Парусные суда начала века

ИСТОРИЯ СУДОСТРОЕНИЯ

СУДОСТРОЕНИЕ 3"200и

ИМПЕРАТОРСКАЯ ЯХТА «КОРОЛЕВА ВИКТОРИЯ»

Э. П. Игнатьев _

31 мая 1 844 г. император Николай I в сопровождении свиты прибыл в Англию для решения ряда внешнеполитических вопросов. Русский царь был принят английским двором со всеми подобающими ему почестями. С борта яхты «Виктория и Альберт» вместе с королевой Викторией наблюдал показательные гонки яхт. Организация парусного спорта, находившегося в Англии под покровительством королевского двора, как средство объединения аристократии, пришлась по душе русскому императору - в 1 846 г. по высочайшему повелению, был создан Императорский Санкт-Петербургский яхт-клуб.

В описываемый период гоночные яхты в России не строились, поэтому в 1 844 г. по рекомендации командора Королевского западно-

го яхт-клуба лорда Маунт-Эджком-ба на верфи Дж. Уайта в г. Корк на о. Уайт заказали двухмачтовую шхуну, которой предстояло стать личной яхтой русского императора. Любопытно, что сам Дж. Уайт узнал о назначении яхты уже в процессе постройки. Одна из вероятных причин - то, что платежи за выполняемые работы вначале переводились в Санкт-Петербургский торговый дом «Гарманов и К°», оттуда - в лондонский банк «Кутей и К°», который и вел все расчеты с верфью . В ходе строительства Николай I обратился с просьбой к английскому королевскому двору разрешить присвоить яхте наименование - «Королева Виктория». Такое разрешение, естественно, незамедлительно было получено.

Схема расположения внутренних помещений и план парусности яхты «Королева Виктория»:

1,2 - апартаменты императора: салон и спальня; 3 - каюта командира; 4 - кормовая (дамская) каюта; 5 - помещения офицеров; 6 - буфет; 7- помещение для нижних чинов; 8 - форпик; 9 - шкиперская каюта; 10 - камбуз

Учитывая важность заказа, средств на лучшие материалы не жалели. Для отделки внутренних помещений использовали розовое дерево и клен с рисунком «птичий глаз». Неслучайно, еще на стапеле, современники называли яхту «плавучим дворцом». Носовым украшением яхты, выполненным мастерами Гелкие-ром и Голлом, стала вырезанная из дерева фигура королевы Виктории со скипетромдержавой в руках [ 1 ].

Оборудование внутренних помещений велось прямо на стапеле. Накануне спуска на верфь доставили для украшения средней каюты (салона) десять картин, выполненных английским художником Н. М. Конди-младшим по специальному заказу. Сюжетами полотен стали визит Николая I в Англию, заход отряда русских кораблей и гонки яхт. Картины раскрепили на переборке в сочетании с зеркалами, что сразу придало судовому помещению изысканность дворцового апартамента. В целом, снабжением яхты занималось более двух десятков фирм, даже обмундирование команды шилось по специальному заказу; завод Стоке в г. Минтон изготовил для яхты парадный сервиз.

Императорская яхта «Королева Виктория» имела длину по ГВЛ 28,06, ширину - 7,2 м, водоизмещение составляло 257 т. Набор, обшивка, настил палубы были выполнены из дуба и тика. Для отделки внутренних помещений (например, аптеки) использовался яванский тик. В корпусных конструкциях были применены исключительно медные крепления, только для соединения шпангоутов с бимсами установили железные кованые кницы.

Среднюю часть судна занимали императорские апартаменты (салон-столовая и спальня). Ближе к корме находились каюты командира и офицеров, двухместная дамская каюта. Значительный объем занимал камбузный отсек, находившийся в носу от салона и состоявший из собственно камбуза, продовольственной кладовой и буфета. Помещения для нижних чинов традиционно находились в носовой части яхты.

Яхта несла простое и довольно эффективное вооружение гафель-ной шхуны с прямыми парусами на фок-мачте. На мачтах имелись специальные лебедки для облегчения работы со снастями, а вот управля-

СУДОСТРОЕНИЕ 3"2üOO

нстория судостроения

лась «Королева Виктория» простым румпелем, что увеличивало нагрузку на рулевых, но одновременно позволяло практически мгновенно реагировать на изменения направления и силы ветра. На верхней палубе установили четыре карронады, использовавшиеся, главным образом, для салютов и подачи звуковых сигналов. «Иностранное» наименование яхты послужило, видимо, причиной необычного решения - вместо традиционного для русских кораблей образа Св. Николая Чудотворца для нижних чинов «Королевы Виктории» приобрели икону Св. Великомученика Виктора.

1 0 июня 1 846 г. в присутствии представителей русского дипломатического корпуса, руководства английских яхт-клубов, в торжественной обстановке яхта «Королева Виктория» сошла на воду. Через несколько дней новое судно посетил генерал-адмирал великий князь Константин Николаевич, высоко оценивший качество выполненных работ. Окончательная стоимость значительно превысила предварительную и составила 1 2 778 ф. ст. После принятия необходимых запасов, яхта с английским экипажем под командованием капитана У. Поуэлла вышла в море и 1 сентября 1 846 г. стала на якорь на Большом кронштадтском рейде. За безаварийный переход капитану Поуэллу по приказанию Николая I вручили золотую табакерку, штурману Дж. Роуланду - перстень с бриллиантом, прочие моряки удостоились денежных наград .

Яхта «Королева Виктория» состояла в числе судов Гвардейского экипажа и одновременно - в Императорском Санкт-Петербургском яхт-клубе, регулярно участвуя в гонках, где, несмотря на хорошие ходовые качества, ей никак не удавалось занять призового места. Такое положение дел вызвало неудовольствие Николая I, и летом 1 850 г. командир яхты лейтенант Панафидин получил приказание - перегнать «Королеву Викторию» в Англию, чтобы на месте, консультируясь со строителем и капитанами английских яхт, улучшить ходовые качества вверенного ему судна.

1 3 июля императорская яхта покинула Кронштадт, а 2 августа стала на якорь на рейд Портсмута. Повторные ходовые испытания, про-

«Королева Виктория» на Неве

веденные вместе с английскими яхтсменами и судостроителями, позволили сделать ряд выводов: без коренных переделок по корпусу скорость хода было увеличить невозможно; яхта хорошо управлялась, но площади парусов было недостаточно, следовало добавить марсель на фок-мачте; по своим качествам яхта являлась скорее морским прогулочным судном, нежели гоночным. В качестве частичной меры Дж. Уайт считал возможным изменить носовые обводы яхты и, предлагая свои услуги, писал: «... я бы вменил себе в особенную честь, если она (перестройка) поручена была мне, я употребил бы все мои старания, чтобы построить государю императору правильную яхту, такого ходока, который во всех отношениях не имел бы себе подобного» . Вместе с письмом Дж. Уайт передал лейтенанту Панафидину чертеж парусности яхты с предполагаемыми изменениями, модель и чертеж носовой оконечности. 17 сентября «Королева Виктория» вернулась в Кронштадт. Высочайшего повеления на перестройку яхты не последовало, привезенную модель передали в модель-камеру, а все работы ограничили увеличением парусности.

Высокое качество работы и первоклассные материалы позволили увеличить срок эксплуатации - только 5 ноября 1 863 г. яхту «Королева Виктория» подняли в деревянный эллинг для капитального ремонта - тимберовки. Однако после снятия

обшивки и палубного настила стало ясно, что большая часть набора и все бимсы, кроме киля, ахтерштевня и половины форштевня, поражены гнилью. Из-за отсутствия теоретического чертежа вначале установили прямые и бухтовые рыбины, вместо дефектных деталей набора - новые, вырубленные из курляндского дуба. Продольную прочность корпуса увеличили за счет конструкции привального бруса и нижнего планширя. Деревянный брашпиль заменили более компактным металлическим. Крепление утлегаря сделали более надежным и удобным, паруса сшили из более тонкой парусины.

Столярные работы во внутренних помещениях, установка настила верхней палубы и фальшборта, обивка мебели и доставка ковров поручались по контракту подрядчику Жерве, который успешно справился с порученным заданием. Столяры приступили к работе 26 марта 1864 г., а 27 июня яхта сошла на воду имея 9,6 т балласта, деформации (перегиба) не оказалось. Любопытно, что ни руководство верфи, ни офицеры яхты не имели данных о правильной балластировке яхты. Пришлось запрашивать строителя - Дж. Уайта.

25 июля все работы были закончены, и 1 1 августа «Королева Виктория» вышла из Санкт-Петербурга в Кронштадт, где до 24 сентября вновь набранный экипаж осваивал управление яхтой, попутно подгоняли паруса и определили девиацию.

ИСТОРИЯ СУДОСТРОЕНИЯ

СУДОСТРОЕНИЕ У"гООО

С мая 1 865 г. яхта первоначально совершала непродолжительные выходы на Петергофский рейд и только 22 июля под командованием лейтенанта К. Небольсина вышла в самостоятельное плавание, где у полуострова Гангут присоединилась к эскадре под флагом генерал-адмирала великого князя Константина Николаевича, которая заходила в крупные порты Швеции и Дании. Впоследствии командир отмечал: «В Стокгольме яхта стояла у шведского королевского яхт-клуба, причем посетители беспрестанно сменялись одни другими, в особенности их приводила в восторг столовая, которая действительно громадна и роскошна для такого небольшого судна» .

самостоятельно следовать в Кронштадт. В ночь с 1 8 на 19 августа, когда яхта подходила к южной точке острова Го гланд лопнул медный обух наветренного грот-штага, а следом сама грот-мачта переломилась на высоте около 3 м от верхней палубы, рухнув на правый борт. Убедившись, что пострадал только фальшборт, моряки обрубили грот-ванты и сбросили мачту за борт. При этом из воды удалось поднять грота-гафель, грот, часть блоков и такелажа. Мачту вначале пытались буксировать, но командир, опасаясь за целостность корпуса, решил отказаться от этой рискованной операции. Днем к яхте подошел винтовой клипер «Алмаз» и отвел аварийное судно в Санкт-Петербург, где «Королеве Виктории» предстояло пройти восста-

новительный ремонт. Причиной потери мачты командир считал отсутствие топрика - снасти, соединяющей топы мачты.

Виктория - (от латинского) - победа, победительница.
Производные : Викторка, Викта, Виктуся, Вика, Викуша, Вита, Витуля, Витуся, Витуша, Витяня, Вира, Тора, Тоша, Туся.

Темпераментна. Обычно упрямица. В работе с ленцой, но обладает
незаурядным вкусом. Спортивна, с осанкой чемпионки, фотогенична. Любит
быть в центре внимания. Позволяет себе экстравагантность. Для мужчин
опасна: создается всегда впечатление, что увлечена другим...

Виктория в римской мифологии богиня победы, соответствует греческой
Нике. Изображалась крылатой, иногда на колеснице, с лавровым венком в
руке, которым венчала победителя. В России имя появилось в XVIII веке в
связи с викториями Петра I. Имя встречается нечасто, в городах больше,
чем на селе.

Зодиак имени : Водолей.

Планета : Уран.

Цвет имени : фиолетовый.

Камень-талисман : лазурит.

Благоприятное растение : кедр, мимоза.

Покровитель имени : шмель.

Счастливый день : суббота.

Счастливое время года : зима.

Уменьшительные формы : Вика, Виктуся, Викуша, Вета, Витуля, Витуша, Витяня, Вира, Вичка, Тора, Тоша, Туся.

Основные черты : деятельность, упрямство.

ИМЯ И ХАРАКТЕР

С самого детства в характере Вики начинают проявляться такие черты, как
своеволие, упрямство. Если родители будут прибегать к грубым методам
воспитания, уже в ранней юности у Вики вызовут горячий протест. Она
будет самоутверждаться, удовлетворяя ущемленное самолюбие:
экстравагантно одеваться, красить ноготки ярким лаком, сразит
окружающих крепким запахом духов, будет вести себя вызывающе на
вечеринке. Эта демонстративность, напористость, выраженные более, чем
того требует ситуация, будут характеризовать Викторию и в будущем.

Виктория очень красива, обаятельна, так и просится на обложку журнала.
Но сама она об этом думает меньше всего. Она ни лишена честолюбия, но
любит, когда отмечают ее способности, ум и профессионализм. У Виктории
мужской аналитический склад ума, дающий возможность терпеливо вникать в
подробности. Воля у нее сильная, но ее часто не хватает для достижения
цели.

Викторию более всего привлекает научная деятельность, она может стать
научным работником, инженером, педагогом. На работе она проявляет
деловитость, активность, Виктория остроумна, даже иногда прибегает к
злой иронии, не побоится сказать коллеге, даже начальнику. Но Виктории
все прощается, ее любят, знают, что по своей натуре она добрый,
отзывчивый человек, никогда не поступит низко.

Виктория трудолюбива, эмоциональна, тщательно планировать свои дела у
нее не получается, она полагается на вдохновение. У Виктории есть
творческое начало, она может быть писателем, артисткой, музыкантом,
художником, солисткой балета. Ей нравится та профессия, конечный
результат которой зависит от нее самой. Поле деятельности у Виктории
широкое - медсестра, врач, повар, парикмахер, конструктор. Виктория
неспособна активно бороться за теплое место в жизни, она горда и с
уважением относится к людям.

Виктория сексуальна, у нее бурный темперамент, но эта тайная область ее
натуры, и она не любит, когда вторгаются в нее. В браке ей не всегда
везет. Многим кажется, что у нее нет проблем в этом вопросе, на самом
деле чаще всего ее избранник оказывается не тем, кого она ждала! Но она
полюбила, чувствует свою ответственность за него, за семью, и
расстаться с ним ей трудно. Она плачет тайком, а окружающим доказывает,
что он хороший. Виктория может жертвовать собой во имя семьи, ребенка.
Детей она любит самозабвенно, нередко балует.

Виктория со вкусом одевается, прекрасно готовит, она очень заботлива.
При чутком внимательном муже она может стать и домохозяйкой, поскольку
карьера ее не очень увлекает, она просто любит делать свое дело хорошо
и чтобы ее ценили по заслугам.

Виктория очень общительна, любит, когда к ней приходят гости, даже при
неожиданном вторжении всегда найдет, чем угостить. Однако столкновений
с ней лучше избегать, прощать Виктория не умеет.

Надежный и уютный семейный очаг Виктория может создать с Владимиром, Михаилом, Львом, Сергеем, Семеном, Эдуардом.

Яхты «Забава», «Славянка», «Королева Виктория» на кронштадтском рейде. Фрагмент акварели Н.С.Путятина, 1892 год (из альбома «Русские императорские яхты. Конец XVII-начало XX века». СПб.: ЭГО, 1997)

Модель буера, приобретенного Петром I в Саардаме. Изготовлена судомоделистом М.Черниковым в 1956 году, хранится в ЦВММ (из альбома «Русские императорские яхты...»)

Модель яхты «Ройал Транспорт», хранящаяся в Центральном военно-морском музее (из альбома «Русские императорские яхты...»)

Модель 18-пушечной придворной яхты «Принцесса Анна» (из альбома «Русские императорские яхты...»)

Яхта-буер «Наталия». Фрагменты чертежа, выполненного мастером ластовых судов Иваном Афанасьевым. Предположительно, это позднейший чертеж яхты, по конструкции - типичного голландского буера конца XVII - начала XVIII века, доставленной в Санкт-Петербург из Голландии в 1719 году. На чертеже надписи: «Чертеж яхты „Натали“, длина через штевни - 53 фута. Ширина без досок - 16. Глубина 6-8». По материалам ЦВММ. Публикуется впервые

Яхта «Счастье». Фрагменты чертежа, выполненного корабельным мастером П.Качаловым. На чертеже надписи: «Сей чертеж в царственной Адмиралтейской коллегии свидетельствован и подписан февраля 24 дня 1763 года...»; «Сей чертеж в конторе обер-сарваерской рассмотрен и явился к строению яхты удобен... дня 1763 года. Потай Качалов, Данила Ульфов». По материалам ЦВММ. Публикуется впервые

Чертеж парусности 12-пушечной яхты «Нева», построенной в 1808–1809 годах. Строитель - корабельный мастер Исаков. Главные размерения: длина - 21,94 м, ширина - 5,69 м. По материалам ЦВММ. Публикуется впервые

Чертеж нижней палубы 12-пушечной яхты «Дружба». Из комплекта чертежей, сделанных перед тимберовкой яхты на Санкт-Петербургской Охтинской верфи в 1836 году.

Императорская 12-пушечная яхта «Дружба». Фрагмент акварели художника А.К.Беггрова (из альбома «Русские императорские яхты...»)

Яхта «Королева Виктория». Чертеж парусности. РГАВМФ. Ф.327. Оп.1. Д.3224. Публикуется впервые

Модель 6-пушечного колесного парохода «Александрия», изготовленная в1832-1834 годах (из альбома «Русские императорские яхты...»)

Паровая яхта «Александрия». С акварели В.В.Игнациуса (из альбома «Русский флот». Издание великого князя Александра Михайловича. СПб., 1892)

«Александрия» исправно служила четырем императорам (фотография сделана в 1880 году у Ново-Петергофской пристани)

Чертеж парусности бота «Увалень». РГАВМФ. Ф.327. Оп.1. Д.4524. Публикуется впервые

Яхта «Никса» на Неве у Адмиралтейской набережной. Фотография 1856 года (из альбома «Русские императорские яхты...»)

Модель императорской яхты «Штандарт»,изготовленная в1864 году. Из фондов ЦВММ

Императорская паровая колесная яхта «Держава». Фрагменты чертежей (РГАВМФ. Ф.876. Оп.141. Д.39, 40) и закладная доска (из фондов ЦВММ)

Императорская яхта «Держава». С акварели В.В.Игнациуса (из альбома «Русский флот». Издание великого князя Александра Михайловича. СПб., 1892)

Императорская паровая колесная яхта «Держава»,проекция «бок» теоретического чертежа с элементами наружного вида и план верхней палубы. РГАВМФ. Ф.876. Оп.141. Д.35,39. Публикуется впервые

Императорская яхта «Держава». Художник М.С.Ткаченко (из альбома «Русские императорские яхты...)

Императорская яхта «Держава» на рейде Копенгагена (из альбома «Русские императорские яхты...)

Учебное судно «Двина» (бывшая яхта «Держава»)

Колесный пароход «Тигр» - первая императорская яхта на Черном море

Корвет «Память Меркурия» и яхта «Тигр». Художник А.П.Алексеев (из альбома «Русские императорские яхты...)

Императорская яхта „Ливадия“ на стапеле (из собрания В.А.Гущина)

Императорская винтовая яхта „Ливадия“ после спуска на воду

Общее расположение императорской винтовой яхты „Ливадия“:

Чертеж парусности яхты „Марево“. РГАВМФ. Ф.876. Оп.141. Д.19. Публикуется впервые

Яхта „Марево“: наружный вид борта, план верхней палубы, продольный разрез, план трюма. РГАВМФ. Ф.876. Оп.141. Д.20, 21. Публикуется впервые

Императорская яхта „Марево“. Художник Н.С.Путятин (из альбома „Русские императорские яхты. Конец XVII-начало XX века“. СПб.: ЭГО, 1997)

Яхта „Царевна“ на ходу

Императорская яхта „Царевна“ у плавучего маяка Большого Невского фарватера. Художник Д.П.Алексеев (из альбома -Русские императорские яхты.,.»)

Чудом сохранившийся до наших дней проспект, посвященный постройке императорской яхты «Полярная звезда» на Балтийском механическом и судостроительном заводе. (из собрания И.Р.Рассола)

«Полярная звезда» на рейде столицы Дании - Копенгагена

Императорская яхта «Полярная звезда»: а - чертеж парусности, утвержденный генерал-адмиралом 22 февраля 1892 года, б - план верхней палубы (с чертежа, датированного 17 ноября 1912 года). По материалам РГАВМФ. Ф.876. Оп.163. Д.6, 13

Императорская яхта «Полярная звезда»: а - продольный разрез, б - первая палуба; в - вторая палуба. По материалам РГАВМФ. Ф.876. Оп.163. Д.2, 3. Публикуется впервые

Императорская яхта «Штандарт». Один из проектных чертежей. РГАВМФ. Ф.876. Оп.157. Д.5. Публикуется впервые

«Штандарт» - крупнейшая из российских императорских яхт

Императорская яхта «Штандарт». Чертеж рангоута и парусности. В носовой оконечности яхты - втягивающийся в клюз якорь Холла(проектный вариант). РГАВМФ. Ф.876. Оп.126. Д.51. Публикуется впервые

Закладная доска императорской яхты «Штандарт». Из фондов ЦВММ

Императорская яхта «Штандарт»: а - продольный разрез (чертеж датирован 30 октября 1907 года), б - план верхней палубы, в - план главной палубы. РГАВМФ. Ф.876. Оп.157. Д.1, 523, 522. Публикуется впервые

«Штандарт»

«Штандарт» на камнях острова Граншер. Август 1907 года

Императорская яхта «Штандарт» у входа в один из немецких портов. Художник Г.Блюкке (из альбома «Русские императорские яхты...»)

Проект колесной императорской яхты, представленный заводом В.Крейтона для замены яхты «Александрия», построенной в 1852 году. РГАВМФ. Ф.876. Оп.158. Д.1748. Публикуется впервые

Императорская яхта «Александрия» перед спуском на воду

Императорская яхта «Александрия»: а - план верхней палубы, б - план жилой палубы, в - вид с левого борта на стапеле с показом спускового устройства. РГАВМФ. Ф.876. Оп.158. Д. 1777, 1779, 1780, 593

Императорская яхта «Полярная звезда»

Императорская яхта «Александрия». С фотографии времен первой мировой войны

Яхта генерал-адмирала «Стрела»

Яхта морского министра «Нева» у Английской набережной в Петрограде. 1914 год

Императорская яхта «Штандарт». Строилась в Копенгагене на верфи «Бурмейстер ог Вайн»

Носовое украшение императорской яхты «Штандарт» (из альбома «Русские императорские яхты. Конец XVII-начало XX века». СПб.: ЭГО, 1997)

И парусные и моторные яхты делятся на несколько категорий.

На самом верху модельного ряда стоят парусные мега-яхты (mega yachts), их уровень комфорта не уступает моторным суднам такой же ценовой категории. Длина такой яхты более 25 метров, и строится она в большинстве случаев индивидуально по авторскому проекту. Такое судно, как правило, имеет свои причалы у яхт-клубов. Чуть ниже классом стоят круизные парусники. Также как и у мега-яхт у них есть комфортабельные каюты, и эти суда вполне пригодны для долгих путешествий по морю. Парусный двухкорпусный катамаран с мощным парусом можно отнести к этому же типу.

Парусными яхтами бюджетного типа являются гоночные, крейсерские суда и швертботы. Их проектируют с учетом участия в гонках, и упор в конструкции делается на показатели скорости. Они не приспособлены для отдыха и каких-либо круизов и поэтому приобретают их, в основном, спортсмены.

Мотосейлер - еще один из видов парусно-моторной яхты. Он имеет все преимущества, какие имеет как парусная, так и моторная лодка. Данного вида яхт много в клубах Израиля. Некоторые модели мотосейлеров, предназначенные для малых круизов и просто морских прогулок, настолько малы, что их можно сложить и перевести на прицепе автомобиля. Но по стоимости они дороже бюджетных парусников и на порядок дешевле почти всех моторок (motor yachts).

Взять в аренду парусную яхту - значит иметь возможность наслаждаться вдали от берега чистой водой, загарать и никто не сможет потревожить вас в это время. Тишина, спокойствие и умиротворение. Все меняется в один момент, стоит лишь поднять белые паруса - яхта оживает и уносит вас на встречу с новыми ощущениями.

Прошлое в настоящем

Для того чтобы изучить конструкции современных парусных судов, нужно иметь представление о более ранних рабочих лодках, поскольку многие особенности формы корпуса и такелажа повторяются в современных яхтах. Тогда, как и сейчас, одной из главных задач строителей лодок была скорость. Строители лодок прошлого понимали, что эффективность паруса, т. е. его способность приводить в движение лодку, прямо пропорциональна его размеру. Чем больший парус несет лодка, тем быстрее она идет. Однако большие паруса тяжелы и трудно управляемы без большой команды, в местах, где труд человека ценился дешево, например в Аравии, лодки оснащали огромными латинскими парусами, для управления которыми нанимали множество матросов. В некоторых районах Ближнего Востока это сохранилось и по сей день. Типичным примером являются арабские доу. Некогда они были самыми быстроходными малыми торговыми судами в мире и используются до сих пор.

В Европе различные условия плавания, грузы и финансовые соображения требовали различных конструкций лодок. Например, исходя из экономических факторов обслуживание такелажа баржи, используемой на реке Темзе (лодки, большей чем доу), предусматривало команду из двух человек.

Путешествовать через океан легче всего было на больших судах, оснащенных многочисленными парусами. Некоторые из очень больших грузовых парусных судов, построенных в начале XX в., несли до семи мачт. В Европе и Северной Америке были разработаны различные виды парусного вооружения, отвечающие определенным целям.

Голландский шлюп Гафельный тендер
Гафельный кеч Гафельный
гоночный тендер
Гафельное вооружение.

Современный голландский шлюп (буер) незначительно изменился по сравнению со своим предшественником, который был распространен в Нидерландах в XVII в. Гафельный грот, от которого вооружение получило свое название, представляет собой четырехугольный парус, поднимаемый с помощью подвижного рангоутного дерева - гафеля.

Гафельная шхуна
Бермудское вооружение.

Бермудский грот, от которого вооружение получило свое название, представляет собой треугольный парус, поднимаемый на высокой мачте. Бермудское вооружение вытеснило гафельное в первые годы XX в.

Бермудский тендер
(класс J)
Бермудский иол

Многообразие парусного вооружения.

Суда с прямым вооружением, наиболее удобные для плавания по ветру, пересекали океаны, используя постоянные пассатные ветры. В европейских и других прибрежных водах, где ветры переменчивы, прямые паруса сочетали с косыми, прикрепленными к мачтам передней кромкой. Косые паруса располагали вдоль судна, что позволяло плавать острыми курсами к ветру. Барки и баркентины, бриги и бригантины, шнявы, шхуны, кечи и иолы курсировали вдоль побережий. У каждого судна были свои преимущества или в скорости, или в легкости управления, или в грузовместимости, или в маневренности.

В различных частях света люди находили и другие решения. Например, китайский рейковый парус (общеизвестный в Западной Европе как вооружение джонки) эффективен при плавании как острыми, так и полными курсами к ветру, легко поддается рифлению и обслуживается небольшим экипажем. Благодаря тому, что парус составляют из частей, а жесткость конструкции обеспечивает бамбук, его можно легко и быстро ремонтировать. Это простое, но эффективное вооружение ранее никогда не использовали на рабочих лодках в других частях света. В последнее же время проектировщики начали осознавать его преимущества, и гоночное вооружение устанавливают на современных яхтах.