Bounty корабль. Секс, самогон и хлебное дерево. Вся правда о мятеже на корабле «Баунти. А что же случилось с «Баунти» дальше

История одного бунта

«Баунти» (англ. Bounty – щедрость) – небольшой трехмачтовый корабль, ставший известным благодаря лишь одному своему плаванию.

Судно было построено для торговых целей в 1784 году на верфи в английском городе Кингстон-апон-Халле (Гулле) и носило имя «Бетиа» (“Bethia”). Длиной оно было девяносто футов, шириной - двадцать четыре, водоизмещением 215 тонн. В 1787 году его купило адмиралтейство за 1 950 ф.ст. Корабль был перестроен и переименован в «Баунти» . В процессе реконструкции днище «Баунти» обшили медными листами, борта выше ватерлинии были покрашены в синий с двумя желтыми полосами, мачты, реи, стеньги и бушприт стали коричневыми. Носовая фигура изображала амазонку. Корабль был вооружен четырьмя пушками – его готовили для долгого и ответственного плавания.

Начало плавания было запланировано на конец ноября, но только 23 декабря 1787 года корабль с командой из 43 человек отправился из Портсмута на Таити за саженцами хлебного дерева, чтобы в дальнейшем доставить их на Ямайку (Антильские острова). Считалось, что плоды хлебного дерева будут употребляться в пищу рабами на плантациях Вест-Индии, где выращивали сахарный тростник, что будет значительно дешевле, нежели кормить их обычным зерновым хлебом. Автором проекта по разведению хлебного дерева на Ямайке был известный британский биолог Джозеф Банкс, принимавший участие в плаваниях Джеймса Кука по Тихому Океану. «Мой корабль «Баунти» будет настоящим плавучим садом» – говорил Банкс. На борт корабля планировалось взять около тысячи саженцев хлебного дерева в цветочных горшках, плоское днище «Баунти» и достаточно большая грузоподъемность способствовали предохранению ценного груза в процессе плавания от рифов, которых было великое множество близ берегов Вест-Индии.

Капитан “Баунти” Уильям Блай

Корабль достиг берегов Таити спустя почти год – 26 октября 1788 года. А спустя еще полгода 4 апреля 1789 года отправился из Таити к берегам Ямайки. Командовал кораблем капитан Уильям Блай. По свидетельствам современников он часто бывал груб с командой, не гнушался телесными наказаниями, к тому же в плавание на судно была закуплена некачественная провизия, и члены экипажа испытывали ощутимый недостаток пресной воды, тогда как перевозимые растения обильно и часто поливались. Все это спровоцировало мятеж на корабле, 28 апреля 1789 года неподалеку от острова Тофуа на борту судна произошел бунт по предводительством Флетчера Кристиана. Капитан «Баунти» и верные ему 18 членов команды были высажены в море на семиметровый баркас с небольшим запасом еды и воды и отправлены на все четыре стороны.

Капитан Блай вместе со своими спутниками провел в море почти семь недель, маленький баркас преодолел за это время 6700 километров (более трех тысяч морских миль). Несмотря на все лишения и тяготы, Блаю и его команде удивительно повезло: за все время странствий они потеряли только одного человека – мичмана Джона Нортона, который был убит обитателями Острова Тофуа, где изгнанники хотели пополнить запас провизии. После всех странствий баркас причалил к острову Тимор, и уже оттуда лейтенант Блай и его сторонники вернулись Великобританию. 15 марта 1790 года Английское Адмиралтейство узнало о случившемся на «Баунти» мятеже.

А сам «Баунти» и оставшиеся 25 членов экипажа отправились обратно на Таити, где часть мятежников осталась на постоянное проживание. Но главные заговорщики понимали, что однажды их все же настигнет британское правительство, и им придется отвечать за совершенный поступок перед судом. Поэтому самые решительные и отчаянные отправились на «Баунти» искать остров, где их никто не сможет настигнуть.

Четырнадцать из шестнадцати оставшихся на Таити членов экипажа были арестованы в 1791 году, когда их обнаружил британский корабль «Пандора», специально отправленный на поиски пропавшего «Баунти» . По пути в Англию в проливе Энтерпрайз «Пандора» потерпела кораблекрушение, в результате которого погибли 35 матросов «Пандоры» и четверо членов экипажа «Баунти». Прибыв в Англию, оставшиеся в живых мятежники предстали перед судом, троих приговорили к смертной казни, повесив на реях корабля «Бруствик».

Между тем на борту «Баунти» отправились искать свое счастье в океане девять бывших членов экипажа (Флетчер Кристиан, Джон Адамс, Уильям МакКой, Исаак Мартин, Джон Миллс, Мэтью Квинтал, Джон Уильямс, Эдвард Янг, Уильям Браун), а так же восемнадцать обитателей острова Таити: шесть мужчин, одиннадцать женщин и один ребенок. В плавание беглецы взяли также несколько видов домашних животных и семена различных растений.

Остров, на котором они решили поселиться, называется Питкэрн . Этот небольшой остров (площадью 4,6 кв.км.) в юго-восточной части Тихого океана был обнаружен английским шлюпом «Суоллоу» в 1762 году и назван по имени матроса, который первым его заметил. 23 января 1790 года мятежники с «Баунти» и их таитянские спутники стали первыми жителями этого острова, организовав колонию. С корабля были снято все, что можно было бы использовать в хозяйстве, вплоть до досок обшивки, после чего корабль, проживший совсем недолгую жизнь, был сожжен и затоплен.

Но жизнь на острове оказалась несладкой, помимо того, что поселенцам пришлось с нуля обустраивать быт, распахивать землю, строить жилища, в скором времени между ними начались разногласия, возникшие преимущественно из-за женщин, а так же из-за статуса рабов таитянских мужчин. Ссоры постепенно перерастали в кровавые распри, в результате которых спустя четыре года с момента высадки на остров в живых остались только четверо английских мужчин, трое из которых так же в последствии погибли (один был убит, один погиб от астмы и один отравился алкоголем). И общиной, состоящей только из женщин и успевших родиться к тому времени детей, стал управлять единственный мужчина Джон Адамс, называвший себя Александром Смитом. Во многом благодаря ему, колония выжила, преодолев все трудности. Адамс стал отцом для детей, учителем и правителем острова.

Спустя 10 лет, в 1808 году к острову прибыл английский фрегат «Топаз», чтобы пополнить запас тюленьих шкур, и обнаружил там общину. В 1814 году на остров прибыли 2 английских фрегата с целью расследования истории, произошедшей на «Баунти». Увидев общину, познакомившись с Александром Смитом, судьи очень впечатлились и простили последнего из мятежников. Постепенно население острова Питкерн росло и уже в 1856 году часть островитян переселилась на остров Норфолк, а в дальнейшем потомки первых поселенцев Питкерна расселились по всем островам Океании. Сейчас на острове Питкэрн проживает около семидесяти человек. Остров имеет свой флаг и гимн, но принадлежит Великобритании. Основной доход островитяне получают от экспорта почтовых марок, посвященных мятежу на «Баунти» .


События, произошедшие на «Баунти» , известны во всем мире. Память о моряках, когда-то поднявших бунт против насилия и давших жизнь маленькому острову, жива по сей день.

Истории корабля и команды посвящены сотни книг и десятки сотен статей. Наиболее полно мятеж на знаменитом паруснике был исследован шведским ученым Бенгтом Даниельссоном, который в середине двадцатого века написал книгу «На «Баунти» в Южные моря».

Помимо него о «Баунти» писали Жюль Верн, Марк Твен, Дж. Г. Байрон, Джек Лондон и многие другие.

В 1916 году в Австралии был снят первый фильм, посвященный событиям на «Баунти» . В 1935 году на экраны вышел американский фильм о паруснике с Кларком Гибблом в главной роли. В 1962 году снята новая лента о «Баунти» , где главную роль сыграл знаменитый Марлон Брандо. А спустя двадцать лет, в 1984 году в США на экраны вышла очередная картина «Баунти» с Мелом Гибсоном. Реплики корабля «Баунти», построенные для фильмов 1962 и 1984 годов, сохранились до наших дней и находятся в Массачусетсе США и австралийском Сиднее соответственно. Американская реплика «Баунти», построенная по чертежам из архивов британского Адмиралтейства, до недавнего времени была одной из самых старых реплик парусных кораблей в мире. Из-за того, что во время съемок фильма, на борту судна нужно было устанавливать громоздкие камеры, его размер отличается от оригинала примерно на треть. В 2003 году во Франции сняли документальный фильм «Спасшиеся с Баунти».

Все, что осталось нам от легендарного парусника – это Библия и штурвал. Библия хранится в лондонском историческом музее, а штурвал в музее Фиджи.

29 октября 2012 года , попав в ураган Сэнди, американская реплика знаменитого парусника затонула у берегов Новой Каролины (США). 14 членов экипажа были эвакуированы, капитан судна погиб.

Журнальная серия Парусник «Баунти» Соберите модель знаменитого мятежного корабля . Издательство Eaglemoss (Джи Фаббри).

Корабль «Баунти» – один из самых известных кораблей в истории морского флота. Он был послан за саженцами хлебного дерева, но команда устроила бунт, посадила капитана в шлюпку и оставила на произвол судьбы, а сама сбежала на райский остров. Изначально «Баунти» был углевозом, который переоборудовали для перевозки растений с Таити на Карибы. На корабле построили новые жилые палубы и каюты, а главную каюту переделали под оранжерею.

Каждая деталь этого легендарного судна скрупулезно воспроизведена специалистами, благодаря чему вы можете стать обладателем самой точной модели «Баунти» .

Модель корабля «Баунти»

Постройте эту превосходную деревянную модель корабля «Баунти» с помощью простой инструкции. Вам предоставляется уникальная возможность собрать масштабную модель парусника 18-го века. Она создана на основе подлинных чертежей, отличается максимальным сходством с оригиналом и большой точностью – такая точность характерна только для музейных экспонатов! Этапы сборки разбиты на простые шаги, и с каждым выпуском журнала Парусник «Баунти» вы будете получать новые детали для своей модели.

Каждая деталь этого корабля тщательно воспроизведена командой специалистов на основе чертежей Британского адмиралтейства, подготовленных в 1787 году, когда парусник был введен в эксплуатации.

Характеристики модели

Масштаб: 1:45
Длина: 915 мм
Высота: 720 мм
Ширина: 345 мм
Материалы: дерево, холст, металл

Замечательное качество и невероятная точность. Каждая деталь, каждый сантиметр этого знаменитого судна были скрупулезно воспроизведены командой специалистов.

  • Оборудование – Люки, шлюпки и прочие предметы воссозданы с максимальной точностью.
  • Паруса – Холщовые паруса сшиты точь-в-точь как паруса настоящего корабля.
  • Снасти – Миниатюрные канаты привязаны именно там, где нужно.
  • Интерьер – Благодаря открытой стороне корабля можно увидеть его внутреннее устройство.

Журнал

В журнале Парусник «Баунти» вы найдете подробные пошаговые инструкции по сборке модели и удивительную историю Баунти и первых лодок.

  • Инструкция по сборке – Четкая, понятная пошаговая инструкция.
  • История «Баунти» – Откройте для себя удивительную историю корабля «Баунти».
  • Покорение морей – Узнайте о знаменитых кораблях, вошедших в историю.
  • Досье – Люди, изменившие историю мореплавания.
  • Мореходство – Все самые важные факты и цифры.
  • Новация – В центре внимания новая техника, технология и др.
  • Nota Bene – Подробно о конкретном месте, детали или судне.
  • Виды кораблей – Моменты, имеющие отношение к кораблям и мореплаванию.

График выхода
№1 – Детали для сборки (носовой фальшкиль, шпангоут #2, носовая часть нижней палубы левый борт, планки, якоря, наждачная бумага, клей) – 28.12.2011
№2 – Детали для сборки (шпангоут #1, шпангоут #3, носовая часть нижней палубы правый борт, планки) – 19.01.2012
№3 – Детали для сборки (шпангоут #4, переборки носовых кают, планки, рейки)

Сколько выпусков

Всего запланировано 120 выпусков .

Рекомендованная Цена:
первого выпуска – 49 рублей .
второго выпуска – 99 рублей .
с третьего выпуска – 199 рублей .
Периодичность: еженедельно (начиная с 4-го выпуска).

Форум

С первых же номеров журнала с деталями и заготовками приходят светлые планки шпона, нарезанные по ширине 5мм. Выглядят они подобным образом:

Планки для настила палуб и обшивки корабля

Издатель путается в наименовании древесины, из которой сделаны планки. Сперва это была древесина «Абачи», а затем её обозвали «Кото». Некоторые участники судомодельных форумов вообще утверждают, что это «Рамин».

Прежде чем приступать к настилу палубы, эти планки надо нарезать на заготовки по 65мм. Берем планки из комплекта и нарезаем их. Получается следующее:

Планки длиной 65мм.

Скрепляем нарезанные планки вместе зажимом, зачищаем от заусенцев, закрашиваем карандашом торцы планок со всех сторон:

Зажатые планки

Карандаш на торцах планок нужен для создания эффекта конопатки.

Настил палубы:

Подготовленные планки приклеиваются к половинке палубы при помощи обычного контактного клея. Я не стал сильно мудрить с поисками клея и использовал для этих целей самый обычный клей «Момент».

Отдельно хочется обратить внимание! Во время общения на различных форумах на тему склеивания материалов, я пришел к выводу, что многие не знают о том, чем контактные клеи отличаются от прочих и как правильно клеить материалы контактными клеями . Для начала настоятельно рекомендую прочитать инструкцию на тюбике, или статьи на тему, как работает контактный клей .

Технология приклеивания достаточно проста. На липкую сторону куска ленты малярного скотча выкладываем одну к одной пластинки нарезанного шпона, затем берем контактный клей, берем маленький резиновый шпатель и наносим им клей тонким слоем сначала на заготовку палубы, затем на планки шпона. По одной пластинке начинаем приклеивать шпон на заготовку палубы. Обрезаем выступающие пластинки и вклеиваем их в подходящие по размеру места.

Приклеивание планок на палубу

По инструкции в журнале планки приклеиваются в шахматном порядке. После окончания данной процедуры и небольшой шлифовки палубы наждачной бумагой получается вот такая половинка палубы, оклеенная планками шпона:

Оклеенная половина палубы

Стоит отметить, что укладка планок в таком виде, как приведено в журнале — не является совсем верной. Существует множество вариантов укладки палубной доски. Тот вариант, который приведен в журнале — явно служит для упрощения жизни издателю. Но поскольку это моя первая модель и о различных вариантах укладки палубной доски я узнал значительно позднее — палуба на «Баунти» уложена по журнальной версии. Рисунок ниже отображает различные варианты укладки:

Затем я нарисовал карандашом в местах стыка шпона точки — они должны имитировать нагели:

Оклеенная половина палубы с нарисованными нагелями

И на данном этапе отложил палубу в коробку.

Силовой каркас:

Все детали силового каркаса парусника «Баунти» вырезаны из очень легкой и достаточно приятной фанеры способом лазерной резки . В результате чего, все детали подходят друг к другу идеально точно. Забегая вперед могу сказать, что не могу вспомнить, чтобы детали силового каркаса не встали на свое место.

Поскольку один борт корпуса будет выполнен с прорезью и будут видны детали силового набора корпуса — в журнале эти детали предлагается окрасить морилкой в цвет «Орех». В связи с тем, что сборка происходит в домашних условиях — одно из требований в семье — собирать корабль без вонючих материалов А это значит, что морилку мне надо брать на водной основе. На новогодних праздниках ехать куда либо не хотелось, да и не работали многие магазины — в итоге после поисков по ближайшим магазинам нашлась водная морилка Петербургского производителя «Новбытхим». В принципе, результат окраски деталей меня вполне устроил, но некоторые утверждают, что морилка этого производителя отдает в зелень.

Окраска деталей силового каркаса морилкой цвета «Орех»

Все остальные детали силового набора я решил окрашивать этой же морилкой. На различных форумах умные люди утверждают, что приступать к сборке силового каркаса следует после того, как на руках будет весь силовой набор. В этом есть доля истины и к этим советам стоит прислушаться, так что вот конечный результат работы над первым номером:

Палуба оклеена, шпангоут №2 вставлен в киль, но пока не приклеен.

Среди старинных морских хроник, с их известными эпизодами, удивительными и нередко драматическими приключениями, определенное место занимает происшествие с британским военным транспортом под названием «Баунти », что в переводе означает «щедрость».

В конце XVIII века восстания команд на британских военных кораблях случались довольно часто. Жестокая дисциплина, издевательство со стороны капитанов, а также нечеловеческие условия для жизни на не раз являлись причинами кровавых событий. В те времена дальние плавания неизбежно сопровождались большими потерями людей, главным образом из-за цинги. Из-за этого на британских парусных судах было очень мало желающих добровольно служить, поэтому процветал насильственный набор матросов.

Капитана на Таити стало вызывать интерес у купцов к «хлебному дереву», дающему вкусные плоды величиной с капусту. Этим также заинтересовались английские плантаторы на островах Вест-Индии. Они поняли, что если этими плодами заменить настоящий хлеб, их прибыли увеличатся вдвое. Письмо от фермеров было вручено королю Англии Георгу III, который распорядился снарядить на Таити судно и доставить побеги этого удивительного растения.

капитан парусника «Баунти» Вильям Блай

Адмиралтейство приобрело за 1950 фунтов стерлингов трехмачтовый корабль , который вскоре получил название «Баунти». Парусник «Баунти» отличался прекрасными мореходными качествами. Командиром был назначен лейтенант Вильям Блай . Судно отправилось в путь 29 ноября 1787 года. Плавание оказалось чрезвычайно трудным, но парусник без особых приключений добрался до острова Таити. На протяжении пяти месяцев команда готовила саженцы для длительной перевозки в Англию.

После стоянки 4 апреля 1789 года парусник «Баунти» с грузом на борту вышел в море. В жизни рядового экипажа снова начались ненавистные будни. Накопленная за время плавания ненависть к командиру выплеснулась 28 апреля, когда судно было уже на расстоянии 1300 миль от Таити.

Утром повстанцы ворвались в каюту капитана, связали его и вытащили на палубу для суда. Стараясь обойтись без кровопролития, штурман Флетчер Кристиан, ставший объектом придирок со стороны капитана , убедил мятежный экипаж посадить Блая и 18 человек на баркас и отправить с парусника «Баунти» на все четыре стороны. На судне осталось 18 мятежников, 4 сторонника капитана и два человека не участвовавших в событиях.

Мятеж произошел на расстоянии около 30 морских миль от острова Тофуа, на котором Блай и хотел высадиться для пополнения провизии. Но туземцы Тофуа забросали баркас камнями, в результате чего погиб мичман Джон Нортон. Оставшись ни с чем и опасаясь местных каннибалов Вильям Блай принимает решение отправится к острову Тимор, находящемуся на расстоянии 3618 морских миль (6710 км) от Тофуа. Как ни странно, но после 47-дневного странствия на 7-ми метровом баркасе команда добралась до цели. Лейтенант Блай вернулся в Великобританию и 15 марта 1790 года сообщил в Адмиралтейство о мятеже.

Впоследствии Вильям Блай, будучи уже в звании капитана, совершил вторую экспедицию за хлебными деревьями и ботаническими образцами флоры, которая завершилась успехом. Позже Блай получил звание вице-адмирала, а в 1808 году был назначен губернатором Нового Южного Уэльса.

с парусника «Баунти» высадили неугодный экипаж

Между тем мятежники на паруснике «Баунти» отплыли на остров Тубаи, где и попытались обосновать колонию, но через три месяца, после нападения туземцев, вернулись на Таити. Оставив там 12 мятежников и 4-х лояльных капитану Блаю человек, Флетчер Кристиан, восемь матросов, шесть таитянских мужчин и 11 женщин (одна с ребенком) отплыли на паруснике «Баунти» в надежде укрыться от британского Королевского флота. Таитянцев не предупредили об отплытии, так как основной целью было похищение женщин. Мятежники прошли Фиджи и острова Кука. 15 января 1790 года парусник «Баунти» причалил к островам Питкэрн. Судно разгрузили и 23 января 1790 года сожгли в одной из лагун. (Камни балласта судна видны в водах лагуны Bounty Bay до сих пор).

карта скитаний парусника «Баунти»

залив Bounty Bay

Колония начала новую жизнь. Флетчер Кристиан стал признанным лидером этой маленькой общины и следовал на острове политике справедливости и равноправия. Но в 1793 году на острове разразился конфликт между мятежниками и таитянскими мужчинами. Четыре матроса (Джек Уильямс, Исаак Мартин, Вильям Браун, Джон Миллс) и сам Флетчер Кристиан были убиты таитянцами. Все шесть таитянских мужчин тоже были убиты (некоторых убили вдовы матросов). Из мужчин на острове остались четыре мятежных моряка.

Несколько раз на острове вспыхивали женские мятежи. Причиной их были вечные пьянки мужчин, производивших алкоголь из местных растений. Вскоре один из мятежников умер от алкогольного отравления, еще один был убит Джоном Адамсом и Нидом Янгом. После этого в общине воцарился покой.

В 1800 году Нид Янг умер от астмы и Джон Адамс остался единственным взрослым мужчиной на острове. Он организовал регулярные воскресные службы и взял на себя ответственность за воспитание молодежи. В это время кроме него на острове проживали девять таитянских женщин и больше десятка детей.

В 1808 году к потерянному в океане острову подошло британское промысловое судно «Топаз». К удивлению моряков остров Питкэрн был обитаем. Лишь тогда выяснилось, что его населяли потомки злополучной команды морского « Bounty » . Последний из мятежников Джон Адамс (называвший себя Александр Смит), исполнял обязанности священника и учителя.

В 1825 году Джон Адамс был амнистирован а столицу острова назвали в его честь — Адамстаун. 30 ноября 1838 года, острова Питкэрн (в том числе необитаемые острова Хендерсон, Дюси, Сэнди и Оэно) были включены в состав Британской Империи. В 1856 году население островов достигло популяции в 193 человека и британское правительство предоставило для переселения питкэрнцам остров Норфолк.

остров Питкэрн из космоса

Адамстаун — столица островов Питкэрн

жители острова Питкэрн в 1916 году

На данный момент острова Питкэрн являются Британской Заморской Территорией с населением 67 человек (англо-полинезийские метисы по переписи 2011 года), которая управляется британским верховным комиссаром в Новой Зеландии. Основным памятным днем островитян считается 23 января в ознаменование сожжения парусника «Баунти». Общая площадь островов Питкэрн — 47 км², из них самый большой — Хендерсон (37,3 км²). Площадь единственного обитаемого острова Питкэрн — 4,6 км², размеры — в среднем 3×1,5 км. На необитаемых островах отсутствуют источники пресной воды.

28 ноября на Discovery Channel стартовал показ шоу «Мятеж», в котором девять человек отправляются в Тихий океан на деревянном баркасе, чтобы повторить подвиг капитана Уильяма Блая и его команды. Почему мятеж, почему баркас и что за путешествие совершил капитан Блай? И причем здесь «Баунти», у большинства ассоциирующиеся только с вкусными шоколадными батончиками, которые едят на райских островах? Давайте узнаем. И помогут как всегда нам в этом марки.


Уильям Блай и H.M.S. Bounty. Остров Питкэрн, 1940. Mi:4

Капитан Блай и парусник «Баунти» вообще довольно популярная тема в филателии. Охватить всё многообразие в одном посте у меня вряд ли получится, но самые интересные марки, в том числе и из моей коллекции покажу. А особенно много марок на эту тему было выпущено кроходной британской колонией Остров Питкэрн. Сверху как раз первое появление Блая на марках и как раз это был первый выпуск марок для Питкэрна, вышедший в 1940 г. Почему так, тоже сейчас узнаем.

За хлебным деревом

Во второй половине XVIII века после потери северо-американских колоний Британская корона столкнулась с серьезной проблемой снабжения продовольствием колоний карибских. Рабов на плантациях сахарного тростника банально стало нечем кормить, завоз продуктов из Европы резко ухудшал экономику сахарного производства. И тогда британцы вспомнили о найденном на островах Океании хлебном дереве, плоды которого были неиссякаемым источникоv дешевых углеводов. И по инициативе президента Королевского научного общества Джозефа Бенкса в феврале 1778 года было решено организовать экспедицию за саженцами хлебного дерева.


Плоды и саженцы хлебного дерева. Аитутаки, 1989

Вот еще плоды хлебного дерева на марке Тонги:

Тонга, 1897

Главой экспедиции был назначен 33-летний лейтенант Уильям Блай, опытный моряк, уже бывавший в Океании вместе с Джеймсом Куком во время его . По слухам именно Блай и стал виновником гибели Кука, открыв стрельбу и окончательно разозлив туземцев.

Уильям Блай, 1792

Для экспедиции был выбран небольшой торговый парусник «Bethia», переименованный в «Bounty» (щедрость). Корабль был построен в 1787 году на верфях Бетфорда. Судно было трехмачтовым, водоизмещением 215 тонн. Вооружение — 14 пушек.


Модель парусника «Баунти»
Остров Питкэрн, 1969. Mi:100
Соломоновы острова, 2009. Mi:1392

В конце 1787 года «Баунти» взял курс на Таити. Первоначально предполагалось обогнуть Южную Америку, пройти проливом Дрейка, выйти в Тихий океан и так дойти до Таити. Но сильные шторма сорвали планы и после месяца безуспешных попыток Блай берет курс на восток. И так мимо Африки через Индийский океан «Баунти» спустя 10 месяцев наконец достигает Таити. По пути было открыто несколько островов. В том числе знаменитые острова Баунти, названные так в честь корабля. Острова расположены приблизительно в 650 километрах к юго-востоку от Новой Зеландии и вопреки рекламе климат там достаточно суров, в самые теплые месяцы температура едва поднимается выше 11 градусов и заселены острова не красотками в бикини, а пингвинами и тюленями.

Также Блай открыл атолл Аитутаки, входящий в архипелаг Кука. По этому поводу на Аитутаки очень любят выпускать марки. Острова Баунти марок же не выпускают, пингвины никак не могут подготовить документы на вступление во Всемирный почтовый союз, а люди на островах не живут.


Аитутаки, 1974
Аитутаки, 1989

На Таити

Из-за задержки в пути экспедиция прибыла на Таити в неудачное время для выкапывания саженцев. Надо было ждать еще 6 месяцев, чтобы ростки окрепли и смогли перенести долгое путешествие на Карибы. Блай отпустил команду на берег. И тут надо вспомнить, что на военном флоте в ту пору служил в основном всякий сброд, обычно насильно согнанный на корабли. Нечеловеческие условия труда и жизни, дрянная вода и еда, побои и самодурство командиров. И тут — райский остров, еда, красивые и доступные женщины. Моряки зажили жизнью белых господ о которой раньше не могли и мечтать.

Ситуацию прекрасно иллюстрирует марка Французской Полинезии:

Французская Полинезия, 2017

4 апреля 1789 года «Баунти», нагруженный почти 10 тысячами саженцев хлебного дерева отплыл от Таити. После полугода прекрасной жизни на острове возвращение на корабль, разумеется, не обрадовало матросов. Трое было сбежали сразу, но были найдены и выпороты. Жесткость Блая, недостаток воды, которую экономили для полива саженцев, и, главное, воспоминания о шести месяцах рая сорвало у морячков крышу. 28 апреля группа заговорщиков во главе с первым помощником капитана Флетчером Кристианом ворвалась в каюту к Блаю и арестовала его.


Уильям Блай и Флетчер Кристиан. Аитутаки, 1989

Недалеко от острова Тонга Блая и еще 18 верных ему матросов ссадили в баркас и отпустили на все четыре стороны. В качестве оружия у них было только несколько ржавых сабель. Вот как этот тревожный момент изобразил художник Роберт Додд:


«Мятеж на Баунти», Роберт Додд

Картина послужила основой дизайна блока Французской Полинезии, выпущенного к филателистической выставке 1989 года в Париже:


Французская Полинезия, 1989

В том же году тот же сюжет был использован для выпуска блока марок Тонги:


Тонга, 1989

Ну а ранее, в 1967 году, для марок всё того же Питкэрна:


Остров Питкэрн, 1967. Mi:86

Изгнанники отправились к ближайшей земле — на Фиджи, где, однако, на одном из островов архипелага были встречены достаточно недружелюбно, один из матросов был убит. Но, видимо, на Фиджи об этом не любят вспоминать и марку в память о Блае выпустили с нейтральной надписью про исследование островов. Хотя Блаю и его спутникам тогда было не до исследований.


Фиджи, 1970

Не пытаясь больше никуда заходить, Блай и его теперь уже 17 спутников рванули на восток. Из навигационных инструментов у него были только часы и сектант. Через 3618 миль (6701 км) и 47 дней Блай достиг португальской колонии на Тиморе, не потеряв ни одного человека. Это было настоящее чудо. На маленьком переполненном баркасе, длина которого едва превышала 7 метров, без припасов, воды, в окружении враждебных туземцев-каннибалов… К сожалению, в Англию вернулись не все. Несколько моряков умерли от тропических болезней в порту Батавии, ожидая попутный транспорт.


Красная стрелка — маршрут «Баунти» на Таити, зеленая — маршрут Блая после мятежа, желтая — маршрут мятежников

Изображение баркаса на марке Фиджи:


Баркас с «Баунти». Фиджи, 1989
Модель баркаса, на котором Уильям Блай совершил свое эпическое путешествие. Из коллекции Королевского морского музея в Лондоне

Судьба Уильяма Блая

Сам Блай вернулся в Лондон в марте 1790 года. Его судили — всё-таки он потерял корабль Его Величества, но оправдали. Дальнейшая карьера Уильяма Блая была не менее яркой — служба капитаном, воевал под началом Нельсона, служил губернатором в Австралии. Но жизнь похоже его ничему не научила. Характер его оставался по-прежнему скверный. На флоте ему даже дали прозвище «тот самый ублюдок с Баунти» (that Bounty bastard). Он пережил еще два мятежа — в 1797 году во время службы на флоте и «ромовый бунт» в бытность губернатором в Австралии в 1808 году. Тогда Блай запретил выплачивать жалование местным работягам ромом и даже конфисковал у местных бутлегеров самогонный аппарат. За что был низложен и фактически 2 года провел под арестом.

И да, саженцы хлебного дерева он всё-таки добыл во время похода в 1791-93 гг. Хлебное дерево с тех пор успешно выращивается на Карибах и является важной частью местной продовольственной культуры. Вот, к примеру, марка Сент Винсента, посвященная успешной доставке саженцев на остров капитаном Блаем. На марке изображен уже не «Баунти», а другой парусник — «Providence».


Сент Винсент, 1965

Вот еще какая милая марка была выпущена на Сент Винсенте в 1994 году:

Сент Винсент, 1994

Умер Блай в Лондоне 6 декабря 1817 года. На его могиле установлен памятник в виде плода хлебного дерева. В некрологах факт мятежа на «Баунти» не упоминался.


Могила Уильяма Блая. Остров Питкэрн, 1967. Mi:87

Судьба мятежников и остров Питкэрн

Мятежники же во главе с Флетчером Кристианом вернулись на Таити. Но оставаться там было нельзя, так как искать их первым делом стали бы именно тут, а путь после мятежа у них был один — на рею. Прихватив на Таити припасы, Флетчер попытался основать колонию на соседнем острове Тубуаи, но был принят холодно местным населением, которое почему-то было не так дружелюбно. Помыкавшись три месяца на Табуаи, шайка вернулась на Таити. 16 членов команды решили тут и остаться, понадеясь на авось. Флетчер и еще 8 человек, погрузив на «Баунти» новый запас продовольствия, а также 12 таитянок и 6 таитянцев, отправились путешествовать по просторам Тихого океана в поисках тихого местечка. Наконец на их горизонте показался необитаемый остров Питкэрн. Сам остров был открыт в 1767 году мореплавателем Филиппом Картеретом, который, однако, ошибся на целых 350 км, когда наносил остров на карты. Поэтому карательная экспедиция, направленная на поиски мятежников, их не обнаружила.

Момент, когда мятежники обнаружили остров на марке первого выпуска Питкэрна 1940 года. Саженцев хлебного дерева на корабле скорее всего не было, на Питкэрне деревья уже росли.


Кристиан Флетчер. Остров Питкэрн, 1940. Mi:2

А «Баунти» решили сжечь. Бухта, где спалили корабль, теперь называется его именем и на дне можно разглядеть камни с баласта. На марке Норфолка как раз запечатлен этот момент:

Норфолк, …

С тех пор на Питкэрне отмечается так называемый «День Баунти», когда местная молодежь из числа потомков мятежников строит макет корабля и сжигает его в море. Есть даже серия марок Питкэрна, посвященная этому действу:

Судьба же оставшихся на Таити была незавидной. Их нашли, отправили судить в Англию, при этом четверо погибли в пути. Из 10 выживших мятежников четверо были оправданы благодаря показаниям Блая (это были те люди, которым не хватило места на баркасе, и им пришлось остаться на «Баунти»). Ещё двоих осудили за непротивление мятежу, хоть они и не участвовали в нём непосредственно. Ещё одного осудили, но к казни не приговорили. Троих приговорили к виселице.