Мечеть в уфе могут не достроить. Соборную мечеть в уфе достроят, как только решится вопрос с землей. Хьюстон, у нас проблемы

Арест произведен в связи с исполнением судебных решений по искам Благотворительного фонда «Урал» к ДУМ РБ. В 2016 и 2017 годах фонд начал в отношении ДУМ судебные процессы, по которым взыскал около 65 млн руб.

Как сообщил «Коммерсант-Уфа» со ссылкой на управляющего делами ДУМ РБ, приставы арестовали все счета управления, в том числе зарплатные, а также все имущество - здания, транспорт и технику.

Конфликтная ситуация длится с 2013 года, когда "Урал" стал единственным спонсором строительства новой соборной мечети «Ар-Рахим», выделив для этого 1 млрд руб. Но в 2016 году руководство фонда потребовало снизить расходы на отделку здания – в частности, заменить ставший крайне дорогим после удорожания валюты итальянский мрамор на более дешевый отечественный. Однако в ДУМ РБ это предложение отвергли.

Кроме того, фонд потребовал устранить аффилированность между ДУМ РБ, которое по сути выступает заказчиком строительства, и подрядчиком - фирмой «Алтын курай», владельцами которой являются муфтий Нурмухамет Нигматуллин, его заместитель Аюп Бибарсов и управделами ДУМ Ильдар Ишеев.

В итоге договор пожертвования был расторгнут через суд и ДУМ РБ обязали вернуть средства, потраченные на аренду участка вокруг мечети и также создание инфраструктуры.

В фонде заявляли, что опасаются вывода активов ответчика, потому что к тому времени ДУМ РБ уже успело переоформить право собственности на некоторые объекты недвижимости на свою дочернюю организацию. Тогда же Арбитражный суд Башкирии запретил отчуждать права и обязанности по договору аренды участка рядом с мечетью.

По свидетельствам предпринимателей из некоторых сельских районов Башкирии, администрации районов принуждали жертвовать на строительство многочисленных мечетей значительные для райцентров и сел суммы. «Такие были времена», - вздыхают предприниматели, и некоторые из них добавляют: «Зато порядок был, все знали, кому и сколько нужно „занести“, чтобы вопрос решился в нужную для тебя сторону».

В республике, где проживало около 40% русских, а также исповедовавшие православие чуваши, украинцы, белорусы, крещены (тюркоязычный этнос,

в.в. принявший добровольно православие) и другие народы, наблюдалась ощутимая диспропорция при возведении культовых сооружений: в 2014 году на 1060 мечетей приходилось 263 православных церкви и 38 культовых зданий иных религий и конфессий. В 2013 году, по данным руководителя совета по государственно-конфессиональным отношениям при главе республики Вячеслава Пяткова, в Башкирии возвели 46 мечетей и только три православных храма, к началу 2014 года строилось еще 139 мечетей и 34 православных храма.

Сыграло свою роль и извечное соперничество Уфы с Казанью . В 2005 году в Казани была открыта мечеть Кул-Шариф, высота минаретов которой достигает около 57 метров, центральный купол имеет высоту в 39 метр. Мечеть в Уфе, по задумке тогдашних властей Башкирии, должна была превзойти главную мечеть соседней Татарии , которую республика со времен парада суверенитетов тщетно пытается догнать и перегнать. Масштаб проекта поражал: высота минаретов составляет 74 метра, а высота купола - 46 метров, площадь - 14 тыс. кв. метров. Строить соборную мечеть власти поручили ООО ПКФ «Жилстройкомплектснаб».

Мэрия Уфы без раздумий выделила под строительство участок земли в 2,3 га. О том, что рядом с мечетью стоит здание Покровской церкви, старейшее из сохранившихся культовых сооружений Уфы, не упоминалось. Не было и разговоров о сложном рельефе и карстовых пустотах на территории, где планировалось строительство мечети. Любые попытки напомнить, что мечеть будут строить на территории, в прошлом имевшем название Покровской слободы, и пожелания выбрать для строительства какое-то другое место во времена Рахимова расценивались как «подрыв устоев», за любое несогласие с действиями рахимовского режима сомневающиеся могли поплатиться своим местом работы.

Уже тогда, в 2007 году, существовал проект застройки территории между мечетью и Покровской церковью высотными жилыми домами (коммерческой недвижимостью), причем небоскребы на проекте располагались вплотную к церкви, а домам-памятникам истории места и вовсе не отводилось, их надлежало снести. «Почему же вы тогда, в 2007-м не проявляли беспокойства?» - задается спустя годы вопрос в адрес краеведов и историков. «Многие не знали, а кто знал, считал проект чем-то не сбыточным, в те годы было много разного рода проектов, казавшихся маниловщиной, многие из ник так и не сбылись», - признаются сегодня краеведы и защитники архитектурных традиций Уфы.

Сносить и строить дома, торговать топливом и земельными участками, давать в долг руководить агентствами недвижимости и брокерами вознамерился неопределенный круг лиц, контролируемый учредителями фирмы, которыми числятся управделами ДУМ РБ Ильдар Ишеев (доля в уставном капитале 50%, или 15 тыс. рублей), председатель Нурмухамет Нигматуллин и его первый заместитель Аюп Бибарсов (оба по 25%). Создавался ли «Алтын курай» под проект коммерческой застройки, неизвестно, но виды заявленной деятельности это делать позволяли.

Сколько же в точности было собрано и потрачено средств «на мечеть», не берется сказать никто.

«В 2007 году утверждалось, что строительство мечети обойдется в 1,5 млрд рублей, через несколько лет сумма удвоилась, позже заявлялось, что с учётом благоустройства территории смета выросла до 5 миллиардов, - рассказали в экспертном сообществе LogoMarkt. - В крупных жертвователях числятся «УГМК-Холдинг» , «Уфаоргсинтез», «Башкирэнерго», «Башкирнефтепродукт», «Уфанефтехим», «Новойл», «Уфимский НПЗ», «Башнефть» , банк «Уралсиб» , на начальном этапе сумма пожертвований составила 294 млн рублей».

В 2009 году разразился скандал - выяснилось, что деньги, выделенные на строительство мечети, использовались не по назначению, часть из них была разворована. Строительство мечети было приостановлено.

«Бесследно пропало около 70 млн рублей, по тем временам значительная сумма, - вспоминает Галин. - Складывалось впечатление, что мечеть не хочет строиться на добытые таким путем средства, и дальнейшие развитие событий только усилило это впечатление».

У двух нянек

Первоначально предполагалось, что строящаяся мечеть может иметь отношение и к Центральному духовному управлению мусульман России (ЦДУМ), которым руководит муфтий Талгат Таджутдин . Именно В ЦДУМ, как писала «Комсомольская правда», в 2007 году утверждался проект мечети. Варианты названия мечети, предложенные ЦДУМ, были далеки от совершенства. Сначала предлагалось дать мечети имя Салавата Юлаева, известного предводителя одного из отрядов бунтовщика Емельяна Пугачева. У этой инициативы имелся один, но существенный минус - Юлаев не был прославлен как духовный деятель. Другое название - «Султан Мухаммед аль Муртаза» - апеллировало к имени тогдашнего главы региона и могло выглядеть как ненавязчивый подхалимаж.

В дальнейшем ЦДУМ в публикациях о строящейся мечети не фигурирует, из чего можно сделать вывод, что Муртаза Рахимов окончательно определился с выбором будущего «хозяина» новой мечети, им стало ДУМ РБ, отмечает секретарь регионального отделения ПВО в РБ Максим Божко.

Существование в Башкирии сразу двух мусульманских «центров силы» требует некоторого пояснения. В Башкирии, как и в России фактически действуют две конкурирующие организации - ЦДУМ и Духовное управление мусульман России (ДУМР), функционирующее под руководством Равиля Гайнутдина , оно же Совет муфтиев России (СРМ) в структуру которого входит и ДУМ РБ под руководством Нурмухаммеда Нигматуллина, - отметил исполнительный директор евразийского центра «Самрау» Константин Сафронов . - Не то чтобы они находились в состоянии острого конфликта, но и взаимопонимания, желания работать сообща, между двумя структурами нет».

Существование двух мусульманских центров в Башкирии, сопровождавшееся борьбой за сферы влияния, для республики не ново, нечто подобное происходило с 1917 по 1938 годы, тогда между собой конкурировали «новое» Башкирское духовное управление (БДУ) и старое ЦДУМ.

По словам религиоведа, эксперта Института национальной стратегии Раиса Сулейманова , раскол мусульманской уммы Башкирии на два муфтията, где один находится в юрисдикции Центрального духовного управления мусульман, а второй - в Совете муфтиев России, произошел в 1992 году.

«Одна из причин размежевания лежала тогда в этническом факторе: ЦДУМ воспринимался как «татарский» муфтият, а на воле подъема башкирского националистического движения 1990-х годов было стремление создать башкирский муфтият. Впрочем, на практике подобное не всегда так: например, в составе ЦДУМ есть мечети в этнически башкирских районах, как и были даже муфтии-башкиры в подчинении у председателя ЦДУМ Талгата Таджутдина, а у Нурмухаммеда Нигматуллина один из заместителей Аюп Бибарсов является этническим татарином», - утверждает собеседник агентства.

Конфликт между Талгатом Таджутдином и Нурмухаммедом Нигматуллиным, имевший место быть в начале 1990-х годов, постепенно угас к 2000-м годам: оба муфтия в Башкирии имели приблизительно одинаковое количество приходов, что, впрочем, не мешало иногда имамам, оказавшимся в немилости у одного муфтия, перебежать вместе с приходом к другому муфтию.

При этом фигуры Равиля Гайнутдина и Талгата Таджутдина в некоторой степени равнозначны, чего не скажешь о статусе Нурмухаммеда Нигматуллина.

«Очевидно, что Таджутдин имел больший авторитет: почти все иностранные и иногородние делегации чиновников, дипломатов, крупных бизнесменов старались посетить резиденцию Талгата хазрата, не считая нужным то же самое сделать по отношению к Нигматуллину, - подчеркнул эксперт. - Несмотря на подобную ситуацию, региональные власти стараются соблюдать паритет по отношению к обоим муфтиятам. Во многом именно благодаря действиям светских властей, открытых конфликтов сегодня между двумя мусульманскими централизованными организациями нет».

Центральное духовное управление мусульман России, возглавляемое Верховным муфтием Талгатом Таджуддином, объединяет по России 25 региональных муфтиятов и более 2000 мусульманских организаций, из которых на территории республики расположено 542 общин (зарегистрировано 404 и 138 без регистрации). В 1995 году в ДУМ РБ входило около 230 приходов. В 2015 году в ДУМ РБ входило уже 697 мусульманских общин, расположенных на территории республики (465 зарегистрировано и 232 без регистрации). По словам наблюдателей, число приходов под юрисдикцией ДУМ РБ растёт.

«Можно предположить, что Рахимов, видя амбициозность Равиля Гайнутдина и более сдержанную, менее активную позицию Талгата Таджутдина, сделал вывод о том, что среди мусульман России наибольшим авторитетом будет пользоваться СРМ, а среди мусульман Башкирии - ДУМ РБ, именно поэтому будущая мечеть была отдана ДУМ РБ, наиболее популярному в «башкирских» районах», - предполагает МаксимБожко. - Не исключено, что наличие в Уфе самой большой мечети способствовало бы более частым визитам в Уфу высшего руководство ДУМ России. Появление в руках ДУМ РБ самой большой мечети в Европе, каковой планируется возводимая соборная мечеть в Уфе, однозначно изменит баланс сил в пользу Нигматуллина и уменьшит влияние ЦДУМ Талгата Таджутдина, располагающегося в Уфе еще со времен Советского Союза».

Под крылом «Урала»

Окончательное закрепление мечети за ДУМ РБ не спасло строительство от злоключений.

В 2009 году ТЭК Башкирии оказался в собственности АФК «Система» , как позже выяснилось, незаконно. Средства от продажи «нефтянки» в конечном итоге обнаружились в благотворительном фонде «Урал», руководить которым стал Муртаза Рахимов. АФК совместно с Фондом целевых программ Республики Башкортостан изыскали 150 млн рублей на строительство мечети, вести которое было доверено казенному предприятию «Республиканское управление капитального строительства» (КП РБ «РУКС»). Поладить РУКС и ДУМ не смогли, строительство снова заморозилось. Мечеть «строиться не хотела».

В 2010 году кресло руководителя региона занял Рустэм Хамитов , давший понять, что «возврата к рахимовщине» не будет, вскоре началась борьба с «антихамитовской фрондой», в которую входили и входят приверженцы Рахимова, вопрос продолжения строительства мечети отодвинулся. По некоторым сведениям, фонд «Урал» предлагал свои услуги в строительстве мечети, но его предложение не было услышано, так как, по слухам, из «Белого дома» Уфы исходила негласная установка: из рук фонда ничего не брать.

В 2012 году вопрос о завершении строительства встал с новой остротой. Существуют две версии о причинах активизации строительства. По одной из них, толчком послужила встреча Хамитова и Гайнутдина в Уфе в октябре 2012 года, на которой, как утверждается на сайте ДУМР, понимался вопрос о завершении строительства мечети. По другой версии, импульсом стало поручение президента Российской Федерации от 17 июля 2012 года о мерах обеспечения эффективной организации процесса подготовки к проведению в 2015 году в Уфе заседания Совета глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества и встречи глав государств и правительств БРИКС . Приедут гости на саммиты ШОС и БРИКС, а им и показать-то нечего.

Начались переговоры с фондом Урал, Рахимов, как утверждают его почитатели, выдвинул следующие, весьма разумные и объяснимые условия: «Никаких посредников, деньги даем только напрямую и ведем строгий контроль за их расходованием».

К 2013 году было достигнуто соглашение между республиканскими властями, фондом Урал и ДУМ РБ. Заказчиком стало непосредственно Духовное управление мусульман РБ. Застройщиком выступило уже знакомое ООО «Алтын курай», принадлежащее управделами ДУМ РБ, в также председателю и его заместителю ДУМ РБ. Фактически одни и те же лица выступили и заказчиком, и подрядчиком, но тогда, в 2013-м, это мало кого смутило. О коммерческой застройке в публичном пространстве речь пока не шла, но уже тогда Нурмухаммад Нигматуллин упомянул, что ДУМ «разработан проект мусульманского комплекса, развитие проекта получило поддержку со стороны Благотворительного Фонда „Урал“, с ним знакома как администрация города Уфы, так и республиканское руководство».

Коммерция вместо духовности?

Страсти закипели через год. Как сообщало в сентябре ИА REGNUM, рассмотрев обращение ДУМ РБ от 19 июня 2014 года, с учетом протокола заседания комиссии по землепользованию и застройке Уфы мэр Уфы Ирек Ялалов постановил разрешить Духовному управлению мусульман РБ разработку проекта планировки и проекта межевания территории квартала № 588, ограниченного проспектом Салавата Юлаева, улицами Мингажева, Коммунистической до улицы Бехтерева ориентировочной площадью 20 га городских земель.

«Духовное управление мусульман Башкирии начинает работу над проектом под названием «Муслим сити», - уведомил сайт ДУМ РБ. - «Муслим сити» предполагает строительство мусульманского делового и досугового центра. На отведенной территории планируется возвести комплекс административно-офисных зданий, гостиницу, апарт-отель, работающие по исламским канонам, семейные кафе и рестораны, торговые ряды, инфраструктуру для семейного отдыха, парковую зону». Покровского храма, попадающий под территорию застройки, планировалось «отремонтировать и соединить прогулочной аллеей со строящейся новой Соборной мечетью», о памятниках истории и культуры не упоминалось.

Краеведы и общественники забили тревогу.

«По улице Коммунистической, 143 стоит интереснейший памятник истории и культуры - кирпичный дрожжевой завод Максимова, известный как «дом с кокошниками», рядом с ним деревянный дом Коноваловой-Вольфа, в котором проживал уфимский священник Федор Жилкин, несколько поодаль расположена кирпичная мельница Демидова, можно назвать еще ряд интересных построек», - перечислил авторитетный уфимский краевед и историк Павел Егоров .

В развернувшейся интернет-дискуссии противников застройки Покровской слободы называли «алармистами» и «разжигателями». «Утвержденного проекта ещё нет, нет и повода для тревоги», - обличали «алармистов» их оппоненты. «После снесения домов-памятников, как это происходит в Уфе, бить тревогу будет поздно», - возражали любители уфимской старины. Они же доказывали, что перенос домов-памятников невозможен.

Краеведы уверены: «Кирпичные дома перенести невозможно, деревянные дома в Башкирии переносить не умеют. Ходили разговоры о музее деревянного зодчества под открытым небом, который планировали создать в Уфе, кончилось все тем, что бревна от нескольких домов свалили в кучу в безлюдном месте, они там благополучно частично сгнили, частично были растащены. Да, дома памятники порой переносят - перед затоплением, например, или из обезлюдевших мест. Однако Покровскую слободу безлюдным местом не назовешь, и затапливать ее пока что не собираются. Памятники истории должны находиться на своем месте, в своем историческом окружении».

Газета «Отечество» отметила, что отказ строить высотки в других местах квартала, подальше от церкви разработчики мотивировали «карстовыми пустотами», а непоколебимость в вопросе высотности представители ДУМ РБ «объяснили честно: такие большие здания нужны им для финансового дохода, деньги пойдут на содержание территории и пропаганду ислама в регионе».

Всего через несколько дней, 6 июня, попечительский совет по возведению мечети на специальном заседании потребовал сократить расходы, а также исключить прямую финансовую заинтересованность руководителей муфтията. Было выдвинуто два требования: использовать вместо дорогого греческого мрамора аналоги подешевле, а также устранить ситуацию совмещения функций подрядчика и заказчика в одном лице. «Алтын курай», по требованию фонда «Урал», оставался застройщиком, необходимо было лишь передать доли ООО «Алтын курай» Духовному управлению мусульман РБ и назначить генеральным директором ООО «Алтын-курай» иное лицо, не являющееся должностным лицом ДУМ РБ. Руководство ДУМ РБ ответило категорическим нет - мрамор только греческий, руководство «Кураем» - прежнее.

В августе своё решающее слово сказал доселе отмалчивающийся митрополит Уфимский и Стерлитамакский Никон (Васюков): в своем письме мэру Уфы Иреку Ялалову владыка выразил несогласие с названием квартала и высказал мнение, что «развитие застроенной территории по пути, предложенному ДУМ РБ, является непродуманным и имеет чрезмерный масштаб». Особо проницательные наблюдатели отметили, что молчание по ситуации с «Муслим-сити» на месте Покровской слободы митрополит Никон нарушил после визита в Уфу патриарха Кирилла.

После этого ДУМ в спешном порядке переименовало проект в Межконфессиональный квартал мира и согласия, но мэрия отказала «Алтын кураю» в утверждении проекта, а позже в администрации заявили, что потребовали его доработать.

В августе «Урал» объявил о приостановке финансирования строительства.

Республиканские власти и долгострой

6 сентября в интервью ТАСС Рустэм Хамитов заявил, что власти Башкирии готовы поддержать строительство соборной мечети на проспекте Салавата Юлаева. По словам Главы Башкирии, еще в 2012 году власти предлагали сотрудничество благотворительному фонду «Урал», однако фонд отказался. После возникновения проблем с финансированием объекта, правительство все еще готово помочь, но соответствующего обращения пока не поступало.

21 сентября соответствующее обращение поступило. Председатель совета благотворительного фонда «Урал» Муртаза Рахимов направил письмо главе региона Рустэму Хамитову, в котором выразил надежду, что личное вмешательство Хамитова позволит устранить проблемы, возникшие с ДУМ РБ. «Требования удешевить строительство, устранить конфликт интересов и использовать средства по целевому назначению - разумные и логичные, а возведение такого крупного и значимого объекта не должно оставаться заложником интересов группы аффилированных лиц», - писал Рахимов.

Не прошло и месяца, как 3 октября на форуме «Сочи-2016» глава Башкирии Рустэм Хамитов заявил, что бюджетные средства на строительство мечети «Ар-Рахим» в Уфе направляться не будут. Заказчик строительства уфимской соборной мечети в силах завершить возведение объекта самостоятельно, без вмешательства властей республики.

Кажущаяся непоследовательность Хамитова в вопросе поддержки достройки соборной мечети обусловлена несколькими причинами.

«Потеря Уфой статуса «столицы мусульманского мира в Европейской части России и Сибири» и усилению ДУМР не только не входит в интересы главы республики Хамитова, но и противоречит им, - высказал свое мнение Максим Божко. - Кроме того, возведение в Уфе самой большой мечети в Европе повысит авторитет Рахимова в глазах жителей республики и доказательно продемонстрирует элитам Башкирии превосходство Рахимова. Выражаясь молодежным языком, Муртаза Губайдуллович покажет, «кто здесь папа». Сумма таких последствий реализации проекта создания Соборной мечети способна расшатать позиции Рустема Хамитова».

Дела судебные

В октябре в арбитраже Башкирии началось рассмотрение иска благотворительного фонда «Урал» о взыскании 64,5 млн рублей (в сумму взыскания включено 56,8 млн рублей основного долга и 7,6 млн рублей процентов за пользование чужими денежными средствами) с Духовного управления мусульман Башкирии. Помимо взыскания средств, которые, по мнению фонда, были направлены ДУМ вместо строительства мечети на выкуп у мэрии Уфы участка для коммерческого проекта, фонд потребовал расторгнуть договор благотворительности с ДУМ.

В декабре 2016 года арбитражный суд Башкирии принял решение о расторжении договора благотворительной помощи между фондом и муфтиятом, а также вменил духовному управлению вернуть спонсору 56,8 млн рублей, потраченных нецелевым образом.

«Деньги давались на строительство мечети, а не на коммерческую недвижимость», - утверждают в фонде «Урал».

ДУМ РБ от своих планов не отказалось. В феврале 2017 года «Алтын курай» потребовал от депутатов Уфы назначить повторные слушания по проекту застройки территории у новой соборной мечети Ар-рахим. Пересматривать выполненный МУП «Архитектурно-планировочное бюро Уфы» проект в ДУМ не намерены, так в МУП считают, что их проект безупречен.

В марте Апелляционный арбитражный суд Челябинска оставил в силе в отношении Духовного управления мусульман РБ о взыскании 56,8 млн рублей в пользу БФ «Урал».

Вместо заключения

Политолог Кирилл Зотов полагает, что «откровенное прожектерство в виде проекта „Муслим-сити“ получило на первом этапе излишнее и финансирование со стороны благотворительного фонда „Урал“, на чьи деньги была выкуплена земля под коммерческую застройку». Это лишний раз свидетельствует о неэффективности выбранного Муртазой Рахимова механизма аккумуляции средств, полученных от приватизации башкирского топливно-энергетического комплекса.

«Гигантский недострой - это, наверное, не то, что хотел получить Муртаза Рахимов, для которого крайне важно оставить о себе добрую память», - отметил Зотов.

Вопрос о строительстве уфимской Соборной мечети на проспекте Салавата Юлаева - болезненная тема для многих уфимцев, представляющих мусульманскую умму.

«Культовое сооружение, которое должно было стать архитектурным украшением, радующим глаз не только верующих, но и остальных жителей и гостей города, постепенно превращается в долгострой. Одна из главных причин - то, что мечеть фактически строилась на средства БФ «Урал», который в свете последних событий, связанных с судебными разбирательствами с АФК «Система», пытается переложить ответственность на правительство Башкирии. Думается, что выделение государственных средств на строительство мечети, равно как и любого другого культового сооружения, не лучшая идея в светском государстве, каковым пока еще является Россия. Строительство должно осуществляться на основе привлечения спонсорских средств, частных инвесторов, на средства благотворителей. Тем более, что многочисленные примеры, когда мечети или православные храмы восстанавливались или строились заново меценатами имеются», - считает исполнительный директор евразийского центра «Самрау» Константин Сафронов. - В ситуации с уфимской Соборной мечетью мусульманский мир мог бы действовать вместе, привлечь общие, весьма значительные ресурсы для решения этой проблемы. Однако этого пока не происходит, и ситуация в данный момент напоминает патовую».

Прозвучало мнение, что ситуация с соборной мечетью лишний раз демонстрирует всю пагубность сосредоточения ресурсов в одних руках. С одной стороны конфликта - ООО с уставным капиталом в 30 тыс. рублей и нежеланием изменить проект, сохранив несколько небольших домов, памятников истории и стремлением выжать из ситуации как можно более материальных благ. С другой стороны - аккумуляция средств от продажи ТЭК Башкирии, в строительстве которого участвовало все многонациональное население республики, в одних руках.

Личные амбиции нескольких человек взяли верх и над здравым смыслом, и над духовностью, а об интересах и чувствах рядовых уфимцев, как обычно, никто не спросил.

Скажу сразу - я вообще не особо много чего знал об исламе, пока не приехал работать в Уфу. И не так уж много знаю и сейчас. Поэтому прошу меня поправить, если что-то напишу не так. Но, в общем-то, хотел написать здесь о том, что увидел и услышал сам. Может быть, это получатся немного разрозненные мысли. Но уж так вот - просто обрывки разных впечатлений, которые оставили в памяти свой след.

Что там пишут? Что высота минаретов мечети - уже по 76,7 метра - это пока самая высокая у нас в стране. Святыней мечети станет волос пророка Мухаммеда, вместимость залов будет более 2 тыс. человек.

Что пишут там еще? Разное. Что строительство мечети было заморожено в 2009 году из-за хищения 70 млн. руб. Мне даже как-то это очень сложно понять - что можно расстащить деньги, собранные на строительство религиозной святыни. Но у нас в стране можно всё.

Недавно строительство мечети возобновилось, сейчас она растет прямо на глазах. Этим летом ее облик изменялся день ото дня.

Такой я увидел стройку этой весной.

А сейчас, за лето, уже достроены минареты.

"Позолота" теперь видна издалека.

Еще нашел сейчас в интернете макет этой мечети - какая красота нас ждет.

И уж если продолжить тему мечетей. В Уфе их много, пишут, что 18.

Из тех что видел сам - понравилась увиденная новая мечеть в Дёмском районе - к сожалению, так и не знаю ее названия.

И, естественно, одно из всеми признанных украшений города - соборная мечеть Ляля-Тюльпан. И что сейчас понял - а у меня нет своей ее фотографии, хотя проезжал мимо, естественно, большое число раз. Так, есть только одна совсем никакая на телефоне.

А что касается самих мусульман... Как пишут опять же в википедии, согласно Всероссийской переписи населения 2010 года, русские в Уфе составляют 48,9 % от населения города, татары - 28,3 %, башкиры - 17,1 %, украинцы - 1,2 %, лица других национальностей - 4,5 %.
Это, конечно, совсем не данные о религиозном вероисповедании, но хоть какая-то общая картина о соотношении в городе основных религий - христианства и ислама - их примерно поровну. Купола православных церквей чередуются с мусульманскими полумесяцами, весь город вместе отмечает то Пасху, то Уразу-Байрам. И, в общем-то, никто не видит в этом проблем. Это город, где вполне можно поучиться толерантности. Хм. Так и хочется продолжить мысль - в отличии от Украины, где братья славяне-украинцы уже воюют со славянами-русскими.

Да, кстати, в Уфе на два праздничных дня больше, чем в России - выходными днями отмечают еще праздники Курбан-байрам и Ураза-Байрам. Кроме Башкирии, это выходные еще в Татарстане, Чечне, Адыгее, Дагестане и некоторых других областях. С недавних пор - и в Крыму.

И что касается соблюдения здесь заповедей Корана. Мне трудно судить об этом, ведь я сужу скорее по признаку национальности, чем самого духа религии. Коран ведь запрещает мусульманам и курить, и употреблять алкоголь. Если честно, встречаю здесь порою подвыпивших людей всех без исключения национальностей. Но видимо, это не показатель истинной принадлежности людей к исламу. Возможно, это просто не тот круг людей.

Что касается столпов ислама - того, что из них нагляднее и мне понятнее. Это ведь намаз (ежедневная пятикратная молитва), закят (пожертвования, милостыня), пост (ураза) в месяц Рамадан и хадж в Мекку. Что видел сам здесь из этого? Сложно сказать. Опять же - видимо, не тот круг общения. Хотя мои некоторые знакомые и причисляют себя духовно к исламу, но как они говорят сами - им сложно в связи с работой выполнять намаз и держать уразу. В мечеть они ходят, но по праздничным дням, там и раздают милостыню. А совершить им хадж - не так уж дешево и просто.

А про еду - да, свинину здесь едят меньше. Для многих семей - это настоящий выполняемый устой. Что немного режет глаз - в магазинах продается много конины. А мне вот всегда жалко лошадей - таких вот, вольно скачущих по степи... Но это я так, мда.

Что еще хотел сказать, в завершении темы. О женщинах и девушках в закрытой мусульманской одежде.
Их можно здесь встретить достаточно часто - платки, длинные платья - закрыто всё, кроме лица и кистей рук. Что иногда думаю, глядя на них - наверное, это дает им какую-то внутреннюю защиту. Даже сложно объяснить, что именно имею ввиду. Но попробую. Женщина в хиджабе - это некий образ, более правильный и праведный, чем окружающий ее мир. Такой женщине нельзя ответить грубостью. Она несет в себе духовность и веру. Как-то так.

Вот, как и обещал, получились какие-то немного сбивчивые мысли. Но так вот уж вышло - ислам в Уфе - глазами её русских гостей.

В Уфе на проспекте Салавата Юлаева при финансировании Благотворительного фонда «УРАЛ» продолжается строительство Соборной мечети. Мечеть будет одной из крупнейших в Европе.

Решение о возведении мечети в Уфе было принято руководством республики еще в 2006 году. Тогда же начались строительные работы, но позже стройка была «заморожена» из-за нехватки средств. Возобновить работы стало возможным, когда решение об их финансировании принял Благотворительный фонд «УРАЛ».

Проект мечети, разработанный ЗАО ПИ «Башкиргражданпроект», является уникальным. Мечеть будет иметь четыре минарета с куполом. Высота минаретов составит 74 метра, купола - 46 метров. Эти размеры превышают только две мечети в Европе: Мечеть Сулеймание (Стамбул, Турция) и Мескита или Кóрдовская соборная мечеть (Кордова, Испания), ставшая на сегодня католическим храмом.

Элементы конструкции мечети специфичны. Например, купол, детали которого изготавливались в Волгодонске на бывшем оборонном предприятии, в разобранном виде состоит из 32 частей. Каждая секция весит около трех тон. Сборка и монтаж этих секций требуют применения особой технологии.

Мечеть будет иметь шесть этажей, два из них - под землёй. На четырех верхних этажах по проекту будут размещены молельные залы для мужчин (на 1200 человек) и женщин (400 человек), конференц-зал на 270 мест, музей ислама, халяльное кафе, помещение для омовения и библиотека. Общая площадь мечети - 12,5 тыс. кв. метров, а вместимость - более 2000 человек.

На сегодняшний день завершены общестроительные работы по основному зданию мечети. Ведутся работы по устройству монолитной части минаретов, которые планируется завершить в июне. Также выполняются работы по усилению и наружной облицовке купола, внутренней облицовке подкупольного барабана.

В начале июля планируется начать крепить на купола позолоченные пластины, что само по себе интересно. Те, кто будет проезжать по проспекту Салавата Юлаева, смогут увидеть преображение этого уникального мусульманского культового сооружения. Завершение всего комплекса работ запланировано на 2017-й год.

Пристальное внимание строительству мечети уделяет Духовное управление мусульман Республики Башкортостан. Важно не только соблюдение проектных требований, но и канонических норм ислама.

Аюп Бибарсов, первый заместитель муфтия Духовного управления мусульман РБ:

- Изначально предусматривалось, что эта мечеть станет визитной карточкой республики и ее столицы. Исходя из этого закладывалась конструкция мечети, её масштабы, чтобы она действительно была одной из самых величественных в стране. Мы выражаем огромную благодарность и искреннее человеческое спасибо Первому президенту республики, Председателю Благотворительного фонда «УРАЛ» Муртазе Губайдулловичу Рахимову, ибо он делает огромное, святое, богоугодное дело, которое останется на века. Благодаря ему было начато возведение этого храма религии, благодаря ему дело успешно продолжается. Надеемся, что в 2017 году мечеть будет открыта и станет духовным и культурным домом для мусульман и украшением республики.

Мы будем продолжать освещать ход строительства Соборной мечети в Уфе.

Долгие годы в центре Уфы стояла своя «Саграда Де Фамилия». Недостроенная мечеть на проспекте Салавата Юлаева вызывала вопросы у туристов, недоумение – у местных жителей. Как так, начали строить и не могут закончить? И вот теперь, похоже, ее судьба решена. В столице Башкирии все-таки появится крупнейшая мечеть России .

СТРОЙКА ВЕКА

Первый проект строительства появился еще в 2006 году. Инициатором выступил первый президент Башкирии Муртаза Рахимов . Предполагалось, что храм будет действительно исполинских размером – купол высотой в 46 метров и четыре минарета по 74 метра. Общая площадь здания самой мечети должна была составлять порядка 12 тысяч квадратных метров.

Помимо этого, представители религиозной конфессии намеревались устроить вокруг мечети целый город – так называемый «Межконфессиональный центр мира и согласия» с магазинами, гостиницами, необходимой для гостей инфраструктурой и аллеей. Место для строительства выбрали идеальное – при южном въезде в город. Однако даже спустя 11 лет достроенная красавица-мечеть так и не смогла встретить путников.

Строительство объекта несколько раз замораживали. Причем происходило это по вполне объективным причинам. С самого начала финансирование проекта велось из внебюджетных источников – говоря простым языком, деньги строителям давали неравнодушные жители. Логично, что львиная доля средств поступила от представителей бизнеса. Логично, что со временем меценатов заинтересовало, как именно расходуются финансы, которых к 2008 году собрали около 300 миллионов. По результатам проверки контрольно-счетной палаты выяснилось, что почти половину средств потратили благоустройство территории, выходящей за пределы отмеченной для строительства. Тогда стройку заморозили в первый раз.

В 2013 году за дело решил взяться первый Президент Башкирии Муртаза Рахимов. Тогда представители политической элиты заявили, что благотворительный фонд «Урал » готов оказать поддержку. По данным фонда, за два года на строительство они пожертвовали около 1,5 миллиарда рублей.

В 2015 году благотворительный фонд «Урал» вынужден был приостановить финансирование из-за разногласий. Примечательно, что власти республики негласно поддерживали строительство мечети, вот только финансовую помощь в достаточном размере регион так и не оказал.

НОВАЯ НАДЕЖДА

В 2017 году в Уфе внезапно объявился Сергей Веремеенко . Олигарх, участвовавший в гонке за кресло Президента республики, весьма явно намекнул, что хочет проспонсировать строительство мечети. Для этого меценат даже создал специальный фонд «Имэн кала». Вот только дальше юридической волокиты дело почему-то не зашло.

В конце 2018 года в долгой истории появился еще один поворот. На этот раз о возобновлении финансирования стройки вновь заговорили в благотворительном фонде «Урал».

Сейчас при содействии врио главы Башкирии Радия Хабирова рассматривается продолжение строительство мечети «Ар-Рахим» в Уфе. Совет благотворительного фонда принял решение о возобновлении поддержки строительства. С ноября 2018 года мы начнем выделение средств, - сообщили в организации.

Остается неизвестным, что могло заставить руководство фонда так резко изменить финансовую политику. Вполне вероятно, что свою роль сыграло возвращение в республику Радия Хаиброва. Врио главы Башкирии в первый же рабочий день провел встречу с Муртазой Рахимовым, на которой пообещал достроить мечеть «Ар-Рахим».

Любопытно, что в связи с новыми условиями, меценаты «кардинально сократят финансирование других направлений работы благотворительного фонда – здравоохранение, образование, социальная и другие».