Исаакиевский собор – история или обман русов по-крупному. Исаакиевский собор На что похож исаакиевский собор

«Зачем Петр I венчался в бывшем амбаре? Почему Капитолий в Вашингтоне — лишь копия Исаакия? И что прятали в стенах 5-метровой толщины? С Сергеем ОКУНЕВЫМ, более 40 лет работающем хранителем фондов музея-памятника, мы встретились в подвале Исаакиевского собора, где в годы Великой Отечественной укрывали от бомб и снарядов бесценные сокровища музеев Ленинграда и пригородов. Теперь здесь экспозиция, посвященная подвижническому подвигу. В комнате возле буржуйки и осколка зажигательной бомбы хорошо говорится про удивительные тайны, которые открывает реставраторам и исследователям знаменитый собор. С1990 года проводятся колоссальные работы по восстановлению стен, - говорит Сергей Николаевич. - Они 5-метровой толщины, но там, где раскачивался 32-тонный колокол, трещины доходили до двух метров. Была восстановлена наружная мраморная отделка. Очистили подвал, где было 12 дровяных печек, привели в порядок чердак. Наконец, дошли до внутреннего убранства собора, занялись живописью на стенах. Сейчас идет реставрация алтарей, где потолочные росписи на высоте 49 метров. Задача - обеспечить сохранность Исаакиевского собора в том виде, в каком он был в 1858 году, в момент освящения. Считается, что сегодняшние технические возможности облегчают решение задачи. Но не все так просто. Когда строился собор, была одна техника, потом она изменилась - и мы перестали понимать, как он был возведен. Два года назад реставраторы наткнулись на пустоту в южном алтаре. Вскрыли стену и обнаружили дымоход, но внизу не нашли, откуда он идет. Среди документов, подписанных Монферраном, есть небольшой чертеж с шаблоном для установки камина. Сейчас ломаю голову над этой загадкой. Одной из многих. В стенах каждого из трех алтарей обнаружили бронзовые ящики для хранения церковной утвари. Когда в Екатерининском приделе вскрыли такой ящик, то увидели, что он битком забит папками с засекреченными документами конца 1930-х годов. Протоколы заседаний парткома располагавшегося здесь антирелигиозного музея, брошюры с грифом «Только для членов ВКП(б)», решения партконференций. Почему засекречивали партийные документы в мирное время? Ощущение «кругом враги», шла подготовка к финской кампании. В Ленинграде в 1938-1939 годах было объявлено военное положение. Отец рассказывал, что после работы партийным активистам выдавали оружие, они дежурили во дворах, в темных переулках - с правом стрелять без предупреждения, потому что в условиях затемнения начались грабежи. Военное положение ввели на всех предприятиях, в том числе в музеях. Строжайшая трудовая дисциплина: отлучаться с работы - только по указанию руководства. Плюс тотальная слежка друг за другом. Мы обнаружили несколько папок с доносами. И протоколы заседания парткома с обсуждениями судеб двух директоров Исаакиевского собора. Члены парткома дотошно обсуждали их биографии, задавали провокационные вопросы… Профиль антирелигиозного музея, который был в стенах Исаакиевского собора, менялся чуть не каждые полгода. Выгоняли и сажали все руководство, каждый раз ссылаясь на новые установки. Союз воинствующих безбожников отличался крайней агрессивностью. Они все доводили до абсурда: предлагали свалить крест с собора и поставить громадный анемометр для измерения направления и скорости ветра, потом вдруг захотели поставить телескопы… И вся эта возня, конечно, отражалась на судьбе музея. Вообще-то собор много старше, чем принято считать. В 1705 году Петр I решил чертежный амбар Адмиралтейства перестроить в храм - поскольку в городе уже была «Адмиралтейств-коллегия и модельная комора для чертежей». И вот деревянный амбар переделали в храм длиной 18 и шириной 9 метров. Деньги на строительство первого храма в 1707 году преподобного Исаакия Далматского были выделены из средств, отпускавшихся на содержание флота. И все документы по собору дальше шли по Министерству морского флота: оплата священников, приобретение вина для причащения, ремонт, подарки священнослужителям за то, что они освящали каждый спускаемый корабль. Исаакиевский собор ни одного дня церкви не принадлежал, это всегда была собственность государства. Кстати, в бывшем амбаре в 1712 году венчался Петр I. Почему? В архивах я отыскал петровский указ о том, чтобы гражданские мероприятия проводить по месту жительства. В то время царь был «прописан» как шкипер Петр Алексеев на Адмиралтейской стороне. Поэтому не стал венчаться даже в Петропавловском соборе, который был посвящен Романовым. Чтобы свой же указ не нарушать, венчался в этой церквушке. Второй храм был построен там, где сейчас стоит Медный всадник. В 1714-м, когда стало понятно, что шведы на Петербург напасть не смогут, царь повелел Трезини создать собор, приличествующий столице России. Заложили храм на берегу Невы, без учета гидрологии, и через какое-то время он начал сползать в реку. Мучились, переделывали, собор дважды горел. Наконец, уже Екатерина в 1758 году издала указ найти новую площадку для постройки собора. Пригласили итальянца Ринальди, определили место, стали возводить третий Исаакиевский собор. Закончили при Павле I. А уже в 1802-1803 годах собор начал разрушаться. Вместо мрамора его облицевали кирпичом, внутри не просушили, и на верующих стали падать куски штукатурки во время богослужения… А Монферран построил уже четвертый собор. После победы над Наполеоном Александр I повелел разработать новый проект Исаакиевского собора. В условиях конкурса содержалось требование сохранить алтари. Первый конкурс прошел в 1816-м, но никто не сумел вписать алтари. Через два года объявили второй конкурс. И тут приехал гениальный Монферран. Видимо, не слишком надеясь получить заказ, он представил свой проект на двух листочках. Но ринальдиевские алтари оказались настолько удачно вписаны, что из 24 проектов Александр I выбрал именно этот. Монферрана назначили ведущим архитектором Министерства двора, положили зарплату 8 тысяч в год. В ту пору помощником Александра I был Бетанкур. Он прекрасно зарекомендовал себя в Европе, и в России его назначили министром дорожного и подземного строительства. Так вот, подземные строения Бетанкура до сих пор работают. Под Сенной площадью, например, им построено самое большое хранилище, и с ним все в порядке. Бетанкур взял шефство над Монферраном и помог с техническими решениями. При строительстве использовались новые методы, в частности монолитные колонны, строение купола, защита от подземных вод. Мало кто знает, что купол Капитолия в Вашингтоне построен по чертежам Исаакиевского собора. Я в Библиотеке Академии наук нашел архивные документы, по которым мои ученики сделали макет Капитолия. Он красуется в музее рядом с макетом купола нашего собора. Так что символ американской столицы можно считать копией питерского Исаакия, - заключает свой рассказ Сергей Николаевич Окунев.»

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург

Алексей Олиферчук

«И не дышать над вашим чудом, Монферран…»

«Исаакиевский собор, один из монументальных символов Санкт-Петербурга, стал предметом пристального внимания специалистов. Началась проверка технического состояния здания. Эксперты исследуют трещины внутри храма и инженерные конструкции, чтобы понять, угрожает ли сооружению просадка грунта, которому приходится выдерживать давление в 300 тысяч тонн. У слова «величие» в Петербурге есть синоним. Исаакиевский собор, диктующий масштаб невской панорамы, как и 150 лет назад поражает воображение современников. Из всех практических вопросов, связанных с историей этого фантастического здания, один по-прежнему на повестке дня. Каким должен быть фундамент собора, чтобы выдерживать давление в 300 тысяч тонн? Именно таков вес творения Монферрана. В двадцатых годах XIX века под воздействием критики коллег Монферран пошел на изменения первоначального проекта, значительно облегчив конструкцию, но отказаться от своего замысла человек, написавший на альбоме чертежей «Не весь умру», не мог. Возможно, зодчий стал жертвой собственных амбиций и именно под Исаакием шевелится петербургский хаос. Любой человек, знакомый с основами строительного дела, знает, что осадка знания в первую очередь проявляется в дверных проемах. Попробовав открыть створку одной из дверей собора, весящую около восьми том, убеждаемся, что здание не дает осадку. Первый авторский альбом, посвященный Исаакиевскому собору, Моферран еще до окончания строительства отправил не непосредственному заказчику, русскому императору, а французскому королю Луи-Филлипу. Архитектор был крайне озабочен своей репутацией в Европе. На чертеже фундамента 1845 года выделены участки основания третьего Исаакиевского собора. Согласно условию Александра Первого, Монферран сохранял значительную часть творения Ринальди, а совмещение двух фундаментов могло повлиять на устойчивость здания. При забивке сосновых свай строители стремились достичь максимальной плотности грунта. Как рассказал хранитель Исаакиевского собора Сергей Окунев, они вбивались на расстоянии, равном диаметру этих свай, и вбивались таким образом, чтобы при ударе ломом между сваями по земле лом отскакивал. Только тогда считалось, что они забиты нормально. Несмотря на применение передовых для своего времени технологий, деформации стен были замечены Монферраном еще в 1841 году, а необходимость первой комплексной реставрации собора возникла уже через 20 лет после окончания строительства. С середины XIX века за состоянием здания наблюдала особая техническая комиссия, которая действовала до 1917 года. 150 лет, прошедшие с момента постройки собора, показали, что Исаакий постепенно оседает в западном направлении. Первые попытки изучения этого процесса были предприняты в начале 30-х годов прошлого века. В ходе многолетних наблюдений выяснилось, что осадка на Запад составляет от 30 до 45 сантиметров. По мнению хранителя собора Сергея Окунева активная фаза движения уже прошла. Он пояснил свои соображения: «Я достаточно регулярно смотрю маячки, стеклышки, вмазанные в стены, находящиеся в верхней части собора. За последние годы у нас ни один их маячков не лопнул. Это значит, что сдвигов больше, чем на миллиметр, не было. Новое исследование состояния фундамента и металлоконструкций собора обещает быть самым объемным и точным. На экспертизы двум институтам отводится целый год. Как рассказал Николай Буров, директор музея-памятника «Исаакиевский собор», через год будет составлен план дальнейших действий. Предыдущие экспертизы 45-летней давности категорически рекомендовала не вмешиваться в то, что создано, так как можно таким вмешательством гораздо больше навредить. Свайное основание собора находится ниже уровня грунтовых вод. В воде сосны могут спокойно находиться столетиями, но если уровень воды изменится и к древесине попадет кислород, то неизбежен процесс гниения. Для того, чтобы понять, что же творится под зданием собора на глубине 20 метров, необходимы геодезические исследования. Вот что рассказал о предстоящих исследованиях Борис Подольский, заместитель директора музея-памятника «Исаакиевский собор: «Это будут геологические исследования при помощи буровых установок. По периметру будет выбрано несколько точек и будут браться пробы грунтов и одновременно определяться уровень грунтовых вод». Если в интерьере собора об осадке напоминают лишь трещины на западной стене, то на высоте 80 метров внутри металлоконструкций, удерживающих балюстраду, изменения носят более тревожный характер. Более 40 элементов балюстрадного кольца имеют трещины. Статичность грунтов под Исаакием — главное условие долговечности здания, но как раз на это трудно рассчитывать в свете перестроек в центре города. Ситуацию с собором с прежней актуальностью комментируют слова одного из коллег Монферрана, сказанные 190 лет назад: «Должно остерегаться, чтобы не ошибиться в доброте земной».»

(в статье имеется видео)

И саакиевский собор возводили 40 лет, а когда наконец сняли с него строительные леса, надобность в сооружении как в храме отпала почти сразу. О том, кто строил знаменитый храм, сколько реконструкций он пережил и какие легенды его окружают - в материале портала «Культура.РФ» .

Три предшественника Исаакиевского собора

Исаакиевский собор. Фотография: rossija.info

Исаакиевский собор Огюста Монферрана стал четвертым собором, построенным на этой площади. Первую церковь в честь святого Исаакия Далматского возвели для рабочих Адмиралтейских верфей практически сразу после основания Санкт-Петербурга . Вернее, ее перестроили из здания чертежного амбара под руководством Хармана ван Болеса. Петр I, родившийся в день памяти святого Исаакия, в 1712 году обвенчался здесь с Екатериной I. Уже в 1717 году, когда старая церковь стала ветшать, было заложено новое каменное здание. Строительство шло под руководством Георга Маттарнови и Николая Гербеля. Через полвека, когда уже вторая петровская церковь пришла в негодность, было заложено третье здание - уже на другом месте, немного дальше от берега Невы. Его архитектором стал Антонио Ринальди.

Победа рисовальщика над архитекторами

Семен Щукин. Портрет Александра I. 1800-ые. Государственный Русский музей

Евгений Плюшар. Портрет Огюста Монферрана. 1834. Государственный русский музей

Конкурс на строительство нынешнего Исаакиевского собора объявил в 1809 году Александр I. Среди его участников были лучшие зодчие своего времени - Андриан Захаров, Андрей Воронихин, Василий Стасов, Джакомо Кваренги, Чарльз Камерон. Однако ни один из их проектов не удовлетворил императора. В 1816 году по совету главы Комитета по делам строений и гидравлических работ Августина Бетанкура работу над собором поручили молодому архитектору Огюсту Монферрану. Решение это было удивительным: большого опыта в строительстве у Монферрана не было - он зарекомендовал себя не постройками, а рисунками.

Неудачное начало строительства

Неопытность архитектора сыграла свою роль. В 1819 году началось возведение собора по проекту Монферрана, однако всего через год его проект основательно раскритиковал член Комитета по делам строений и гидравлических работ Антон Модюи. Тот считал, что при планировании фундаментов и пилонов (опорных столбов) Монферран допустил грубейшие ошибки. Связано это было с тем, что архитектор хотел максимально использовать те фрагменты, что остались от собора Ринальди. Хотя первое время Монферран всеми силами отбивался от критики Модюи, позже он все же согласился с критикой - и строительство приостановили.

Архитектурные и инженерные достижения

Иссакиевский собор. Фотография: fedpress.ru

Иссакиевский собор. Фотография: boomsbeat.com

В 1825 год Монферран спроектировал новое грандиозное здание в стиле классицизм . Его высота составляла 101,5 метра, а диаметр купола - почти 26 метров. Строительство шло крайне медленно: только на создание фундамента ушло 5 лет. Для основы пришлось вырыть глубокие траншеи, куда вбили просмоленные сваи - более 12 тысяч штук. После этого все траншеи соединили между собой и залили водой. С наступлением холодов вода замерзла, и сваи спилили под уровень льда. Еще два года ушло на установку колонн четырех крытых галерей - портиков , гранитные монолиты для которых поставляли из выборгских каменоломен.

Следующие шесть лет возводились стены и подкупольные столбы, еще четыре года - своды , купол и колокольни . Главный купол был выполнен не из камня, как это делалось традиционно, а из металла, что значительно облегчило его вес. При проектировании этой конструкции Монферран ориентировался на купол лондонского собора Святого Павла Кристофера Рена. На золочение купола ушло более 100 килограммов золота.

Вклад скульпторов в оформление собора

Скульптурное убранство собора создавалось под руководством Ивана Витали. По аналогии с Золотыми вратами флорентийского баптистерия он изготовил впечатляющие бронзовые двери с изображениями святых. Витали также стал автором статуй 12 апостолов и ангелов на углах здания и над пилястрами (плоскими колоннами). Над фронтонами разместили бронзовые рельефы с изображениями библейских сцен в исполнении самого Витали и Филиппа Оноре Лемера. Также в скульптурном оформлении храма участвовали Петр Клодт и Александр Логановский.

Витраж, каменная отделка и другие детали интерьера

Иссакиевский собор. Фотография: gopiter.ru

Иссакиевский собор. Фотография: ok-inform.ru

Работа над интерьерами собора шла 17 лет и закончилась лишь в 1858 году. Внутри храм был отделан ценными породами камней - лазуритом, малахитом, порфиром, разными видами мрамора. Над росписью собора работали главные художники своего времени: Федор Бруни написал «Страшный суд», Карл Брюллов - «Богородицу во Славе» в плафоне, площадь этой росписи более 800 квадратных метров.

Иконостас собора выстроили в виде триумфальной арки и украсили монолитными малахитовыми колоннами. Иконы, выполненные в технике мозаики, были созданы по живописным оригиналам Тимофея Неффа. Мозаикой декорировали не только иконостас, но и значительную часть стен храма. В окне главного алтаря находился витраж с изображением «Воскресения Христа», выполненный Генрихом Марией фон Хессом.

Дорогое удовольствие

Иссакиевский собор. Фотография: rpconline.ru

Иссакиевский собор. Фотография: orangesmile.com

На момент строительства Исаакиевский собор стал самым дорогим храмом в Европе. Только на закладку фундамента ушло 2,5 миллиона рублей. Всего же Исаакий обошелся казне в 23 миллиона рублей. Для сравнения: все строительство соразмерного Исаакиевскому Троицкого собора стоило два миллиона. Связано это было как с грандиозными размерами (храм высотой в 102 метра до сих пор остается одним из самых крупных соборов в мире), так и с роскошной внутренней и внешней отделкой здания. Николай I , опешивший от таких расходов, приказал сэкономить хотя бы на утвари.

Освящение храма

Освящение собора прошло как государственный праздник: на нем присутствовал Александр II , а длилось мероприятие около семи часов. Вокруг собора располагались зрительские места, билеты на которые стоили немалых денег: от 25 до 100 рублей. Предприимчивые горожане даже сдавали квартиры с видом на Исаакиевский собор, откуда можно было наблюдать за церемонией. Несмотря на то что желающих посетить мероприятие было немало, многие из них не оценили Исаакиевский собор, и первое время из-за своих пропорций храм носил прозвище «Чернильница».

Мифы и легенды

Иссакиевский собор. Фотография: rosfoto.ru

Поговаривали, что такое длительное строительство собора было вызвано отнюдь не сложностью работ, а тем, что ясновидец предсказал Монферрану смерть сразу после завершения храма. И действительно, архитектор умер через месяц после освящения Исаакия. Завещание зодчего - похоронить его в храме - так и не выполнили. Гроб с телом архитектора обнесли вокруг храма, а потом передали вдове, которая увезла останки мужа в Париж. После смерти Монферрана прохожие якобы видели его призрак, бродивший по ступенькам собора, - входить в храм он не решался. Согласно еще одной легенде, дом Романовых должен был пасть после снятия строительных лесов, которые окружали собор еще долгое время после освящения. Совпадение или нет, но окончательно леса сняли в 1916 году, а в марте 1917 года Николай II эвакуировать . Так как купол собора немецкие летчики использовали в качестве ориентира, напрямую в собор они не стреляли - и хранилище осталось невредимым. Однако собор все же пострадал в годы войны: взрывавшиеся рядом с храмом осколки повредили колонны, а холода (в годы блокады Исаакий не отапливался) - настенные росписи.

Надо изучать, даже ту что нам дают официально, только в процессе изучения надо помнить что та фальшивая версия развития мира, которая выдаётся нам, является, мягко говоря, полным враньём. Благодаря Интернету в наше время становятся доступными некоторые летописи и книги, случайно уцелевшие во время тотального уничтожения исторических документов в 18-19 веках, а серьёзное отношение к фактам давно ушедших дней позволяет понять, что не всё в нашей истории было так, как показывают фильмы и представляют официальные учебники. От нас не просто пытаются скрыть что-то очень важное — нам нагло врут всю жизнь. Искажено абсолютно всё! Ярким примером является история Питера, а рассмотрим пока только историю знаменитого Исаакиевского собора.

То, что факты намеренно искажены, понимаешь уже после окончания школы, и тогда остаётся только досада: … мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь … Хотя лично я учился нормально хоть в школе хоть в институте. Историю, абсолютно искажённую и перевёрнутую с ног на голову, в школах и вузах преподносили под флагом марксизма-ленинизма, патриотизма и любви к Родине. Это было раньше - сейчас даже Родину любить не учат - запрещено, любить положено Запад и американский стиль жизни.


Те, кому выгодно обманывать, идут проверенными отработанными методами. Реальные факты, которые скрыть невозможно, как ни старайся, поддают сначала нападкам сомнений, искажений и массовым атакам именитых проплаченных «светил» науки, уводящих в сторону от истины, а затем окутывают завесой информационного обмана, сквозь которую лишь изредка пробиваются случайные одиночные голоса оппонентов. Дальше, через несколько лет, преподносят придуманную ими фальшивую историю уже в качестве неоспоримой истины, широко рекламируя очередную новопридуманную версию в СМИ. Глядишь, через несколько лет усиленной обработки общественного мнения Средствами Массового Инфозомбирования вместо сомнения зарождается безразличие ко всем версиям. А через одно поколение массовой обработки в народе уже и не остаётся помнящих о том как было на самом деле. Искажённые факты формируют искажённое представление о стране и месте человека в историческом процессе. При этом возникают искажённые психологические реакции людей на большие исторические периоды или крупные исторические события.

В большинстве случаев доказательства находятся буквально перед глазами, однако люди, приученные больше верить официальным источникам, проходят мимо реальных фактов, по привычке не замечая их. Тотальный обман приучил граждан не видеть реальности за вымышленными образами, внушёнными с детства. Поэтому народ в своей массе не отличает предъявляемую официальную информацию от реальной жизни. Это выгодно людям, которые контролируют весь народ, образ жизни, общественное сознание, чтобы держать всех в рабстве, предоставляя иллюзию свободы.

Для исследования взят Петербург, потому что это достаточно молодой город (так гласит официальная версия), и его история полностью прописана в летописях и учебниках. Близкую в веках историю проще изучать. Так почему же и здесь проявляются жестокие искажения действительности? Кому помешала эпоха ПетраI, «интересная и прогрессивная». Читать бы навязанную историю, да радоваться. «Короткая» история великого города даёт возможность поймать на лжи фальшивых летописцев, представить современникам несоответствие описаний исторических моментов и реального положения вещей.

Александровская колонна

Мегалиты, описанные в энциклопедиях, почему-то находятся везде, только не в России . Тем не менее, мегалитический объект есть в самом Петербурге, это подтверждают историки, перечисляя общие признаки мегалитов во всём мире.
Заготовка под Александровскую Колонну имела бы приблизительный вес около 1000 тонн, полный аналог брошенного блока в Баальбеке. Сама Колонна весит более 600 тонн. Это даёт веские основания причислить исторические сооружения Петербурга — Исаакиевский собор и Александровскую Колонну — к мегалитам прошлого времени. Они выглядят достаточно правдоподобными, если грамотно их интерпретировать, подбирая подходящие факты, то можно сделать описание, не умаляющее величия этих объектов.

Исаакиевский собор

В истории Петербурга все факты можно проверить, так как существуют официальные свидетельства и документы. Для подтверждения истинности появления Исаакиевского собора возьмём методику перекрёстного совмещения дат и событий. Энтузиасты провели для этого немало исследований, их результаты размещены в различных статьях и форумах Интернета. Однако их старательно игнорируют представители официальной науки u средств массовой информации. Да и пусть игнорируют - они ведь платные, то есть продажные. Нам самим нужно разбираться.

Исаакиевский собор — страницы фальсифицированной истории

Для начала берём историю строительства Исаакиевского собора, описанную в Википедии. По официальной версии, собор, который сегодня украшает Исаакиевскую площадь, является четвёртым строением. Получается, что его строили четыре раза. А начиналось всё с маленькой церквушки.

Первая Исаакиевская церковь. 1707 год

первая Исаакиевская церковь

Первая церковь Исаакия Далматского строилась для рабочих Адмиралтейских верфей по приказу Петра I. За основу будущей церкви царь выбрал здание чертёжного амбара. Исаакиевский собор начал строиться в 1706 году. Он возводился на деньги государственной казны. Руководил строительством граф Ф.М. Апраксин, для сооружения шпиля церкви пригласили голландского архитектора Герман ван Болес, который уже жил в России с 1711 года.
Первый храм был полностью деревянным, построен по традициям того времени — сруб из круглых брёвен; их длина составляла 18 метров, ширина здания составляла 9 метров, высота - 4 метра. Снаружи стены обили досками шириной до 20 сантиметров, в горизонтальном направлении. Для хорошего схода снега и дождя крышу сделали под углом в 45 градусов. Крыша тоже была деревянной, и по традиции кораблестроения покрыта воско-битумным составом чёрно-коричневого цвета, который использовался для смоления днища кораблей. Назвали постройку Исаакиевской церковью и освятили в 1707 году.

Торжественная встреча петербургского ополчения на Исаакиевской площади 12 июня 1814 г. Гравюра И.Иванова.

Не прошло и двух лет, как Пётр I издал распоряжение о начале реставрационных работ в церкви. Что могло произойти с деревом, обработанным по корабельным правилам, за каких-то два года? Ведь деревянные строения стоят века, показывая величавость и мощь дерева. Решение о реставрации, оказывается, было принято с целью улучшить вид церкви, и избавиться от постоянной сырости внутри храма.
История показывает, что Исаакиевский собор даже в виде деревянной церкви был главным храмом в городе. Здесь в 1712 году венчались Пётр I и Екатерина Алексеевна, с 1723 года только здесь могли приносить присягу служащие Адмиралтейства и моряки Балтийского флота. Записи об этом сохранились в походном журнале храма. Корпус первого храма сильно обветшал (?) и в 1717 году был заложен храм в камне.

Анализ фактов

По официальным данным Санкт-Петербург основан в 1703 году. От этого года ведётся исчисление возраста города. О реальном возрасте Питера поговорим в следующий раз, там потребуется не одна статья.
Церковь заложили в 1706 году, освятили в 1707 году, в 1709 она уже потребовала ремонта, в 1717 году уже обветшала, хоть дерево было пропитано корабельным воско-битумным составом, а в 1927 уже была построена новая каменная церковь. Во врут!

Если взять альбом Августа Монферрана, в нём можно увидеть литографию первой церкви, которая изображена ровно против входа на территорию Адмиралтейства. Значит, храм стоял или во дворе Адмиралтейства, или за его пределами, но напротив главного входа. Именно на альбоме, выпущенном в Париже, строится главная трактовка истории всех строений Исаакиевского собора.

Вторая Исаакиевская церковь. 1717 год

В августе 1717 года была заложена каменная церковь во имя Исаакия Далматского. И куда ж без него деться — первый камень в фундамент новой церкви собственноручно заложил Пётр Великий . Вторую Исаакиевскую церковь начали строить в стиле «петровского барокко», строительством руководил видный зодчий петровской эпохи Георг Иоганн Маттарнови, который находился на службе у ПетраI с 1714 года. В 1721 году Г.И.Маттарнови умер, строительство храма возглавил городской архитектор того времени Николай Фёдорович Гербель. Однако в послужном списке Н.Ф.Гербеля нет указания на его участие в строительстве каменной Исаакиевской церкви. Спустя три года он умирает, строительство завершает каменных дел мастер Я.Неупокоев.

С такими перипетиями церковь была построена в 1727 году. План основания храма - равноконечный греческий крест длиной 60,5 метров (28 сажень), шириной 32,4 м (15 сажень). Купол храма имел в своей основе четыре столба, снаружи был покрыт простым железом. Высота колокольни достигала 27,4 метра (12 сажень + 2 аршина), плюс шпиль длиной 13 метров (6 сажень). Всё это великолепие венчали медные вызолоченные кресты. Своды храма были деревянными, фасады между окнами украшали пилястры.

вторая Исаакиевская церковь

По внешнему виду вновь выстроенный храм был очень похож на Петропавловский собор. Сходство усиливали стройные колокольни с часами-курантами, которые Пётр I привёз из Амстердама для двух храмов. Иван Петрович Зарудный, основатель петровского стиля барокко, выполнил резной золочёный иконостас для Исаакиевского и Петропавловского соборов, что только увеличивало схожесть двух храмов.

Второй Исаакиевский собор был построен близко к берегу Невы. Сейчас там установлен Медный всадник. В то время место для собора оказалось явно неудачным - вода размывала береговую линию, разрушала фундамент. Странно, предыдущей деревянной постройке Нева не мешала.

Весной 1735 года молния вызвала пожар, довершив разрушение всей церкви.

Слишком уж много странных событий по разрушению новопостроенного здания. Странно и то что в альбоме А.Монферрана нет изображения второго здания церкви. Её изображения встречаются только на литографиях северной столицы до 1771 года. Да ещё есть макет внутри Исаакиевского собора.

Удивляет тот факт, что прежде на этом месте много лет стоял другой храм, и ему не мешали воды Невы. По данным официальной истории, это же место было выбрано для установки памятника Петру I - опять же вода не помеха. Камень - постамент для Медного Всадника был привезён в 1770 году. Памятник сооружён и установлен в 1782 году. Однако, службы в церкви велись до февраля 1800 года, о чём свидетельствуют записи её настоятеля, протоиерея Георгия Покорского. Сплошные нестыковки.

Третий Исаакиевский собор. 1768 год

Литография О.Монферрана. Вид Исаакиевского собора в период правления императрицы Екатерины II. Литография О.Монферрана

В 1762 году вступает на престол Екатерина II. За год до этого Сенат принял решение воссоздать Исаакиевский собор. Начальником строительства назначили русского архитектора, представителя стиля петровского барокко, Савву Ивановича Чевакинского. Екатерина II одобрила идею нового строительства, тесно связанного с именем Петра I. Начало работ затягивалось из-за финансирования, и вскоре С.И. Чевакинский уходит в отставку.
Начальником строительства стал итальянский архитектор на русской службе, Антонио Ринальди. Указ о начале работ был издан в 1766 году, и было начато строительство на площадке, выбранной ещё С.И. Чевакинским. Закладка здания в торжественной обстановке была проведена в августе 1768 года, в память о таком важном событии даже была отчеканена медаль.

третий Исаакиевский собор

Согласно проекту А. Ринальди, собор планировалось возводить с пятью сложными куполами и высокой стройной колокольней. Стены облицовывались мрамором. Точный макет третьего собора и его чертежи, выполненные рукой А. Ринальди, хранятся сегодня в экспозициях музея Академии Художеств. А. Ринальди не завершил работу, успел довести здание только до карниза, когда умерла Екатерина II. Финансирование строительства сразу же прекратилось, и А. Ринальди уехал.

На престол вступил Павел I. Надо было что-то делать с незаконченной стройкой в центре города, тогда вызвали архитектора В. Бренна, чтобы тот срочно завершил работу. В спешке архитектор вынужден был значительно исказить проект А. Ринальди, то есть вообще не брать его во внимание. В результате уменьшились размеры верхней надстройки и главного купола, не были возведены запланированные четыре малых купола. Изменён был и строительный материал, потому что мрамор, приготовленный для отделки Исаакиевского собора, был передан для строительства главной резиденции Павла I. В результате собор получился приземистый, нелепый, так как на роскошном мраморном основании возвышалась негармоничная кирпичная надстройка.

Замечания по ходу расследования

Здесь можно вернуться к слову «воссоздать». Что оно может значить? Смысловое значение - воссоздаётся то, что полностью утрачено. Получается, что в 1761 году второго строения храма на площади уже не было?

Как описываются эти строительства, на них работали только иностранные архитекторы. Почему не доверено строительство отечественного Храма русским зодчим?

В альбоме А. Монферрана третий храм выглядит не стройкой, а как действующее сооружение, вокруг которого прогуливаются люди. При этом опять на литографии виден центральный вход в Адмиралтейство, a здание Адмиралтейства окружает пышный сад. Что это? Вымысел художника, вырезавшего литографию, или специальное приукрашивание действительности? По официальной истории, здание Адмиралтейства окружал глубокий ров, который был засыпан в 1823 году, когда третьего храма уже не было. История служб Исаакиевского Собора указывает на то, что службы в нём проводил протоиерей Алексей Малов до 1836 года.

Резкое несовпадение дат и событий заставляет серьёзно задуматься - где вымысел, а где правда. Явно противоречащие друг другу факты содержатся в сохранившихся описаниях строительства и содержания Исаакиевского Собора, то есть в государственных документах. Это не просто невинная путаница, это один из многочисленных фактов, доказывающих что настоящая государственная документация России была уничтожена и сфальсифицирована.

Католическая версия

По официальным историческим фактам, первая церковь Исаака Далмацкого строилась на берегу Невы в годы царствования Петра I, в 1710 году. Пожар уничтожил церковь в 1717 году. Новую церковь построили только в 1727 году, также на берегу Невы. Знаменитый Адмиралтейский канал был прорыт в 1717 году, по нему от острова «Новая Голландия» к Адмиралтейству доставляли строительный лес для судов. Амстердамский картограф u издатель Рейнер Оттенс составлял план местности, на которой эта часть Петербурга представляется иначе. Согласно его плану, вторая Исаакиевская церковь начерчена с признаками католической церкви. Её форма похожа на Базилику или корабль. На плане Р. Оттенса третья церковь, построенная по проекту Ринальди, похожа на доработку второй церкви, к которой на плане добавлены только купола.

Вчера стало известно, что власти Санкт-Петербурга решили передать Русской православной церкви Исаакиевский собор в безвозмездное пользование. Однако сам город восстал против этого решения - более 95 тысяч человек подписали петицию против передачи музея-памятника XIX века РПЦ. Люди выражают беспокойство, что «передача музеев-памятников, визитных карточек Санкт-Петербурга, в ведение РПЦ приведет к ограничению посещения их обычными туристами. Существуют небезосновательные опасения, что усилий РПЦ будет недостаточно для проведения масштабных реставраций уникальных объектов культурного наследия, просто поддержания их в надлежащем состоянии».
В свете таких событий мы решили вспомнить, как выглядит Исаакиевский собор изнутри.


40 лет ушло на постройку одного из самых грандиозных сооружений Европы. Гигантская, казалось бы, цифра, но, когда видишь все с изнаночной стороны и начинаешь вникать, как это устроено, становится понятно, что при всех современных технологиях и оборудовании далеко не факт, что за такой срок справились бы сегодняшние строители. У собора существует лишь один аналог в мире по сложности и конструкции купола - Капитолий. Его чертежи американцы тщательно берегут от наших реставраторов.


Когда смотришь со стороны, не задумываешься, что внутри этого огромного сооружения десятки и десятки километров кабеля, трубопроводов, системы контроля температуры - все то, без чего собор просто не сможет жить. Одного оптоволокна тут проложено 15 000 метров. Здесь можно заметить, что раньше-то обходились без всего этого, - но надо понимать, что раньше и собор был новым. Когда его строили, никто не рассчитывал на эксплуатацию в течение столь длительного срока, тогда так просто не делали.


Четыре собора входят сегодня в состав одного из наиболее успешных музейных комплексов России «Исаакиевский собор». Успех не только в музейной деятельности, но и в том, что это единственный музей России, отказавшийся от государственных субсидий. Несколько лет назад руководство музея взвесило свои силы и возможности и было принято решение самостоятельно зарабатывать на свое содержание и реставрацию.


540 служб проводится в сумме в соборах музея ежегодно. Каждая полностью поддерживается, обслуживается и оплачивается из бюджета музея.


От 50 до 80 миллионов рублей выплачивает сегодня Исаакий в виде налогов ежегодно. Постройка собора финансировалась из государственного бюджета и народных пожертвований. Собор всегда оставался в собственности государства, церковникам было позволено только служить здесь. Попытки получить контроль над собором со стороны Синода начались сразу после освящения собора, но были пресечены решением императора. Всю свою историю собор принадлежал России…


12 часов - продолжительность рабочего дня сотрудника музея. Ежегодно растущий доход музея позволяет существенно увеличить скорость работы реставраторов. Кстати, именно здесь впервые на территории России был опробован режим работы музейного комплекса, который позже получил название «Ночь музеев».


17 категорий посетителей музея освобождены от оплаты билета. Постоянно проводятся бесплатные программы для посетителей с ограниченными возможностями. Отдельные занятия для студентов оплачиваются из бюджета. Православные паломники также освобождены от оплаты.


В музее существуют специально разработанные программы для слепых, которые проводят в выходной день музея - среду. В будний день поток народа огромен, могут и затолкать, так что сотрудники приняли решение о том, что они готовы принимать слепых в свой выходной день. Тут зародилась новая для музеев России программа «Увидеть храм руками». Есть довольно большая программа для слабослышащих.


30 миллионов рублей музей потратил на то, что купил, привез и смонтировал итальянский лифт уникальной конструкции, позволяющий подняться на колоннаду инвалидам-колясочникам. Работники музея придумали уникальную программу, в большей степени ориентированную на малоподвижных детей, - «Увидеть полет птиц перед носом». Мальчики и девочки, от рождения не знающие радости передвижения собственными ногами, получили возможность подняться на красивейшую смотровую площадку города.


22 градуса - такая температура поддерживается для спасения мозаик основного пространства Исаакиевского собора. Чтобы не отказывать верующим в традиции ставить свечи, было продумано специальное решение - устанавливать свечницу во время службы на улице. Всю торговлю своим инструментарием церкви разрешается осуществлять на территории собора.


Та мозаика, что перед вами, и большинство мозаик Спаса на Крови выполнены в мастерских Фролова. Это целая династия, которая работала совершенно уникально. Действительно, сегодня можно все это увидеть своими глазами. После революции у них кончились заказы, которые были основой их работы. К счастью, в 30-х годах появились заказы Московского метрополитена. Все, что сделано в московском метро, - это почерк той же знаменитой «Мастерской мозаичного искусства Фролова». К сожалению, когда этот заказ закончился и старые мастера ушли, цепочка передачи знаний из рук в руки прервалась.


22 года (15 лет исследования и 7 лет практической работы) ушло на восстановление Царских врат Спаса на Крови. Это 600 килограммов ювелирки - горячая эмаль по серебру, по меди, с позолотой… Главный мастер этого процесса - Лариса Соломникова, которая практически возродила технологию горячей эмали на больших плоскостях, - согласилась остаться в рядах сотрудников музея и за символическую плату вести в Исаакиевском соборе мастер-классы для детей по азам эмальерного искусства.


Среди постоянного персонала музея есть несколько специальных мастерских: небольшая группа позолотчиков работает в основном на нужды Сампсониевского собора, камнерезная мастерская занимается постоянным протезированием тех или иных сколов и щербин каменных элементов.


В 1945 году, сразу после войны, началась предыдущая масштабнейшая реставрация собора. Сейчас это сложно представить: мастера, сами еще голодные, максимально старались использовать в работе материалы, которые были характерны для XIX века, - к примеру, осетровый клей. Самое страшное для столь великих зданий, нагруженных таким количеством художественного убранства, - они не терпят остановки обслуживания. Наибольший ущерб был нанесен Исаакию во время войны только одним обстоятельством - его перестали отапливать.


Четыре из четырех соборов музея «Исаакиевский собор» желает получить в собственность РПЦ. Решение по одному собору, Смольному, городские власти уже приняли, и он отойдет епархии. По Сампсониевскому собору пока идет обсуждение, но руководство музея не выступает особо против, так как на Выборгской стороне города действительно не хватает храмов, хоть и жаль сил, потраченных на реконструкцию практически руин. Менее месяца назад появилась информация, что церковь пытается отобрать также и Спас на Крови и Исаакий - соборы, которые государство никогда не выпускало из рук. Это будет означать конец музейной работы, хотя бы по причине ее полной неокупаемости.


3 200 000 туристов - именно столько музей принял за 2014 год. В этом году ожидается более высокая цифра, несмотря на общее падение количества туристов в Санкт-Петербурге.


500 000 000 рублей в год - примерно такая сумма через два-три года потребуется из городского бюджета на поддержание и реставрацию колоссальной постройки. Сейчас эта сумма полностью покрывается доходами музея.


40 человек - именно так оценил необходимое количество персонала для обслуживания Исаакиевского собора господин Чаплин. Как при этом будет вестись нынешняя серьезная научная историческая работа, пропагандистская и педагогическая деятельность? Кто будет генерировать новые проекты и пионерские музейные программы, он также не стал уточнять. В настоящий момент этим занят коллектив из 400 сотрудников государственного музея, которых, соответственно, планируют уволить.


Петицию на имя губернатора об отмене передачи собора РПЦ можно

-Пожилая ленинградка заполняет в каком-то ЖЭКе анкету-

-"Васильева....Нина....Исааковна...

-Еврейка, поди?

-Ну да, а Исааковский Собор,- таки,- синагога?

Исаакиевский собор считается одним из шедевров православной, российской христианской архитектуры. На первый взгляд в нем нет ничего странного.

ХРАМ ИЗНАЧАЛЬНО БЫЛ АНТИЧНЫМ!!! И ВЕРОЯТНО ДО РОЖДЕНИЯ ПЕТРУШИ...

Но это лишь на первый взгляд. Смотреть нужно внимательней.

Вот его ворота.


Образы очень напоминают античные, но не это самое важное. В храме нет ни одного....православного распятия

А найти восьмиконечный православный крест оказывается делом нелегким.



Эти православные кресты редкие православные элементы--в совершенно не православном храме

Обратите внимание--над иконой находится нечто иное как всевидящее око, которое православные считают символом масонов и сатанистов

Вот про распятия

Вот оно православное распятие

А вот католическое и это изображение одного из ниш Исаакиевского собора, в то время как православные распятия там отсутствуют

Внизу второе, католическое изображение с распятым Иисусом находится снаружи над одним из входов в собор.



Вообще-то, согласно официальному историческому мифу, Исаакиевский собор после освящения был главным кафедральным собором Российской империи.

И как так получилось, что при оформлении главного собора практически не используется основная символика, а распятие вообще показывается согласно чужим канонам?!

Вот тут опять все не православное.

Обратите внимание, что и тут крест явно не восьмиконечный православный. Также интересно то, что все изображения рассказывают историю казни Иисуса, но при этом само распятое мёртвое тело Иисуса показано только на самом нижнем правом барельефе, и то уже в процессе снятия с креста. То есть, изображения мёртвого тела, весящего на кресте, постарались избежать.

А вот узоры на полу собора


На полу и стене малозаметные узоры, они древнегреческие

Это эллинский ГРЕЧЕСКИЙ орнамент-меандр.


Вот на стене храма Адриана

Вот из храма Юпитера

Точно такие же орнаменты можно увидеть кроме всего прочего в Бальбеке




70-страница иллюстрации Монферана

Внешние признаки

Теперь немного о внешних особенностях собора--православный храм внутренне не православный, а внешне уже античный



А вот это уже римский пантеон

Почти тоже самое здание, только без купола


Парижский пантеон, как и в Иссакии вы там православных распятий не найдете

А это уже американский Капитолий,храмы в России, Европе и полит. здания в США строили по одному архитектурному стилю

Вот бостонский капитолий


Но куда интересней его старое изображение


Это что копия александрийского столпа?

Ну и вот Капитолий штата Айова в Де-Мойне


Он более всех похож на Исаакиевский собор

Кто построил Иссакиевский собор

Считается что собор спроектировал и построил иностранный скульптор Монферан. Но это не так.

Вот интересная иллюстрация из работы самого Монферана.

Это 1820 год, по изображению можно сделать вывод что идет не стройка, а скорее реставрация собора

На самом деле история такова

В 1809г. и 1813г. объявлялся конкурс о перестройке собора. Еще до объявления первого конкурса под руководством президента Академии художеств графа А.С. Строгонова была разработана программа нижеследующего содержания:

"Великлепные здания, воздвигаемые в северной столице России, подают мысль обратить внимание на собор Святого Исаакия Далматского.

Сей храм..., - требует по стечению столь важных обстоятельств приличного в отделке своей великолепия. Сие намерение открывает обширное поле к отличию художникам, известным дарованиями своими в зодческом искусстве; при сем случае могут они показать изящные свои способности в решении следующих задач:

1. Изыскать средства к украшению храма Святого Исаакия Далматского приличною и великолепною архитектурою, не закрывая (сколько можно) богатой мраморной его одежды.

2. Вместо ныне имеющихся на сем храме главы и колокольни приискать форму купола, могущего придать свойственное величие и красоту столь знаменитому зданию.

3.Придумать удобный способ к украшению площади, к сему храму принадлежащей, приведя при том окружность оной в надлежащую правильность".

РГИА, ф.789, оп. 20 Строганов, д.36, л3. Сообщила Н.И. Никулина (Глинка), напечатано: Шуйский В.К. Огюст Моферран.

История жизни и творчества. - СПб.: ООО "МиМ-Дельта"; М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. стр 82-83.

Граф Строганов прямо указывал что был конкурс на переделку уже стоявшего храма, задачей было снять с него мрамор.

Это никак не вяжется с утверждением что 3-й Исаакиевский собор бы закрыт в в 1816 году. Именно 3-й собор был частично уделан мраморо м

Википедия тоже цитирует Строганова, но цитирует так:

"Изыскать средство к украшению храма… не закрывая… богатой мраморной его одежды… приискать форму купола, могущую придать величие и красоту столь знаменитому зданию… придумать способ к украшению площади, к сему храму принадлежащей, приведя окружность оной в надлежащую правильность"

Вот такая схема подлога--википедия выдергивает из записки Строганова самое важное, то что собор уже был

"На словах Государь просил Бетанкура поручить кому-нибудь составить проект перестройки Исаакиевского собора так, чтобы сохранить все прежнее здание, разве с небольшою прибавкою, дать вид более великолепный и благообразный сему великому памятнику."

Ф.Ф.Вигель в своих записках прямым текстом указал что Исаакиевский собор не строился, а перестраивался

Признаки перестройки можно найти и сейчас


Три по центру - настоящие, а те что по бокам - свежие, это всё, что осилил Монферан при реконструкции собора, ему не хватило либо мастерства, либо времени на повторение оригинала.

Вот еще новодел

Одним словом примеров много

Никакого строительства 4-го Исаакиевского собора не было, то что сегодня есть это тот самый "третий" храм, как скорее всего "первый" и второй" храм.

Но зачем нужно было разбивать историю одного собора на 4-части и фальсифицировать его строительство Монфераном?

Дело в том что древний храм с элементами язычества и католичества, не имеющий никакого отношения к нынешнему православию.

Строительство 4-х соборов не более чем четыре реконструкции, где стиралось его языческо-католическое прошлое.

Но даже после всего этого удивляет что фальсификаторы не сняли католические распятия и не заменили их на православные. Они будто знали что это совсем не обязательно.

Действительно--утруждать себя было не нужно, ведь православные верующие настолько оболванены и слепы что не замечают что приходят в чужой храм.

Хотя от них это никто не скрывает, все на самом видном месте.

Добавлю что наличие католических распятий в Исаакии еще одно доказательство в пользу того что ранее католицизм и православие были одной конфессией, как впрочем христианство и ислам.