Корабль чертеж ганзейский трехмачтовый ког. Мореходный парусник ганзейский когг. Парусные корабли средневековой Европы

Сложившиеся на протяжении веков торговые связи между европейскими государствами к периоду позднего средневековья привели к образованию центров судостроения. В то время как в Средиземном море процветали итальянские морские республики, на севере Европы приморские города северогерманских княжеств стали объединяться в купеческие лиги. Наиболее известная из них – Ганза.

В 1241 году Любек и Гамбург заключили между собой соглашение для защиты от скандинавских пиратов морского торгового пути, соединяющего Балтийское море с Северным. Купеческие конторы Ганзы появились в Висмаре, Люшеберге, Ростоке, Гданьске, Берлине, Лондоне.

«Господин Великий Новгород», владея ключом главных торговых путей, идущих с востока и юга, получил на европейских рынках особенно важное значение.

Ганзейские купцы признавали новгородский гостиный двор в городе Висби на острове Готланд одной из важнейших торговых контор своей лиги. Все товары, перевозимые на ганзейских кораблях, проходили с востока и юга через Новгород и Псков. Сами новгородцы плавали по Ладожскому озеру, Финскому заливу, Балтике и Северному морю. Купеческие ладьи новгородцев, кроме немецких городов, ходили в Швецию и Данию.

В конце XIV века Ганза насчитывала 64 города, включая Новгород, Псков, Ригу, Таллин, славянские города Колобжег, Гданьск, Волин, Гайтгабу. С этого времени Ганза стала мощным торговым и политическим союзом городов Северной Европы, контролировавшим три четверти торговли Старого Света. Три столетия господствовала Ганза на морских путях Северной Европы, и даже корабли таких великих морских республик, как Генуя и Венеция, избегали вторгаться в район ее деятельности.

Ганза вела морскую торговлю с Россией – мехами, лесом, зерном, льном, смолой, солью, воском, медом, вывозила через балтийские порты персидский и китайский шелк, везла английскую шерсть во фландрские города. Ганза скупала, солила и вывозила сельдь в Россию, Польшу, Германию. Она контролировала снабжение Англии судостроительными материалами, шведским железом, русским лесом.

Энгельс считал итальянское мореплавание на юге и ганзейское на северо-западе Европы зачатком мировой морской торговли.

В летопись мирового кораблестроения Ганза вписала свой тип судна – ганзейский ког. Мореплавание у народов севера средневековой Европы, не располагавших значительным количеством рабов, не могло базироваться на принудительном труде гребцов. Поэтому вместо многовесельных галер, у которых парус играл лишь вспомогательную роль, ганзейские купцы строили суда, рассчитанные на движение с помощью одних парусов.

Прототипом ганзейского кога был неф – один из наиболее ранних типов большого грузового судна. Он являлся противоположностью стройного и маневренного драккара викингов: широкий и тяжелый, длиной, равной трем ширинам, он имел одну мачту и высокие борта. Мачта ставилась посередине и удерживалась штагами и вантами. Рей, опускавшийся на палубу, нес большой прямоугольный парус, на котором можно было брать рифы, то есть уменьшать площадь паруса, подвязывая его нижнюю шкаторину риф-штертами.

До середины XII века нефы вместо навесного руля имели рулевое весло, укрепленное в корме с правого борта. Обслуживаемое одним человеком, оно не позволяло увеличить площадь парусности и осуществлять сложные маневры. В связи с этим плавания таких судов были, как правило, короткими и их трассы проходили вблизи берега.

Руль, навешенный на петлях под кормой в диаметральной плоскости судна, открыл путь к большому плаванию. В средние века таким судном стал ког.


Рис. 20 Ганзейский ког 1350 года

Это высокобортное, палубное, одномачтовое судно с мощным набором корпуса. Характерная особенность кога – навесной руль и прямые штевни, сильно скошенные к линии киля. Наибольшая длина судна 30 м, длина по ватерлинии – 20 м, ширина – 7,3 м, осадка – 3 м, грузоподъемность – до 200 т. Рейсовый парус площадью 180 – 200 м2 поднимался на мачте, составленной из нескольких подогнанных в единый ствол бревен. Кормовая надстройка кога была конструктивно связана с корпусом.

Корабли ганзейских купцов могли использоваться и для военных целей. В этом случае на носовой и кормовой оконечностях ставили деревянные форты для лучников, напоминающие по форме зубцы крепостных башен. В период крестовых походов ког, как и венецианские корабли, стал транспортным судном для перевозки войск с севера Европы в Средиземное море.

Kor Ганзы как тип судна оказал влияние на развитие парусных судов государств, не входящих в ганзейскую лигу, например Англии, Дании, Швеции.

Внешний вид средневековых когов хорошо известен по изображениям на многочисленных печатях приморских городов. Из рисунков на этих печатях видно, что на носовой оконечности судна появился треугольный помост с оградой наподобие зубцов крепости, а под ним образовалось помещение со входом с палубы. Кормовая площадка занимала около половины длины судна и была несколько ниже. В помещении под кормовой площадкой размещались каюты, в бортовых стенках которых иногда пробивались окна. На верхней части мачты крепилось «воронье гнездо» – наблюдательный пост. Скошенный под углом форштевень заканчивался наклонной мачтой – бушпритом. Он служил для растяжки паруса спереди.

На вкладке изображен военный корабль (21), принадлежавший английскому королю Ричарду III (середина XV века).



Рис. 21 Корабль Ричарда III

Весьма похож на ког датский военный корабль XIV века (22).



Рис. 22 Датский военный корабль XIV века

На севере Европы коги строили до конца XV века, до упадка ганзейского союза, когда открытие Америки и морского пути в Индию нанесло ганзейским купцам окончательный удар. Торговля Ганзы с Россией прекратилась с покорением Иваном Грозным Новгорода.

В XIII — XV веках на севере Европы распространился новый тип судна — ког. Это было высокобортное судно с прямыми фор- и ахтерштевнями и одной палубой. Ког нес одну мачту с прямым парусом. Отличительной чертой кога был навесной руль — важнейшее достижение кораблестроения.

На корме и носу находились высокие помосты с зубчатыми ограждениями — на них в случае необходимости размещались воины. Позднее пространство под кормовым помостом зашивалось с бортов, образуя помещение, где располагались первые каюты, иногда с окнами в стенах.

Ког являлся основным типом торгового судна Ганзейского Союза. Появление и развитие кога, способного к плаванию в открытом море, оказало сильное влияние на дальнейшее развитие кораблей.

Предлагаемая модель кога имеет на себе отличительные знаки польского города Эльблонга (1350 г.).

Размеры судна таковы:
длина наибольшая — 27 м
длина по ватерлинии — 20,5 м
ширина — 7,5 м
осадка — 3,0 м

Перед тем как приступать к работе, внимательно рассмотрите чертежи и уясните себе конструкцию всех деталей. Решите вопрос о масштабе. Для получения масштаба 1:100 сторона квадрата на рисунке 1 должна быть равна 2 см, а для масштаба 1:50 — 4 см. Если модель будет плавающей, лучше принять масштаб 1:50.

Для корпуса подберите два бруска сухого дерева — будущие половинки корпуса. Обрежьте их сбоку и обстругайте в плане по рисунку 1. Между полученными блоками вклейте сделанные из планочек киль, форштевень и ахтерштевень. Обработайте ножом и стамеской борта в соответствии с рисунками 2 и 3. Помните, что корпус делается высотой только до палубы, без фальшборта.

Корпус плавающей модели выдолбите изнутри, пропитайте горячей олифой, после высыхания проведите патер-линию. Поставив модель на поду, нагрузите се свинцовым или другим балластом так, чтобы она сидела на 2-2,5 см выше ватерлинии, и закрепите балласт.

Вырежьте из двух кусков 3-мм фанеры палубу и укрепите ее па корпусе клеем с гвоздями. Фальшборт вырежьте из фанеры или картона и прикрепите к бортам клеем и гвоздями так, чтобы нижняя его кромка накрыла стык корпуса и палубы (см. рис. 3). После этого приступайте к окончательной окраске корпуса и фальшборта изнутри и снаружи, пролакируйте палубу, сделайте из брусочков дерева люк и брашпиль (рис. 5).

Пока модель просыхает, изготовьте из фанеры носовой и кормовой помосты вместе с их ограждениями: руль с румпелем, а также вертикальные брусья на борта сделайте из обрезков планок, опоры заднего помоста — из брусков дерева. После заготовки этих деталей соберите их на корпусе по рисункам 1, 4 и 7.

Сделайте из реек квадратного сечения.мачту, рей, бушприт и флагштоки, отлакируйте и установите на месте по рисункам 1 и 7. Крепление рея к мачте показано на рисунке 6. Ванты, штаги и другие снасти сделайте из толстых ниток, скрученных, если это надо, в несколько раз.

Сшейте парус, флаги, вымпел и пришнуруйте их по местам.

Окраска модели:
подводная часть корпуса — черно-коричневая или черная
надводный борт — коричневый
фальшборт снаружи — зелено-белый
фальшборт изнутри — красный
опора кормового помоста — коричневая
ограждения помоста — красные
палубы, мачты, рей, флагштоки — натуральный цвет дерева под лак
наконечники флагштоков — золотые

Парус белый или желтоватый, флаги и вымпел — красно-белые (красный крест на белом фоне и белый крест — на красном).

Ю. КАЗАКОВ, г. Одесса

Это тот редчайший случай, когда построенное в наши дни судно-копия точно повторяет (по крайней мере - по корпусу) оригинал ни много ни мало, а 600-летней давности.

В 1962 г. при производстве земляных работ на берегу реки Везер, невдалеке от Бремена, были обнаружены сравнительно хорошо сохранившиеся останки корпуса средневекового судна. Специалисты с первого взгляда определили, что это одномачтовый грузовой когг Ганзейского союза, построенный не позже XIV в. Условно оно было датировано 1380 г. Находка представляла огромный интерес, поскольку ни описаний, ни сколько-нибудь достоверных изображений этого классического для своего времени и широко распространенного в Северной Европе мореходного парусника в распоряжении ученых не было.

Археологи по отдельности извлекли из грунта 550 деталей рассыпавшегося корпуса, в течение ряда лет консервировали их, чтобы предотвратить дальнейшее гниение древесины, а затем собрали корпус когга и выставили его в германском Музее судоходства (г. Бремерхафен). Попутно родилась идея построить точную копию этого судна для проверки мореходных качеств старинных парусников.

В июне 1987 г. основные чертежи были готовы и поступили на верфь Е. Ратие в Киле. Руководили работами Уве Байковски и инж. В. Д. Хохайсель (из упомянутого выше музея). Все трудоемкие работы, воспроизводившие технологические приемы далекого прошлого, выполнялись вручную, причем это дало значительное количество рабочих мест для местной молодежи.

30 октября 1989 г. "бременский когг" был спущен на воду, после чего примерно два года ушли на его оснащение и оборудование в соответствии с современными требованиями Германского Ллойда. В частности, был установлен 278-сильный дизель "MWM Deutz V8".

Судно "Ubera von Bremen" не только использовалось историками судоходства для всесторонних экспериментов, подтвердивших неплохие мореходные качества парусных коггов и их пригодность для довольно длительных переходов морем, но и продолжает эксплуатироваться в качестве прогулочно-экскурсионного. Оно совершает кратковременные выходы под парусами (парусом!), принимая до 50 пассажиров. При этом желающие с удовольствием берутся за вымбовки самого что ни на есть "натурального" средневекового брашпиля (прообраз фаловой лебедки) и поднимают на 25-метровую мачту массивный 14.6-метровый рей с прямым парусом площадью 192 м 2 . Для работы с брасами и шкотами на кормовой палубе поставлен ручной шпиль.

Что же представляло собой найденное судно, послужившее основой этого когга?

Основные черты его корпуса:

Основные характеристики судна таковы: габаритная длина - 23.23 м, длина по КВЛ (без руля) при максимальной осадке в грузу - 18.1 м. Габаритная ширина - 8.37 м, ширина по палубе - 6.46 м. Осадка в балласте (камни на днище) носом - 1.4 м, кормой - 1.9 м. Объем трюма, занимающего всю длину корпуса, - около 160 м 3 . Вес корпуса - 51.8 т. Водоизмещение в балласте - 91.1 т, в грузу - 127.8 т.

Кстати сказать, измерение веса и грузоподъемности в тоннах нисколько не противоречит исторической истине. Дело в том, что в средние века при перевозке жидких грузов (естественно - не наливом, а в таре) за единицу была принята именно тонна (tonne), равная весу большой наполненной вином бочки, которую перевозили на повозке, запряженной парой лошадей (в наших мерах это как раз 1000 кг).

Подготовлена с использованием данных журнала "Badnyt" (№ 12, 1996) и сайтов германского Музея судоходства и "Ubera von Bremen".

Примечания

1. Как сообщает т. 2 "Морского энциклопедического словаря", название судов этого типа происходит от древнегерманского слова "Kugg" - выпуклый. Известно, что построены три копии ганзейского когга, мало отличающиеся одна от другой.

Парусные корабли средневековой Европы

Суда этого типа называли по-разному: нефы, бузы, килсы, хулки. Отличительными внешним признаком нефов являются округленные в носовой части и прямые в корме высоко поднятые штевни. Речь идет о судах с одной мачтой. Применение навесного руля позволило уверенно ходить галсами. Этому помогало увеличение осадки и грузоподъемности судна.

На судах появились ванты с выбленками, якорь, по форме приближающийся к адмиралтейскому. Грузоподъемность такого корабля немного превышала 200 тонн. Галс-клампы, облицованные прочным деревом, служили для проводки галсов, которые представляли собой прочные тросы, в отличие от шкота не имевшие талей. Штаги и многочисленные снасти такелажа отнесены в корму. На нефе были асимметричные пристройки к кормовым и носовым надстройкам. Они делались, вероятно, в качестве дополнительных помещений для размещения рыцарей, использовавших подобные суда для крестовых походов. Ограждения надстроек украшались гербовыми щитами рыцарей.

В средние века военный и торговый флоты Венеции были самыми могучими и многочисленными на Средиземном море. В период крестовых походов (1096-1270) Венеция была основным поставщиком нефов, которые могли брать на борт до 1500 человек.

Бузо - один из типов нефа.Такие суда строились в 13-14 веках, в частности в Венеции и Генуе. Они были довольно крупные, поэтому их укрепляли поперечными и вертикальными балками.

В последующие века конструкция этих судов постоянно изменялась, и к началу XVI века венецианский четырехмачтовый неф имел вполне совершенную форму корпуса и значительные размеры: наибольшая длина 28,7 метров, длина по 25 метров, максимальная ширина 8,36 метров, осадка до 3 метров, водоизмещение около 600 тонн.


Венецианский неф.

Фок- и грот-мачты несли прямые паруса, вторая грот и бизань-мачта - латинские. Общая площадь парусов составляла более 770 квадратных метров. Такое парусное вооружение позволяло ходить довольно круто к ветру. Большие нефы в отличие от других судов имели несколько якорей (до 7) для предотвращения сноса во время стоянок.

Когг

Когг появился и долгое время оставался основным типом судна Ганзейского союза. Когги Ганзы оказали большое влияние на развитие парусных судов Северной Европы.
Это - высокобортное одномачтовое палубное судно длиной до 30 м, шириной до 8 метров, осадкой – 3 м, и грузоподъемностью до 200 тонн. На мачте, составленной из нескольких собранных и подогнанных в единый ствол бревен, поднимался один рейковый прямоугольный парус площадью 150-200 м2. Борта были выпуклыми (по-древнегермански Kugg - значит выпуклый), штевни прямые, скошенные к линии киля. Кормовая надстройка (ахтеркастль) была конструктивно связана с корпусом. На ахтерштевне крепилась платформа с зубчатым ограждением. Кормовая площадка занимала около половины длины судна. Под ней располагалось помещение, имеющее вход с палубы, и каюты, в бортовых стенках которых иногда прорубались окна. Форштевень заканчивался наклонной мачтой – бушпритом, служившим для растяжки паруса спереди.

Ганзейский трехмачтовый когг XV в.

Во второй половине XV века ганзейский когг получил дальнейшее развитие. Появились когги двухмачтовые, а позже и трехмачтовые. Их водоизмещение составляло 300-550 т. Для защиты от нападения пиратов и кораблей неприятеля Ганза имела на торговых судах арбалетчиков и несколько бомбард. С начала XVI века кроме торговых строились военные когги, которые конвоировали торговые суда на переходе морем. На них устанавливали 20 и более бомбард, уложенных на деревянные лафеты. Длина военных коггов была 28 м, ширина 8 м, осадка 2,8 м, а водоизмещение 500 т и более. На корме и в носовой части как торговых, так и военных коггов по-прежнему располагались сильно развитые надстройки. Немного наклоненная к носу фок-мачта и грот-мачта несли по одному прямоугольному парусу, в бизань - косой парус. На Средиземном море иногда встречались двухмачтовые когги с косыми парусами.