Владимирский собор (Херсонес Таврический). Свято-владимирский кафедральный собор в херсонесе 3d херсонес свято владимирский кафедральный собор

Адрес: г. Севастополь, ул. Древняя, 1, 299045

Телефон: 24-21-15

Как добраться: сесть на автобус № 22, следующий в направлении от 5-го км до музея Херсонес.


Владимирский кафедральный собор в Херсонесе - православный храм Московского Патриархата на территории Херсонеса Таврического (территории Гагаринского района Севастополя).

Свято-Владимирский кафедральный собор в Херсонесе – храм – памятник, который поражает своей красотой и величием. Эта православная святыня увековечила принятие христианства князем Владимиром.

По церковным преданиям и историческим свидетельствам, крещение Великого князя Влади́мира Святославича состоялось в 988 году в городе Херсонесе (греч.) , или Корсуни (слав.), руины которого являются на сегодняшний день объектом культурного наследия Российской Федерации, а также - главной достопримечательностью и местом археологических исследований федерального музея заповедника «Херсонес Таврический» в г. Севастополе.

Согласно Житию Святого равноапостольного великого князя Владимира Святославовича и историческим свидетельствам, крещение Великого князя Владимира состоялось в 988 году в городе Херсонесе или Корсуне (так его называли древние славяне, ныне - Национальный заповедник «Херсонес Таврический» в г. Севастополе).

В «Повести временных лет» преподобный Нестор Летописец упоминает про городскую соборную церковь: «посреди града, где собираются корсунцы на торг», которая, как предполагают некоторые историки, могла быть наиболее вероятным местом судьбоносного для всей Руси события.

Впервые идея увековечивания места Крещения Святого равноапостольного великого князя Владимира была высказана в 1825 году в докладной записке императору Александру I и принадлежала главнокомандующему Черноморским флотом и портов вице-адмиралу А. Грейгу. Именно по его инициативе в Херсонесе в 1827 году были проведены археологические раскопки под руководством К. Крузе, которые обнаружили руины трех древних христианских храмов, и среди них – остатки крестоподобной базилики в центре главной площади города.

В начале 30-х годов XIX века историки Ф. Дюбуа де Монпере и Н. Мурзакевич пришли к выводу, что именно это древняя базилика была тем самым храмом Рождества Божьей Матери, в котором в 988 году принял Святое Крещение Святой равноапостольный великий князь Владимир. Таким образом все колебания по поводу определения места сооружения в Херсонесе Собора во имя Святого равноапостольного великого князя Владимира – Крестителя Руси, развеялись, и он должен был предстать над руинами древней святыни.

Уже в 1850 году ходатайством святителя Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического, тут была основана Свято-Владимирская обитель.

Проект собора святого Владимира – памятника Крещению на территории Херсонесского монастыря был утвержден лично императором Александром II 2 июля 1859 года. 23 августа 1861 года состоялась торжественная закладка нового собора. Императорская чета – Александр II и Мария Александровна, сопровождаемые большой свитой, после торжественного молебна, уложили золотые десятирублевые монеты на первые каменные блоки будущего храма. Царь пожертвовал деньги на колокол весом 11 пудов, который был отлит из меди. А Великий князь Владимир Александрович стал ктитором (покровителем) соборного храма, 14 августа 1867 года он собственноручно заложил основание главного престола святого Владимира, водрузил мраморный крест для святых мощей и положил камень в стене горнего места. Стены собора возводили вокруг остатков древнего храма, которые прикрыли мрамором. На месте купели установили плиту из темно-серого мрамора с белым крестом. Впереди купели стоял аналой для возложения святых мощей с надписью: «Часть мощей святого Благоверного Великого князя Владимира, перенесенная в Херсонесский монастырь в июле месяце, по повелению в Бозе почившаго Императора Александра II». Купель и аналой ограждала ажурная решетка из белого мрамора.

Автором проекта выступил академик архитектуры Давид Гримм. Интересно, что Свято-Владимирский собор в Херсонесе стал первым выдающимся сооружением, которое спроектировал этот архитектор. За свою работу Д. Гримм был удостоен звания профессора и права преподавания в академии.

Строительство собора продолжалось в течение тридцати лет и было закончено только к 1891 году. Величественный двухэтажный собор в византийском стиле был хорошо виден отовсюду, так как стоял на открытом месте. Это был один из самых больших соборов страны и представлял собой шедевр архитектурного искусства: высота – 36 метров, общая площадь – 1726 квадратных метров, диаметр купола –10,5 метров. Собор мог вместить до тысячи верующих.

Толщина его стен достигала метра. Поражало своим великолепием и внутреннее убранство храма: мозаичные полы, мраморные колонны. Над росписью Владимирского собора трудились известные художники - академик живописи Алексей Корзухин (один из оформителей храма Христа Спасителя в Москве), профессор Тимофей Нефф, Иван Малышев, Николай Майков. Работой руководил автор проекта Форосской церкви академик Николай Чагин.

Средства на возведение Свято-Владимирского собора собирали всей Россией по подписке. Когда срок действия ее истек, люди потребовали продлить сбор денег. Из-за дефицита средств постройка храма затянулась на три десятка лет.

Внутреннее убранство собора было очень богато. Внешний вид собора также отличался монументальностью, торжественностью и величием. В плане это была трехнефная базилика, сочетающаяся с архитектурно подчеркнутыми формами крестово-купольного храма.

Расположенный на главной площади древнего города, собор занимал почти всю ее величину и поражал своими размерами. На 36-метровой высоте отливала блеском цинковая черепица огромного купола. Основание храма подчеркивалось трехступенчатым цоколем из больших блоков светлосерого гаспринского мрамора. Замена в облицовке предусмотренного проектом порфира на плиты местного песчаника теплого желтоватого оттенка оказалась как нельзя более оправданной для зрительного восприятия здания, не допустив контраста с окружающими древними постройками.

Арки окон первого яруса верхнего храма опирались на 54 колонны темного мрамора из Карары, выделяя галерею, которая шла вдоль трех фасадов. Темный мрамор колонн подчеркивал пленительную белизну мраморных баз и капителей строгого тонкого профиля. Полы первого и второго этажей были выложены мозаикой белого, красного, желтого и черного цвета.

Эта гамма была обычной для средневековых храмов Херсонеса. Сочетание декоративного оформления с торжественным убранством храма производило сильное впечатление.

Работы по убранству храма начались только накануне празднования 900-летия Крещения Руси. Расписать и украсить грандиозный собор до знаменательной даты не удалось, поэтому 13 июня 1888 года ко дню памяти равноапостольного князя Владимира был освящён только Нижний храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в котором был установлен деревянный резной иконостас. В том же году начались работы по обустройству интерьера Верхнего храма, руководство которым было поручено архитектору Николаю Чагину. Росписи и иконы для центрального иконостаса Херсонесского собора исполнил академик живописи Алексей Корзухин. Кроме того в интерьере храма были использованы исполненные в 50-е годы XIX века живописные произведения академика Т. А. Нефф и художника Ф. Н. Рисса, иконы мастеров Н. А. Майкова и Евграф Сорокина. Мраморные работы (иконостас Верхнего храма, мозаичный пол собора, мраморная балюстрада вдоль солеи и т. д.) были исполнены итальянскими мастерами Й. Сеппи и братьями Баскарини. Торжественное освящение главного престола Князь-Владимирского собора совершил 17 октября 1891 года архиепископ Таврический и Симферопольский Мартиниан (Муратовский), хотя окончательное оформление храма было завершено только в 1894 году.

Правый придел собора был освящён 12 июля 1892 г. во имя святого благоверного Князя Александра Невского. Левый престол собора был освящён во имя святого Апостола Андрея Первозванного.

Верхний храм украсили работы А.И. Корзухина «Тайная вечеря», «Крещение Господне», «Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий» и еще 72 иконы. В алтаре Верхнего храма находится Корсунская чудотворная икона Божьей Матери. По легенде, эту икону в Херсонес перенес сам князь Владимир.

В нижнем храме располагается самая главная святыня – исторические руины древней церкви, в которой, по преданию, крестился князь Владимир. На месте купели установлена плита из темно-серого мрамора с белым крестом, а рядом находится аналой с надписью: «Часть мощей святого Благоверного Великого князя Владимира, перенесенная в Херсонесский монастырь в июле месяце, по повелению в Бозе почившаго Императора Александра II». Эта ценнейшая реликвия была передана в собор из Малой домовой церкви Зимнего дворца в Санкт-Петербурге в 1859 году. Купель и аналой ограждает ажурная решетка из белого мрамора. Среди святынь собора частицы мощей 115 святых, прославленных в Православной Церкви.

В нижнем храме собора также находился правый боковой придел святого Мартиниана. В этом приделе и были погребены тела архиепископа Мартиниана, скончавшегося в 1898 г., и настоятеля монастыря преосвященного Иннокентия (Солотчина), скончавшегося в 1909 г.

Ещё в 1859 году из Малой домовой церкви Зимнего дворца в Санкт-Петербурге в Херсонес было передано в мраморном ковчеге в виде Евангелия частичку мощей святого равноапостольного князя Владимира. Эту святыню после сооружения Владимирского собора поместили в Нижнем храме рядом с историческими руинами древней базилики. В алтаре верхнего храма находился список с чудотворной Корсунской иконы Божьей Матери, по преданиям, перенесенной князем Владимиром из Херсонеса. Всего в собор было передано мощи 115 святых.

Владимирский собор всегда был в центре духовной жизни, его часто посещали представители императорской семьи и царствующих домов Европы. В разное время здесь побывали принц Прусский Альберт, принц Карл Румынский, князь Сербский Милан Обренович, принц Великобритании Альфред герцог Эдинбургский.

После того, как в Крыму к власти пришли большевики, в 1924 году Владимирский собор был закрыт и передан херсонесскому музею. Все церковное имущество также перешло музею. Из собора были изъяты древние иконы, утварь и вещи, изготовленные из золота и серебра, драгоценные камни, книги и облачения священников.

Во время Великой Отечественной войны Владимирский собор дважды был поврежден. Во время осады города в купол собора попал крупно-калиберный снаряд. В период оккупации в черте собора немцы складировали те экспонаты музея, которые планировали вывезти с территории Херсонеса Таврического, однако осуществить запланированное захватчикам не удалось, так как 9 мая 1944 года г. Севастополь был освобождён. Тем не менее, перед отступлением немцы взорвали здание Свято-Владимирского Собора, сохранилось лишь 2/3 строения.

После Великой Отечественной войны собор долгое время стоял разрушенным, даже к 1000-летнему юбилею Крещения Руси не нашлось денег на его восстановление. Руины собора возвышались над развалинами древнего города и сами казались такими же древними – трудно было поверить, что еще в начале века это был величественный и очень красивый храм.

Работы по его восстановлению начались в конце 1990-х годов, хотя активное развитие они получили только в 2000 году. Проект восстановления храма разрабатывался киевским институтом «Укрпроектреставрация» под руководством архитектора Евгения Осадчего, эскизы религиозной живописи внутреннего убранства собора выполнены художниками Санкт-Петербургской Академии художеств, А. И. Петровой, А. С. Пигарёвым в 2001 году.

С 2002 года во Владимирском соборе была воссоздана роспись художниками из Киева, Санкт-Петербурга и Крыма, которые восстановили утраченную живопись академиков А. И. Корзухина, Т. А. Неффа, монументальные композиции: в куполе «Святой Дух» (авторы - Л. Стебловская, Е. Ревенко), «Крещение Господне» (исполнитель А. Дмитренко по по эскизу К. Поповского, фотоматериалам РГИА, ф.812), «Преображение Господне» (исполнители Л. и Н. Дмитренко по по эскизу А. С. Пигарёва, фотоматериалам РГИА, ф.812), и центральная композиция в алтаре храма «Тайная Вечеря» (в соавторстве А. Пигарёв, А. Петрова, К. Поповский). Иконы для мраморного иконостаса Верхнего храма были написаны художниками А. и Н. Дмитренко по по эскизам А. Пигарёва и А. Петровой, фотоматериалам РГИА, ф.812.

Первое пасхальное богослужение было совершено 5 мая 2002 года – впервые за 77 лет. В тот же день вновь зазвучал колокол на берегу моря. У этого колокола очень интересная история. Он был отлит в 1776 году из трофейных пушек, захваченных у неприятеля во время русско-турецкой войны 1768-1774 годов, и установлен в монастыре. Во время Крымской войны французы вывезли колокол в Париж, спустя годы он был обнаружен на звоннице собора Парижской Богоматери. Много лет раздавался над французской столицей его голос, пока в 1913 году французы, в знак дружбы с Россией, не вернули колокол на родину, в Херсонес, где его подняли на звонницу Владимирского собора. Херсонесский колокол не только призывал на службу монахов, он служил звуковым маяком: в тумане его голос предупреждал корабли, находящиеся в море, о близком скалистом береге. Когда в 1925 году монастырь закрыли и сняли все колокола, один установили на берегу для звона в ненастную погоду. Им оказался тот самый, вернувшийся из Франции. Колокол пережил две войны: гражданскую и Великую Отечественную, следы от пуль и осколков на его медных боках свидетельствуют о тех грозных годах. И все же херсонесский колокол уцелел. В 60-е годы XX века его лишили языка, и колокол замолчал. Только иногда мальчишки бросали в него камни и слышали в ответ его негромкий звон. Но вот закончилось молчание колокола - и у Владимирского собора началась новая жизнь.

Освящение главного алтаря воссозданного Херсонесского Свято-Владимирского состоялось 3 апреля 2004 года, а уже через неделю в нём совершили Пасхальное богослужение.

Сегодня в Свято-Владимирском кафедральном соборе регулярно проводятся богослужения, совершаются Таинства Крещения и Венчания.


Как и сам Херсонес Таврический, Владимирский собор многое пережил и повидал за время своего существования, хотя он несравненно моложе древнего полиса. Предположительно, его возвели в том самом месте, где стояла византийская базилика, в которой крестился Владимир Святославич, прозванный в народе Красное Солнышко. Бездеятельность властей привела к тому, что храм едва ли не был потерян – только благодаря усилиям неравнодушных граждан его спасли и сохранили для потомков.

Где находится церковь в Севастополе?

Свято-Владимирский собор расположен в черте Севастополя, на территории историко-архитектурного комплекса «Херсонес Таврический». Точное месторасположение – Гагаринский район, ул. Древняя.

Храм на карте Крыма

Открыть карту

История возведения в Херсонесе Таврическом

Впервые вопрос о постройке православного собора, посвященного девятисотлетию Крещения Руси, подняли в 1825 г. – инициатива исходила от командующего Черноморским флотом в Крыму адмирала Грейга. С этим предложением он обратился к Александру I, одобрившему его проект. С 1827 г. под руководством мичмана Крузе в Херсонесе велись раскопки, целью которых было обнаружение церкви, где крестился Великий князь Киевский.

Археологи нашли руины нескольких старинных культовых объектов, но предпочтение отдали крестообразной византийской базилике, находившейся на центральной городской площади – как наиболее вероятному месту крещения Владимира. Тем не менее, по ходатайству адмирала Лазарева, утвержденному в 1836 г. Николаем I, возведение началось, но совсем там – в самом .

К прежнему проекту вернулись лишь в 1852 г., но строительство снова пришлось отложить, на этот раз из-за разгоревшейся . Лишь в августе 1861 г., в присутствии Александра II, состоялась церемония закладки, а Владимирский собор в Херсонесе начал строиться при деятельном участии императорской семьи. Его возводили по проекту академика Гримма, хотя руководил операцией гениальный инженер и архитектор Арнольд, а убранством и росписями занимался академик Чагин.

Основание православной святыни завершилось в 1877 г., но оформление и роспись продолжались еще почти два десятилетия – как не спешил Чагин закончить их к знаменательной дате, ему это так и не удалось. Окончательно работы по декорированию окончились в 1894 г. В них приняли деятельное участие академики Корзухин и Нефф, иконописцы Майков и Сорокин, художники Рисс, Тихобразов и Молокин, скульпторы Сеппи и братья Баскарини.

Тяжелые времена

После установления в Крыму советской власти в 1922 г. из блиставшего роскошью Владимирского храма изъяли всю драгоценную утварь, а его закрыли и передали новообразованному музею на Херсонесском городище. Однако в нем проводили недолго, в 1924 г. его закрыли для посещений и фактически забросили, несмотря на все просьбы прихожан позволить им проводить в нем службы.

После этого церковь начали систематически разграблять, она ветшала, начала постепенно разрушаться. В годы войны в нее угодила бомба, полностью разрушившая купол, а в 1944 г., перед , немцы по приказу оберста Кольба взорвали ее. К 1000-летию крещения Руси, как и Херсонес Таврический, Владимирский собор, находившийся в руинах и представлявший собой жалкое зрелище, «гармонично дополнял» общий пейзаж городища.

Второе рождение церкви

В 1997 г. началось первое после окончания ВОВ восстановление. На стартовом этапе проводилась внешняя реставрация , закончившаяся в 2001 г., а в течение следующих пяти лет велись работы по реконструкции внутреннего убранства и настенных росписей. 3 апреля 2004 г. освятили главный алтарь, а в 2006 г. реставрационные манипуляции закончились и Свято-Владимирский собор в Севастополе возник в первозданном виде, о чем можно судить по фото начала прошлого века.

Чем интересен Владимирский собор?

Главной его достопримечательностью сейчас является чудом уцелевший список чудотворной иконы Корсунской Божией Матери, написанной в I веке апостолом Лукой.
Отметить также нужно воссозданный по фотографиям мраморный иконостас с резным деревянным киотом, покрытым позолотой, с 8-ю образами, увенчанными куполом. Интересны и восстановленные крымскими и киевскими художниками монументальные купольные композиции Корзухина и Неффа «Святой Дух», «Крещение Господне» и «Преображение Господне». Гости Севастополя выделяют и заново отреставрированную композицию «Тайная Вечеря» — центральный сюжет главного алтаря, а также полностью восстановленные стенные росписи и витражи.

Совсем рядом расположены , один из самых известных его монументов – Базилика в базилике с остатками изящных колон и прекрасным мозаичным полом. Неплохо сохранившиеся Западные врата с обломками крепостной стены и угловой башней Зенона, обращенной к морю, также достойны посещения, как и Херсонесский театр, вмещавший до 3000 зрителей, где проводились театрализованные представления и гладиаторские бои. Знаменитый на берегу моря, отлитый в 1776 г. из трофейных турецких пушек, впервые зазвучавший после долгих лет молчания 5 мая 2002 г., в день первого с 1926 г. богослужения во Владимирском соборе – это отдельная тема для статьи.

Как добраться до святыни?

Доехать до Владимирского собора в Севастополе вы сможете и на общественном, и на личном транспорте – сложностей возникнуть не должно. Выбрав первый вариант, на Центральном автовокзале садитесь на автобус №107 или №195, выходить нужно на остановке «ул. Дмитрия Ульянова», откуда вам придется пройти порядка 1 км в северном направлении – и все, вы на месте. От «5-го км Балаклавского шоссе» практически до самого храма также ходит маршрутка — №22, ваш выход – ост. «Херсонес Таврический».

На машине добраться до церкви от центра города-героя вы сможете так:

Открыть карту

Туристу на заметку

  • Адрес: улица Древняя, 1, Севастополь, Крым, Россия.
  • Координаты: 44.612148, 33.493311.
  • Телефон: +7-8692-24-21-15.
  • Официальный сайт: https://vk.com/club124998553
  • Расписание богослужений: можно узнать по ссылке выше.

Владимирский собор в Херсонесе оставляет незабываемые впечатления – об этом свидетельствуют многочисленные отзывы тех, кто в нем побывал. А тем же, кто отправляется на отдых в Севастополь, непременно стоит его посетить – это не займет много времени, да и потрачено оно будет не зря. В заключение предлагаем небольшой видео ролик об этом умиротворяющем месте.

Владимирский собор  - собор во имя святого равноапостольного князя Владимира возведенный в XIX веке к 900-летию крещения Руси на территории Херсонеса Таврического , на месте крещения князя Владимира в Крыму .

Восстановленный Свято-Владимирский собор в Херсонесе поражает величественностью, красотой и соразмерностью линий. В нижнем храме складывается ощущение присутствия в древней христианской церкви. Верхний храм, залитый светом, яркий, восхищает превосходной росписью, изящным иконостасом, выполненным в Италии. А под куполом парит серебристый голубь - символ Святого Духа.

История

Идея о создании на Херсонесе храма в память крещения здесь князя Владимира принадлежала еще архиепископу Иннокентию (Борисову). В 1825 году главнокомандующий Черноморским флотом А. С. Грейг подал императору Александру I докладную записку о сооружении небольшого храма в византийском стиле и богадельни. Чтобы определить, где же крестился князь Владимир, в Херсонесе в 1827 году мичман Н. Крузе начал проводить первые археологические расковки. Деньги на строительство церкви собирали по подписке. Но в 1836 году Император Николай I, уступив просьбе адмирала М. П. Лазарева, принял решение о строительстве Владимирского собора в Севастополе.

В 1852 году вопрос о строительстве собора на главной площади Херсонеса возник вновь, даже разработали проект, однако помешала война. Автором нового проекта стал архитектор Давид Иванович Гримм (1823–1898). 2 июля 1859 года проект храма утвердили, а 18 августа создали строительный комитет. Место для возведения собора предложил граф А. С. Уваров, он производил раскопки и обнаружил на месте бывшей главной площади города древнюю базилику. По его мнению, она и была тем самым храмом Рождества Божией Матери, в котором в 988 году крестился Владимир.

23 августа состоялась торжественная закладка нового собора. После молебна Император Александр II и Императрица Мария Александровна уложили золотые десятирублевые монеты на первые каменные блоки будущего храма. Царь и царица пожертвовали богатый серебряный с позолотой оклад, украшенный драгоценными камнями, к чудотворной иконе Корсунской Божией Матери и деньги на медный колокол весом 11 пудов. А Великий князь Владимир Александрович стал ктитором (покровителем) соборного храма, 14 августа 1867 года он собственноручно заложил основание главного престола святого Владимира, водрузил мраморный крест для святых мощей и положил камень в стене горнего места.

Стены собора возводили вокруг остатков древнего храма, которые прикрыли мрамором. На месте купели установили плиту из темно-серого мрамора с белым крестом. Впереди купели стоял аналой для возложения святых мощей с надписью: «Часть мощей святого Благоверного Великого князя Владимира, перенесенная в Херсонский монастырь в июле месяце, по повелению в Бозе почившаго Императора Александра II». Купель и аналой ограждала ажурная решетка из белого мрамора.

Возведение храма завершили в 1877 году. Величественный двухэтажный собор в византийском стиле был хорошо виден отовсюду, так как стоял на открытом месте. Нижнюю часть храма облицевали плитами светло-серого гаспринского известняка. Среднюю - украсили четырехконечные кресты и колонны из каррарского мрамора, на которые опирались оконные арки. Купол, увенчанный большим золоченым крестом, покрыли цинковой черепицей. С двух сторон храма устроили гранитные лестницы, ведущие на второй этаж. Расписывали собор святого Владимира известные художники.

Верхний храм украсили работы А. И. Корзухина «Тайная вечеря», «Крещение Господне», «Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий» и еще 72 иконы. Чтобы быстрее закончить отделку храма, художники применяли новаторские способы: большинство живописных работ выполнили в Петербурге на линолеуме, а затем доставили в Крым, и уже в соборе монтировали на камышовую основу, предохранявшую их от главного врага - влаги. Так была выполнена «Тайная вечеря», занявшая 9 метров в длину и 5 метров в высоту. Талантливый художник-самоучка крестьянин И. Т. Молокин расписал алтарь в южном притворе Александра Невского и отреставрировал пришедшие в ветхость иконы, изготовленные для храма еще в 1849–1850 гг.

Внутреннее убранство собора было богато. В нижнем храме роскошь отделки, тонкая работа иконостаса, сверкающая мраморной белизной, контрастировали с грубой бутовой кладкой древней базилики - основной святыни храма. В верхнем храме нижнюю часть стен облицевали темно-пурпурным каррарским мрамором, панели завершались светло-розовым карнизом. Арочные окна первого яруса опирались на 54 мраморные колонны, образуя галерею. Пол выложили мозаикой из белых, красных, желтых, черных кубиков, таких же, какие использовали в мозаичных узорах древнего Херсонеса. В окна вставили стекла красного и желтого цвета, отчего даже в пасмурную погоду храм казался наполненным теплым светом.

Собор святого Владимира имел пять престолов, которые освящали в несколько этапов: сначала нижний храм во имя Рождества Богородицы, это произошло 13 июля 1888 года, в годовщину 900-летия крещения Руси. Верхний храм имел три престола. Главный во имя святого равноапостольного князя Владимира освятил 17 октября 1891 года архиепископ Таврический и Симферопольский Мартиниан (Муратовский) в присутствии К. П. Победоносцева. Именно в этот день, как гласила надпись на левой части иконостаса, совершалось «благодарное воспоминание дивного спасения благочестивейшего Императора Александра III и всего августейшего семейства его от грозившей при крушении поезда опасности». Северный придел освятили во имя святого апостола Андрея Первозванного. И, наконец, 12 июля 1892 года освятили южный придел во имя князя Александра Невского. Три десятилетия неустанных забот, переживаний и великих трудов завершились рождением величайшего собора. В том же году в соборе установили иконостас.

Иконостас главного храма выполнили из мрамора итальянские мастера Сеппи и Баскерини. Все основные части, панели, кресты, они изготовили у себя на родине в Серавессе близ острова Карары, в Херсонесе же произвели окончательную обработку. На правой стороне иконостаса установили позолоченный резной деревянный киот. На нем в два яруса разместились восемь образов, их венчал купол с крестом. Перед киотом стоял мраморный постамент для возложения святых мощей князя Владимира с надписью: «О Преблаженне и Всехвальне Княже Владимире, мир и здравие и твердую державу моли подати Императору нашему и велию ости». На левой стороне иконостаса такой же киот, воздвигнутый в честь чудесного спасения царской семьи при крушении поезда 17 октября 1888 года. Перед ним стоял аналой для возложения складня с образом Спаса Нерукотворного, который был с Императором в тот печальный день и пожертвованный им Херсонесскому монастырю. Мастера И. Т. Сафронов, И. А. Морозов выполнили бронзовые Царские врата, изготовили паникадила, лампады и фонари. В храме нижнего этажа придворный мастер Тихонов установил деревянный резной иконостас, восхищавший тонкостью и изяществом работы. Не уступал ему в красоте ореховый иконостас верхнего храма, изготовленный в мастерской Владимира Корецкого.

В соборе хранился список чудотворной иконы Корсунской Важней Матери. Это одна из икон, написанных апостолом Лукой в I веке, хранившаяся в городе Эфесе. Список с иконы привезла византийская принцесса Анна в Корсунь, а затем 9 октября 988 года ее перенесли в Киев. Со святителем Иоакимом Корсунянином икона попала в Новгород, там она хранилась в Софийском соборе. В 1571 году русский царь Иван Грозный покорил новгородцев и перевез в Москву Корсунокую и Иерусалимскую иконы Божией Матери, поместив их в Успенском соборе.

Во Владимирском соборе покоились 115 частиц мощей святых. Здесь также был похоронен архиепископ Таврический и Симферопольский Мартиниан. Слева от входа в нижний храм над его могилой устроили на средства настоятеля монастыря Иннокентия (Солотчина) небольшой придел, освященный во имя преподобного Мартиниана. В западной части этого придела погребен и сам Иннокентий, умерший в 1919 году.

Последнюю службу в Херсонском монастыре совершили во Владимирском соборе в 1926 году в престольный праздник. Отныне собор святого Владимира стал историческим и архитектурным памятником. Правда, в сентябре 1925 года внутрь собора пробрались грабители, они разобрали часть крыши и разбили стекла. Через дыру в крыше проникла вода и серьезно повредила стенную живопись храма. Во время Великой Отечественной войны в собор попала бомба, от взрыва которой разрушился купол. А весной 1944 года по приказу немецкого оберега Кольба собор заминировали, от взрыва провалились перекрытия, поддерживающие ярусы, по стенам пошли трещины. Погибли, оставшись совершенно незащищенными, остатки внутреннего убранства.

Собор долгое время стоял разрушенным, даже к 1000-летнему юбилею крещения Руси не нашлось денег на его восстановление. Руины собора возвышались над развалинами древнего города и сами казались такими же древними - трудно было поверить, что еще в начале века это был величественный и очень красивый храм.

В 1992 году Владимирский собор вновь передали Церкви, прихожане привели в порядок приделы и северный притвор Нижнего храма и начали проводить Богослужения. А в 1997 году Кабинет министров Украины принял решение о восстановлении храма. Реставрационные работы планировали провести в два этапа. К 28 июля 2001 года завершили все внешние строительные работы: возвели разрушенные стены, купол покрыли медной кровлей, установили крест, в окнах снова красуются витражи.

5 мая 2002 года в соборе прошла первая Пасхальная служба, на которой присутствовал президент Украины Л. Д. Кучма. В тот же день вновь зазвучал колокол на берегу моря.