Финляндия крепость свеаборг. Открыть левое меню свеаборг. Морские пейзажи и Ворота Короля

Крепость Свеаборг (Суоменлинна) - одна из крупнейших морских крепостей в мире; комплекс оборонительных сооружений близ столицы . Имеет островное расположение, поэтому добираться до нее нужно на пароме из . Это, несомненно, одна из ярчайших достопримечательностей Финляндии в архитектурном и историческом плане. Она вошла в по версии нашего сайта.

Свеаборг был построен в XVIII веке, когда Финляндия входила в состав Швеции. Отсюда и первоначальное название - Свеаборг, т.е. «шведская крепость». После получения суверенитета, крепость стали называть Суоменлинной, т.е. «финской крепостью». В течение нескольких десятилетий эта крепость была надежной защитой для финской столицы. Однако в 1808 она пала под натиском российских войск и почти на целый век отошла во владения России.

Свеаборг занимает целых восемь островов, каждый из которых по-своему уникален. Самым популярным среди них является Исо Мустасаари. Получить полное представление о том, что же такое Свеаборг, можно неспешно прогулявшись по ним. Особенно комфортно в летнее время, когда даже ночи бывают теплыми. Последний паром до города отходит в 2 часа ночи.

В целом, добраться до крепости не составит труда. От пристани, расположенной у Президентского дворца, в сторону островов регулярно отходят паромы. Время в пути - около 15 минут. Поездка на пароме не менее увлекательна, чем осмотр крепости. Ведь по пути открывается живописный вид на просторы залива.

На территории комплекса есть целый ряд интересных музеев: Музей истории; Музей игрушек, Музей таможни и т.д. Здесь же расположена городская тюрьма для тех, кто осужден за мелкие проступки. Как правило, им поручают общественные работы. Более того, на островах проживает небольшое поселение в 900 человек.

Фото достопримечательности: Крепость Свеаборг (Суоменлинна)

Вы когда-нибудь замечали, что в любом городе Земли большинство интересных мест всегда находятся в непосредственной близости друг от друга. Ты просто шагаешь по историческому центру – и «нанизываешь» достопримечательности одну за одной, как разноцветные бусинки бисера на иголку с ниткой… Вот Кафедральный собор, вот Сенатская площадь… А вот уже Старый рынок, а за ним виднеется Успенский собор… Одна за другой… Одна за другой…

Кажется все гладко и ровно… Ага!!! Как бы ни так!.. Как и бусинки бисера, что имеют обыкновение закатываться за диван, так и среди достопримечательностей условного города Икс непременно найдется одна или две таких точки, ради которых тащиться вам придется на другой конец земли. Такие места, как отряд повстанцев в мире достопримечательностей. Что ни возьми, практически в каждом городе света вы обязательно встретите нечто подобное. Лично я, по крайней мере, видел такие картины уже очень много раз. Хотите пример? Да хоть десять!.. Это и , и , и музей Леннусадам в Таллинне, и … Я могу этот список еще долго продолжать. Но на самом деле сейчас в рамках этой конкретной статьи это не имеет принципиального значения. Ведь сегодня я хотел бы рассказать вам всего об одном из таких мест, самой «труднодоступной» достопримечательности Хельсинки – старой крепости Суоменлинна (она же – Свеаборг).

Несмотря на то, что это место часто относят к числу хельсинских «must see», добраться до него не так-то просто. Острова Susisaaret, на которых стоит крепость, отрезаны от города водами Финского залива. Поэтому, попадая сюда, сразу кажется, что ты находишься уже как бы и не совсем в Хельсинки. Вокруг расстилается водная гладь… Огромные гладкие валуны подступают вплотную к берегу… А над всем этим, словно местная «гопота», кружит отряд белых чаек…

Вокруг тихо – и кажется, что за какие-то 10 минут ты променял шумный Хельсинки на какой-то милый и уютный пригород.

Впрочем, ладно… Что-то я разошелся… Надо сбавить градус ванили. Давайте лучше я расскажу вам обо всем по порядку…

Немножко истории (правда, совсем немножко)…

Решение о возведении крепостей на островах Susisaaret («Волчьи шхеры») было принято после русско-шведской войны в середине 18 века. В те времена, территория современной Финляндии входила в состав Шведской империи, а потому сама крепость получила название Свеаборг (что означает «Шведская крепость»). После обретения Финляндией независимости, здешние бастионы использовались в период гражданской войны 1918 года. На островах был образован лагерь для финских красногвардейцев, а сама крепость официально получила название Суоменлинна (дословно – «Финская крепость»). Почему я это пишу? Все дело в том, что сегодня финский и шведский языки имеют в Финляндии официальный статус, поэтому крепость попеременно называют то Свеаборг, то Суоменлинна. Таким образом, сегодня этот островной бастион именуют одновременно и финским, и шведским.

В 1991-м году крепостной комплекс вместе с другими островными постройками был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Сегодня здесь располагаются многочисленные музеи, морская академия, остатки старой артиллерии, частные дома с девятью сотнями постоянных жителей и даже тюрьма «облегченного режима», заключенные которой поддерживают крепость в надлежащем виде. Сами финны (как мне показалось) обычно используют это место как площадку для пикников: пока туристы бегали по острову с фотоаппаратами, они просто мирно сидели на камнях и, поедая привезенные с собой припасы, смотрели на скалы и водную гладь.

Сказать по правде, именно ради пикников и живописной природы этого места сюда и стоит ехать из Хельсинки. Все остальное – крепости, пушки и прочие сооружения произвели на меня значительно меньшее впечатление. Исключение — эти поросшие травой укрепления, похожие на домики Бильбо Бэггинса.

Они прикольные. А все остальное – стены и стены… Я бы мог о них больше вообще ничего не писать. Но долг блогера велит… Поэтому дальше будет большой рассказ о всех интересных местах, которые можно встретить на этом острове. Давайте для начала я устрою вам тут мини-экскурсию. А технические моменты (типа «как доехать на Свеаборг» и где снять жилье) оставим напоследок…

Крепость Свеаборг: церкви, пушки и «русские» домики…

Вообще, считается, что «достопримечательностей» в этом месте много: на туристических картах, которые можно получить в центре информации, отмечено аж целых 45 разных точек!!! Но большинство из них можно отнести к достопримечательностям только формально. Преимущественно – это различные музеи, валы и объекты общественного питания. Другое дело, что все они расположены довольно компактно и, словно на нить, нанизаны на «синий маршрут», который тянется сразу через два острова.

Начинается он от главной пристани, а затем проходит через «русскую деревню», где когда-то жили купцы из России…

Мимо гарнизонной церкви…

Военного музея…

Многочисленных сувенирных лавок…

«Messiah... Save your breath»...



И невысоких мостов, связывающих берега между собою.

Чтобы туристы не запутались на островах тут и там встречаются специальные указатели, показывающие дорогу к главным точкам Свеаборга. Видя на указателях те или иные интересные пункты, мы с Таней постоянно меняли маршрут и уходили в стороны, то вправо, то влево. Именно так (незапланированно) мы, например, добрались до подводной лодки Весикко (я называл ее «Сулико»).

Не могу сказать, что она производит какое-то особое впечатление (как например, подводная лодка Лембит, стоящая в Морском музее Таллинна). Но свернуть к ней на пару минут определенно стоит. Как-никак, не каждый день видишь на улицах подводные лодки.

Если кому-то особо интересна тема лодок, отмечу также, что на территории островов Суоменлинна есть еще «сухой порт». Реально сухой… (как незаверенный Роллтон). Находится он справа от Большого Крепостного двора с могилой Эренсвярда (это, кстати, еще одна лодочка).

Выглядит этот двор весьма симпатично… Всюду раскидистые деревья, грубые камни, поросших зеленым плющом, а также все те же старые шведские пушки, которых здесь так же много, как и чаек, летающих над головой… Дальше будут фото. Я думаю, они расскажут все лучше меня.


Возвращаясь к теме сухого дока, отмечу, что в июне 2017 года, когда на острове был я лично, это место выглядело довольно жалко.

Посреди большущей котловины стоял один единственный корабль, а вокруг него валялись остатки каких-то бревен и труб. Впрочем – смотрите сами. На картинках из туристических проспектов это место выглядело значительно более презентабельно.

Мы заглянули туда на пару минут, сделали фотки и снова вернулись на синий маршрут. Вокруг цвели цветы в горшочках…

Над головою качалась сирень…

А вездесущие китайцы прямо с моста пытались кормить с руки чаек.

Блин… Когда я вижу такие картины во мне просыпается Задорнов с его извечным: «Ну тупые…». Я стоял у них за спиной и молился, чтобы кому-то из этих граждан Поднебесной следующая чайка выклевала глаз. Ну или хотя бы сорвала сережку... И это я сейчас почти всерьез. Чаек в Финляндии можно кормить только ядом!!! Кто бывал в Хельсинки – тот меня поймет. Это не птицы – а воздушная мафия. Они воруют еду, летают прямо над головою… Я как-то даже читал историю в интернете, что чайка на причале в Хельсинки вырвала у какого-то туриста фотоаппарат. На причалах города стоят специальные знаки «Чаек не кормить». Но это же китайцы… Говорят, однажды они захватят мир. Блин… Одна надежда на японцев (что они все-таки изобретут своих роботов и в ближайшее время разберутся с Китаем). Не хотелось бы в старости есть один рис сутками…

Морские пейзажи и Ворота Короля

Наверное, читая этот текст, вы сейчас все задаетесь вопросом: «А где же та самая крепость, о которой тут постоянно идет речь»? Отвечаю: все дело в том, что крепость Свеаборг – это не единый бастион, а скорее некая совокупность стен и пушек, расположенных на тех самых островах в Финском заливе.

Поросшие травой стены крепости, встречаются здесь повсеместно. Просто не ждите увидеть на островах какой-то единый архитектурный комплекс вроде Московского кремля или чего-то в схожем духе. Крепость Свеаборг – это стены, стены, стены, пушки, стены… плюс вот эти Королевские ворота, которые являются одним из негласных символов данного места.

Как я уже говорил в самом начале, ехать сюда стоит за морскими пейзажами…

Хатками хоббитов и другими сказочными постройками, похожими на каменных исполинов, выглядывающих из-под земли…


Или, например, для того, чтобы устроить пикник на скалистых берегах острова…

Мы, например, так и сделали. Взяли плед, еду и две баночки клюквенного джина – забрались подальше и стали отдыхать. Где-то рядом с берегом копошилась парочка белых лебедей…

Впереди среди волн и росчерков скупого солнца мелькали паруса какого-то небольшого корабля…

В этот момент меня уже даже не бесили вездесущие чайки (хотя одна из них свистнула у меня черешню и в считанные секунды проглотила ее вместе с косточкой).

Наверное, за всю трехдневную поездку в Хельсинки – это был наш самый лучший день в Финляндии. Этакая кульминация путешествия. Она есть в любой поездке. Но сейчас я не буду сильно раскручивать эту тему… Просто напишу, что съездить на острова крепости Суоменлинна определенно стоит. Особенно в ясную погоду. Дальше в этой статье, как и обещал, я напишу вам о том, как это сделать.

Суоменлинна (Свеаборг): как добраться из Хельсинки

Специальные корабли, включенные в систему городского транспорта, ходят на острова каждый день с 6 часов утра до 2-20 ночи. Отправляются они вот от такой станции рядом с Рыночной площадью Хельсинки. Обычно, в дневные часы людей вокруг нее много. Поэтому вы ее не пропустите.

Билет на проезд можно купить в кассе или в автомате (5 евро). Действителен он в течение 12 часов (поэтому с одним билетом вы можете съездить и туда, и обратно).

Также отправиться в поездку вы можете, имея на руках обычный городской проездной на 24 часа (HSL) или карточку Helsinki card. Сами паромы курсируют регулярно. Интервал движения – от 20 минут до 1 часа (но вы ориентируйтесь на меньшую цифру – большие промежутки между рейсами тут бывают только ночью). Время в пути – 15 минут. У самих кораблей есть как открытые, так и закрытые площадки. В первый раз мы ехали на «крыше» парома...

А вот обратно уже возвращались, расположившись на внутренней площадке.

По дороге паром проплывает несколько маленьких островков. В ясную погоду плыть на открытой площадке очень приятно. Единственное, что немного портит впечатление – это летающие прямо над головой чайки. Как вы поняли, в этой истории они главные антагонисты.


После прибытия на остров прямо перед вами будет центр туристической информации. С другой стороны тут же находится продуктовый магазин и табло с расписанием рейсов. Если такой вариант вам по какой-то причине не подходит и вместо 5 евро вам решительно хочется заплатить за проезд все семь – поплыть на острова вы также можете на «водных автобусах» компании JT-Line. Подробную информацию о маршрутах и расписании можно посмотреть на их официальном сайте www.jt-line.fi.

Где снять жилье на островах

Рядом с крепостью прямо на островах работает хостел Suomenlinna, открытый в бывшем здании школы. В хостеле есть номера на двух-трех или на 6-10 человек. Поэтому при желании – есть, что выбрать. Летом двухместный номер в этом месте обойдется вам в 68 евро (что для Хельсинки довольно низкая сумма). Койка в дормиторие будет стоить 25. В «не сезон» цены ниже. Проверить их

Хотя крепость Суоменлинна и входит в число основных достопримечательностей Хельсинки, не каждый турист из России, приезжающий в столицу Финляндии, посещает ее. Кто-то ограничивается видом с набережной, кто-то проплывает мимо на идущем в Стокгольм теплоходе Silja Line. А зря! Надо побывать обязательно — хотя бы из уважения к истории собственной страны.


Шведская крепость

Лихо закрученную биографию крепости стоит начать даже не с ее рождения, а с чуть более раннего времени. В 1703 году Петр Великий основал Санкт-Петербург с на востоке Финского залива, и, перефразируя классика, оттоль грозить мы стали шведу. Неудивительно, что в Швеции задумались над ответными действиями. Думали долго. За это время Россия успела выиграть у своего грозного соседа две войны.

В ходе Северной войны 1700-1721 годов Гельсингфорс (будущий Хельсинки) попал под контроль русской армии и сгорел дотла. По российской версии — в результате ожесточенной артиллерийской дуэли нашего флота и шведской береговой артиллерии, по шведской — был сожжен отступавшими войсками, чтобы ничего не досталось врагу. По Ништадскому миру 1721 года Петр I присоединил только часть финских земель (Ингерманландия, Кегсгольмский округ, ). Гельсингфорс был возвращен Швеции.

В послевоенные годы политическая жизнь Швеции состояла из борьбы приверженцев мирных отношений с Россией (партия "колпаков") и сторонников реванша (партия "шляп"). Реваншисты взяли верх, но в ходе русско-шведской войны 1741-1743 годов опять получили по шапке.

В августе 1742 года российские сухопутные войска под командованием генерал-фельдмаршала П. П. Ласи при содействии эскадры под командованием вице-адмирала З. Д. Мишукова блокировали Гельсингфорс и заставили шведскую армию капитулировать без боя. Мир в Або, заключенный в 1743 году, был удачным для России. Граница на Балтике продолжала сдвигаться в направлении Стокгольма.

В 1747 году выдающийся шведский военный инженер, специалист по артиллерии и фортификации Августин Эренсвярд ("шляпа" по политическим взглядам) убедил короля Фредрика I принять план строительства новых крепостей для противостояния российскому флоту на Балтике (правда, в усеченном виде и с урезанным бюджетом).

На группе островов, представляющих собой природный заслон Гельсингфорского рейда, название которых переводится на русский очень романтично — "Волчьи шхеры", началось строительство крепости. Она получила незамысловатое имя Свеаборг (то есть "шведский замок", "шведская крепость"). Правда, почти сразу местные жители стали произносить название с финским акцентом — Виапори.

Это была настоящая стройка века. Ничего подобного по масштабам во второй половине XVIII столетия не строилось нигде в Европе. Оборонительные сооружения возводили 6 тыс. человек. Основной этап строительства растянулся на четыре десятилетия, а мелкие доработки продолжались и позже. "Отец Свеаборга" и первый комендант крепости граф Эренсвярд не дожил до завершения строительства. И хотя он скончался в родовом имении, графа перезахоронили в крепости. Могила Эренсвярда с роскошным надгробием — одна из самых фотографируемых достопримечательностей Свеаборга.

Свеаборг, построенный по самым передовым французским образцам, получил гордое прозвание "северный Гибралтар", что должно было символизировать его неприступность. В крепости был размещен мощный военный гарнизон, что превратило Свеаборг во второй по величине после населенный пункт Финляндии.

В 1806 году на островах проживало 4600 человек, а на берегу — 4200. Будущий Хельсинки был по большому счету деревней, в которой только в 1757 году появился первый каменный дом, принадлежавший коммерции советнику Иоганну Седерхолму. Это тот самый маленький двухэтажный домик на Сенатской площади, который фотографируют все туристы, как только заснимут собор и памятник Александру II.

В 1807 году на встрече российского императора Александра I с его французским коллегой Наполеоном Бонапартом в Тильзите была достигнута договоренность о том, что Россия может присоединить Финляндию к своей территории. 9 февраля 1808 года русские войска под командованием генерала от инфантерии графа Ф. Ф. Буксгевдена перешли границу, а уже 18 февраля вступили в Гельсингфорс. Вскоре Свеаборг оказался в осаде, оставшись единственным не сдавшимся населенным пунктом на юге Финляндии.

В крепости находилась примерно треть всех шведских войск, расквартированных в Финляндии: 7500 солдат и офицеров, 1500 гражданских лиц, 354 каторжника и шесть русских военнопленных; 110 военных кораблей, более 2 тыс. орудий, 100 тонн пороха. Командовал обороной комендант крепости вице-адмирал Карл-Олаф Кронстедт.

Осаждающих "северный Гибралтар" было меньше, в их распоряжении было всего 59 пушек, огромных запасов пороха также не имелось. Но вскоре комендант крепости подписал перемирие на месяц, решив по окончании этого срока капитулировать, если не получит подкрепления из Стокгольма. Посланные в Стокгольм гонцы не успели за этот месяц добраться до цели.

Третьего мая Свеаборг капитулировал. И опять мы имеем дело с двумя конфликтующими версиями относительно причин того, как это случилось. По первой, виноваты плохо обученные финские крестьяне-солдаты и не желавшие умирать не пойми за что шведы-офицеры, неисправность большинства пушек, быстро израсходованный порох, нехватка запасов продовольствия в крепости и недостаток опыта у Кронстедта, ранее одерживавшего победы только на море. Вторая версия, которую военные историки называют "золотой порох", опирается на слухи о том, что русское военное командование якобы дало коменданту крупную взятку. Документально этот факт доказан никогда не был.

После заключения Фридрихсгамского мира, по которому России перешла вся Финляндия, вице-адмирала Кронстедта сделали в Швеции чуть ли не главным виновником национальной катастрофы. Он был приговорен к смертной казни, но помилован по просьбе российского императора. Вице-адмирал вышел в отставку, но отказался поступать на службу в российскую армию, носил шведские ордена, однако не брезговал получать российскую военную пенсию, его сын стал финским сенатором, а оставшиеся в Швеции родственники меняли фамилии.

Русская крепость

После русско-шведской войны 1808-1809 годов крепость Свеаборг стала русской. Переименовывать "шведский замок" на русский лад новые хозяева не стали. А вот острова, на которых размещена крепость, переименовали, хотя и не сразу. Сначала пользовались шведскими именами, которые записывались с нижегородским акцентом.

Финны же, разумеется, произносили все названия по-своему, так что каждый островок имел целую гроздь названий. Вот несколько примеров: Густавсвард (Густав-Сверде), он же Кустаанмиека, он же Артиллерийский; Стора-Остерсварто (Стуре-Остерсварте), он же Исо-Мустасаари, он же Комендантский; Варгон (Варген), он же Сусисаари, он же Инженерный.

Хотя в Свеаборге вскоре было размещено вдвое больше русских солдат, чем когда-то было шведских и финских, островная крепость стала потихоньку терять свое значение, а населенный пункт на берегу — приобретать все большую важность. Причиной тому стало объявление в 1812 году Гельсингфорса новой столицей недавно образованного Великого княжества Финляндского (в составе Российской империи). Бывшая деревня при крепости постепенно стала превращаться в город с крепостью на морской окраине.

Да, кстати, в 1811 году в крепости в семье гарнизонного лекаря Григория Белинского родился сын, получивший при крещении имя Виссарион.

Промежуток между первой и второй осадой Свеаборга составил почти полвека. Летом 1855 года, во время Крымской войны (которая, вопреки названию, велась не только на Черном море), русский Балтийский флот был блокирован в Свеаборге превосходящим по силе англо-французским флотом.

Двадцать восьмого июля (с точки зрения нападавших) или 9 августа (с точки зрения оборонявшихся) начался обстрел крепости. Временный комендант Свеаборга генерал-лейтенант А. Ф. Сорокин, похоже, не нуждался во французской военной пенсии и не мечтал о месте в палате лордов для своего сына, а потому сумел замечательно организовать оборону крепости.

За два дня и две ночи постоянных бомбардировок по крепости и другим островам близ Гельсингфорса было выпущено более 20 тыс. снарядов, "по приблизительному и самому умеренному расчету". В финской столице, откуда обстрел был хорошо виден, началась паника — жители опасались, что неприятель начнет стрелять по городу.

Несмотря на силу бомбардировки, материальный урон, нанесенный крепости, был ничтожен. Потери оборонявшихся составили 63 человек убитыми, около 200 ранеными и контужеными. Неприятель потерял 33 человека. После нескольких дней затишья флот союзников покинул Балтийское море. Английские и французские газеты писали, что Гельсингфорс и крепость Свеаборг стерты с лица земли.

Следующий раз крепость стала ареной сражений летом 1906 года. На этот раз обошлось без внешнего врага. Комендант крепости генерал В. А. Лайминг получил информацию о готовящемся всеобщем восстании на Балтийском флоте и отдал приказ заминировать подходы к крепости. Часть матросов-минеров отказалась выполнять приказ.

Есть, правда, как всегда, другая версия. Еще с петровских времен матросу, отстоявшему вахту на холодной погоде, полагалась чарка водки или компенсация ее стоимости деньгами. Морякам в крепости почему-то не доставалось ни того ни другого, что и вызвало недовольство. Так или иначе, но комендант отдал новый приказ — арестовать смутьянов.

И тут вспыхнуло восстание. Силы разделились примерно поровну. В мятеже, к которому приложили руку эсеры и большевики, участвовало около 2 тыс. человек, которые завладели островами Александровским, Артиллерийским, Михайловским и Инженерным. Верных присяге военнослужащих было примерно столько же, они укрепились на Комендантском и Лагерном островах.

Мятеж удалось подавить за два дня. 28 организаторов и наиболее активных участников было расстреляно, более тысячи осуждено к различным срокам заключения или направлено в арестантские роты. Около 600 человек погибло в бою. В брежневскую эпоху в СССР об этих событиях был снят художественный фильм "Свеаборг", разумеется, весьма далекий от правдивого изображения истории.

Финская крепость

В 1918 году, вскоре после провозглашения независимости Финляндии, крепость Свеаборг была переименована в Суоменлинну (финскую крепость). В ней недолгое время размещался концлагерь, в который заключались те, кто участвовал в гражданской войне в Финляндии на стороне красных. Из 8500 заключенных год спустя, после закрытия лагеря, на свободу вышло 7500. Остальных скосили голод и инфекционные болезни.

После закрытия концлагеря Суоменлинна становится военным объектом и остается таковым до 1973 года, когда переходит под управление гражданской администрации и превращается в один из районов Хельсинки.

В 1991 году крепость включена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Правда, остров Пику-Мустасаари (Госпитальный) до сих пор находится в распоряжении финской армии. Есть еще одна достопримечательность неподалеку от Суоменлинны, которую, увы, нельзя посетить по той же самой причине.

На острове Сандхамн--Сантахамина--Лагерный к юго-востоку от крепости в 1857 году был поставлен памятник "убиенным 63 матросам и солдатам, во время бомбардирования Свеаборга англо-французским флотом 28-го и 29-го июля 1855 года". Проект памятника выполнил профессор барон П. Клодт (тот самый, который отливал коней для Аничкова моста в Петербурге). Но это маленькие исключения, а так почти всеумные, да? Волчьи шхеры — в распоряжении туристов.

На посещение Суоменлинны можно смело выделять целый день, и то не удастся осмотреть все, что имеется в крепости.

Но не одним любителям вспоминать былые победы российского оружия имеет смысл съездить на Волчьи шхеры. Крепость крепостью, но это еще и место, где можно просто погулять, полюбоваться природой, да к тому же там постоянно устраиваются разнообразные мероприятия — концерты на открытом воздухе, парусные регаты, выставки.

Большинство местных жителей предпочитают питаться предусмотрительно привезенными с собой продуктами. И это неглупое решение. Хотя с тем, чтобы найти заведение общественного питания, особых проблем нет. Самый популярный у туристов ресторан Walhalla, правда, открыт для обычных посетителей только на ужин с понедельника по субботу, а в воскресенье и в обед туда допускаются лишь организованные группы.

Русским патриотам можно порекомендовать пиццерию Nikolai. Названа она в честь купца Николая Петровича Синебрюхова, получившего в 1819 году эксклюзивное право на производство и продажу пива на территории Финляндии и почти сразу после получения патента открывшего кабак и в Свеаборге. Носящая его имя пивоваренная фирма Oy Sinebryhoff AB существует до сих пор (вот, правда, принадлежит шведской Carlsberg).

Паромы, украшенные надписью "Suomenlinna Sveaborg", отходят от рыбного рынка (Кауппатори) Хельсинки с 6 утра до 2:20 ночи с интервалами от 40 минут до одного часа. Время в пути — 15 минут. Цена билета туда-обратно — €3,80. Летом практически с соседнего пирса отходят также водные автобусы. Обладатели Helsinki card могут пользоваться паромом и посещать все музеи в крепости бесплатно. Собственную яхту можно припарковать в гостевом порту на острове Сусисаари только при наличии свободных мест.

Суоменлинну можно посещать круглогодично, крепость открыта 365 дней в году, но лучше все-таки делать это летом. На островах постоянно проживает 900 человек, еще около 400 на них работает. Много домов на островах используется как художественные студии. На территории крепости Суоменлинна находится тюрьма для осужденных за малозначительные преступления. Зэки в основном занимаются поддержанием крепостных сооружений в должном виде.

Вход в саму крепость свободный, платить надо только при посещении музеев. В крепости имеются музей Суоменлинны, музей Эренсвярда, Манеж (музей советско-финской и второй мировой войн), подводная лодка "Вессико", а также бесплатный для посещения таможенный музей. Сложно не заметить, что большинство пушек, стоящих в крепости, имеют надписи на русском языке. Особенно приятно, думаю, будет изучить их уроженцам Перми.

Местная церковь когда-то была гарнизонной церковью русского ограниченного контингента в Свеаборге и называлась собором Александра Невского. Построен собор был по проекту архитектора Константина Тона. И хотя с 2000 года здесь проходят не только лютеранские, но и православные службы, внешний облик здания непоправимо испорчен еще в 1928 году архитектором Франсом Шестремом. Вместо маленькой копии московского храма Христа Спасителя мы теперь видим ничем не примечательный лютеранский храм.

Находясь в крепости, где-то примерно в 17:20-17:30 можно принять участие в ежедневном ритуале — вместе с другими туристами помахать рукой проплывающему мимо, по направлению к Стокгольму, парому Silja Line. Если вы по какой-либо причине опоздали и не помахали — не страшно. Через полчаса вам будет предоставлена вторая попытка — проводить в шведскую столицу паром Viking.

Благодаря Шенгенскому соглашению в наши дни можно съездить из Хельсинки в Стокгольм на денек-другой без всяких виз. А упомянутые паромы — сами по себе достопримечательности обеих скандинавских столиц. И если вы плывете на борту одного из них, не пропустите в самом начале путешествия остров с крепостью, с берега которого вам машут руками незнакомые люди.

АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВ
proof

Технический спонсор

Морская крепость Свеаборг, находится возле столицы Финляндии - Хельсинки. Только там она более известна под другим своим именем - Суоменлинна или же в переводе «Финская крепость». Строительство этой крепости происходило еще в 1748 году, то есть в то время, когда Финляндии еще входила в состав Шведского королевства и не обрела полную независимость.

В ближайшие после постройки пятьдесят лет крепость служила в качестве ценнейшего морского укрепления, защищая город от нападений со стороны моря. Однако, уже в 1808 году она покорилась российским войскам и на ближайшие 110 лет входила в состав Российской империи. А вот свое нынешнее имя Суоменлинна крепость получила уже только после обретения Финляндией независимости.

Затем еще какое-то непродолжительное время она входила в состав финского военного гарнизона, ну а потом уже окончательно в 1973 году отошла к гражданскому управлению города. Во время экскурсии по крепости вы можете заметить, что все надписи на пушках, находящихся в крепости, выполнены на русском языке, поскольку все они были привезены из России.

На сегодняшний день Суоменлинна является одной из популярнейших достопримечательностей города Хельсинки. На ее территории располагается сразу несколько музеев, несколько интереснейших зданий, относящихся к самым различным архитектурным направлениям и традициям.

Любители осмотров военной техники найдут здесь для себя огромное количество соответствующих экспонатов, которые также относятся к самым различным периодам существования крепости. Да и вообще то сама крепость Суоменлинна удивительно красива, так что самая простая прогулка по ее территории уже доставляет несомненное удовольствие.

На территории крепости также располагается действующая тюрьма с отбывающими в ней срок за мелкие преступления осужденными. Именно эти люди и следят постоянно за наведением порядка на территории крепости. Добираться до крепости можно исключительно водным путем, поскольку она располагается на уединенном острове, находящемся в двух километрах от города.

От городской рыночной площади к острову ходят паромы в зависимости от сезона от одного и до четырех раз в час. Самый первый паром на остров уходи в девять часов утра, ну а последний в обратную сторону - в 18 часов. Билеты продаются в кассах речного вокзала, а стоимость билета в один конец составляет пять евро.

Неподалеку от рыночной площади с Kolera-allas к острову отправляются речные трамвайчики, совершающие дополнительную остановку возле Королевских ворот. Билеты на них можно приобретать как прямо на борту трамвая, так и на причале. Стоимость аналогичная - пять евро.

На территории самой крепости не имеется ни проката велосипедов, ни какого-либо общественного транспорта, поэтому для прогулок по ней надо стараться одевать удобную обувь. В двух шагах от пристани находиться специальный отель, в котором можно спокойно остановиться на ночлег. Однако, вы должны учитывать, что условия здесь далеки от роскошных. На первом этаже в комнатах ночуют от 6 до 10 человек и стоит ночлег 24 евро, а на втором этаже условия получше и за ночлег вам придется выложить от 54 до 89 евро. Здесь же в хостеле можно и позавтракать за 8 евро.

Перекусить также можно в ресторане и в кафе, расположенных на территории крепости. Из музеев здесь можно посетить - музей Суоменлинны, охватывающий 260 летнюю историю крепости, музей Ehrensvärd с миниатюрными макетами кораблей, музей Игрушек, Военный музей, подводную лодку Vesikko, сохранившуюся с периода Второй Мировой войны, Таможенный музей. Затем вы можете прогуляться по Большому двору, посмотреть на Королевские ворота и доки Свеаборга, а также бастион Зандер и кронверк Эренсвярда. Напоследок загляните в церковь и мемориал. Все музеи в крепости вы сможете посетить бесплатно, если приобретете заранее Helsinki Card.

Первые камни крепости были заложены в середине 18-го столетия - в 1748 году. Основной причиной строительства стала необходимость укрепления границы с в условиях недавно завершившейся очередной войны. В силу того, что в тот период находилась под влиянием шведского государства, постройка и была названа «шведская крепость» или Свеаборг. Некоторое время спустя, в 1756 году, форт начали использовать не только в качестве сооружения для обороны, но также и в качестве базы военных кораблей. Позднее, в 1808 году, русская армия захватила более 100 военных судов, а также несколько тысяч орудий и пленных, войдя в сдавшийся после осады форт.

В 1809 году Свеаборг вместе с Финляндией переходит Российской Империи, что начинает новую страницу её истории. В середине столетия урон сооружению нанесла Крымская война, однако после все разрушения были устранены в ходе реставрации. В Свеаборге появились новые орудия и укрепления. К началу 20-го века население этих островов насчитывало около 1 500 жителей, не считая стоявшего здесь гарнизона.

В годы Первой мировой ведётся строительство новых защитных укреплений, которые помогли бы отрезать врагу путь к . Однако в 1917 году в связи с революционными событиями в стране строительство замедляется, а после и вовсе прекращается. В получившей в это же время независимость Финляндии сооружение переименовали в «финскую крепость» или Суоменлинна. Часть укреплений Свеаборга была заброшена, а часть пострадала от налётов в годы Второй мировой войны.

В 1973 году Свеаборг окончательно перестал играть роль защитного укрепления. Гарнизон был отозван, а территория этих островов стала относиться к . Знаковым стал 1991 год - Свеаборг как особенный пример укреплений прошлых столетий внесли в перечень памятников всемирного наследия ЮНЕСКО.

На современном этапе Свеаборг относится к известным достопримечательностям столицы, а также продолжает оставаться и жилым районом, население которого составляют несколько сотен человек.

Как добраться

Крепость Свеаборг разместилась на группе островов прямо в водах Финского залива в 3 километрах к юго-востоку от Хельсинки. Добраться до неё можно на пароме, который отходит от причала Kauppatori, находящегося на Рыночной площади столицы. В тёплые месяцы, с мая по сентябрь, до крепости также ходят водные автобусы. Найти их можно на этом же причале. Время в пути на любом из видов водного транспорта составляет около 15-20 минут. Билеты можно приобрести в автоматах на пристани, а в водных автобусах также и на борту.

Доехать до причала поможет 17-й автобусный маршрут, который останавливается в нескольких минутах ходьбы.

Свеаборг на карте

Достопримечательности вокруг замка

К территории Свеаборга относятся несколько островов. Пять из них соединены мостами и переходами, что позволяет без труда перемещаться между ними для осмотра всех объектов. Так, на полуострове под названием Кустаанмиекка можно осмотреть бастионы, возведённые как шведами, так и русскими войсками. Интересны будут пушки конца 19-го века.

Другое особенное место - один из самых старинных сухих доков в мире. Ещё в середине 18-го столетия в нём строились шведские корабли, а сегодня на его территории проводится ремонт деревянных судов прошлых веков.

У берега несложно заметить ещё один интересный объект, который нередко попадает на фото - подводную лодку «Весикко». Построенная чуть меньше ста лет назад, она прошла Вторую мировую. В летние месяцы подлодка играет роль музея, в котором можно ознакомиться с её внутренним устройством и особенностями работы в условиях погружения.


В тёплое время года на островах вокруг крепости также можно отыскать пляжи. Они позволят отдохнуть от долгих экскурсий и окунуться в воды Финского залива.

Что внутри замка

Для посетителей открыт доступ в один из старейших бастионов города - Зандер, а также в тоннели крепости. Исследовать их удобнее в тёплый сезон, вооружившись фонариком - искусственного освещения в тоннелях нет.

Примечательным элементом Свеаборга являются центральные ворота - Королевские. Они появились здесь в 1753–1754 годах в том самом месте, на котором сошёл со своего корабля шведский король, годом ранее пожелавший лично проследить, как идёт возведение Свеаборга.

В сердце сооружения располагается так называемый Крепостной двор. Он играл роль центральной площади с 60-х годов 18-го века. Здесь же покоится основатель форта - шведский военный деятель Августин Эренсверд.

Комплекс крепости включает в себя и небольшую церковь. Она была возведена здесь в середине 19-го века, в период правления Российской Империи, и предназначалась для солдат служившего здесь гарнизона. Позже из православной её переделали в лютеранскую.


На территории Свеаборга можно посетить сразу несколько музеев. Некоторые из них работают только летом, в некоторые можно попасть и зимой. Одной из основных является экспозиция музея «Суоменлинна». Здесь круглый год можно познакомиться с историей крепости и посмотреть тематические короткометражные фильмы.


В помещениях, ранее отведённых для проживания коменданта, сегодня располагается музей Эренсверда. Он назван в честь шведского фельдмаршала и демонстрирует обстановку того времени, когда крепость находилась под влиянием . Эта экспозиция функционирует только летом.

Также к летним относятся экспозиции Музея таможни, военного музея «Манеж» и Музея игрушек. Выставка, посвящённая таможенному делу, сегодня занимает помещения, ранее используемые в качестве тюремных камер.


Экскурсии

В крепости проводятся систематические экскурсии с гидом, предварительно бронировать которые не нужно. С их расписанием можно ознакомиться на . Длятся такие прогулки около часа и включают в себя исторические места островов Сусисаари и Кустаанмиекка. В летние месяцы экскурсионное сопровождение ведётся на нескольких языках: шведском, финском, английском и русском. В период с сентября по май можно принять участие только в англоязычных экскурсиях.

Персональные экскурсии для организованных групп проводятся круглый год по предварительному согласованию. В этом случае можно обговорить также и язык экскурсионного сопровождения. Заказать такую экскурсию также можно на .


Свеаборг представляет собой не просто историческую постройку, а целый комплекс интересных сооружений и объектов, каждый из которых может рассказать о чём-то своём. Они хранят на себе последствия правления трёх разных стран: Швеции, Российской Империи и Финляндии. Кроме того, на этих островах оставили отпечаток многие конфликты и события, имеющие особое значение в истории: Крымская война, Первая и Вторая мировые войны, российские революции. Все эти отпечатки, накопленные Свеаборгом, складываются в разнообразные экспозиции и особую атмосферу, в которой былое сталкивается с настоящим.