. Не нужно стопить на остановках общественного транспорта, так как водитель подумает, что вы ждете автобус.
  2. Стоящие вещи лучше прятать по карманам. Так в случае опасности они будут при себе.
  3. Девушка автостопщица будет в большей безопасности, если возьмет с собой мужчину.
  4. Лучшее время для автостопа в 5-6 утра, водитель в это время подвезет вас без проблем.

Роман Бут-Гусаим, автостопщик:

«В поездке автостопом не можешь быть полностью защищенным. На опасность должна быть реакция. Если чувствуешь малейший страх, возникают проблемы с человеком или что-то еще — попроси остановить водителя и совсем не важно, в каком месте».

Как начать путешествовать новичку


Путешествие автостопом - не прогулка по парку. К поездке нужно качественно подготовиться. Начните тренироваться: выполняйте физические нагрузки, бегайте, занимайтесь кардио, больше ходите. Испытайте себя на прочность, пытайтесь меньше кушать, попробуйте поголодать (в поездке может случиться всякое, к этому нужно быть готовым). Освойте технику самообороны, запишитесь в секцию или тренируйтесь сами. Проводите больше времени на свежем воздухе, гуляйте в любую погоду. Купите себе прочный рюкзак и запаситесь удобной обувью.

Как только вы приведете себя в хорошую физическую форму и станете выносливей, выберите город, который хотите посетить. Начинайте свой путь с малого. Для первой поездки найдите опытного человека в этом деле, который мог бы отправиться с вами в дорогу. Как только вы прочувствуете все тонкости автостопа, попробуйте начать путешествовать одни и постепенно расширяйте свои границы.

Роман Бут-Гусаим, автостопщик:

«Чтобы отправиться в путешествие, не нужно выстраивать определенный маршрут поездки. Можно объездить всю Россию абсолютно бесплатно, познакомиться с удивительными людьми, увидеть страну по-настоящему, сравнить жизнь разных областей. Автостоп — это приключение. Вы не знаете, что вас ждет на дороге. Рассчитывать тщательно маршрут нет смысла. Следует просто слушать себя и спрашивать: куда я хочу именно сейчас? И начинать действовать. Когда человек составляет маршрут, он сам создает определенные рамки в путешествии, а это исключает ощущение свободы. Не бойтесь преград, стоящих на пути!»

Общественный транспорт или автостоп


Общественный транспорт конкретен в расписании. Когда вы ограничены во времени, лучше использовать его. Но на нем вы можете ехать дольше, заплатив большую сумму денег.

Если вы в свободном полете, насладитесь поездкой автостопом. Путешествуйте с разными людьми, делитесь своими историями, узнавайте новое. В поездке на попутках вы откроете для себя много интересного абсолютно бесплатно!

Если вдруг на трассе нет попутных машин, не раздумывая, садитесь на общественный транспорт. Дорожите временем и своим эмоциональным состоянием.

Плюсы и минусы путешествия автостопом

Минусы

  1. Нет никакой гарантии, что вы будете в полной безопасности.
  2. Во время поездки вы можете заболеть, потому что часто приходится стоять на дороге при любой погоде.
  3. После первой поездки у вас может быть стресс.
  4. Не всегда удается с первого раза определить хорошего водителя. В поездке попадаются люди, которые делятся своими проблемами, что может повлиять на настроение.

Плюсы

  1. Вы знакомитесь с новыми людьми, развиваетесь в общении. В поездке автостопом вы узнаете массу всего интересного. Сможете увидеть то, что никогда бы не увидели при обычном путешествии на общественном транспорте.
  2. В путешествии автостопом вы не потратите большую сумму денег на дорогу. Крайне редко случается, когда водитель просит плату за проезд.
  3. Во многих случаях поездка на попутках может сэкономить ваше время и вы намного быстрее доберетесь до места назначения.
  4. Автостоп — это возможность завести новых знакомых и друзей по всей стране (и, в дальнейшем, по всему миру).

И не нарваться на неприятности.

В закладки

В рубрике «Инструкция» TJ рассказывает о том, как подступиться к занятиям, которые в теории вызывают интерес у многих, но на практике порождают много вопросов. В новом материале речь пойдёт о самом бюджетном, но при этом рискованном способе путешествовать, который актуален круглый год.

Что такое автостоп и кто им занимается

Автостоп - это бесплатное движение на попутном транспорте с согласия водителя. В широком смысле слова это не движение, сформировавшее вокруг себя субкультуру, а способ познавать мир и свободно по нему передвигаться, не ограничивая себя стандартными методами путешествий.

Бытует мнение, что автостопом занимаются в основном неформалы. На самом же деле голосующие могут быть разными. Есть действительно специфические ребята, есть профессиональные автостопщики (члены автостопных клубов), любители и те, кто вынужденно оказывается в ситуации, когда нужно добираться на попутках.

Клубы, сообщества, гонки

В России есть организованное движение автостопа, в которое входит несколько разных школ, различающихся не столько по территориальному признаку, сколько по подходу к путешествиям с научной точки зрения.

Первая и самая популярная школа - Петербургская лига автостопа - была основана путешественником Алексеем Воровым, который проехал автостопом больше миллиона километров. Члены этого клуба путешествуют в узнаваемых жёлтых комбинезонах и увлекаются автостопными гонками. Первая организованное сообщество автостопщиков в Москве - это Московская Школа автостопа. Его организовал известный путешественник Валерий Шанин. Одна из самых увлечённых научным подходом к автостопу и систематизации знаний о нем - Академия Вольных путешествий . Её лидер - Антон Кротов.

Есть много клубов и в регионах. Автостопщики в клубах часто тусуются вместе, ездят в путешествия группами, организовывают выезды на природу и гонки. Гонки - это соревнования автостопщиков. Участники гонок едут в команде или по одному заявленному маршруту. Побеждают те, кто доберется до конечного пункта быстрее.

Как подготовиться к самостоятельному путешествию

Перед тем, как отправляться в поездку автостопом, почитайте о способах путешествовать, найдите советы в книгах и , вдохновитесь художественными книгами («В дороге») и фильмами («Дикая», «В диких условиях»), пообщайтесь с опытными автостопщиками. Попробуйте найти себе напарника для путешествия, с ним ездить будет безопаснее и веселее.

Путешествуйте в удобной одежде и обуви. Берите с собой тёплые вещи в любое время года. Некоторые автостопщики советуют выбирать одежду ярких цветов (жёлтый, оранжевый), чтобы быть более заметными на трассе. Если вы собираетесь стопить в тёмное время суток, берите светоотражающие полоски и фонарик. Для вещей лучше всего подойдёт компактный рюкзак.

Возьмите с собой деньги и документы, нужные вам гаджеты, а также сменную одежду, средства гигиены, немного еды и спальник.

Маршрут и дороги

Всем автостопщикам полезно иметь при себе атлас автомобильных дорог. Не стоит рассчитывать только на мобильные приложения, указатели и собственные знания. Бумажный атлас помогает ориентироваться и менять маршрут по ситуации.

Для путешествия автостопом важно заранее определить маршрут, выбрать крупные города-ориентиры и промежуточные пункты с возможностью для манёвров.

При подготовке маршрута важно учитывать не только свой изначальный план, но и то, какие дороги соединяют интересные вам города. Опытные путешественники говорят, что самый короткий маршрут - необязательно самый быстрый. Обращайте внимание на типы автодорог.

  • М - магистральные дороги федерального назначения, соединяющие Москву и крупные города. Это хорошие асфальтированные дороги с большим потоком машин. На них несложно уехать, но некоторая сложность заключается в большой скорости движущегося транспорта.
  • ​А - автомобильные дороги федерального или регионального назначения. Эти дороги похуже магистральных. Они тоже асфальтированные, но поток машин меньше. Тем не менее автостоп вполне возможен.
  • Р - региональные дороги. На деле такая дорога может оказаться как более или менее приличной, с асфальтом или насыпью, так и грунтовкой и даже зимником, где стопить почти нереально.
  • К, Н - дороги местного назначения. Такая дорога может в реальности быть получше иной федеральной, а может выйти так, что этой дороги не будет вообще. Не зная дорогу, не стоит планировать по ней маршрут.

В городе стопить гораздо сложнее. Перед вами часто будут останавливаться таксисты, и даже обычные водители cтанут просить деньги. Поэтому начинайте стопить на выезде.

Один из важнейших моментов в автостопе - это удобная позиция, где водителю будет удобно остановиться. Такие попадаются нечасто, так что ради них не жаль пройти несколько километров пешком, но зато быстрее уехать.

Самые неподходящие и нелогичные для голосования места - на мосту, на эстакаде, в тоннеле, в зоне действия знака «остановка запрещена», на крутом подъёме или спуске и в черте населённого пункта, а также на автобусной остановке (водители машин будут думать, что вы ждёте автобус).

На трассе есть и некоторые особенные точки, с которыми связано снижение скорости или смена направления движения. Это посты ДПС, границы и таможни, перекрёстки и разветвления дороги, железнодорожные переезды, большие дефекты покрытия, светофоры. Позиции перед такими точками очень неудачные, а вот через 20-30 метров после них вероятность остановить машину заметно увеличивается. Если таких точек много, то лучше стать за последней из них. Также удобно голосовать на изгибах трассы, где водители притормаживают.

Хорошая штука для старта автостопного маршрута - так называемая «волна». Это большой поток машин, движущийся из города. Наиболее ярко выражена утренняя «волна» между 7 и 9 утра. Чуть менее заметна вечерняя, в 18-20 часов (при этом вечером многие машины едут в пригород).

С часа ночи до пяти утра количество машин заметно сокращается, но движение всё ещё возможно, если вы выглядите приметно и запаслись фонарём и светоотражающими полосками.

Как правильно голосовать

Многие начинающие автостопщики очень переживают из-за того, как правильно голосовать и держать руку. Некоторые, подражая героям европейских фильмов, поднимают её большим пальцем вверх, другие просто держат руку параллельно земле.

В Европе действительно принято голосовать с большим пальцем вверх. Этот жест записывает вас в ряды автостопщиков. А вот в России делать так совершенно необязательно. Голосуйте как хотите, но помните, что жест должен быть энергичным и уверенным. Не машите рукой, не голосуйте стоя вполоборота, боком или спиной.

Многие автостопщики советуют не стопить всех подряд, а выбирать конкретную машину, которая, по вашим ощущениям, должна остановиться, стопить именно её, смотреть водителю в глаза и надеяться на успех.

Ещё на Западе часто голосуют с табличками. Так делают и у нас. Часто это помогает уехать, потому что водители видят название родного населённого пункта или места, куда едут сами, и понимают, что им с человеком точно по пути. Но не стоит сразу указывать слишком далёкий город. Если вы голосуете под Москвой, не пишите, что собираетесь в Хабаровск - это может отпугнуть водителя.

Как общаться с водителями и вести себя в дороге

Перед тем, как сесть в машину, лучше сразу договориться с водителем обо всех условиях. Расскажите в двух словах, куда вы едете, попросите подвезти. Можно сразу назвать конечный пункт, но добавить, что будете рады просто проехать в ту сторону. Сразу предупредите, что вы путешествуете автостопом (без денег).

Некоторые водители берут к себе автостопщиков в надежде, что те развлекут беседой или отгонят сон. С самого начала попробуйте завязать небольшой разговор: расскажите немного о том, куда и зачем едете, расспросите водителя о местах, по которым путешествуете.

Если водителю нужна помощь, постарайтесь ему помочь: поделитесь лекарствами, едой, полезными вещами, помогите поменять пробитое колесо.

Питание и ночлег

Лучше всего возить с собой небольшой запас продуктов и воды. Это могут быть любые снеки и нескоропортящиеся продукты. Но если вы путешествуете не в глуши, то можете покупать в дорогу всё, что привыкли есть дома. Для путешествий в холодное время года берите с собой горелку с газовым баллоном, чтобы всегда можно было обеспечить себя чаем и горячей пищей.

В городах автостопщики часто ищут вписки. Современный способ вписываться к незнакомым людям в других городах - каучсёрфинг через сайт , где многие люди готовы приютить вас совершенно бесплатно, а часто ещё и показать город.

Как обезопасить себя

В дороге важно мыслить здраво, всё время анализировать ситуацию и придерживаться простых правил безопасности.

  • ​Самая большая опасность в автостопе, как и вообще на дороге, - это авария. Старайтесь не садиться в машину к лихим водителям и пристегивайтесь на переднем сидении.
  • Не спите ночью в машине.
  • Будьте осторожны, если водитель начинает засыпать. Развлеките его беседой, предложите остановиться на некоторое время.
  • Не садитесь в машину к пьяным водителям и сами старайтесь оставаться трезвым.
  • С осторожностью относитесь к тому, что водитель подсаживает других людей по пути.
  • Не возите с собой оружие, но продумайте, что из ваших вещей может на всякий случай служить средством самообороны.
  • Если вы девушка, несколько раз подумайте, действительно ли вы готовы ездить одна и, если что, сама себя защищать. Одевайтесь скромно, чтобы вас не спутали с другими девушками на дороге.
  • Доверяйте своим предчувствиям. Если вам кажется, что не стоит садиться в машину или вы чувствуете, что нужно из неё выйти, сделайте это и поблагодарите водителя.
  • Предупреждайте близких людей о поездке и её примерном маршруте, старайтесь связываться с ними в пути.
  • Возите с собой документы и немного денег. Лучше также взять в дорогу необходимые лекарства.

Как стартовать уже завтра

Достоинство автостопа в том, что таким способом можно начать путешествовать хоть завтра, потому что для этого не нужно покупать билеты, бронировать гостиницы и иметь много денег. Нужно лишь свободное время.

В первый раз лучше путешествовать в тёплое время года и выбирать короткий маршрут по оживлённой трассе (150-200 километров). Будет удобно, если обратно можно вернуться на электричке.

Предупредите близких людей о том, куда вы направляетесь. Оденьтесь удобно, возьмите с собой небольшой рюкзак, положите туда карту, гаджеты, документы, деньги и немного еды. Примерно в 7 утра встаньте на выезде из города в интересующем вас направлении. Выберите правильную позицию и начинайте уверенно голосовать. Когда остановится ваша первая машина, вы поверите в то, что автостоп существует и теперь вы тоже можете свободно путешествовать таким образом.

Ей 20 лет, но за её спиной уже вся Европа. Полина Ермолаева знает, как отдохнуть почти бесплатно. И прежде чем отправиться покорять очередной континент - на этот раз Латин­скую Америку, - она поделилась с «АиФ» своим опытом.

Не переношу туристических агентов. Они заранее рассказывают, как пройдёт мой отдых, что я буду делать, куда поеду на экскурсию. А я хочу ехать куда глаза глядят, оставаться на месте, пока сама не захочу уехать. Так и получилось, что автостопом я объехала 14 европейских стран.

Удачное место - полдела

Мои путешествия начинались в небольшом бельгийском городке Малине, что в 30 км от Брюсселя. Выезд из города идеально подходил для автостопа: после светофора машины ещё не успели разогнаться, у водителей широкий обзор, так что не заметить меня почти невозможно, а на обочине - пустующие парковочные места, поэтому остановиться можно без нарушения ПДД.

В этот раз вечером я рассчитывала быть уже в 700 км отсюда - во французском Дижоне. Амбициозный план! У меня было несколько преимуществ: я девушка, я одна, со мной только маленький рюкзачок: спальник, ноутбук и пара запасных маек - а что ещё надо? Три минуты ожидания - и я уже в машине.

«Как вы допустили, что Медведев изменил Конституцию, увеличив срок полномочий президента до 6 лет? А оппозиция у вас какая-то беспомощная: Касьянов, Лимонов и Навальный - кто ещё?» Я слушала, открыв рот. Удивительно, сколько этот молодой парень в драных и засаленных джинсах знает о российской политике.

Важный элемент путешествий автостопом - беседы с водителем. Слышала когда-то шутку, что, если разговор не вяжется, нужно посмотреть в окно и сказать: «Ох, до чего страну довели!..», и тема беседы на ближайшую пару часов обеспечена. Правда, эта фраза срабатывает скорее в России. Я её несколько деформировала: «Ох, хорошо у вас, а в России…»

В Брюсселе молодой человек высадил меня у въезда на автостраду в сторону Люксембурга. Попросил не садиться в машины к туркам, марокканцам, чернокожим и прочим представителям национальных меньшинств Бельгии и вообще быть аккуратной.

«Обязательно, обязательно!» - ответила я и через две минуты уже ехала в машине с турком. Не могу сказать, что подозрений совсем не было. Меня подвела обманчивость очков - уж очень он интеллигентно в них выглядел.

Тебе не страшно так кататься?

Страшно. Но в принципе жить страшно.

А плохие люди не попадаются?

Пока не встречала.

А я хороший человек, как ты думаешь?

Страх усилился, когда на сиденье случайно нащупала нож.

Нет, ничего не случилось. Этот турок оказался вовсе не маньяком - он посадил меня на следующую машину и уехал. Но с тех пор я сформулировала правило: если есть хоть капля подозрения к человеку, ни в коем случае нельзя пытаться погасить это ощущение.

Обручальное кольцо и иконки на торпеде - эти две детали позволяли мне хотя бы на первый взгляд судить о добропорядочности человека. Впрочем, и эти детали сомнительны. Универсального правила безопасности нет. Всё дело в случае.

Скромное предложение

По моей статистике, если девушка путешествует одна автостопом по России, интим ей предлагают 80% водителей, в Европе - не больше 3%.

Однажды во Франции остановилась машина, по-английски водитель не говорил. «Лион», - произнесла я название города. «Oui», - ответил он и начал что-то тараторить по-французски. «Я не понимаю. Вы в Лион едете?» - «Oui». И я села. Несколько секунд он молчал, видимо, обдумывая, как упростить свою речь: «Секс?» Я попросила остановить машину. Он безмолвно остановился, и я вышла.

Меня трясло от злости. «Впрочем, в России так спокойно мы, возможно, не разошлись бы», - подумала я и решила причислить эту историю к разряду «без этого не бывает».

Без веры в человеческую доброту путешествовать автостопом не стоит. Однако есть другое правило: верь, но не доверяй. Из Франции я намеревалась поехать в Швейцарию. Не рассчитав время и расстояние, оказалась на трассе, когда уже смеркалось.

Из остановившейся машины доносились звуки классической музыки.

Я в Швейцарию.

Что? Мы можем только 30 км провезти.

Немолодая пара начала расспрашивать о моём путешествии: «Ты не доедешь сегодня до Женевы. Оставайся в нашем доме, завтра мы вывезем тебя на трассу, и ты продолжишь». Но я была непреклонна.

Высаживая, повторили: «Если не найдёшь попутчиков, звони», - и дали телефон.

Полчаса бессмысленного стояния на дороге - темно, я в тёмной одежде, холодно, машины проносятся как бешеные...

В общем, всё не так.

Утром я проснулась в доме Ирен и Базиля. Казалось бы, зачем им всё это? Они выдали мне полотенце, накормили круассанами с мёдом, познакомили с подругой, которая зашла утром, покатали по своему городку и отвезли к дороге. Люди, которых я видела в первый и, видимо, в последний раз в жизни.

Зачем вы водителю?

Как правило, подбирая автостопщика, адекватные водители руководствуются следующими соображениями. Первое: им далеко ехать, хочется с кем-то поговорить. Второе: они искренне хотят помочь и посмотреть на такого «инопланетянина», как автостопщик (к слову, другие стопщики мне изредка встречались). И третье: они сами когда-то ездили автостопом.

Но в этой ситуации мотивация была другой. Мужик подобрал меня на одной из заправок. Тем для разговора было много. Но вдруг я взглянула на спидометр - 190 км/ч. «Боже, почему мы так несёмся? Мы же не в Германии, здесь лимит 110 км/ч!» - ужаснулась я. «Да вы не волнуйтесь, я коп! Вы думаете, зачем я вас посадил? Чтобы ничего с вами не случилось - в моих же интересах», - ответил он.

Кстати, о полиции. Несколько раз ко мне подъезжала машина, люди в штатском показывали ксивы, просили предоставить мои документы, спрашивали, долго ли я нахожусь именно в этой стране, когда собираюсь уехать. И, убедившись, что документы в порядке, уезжали. А если я стояла в неподходящем месте, сами везли до ближайшей заправки. Так что полиции опасаться не стоит.

Никогда кровать не бывает такой мягкой и тёплой, как после пары недель автостопа.

«Да ты сумасшедшая!», - твердят мне все, кому я рассказываю о своих путешествиях. Нет. Просто это не всем подходит.

Из подобных путешествий возвращаешься другим человеком. Автостоп - это не способ передвижения, это особое мироощущение.

Антон Кротов, президент Академии Вольных Путешествий , стаж в автостопе - 650 000 километров, более 70 стран мира.

Что взять?

Самое полезное в дороге - мозги и рюкзак. В долгих путешествиях содержимое рюкзака формируется естественным путём: что-то теряется, выбрасывается, что-то дарится, находится.

Самооборона

Никогда. Это и не требуется. Лучшее оружие - правильное поведение. Живите хорошо, и никакие газовые баллончики, пистолеты, автоматы Калашникова вам не понадобятся.

Где жить

Ищите сами: изучайте тусовки, монастыри, турклубы, общежития. Также помните, что есть заводы, котельные, пожарные части, религиозные заведения, собрания по интересам. Дружите с другими путешественниками и обменивайтесь адресами с ними. Сами почаще зовите в гости, обменивайтесь адресами на фестивалях, «Эльбах» (автостопных сборищах), на концертах.

Деньги

Ваши расходы в путешествии будут равны вашим расходам дома.

Что надеть?

Главное, чтобы было удобно. И дёшево. Пока ни разу в жизни я не по­тратил больше 600 рублей ни на один предмет своей одежды. Хотя на трассе стараюсь одеваться ярко - в жёлтую или оранжевую куртку, чтобы сразу бросаться в глаза. Некоторые используют специальный комбинезон.

Табличка с названием города

Таблички используют преимущественно в Европе, а так голосуют рукой. Особо странно было бы голосовать табличкой где-нибудь в Буркина-Фасо, где лишь 18% взрослых знают, что такое буквы. В таких странах ваше белое лицо привлекает водителей лучше и эффективнее, чем табличка.

Hitchwiki.org, hitchbase.com - информация о точках, удобных для поиска попутных машин.

Сouchsurfing.org, hospitalityclub.org - сайты для поиска жилья.

Avtostops.ru - поиск попутчиков.

Avp.travel.ru - сайт Академии Вольных Путешествий.

Msha-club.ru - сайт Московской Школы Автостопа.

Guild.hike.ru - сайт Гильдии Мастеров Автостопа.

Из «АиФ. Без границ» № 30, 2012 г.

Вы когда-нибудь задумывались о том, чтобы отправиться в путешествие автостопом? Лично я - да, но каждый раз меня останавливала какая-то «веская» причина, из-за которой эту затею приходилось откладывать на неопределенное время. Несколько дней назад мне снова пришла в голову эта мысль, и я решила приблизить ее воплощение в реальность, расспросив обо всем бывалого автостопщика.

В чем преимущество путешествий автостопом

Автостоп - это приключение, а не бесплатный вид транспорта. Его главное преимущество, как и недостаток, - это полная непредсказуемость. Можно бесплатно объездить полмира, побывать в гостях у десятков потрясающих людей, увидеть страну по-настоящему, без туристических прикрас. Или просто простоять несколько часов под дождем и, так ничего и не поймав, пойти искать автобус.


Автостоп на передвижном цирке

Что нужно обязательно взять с собой

Главный инструмент автостопщика - картонка и маркер. Именно на ней удобно прикреплять листы бумаги с названием города.

Особые требования к составлению маршрута

Перемещаясь автостопом, не стоит рассчитывать, что доедете из Рима в Берлин на одной машине. Советую планировать свой маршрут так, чтобы между городами, которые вы хотите посетить, было не более 200-300 км.

Как рассчитать свое время и планировать ночлег

Ночью надо спать, а не автостопить. Именно поэтому стоит рассчитать свой маршрут так, чтобы к вечеру вы в любом случае оказались в городе. Для этого нужно предварительно найти альтернативные виды транспорта (автобусы, электрички) и переписать их расписание. Или же взять с собой палатку и спальник.

Где лучше ловить машину

Банальный совет: выбирайте место с точки зрения водителя. Подумайте, где он сможет хорошо вас разглядеть и удобно остановиться. В городе вас примут за голосующего, поэтому нужно выехать за его границу и автостопить на магистрали, которая ведет к следующему пункту назначения. Кстати, во многих европейских странах запрещено ловить машины на автобанах, поэтому можно выбирать дороги поменьше.

Как вести себя в авто

Не забывайте, что водитель подобрал вас не столько из сострадания, сколько из-за желания пообщаться. Вам наверняка придется что-то рассказывать, поэтому неплохо иметь наготове пару историй.

Чего нужно избегать

Самые яркие впечатления от путешествий автостопом

Ни одно путешествие автостопом не обходится без душевных знакомств. В Грузии мы попали на сбор урожая вина в одну кахетинскую семью, хоть нам было и не по дороге. Там нас научили делать вино и чурчхелу. А в другой кахетинской семье нас приняли, как родственников, и не выпускали 3 дня, пока мы не посмотрели все достопримечательности и не перепробовали все местные блюда. К тому же, в нагрузку нам дали пару бутылок Саперави 13-летней выдержки и нигде не позволили заплатить за себя ни копейки.

Турция запомнилась автостопом в кузове трактора, на сложенных огнетушителях…

…на диване, привязанном к багажнику, и полицейскими, которые помогали нам ловить машину.

Если вы, как и я, всю жизнь мечтали отправиться в путешествие автостопом - не бойтесь, сделайте это. Выберите дружественную и понятную страну и не ждите компании, отправляйтесь сами. Держите сердце открытым, и вас никто не обидит в пути.