Каспийская военная флотилия. Из Астрахани в Дагестан: почему Каспийская флотилия меняет прописку Каспийская флотилия состав кораблей сегодня

Основным пунктом базирования Краснознамённой Каспийской флотилии станет расположенный в Дагестане город Каспийск. Об этом заявил министр обороны РФ Сергей Шойгу. По его словам, в настоящее время военные ведут строительство береговой инфраструктуры и жилья. После распада СССР большая часть подразделений флотилии была дислоцирована в Астраханской области. Как отмечают эксперты, переезд значительно увеличит возможности этого оперативного объединения ВМФ. О причинах передислокации - в материале RT.

  • Малый ракетный корабль «Град Свияжск» во время учений корабельных группировок Каспийской флотилии
  • РИА Новости
  • Денис Абрамов

Министр обороны России Сергей Шойгу Краснознамённой Каспийской флотилии (КФл) из Астрахани в Каспийск. Глава ведомства рассказал, что на территории будущего пункта базирования идёт строительство объектов береговой инфраструктуры и жилья.

«Принято решение о переводе Каспийской флотилии в Каспийск. Там у нас разворачивается огромная стройка: пирсы, причалы, пункты обслуживания, жильё. Будет увеличиваться количество наших офицеров и военнослужащих кратно», — рассказал Шойгу на совещании с руководством военного ведомства.

База ударных сил

Решение о совершенствовании инфраструктуры Каспийской флотилии было принято в августе 2017 года на коллегии Минобороны. Спустя месяц с визитом в Каспийск прибыл первый заместитель главы военного ведомства Руслан Цаликов.

Замминистра обороны заслушал доклады командования Южного военного округа о планах строительства причального фронта и наземных сооружений КФл. Также Цаликов осмотрел территории, предназначенные для проведения строительных работ, и объекты, подлежащие капитальному ремонту.

Согласно планам Минобороны, первый этап строительства мест базирования кораблей завершится в 2019 году. В течение ближайших двух лет в Каспийске проведут работы по углублению дна, возведению причального фронта (линии причала судов, бассейны и пирсы) и ряда объектов наземной инфраструктуры.

  • Пункт базирования Каспийской флотилии ВМФ России в Каспийске
  • Fred Schaerli/Wikimedia Commons

В 2020 году в Каспийске появятся госпиталь, хранилища для боеприпасов, казармы для солдат и жильё для офицеров. В результате в дагестанском порту будет создана полноценная портовая инфраструктура. Пункт базирования будет защищён от стихийных бедствий и возможного нападения неприятеля.

Каспийск является базой ударных сил КФл. В городе расположены пять подразделений КФл: 106-я бригада кораблей охраны водного района, 250-й гвардейский дивизион надводных кораблей, 242-й дивизион десантных кораблей, 414-й отдельный батальон морской пехоты, отдельный радиотехнический центр.

В Махачкале дислоцированы 137-й отряд специального назначения по борьбе с подводными диверсионными силами и средствами (ПДСС) и подразделение гидрографической службы.

В советские годы основным пунктом базирования флотилии был Баку. В 1992 году штаб и значительная часть подразделений КФл были перенесены в Астрахань — менее выгодную со стратегической точки зрения географическую локацию. Сейчас в городе находятся 293-й аварийно-спасательный отряд, база материально-технического обеспечения, группа гидрографических судов и отряд связи.

На причалах Астраханской области дислоцированы 198-й дивизион тральщиков (Николо-Комаровка), 727-й отдельный батальон морской пехоты (Новолесное), центр материально-технического обеспечения (Трудфронт), 73-я бригада кораблей охраны водного района (Золотой Затон) и 327-й дивизион ракетных катеров (Золотой Затон).

Южный форпост

В общей сложности Каспийская флотилия состоит из 17 подразделений. Надводный компонент включает 28 боевых кораблей и катеров: два сторожевых корабля, три малых ракетных корабля, четыре малых артиллерийских корабля, пять артиллерийских катеров, один ракетный катер, шесть десантных кораблей и семь тральщиков.

В задачи КФл входят содействие силам Южного военного округа, охрана торговых путей и нефтяных месторождений, проведение антитеррористических мероприятий и осуществление совместных миссий с партнёрами по региону.

  • Корабельные группировки Каспийской флотилии в составе малых ракетных кораблей «Град Свияжск», «Углич», «Великий Устюг», базового тральщика «М. Гаджиев» и двух рейдовых тральщиков завершили проведение тактических учений в море и вернулись в пункты базирования - порты Махачкала и Астрахань
  • Минобороны России

Каспийская флотилия — самое малочисленное объединение ВМФ, однако её роль стала гораздо более значительной после начала сирийской операции. Боевое крещение флотилия получила 7 октября 2015 года. Корабли «Дагестан», «Углич», «Град Свияжск» и «Великий Устюг» .

Дагестанские СМИ пишут, что Каспийск гораздо лучше подходит на роль основного места базирования КФл. В городе существует развитая транспортная инфраструктура, достаточная территория для строительства военных объектов и отсутствуют господствующие высоты.

Более южное географическое положение будущего пункта дислокации позволит решить ряд проблем. Каспийская флотилия будет в меньшей степени зависеть от ледохода и сможет в любое время года более оперативно развёртывать силы в регионе.

  • В пунктах базирования корабельных соединений Каспийской флотилии в Астрахани и Махачкале экипажи кораблей и судов обеспечения завершили проведение специальных работ по их техническому обслуживанию и подготовке к эксплуатации и стоянке в зимний период обучения
  • Минобороны России

В интервью «Красной звезде» вице-адмирал, командующий КФл в 1991—1996 годах Борис Зинин рассказал, что идея создания в Каспийске военного порта появилась в 2011 году. Новый пункт базирования должен стать удобной стоянкой для растущего числа боевых кораблей.

По мнению Зинина, выход в море из Астраханской базы затруднён из-за малых глубин и замерзающего зимой волжского фарватера. При этом Каспийский пункт базирования сегодня представляет собой узкую береговую полосу длиной в 150 м. Кораблям зачастую приходится швартоваться не бортом к причалу, а менее безопасным контактным способом (бок о бок друг к другу).

В беседе с RT коммерческий директор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков пояснил, что перевод подразделений КФл из Астраханской области в Каспийск значительно увеличит возможности этого оперативного объединения ВМФ. Россия сможет раскрыть ракетный зонтик над Закавказьем и обширной территорией Ближнего Востока.

«С вводом в строй новой базы корабли Каспийской флотилии будут более оперативно перебрасываться в районы боевого дежурства. Зона поражения Каспийской флотилии благодаря комплексам «Калибр» чрезвычайно велика. Россия сможет надёжно прикрыть своих союзников в Закавказье, Центральной Азии и на Ближнем Востоке», — отметил Леонков.

1941 - 1945

Каспийская военная флотилия первого формирования в июне 1931 года из Морских сил Каспийского моря имела главную базу в г. Баку.

1941

К началу Великой Отечественной войны в составе КВФ имелось 5 канонерских лодок (отдельный дивизион), два торпедных катера, отдельная береговая артиллерийская батарея, 13 боевых самолетов, радиорота воздушного наблюдения, оповещения и связи и ряд отдельных береговых частей.

" Согласно оперативным планам 1941 г. советским флотам и флотилиям на случай развязывания агрессором войны против СССР ставились следующие задачи:

Каспийская флотилия:

  • 1. Оказать содействие флангу армии на западном и юго-западном побережье Каспийского моря огнем корабельной артиллерии и высадкой тактического десанта.
  • 2. Совместно с ВВС Красной Армии обеспечить коммуникации между портами на Каспийском море.
  • 3. Не допустить высадку десантов противника на западное и восточное побережье Каспийского моря совместно с Красной Армией.
  • 4. Выполнить совместно с ВВС КА набеговые операции на базы противника Пехлеви и Наушехр.
  • 5. Организовать и обеспечить службу ВНОС и морской сектор ПВО г. Баку. "

На первом этапе Великой Отечественной войны непосредственной угрозы для Каспийского морского бассейна не существовало, и деятельность Каспийской флотилии в основном сводилась к несению в морском секторе дозорной службы.
С началом войны флотилия обеспечивала морские перевозки военных и народно-хозяйственных грузов.

В период с 24 по 26 августа 1941 года на кораблях и судах флотилии в соответствии с советско-иранским договором 1921 года в Иран были переброшены войска Красной Армии.
Совместно с частями Закавказского военного округа, КВФ провела десантную операцию на иранское побережье южнее иранской Астары, высадив тактический десант в составе горно-стрелкового полка, усиленного артиллерийским дивизионом, и поддержала артиллерийским огнем наступающие по побережью со стороны Ленкорани части горно-стрелковой дивизии.

Ввод советских войск на территорию Ирана был вызван усилением здесь немецкого влияния и симпатиями к фашистам ряда лиц, стоящих во главе управления Ираном, что создавало угрозу вовлечения Ирана в войну против Советского Союза.

После ввода советских войск в Иран, они занимали северную часть Ирана в течение всей войны, а корабли Каспийской флотилии несли стационарную службу в иранских портах Пехлеви, Ноушехр, Бендер-Шах.

Донесение штаба Каспийской военной флотилии штабу Закавказского фронта о высадке морского десанта

“ 8.00, начав высадку десанта, весь личный состав десанта, кроме артиллерии, материальной части и лошадей, высадили. Артиллерию выгружу, используя все возможности, остальное ввиду малой глубины решением командарма 44-й [армии] отправляем для высадки [в] Ленкорань. Ввиду штормовой погоды на переходе транспорты растянулись, еще не прибыло два транспорта с обозом. Радиосвязи с армиями не имею. 8.45, 12 двухмоторных бомбардировщиков безрезультатно бомбили транспорты высадки. Дважды обстреляли самолеты типа истребитель, шедшие на транспорты без дачи опознавательных сигналов, вторично – безрезультатно тремя бомбардировщиками. Седельников, Панченко “

С 23 по 26 августа 1941 года курсанты и офицеры Каспийского высшего военно-морского училища (КВВМУ) в составе Каспийской флотилии участвовали в высадке морского десанта на побережье Ирана. Для участия в высадке десанта на побережье Ирана в район Пехлеви направлены 16 офицеров, 252 курсанта и 2 краснофлотца.

В октябре 1941 года КВФ сформировала из добровольцев и отправила на фронт батальон морской пехоты.
В битве под Москвой отличилась сформированная из курсантов Каспийского ВВМУ и частично из личного состава КВФ 75-я отдельная морская стрелковая бригада под командованием капитана 1-го ранга К.Д. Сухиашвили.
В условиях суровой зимы 1941-1942 гг. моряки-каспийцы с боями прошли свыше 400 км, освободив около 700 населенных пунктов. За доблесть и отвагу проявленные в боях 75-я отдельная морская стрелковая бригада 17 марта 1942 г. была преобразована в 3-ю Гвардейскую морскую стрелковую бригаду.
Морские пехотинцы Каспийской флотилии сражались под Севастополем, Керчью, Мариуполем, Орджоникидзе, внесли достойный вклад в оборону Сталинграда.

Накануне Великой Отечественной войны 1-й Каспийский отряд пограничных судов состоял из двух дивизионов.

  • В состав 1-го дивизиона входили сторожевые корабли "Атарбеков", "Могилевский", "Соболь", "Ленинец", ПС-300, ПС-301, СК-90, КМ-163;
  • 2-го - шесть МО (73, 74, 75, 76, 77, 78) и один КМ-164.
  • 1-й дивизион дислоцировался в Баку, 2-й - в порту Ильича.

22 июня 1941 г. отряд был передан Каспийской военной флотилии и до июля 1944 г. вел боевые действия в ее составе.
Личный состав отряда осуществлял разведку иранского побережья и высадку там десанта, разоружал военные и полицейские посты и части иранской армии, охранял водный район, устанавливал и поддерживал связь с частями Красной Армии, дислоцировавшимися в приморских городах и портах Ирана, отражал налеты вражеской авиации на важнейшие коммуникации, участвовал в обороне Сталинграда.
При этом личный состав всегда проявлял мужество и морскую выучку.
18 июля 1943 г. бывший пограничный катер МО-77, сопровождая баржу с военными грузами, подвергся нападению немецкой авиации. Мощным взрывом "охотнику" оторвало носовую часть вместе с пушкой, но экипаж продолжал бой с бомбардировщиками и боролся за спасение корабля. Воля и мужество катерников одержали победу в этом бою.
В числе первых моряков Каспия, награжденных орденами и медалями за образцовое выполнение заданий командования, были и моряки-пограничники лейтенант И.Н. Золотов, старший политрук А.Ф. Каспирович, лейтенант В.И. Мичурин, лейтенант В.А. Седов и другие.

1942 - 1945

В 1942 году к побережью Каспийского моря рвались танковые дивизии вермахта.
Осенью 1942 года немцы даже создали штаб каспийской флотилии и отрядили для нее силы, которые планировали пустить в дело немедленно по достижении Махачкалы.
Возможность появления немецких сил на Каспии обсуждалась на самом высоком уровне. Известно разведывательное донесение, о котором Уинстон Черчилль сообщил в письме на имя Сталина 30 сентября 1942 года:

"Немцы уже назначили адмирала, которому будут поручены военно-морские операции на Каспийском море. Они избрали Махач-Калу в качестве своей главной военно-морской базы. Около 20 судов, включая итальянские подводные лодки, итальянские торпедные катера и тральщики, должны быть доставлены по железной дороге из Мариуполя на Каспий, как только будет открыта линия. Ввиду замерзания Азовского моря подводные лодки будут погружены до окончания строительства железнодорожной линии".

Немецко-фашистские войска не были на берегах Каспийского моря, и ни один фашистский корабль не проник в его воды, тем не менее, Каспийская военная флотилия сыграла большую роль в разгроме войск противника на Северном Кавказе.

11 августа 1942 года Приказом наркома ВМФ Каспийская военная флотилия была включена в состав действующих сил Военно-Морского флота СССР.
К этому времени боевой состав КВФ был усилен канонерской лодкой, тремя сторожевыми кораблями, 6 бронекатерами, 5 большими и 5 малыми катерами-охотниками, 11 сторожевыми катерами, 6 тральщиками и катерами-тральщиками, тремя плавучими зенитными батареями, минным заградителем и другими кораблями.
КВФ выполняла задачи по обеспечению коммуникаций, непосредственно прикрывая на переходах от воздействия авиации противника своими кораблями транспорта, и организовывала противоминную оборону.
Корабли флотилии сопровождали транспорты с нефтью и грузами, осуществляли боевое траление, выполняли задачи ПВО в своей зоне, высадили оперативный десант.
В августе флотилия без потерь перевезла из Астрахани в Махачкалу 10-й и 11-й гвардейские стрелковые корпуса, а в сентябре из Красноводска в с.Оля (севернее Махачкалы) – 4-й кавалерийский корпус.
Войска помогли остановить противника, а затем сыграли важную роль в контрнаступлении Северной группы войск Закавказского фронта.
В ответ на это противник усилил удары авиации по нашим коммуникациям, особенно на Астраханском рейде, и в течение октября – ноября 1942 года потопил и повредил 32 судна и баржи.
Командование флотилии (командующий контр-адмирал Ф.С. Седельников, член Военного совета контр-адмирал С.П. Игнатьев, начальник штаба капитан 1 ранга В.А. Фокин) сосредоточило все корабли в северной части моря и использовало их для борьбы с авиацией противника.

В период обороны Кавказа морским путем было перевезено 11 стрелковых бригад, 5 стрелковых полков, свыше 1000 танков и бронемашин, 18,5 тыс. лошадей, более 8 тыс. орудий, 4 тыс. автомашин и 200 самолетов. Всего за 1942-1943 гг. было перевезено 21 млн тонн нефтепродуктов и около 3 млн тонн других грузов.
КВФ обеспечивала безопасность грузоперевозок, и прежде всего - перевозок нефти из Баку в Астрахань и Красноводск, доставку грузов, поступающих по ленд-лизу из иранских портов на север, противовоздушную оборону транспортов на переходе морем.
Канонерки и катера флотилии поддерживали огнем части Красной армии, защищавшие Сталинград.

К этому времени состав флотилии значительно пополнился, в 1943 г. в ней насчитывалось 175 кораблей.

Кроме обеспечения перевозок грузов для Закавказского фронта, Черноморского флота и народнохозяйственных грузов Каспийская военная флотилия была кузницей кадров для действующих флотов.
На Каспии заканчивали достройку и проходили испытания подводные лодки, противолодочные корабли, торпедные катера и другие боевые корабли, построенные на волжских заводах.
Здесь же проводились испытания новой техники и оружия, обеспечивалась практика курсантов военно-морских училищ и подготовка специалистов из рядового и старшинского состава.
За годы войны Каспийская военная флотилия достроила, доукомплектовала и отремонтировала свыше 250 катеров и других кораблей, передала в Красную Армию на укомплектование частей около 4 тыс. подготовленных бойцов.

За боевые заслуги перед Родиной в гражданской и Великой Отечественной войнах, в связи с 25-летним юбилеем Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 апреля 1945 года Каспийская военная флотилия была награждена орденом Красного Знамени.

КОМАНДУЮЩИЕ ФЛОТИЛИЕЙ:

  • Седельников Федор Семенович, контр-адмирал - 22.06 1941 - 10.09 1944;
  • Зозуля Федор Владимирович, контр-адмирал - 15.09 1944 - 09.05 1945.

Члены Военного совета :

  • полковой комиссар Панченко Н.Г. (июнь 1941 г. - июль 1942 г.);
  • ‎корпусной комиссар, с декабря 1942 г. контр-адмирал Игнатьев С.П. (июль 1942 г. - до конца войны).

НАЧАЛЬНИКИ ШТАБА ФЛОТИЛИИ:

  • Алексеев Игорь Иванович, капитан 1 ранга - 22.06 1941 - 29.04 1942;
  • Фокин Виталий Алексеевич , капитан 1 ранга - 29.04 1942 - 20.03 1944;
  • Чирков Николай Иванович, капитан 2 ранга - 20.03 - 20.05 1944;
  • Брахтман Григорий Иванович, капитан 1 ранга - 20.05 1944 - 09.05 1945.

    Отправка группы краснофлотцев и командиров катеров МО на КВФ.

    Баку. Бойцы 369-го отдельного батальона морской пехоты поднимаются по Парковой на учения в районе Волчьих ворот.
    Были отправлены на фронт в район Тамани и Керчи весной 1943 г.
    Фото С.Кулишова.

    Перевозка польских военнопленных из Красноводска в Иран в 1942 году.

    Матросы КВФ.

    Бакинский порт в годы ВОВ.

    Матросы КВФ.

    Сторожевой корабль «Атарбеков» отражает налет вражеской авиации.
    Июнь, 1943 год.
    Фото из архива Центрального военно-морского музея (г. Санкт-Петербург).

    КВФ. На боевом дежурстве.

    КВФ. На боевом дежурстве.

    КВФ. На боевом дежурстве.

    На корабле КВФ.

    Работают огнеметы батальона морской пехоты Каспийской флотилии.
    1943 год.
    Фото С. Кулишова.

Каспийская флотилия - одно из старейших оперативных объединений Военно-морского флота (ВМФ) РФ. Главная база - Астрахань, места базирования и дислокации - Махачкала и Каспийск в Дагестане, села Никольское и Трудфронт в Астраханской области.

Флагман - сторожевой ракетный корабль «Татарстан» (проект 11661К, тип «Гепард»).

В настоящее время в состав флотилии входят более 50 кораблей и судов, в том числе:

— 2 сторожевых корабля проекта 11661К («Татарстан» и «Дагестан»),
— 3 малых ракетных корабля проекта 21631 («Град Свияжск», «Углич», «Великий Устюг»),
— 4 малых артиллерийских корабля проектов 21630 («Астрахань», «Волгодонск», «Махачкала») и 12411 (МАК-160),
— 1 ракетный катер (в ремонте с 2008 г.),
— 5 артиллерийских катеров,
— 2 базовых тральщика,
— 5 рейдовых тральщиков,
— 6 десантных катеров,
— малое гидрографическое судно «Анатолий Гужвин»,
— спасательно-буксирное судно СБ-45 и др.

Сторожевой корабль «Татарстан» во время военных учений «Кавказ-2012» в Каспийском море

В составе флотилии - несколько бригад и дивизионов кораблей, части морской пехоты, береговых ракетно-артиллерийских войск и др.

17 августа в состав флотилии принят новый спасательный буксир СБ-738 проекта 22870. До конца 2016 г. должны поступить два рейдовых буксира: РБ-410 строится по проекту 705Б астраханским филиалом судоремонтного завода «Звездочка», строительство РБ-937 (проект 90600) завершается на стапелях завода «Пелла» в Санкт-Петербурге.

Ожидается, что в 2017 г. флотилию пополнят десантные катера на воздушной подушке проекта 12061 «Мурена», а до 2020 г. ее состав пополнится еще 6 боевыми кораблями и катерами и будет почти на 90% состоять из новых образцов военной техники.

Учебно-боевые задачи флотилии

В 2016 г. Минобороны РФ публикует только общую статистику по выполнению учебно-боевых задач для Черноморского флота (ЧФ) и Каспийской флотилии.

С января по октябрь корабли ЧФ и флотилии прошли свыше 400 тыс. морских миль (более 750 тыс. км). Наплаванность (проведенное в море время) составила свыше 4,6 тыс. суток, что почти на 40% превысило показатель предыдущего года.

Выполнено более 600 боевых упражнений, в т. ч. свыше 40 ракетных стрельб, более 250 минно-тральных боевых упражнений, около 290 глубинных бомбометаний. В августе экипаж малого ракетного корабля «Углич» победил в конкурсе «Кубок моря — 2016», проходившем в рамках «Армейских международных игр - 2016».

В сентябре корабли флотилии провели артиллерийские стрельбы в ходе стратегического командно-штабного учения «Кавказ-2016».

В октябре ракетный корабль «Татарстан» и малый ракетный корабль «Град Свияжск» совершили 20-дневный сбор-поход, за время которого они прошли около 2 тыс. морских миль (3,6 тыс. км), посетили порты Актау (Казахстан) и Бендер-Энзели (Иран).

Из истории флотилии

Образована 15 ноября (4 ноября по старому стилю) 1722 г. по указу императора Петра I, одновременно с основанием в Астрахани военного порта. Флотилия и порт служили для защиты побережий Каспия - северного и части западного.

Среди первых операций флотилии - участие в Персидском походе Петра I (1722–1723), к концу которого в составе флотилии имелось до 80 крупных кораблей.

В 1867 г. главной базой флотилии стал порт Баку (ныне столица Азербайджана). До Октябрьской революции 1917 г. флотилия охраняла торговые и рыбные промыслы на Каспии, а также представляла русские торгово-промышленные интересы в Иране. За боевые заслуги флотилия была награждена Георгиевской лентой, которую личный состав носил на бескозырках.

После Октябрьской революции, в апреле 1918 г., был создан Военный флот Астраханского края, 27 июня 1931 г. реорганизованный в Каспийскую военную флотилию.

Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. моряки сражались под Севастополем, Керчью, Мариуполем и на других участках фронта, сопровождали транспорты с нефтью и военными грузами и т. д. За заслуги в разгроме нацистских захватчиков сотни моряков флотилии были награждены орденами и медалями, восемь из них были удостоены звания Героя Советского Союза.

27 апреля 1945 г. за боевые заслуги в годы Гражданской и Великой Отечественной войн указом Президиума Верховного Совета СССР Каспийская флотилия была награждена орденом Красного Знамени.

В 1950–1980-х гг. флотилия была одним из важнейших стабилизирующих факторов в регионе. На ее морских полигонах проводились испытания новых видов вооружения, в том числе крылатых ракет.

Вслед за распадом СССР и преобразованием бывших республик в суверенные государства, 16 апреля 1992 г. произошел раздел сил, средств и кораблей флотилии между РФ и Азербайджаном. 70% сил и средств перешли России и были перебазированы из Баку в Махачкалу и Астрахань, которая стала ее главной базой. Азербайджан получил право распоряжаться оставшимися 30% кораблей, береговой инфраструктуры и жилого фонда флотилии.

В 2010 г. Каспийская флотилия вошла в состав Южного военного округа в качестве морской компоненты. Ее главной задачей является обеспечение национально-государственных интересов России в регионе.

В ночь с 6 на 7 октября 2015 г. корабли флотилии из акватории Каспийского моря нанесли массированный удар крылатыми ракетами комплекса морского базирования «Калибр НК» по объектам «Исламского государства» (запрещенная в РФ террористическая организация) на территории Сирии.

Сторожевой корабль «Дагестан» в пункте базирования Каспийской флотилии

Артиллерийский корабль класса «река - море» «Астрахань» спущен на воду на ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз»

Малый ракетный корабль проекта 21631 «Углич»

Стрельба высокоточным оружием из ракетного комплекса «Калибр-НК» корабля «Дагестан» по береговой цели

Головной корабль серии «Буян-М» «Град Свияжск»

Торпедный катер отрабатывает тактические элементы в дельте Волги

Скорость хода Луня достигала 500 км в час, а дальность хода до 2000 км. Максимальная взлетная масса составила 380 тонн. Помогали полету 8 газотурбинных двигателей НК-87. Вооружен экраноплан шестью советскими противокорабельными ракетами Москит. На момент создания одной из самых современных разработок. Москиты двигаются со сверхзвуковой скоростью (2,5 тыс км в час) на расстоянии, затрудняющем их обнаружение и захват противоракетными установками (5-7 метров над поверхностью моря).
Основным способом применения стал удар использование оружия без входа в зону противодействия противника.

Кроме того, Экраноплан Лунь является судном по определению и сравнивать его следует в первую очередь с судами, а не с самолётами. В сравнении с передовыми боевыми судами, производимыми в мире, экраноплан Лунь имеет десятикратное превосходство в скорости

В последнее время о развитии строительства экранопланов вспоминают все чаще и чаще. В марте 2014 года ученые Дальневосточного федерального университета заявили о начале разработки первого экспериментального образца пассажирского экраноплана. Ранее о намерении возобновить строительство такого вида судов на динамической воздушной подушке объявляла Пограничная служба ФСБ России. Министерство обороны страны так же озвучивало свой интерес к экранопланам, однако в государственную программу вооружений до 2020 года финансирование их разработки пока не было включено.

Россия возобновит производство экранопланов в качестве ударных боевых комплексов с крылатыми ракетами после 2020 года, сообщил РИА Новости в среду высокопоставленный представитель командования ВМФ РФ.

В настоящий момент единственный образец экраноплана "Лунь" списан и законсервирован на Каспийском море.

"Тема экранопланов восстанавливается в ударном исполнении, то есть как "Лунь" носитель крылатых ракет. Строительство должно начаться после 2020 года в Нижнем Новгороде", сказал собеседник агентства.

По его словам, Минобороны выдало тактико-техническое задание, в настоящее время идут опытно-конструкторские работы.

Как сообщал РИА Новости в мае этого года глава концерна "Моринформсистема Агат" Георгий Анцев, ЦКБ по СПК имени Р.Е. Алексеева разрабатывает проект экраноплана океанской зоны со взлетной массой примерно 500 тонн.

По его словам, сейчас "идет этап перезагрузки советского периода, научно-исследовательские разработки, моделирование, макетирование".

Ранее на одной из специализированных выставок в РФ уже был представлен проект экраноплана прибрежной зоны со взлетной массой 60 тонн.

На международном военно-техническом форуме "Армия-2015" ЦКБ Алексеева представила гражданскую модель экраноплана.

"Мы совместно с ЦКБ Алексеева вписываем экранопланы в систему управления флотом будущего, проводим исследовательские работы в этот области. Пока что мы проводим работы в основном в гражданской области, но выполнили также несколько научно-исследовательских работ в интересах Минобороны. В ближайшую пятилетку, я надеюсь, мы начнем заниматься этим плотнее", заявил Анцев.

Ранее начальник управления кораблестроения ВМФ России капитан первого ранга Владимир Тряпичников заявил, что в программу кораблестроения до 2050 года включен пункт "развитие экранопланов".
----------
обещанного осталось три года ждать!

Зарождение российского флота

Каспийское море использовалось славянскими племенами еще до появления первого государства на Руси. По нему купцы ходили под парусом в азиатские страны и обменивались товарами с коллегами из другой части света.

Но в скором времени богатые восточные земли привлекли внимание и военачальников, в результате чего начались походы на Каспий с целью захвата богатой добычи. Последний поход был совершен в 1174-ом году и завершился полным поражением славян. Их флот полностью уничтожили и в результате почти на три сотни лет отбили охоту плавать в этом направлении.

В следующий раз делегация купцов с Руси отправилась по Каспийскому морю лишь в 1466-ом году. Поездка оказалась удачной, и было получено разрешение на создание собственной флотилии. Но процесс застопорился из-за «смутного времени».

Пришедшие к власти представители династии Романовых предпринимали попытки укрепить свое положение на Каспии и строили для этого боевые корабли. Но окончательной победы добился Петр Великий, который в 1722-ом году разбил персов и издал указ о формировании в Астрахани военно-морской базы.

После смерти Петра держава на некоторое время утратила выход к Каспийскому морю, но новые завоевания позволили возвратить себе стратегически важный регион. Особенно возросла важность местности после открытия там месторождений нефти. Случилось это на рубеже XIX-XX веков, а штаб флотилии в 1867-ом году переехал в Баку.

Каспийская флотилия в составе ВМФ СССР

Через несколько десятилетий появились первые танкеры, и стартовала промышленная добыча углеводородов. Октябрьская революция внесла свои коррективы в развитие флотилии.

Каспийская флотилия СССР образовалась 3-го октября 1918-го года. Она вошла в состав РККА, а главной задачей стала защита границ державы от иностранных интервентов. Британский флот считался одним из сильнейших в мире, поэтому на Каспий перебросили часть судов с Балтики, чтобы укрепить позиции.

К концу 1918-го года состав флота насчитывал 1170 моряков. База вернулась в Астрахань, а все силы поделили на речной и морской флот, чтобы можно было эффективно проводить операции.

Важную роль сыграла Каспийская военная флотилия в годы Великой Отечественной войны. Корабли прикрывали поставки азербайджанской нефти на перерабатывающие заводы, где из нее делали топливо для боевых машин и других нужд фронта. А речной флот принимал непосредственное участие в боевых действиях.

Именно канонерки с Каспия прикрывали защитников Сталинграда огнем с Волги. За успешное проведение боевых операций 13 моряков были награждены высшим званием Герой Советского Союза. А 27-го августа 1945-го года флотилия первой из военно-морских сил удостоилась от государства ордена Красного знамени.

После войны в задачу флотилии входила стабилизация обстановки в регионе. Не забывали и о совершенствовании материально-технической базы. Удобное расположение внутри страны давало возможность спокойно испытывать новейшие образцы вооружения.

После распада СССР пришлось полностью выводить флот из Баку и перебазировать его в Махачкалу. Часть кораблей были отправлены в Астрахань к основным силам.

Как обстоят дела в Каспийской флотилии ВМФ в наши дни?

В текущее время Каспийская флотилия ВМФ России стоит на страже морской границы державы и постоянно совершенствуется. При помощи совместных учений с иностранными партнерами происходит обмен опытом, и вырабатываются основы коллективной безопасности в регионе.

Именно здесь впервые был спущен на воду и испытан новейший боевой корабль с технологией «стелс». Он может скрытно подходить к целям практически вплотную и выполнять поставленную задачу без лишнего шума. Случилось это в 2006-ом году и после успешных тестов начато массовое производство.

Корабли Каспийской флотилии на сегодняшний день оснащены самыми передовыми техническими средствами, которые позволяют эффективно вести борьбу с надводными, подводными, воздушными и сухопутными целями.

Высокоточная система наведения практически не оставляет врагам шансов укрыться. Так что по поводу безопасности морских рубежей можно не переживать.

Базы Каспийской флотилии располагаются в Астрахани, Махачкале, Каспийске, Никольском и Трудфронте. Главное управление, штаб, управление вспомогательного флота находятся в Астрахани. Гарнизон здесь составляет примерно 5 тысяч человек, куда входят не только моряки, но и обслуживающий персонал.

В Никольском расположена аварийно-спасательная служба. В Махачкале дислоцируется группа судов обеспечения, гидрографическая служба и специальный отдельный отряд для перехвата подводных диверсионных групп и спецсредств.

Еще одна группа судов обеспечения расположилась в поселке Трудфронт, а Каспийск приютил береговой ракетный дивизион морской пехоты, 412-ый отдельный батальон морской пехоты, отдельный радиотехнический центр.

На сегодняшний день флагманом Каспийской флотилии является ракетный корабль проекта 11661 “Татарстан” (№ 691). Тактико-тахнические характеристики РК “Татарстан”:

  • Водоизмещение - 1500 тонн;
  • Экипаж - 93 чел.;
  • Крейсерская скорость - 21 узел;
  • Автономность хода - 20 суток;
  • Максимальная дальность - до 4000 миль;
  • Осадка - 3.6 м.

Вооружение сторожевого корабля “Татарстан” включает в себя противокорабельные ракеты Х-35 (2х4 ПУ ПКР “Уран”), зенитные комплексы ОСА-МА (20 ракет 9М33), ПЗРК “Игла”, противолодочные торпедные аппараты (533 мм), артиллерийское (1х76 мм и 2х30 мм) и противодиверсионное вооружение, а также комплексы РЭБ и иное радиоэлектронное вооружение.

В состав Каспийской флотилии входят следующие боевые единицы:

  • сторожевые корабли ближней морской зоны - 2 единицы;
  • малые боевые корабли - 8 единиц;
  • боевые катера - 6 единиц;
  • десантные катера - 8 единиц;
  • тральщики - 7 единиц;
  • транспортное судно военного назначения - 2 единицы;
  • гидрографическое судно малого и среднего класса - 12 единиц;
  • судно контроля физических полей - 1 единица;
  • судно размагничивания - 1 единица;
  • водоналивной танкер - 1 единица;
  • буксирное судно - 12 единиц;
  • противопожарный катер - 4 единицы;
  • водолазное судно - 5 единиц;
  • пассажирский катер - 1 единица;
  • катер связи - 2 единицы;
  • плавучая мастерская - 1 единица;
  • самоходная сухогрузная баржа - 1 единица;
  • нефте-мусоросборщик - 2 единицы;
  • большой корабельный щит - 1 единица.

Столь обширный парк техники предназначен для выполнения таких задач:

  1. Борьба с терроризмом, морским пиратством и экстремизмом по религиозным или этническим соображениям.
  2. Борьба с браконьерами в прибрежной полосе и реках астраханского региона.
  3. Защита национальных интересов в регионе с нефтяными месторождениями и промышленной добычей углеводородов.
  4. Мониторинг и ликвидация ЧП в речном судоходстве.
  5. Охрана торговых путей во вверенном регионе.

При этом морская пехота Каспийской флотилии нередко используется в сводных подразделениях во время боевых операций. В частности черные береты принимали участие в обеих Чеченских кампаниях в самых горячих точках.

В наши дни пехотинцев привлекают для рейдов на боевиков в Республике Дагестан и прилегающих районах.

Боевые операции Каспийской флотилии РФ в Сирии

С 7-го октября 2015-го года Каспийская флотилия принимает участие в операции вооруженных сил РФ в Сирии. Руководство страны приняло решение, что необходимо не допустить распространения экстремизма и восстановить конституционную власть, так как ситуация угрожает коллективной безопасности всего ближневосточного региона.

Контингент специалистов имеет ограниченное число, но огневая поддержка оказывается достаточной эффективная, так что террористы несут существенные потери.

Ракетный удар Каспийской флотилии по ИГИЛ стал одним из самых успешных эпизодов гражданской войны в Сирии. Корабли выпустили 26 крылатых ракет средней дальности по заранее разведанным позициям террористов.

В результате точного попадания по целям были уничтожены заводы боевиков по сборке оружия и взрывчатки, склады с боеприпасами и горючим, лагеря подготовки новых экстремистов. Разведка подтвердила точное поражение всех целей.

Ракетные корабли Каспийской флотилии сработали четко и слаженно и 20-го ноября 2015-го года, когда было запущено 18 крылатых ракет по семи назначенным целям. Все они оказались поражены, а противник понес существенный урон в технике и живой силе. При этом из личного состава флотилии никто не подвергался риску, так как мишени находились в полутора тысячах километров от места запуска. Ракеты успешно прошли над территориями Ирана и Ирака, приземлившись в точно обозначенном месте.

Когда праздник у Каспийской флотилии?

День Каспийской флотилии отмечают 15-го ноября, начиная с подписания Петром Великим указа о создании гарнизона в Астрахани. В этот день всех моряков, офицеров, обслуживающий персонал и ветеранов поздравляют теплыми словами руководители страны.

Свои теплые слова передают и представители других воинских формирований. А от начальства особо отличившимся бойцам вручаются награды, грамоты и премии. Вспоминают и о боевых товарищах, павших при проведении различных операций.

Особенно пышно была отмечена 290-ая годовщина с момента основания флотилии. Произошло событие в 2012-ом году и все желающие могли посмотреть за достижениями соединения и пройденным боевым путем.

Не за горами и трехсотлетний юбилей, так что можно ожидать грандиозного действа, которое подготовят для зрителей моряки. За столь длительный период существования были выработаны собственные традиции, которые соблюдаются всеми поколениями и свято чтутся каждым служившим.

Флаги Каспийской флотилии еще долгое время будут наводить страх на врагов, и обеспечивать надежное прикрытие для Родины. Служить в морском флоте не только почетно, но и очень интересно, поскольку за время прохождения службы можно побывать в дальних странах и посмотреть много интересных мест.

Морская романтика привлекает только сильных телом и духом молодых людей, поскольку наедине со стихией в открытой воде можно надеяться только на самих себя и надежность своего судна. Поэтому стоит испытать себя на прочность и выбрать для срочной службы именно морфлот.

ПРОИЗВЕДЕМ ЛЮБУЮ АТРИБУТИКУ, ТАКТИЧЕСКИЕ АКСЕССУАРЫ, ОДЕЖДУ И МНОГОЕ ДРУГОЕ С СИМВОЛИКОЙ ПО ВАШЕМУ ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ЗАКАЗУ!

Связывайтесь по интересующим Вас вопросам с нашими менеджерами.