Гыз галасы. Легенды девичьей башни. Для чего была построена

September 16th, 2018

Главным символом города Баку несомненно является знаменитая Девичья башня (Гыз Галасы). Поэтому рассказ об Азербайджане и его столице я решил начать именно с описания этого сооружения. За долгую историю своего существования Девичья башня обросла множеством слухов, легенд и домыслов, которые уже, к сожалению, смогли внедриться и в научную среду, тем самым превратив в полный хаос любые представления о данном интересном строении и истории возникновения самого города Баку. На данный момент считается (прежде всего в самом Азербайджане), что Гыз Галасы могла каким-то образом существовать до возникновения самого города. Тем самым она признается древнейшим сооружением в Баку, а по некоторым суждениям и вообще в Азербайджане.

Поэтому, я решил собрать наиболее достоверные сведения о данном объекте и попробовать разгадать хотя бы некоторые тайны Девичьей башни.

Итак, Гыз галасы находится в Старом городе Баку (Ичери-Шехер) на возвышенности в прибрежной зоне. В настоящее время расстояние от Каспийского моря до основания башни составляет 220 метров. В разные времена это расстояние менялось, так как уровень Каспия нестабилен. Были времена, когда море подходило непосредственно к Девичьей башне, или наоборот, отступало очень далеко. Высота башни 29 метров, диаметр 16,5 метров. Башня имеет невероятно мощные стены, ширина которых у основания 5 метров и 4 метра наверху.
Башня имеет по всей свой высоте каменный выступ, обращенный в сторону моря, около 10 метров длинной. Во многом именно этот выступ придает башне львиную долю ее загадочности. Ибо сооружений подобной формы больше нигде в мире не существует.

Время возведения башни до сих пор не установлено, также как считается неизвестным ее назначение. За пределами Азербайджана распространено мнение, что башня была возведена в XII веке и является оборонительным сооружением с функциями маяка и наблюдательной вышки. В самом Азербайджане многие исследователи видят в башне - обсерваторию, зороастрийский храм огня, дахму (погребальное зороастрийское сооружение) и датируют башню любыми датами вплоть до тысячелетий до н.э. Наверно, наиболее экстремальным здесь стоит признать мнение азербайджанского историка архитектуры Д. Ахундова, который считал, что Девичья башня - это "Главный семиалтарный восьмиэтажный башенный храм, великого Митры или древнего Мазды". И такое бывает.
И видел Ахундов этот храм вот так.

Девичья башня на картине художника Тахира Салахова.

На самом деле, вода плескающаяся у подножия башни, это вполне возможная историческая реальность, так как Каспий периодически затапливал город. О подобном наводнении писал в начале 15 века выходец из Баку Абд ар-Рашид аль-Бакуви.

«Сокращение [книги о] «Памятниках» и чудеса царя могучего»)
«Бакуйя, долгота — 84°30", широта — 39°30", — город, построенный из камня на берегу моря ал-Хазар, в одной из областей Дарбанда, близ Ширвана. Его стены омываются водами моря, которое затопило много стенных башен и приблизилось к мечети».

Но вот про храмы огня башнеобразной формы абсолютно ничего неизвестно, хотя зороастрийские культовые комплексы неплохо изучены. При сасанидах основной формой храма был чахартак - приземистое кубическое сооружение с куполом. Впоследствии, чахартак стал прообразом большинства мусульманских мавзолеев. Здесь еще нужно напомнить, что в III - V вв. на территории Сасанидской империи зороастризм подвергся существенной централизации - все тексты были кодифицированы, обряды и ритуалы были приведены к единому образцу. Соответственно, и форма храмов огня по всей империи стала тоже однообразной. В связи с этим, предположить существование в те времена неких "семиалтарных башенных храмов" невозможно даже теоретически. Если же подобные храмы были бы возведены ранее эпохи сасанидов (т.е. еще до н.э.), то после IV века их перестроили бы по установленному в империи образцу. Тем более город Баку и Апшеронский полуостров никогда не были важным для Сасанидского государства религиозным центром.

Конечно, допустить существование в районе Баку каких-то зороастрийских храмов в сасанидское время вполне возможно. Этому могли способствовать огненные извержения на Апшероне, древнейшем резервуаре нефти и газа в мире. Средневековые авторы описывали грандиозные выбросы огня в этом районе, видимые на десятки километров. Они могли влиять на религиозное сознание тогдашних людей, ибо подобные "фейерверки" настоящее проявление божественной мощи. Но нужно уточнить, что речь чаще шла о районе поселка Сураханы в центре Апшеронского полуострова, а не о территории именно города Баку.

В связи с вышеизложенным, считать Девичью башню храмом огня нет никаких оснований. Также Гыз галасы не могла быть зороастрийской "башней молчания" (дахмой), ибо иранские дахмы - это приземистые сооружения с относительно большой площадью, необходимой для их нормального функционирования. Тем более подобные дахмы появились достаточно поздно, уже в исламское время, только уже исходя из этого невозможно датировать Девичью башню первыми веками н.э. и считать ее зороастрийской дахмой. Не говоря о полном отсутствии смысла в строительстве такой высокой башни для целей труповыставления. Во многих древних зороастрийских городах трупы людей просто выбрасывали на каменистую почву. Так делали, вплоть до 20 века. Никакой надобности в крупных архитектурных сооружениях, каковым является Девичья башня, для этих целей нет.

Так какую функцию могла выполнять Девичья башня?
Ответ напрашивается сам собой - высокая башня с толстыми стенами в прибрежной зоне города естественным образом будет нести функции маяка, оборонительной башни и наблюдательной вышки одновременно. И еще она может быть зримым свидетельством могущества ширваншахов ее построивших. А для подобной "рекламной" цели можно и закрыть глаза на некоторые конструктивные особенности, осложнявшие ее практическое применение. Например, часто пишут, что у башни слишком мало бойниц, а те, которые есть, неудобны и направленны только в сторону моря. Так именно за морем и должны были наблюдать с этой башни, а о числе бойниц рассуждать вообще смешно, ибо в Закавказье существует тьма башен с минимальным числом отверстий в стенах, однако в их оборонительной сущности никто и никогда не сомневался.
Несомненно, для обороны использовалась прежде всего верхняя площадка башни, как и у всех подобных башен на Апшероне (о них будет сказано чуть ниже).

Один из авторов как-то писал, что в башне нет практического смысла, а расходы ресурсов огромны, якобы из камней Гыз галасы можно было бы возвести еще одну стену вокруг Баку.
Можно возразить на это, ведь множество огромных сооружений в мире лишены подобного смысла, например, Эйфелева башня в Париже, пирамиды в Гизе тоже будут входить в эту категорию. в Дели возвели исламские правители Индии в целях наглядной агитации мощи исламской религии для местных жителей индуистов. Голос муэдзина, взывавшего на молитву с этого минарета, практически не был слышен на земле из-за огромной высоты сооружения - почти 75 метров. Однако на психику неверным это строение действовало наверно безотказно.

Экспозиция на этажах Девичьей башни - башенный храм огня во всей красе.

Теперь от критики фантазийных теорий перейдем к конструктиву. Нужно все же выяснить, когда была построена Гыз галасы и почему она имеет такую форму.

Сара Ашурбейли в своем бестселлере "История города Баку" очень уклончиво датирует башню. Вроде бы она была построена ширваншахом Асхитаном I в XII веке, или же он ее восстановил. Непонятно тогда, кто ее изначально строил. Ашурбейли пытается опереться на известную легенду, поясняющую, почему башню называли именно "девичьей", местные жители рассказывали ее еще в 18 веке. Некий царь влюбился в собственную дочь и хотел на ней жениться, а дочь сопротивлялась подобному разврату тем, что заставила папашу строить большую башню, дабы отсрочить этот брак. В легенде прослеживаются явные сасанидские мотивы, ведь это именно сасанидские шахи женились на своих близких родственницах - сестрах, дочерях и матерях. Подобные предания сохранились в скандинавских сагах, где божественные Ваны женились на своих сестрах. Я писал

Но датировать Девичью башню с помощью этой легенды сасанидским временем решительно невозможно. Так как главный мотив сказания - это как раз отрицание священного зороастрийского кровосмесительного брака хваэтвадата. Во времена сасанидов дочь не стала бы сопротивляться воле отца, поэтому такой сюжет мог появится только в исламские времена. Возможно в первые века существования Халифата, когда брачные ритуалы сасанидских шахов еще не были забыты.

Мало что дает старое название Девичьей башни - Хунзар/Хонсар. Есть мнение, что даже весь город Баку мог в древности носить название Хунзар. Польский путешественник М.Б. Анжейкович записал в 19 веке еще одну местную легенду, по которой некий Хунзар основал город Баку.

«Город Баку был заложен неким Хунзаром, имеющим жену Зуммуриаду, Хунзар построил себе пышный дворец, в котором они долго жили, пока от него не убежала Зуммуриада и не объявила себя богиней. Не желая иметь никаких отношений со смертными, она построила себе башню, в которой жила всегда одиноко. Эту башню можно увидеть и сегодня над самым морем («Девичья башня») в городе, который назывался Хунзаром».

Что интересно, Девичья башня на карте 1806 года была обозначена как «Калыс Хонзар» Крепость Хонзар. Но толку от этой легенды тоже мало, так как никто не может перевести слово Хунзар. Только делаются попытки подогнать это название под хорошо известный иранский топоним Хорсан (или Хорасан) - Страна солнца. Чтобы выдать Баку за "Город Солнца", ну а там и до Великого Митры и его "семиалтарного башенного храма" недалеко:)
Хансар часто переводится как "мизинец". Также, я нашел перевод подобного топонима в "Хронике" Закария Канакареци - "Хунсар, то есть Кровавая голова". Это название города в Иране. Я даже предложил бы собственный вариант - "хун/хон" очень популярный топоним на Кавказе обозначающий гуннов и "ксар" - крепость, магрибский вариант арабского (каср), исходя из этого - Хунксар, Хунсар - крепость гуннов.

Также мало, что дает единственная надпись присутствующая сейчас на башне. На высоте примерно 15 метров можно увидеть арабскую вязь.

Ее переводят по разному. «(Башня, купол, свод) Масуда ибн-Давуда». Кто это такой неизвестно. Так как точности перевода нет и плита криво встроена в стену, популярен вывод о том, что надпись может не относится именно к башне. Возможно, плиту взяли на чьей-то могиле и закрыли ею брешь в стене. Возраст плиты по куфическому почерку определяется XI-XII веками. В связи с тем, что плита могла не относится к башне, часто утверждается, что значит Гыз галасы старше XI-XII века. Но та же логика может работать и в обратную сторону, старую плиту могли вставить в новую башню, возведенную столетиями позже. Правда, этот вывод мало кого устраивает, все желают видеть башню древней)

Интересно сообщение российского востоковеда И.Н.Березина (он посещал Баку в 1842 году) о том, что на башне раньше была еще одна надпись, в которой говорилось, что Гыз галасы построили во времена правления монгольского хана Олджейту из улуса Хулагу, т.е. в начале 14 века.

«Путешествие по Дагестану и Закавказью»
«Едва ли не древнее Шахского дворца старинная цилиндрическая башня, возвышающаяся на углу гавани, внутри городской стены: она сложена из твердого ракушного известняка, в диаметре имеет 8 сажен, а в вышину 20; внутри ее находится лестница, а сбоку примыкает выход к стороне моря; на южной стороне находится куфическая надпись, в которой уцелели слова: «во время царствования Джайту Худабэндэ», т. е. гулагидского государя Олджайту, царствовавшего в Персии с 1304 по 1316 год. Это здание приходит в упадок и даже грозит падением, но исправить его нет возможности: скорее можно выстроить новую башню, чем поправить прежнюю».

Березин был специалистом по восточным языкам - арабскому, турецкому персидскому. Сомневаться в его компетентности оснований нет. При этом сообщение Березина абсолютно нигде не упоминается, а сама надпись почему-то исчезла. Видимо, никто не хочет, чтобы "великий храм Митры" стал творением монгольского хана:)

Для датировки башни также очень важно ее типологическое сходство с другими оборонными башнями на Апшеронском полустрове. Раньше их было несколько десятков, сейчас уцелело 4 целых и еще 3 частично. Все башни полуострова датируются XII-XIV веками. В отличии от бакинской, эти строения на Апшероне имеют строительные надписи (хоть и не все), по которым их датировки легко устанавливаются. Они меньше размерами Девичьей башни, но в целом сходны. Особенно имеющие круглую форму (Нардаран, малая башня в Мардакянах). Замкам и башням Апшеронского полуострова я посвящу пару постов, ибо тема это обширная и сложная.

Девичья башня как и все подобные строения на Апшероне имеет каменную винтовую лестницу только со второго этажа, с первого этажа на второй попадали видимо или по деревянной приставной лестнице, или даже по веревочной. Делалось это в оборонительных целях. Возможно, башня имела дополнительный вход примерно на середине своей высоты. Это большое окно сейчас выходит в сторону моря. С правой стороны на выступе, можно заметить гнезда, куда могли вставляться деревянные балки. Для чего они были нужны - неизвестно, это могут быть как строительные леса, так и переход в неизвестном направлении.

Возможный второй вход в Девичью башню.

Мы не знаем какие строения находились раньше рядом с башней, возможно она могла соединяться деревянными (или иными) переходами с соседними ныне не сохранившимися сооружениями.

Один из этажей башни.

Колодец для воды глубиной в 20 метров. Его предусмотрительно расположили на втором этаже, куда нужно было попадать по приставной лестнице.

В колодце и сейчас есть вода.

Кроме колодца в башне существовала продуманная система канализации. Керамическими трубами связывались все этажи сооружения.

Существование большого выступа башни с ее южной стороны, видимо, объясняется совсем просто. Еще в 60-х годах при исследовании Гыз галасы было замечено, что она имеет небольшой крен к югу (к морю). Поэтому, этот выступ всего лишь гигантский контрфорс, позволявший башне простоять тысячу лет. Наверно, строители обнаружили наклон сооружения еще на этапе первичного строительства и пристроили этот огромный выступ. Контрфорс имеет сходную с башней стилистику, он также имеет вверху декоративные полосы из выступающих камней.

Скорее всего, башня начала заваливаться из-за обширных пустот под ней. И сейчас вокруг башни можно видеть множество ходов, колодцев и просто каких-то ям. Тут надо добавить, что создание разных подземных коммуникаций на Апшероне очень распространено, даже у самых маленьких замков на полуострове было по 2-3 подземных хода и еще десятки ям хозяйственного назначения.

Средневековый слив канализации.

Еще какая-то яма.

Их тут просто невероятное количество.

Из-за декоративных полос вверху многие специалисты решили, что башню строили в два этапа. Первый - гладкие стены (когда-то в древности), второй, с декоративными бороздками из камней. Решительно непонятно, почему нельзя допустить строительство башни в один этап. При внимательном рассмотрении стены башни с декоративным оформлением и без него, видно, что и там, и там применялся один и тот же строительный камень. Он ни чем не отличается на двух этих участках, ни формой, ни цветом. Видимо, нарядные полосы выложили только сверху из-за экономии средств, ведь верхушка башни видна издалека, а ее нижняя часть могла быть скрыта строениями Старого Баку.

Сейчас с восточной стороны башни можно увидеть массивную стену, стоящую вплотную с Гыз галасы. Как ни странно, именно этот кусок стены - самая загадочная часть всего нынешнего комплекса Девичьей башни. Скорее всего это кусок оборонительной стены, там даже сохранились два полукруглых башенных выступа. Но проблема в том, что эта стена не входила в хорошо известную линию фортификации города.

На плане крепостных стен Баку от 1723 года хорошо видно, что Девичья башня и небольшой кусок прилегающей к ней стены с тремя выступами живут абсолютно самостоятельной жизнью. Они находятся на небольшой горке и никак не соприкасаются с линией стен возведенных Мустафой-пашой - турецким правителем города в конце XVI века.

Можно предположить, что более ранние стены возведенные ширваншахом Минучихром III (годы правления 1120-1160 гг.) располагались иначе, чем стены XVI века. Хотя считается, что турецкие стены Мустафы-паши в целом повторяют старую линию фортификации. Скорее всего, турки не строили стены, а просто реконструировали укрепления ширваншахов. Из этого вытекает, что отрезок неизвестной стены у Девичьей башни с большой степенью вероятности не состыковывался и с более старыми стенами ширваншахов, а о каких-то укреплениях в Баку еще более раннего периода ничего неизвестно.

В XX веке в Баку были проведены раскопки в районе Гыз галасы, в результате которых был обнаружен некий участок стены, который будто бы продолжал линию загадочного строения у Девичьей башни. Везде пишут, что эта стена уходила в море (в противоположную сторону ничего найдено не было). Возможно, она служила для защиты бакинского порта, но скорее всего, изначально эти стены прикрывали затопленную сейчас часть города. И только потом их стали использовать для портового обустройства. Такие же стены уходящие на сто и более метров вглубь Каспия существовали и у Дербента по

Предполагается, что загадочное строение у башни было частью этой морской фортификационной системы. Но, планы 18 века несколько не увязываются с предположением, что Девичья башня была частью этих стен. На них эти морские стены еще обозначены, нет оснований думать, что могли существовать какие-то другие линии укреплений в море, все же проще предположить, что любые новые стены будут строить по старым, так как возведение чего либо в воде связанно с дополнительными затратами. И как видим, на плане 1738 года строение с тремя выступами у Девичьей башни как-то совсем не согласуется с этими стенами.

Девичья башня с прилегающей к ней загадочным строением с выступами на фрагменте плана 1738 года. В правом углу стена уходящая в море.

Проблема еще в том, что это строение у Девичьей башни имеет очень частые башенные выступы. Между двумя сохранившимися расстояние всего 8 метров. Это очень мало даже для самой архаичной фортификации. Но самое главное, что о существовании подобных выступов в стене найденной в XX веке никакой информации нет. Иными словами, совсем не факт, что остатки стены, уходящей в море, были продолжением строения у Девичьей башни. Хотя везде пишут, что это именно так.

Но самое потрясающее открытие я сделал рассматривая основание этой загадочной стены с восточной стороны. В одном месте она сохранила небольшой участок старой каменной облицовки, которая полностью отличается от кладки всего комплекса Девичьей башни. На фото ниже, мы видим стандартную для сасанидского времени облицовку стены способом "тычком и логом" (длинной стороной и торцевой), такую облицовку можно увидеть и сейчас на стенах Дербента, которые, как известно, были возведены Хосровом Ануширваном в VI веке.

Облицовка стен Дербента для сравнения. Про эти стены

Если это не сознательная современная фальсификация, ведь эти стены за последние 100 лет реконструировались несколько раз, то можно предположить, что загадочное строение с восточной стороны Девичьей башни несет в себе пусть и небольшую, но вполне осязаемую часть какого-то сооружения (скорее всего, фортификационного характера) сасанидского времени. Иными словами, в районе Газ галасы существовала какая-то крепость VI-VII вв., построенная воинами Сасанидской империи. Естественно, речь не идет о том, что сама башня могла быть возведена при Хосрове Ануширване. Ведь этот участок облицовки принадлежит не башне, а небольшому отрезку неизвестной стены рядом с ней.

Ниже еще фото этого участка. На нем видно, что стену реконструировали подобным же образом и продолжили вправо. Блоки старой стены имеют много отверстий от деревянных балок, это говорит об их долгом использовании. Они потемнели от времени и отличаются от новых, что дает некоторую надежду на то, что они подлинные.

Удивляет то, что никто не упоминал об этой облицовке. В Дагестане участки стен возведенной сасанидами определяют именно по схожей кладке стен. А тут стена сасанидского периода в самом центре города - и полная тишина. Тот же Ахундов, будучи историком архитектуры, в своих трудах изобразил какие угодно "Великие храмы Митры", но ни полслова не написал про сасанидскую кладку рядом с башней!

До обнаружения этого участка стены, я так же как и все предполагал, что Баку появился достаточно поздно. Городом он стал только в 10 веке, тогда его первый раз упомянули в источниках. На дворцовом холме в Ичери-Шехер (Внутреннем городе) при раскопках были найдены следы построек VIII века, но ничего значительного так и не нашли. Наличие поселения на холме, естественно, не может свидетельствовать о существовании именно города. Ибо город по одному из принятых определений - это прежде всего укрепленное место. Если же в VI-VII вв. в Бакинской бухте уже существовала какая-то крепость сасанидов, можно и пересмотреть датировки.

О возможном фортификационном строительстве сасанидов на Апшероне может косвенно свидетельствовать присутствие здесь вплоть до нынешних времен татов - бывших иранских военных поселенцев. Вплоть до 19 века таты составляли большинство на Апшеронском полуострове. Там где сасаниды селили татов всегда начиналось фортификационное строительство. Лучший пример тут, как известно, Дербент и его Горная стена (Даг-бары), где поселки вдоль этой стены были заселены только одними татами. . Вполне возможно, что сасанидские крепости существовали и на Апшероне, но к сожалению, сейчас из-за разрушительной хозяйственной деятельности почти все древние постройки на полуострове были уничтожены.

Раскопки у подножия Девичьей башни.

Подведем итог. Девичья башня в Баку несомненно несла оборонительную функцию, а также видимо была маяком. Об этом говорят ее толстые стены и расположение на высоком месте береговой линии. Возведена она была в интервале XII-XIV веков. Если взять прямое указание Березина на начало XIV века, вполне можно признать, что ее построили при монгольском владычестве. Хулагуиды были заинтересованны в расширении торговых связей, в том числе и морских. Поэтому возведение маяка в Баку, а это главный порт на Каспии, для них было обоснованным делом. Тем более монгольские ханы были известны своей бурной строительной деятельностью.

Если нет, то вероятнее всего ее строительство можно отнести в правление ширваншаха Асхитана I, когда в 1192 году он перенес столицу из Шемахи в Баку. Тогда ширваншахам было явно необходимо как-то заявить о себе, возведение мощной башни в прибрежной зоне как нельзя лучше себя оправдывало. О том, что именно Девичья башня была возведена одной из первых на Апшероне, может свидетельствовать ее контрфорс, ведь первый блин часто бывает комом - строители не рассчитали нагрузку на скалу и им пришлось исправлять эту проблему. Впоследствии, у других башен на Апшеронском полуострове контрфорсов уже не наблюдалось.

Самым величественным и самым таинственным памятником Баку является Гыз Галасы -Девичья Башня, возвышающаяся в юго-восточной части крепости Ичери Шехер (Старый Город). Это уникальное сооружение азербайджанского зодчества не имеет аналогов на Востоке. Памятник, вокруг даты постройки и назначения которого идут многочисленные споры, и в наши дни больше всего привлекает внимание своей неповторимой формой.

Башня построена на выступе береговой скалы, и представляет собой выложенный из местного серого известняка цилиндр высотой 28 м и диаметром - 16,5 м. Толщина стен у основания 5 м, а вверху 4 м. С восточной стороны к башне примыкает выступ, назначение которого до сих пор не ясно. Внутреннее пространство башни расчленено на 8 ярусов. Каждый из 8-ми ярусов башни ныне перекрыт каменным куполом с круглым отверстием. Свет вовнутрь проникает через узенькие оконные проемы типа бойниц, расширяющихся во внутрь. Сообщение между ярусами осуществлялось с помощью винтовой каменной лестницы, проложенной в толще стены. В толще стен башни устроены ниши, внутри которых проложена гончарная труба диаметром 30 см. Внутри башни имеется колодец глубиной 21 м, пробитый в скале к водоносным слоям с третьего яруса. Дата постройки Девичьей Башни до сих пор не определена. Часто время ее строительства определялось XII веком. Внутри башни находится музей. Его коллекция состоит из старинной утвари, ковры, забавные установки показывающие жизнь в 18-19-го веков: добыча нефти из скважины при помощи ведра, ужин в чайхане и т.п. Но в 12 веке «Гыз Галасы» была одним из самых мощных крепостей Ширваншахов. В 18 - 19 веках Девичья башня использовалась как маяк.

О возникновении Девичьей башни ходят много легенд. Большинство из них связано со значением слова "Дева". Одна из легенд гласит, что шах влюбился в свою дочь и решил на ней жениться. Пытаясь избавить себя от такой участи и отговорить отца, девушка попросила шаха построить башню и подождать, пока строительство не будет завершено. К моменту окончания строительства царь не изменил своего решения, и тогда девушка забралась на башню и оттуда бросилась в море. После этого, камень, о которой царевна разбилась, называли "Камнем девственницы", и девушки, будучи невестами, приносили к нему цветы. Существует и другой вариант этой легенды: после того, как она бросилась в море, её возлюбленный отомстил за любимую, убив царя, но вскоре он узнал, что русалки спасли девушку. Спустя время возлюбленные смогли найти друг друга и скрепить себя узами брака. Специалисты отмечают факт, что отец хотел взять свою дочь в качестве жены, свидетельством того, что эта легенда носит доисламский характер Легенда свидетельствует также и о том, что каспийское море находилось у самого подножия Девичьей Башни. Со временем оно отступило, и сейчас море находится в 100-150 м от подножья Башни.

Согласно библейской легенде, возле Девичьей башни был казнён один из двенадцати апостолов Иисуса Христа святой Варфоломей. На территории Баку Варфоломей появился в I столетии н.э., пропагандируя христианство среди языческих племен. Однако учение Варфоломея было отвергнуто, и его казнили у стен «Девичьей башни». На месте казни была возведена маленькая часовня.

В XII веке Девичья башня вошла в оборонительную систему Баку и явилась главной цитаделью Бакинской крепости, одной из самых мощных крепостей Ширваншахов. Но все поздние исследования Девичьей Башни, полностью опровергли все предположения об оборонительном предназначении башни. Ни по своей форме, ни по внутреннему устройству, ни по расположению, она не обеспечивала никаких оборонительных целей, и была просто непригодна для этого. Наглядным примером данного является расположение окон - их всего несколько во всей башне, расположены они не на этажах, а вдоль поднимающейся вверх лестнице, и смотрят не вниз, а вверх.

А если смотреть на Башню сверху, то она представляет собой не что иное, как цифру девять, обращенную своей ножкой к морю. Однако, что означает эта девятка по-прежнему остается тайной.

Легенда о Девичьей Башне в Баку

"У любви одна дорога,
И ведёт она к страданью.
Лейла юношу любила,
Но не ровню на беду.
И во гневе старцы рода
Предали её изгнанью,
Чтоб любовь свою забыла
И смирила сердца стук.

Ей отец воздвигнул башню
Из камней глухих и серых.
Неприступна башня в море,
Без единого окна.
Лейла плакала на башне,
Песнь любви, как лебедь, пела,
И из глаз сочилось горе,
Гребень слёз несла волна.

И однажды в час прибоя,
Когда волны бились в камень,
Когда ночь плыла, качаясь
Чёрной бездною без звёзд,
Лейла птицею ночною,
Тонкими взмахнув руками,
С криком бросилась, отчаясь,
В пену моря с башни слёз.

Ах, не Девичья ли Башня
Морю столько слёз дарила,
Что своей солёной влагой
Переполнило его?
Но, рассвирепев на Башню,
Море с рёвом отступило,
Бросив городу во благо
Часть владенья своего.

И с тех пор смеются звёзды,
Тополя листвой трепещут,
Растворяет город окна,
Путников к себе маня.
Лица девушек как розы,
Зубы жемчугами блещут,
И играет чёрный локон
В слабом свете фонаря.

А фонтаны дарят свежесть,
То ль смеются, то ли плачут.
И летит напев восточный
Из окошка чайханы.
И рождает страх и нежность
Силуэт Девичьей Башни,
Будто девы непорочной,
Стерегущей чьи-то сны.

О таинственные тени!
О восточная столица!
Ты хранишь в старинных стенах
Много тайн и много грёз.
И является в свеченье
Образ Лейлы яснолицей,
И стоит в хитоне пенном
По ночам на “Башне слёз"

(из книги: Анна Юрканская, "Цвета радуги")

Каспийское море с месторождениями нефти, плодородные земли, торговые пути, выход к морским просторам… Сказочные сокровища древнего Азербайджана сыграли свою роль в историческом развитии этой страны. Здесь осталось множество загадок, которые до сих пор вызывают искренний интерес к прошлому Азербайджана, и одна из них до сегодняшнего дня не разгадана. Это тайна Гыз Галасы, Девичьей башни в Баку…

Легенды древнего Азербайджана

Дочь шаха славилась своей красотой и грациозностью. В неё влюбился отец и решил сыграть свадьбу. Но девушка ужаснулась подобной мысли. Решив оттянуть момент торжества, она попросила отца построить красивую башню. За это время она хотела попытаться уговорить его изменить свое решение. Но этого не произошло, и когда башня все же была готова, девушка бросилась с ее вершины в море. Камень, о который насмерть разбилась красавица стали называть Камнем Девственницы. Он стал местом посещения для невест и возложения цветов.

Есть другой финал этой истории. После смерти девушки ее возлюбленный в порыве горя и отчаяния убил шаха. Но потом он узнал, что русалки сумели спасти несчастную. И спустя какое-то время он нашел свою единственную, и они поженились.

Говорят, иногда в особенно лунную ночь, если присмотреться, можно увидеть на вершине башни тонкую девичью фигурку, замершую перед прыжком…

Эта легенда стала вдохновением для многих творческих людей:

  1. 1923 год. Поэма под названием «Девичья башня» стала первым произведением, основанным на легенде, её создатель – драматург Джафар Джабарлы;
  2. 1924 год. Появился на свет фильм «Легенда о Девичьей башне», который режиссировал Владимир Баллюзек;
  3. 1940 год. Первый азербайджанский балет тоже был основан на этой легенде и получил одноимённое название, автором музыки и либретто стал Афрасияб Бадалбейли.

Это только малая часть списка всех произведений искусства, для которых красивая легенда послужила толчком для творчества.

Облик каменной красавицы

Символ города Баку, уникальный исторический памятник, не имеющий малейших аналогов во всём мире, находится в крепости Ичери Шехер.

Башня возвышается на выступе береговой скалы. Это здание цилиндрической формы, высота которого составляет 28 метров, а диаметр – 16 с половиной. Толщина стен уменьшается, у основания – пять метров, а ближе к вершине – четыре. Винтовая лестница соединяет попеременно восемь ярусов, из которых состоит Гыз Галасы. А внутри башни в скале зияет глубокий колодец. Его глубина составляет 21 метр.


Внешняя поверхность стен строения довольно необычная – это чередование выступающих и углубленных рядов кладки.

Немного исторических фактов и загадок

Стройная и неприступная красавица хранит своё каменное молчание, не выдает секретов. До сих пор неясно – для каких целей она была спроектирована и построена? Когда? Кто отдавал приказ о строительстве и кто проектировал это монументальное строение. Откуда там остатки разрушенного глиняного газопровода? Почему и для каких целей её ярусы светились разными огнями – каждый своего цвета? Вопросов больше, чем ответов.

Её размеры, отсутствие условий для долгого проживания говорят о том, что в военных и оборонительных целях её невозможно было использовать. Да и при таком ярком освещении, с окнами, направленными вверх – какая же из неё защитная башня?

Мда, одни вопросы… Может, есть хоть немного достоверных ответов на них?

Почему такое название?

Множество башен носят такое название не только в Баку, но и в Крыму, Стамбуле, Таллине, в Германии, в Эстонии. Каждая из них обросла легендами и тайнами. Откуда же взялась такая тяга к столь романтическому названию? Если башня ни разу не сдавалась на милость неприятеля и не была захвачена, она считалась «девственной».

Для чего была построена?

Исследователи предполагают, что башня никак не могла предназначаться для военных целей. Пространство верхней площадки – маленькая, окна не могут использоваться, как бойницы, потому что смотрят вверх и расположены только вдоль лестницы. Да и сама лестница тоже не обеспечивает безопасность предполагаемых защитников крепости. Особенно между первым и вторым ярусом – она была временная, и при случае ее можно было убрать. Тогда все обитатели строения оказались бы просто отсечены от внешнего мира.

Правда, в XII веке башня всё же была одной из самых обороноспособных и мощных крепостей Ширваншахов, так утверждают исторические источники. Местоположение вроде обязывает к тому, чтобы со стопроцентной уверенностью сказать – это сторожевая башня, охраняющая от нападения с моря. Но почему (по многочисленным историческим источникам) она так ярко освещалась? Окна не могли быть бойницами – земли из них не видно, только небо. С верхней площадки, продуваемой сильнейшими бакинскими ветрами, стрелами и дротиками по неприятелю не постреляешь – просто не долетят.

Может, она уже тогда являлась маяком? Но зачем такие толстые стены? К тому же обычно на маяке освещалась верхняя площадка, а здесь светились все семь ярусов. Так что же это за строение?

Исследователь Аббас Исламов утверждал, что башня – это культовое здание. Доказательством он назвал то, что именно 22 декабря, в необычный для многих культов день, в центральное окно Гыз Галасы попадают лучи восходящего солнца. Затем в определенной очередности то же самое происходит и с другими окнами, расположенными выше.

Есть предположения, что башня – это храм огня или обсерватория и сторонники данных версий приводят немало аргументов.

Когда родилась на свет «каменная красавица»?

До сих пор никто не может сказать точно, когда была возведена башня. Одни источники опираются на возраст плиты с надписью – это примерно XII век. Многие спорят с этим, утверждая, что плита была использована для ремонта и не имеет никакого отношения к истинному возрасту строения.

Другие уверяют, что если ориентироваться на раствор, использовавшийся строителями, то она появилась в I веке нашей эры. А третьи датируют возраст по камню. Если судить по нему, «каменная дева» появилась в IX веке. Впрочем, если собрать все источники о появлении строения, то временной интервал будет такой: от VI века до нашей эры и вплоть до XII – уже нашей.

Впрочем, один из историков считает, что у башни два возраста: нижняя часть была возведена в V-VI веке, а верхняя – в XII. Чем не тайна?

Послужной список

Башня была переоборудована в маяк в XVIII веке. Им начали пользоваться в 1858 году, это продолжалось вплоть до 1907 года, а затем маяк перенесли. Историческое строение реставрировалось не один раз, а в 1964 году оно было переоборудовано в музей. В 2000 – объявлено объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Несмотря на свой солидный возраст, башня полностью оправдывает название, сохранив прекрасный и неповторимый внешний вид. Толпы туристов стремятся побывать в этом обросшем легендами месте, проникнуться историческим очарованием этого места и попытаться разгадать тайны каменной красавицы. Но, как истинная женщина, Девичья башня не открывает своих секретов. И именно поэтому становится особенно притягательной для тех, кто любит неизвестность, покрытую тайной веков.

Баку. Девичья башня, фотографии которой представлены в этой статье, - одно из самых загадочных и грандиозных. До сих пор неизвестны ни дата постройки этого сооружения, ни его действительное предназначение. Девичья башня надежно хранит свои секреты. О некоторых из них вы узнаете из этой статьи.

Внешний вид башни

Уникальный архитектурный облик Девичьей башни до сих пор наводит на людей благоговейный трепет. Она возвышается в прибрежной части Ичери-шехер (старого города) и считается одним из самых значимых элементов приморского «фасада» города Баку. Суровый массив строения располагается на скале, местами облицованной тесаным камнем и обнесенной крепостной стеной с полукруглыми выступами, поднимающимися от основания до самой вершины. С восточной стороны Девичья башня имеет выступ, назначение которого остается тайной. Этот элемент не мог быть ни тайником, ни контрфорсом, ни «шпорой», отражавшей каменные ядра. Средства, защищающие сооружения, могли располагаться на верхней площадке башни, характер архитектуры которой не дошел до наших дней. Уникальна и поверхность корпуса строения, образуемая ребристым чередованием утопленных и выступающих рядов кладки.

Крепость, маяк или храм?

Предположения об оборонительном назначении Девичьей башни исследователями были опровергнуты. Сооружение просто не приспособлено для ведения военных действий - ни по расположению, ни по форме, ни по внутреннему устройству. Во-первых, в башне всего несколько окон, которые расположены вдоль ведущей вверх лестницы и сориентированы не вниз, а вверх. Во-вторых, на крыше сооружения, из-за малых размеров, невозможно разместить какое-либо орудие. В-третьих, Девичья башня не имела постоянной связи между ярусами. Первый этаж был связан с остальными временной лестницей, которую в любой момент можно было убрать.

Помимо своей уникальной архитектуры, Девичья башня поражает воображение своей…закопченостью. Причем копоть лежит на строении не однородным слоем, а локализуется вокруг семи ярусов башни (местах, где светили факелы) и на самом верху. Согласно историческим источникам: «семь неугасимых огней горели на ее вершине» (Моисей Хоресский, 5 в.), причем каждый уровень светился разным цветом. Что же происходило внутри загадочной башни?

Существует предположение, что Девичья Башня - древний маяк. Но зачем выстраивать такое грандиозное здание и освящать его на семи уровнях, тогда как достаточно зажечь факелы на самом верху? В более поздние времена сооружение использовалось и как маяк, и как сторожевая башня, однако первоначальное ее назначение так никто не определил. Самый вероятный вариант - религиозный. Само название башни - «Гыз Галасы» - можно перевести по-разному. Слово «гала», или «кала», имеющее у современных тюркоязычных народов значение «башня» или «крепость», в древности носило другой смысл. «Кала» - это место, где полыхает ритуальный огонь.

Почему башня названа "девичья"?

В мире немало сооружений с названием «Девичья башня». Стамбул, Крым, Таллин, Белгород-Дневстроский могут похвастаться башнями с таким же наименованием. Дело в том, что все эти были построены во времена мрачноватого средневековья, когда ни разу никем не покоренная башня считалась «девственной», то есть не побывавшей ни в чьих руках. Видимо, свое название Бакинская башня получила в средние века, когда европейские традиции стали проникать в восточное мышление жителей Азербайджана.

Легенда о бакинской деве

Существует множество древних историй, связанных с названием «Девичья башня». Легенда о бакинской Деве гласит, что в доисламские времена некий хан, правящий в тех краях, захотел взять в жены родную дочь, которая напоминала ему безвременно ушедшую любимую супругу. Он получил благословление своих богов, выстроил в честь невесты грандиозную башню на вершине скалы и готовился приступить к супружеским обязанностям. Однако юная девушка воспротивилась воле ненавистного отца и в последний момент спрыгнула с башни в бушующее море. Волны подхватили ее хрупкое тело и ударили о скалы. С тех пор огромный каменный колосс носит имя «Девичья». Если обратиться к реальным историческим фактам, то можно найти косвенное подтверждение событиям, изложенным в легенде. В 439-457 г. н. э. сасанидский правитель Иездигерд действительно возродил древний зороастрийский обычай, согласно которому братьям разрешалось жениться на сестрах, а отцам - на дочерях. В описанной истории можно найти отголоски недовольства таким положением вещей.

Легенда о юной воительнице

Еще одна легенда о Девичьей башне уводит нас в незапамятные времена, когда город Баку носил название «Багуан», а его жители верили в зороастрийского бога Ахура Мазду. Священный город уже три месяца находился в осаде, и местный верховный жрец провозгласил, что враг будет уничтожен руками невинной девы. Утром на вершине древнего храма (Девичьей Башни) появилась прекрасная огненная воительница с пылающим мечом в руках. Она взлетела ввысь и поразила вражеского полководца - Нур-Эддин шаха - прямо в сердце. Однако сама мгновенно влюбилась в убитого ею молодого и прекрасного юношу. Не выдержав душевных мук, дева пронзила себя мечом и погибла, а ее душа вернулась в храм. Семь ночей и дней дули могучие ветры - гилавари и хазри. Они погасили священные огни в храме. Но в семи фарсангах от святилища запылало новое пламя. С тех пор в опустевшем храме обитает душа юной воительницы. Иногда она покидает свое пристанище, летит на море в поисках любимого и, рассерженная тщетными усилиями, поднимает злые ветры, которые рождают шторм.

Интересно, что этот миф также имеет под собой реальные исторические события. Во времена осады города Нур-Эддин шахом (7-6 вв. до н. э.) в районе Баку произошло мощное землетрясение. Смещение грунта привело к тому, что газ («священные огни») стал выходить на поверхность в местечке Сура-Ханы («семи фарсангах» от сооружения «Девичья Башня»). Вплоть до 1902 года в этой местности находился храм и горел неугасаемый огонь.

Заключение

Загадочной, суровой и неприступной кажется Девичья башня. Баку - город, в котором причудливо сплелись исторический восточный колорит и современные реалии. Это место заслуживает пристального внимания. Мрачное таинственное сооружение в старом городе когда-то светилось разноцветными огнями, повергало в трепет путешественников, вдохновляло художников и поэтов. Посмотреть на Девичью Башню нужно своими глазами. Увидеть и попытаться понять, о чем молчит древняя Гыз Галасы, что скрывает за своими толстыми стенами, за неведомой глубиной седых веков.

Девичья башня в Баку (Азербайджан) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Азербайджан
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Девичья башня, или Гыз Галасы - одна из самых значимых построек в Баку. Она возвышается в юго-восточной части крепости Ичери Шехер и считается символом города. Это уникальное сооружение азербайджанского зодчества - один из важнейших элементов приморского пейзажа Баку и не имеет аналогов на Востоке.

Башня возведена на выступе береговой скалы и представляет собой цилиндр, выложенный из местного серого известняка. Его высота 28 м, а диаметр - 16,5 м, толщина стен у основания 5 м, а вверху 4 м. Внутри башня разделена на 8 ярусов, которые соединяла винтовая каменная лестница, проложенная в толще стены, а в скале внутри башни пробит колодец глубиной 21 м.

Назначение башни - самый большой секрет для археологов и историков, для чего она была возведена, доподлинно неизвестно. Не похоже, что это была оборонительная крепость: башня слишком мала, а внутри нет условий для длительного проживания.

Вероятнее всего, башня была культовым сооружением доисламского периода, об этом говорят древние ритуальные колодцы, расположенные у подножия. Азербайджанский исследователь Аббас Исламов обнаружил, что именно в день зимнего равноденствия (22 декабря), почитаемый во многих древних культах, лучи солнца на восходе проникают точно в центральное окно Девичьей башни, а затем по определенной закономерности и во все расположенные выше окна. Так что, по одной из самых популярных версий, башня была связана с культом солнца, что отразилось при ее проектировании.

Существует также версия, что первоначально башня строилась как храм огня (слово «Гала» - «башня», имеет в азербайджанском языке еще и значение «разводить огонь»). По другим предположениям, это была зороастрийская дахма - башня, где на вершине выставлялись трупы людей на растерзание коршунов, или обсерватория. Впрочем, ни одна из этих версий не выдерживает серьезной критики.

В 12 веке Девичья башня стала главной цитаделью мощнейшей Бакинской крепости, в 13-19 веках она использовалась как маяк (светить он начал только в середине 19 века, до этого над башней поднимался крепостной флаг), а с 1964 г. стала музеем, включенным в 2000 г. в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Время постройки башни остается для историков загадкой до сих пор. Многие считали, что она была возведена в 12 в. - именно эта дата указана на плите, расположенной с наружной стороны башни. Однако плита эта явно появилась намного позднее, так как была довольно неаккуратно приделана к кладке, причем даже не над главным входом. Другие ученые ориентируются на «возраст» раствора, использовавшегося при строительстве, и утверждают, что Девичья башня была возведена в 1 веке н. э., а некоторые определяют ее возраст по камню - по этой версии, строение появилось в 9 веке.

Легенды

За годы и даже столетия существования Девичьей башни вокруг нее появилось множество легенд разной степени правдоподобности. Как правило, они связаны с ее возрастом или названием: понятие «девичья» встречается и у других башен на территории Азербайджана и Востока и означает «непокоренная», «неприступная».

Самая популярная и красивая легенда о бакинской Девичьей башне - это история о шахе, который был влюблен в собственную дочь и решил на ней жениться. Девушка от этой новости пришла в ужас и сказала, что она согласится, когда он построит для нее башню - в расчете на то, что за время стройки отец образумится и передумает. Однако этого не произошло, башня была достроена, и шах снова пришел к дочери с намерением жениться. И тогда девушка взобралась на башню, бросилась с нее в море и разбилась о камень, который сегодня называют «камнем девственницы».

Сюжет этой легенды полюбился многим художникам и поэтам. В 1923 г. известный азербайджанский драматург Джафар Джабарлы написал поэму «Девичья башня». Первый советский фильм, созданный в Азербайджане в 1924 г., также основывался на сюжете этой легенды. Так же называется и первый азербайджанский балет, созданный Афрасиябом Бадалбейли в 1940 г.

Девичья башня по сей день не только привлекает туристов, но и вдохновляет художников, поэтов и драматургов. Ее изображение можно встретить на картинах известных живописцев, например Алексея Боголюбова, а также на почтовых марках СССР и Азербайджана.

Что посмотреть

Сегодня в Девичьей башне работает музей, а на верхнем ярусе расположена смотровая площадка, с которой открываются красивые виды на город.

Посетить музей можно как самостоятельно, так и с экскурсией. Поскольку ученые до сих пор не пришли к единому мнению о происхождении и функциях башни, большая часть экспозиции уделена различным версиям (культовое сооружение, древняя обсерватория или оборонительное сооружение) и связанным с этими версиями артефактам. Большую часть экспозиции занимают археологические находки, найденные в башне, например обломки керамической посуды и старинные орудия труда.

В музее создана также мультимедийная экспозиция: сенсорные мониторы с информацией, виртуальные книги с легендами о башне, гелиодисплей, который проецирует изображение на поток воздуха, а любая информация об экспонатах доступна через QR-code.

В ходе последней реставрации возникла непредвиденная проблема - стрижи, которые прилетели в Баку в конце весны и начали вить гнезда в щелях башни. Чтобы не нарушить экологический баланс и не позволить разрушиться древней постройке, реставраторы сами создали для стрижей гнезда из прочного материала, а потом привлекли их на новое место жительства звуками их же голосов.

Практическая информация

Адрес: Qız Qalası, Baku.

Время работы: со вторника по воскресенье с 10:00 до 18:00, понедельник - выходной.

Вход: 2 AZN. Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.