Как считаются места в самолете. Наблюдаем полет из окна. У аварийных люков и выходов

За один месяц мне предстояли две поездки: с детьми на отдых в Турцию, затем с родителями в Крым. Билеты на самолет я купила заранее, но с лучшими местами в самолете пришлось определяться на месте . Для обоих случаев этот выбор оказался настолько разным, что я даже сделала себе заметки, где будут сидеть в Boing или Airbas мои любимые пассажиры в следующий раз. :)

Летим с детьми: место у окна

Дети летели уже не в первый раз, и начали еще до посадки спорить, кто сядет около иллюминатора. Для детей выбираем места у окна самолета! Решили, что будем меняться: при взлете младший, а вторую часть пути и посадку старший. Мне осталось место у коридора. В ряду обычно по три кресла, - у окошка это места A и D, у прохода места С и F. Раздавать питание начинают с начала и с конца самолета; получилось, что средние места получили свои обеды самыми последними, и чай закончился, поэтому нам пришлось есть быстро, без церемоний. Обзору из окна немного мешало крыло самолета, это был средний 19 ряд.

Летим с родителями

Лететь с людьми старшего возраста оказалось не проще, чем с детьми. Для родителей удобнее были кресла у прохода: им проще встать в туалет, можно в коридор выставить затекшую ногу. И психологически более комфортными для родителей оказались места у коридора самолета: они с удовольствием наблюдали за стюардессами и другими пассажирами.


Вот какой опыт выбора мест в самолете я для себя извлекла:
Для любых вариантов лучшие ряды в начале самолета, пятый шестой ряд. В первом ряду часто садятся пассажиры с маленькими детьми, бывает плачут. В хвосте самолета находится кухня и туалет, может оказаться, что там шумно и подвижно.
Есть еще места у аварийных выходов, обычно ряды 17-18. Детей и пожилых людей туда обычно не сажают. Там есть свои плюсы и минусы: расстояния между креслами больше, ногам удобнее. Но на эти места у аварийных выходов нельзя брать какие-либо сумки или вещи, их надо оставлять наверху, где багаж.


Как получить лучшие места в самолете

Чтобы лучшие места стали вашими есть несколько вариантов:

  • При покупке билета он-лайн можно выбрать место в самолете, правда за это берут небольшую плату.
  • Если регистрируемся через интернет, на экране будут показаны свободные места в самолете.
  • При регистрации на стойке можно попросить оформить место у окна или у коридора, но для этого надо быть в числе первых, то есть приехать к началу регистрации, заранее.

Даже если вам осталось другое место, можно попросить попутчиков поменяться. Делать это надо быстро, до того, как самолет начнет движение.

Плюсы:
Характерны тем, что расстояние до следующего ряда несколько увеличено, что позволяет скоротать время перелета с большим комфортом — вытянуть ноги, встать если надо, не беспокоя соседей. У некоторых типов самолетов вообще отсутствует ряд кресел перед местами у запасного выхода/люка.

Минусы:
Часто авиакомпании, из соображений безопасности, практикуют оставлять данные места для людей, которые отвечают требованиям «в здоровом теле - здоровый дух» - предполагается, что в случае экстренной эвакуации такой человек не растеряется, сможет открыть аварийный люк и поможет персоналу вывести людей, но, конечно же, подобную «планировку» предпринимают не все авиакомпании.

В связи с этим, здесь нельзя находиться пассажирам с детьми, животными и пожилым людям.

Еще из минусов — подход к люкам нельзя загораживать ручной кладью.



Ряд, который находится в секции между двумя аварийными выходами имеет и плюс. В этом случае перед вами будет дополнительное пространство.

Места, находящиеся в передней части салона

Плюсы:
Чаще всего, обслуживание питанием начинается с «носа», таким образом передние ряды предполагают удобство и широту выбора предлагаемых напитков и еды.Как правило, если место находится в хвостовой части самолета, то пассажир ограничен в выборе ассортимента (все разбирают в самом начале).

Помимо этого первый ряд - отличная возможность спуститься по трапу одним из первых.

Минусы:
Но и здесь существуют свои минусы - часто в носовой части устанавливаются крепления для детских люлек и тут могут находиться пассажиры с маленькими детьми.Это не способствует комфорту, если вы собрались работать или отдыхать.

Кто летал возле ребенка, который плохо переносит полет и все 7 или 12 часов плачет, тот знает.

Места в хвосте

Единственный, но весомый плюс этого места его сравнительная безопасность. По статистике Национального совета по безопасности на транспорте США за 30 с лишним лет количество выживших пассажиров авиакатастроф в зависимости от того, где находились их места в салоне самолета таково:

Самый высокий процент выживших пассажиров был в хвостовой секции салона (за краем крыла самолета) - 69%, секция над крылом - 56% выживших, как и в секции эконом-класса перед крылом. В передней секции салона, где обычно размещается бизнес-класс и первый класс, средний процент выживших составил 49%.

Так как при падении с большой высоты, самолет падает носом вперед, то разрешения меньше всего захватывают хвостовую часть. Это стало причиной размещения «чёрного ящика» именно в хвостовой части самолета, и это же послужило мнению, что здесь самые безопасные места.
На мой взгляд, это скорее психология самовнушения (имхо — выжить в упавшем самолете с высоты, нет никаких шансов, где бы не сидел пассажир), но и здесь есть свои плюсы: как правило, на не сильно популярных рейсах, здесь гораздо меньше пассажиров, которые будут вам мешать. То же касается и пассажиров с детьми — их, тут, как правило, не встретишь, если это не чартер куда-то в места массового русского туризма в высоких сезон.

Но наибольшее количество аварий происходит, зачастую, при выполнении взлета \ посадки, в следствии ошибок пилотов или сотрудников аэропорта, по причине плохого покрытия и состояния взлетно-посадочной полосы или других факторов. В таком случае, можно спастись. Подумайте каким местом самолет при посадке или взлете ударится первым? Мне кажется, что скорее всего носом, соответственно, основной удар придется на передние места, которые немного погасят силу удара, далее удар придется на середину салона и на крылья, из которых вытечет и воспламениться топливо. До задних мест ударная волна дойдет с наименьшей мощностью, что позволит пассажирам выжить.
Таким образом, задние места являются самыми безопасными в салоне, так как основной удар самолет принимает на нос, но опять же это все зависит от ситуации.
Центральные места в самолете, как правило, располагаются над крылом или близко к нему, в котором находится авиационное топливо, которое, в случае авиакатастрофы возгорается. Поэтому самыми опасными местами являются места в середине салона самолета. Если сравнивать передние места и средние по безопасности, то количество погибших и в передних местах и в средних приблизительно равное.

С точки зрения безопасной стороны - левой или правой, статистика дает равные шансы, вероятность бокового крена самолета в ту или иную сторону при посадке одинакова.

Так, в основном, пишут в интернете. Честно говоря, мне сложно судить, но по моему мнению, если вы в первую очередь озабочены своей безопасностью, то лучше выбрать место недалеко от аварийного выхода. Это, в большинстве случаев, все же безопаснее, хотя и менее удобно.
Представьте ситуацию, что произошла авиакатастрофа, самолет пострадал частично, люди все живы, но в самолете начался пожар и салон заполняется черным ядовитым дымом, от вдыхания которого можно погибнуть. Что произойдет? Правильно, скорее всего, паника, а теперь подумайте, кто первым покинет самолет? А покинет его первым тот, кто сидит на местах ближе к аварийным выходам, значит и шансов спастись у них будет больше.

По этой же причине люди, чьи места расположены ближе к проходу, находятся в более выигрышной ситуации во время аварийных случаев
О том, какое место будет возле аварийного выхода в том или ином самолете, вы можете узнать из схем расположения мест.

Это что касается безопасности, зато что касается комфорта, то...

Считается, что самое удобное место в самолете - это предпоследний ряд, справа у прохода. Дело в том, что именно в конце салона наибольшая вероятность наличия свободных/пустых мест, а поэтому вполне реально, что вы получите массу свободного пространства, расположившись сразу на трех креслах: вы можете получить свободные места справа и слева от себя, на которых вы можете расположить не только свои сумки, но и вообще прилечь да поспать

Почему нужно брать места именно справа? Потому что продажа авиабилетов осуществляется строго по рядам (за исключением тех случаев, когда пассажир сам просит себе определенное посадочное место), сначала идут ряды A, B, C, которые располагаются с левой стороны, поэтому вероятность большого количества людей там выше.

После них идут правые ряды, D, E, F, которые обычно, при неполной загрузке самолета (это важно!!!), пустуют. Ну, понятно, что если загрузка будет полной, то все вышеописанные рекомендации окажутся бессмысленными.

Немаловажным преимуществом является и безопасность, ведь ни для кого не является секретом, что более защищенного места, чем хвост самолета, просто не существует. А еще близко от этих мест может располагаться кухня (не всегда), и все ваши заказы будут доставляться максимально быстро.

Почему необходимо выбирать место именно у прохода? Для того, чтобы меньшее количество людей проявило желание расположиться с вами по соседству. Если вы сядете около окна, то ничто не помешает другим пассажирам присесть около вас, и тогда весь комфорт сойдет на нет.

А вот когда вы расположитесь у прохода, и еще на соседнем кресле разместите свои сумки, то такое зрелище подсознательно будет восприниматься другими пассажирами как барьер, поэтому количество людей, желающих разместиться по соседству, будет минимальным.

Еще лучшим вариантом будет сразу после посадки достать подушку и плед, да прилечь спать сразу на двух-трех креслах, в таком случае вас вряд ли кто-либо потревожит, чтобы вы отодвинулись и пропустили его присесть в том же ряду.

Первый ряд/Ряд перед которым нет кресел

Если ваш ряд первый (это может быть не только «первый ряд» физически, но и первый ряд, после другого класса обслуживания, или первый ряд в одной из секций салона, перед которым нет кресел), то существенным плюсом такого расположения является то, что на вас никто не откинет спинку своего сидения. В условиях небольшого расстояния между рядами экономического класса, это может быть очень важно.

Из минусов отметим то, что скорее всего перед вами будет перегородка или кухня/туалет. Некоторым пассажирам не очень удобно весь полет смотреть в «стенку». Так же, в стене могут находиться крепления для детских люлек. Чем это чревато — читайте выше.

Последний ряд/Ряд за которым нет кресел

Скорее всего, спинки кресел в таком ряду не откидываются или сильно в этом ограничены. Это бывает, когда за вами находится аварийный выход, туалет, кухня, другое техническое помещение или стена.


Подведем итог

Вот, вкратце, перечень хороших/плохих мест, на которые может рассчитывать путешественник. Но стоит отметить, что внутренняя планировка самолетов существенно отличается друг от друга, и этот фактор также необходимо учитывать.

Кроме того, что кресла бывают 2,3,4 в ряд, необходимо учитывать расстояние между креслами, количество классов в салоне, и прочие особенности. Ведь одна и та же компания использует для перелета разные типы самолетов.

1. Модель лайнера, мельчайшие детали комфортабельности салонов (наличие телевизора, электрических розеток, интервал между рядами, расположение туалетов) можно без труда узнать на сайте авиакомпании.

2. Если вы конкретно знаете, какое бы место хотели получить, с этим вопросом следует обратиться при регистрации на рейс в аэропорту (там распределяются места, оставшиеся не занятыми после онлайн регистрации).

Если же у вас нет представления о расположении мест, попросите посмотреть схему салона лайнера - все свободные кресла будут выделены соответствующим цветом.

Так же, при регистрации в аэропорту, вы можете просто попросить места «у окна», «у прохода» и т.д. Обычно персонал не отказывает.

3. В современных аэропорта вы можете воспользоваться услугами киосков саморегистрации и выбрать себе место. Так же, почти всегда это можно сделать при регистрации онлайн на сайте выбранной вами авиакомпании - это существенно сэкономит время.

Такую услугу уже предоставляют крупнейшие российские авиакомпании.

Традиционный способ регистрации лучше проходить за два часа до вылета. Если места оформляют данным способом, у первых зарегистрированных существует широкий выбор из имеющихся мест.

4. При возможности следует пользоваться менее загруженными рейсами - в этом случае комфортабельность перелета существенно повысится, ведь у вас (при желании) будет возможность даже поспать на трех свободных креслах, главное — не забыть попросить стюардессу принести подушку и плед.

Дни наибольшей загруженности - это воскресенье и пятница, время - утренние и вечерние рейсы. Если вы располагаете временем, выберете для перелета понедельник, вторник, или четверг, полуденные, или послеобеденные рейсы.

5. Для того чтобы не попасть впросак, следует учесть написание букв, обозначающих номер места - они могут быть как русскими (1А, 1Б, 1В, 1Г,1Д, 1Е), так и латинскими (1A, 1B, 1C, 1D, 1E, 1F), и в определенных ситуациях, это, как говориться, две большие разницы, способные омрачить впечатление о перелете.

Ведь, например, место 1 «В» — будет иметь различное расположение, означающее как кресло у прохода, так и в середине ряда. Это нужно учесть, чтобы не попасть с местом 1В (которое Вы думали у прохода) на место в середине (так как оказалось, что это не русская "В", а латинская "Би").
Также внимательно относитесь к букве «Е».

Поэтому, лучше выбирать места с однозначными буквами: 1А - это всегда место у окна, 1С - в любой компоновке салона будет местом у прохода.

Совет . Если вы часто летаете, то знаете самый главный напряг каждого (кто не летает в бизнес-классе;) — сидеть на среднем месте в ряду из трёх кресел. Зная и понимая эту фобию, вы можете обратить её во благо для себя и пореже вообще иметь рядом соседа при перелете.

При чекине, если вы летите вдвоём, попросите персонал усадить вас на места возле окна и на проходе. Никто не любит сидеть посередине и, если самолет будет не забит под завязку, то у вас не будет нежеланного соседа. Если вы летите в одиночку, то можете договориться о таком маневре с другим симпатичным вам человеком, который, как и вы, путешествует соло. Или просто попросить посадить вас в проходе там, где место у окна зянято.

Проблема тут есть только в том, что при забитом самолете вы будете разделены чужим человеком. Останется только с ним договориться, чтобы он пересел.

6. Обязательно стоит учитывать направление полета - при грамотном выборе места, солнце не будет слепить глаза: Восток - Запад (солнце всегда светит слева), Запад - Восток (справа).

Если возникла необходимость лететь утренним рейсом, направление Север - Юг порадует солнцем с левой стороны, а Юг - Север - с правой.

Как случайно не занять худшие места

  • Изучите схему лайнера, на котором Вам предстоит лететь, если есть такая возможность
  • Проконсультируйтесь с представителем авиакомпании, если есть такая возможность
  • Перед полетом определитесь, что для Вас важнее — смотреть в иллюминатор или возможность беспрепятственно вставать со своего места, например в туалет
  • Изучая схему салона, выберите оптимальные места, руководствуясь теми же правилами, которые мы привели в этой статье
  • Не берите места в самом хвосте, близко к туалетам, бортовой кухне и другим техническим помещениям.
  • Не берите места, сидения в которых не откидываются или ограничены в этом
  • Не берите места, между аварийными выходами, или за которым он расположен

Если все же вы «попали» на неудобное кресло

Если вы все же получили билет на не очень удобное место, то сразу после посадки у вас есть несколько минут для того, чтобы занять более удобное свободное пространство (при наличии незанятых мест, естественно).

Причем лучше не стесняться и пересесть самостоятельно, а не дожидаться услуг стюардессы.

После того как на борту появится последний человек, а стюардесса объявит «Boarding is over», у вас есть минут 5 для того, чтобы занять удобное свободное место.

Времени мало, потому что после набора самолетом необходимой скорости подниматься с пассажирского места будет строго запрещено. Ну а после набора высоты, вполне вероятно, что все наиболее удобные места в самолете будут заняты более быстрыми и сообразительными пассажирами. Да, и не переживайте по этому поводу. Сесть на свое законное (по билету) место вы успеете всегда.

Но все же лучше выбрать максимально комфортное место сразу при покупке авиабилета и регистрации на рейс.

Все вышеописанные советы подходят и для стандартных пассажирских, узкофюзеляжных самолетов, как Airbus А-319 и 320, Boeing-737, SSJ-100, Як-40 и т.д., и для широкофюзеляжных авиалайнеров. Ко всему, там намного больше вариантов занять удобное пассажирское место.

Надеюсь, что эти нехитрые советы помогут Вам летать комфортно без лишних нервных нагрузок.

Часто летающие пассажиры знают, насколько важно выбрать лучшие места в самолете, чтобы приятно провести время на высоте и прибыть в пункт назначения свежим, отдохнувшим, а не сидеть весь полет скованным и в напряжении смотреть на часы, мечтая поскорее оказаться на месте. Для тех пассажиров, которые знают на каком типе лайнеров они полетят: аэробусе или боинге, обязательно стоит познакомиться со схемой расстановки кресел в самолете, чтобы заблаговременно позаботиться о выборе самых лучших мест.

Кто-то, приобретая билет на самолет, надеется на удачу и рассчитывает, что ему и так попадется хорошее место, но, часто бывает разочарован, попадая на место среднего ряда, оказавшись зажатым между полными соседями, другим же «везет» оказаться на самых задних местах самолета, спиной к туалету, а у этих кресел невозможно откинуть спинку, да и мимо вас постоянно курсирует много народу. Чтобы не попасть в подобную ситуацию и не отпускать все на самотек, рекомендуем заранее позаботиться о выборе лучшего места в самолете. Но для этого нужно знать все тонкости, вот почему мы решили дать вам несколько полезных рекомендаций, как получить хорошее и комфортное место в салоне.

Для начала нужно точно узнать, на какой модели самолета будет выполняться ваш авиарейс, сделать это легко, стоит лишь зайти на сайт вашей авиакомпании-перевозчика. Авиакомпаний много и их самолетный парк разнится, тем не менее, узнать о компановке лайнеров и посмотреть схему размещения мест в салоне самолетов возможно. Кстати, там же вы увидите и такую немаловажную для пассажиров информацию, как местонахождение розеток, туалетов, узнаете о наличии телевизоров на спинке кресел, размере интервалов между рядами. Сначала вам покажется, что эта информация не столь важна, возможно да, если вы летите только пару-тройку часов, а для длительного перелета это будет иметь важное значение. Давайте рассмотрим плюсы и минусы каждого вида мест в самолете.

– их любят многие пассажиры, и немудрено, ведь вы сможете любоваться красотами через стекло: пушистыми облаками, маленькими городками, реками, горами, кораблями на море. Но, если ваш перелет происходит ночью, смысла в окне нет, ведь вы все равно ничего не увидите. Удобно на этом месте и просто спать, ведь вам не придется никого пропускать на выход и вас никто не будет беспокоить. В светлое время суток не менее комфортно здесь будет почитать, тем более естественный свет из окна создает дополнительное удобство. Из минусов выбора месту у иллюминатора, лишь только необходимость тревожить соседей, если вам понадобиться выйти в туалет или просто захотелось размять ноги и пройтись по салону. Лучше всего такие места выбирать худощавым людям, ростом не выше среднего, а также тем, кто планирует выспаться в дороге.

– очень хорошие места в самолете, с них можно в любое время встать, чтобы пойти в туалет, при этом никого не тревожа, вытянуть ноги, кроме того, вы быстрее покинете самолет после посадки. Но, не все столь безоблачно, так как вам придется вставать, чтобы выпустить пассажиров с места у окна и посередине. А еще, мимо вас будут постоянно ходить люди, бортпроводники возить тележки. Тем не менее, место рядом с проходом отлично подойдет высокому или полному пассажиру, ведь он сможет вытянуть ноги в проход, при такой необходимости.

– не очень удобные места самолета, вы находитесь в ограниченном со всех сторон пространстве, между двумя соседними пассажирами и большой удачей будет, если они будут миниатюрных размеров. Но чаще бывает все наоборот. Кончено, встать и выйти в туалет с кресла среднего ряда будет попроще, чем с того, что у окна, но все равно вам придется тревожить одного соседа, а другой будет беспокоить вас, если понадобится выйти ему. Эти места лучше выбирать людям средней комплекции, чтобы не было проблемой подниматься и каждый раз протискиваться через сидения, чтобы выпустить соседа.

– отличный вариант, который предпочитают выбирать опытные путешественники и люди высокого роста. Дело в том, что здесь имеется увеличенный интервал до следующего ряда, который на пятнадцать сантиметров превышает обычное расстояние между рядами кресел. Сидеть на таком месте во время перелета намного комфортнее, ведь можно вытягивать ноги, вставать в любое время, никого не тревожа. Но перед тем, как запланировать выкупить данное место, стоит посмотреть на схему салона самолета, с которым вы отправляетесь в рейс, потому что у некоторых типов авиалайнеров нет кресел около аварийного выхода или у таких кресел в некоторых самолетах невозможно опустить спинку, это проблематично во время многочасового перелета, кроме того, ставить ручную кладь на пол около запасного выхода нельзя. По правилам, билет на такие места предписывается продавать лишь высоким людям, но бывают исключения. Но, не стоит надеяться, приобрести билет на эти места с детьми или пожилому человеку – это запрещено инструкцией. Авиакомпания рассчитывает, что при экстренной эвакуации человек, который сидит на этом кресле, поможет бортпроводникам открыть аварийный люк, вывести людей из салона.

– более удобные и широкие места, их разбирают в начале регистрации на рейс. Здесь очень удобно сидеть, кроме того, питание начинают разносить с «носа» салона, поэтому пассажир на этих креслах имеет возможность выбрать что-то из более широкого ассортимента напитков и еды. А еще, выходить из самолета по прилету вы будете в числе первых. Минусы тут тоже имеются, так как на «носу» чаще всего стараются сажать пассажиров с маленькими детьми, там крепятся люльки. Соседство с маленьким ребенком, который бесконечно кричит не способствует комфорту в полете, тем более, если времени в воздухе планируется провести много.

– не самые популярные места в салоне, но считаются наиболее безопасными, так как согласно статистике, большая часть уцелевших в катастрофах и авариях пассажиров, занимали кресла в хвосте. А еще плюсом этих мест является близость туалета, но это же и их минус, ведь мимо вас в течении всего полета будут курсировать люди. В хвосте будет тесновато сидеть, да и тряска там побольше, тем не менее, в хвосте, часто бывают пустые места, что дает возможность пассажирам выспаться растянувшись на свободных креслах. Но есть еще минусы, пока бортпроводник довезет тележку с едой до пассажиров, сидящих в хвосте, выбора еды и напитков, практически не остается. Но, как компенсация, на больших самолетах пассажиры выходят из носовой части и хвоста одномоментно, поэтому можно быстро покинуть лайнер, если сидеть сзади. Эти места часто выбирают пассажиры с детьми, которых часто приходится водить в туалет.

– они располагаются за бизнес-классом, то есть это не «первый ряд» как таковой, но перед ним нет кресел, поэтому сидеть удобно, никто не сможет откинуть спинку у вас перед лицом. Но часто бывает так, что на некоторых типах самолетов впереди перед этими местами стоит перегородка или находится бортовая кухня, либо кабина туалета, а что самое некомфортное, так это то, что там иногда крепятся детские люльки. Вот почему эти места в салоне часто отдают семьям с маленькими детьми, а еще пожилым и полным людям. Плюсов у подобного места много: вам первым привезут еду и напитки, предложат прессу, раздадут пледы и подушки. Из минусов можно отметить невозможность убрать подлокотники, так как они фиксированные, вследствие того, что внутри там скрыт столик, а еще, человеку без детей будет некомфортно от соседства с ними, так как из-за их шума он не сможет не поспать, не сосредоточиться на работе или чтении.

– это не очень комфортный вариант перелета, потому что пассажиры, сидящие на этих креслах постоянно окружены тележками, перевозимыми бортпроводниками. А еще это очень шумная часть самолета, где сконцентрирован шум мотора, гул турбин. Чаще всего это ряд с восьмого по двадцатый в середине салона.

Как выбрать в самолете лучшее место?

Нужно бронировать его заблаговременно. Это рекомендуется делать пассажирам, которые летят большой семьей или в компании друзей, а также с маленькими детьми. Раннее обращение к авиаперевозчику позволит вам выбрать те места, которые вам кажутся более удобными и отвечают всем вашим ожиданиям от полета. Некоторые европейские авиакомпании берут за услугу выбора лучшего места дополнительную плату при бронировании, но большая часть компаний предоставляет такую опцию бесплатно тем пассажирам, которые пришли раньше на регистрацию или приобрели заранее билет с фиксированным местом через интернет или в офисе авиакомпании. Если вы воспользовались услугой предварительного бронирования места в самолете, то имеете право выбрать вариант питания из разных видов обедов.

Выбор лучшего места в самолете может осуществляться через онлайн-регистрацию, сделать это можно как в самом аэропорту, подойдя к специальному киоску, либо зайти на сайт авиакомпании. Подобная процедура позволяет сэкономить время, но ей могут воспользоваться лишь пассажиры без багажа, детей или животных. Но стоит брать во внимание то, что в ряде авиакомпаний хорошие места рядом с аварийными выходами не предлагают через систему онлайн-регистрации, их можно получить на регистрационной стойке и то, если вы рослый, полный или имеете завидное обаяние. А еще в рамках нашей страны со стойками онлайн-регистрации не все так хорошо: пока они есть только в двух московских аэропортах «Додомедово» и во втором «Шереметьево». Поэтому лучше всего заблаговременно подъехать к началу регистрации на рейс, а там попросить сотрудника авиакомпании о месте получше.

Что касается рекомендаций авиационных экспертов, то если вам не принципиально в какой день недели лететь, то присмотритесь к дням с наименьшим полетным трафиком: понедельнику, вторнику, четвергу, когда салоны самолетов полупустые, и есть возможность выбора мест. Зато пятница с воскресеньем считаются наиболее перегруженными днями.

Давайте узнаем какие места лучше всего выбирать, а какие только в крайнем случае на популярных типах авиалайнеров, которые имеются практически во всех авиакомпаниях мира.

- В самолетах типа Airbus A319 хорошими местами считаются: седьмой ряд места A, B, C, D, E, F; шестой и восьмой ряд места A, B, C, D, E, F; двадцатый ряд места C, D. Плохими местами считаются: двадцать первый ряд A, B, C, D, E, F.

- В самолетах типа Airbus A320 хорошими местами считаются: тринадцатый ряд места A, B, C, D, E, F; а также все места первого ряда, одиннадцатого ряда, двенадцатого ряда; в двадцать восьмом ряду места C и D. Самыми неудачными местами Аэробуса А320 являются все кресла в двадцать девятом ряду.

- В самолетах типа Airbus A321 – самых крупных авиалайнерах из Аэробусов, лучшими местами считаются: восьмой ряд места A, B, C, D, E, F; двадцатый ряд места A и F; первый ряд места A, C, D, F; восемнадцатый ряд места A, B, C, D, E, F; девятнадцатый ряд места B, C, D, E; тридцатый ряд места C, D. Самыми плохими местами считаются: тридцать первый ряд места A, B, C, D, E, F.

- В самолетах типа Boeing 737-800 – этот самолет бывает двух видов. С одно-классовой кабиной на сто восемьдесят четыре пассажира, где лучшими местами считаются: пятнадцатый ряд места B, C, D, E; шестнадцатый ряд места A, F; четырнадцатый ряд места A, B, C, D, E, F; первый ряд места A, B, C, D, E, F; десятый ряд место A; одиннадцатый ряд места A, F; тринадцатый ряд места A, B, C, D, E, F; тридцатый ряд места C, D. Плохими местами считаются: тридцать первый ряд места A, B, C, D, E, F. Самолет с двух-классовой кабиной, где шестнадцать мест бизнес-класса и сто сорок четыре места эконом-класса, там лучшими местами считаются: третий ряд места A, B, E, F; седьмой ряд места A, B, C, D, E, F; десятый ряд место А; одиннадцатый ряд места А, F; тринадцатый, четырнадцатый, пятнадцатый ряды места A, B, C, D, E, F; тридцатый ряд места C, D. Плохими местами считаются: тридцать первый ряд места A, B, C, D, E, F.

- В самолетах типа Boeing 747-400 – огромный самолет, рассчитанный на перевозку пятисот двадцати шести человек. Самыми лучшими местами в нем считаются: первый ряд места А, С, Н, К; третий ряд место D; девятый ряд места А, С, D, Е, G, Н, К; двадцать четвертый ряд места А, С, D, Е, G, Н, К; двадцать седьмой ряд места С, D, G, Н; тридцать второй ряд места В, С, Н, J; тридцать третий ряд места А, К; тридцать четвертый ряд места D, Е, F, Q; сорок второй ряд места A, B, C, D, E, F, G, Н, J, К; сорок третий ряд места A, B, C, D, E, F, G, Н, J, К. Плохими местами считаются: пятьдесят шестой ряд места A, B, C, D, E, F, G, Н, J, К.

- В самолетах типа Boeing 777-300ER – тоже большой самолет с тремя классами обслуживания, рассчитанный на четыреста два пассажира. Мы не рассматриваем бизнес-класс, так как там все места хорошие. Самыми лучшими местами в эконом-классе считаются: одиннадцатый ряд места А, С, F, Q, Н, К; пятнадцатый и шестнадцатый ряды места А, К; семнадцатый ряд места A, C, D, E, F, G, Н, К; восемнадцатый ряд места С, Н; двадцать четвертый ряд места A, C, D, E, F, G, Н, К; тридцать шестой ряд места A, C, D, E, F, G, Н, К; тридцать восьмой ряд места А, В, С, Н, J, К; сорок шестой ряд места С, Н; сорок седьмой ряд места С, Н. Плохими местами считаются: двадцатый ряд места А, К; пятидесятый ряд места А, С, Н, К; пятьдесят первый ряд места D, E, F, G.

Путешествуя на самолете, каждый из нас обычно имеет свое представление о том, где ему удобнее сидеть. Кто-то стремится выбрать место непременно у «окошка», кто-то из пассажиров, наоборот, предпочитает крайний ряд, чтобы было можно вытянуть ноги в проход между рядами. При этом большинство людей не любят сидеть в хвосте самолета. Как выяснилось, даже у этих не самых удобных мест, есть свои преимущества.

Для начала отметим, что подавляющее число ведущих авиакомпаний летает на двух типах самолетов: на лайнерах семейства Airbus и популярных Boeing 777.

В Airbus самым комфортным является место 1A. Здесь пассажира ждет целый ряд приятных преимуществ: дополнительное пространство для ног, хороший «вью» из окна. Единственный минус - это одно из самых холодных мест на борту.

Многие пассажиры стараются выбрать места в начале салона, сразу после бизнес-класса. Причины разные - напитки и еда предлагаются в первую очередь. Да и покинуть борт лайнера после посадки они также могут первыми.

Правда, и у первых рядов есть свой минус. Обычно в этой части самолета устанавливаются крепления для детских колясок или люлек, а также сюда сажают пассажиров с маленькими детьми. Поэтому такое соседство при неудачном раскладе нельзя будет назвать спокойным.

В хвосте

Знаете ли вы, что места в конце салона любого самолета - самые безопасные?! По статистике, почти 70% выживших в авиакатастрофах пассажиров, сидели именно в хвостовой части самолета.

Несмотря на это, мало кто из пассажиров выбирает свои эту часть салона. Близость к туалету или кухне и соответствующие запахи не очень комфортны для путешественников.

А на Боинге-777, пожалуй, самые неудобные места на последних двух рядах - 44-ом и 45-том. Это полный «антипод» описанного выше первого ряда. Здесь, помимо вынужденного соседства с туалетом и кухней, еще и ограниченное пространство для ног, и, увы, невозможность откинуть спинку кресла в последнем ряду: в некоторых случаях она может быть просто жестко зафиксирована.

Но зато если борт летит неполным, то последние ряды чаще всего остаются свободными. Так что, у пассажиров, которым достались места в последней части салона, есть возможность занять уже целый ряд кресел с одной стороны - чтобы выспаться или просто расположиться с бОльшим комфортом.

У крыльев

Что касается мест посередине салона, то их считают нейтральными: при полной загрузке салона с обеих сторон от вас могут сидеть пассажиры, причем их комплекция может быть весьма внушительной. Так что еще неизвестно, что может быть хуже: сидеть в «хвосте» или в середине, зажатом меж двумя толстяками и упираясь коленями в спинку откинутого впереди кресла.

Совет: посмотрите заранее компоновку самолета, если, конечно, знаете на каком полетите - на Боинге или Airbus. Эту информацию можно найти на официальном сайте авиакомпании.

К удобным местам в самолете принято относить места у иллюминатора. Во-первых, в окошко самолета просто можно смотреть, во-вторых, на таком месте удобнее спать, и вообще здесь минимальный контакт с остальными окружающими пассажирами. Но если планируются активные передвижения по салону в течение полета - так тоже бывает, - то место у окна может создать неудобства вам и вашим соседям по ряду.

Определенной категории пассажиров непременно нужно вытянуть ноги. Таким людям мы советуем выбирать места в проходе или у выходов - аварийных или обычных, ведь впереди нет кресел, а значит, расстояние позволяет вытянуть ноги. Но на этих местах нельзя держать при себе ни ручную кладь, ни даже дамские сумки на коленях - подход к люкам аварийного выхода должен быть максимально свободным.

Успеть выбрать свое место

Выбрать нужные места в самолете нынче не проблема: практически у всех ведущих авиакомпаний открыта онлайн регистрация на рейс - обычно за 24-30 часов до вылета. Есть и другой «старинный» способ - приехать к открытию регистрации пораньше. Обычно таким дисциплинированным пассажирам достаются места в первой трети салона, ведь билеты распределяются, начиная с передней части самолета. Ну а тем, кто все-таки припозднился, придется довольствоваться креслами уже в самом «хвосте».

Есть и другой способ обойти «конкурентов» по полету. Зарегистрироваться в киоске саморегистрации, уже будучи в аэропорту. И потом с посадочным талоном на руках .

Необязательные мелочи

В зависимости от направления полета важное значение приобретает день недели и время вылета. Утренние и вечерние рейсы, как правило, - самые загруженные. По статистике, шанс попасть на незагруженный рейс гораздо выше, если лететь с понедельника по четверг, да еще в середине дня.

Обозначение мест в рядах салона бывает русским и английским. Например: русское - 1А, 1Б, 1В, 1Г,1Д, 1Е, английское - 1A, 1B, 1C, 1D, 1E, 1F. И в этом случае место 1В (английская «Би») совсем не то, что место 1В (русская «В»). Ведь эти места отличаются: первое у прохода, второе - посередине.

Поэтому легче запомнить так. При любой компоновке салона: место 1А всегда будет у иллюминатора, а 1С - у прохода.

Имеет значение, и в какую сторону лететь. Ведь если солнце светит прямо в глаза, то придется прятаться за шторками иллюминатора. Если это для вас важно и вы хорошо ориентируетесь в сторонах света, то определите, в какую сторону вы совершаете полет. Если с востока на запад, то солнце будет светить слева. Если же с запада на восток, то справа. При полете с севера на юг утром солнце будет слева, а вот вечером - уже справа. Если же с юга на север, то, наоборот.

Ну а если «звезды» все-таки сошлись для вас неудачно, и вам досталось неудачное место, то всегда можно его поменять - если салон не заполнен. Для этого надо обратиться к стюардессам в течение 5 минут после того, как посадка на самолет будет закончена и стюардесса объявит «Boarding is over». Если вы не успеете это сделать, то придется ждать пока самолет не наберет требуемую высоту и пассажирам не разрешат вставать со своих мест.

Удачного вам полета!

Так какие же лучшие места в самолете? Этот вопрос волнует главным образом новичков. Если человек впервые отправляется в авиапутешествие, ему хочется получить от этого события только положительные эмоции. Очень часто неудачное расположение выбранного места оставляет неприятное впечатление от всей поездки и нежелание вновь воспользоваться услугами авиакомпании.

Те же, кому приходится летать очень часто, лучше других знают, как важен комфорт во время длительного перелета. Поэтому «старожилы» стремятся забронировать места в самолете заранее, выбрав хорошие места по своему усмотрению.

Выбор наиболее комфортного места зависит от ряда факторов, главным из которых является его стоимость. Салон самолета разделен на три класса – первый, бизнес-класс и эконом.

Первый класс есть не во всех самолетах. Это наиболее комфортабельный класс, для дальних перелетов, где есть даже лежачие места, но и самый дорогой. Немного дешевле бизнес-класс: он оборудован удобными креслами с большим расстоянием между ними, что дает возможность принять удобную позу во время полета. Пассажиры бизнес-класса имеют возможность воспользоваться встроенными розетками для подзарядки своих гаджетов.

Обычные туристы предпочитают летать эконом-классом, который напоминает салон междугородного автобуса с близко поставленными друг к другу рядами кресел и небольшим пространством для ног между ними. Это доставляет ряд неудобств для обладателей длинных ног, пассажиров с детьми или людей с особыми потребностями.

Однако и для пассажиров эконом-класса гарантирован ряд удобств:

  • бесплатный обед;
  • детское питание, которое следует заказать за сутки-двое до перелета;
  • подвесная люлька для грудного ребенка;
  • в зависимости от перевозчика, места в эконом-классе оборудованы телевизорами.

Очень важно, чтобы во время перелета человек чувствовал себя комфортно, и путешествие оставило только приятные впечатления. Поэтому, даже приобретая билеты эконом-класса, нужно заранее предусмотреть, какие места лучше выбрать.

В этом вопросе каждый руководствуется своими личными предпочтениями, физиологическими особенностями и соображениями безопасности.

Места у окна

Если вам хочется во время путешествия смотреть в иллюминатор и любоваться красотой неба, облаков, проплывающих под крылом пейзажей, то наверняка вы предпочтете сесть около него. Кроме того, здесь удобнее расположиться для сна или чтения. Преимущества места у иллюминатора:

  • возможность наблюдения чудесного вида за бортом лайнера в светлое время суток;
  • вас никто не будет тревожить во время полёта;
  • хорошее освещение для чтения.

Важно: несмотря на несомненные плюсы, места у иллюминатора имеют свои минусы, главный из которых – необходимость потревожить соседей для того, чтобы выйти в туалет.

Места у прохода

Для длинноногих людей, летящих эконом классом, лучше выбирать кресло у прохода – это даст возможность расслабиться, вытянув ноги в пространстве между рядами. Кроме того, есть еще плюсы, которыми обладает сидение возле прохода в самолете:

  • возможность встать, не тревожа при этом соседей;
  • беспрепятственный поход в туалет в любое время, что очень важно для людей с особыми потребностями;
  • шанс раньше остальных попасть к выходу при посадке.

Несмотря на удобство для передвижения, крайние к проходу места имеют и свои минусы:

  • мимо вас постоянно будут сновать проходящие в туалет пассажиры и бортпроводники, разносящие питание или напитки, и даже иногда задевать вас при движении;
  • вам каждый раз придется вставать, чтобы выпустить соседа или пропустить его на свое место.

Конечно, приходится выбирать из двух зол – и если сидеть в середине ряда или у иллюминатора вам неудобно из-за слишком маленького расстояния между рядами кресел, то предпочтительнее все же выбрать место у прохода.

Места в самолете над крылом

Что касается мест в самолете над крылом, то занимать их лучше людям со слабым вестибулярным аппаратом – в районе крыла «болтанка» практически не ощущается, это самое стабильное место на борту. Вместе с тем, здесь может отсутствовать иллюминатор, что не подходит для любителей созерцания небесных красот. Также, по статистике, район крыльев является наиболее опасным местом для пассажиров в случае аварийной ситуации, поскольку баки с горючим расположены именно в крыльях самолета.

Места у аварийных выходов

В каждом самолете есть аварийные выходы, которые расположены в его средней части по обеим сторонам салона. Многие бывалые авиапутешественники предпочитают выбирать места, которые расположены после аварийных выходов. Плюсы такого выбора:

  • расстояние у аварийного выхода до переднего ряда увеличено;
  • в некоторых моделях пассажирских авиалайнеров, перед этими местами вообще отсутствует ряд кресел;
  • нет постоянно опущенных спинок передних кресел, которые во время полета доставляют массу неудобств.

Это дает возможность беспрепятственно вставать с кресла, не создавая неудобства для своих соседей по ряду, а также удобно в нем расположиться, вытянув ноги.

Человеку, любящему свободу передвижения, сидения у аварийных выходов/люков придутся по вкусу.

Чего не скажешь о тех, кто привык путешествовать в комфортных креслах. Дело в том, что у кресел, расположенных рядом с аварийным выходом, спинки кресел зафиксированы под небольшим углом, и изменить их положение невозможно. Это вызвано необходимостью обеспечения свободного доступа к аварийным выходам в случае необходимости.

Кроме этого, ряд у аварийного выхода имеет свои минусы:

  • нельзя держать при себе ручную кладь – она должна быть убрана на верхнюю полку;
  • на эти места не садят пассажиров с детьми до 12 лет, беременных женщин, людей с физическими проблемами.

Это интересно! Запрет на размещение у аварийных люков детей, беременных и инвалидов объясняется просто – практически все авиакомпании, за редким исключением, размещают на этих местах физически крепких пассажиров, которые бы в случае аварийной ситуации смогли помочь бортпроводникам открыть аварийный выход и организовать эвакуацию пассажиров.

Поэтому, если вы физически крепкий человек, можете смело выбирать себе место у аварийного выхода – как минимум, свобода перемещения вам будет обеспечена.

Места в хвосте

Хвост самолета – не самое лучшее для любителей длительных путешествий. Главным преимуществом, на которое обращают внимание лишь немногие, является сравнительная безопасность для сидящих в хвостовой части в случае аварии воздушного судна. Как показывает американская статистика, 67% выживших в авиакатастрофах – пассажиры, сидящие в хвосте самолета. Правда, есть еще небольшие плюсы:

  • если аэропорт не оснащен телескопическими трапами, и пассажиров выпускают через носовую и хвостовую части самолета, вы имеете шанс покинуть борт в числе первых;
  • места в хвосте не пользуются популярностью, поэтому, если рейс не загружен до конца, вы можете удобно расположиться на ряде пустующих кресел и поспать во время полета.

Минусы мест, расположенных в хвосте:

  • спинки у кресел в хвостовой части не откидываются, поэтому на комфортный перелет рассчитывать не приходится;
  • в хвосте наиболее сильно ощущается «болтанка», что доставляет массу неприятностей пассажирам со слабым вестибулярным аппаратом;
  • поскольку в хвостовой части расположен и туалет, вас постоянно будут беспокоить проходящие в него пассажиры, хлопанье дверей и специфичные запахи.

Поэтому, взвесив все «за» и «против», большинство пассажиров предпочитает выбирать места подальше от хвостовой части самолета.

Лучшие места в самолете с ребенком

Пассажиры, путешествующие с малолетними детьми, стараются выбрать лучшие места в самолете, чтобы обеспечить комфорт для ребенка. С учетом всех плюсов и минусов, самые удобные места в самолете для детей – передний ряд кресел.

Плюсы переднего ряда:

  • перед креслами имеется увеличенное пространство для свободного перемещения и движений ребенка;
  • есть крепления для подвесной люльки, что важно для пассажиров с младенцами;
  • когда бортпроводники начинают разносить обед, на первых рядах пассажиры получают еду первыми;
  • есть возможность выбора подходящего варианта из предложенного меню;
  • не так сильно ощущается тряска при попадании авиалайнера в зону турбулентности.

Наряду с несомненными плюсами, места в первом ряду кресел не очень удобны для пассажиров с маленькими детьми по нескольким причинам:

  1. Некуда убрать сумку с вещами, которые необходимы для младенцев в полете.
  2. У кресел первого ряда не поднимаются подлокотники, поэтому малышу неудобно спать на руках у родителей.
  3. Во время регистрации на рейс сотрудники компании выделяют места для пассажиров с детьми в первых рядах. Если рядом окажется несколько малышей, они могут мешать друг другу.

Поэтому, если у вас нет необходимости в подвесной люльке, лучше выбирайте место поближе к середине салона. Наиболее продвинутые пассажиры выбирают первое и третье места в ряду – велика вероятность, что на среднее место к вам никого не подсадят, и тогда вы сможете, откинув подлокотники, устроить для малыша диванчик для сна, или место для игры.

Лучше избегайте выбора мест в хвостовой части, если летите с ребенком. Однако, если лайнер не полностью загружен и последний ряд полностью пустует, вы можете, согласовав свои действия с бортпроводником, занять его. Тогда вы получите максимум свободного места, чтобы обеспечить ребенку нормальный сон.

Важно: получить нужную информацию о местах в конкретной модели самолета, ширине кресел, расстоянии между ними, расположении подсобных помещений, иллюминаторов, можно воспользовавшись услугами сервиса SeatGuru. На приведенных схемах расположения салонов указаны и лучшие места данной модели.


Мы осветили только основные характеристики мест, расположенных в различных частях самолета. Однако каждая авиакомпания, в зависимости от модели эксплуатируемого лайнера, имеет свои особенности и предпочтения при реализации наиболее комфортных мест. Если вы не желаете попасть впросак, лучше заранее узнайте, услугами какой авиакомпании и какой модели самолета вы воспользуетесь для полета, зайдите на сайт компании, выберите нужную модель и в разделе «Лучшие места» посмотрите подходящие для вас варианты. Даже если вы не нашли схемы нужной модели, воспользуйтесь нашими подсказками – они помогут вам сделать правильный выбор.