Путешествия автостопом, или Как отдохнуть почти бесплатно? Путешествие автостопом

    Рюкзак автостопера
    Прежде чем отправишься в дальнее путешествие автостопом, тщательно подготовься к нему. Для начала нужно уяснить, что тяжелый груз за плечами затормаживает движение, особенно если ты новичок. Бери с собой только теплые вещи(погода может быть непредсказуемой), несколько телефонов(это основное средство связи), фонарик и спальный мешок(ты не можешь точно знать, где тебе придется ночевать).

    Одежда автостопера
    Лучше, если на тебе будет одежда очень яркого цвета, например, кислотно-оранжевого. Так ты привлечешь к себе внимание и увеличишь шансы быть замеченной. Классно, если на твоей куртке есть светоотражающие полоски: ночью они обезопасят тебя от мчащихся по трассе машин — в темноте водитель сможет увидеть пешехода издалека. Не забывай про кепку, кофту с длинными рукавами, не стесняющие движения брюки и удобную закрытую обувь — они твои спасители!

    Как найти попутчика
    Не рискуешь отправляться в первое путешествие автостопом в одиночку? Найди себе попутчиков в социальных сетях. Тебе помогут тематические группы, например, эти: vk.com/vsem_poputi , vk.com/ru_autostop . Оставь на стене свое объявление и жди откликов. Пообщайся с потенциальным спутником, прежде чем отправляться с ним в дорогу — узнай его получше.

    Меры предосторожности
    Никогда не садись в машину к водителю, если он кажется тебе подозрительным — интуиция никогда не подведет. Не сообщай ему свой маршрут и место назначения, просто закрой дверцу и попытай счастье еще раз, ведь кроме него есть и другие. Старайся запоминать номер машины, цвет и марку: так ты обезопасишь себя от лишних неприятностей.

    Поиск места ночлега
    Позаботиться о месте ночлега в том городе, куда ты прибываешь, можно заранее, например, оставив запись на сайте couchsurfing.org . Но помни всегда, что жизнь автостопера непредсказуема, и может возникнуть такая ситуация, что придется заночевать где-нибудь в пути. Не забывай про человеческую доброту, тебя могут приютить на ночь местные жители. Но если этого не случилось, то тут поможет только твой надежный друг — спальный мешок, в котором можно переночевать на улице.

Немного о стереотипах

  • В России водители не любят подвозить автостоперов.
    Не верь этому, в последнее время такое высказывание стало скорее мифом, чем правдой. Многие путешественники пишут положительные отзывы именно о российских автовладельцах.
  • Чтобы изучить культуру народа, надо знать его родной язык.
    Отчасти это правда, но языковой барьер не может быть серьезной преградой. Если ты попытаешься донести до человека самую суть, он поймет тебя, даже если не будет знать тот язык, которым ты владеешь.

Фриланс — лучший способ совмещать путешествие с работой

Наверняка ты замечаешь такую тенденцию, что в последнее время люди отдают свое предпочтение фрилансу, нежели работе в скучном офисе. Многим творческим личностям нужно где-то черпать вдохновение, поэтому путешествие становится для них одним из его источников. Попробуй совместить приятное с полезным, даже если раньше тебе не доводилось этого делать. Возможно, и ты найдешь свое увлечение в бескрайнем мире дорог, которое поможет тебе зарабатывать на жизнь.

Популярное

Личный опыт

Если твое сознание все еще терзают сомнения, то почитай интересные истории автостоперов, которым покорились дороги. Возможно, ты решишься осуществить свою мечту и посмотришь на мир другими глазами.

автостопер из Москвы

« Для меня автостоп — это способ раздвинуть границы возможного и убедиться в том, что все мы, на самом деле, ближе друг к другу, чем кажется. И еще, необязательно страдать(в данном случае, много и упорно работать), прежде чем начать делать то, что ты хочешь(в данном случае — путешествовать). Не нужно сначала тратить время на то, чтобы заработать деньги, а потом тратить время на дорогу. В Европе все достаточно близко, при этом транспорт стоит дорого. Путешествие автостопом избавляет тебя от лишних трат, при этом попутчики попадаются иногда очень даже любопытные. В России наоборот — люди, готовые тебя подвезти, обычно не такие уж интересные(дальнобойщики, например, которые говорят о машинах, девушках легкого поведения или каком-нибудь „трэшняке“, или те, кто устраивают пытку шансоном). Это худшее сопровождение для моей поездки, поэтому в России я ездила стопом только между Москвой и Питером, и никогда не делала этого одна.

Зато я исколесила в одиночку половину Франции: прокатилась по южному побережью, а затем отправилась с юга на север. В плане человеческого фактора все было отлично, сложности возникали только в связи с погодой, ранними сумерками(дело было в ноябре — начале декабря), и тем, что не всегда было легко найти удачную позицию(на скоростных автомагистралях стоять запрещено). Однажды где-то между Валансом и Лионом я встала на шоссе, потому что выехала из города не в том направлении, а возвращаться было не вариант. Знаете, кто подвез меня первым? Французская жандармерия! Сказали, что стоять на том месте, где я находилась, запрещено, я объяснила свою ситуацию, и они просто подвезли меня туда, куда мне было нужно, а затем показали место, где стоять было законно.

Одна из волшебных штук в автостопе — то, что ты можешь пообщаться с такими людьми, которых в других условиях вряд ли встретишь.

Далее я отправилась в Германию, и большую часть пути от Страсбурга до Дюссельдорфа я проехала с директором концерна Пежо в Чехии. Это был очень интересный человек, интеллигентный, простой и приятный в общении.

В путешествиях я была рада наблюдать за тем, как стираются границы между людьми и рушатся стереотипы. Никогда бы не подумала, что темнокожие иммигранты(во Франции их особенно много из Алжира) будут помогать мне больше всех: они часто подвозили прямо до места назначения, даже если им самим нужно было в другую сторону, дарили подарки и давали деньги просто так. Один алжирец сказал, что дома с детьми он слушает русские сказки и детские песни, что было для меня неожиданно и приятно.

В другой раз я вышла на дорогу достаточно поздно и не успевала доехать до места назначения до темноты, а еще дождь начинался. И тогда темнокожий парень, который меня подвозил, предложил переночевать у него в доме, с его женой и детьми — на долю секунды я засомневалась, но посмотрела на него повнимательнее, стала тихой внутри, насколько это было возможно, прислушалась к голосу своей интуиции, постаралась по всем обстоятельствам вообще оценить знаки извне, и подумала, что этому человеку можно доверять. И правда, потом все было хорошо, на следующее утро меня довезли до дороги, я доехала быстро и без проблем. Хотя этот парень все-таки спросил меня, не устала ли я быть в дороге и не хочу ли я, может, остановиться на денек в отеле, но я вежливо отказалась. И все на этом — ничего похожего на насилие, только вежливые предложения.

Конечно, каждый водитель считает своим долгом спросить меня: „И как это тебе не страшно ездить одной?!“. Мне просто(не абсолютно всегда, но в основном) больше нравится считать себя самостоятельной путешествующей единицей: я могу находиться где угодно столько, сколько захочу, больше взаимодействовать с внешней средой и с местными людьми, не замыкаясь в узкий круг своих друзей.

Смелость — если это, конечно, смелость, а не безрассудство — всегда вознаграждается.

Поначалу мой стоп был просто идеальный: я выходила из дома тогда, когда мне хотелось и машины останавливались в первые 5 минут! Мне даже не нужно было подстраиваться под расписание поездов. Потом были, конечно, и сложные этапы, когда я соглашалась садиться в машины на короткие дистанции. Каждому новому водителю нужно было рассказывать свою историю(кто ты, откуда, чем по жизни занимаешься, куда едешь и это, конечно, порядочно выматывало).

Еще сначала мне было неловко, что люди делают что-то для меня просто так: подвозят, кормят или дают ночлег(что в автостопе, что в каучсерфинге). Но потом подумала: ведь люди платят деньги, чтобы сходить в кино или на лекцию, в общем, чтобы получить какие-то впечатления. Мой опыт, совершенно им не знакомый, а также рассказы о своей стране и культуре могут обогатить, вдохновить и даже повлиять на жизнь, ведь люди, ежедневно сидящие в офисе, в долгие путешествия уехать не могут или боятся. Это наглядно подтверждает тот факт, что деньги — это лишь одна из разновидностей энергии.

Всегда знаешь, что если тебе все вконец осточертеет, или просто очень захочется испытать что-то новое, ты всегда можешь не дожидаться благоприятных условий, а просто выйти на дорогу и поднять руку.

Как видите, автостоп очень сильно повлиял на мое саморазвитие или, если хотите, эти путешествия являются для меня чем-то вроде духовной практики: учишься слушать свою интуицию, чувствовать людей и находить к ним подход(передвигаясь по Франции, я даже не знала французского, а английским владеет не так уж много людей на трассе), находить баланс между тем, чтобы не быть назойливым или слишком тихим.

В этом есть какая-то магия, ощущение волшебства, когда ты стоишь на трассе, уже холодно, темнеет и ты не веришь, что вообще куда-нибудь уедешь из этого места, и когда вдруг кто-нибудь останавливается — этот водитель кажется самым прекрасным человеком на свете, а его машина — самой удобной и теплой из всех, какие только можно представить.
Бывало страшно садиться к кому-то в машину, но если я все-таки делала так, то это были самые крутые опыты. Смелость — если это, конечно, смелость, а не безрассудство — всегда вознаграждается.

Сложно что-то сказать о не самых удачных опытах других людей. В автостопе все очень индивидуально, зависит от самого человека и того, во что он искренне верит. Потому что смелость — это шаг, опирающийся на веру(в данном контексте то же самое, что верования и убеждения. Во что веришь — то с тобой и случается). И в автостопе, как нигде, ты можешь увидеть, насколько она истинна и крепка, как бы патетично это ни звучало.

В заключение хотелось бы добавить: еще один плюс таких автостопно-каучсерфинговых путешествий в том, что по возвращении у меня лично нет от них „отходняков“. Ну, знаете, когда возвращаетесь с дорогого курорта в холодную Москву и понимаете, что до следующей возможности отдохнуть вам еще работать целый год.

Во-первых, не так много денег тратится и не надо снова долго их копить, во-вторых, после такого интенсивного состояния бытия, когда все время нужно соображать, как все лучше устроить, куда пойти, где поесть, найти ночлег, после того, когда всегда находишься начеку — приятно вернуться к своей обычной комфортной жизни, где у тебя есть все необходимое и знакомое, и можно расслабиться. Таким образом, депрессия после путешествий естественным образом компенсируется. И всегда знаешь, что если все тебе вконец осточертеет, или просто очень захочется испытать что-то новое, ты всегда можешь не дожидаться благоприятных условий, а просто выйти на дорогу и поднять руку».

автостопер из Воронежа

« Я езжу автостопом периодически, не только по России, но и по Европе и Азии. В каждой стране свои плюсы и минусы. Самый большой плюс, наверное, возможность путешествовать! Не надо копить большое количество денег и ждать заветного дня, просто встал, собрал рюкзак и поехал — свобода! Второе — мне кажется, все скажут, что много различных интересных людей встречаешь, но для меня важнее, что много добра получаешь безвозмездно, и так приятно, начинаешь верить, что в мире много хорошего. Третье — набираешься смелости. Сначала, конечно, страшно, думаешь, а вдруг откажут, но потом перебарываешь себя и спокойно спрашиваешь. Этот опыт мне в жизни пригодился, я во многих ситуациях, если раньше сомневалась, теперь просто делаю. Автостоп заграницей отличный способ познакомиться с местными жителями, узнать о культуре, а еще и мнение о своей стране исправить. Мне часто говорят: „Я думал, что вы все русские такие угрюмые и злые, оказывается — нет“. Приятно.

Из минусов: для меня потеря времени — самый большой минус, иногда можно прождать очень долго. Например, в Германии в праздники грузовому транспорту нельзя выезжать на автобан — один раз мы прождали 12 часов на заправке. И второе — это автобаны, на которых нельзя находиться людям, приходится нарушать и заходить. Иногда приезжает полиция, погрозит пальцем, докинет до заправки и дальше поедет. Третье — это непредсказуемость, никогда не знаешь, куда доедешь. Некоторые спокойно палатку в лесу ставят и спят, а для меня это тяжело, мне вечером надо планшет с телефоном зарядить, косметику смыть, зубы почистить, утром свеженьким хочется быть. Четвертое — это таскать на себе рюкзак, и 10 кг — уже тяжело. Можно прибавить сюда некоторый риск, но мне кажется, от судьбы не убежишь, если что-то должно случиться — это случится.

С водителями легко найти общий язык, правда не со всеми. В России очень любят разговаривать о политике, ругать/хвалить страну, вспоминать СССР, историями делиться, приключениями. Мне, как девушке, одной проще остановить машину, нужно только поднять руку. Но я часто подхожу к грузовой машине и спрашиваю у водителя, не едет ли он в ту сторону и не подбросит ли меня, а дальше все просто, у дальнобойщиков рация есть, они спрашивают своих, кто куда путь держит, просят подвести.

Я бы не сказала, что попадала в особенные ситуации именно с водителями. Приставать они, конечно, пристают, но лишь словесно: уговаривают, просят, иногда деньги предлагают. За всю жизнь поняла, что если захотят что-то сделать — спрашивать тебя не станут. Однажды заехали не туда, дело в Индонезии было, ночью уже, и шли вдоль рисовых полей. На мотороллере ехал местный житель и сказал, мол, опасно здесь, не ходите, подождите. Мы встали, через пару минут он с другом приехал. Садитесь, говорит, отвезу в безопасное место.

Подъехали к кафе, там уже вся деревня собралась, человек 30 стояло. Вскоре приехала полиция и девушка — учительница английского, переводила. Говорит, садитесь в машину, в полицию поедем. В участке нас ждали журналисты с фотокамерами, интервью провели, отвезли нас в гости к кому-то. На следующий день попросили остаться, сходить в школу к детям, поговорить с ними на английском. Встречал нас сам директор, выдал листок и ручку, просил написать напутствие ученикам, поставили в рамку. Затем у нас разговор с учениками был и двухчасовая фотосессия, мышцы лица болели от постоянной улыбки, зато потом нам подарили два автобусных билета на Бали».

автостопер из Риги

« На дворе был май, моя страна уже была в Евросоюзе, где, как вы знаете, границ нет до самой Португалии, и я решил отправиться на край света. Хотел посмотреть на мир, увидеть горы и настоящий океан, а еще — отыскать смысл жизни.

Определенного плана не было, как и денег, зато была тяга к приключениям. Не зная маршрута, я решил поставить себе хотя бы конечную точку. Ею стало место под названием Cabo da Roca(Португалия), он же — мыс скалы, или тот же край света, откуда знаменитый мореплаватель и авантюрист Христофор Колумб начал свой путь в Америку.

Я собрал небольшой рюкзак со спальником, запасся сухофруктами и начал свое покорение Западной Европы. Никогда до этого не ездил автостопом, так что всему пришлось учиться самому. Первый раз было очень тяжело психически выйти на дорогу и поднять палец.

Но на удивление, начало было не самое плохое — за первый же световой день удалось добраться до Польши, и в первую же ночь, где-то под Варшавой, меня охватили страх и паника. Предстояла первая ночь неизвестно где и как. Было сыро и холодно, кругом только поля и одна единственная заправка. Там-то я и встретил хорошего прохожего, который пригласил меня переночевать к себе, когда узнал, в какой ситуации я оказался. С этого момента и началось моё везение. На второй день я добрался до Варшавы и немного побродил там.

Будь готова к тому, что пребывая в незнакомом городе, придется много ходить пешком и много говорить с прохожими в поисках хороших контактов и возможности выезда из мегаполиса.

После Берлина был Мюнхен, затем Австрия — Вена, потом через Альпы(мной первые увиденные горы) в Италию. Побывал в Риме, но не смог уехать южнее, так как было очень жарко, да и автостоп в Италии не так уж хорош. Зато там очень доброжелательные люди — всегда накормят чем-то необычайно вкусным. Из Рима решил ехать на запад вдоль побережья Средиземного моря. Тяжелее всего было стопить в Монако и около Ниццы.

Я побывал в Сан-Тропе, попал на юг Франции и двигался к границе Испании. На севере Испании было легко стопить, и там я уже увидел настоящий океан. В Бильбао мне также очень понравилось. Южнее все думали, что я пилигрим и поэтому подбирали меня в основном туристы. Я записывал имена и марки авто в небольшой блокнотик, а также электронные адреса. Добрался до столица Португалии за две недели и застопил более 110 авто! До конечной точки — „Мыс скалы“, подвезли позитивные серферы.

В Германии у водителей есть какая-то традиция, давать деньги на удачу. Один раз мне даже дали 50 евро.

Потом из Лиссабона добрался до юга Испании, в Севилью, откуда не мог уехать два дня. Была жуткая жара в +40, я постоянно просил воду в забегаловках. В Германии у водителей есть какая-то традиция давать деньги на удачу, так что питался я уже на деньги. Один раз мне даже дали 50 евро.

Еще, что важно, расскажу, как мыться в дороге. Про большие заправки на шоссе я уже говорил, есть еще кемпинги, там правда платно, но я прятал рюкзак и шел туда с кулечком(полотенце, шампунь, и т. д.), на ресепшене думали, что я уже живу там и просто выходил. Так я мылся бесплатно и уходил, просто надо делать каменное лицо и идти смелой походкой. Мыться еще можно в гостях, куда часто приглашают.

Дальше я хотел попасть на Гибралтар, но мне так и не удалось достичь южной точки Европы. Тогда я поставил себе цель — достичь самой северной точки — в Норвегии. Но маршрут мой был не совсем прямым. По дороге я заглянул в Мадрид, где у меня чуть не вытащили кошелек. Часто спал у кого-то под крыльцом, зато с утра меня будили и предлагали выпить чаю. Вообще я был удивлен, как много доброжелательных людей в мире, никогда бы не поверил, если бы сам не увидел. Конечно, иногда будили полицейские и говорили убираться посреди ночи, но я был не один — меня окружали люди, я даже попадал на вечеринки.

Из Мадрида добрался до Барселоны, потом на юг Франции опять. Долго скитался по деревням, но все-таки добрался до Парижа. Всю ночь бродил по городу и на подошве ботинок появилась первая дырка. Кстати, на обуви нельзя экономить.

Почти четыре месяца автостопа — вот это, я называю, затянуло. Для меня это было как полжизни. Время, казалось, идет намного дольше. Столько эмоций.

После поездки по Франции я долго стопил по Германии, побывал в Гамбурге и Фленсбурге. Оттуда на север через всю Данию до Копенгагена. Там, пока я мылся на заправке и оставил свои вещи в коридоре, кто-то украл мой спальный мешок. Я растерялся от такой наглости и не знал, как мне быть. На заправке меня приютили в подсобке на диване. Потом пришлось ехать обратно до Германии, чтобы купить новый мешок, так как денег почти не было и мне их не хватало, ведь цены в Дании высокие. Вот так я пересек всю Данию три раза. Потом через Швецию добрался до Норвегии, и так до самого Заполярья. Увидел полночное солнце. Было трудно спать на улице, когда солнце не заходит круглые сутки. Побывал в Осло, Трондхейме, Нарвике и добрался до самой северной точки — Нордкапа. В июле там было всего плюс 7 градусов и ветрено. Ночевал чуть южнее в прихожей кемпинга. Кстати, норвежских крон у меня не было, и я заходил на заправки, предлагал им свои услуги — помыть полы взамен на еду — и это работало. Один раз так даже удалось переночевать в номере отеля совсем бесплатно, так как девушка с ресепшена тоже когда-то стопила, а в блокноте у нее уже было более 350 имен водителей. Затем я отправился на Лофотинские острова. Оттуда мне удалось бесплатно попасть на паром до города Бодо. Было дождливо и холодно, ночевать на улице не хотелось, и я попросился в полицейский участок. У них там вполне приличные одиночные камеры. Забрали все вещи на хранение, раздели до трусов и закрыли, как заключенного на ночь. В Испании меня подвозили на полицейской машине, где изнутри двери нельзя было открыть.

Еще я попал в местную газету, неделю работал волонтером на подготовке к концерту и жил в школе. Там я встретил одного очень хорошего человека, который предложил мне работу в Осло — красить дома. Я не сразу согласился, еще скитался по Скандинавии, побывал в Стокгольме. Потом вернулся и был удивлен своим окладом — одна из самых больших ставок в час, что я получал за такую простую работенку. Этот человек оказался христианином, и я стал посещать церковь. Там я познакомился с очень добрыми людьми и остался на севере Норвегии, в деревне под названием Драг, где работал до осени.

Сейчас я живу обычной жизнью: работа — дом. После таких приключений тяжело сидеть на одном месте. Но у меня уже есть планы на это лето — отправиться в Хорватию».

автостопер из Санкт-Петербурга

« Я люблю делиться своим опытом и стараюсь чаще брать с собой попутчиков и попутчиц. У меня было около 50 девушек-попутчиц и примерно 15 ребят-друзей попутчиков. Автостоп для меня — это не праздные покатушки, а способ познания нового в мире, это этнографические, социальные, географические, регионоведческие исследования.

Чтобы найти общий язык с водителем, нужно быть открытым, дружелюбным, отзывчивым человеком, а также интересным и интригующим путешественником. Первая фраза, которую им обычно говорят: „Можно с Вами в сторону города автостопом?“. Далее во время поездки лучше не спать, а быть культурным, интеллигентным человеком и поддерживать разговор с водителем.

В дороге могут приключиться интересные случаи — это любовные романы с девушками-водителями из Москвы, из Иркутска. С москвичкой мы гоняли по ночной Москве, а с девушкой из Иркутска лазали по таинственным пещерам. Много чего было. Мне интересно поведение девушек в процессе путешествий, их переживания, впечатления, ощущение счастья, поэтому мои случаи таковы!

Я десять лет периодически езжу стопом. По России: от Мурманска до Красноярска, и даже дальше — и все методом автостопа. Таким способом я из Питера ездил в Турцию, Грузию, Армению, Казахстан, Киргизию, Азербайджан, Беларусь, Украину, Абхазию, Крым, Чечню, Дагестан, Башкирию, Карелию, горы Хибины, Карпаты, в Северную и Южную Осетии.

Не вижу минусов в своих путешествиях. Хотя я и не очень люблю ездить с рюкзаком в общественном транспорте, куда-то спешить-опаздывать и путешествовать в одиночку».

Если дух авантюризма вам не чужд, и вы готовы пожертвовать частью комфорта ради весьма занимательных путешествий, попробуйте себя в роли автостопера. Только помните об основных правилах, которые сделают ваше новое хобби приятным и безопасным.

1. Путешествуйте парами

«Один - скучно, а трое - уже толпа». Нигде этот принцип не работает так верно, как в искусстве автостопа. Путешествовать в одиночку вам будет неинтересно, да и не слишком безопасно, а для троих пассажиров практически никогда не найдется места. Так что берите с собой вторую половинку или лучшего друга и отправляйтесь в дорогу вдвоем. Если же вас больше, разбейтесь на пары и путешествуйте по отдельности, заранее обговорив место встречи.

Автостопом по миру, фото Atomic Age Pictures

2. Спланируйте маршрут

Прежде, чем отправляться в путь, возьмите в руки карту и займитесь составлением маршрута. Далеко не все автомобили едут из одного крупного города в другой, многие из них сворачивают по пути.

Выпишите основные населенные пункты, которые будут на вашем пути, и будьте готовы к тому, что вам придется подождать друзей в них.

3. Выбирайте правильные места для ловли авто

Выбирая место, не забывайте о правилах дорожного движения. Не пытайтесь ловить машину на мосту или под ним, на повороте или подъеме - это не только бессмысленно, но и небезопасно.

Выбирайте участки дороги, на которых вас будет издалека видно, и у водителя будет время на принятие решения и торможение.

Автостопом по миру, фото Katrien Goris

4. Сделайте таблички заранее

Чтобы не искать картонки у обочины (а в цивилизованных их там не найти), запаситесь табличками с названием городов, в которые вам нужно попасть, заранее. Сделайте надписи яркими, видными издалека.

Автостопом по миру, фото Laura Coquin

5. Не бойтесь дорогих машин

Хотя чаще всего автостопщиков подвозят дальнобойщики и люди на недорогих авто, бывают и исключения. Поэтому не стесняясь тормозите и дорогие автомобили, только не забывайте сразу сказать водителю, что путешествуете без денег.

6. Не ловите машину ночью

Постарайтесь заранее распланировать свое путешествие и найти место для ночлега до наступления темноты. Будет это отель, мотель или палатка, поставленная в лесу у дороги - не принципиально. Ловить машину ночью бессмысленно, к тому же, куда больше шансов нарваться на неприятные приключения.

Автостопом по миру, фото dapiguerineau

7. Сразу оговорите условия с водителем

Обычно, подбирая автостопщика, водитель понимает, что получит лишь благодарность, однако стоит оговорить это при посадке. Кроме того, если дальнобойщики, проводящие за рулем по нескольку суток, подбирают попутчиков ради общения, то есть и водители, которые просто делают доброе дело. Поддерживайте беседу, только если это действительно необходимо, и не навязывайте свое общение людям, которые предпочитают тишину или музыку.

Автостопом по миру, фото galdo trouchky

8. Правильно одевайтесь

Даже если вы ночевали в палатке или попали под дождь, постарайтесь ловить машину в чистой одежде - это увеличит ваши шансы. Кроме того, не забывайте о ярких деталях костюма, которые сделают вас более заметным в сумерках, и о светоотражающих повязках на случай, если ночь застанет вас на трассе.

Автостопом по миру, фото Kait Dean

А вот некоторым девушкам-автостопщицам следует быть скромнее в выборе одежды, поскольку их часто можно перепутать с представительницами древнейшей профессии, что ведет к казусам и конфликтам.

9. Берите минимум вещей в дорогу

Два чемодана, сумка на плечо и фотоаппарат хороши для классического отпуска, а вот для поездки автостопом не подойдут. Во-первых, такое количество багажа может не уместиться в машину, а во-вторых, вам будет неудобно тащить все это.

Автостопом по миру, фото MyBukit

Постарайтесь купить или одолжить на время поездки рюкзак и упаковать в него все необходимое.

10. Позаботьтесь о безопасности

Несмотря на то, что поездки автостопом популярны в большинстве цивилизованных стран, есть еще на земле места, где это . Поэтому, куда бы вы ни направлялись, захватите с собой средства безопасности - электрошокер, газовый баллончик или небольшой кастет. Разумеется, скорее всего вам не придется применять его, но держать под рукой все же стоит.

Автостопом по миру, фото owen — p

Как видите, поездки автостопом не слишком сложное занятие. Если все сделать правильно, то вы не только посмотрите мир со значительной экономией, но и познакомитесь с множеством приятных людей.

У каждого, кто ездит автостопом складываются свои правила, как ездить. В большинстве своем они повторяют то, что написано в книгах на эту тему, но какие-то моменты для каждого человека индивидуальны, или больше нравятся. Я для себя тоже выявил такие правила. Правда, они иногда напоминают «танцы с бубнами»…

А если вы еще сомневаетесь в этом способе передвижения, то рекомендую прочесть мой пост .

Некоторые моменты автостопа

Прежде всего, я путешествую автостопом в случае, когда у меня большой запас времени, и я никуда не тороплюсь, иначе автостоп из удовольствия превращается в гонку. И каждый даже небольшой 20-ти минутный простой кажется вечностью. Также, автостоп желательно рассматривать как приключение, а не просто способ перемещения.

Залог хорошего автостопа — хорошее настроение. Ну кто захочет везти хмурое грустное создание, поэтому бесполезно и даже вредно злиться на проезжающие мимо машины. Они просто не ваши. Лучше всего стопить в состоянии некого ража, веселого задора. Иногда, таким образом можно поднять себе настроение.

Необходимо понимать, что никто не обязан вас подвозить, поэтому отблагодарите человека интересным разговором, яблоком, или хотя бы мысленно. Поднимите человеку настроение! И в следующий раз он снова захочет взять попутчика. Даешь автостоп в массы!

Правила, как стопить

Сначала выбираем место, очень желательно такое, где водителю будет удобно остановиться. Например, если нет обочины, и остановка влечет за собой торможение всех кто сзади, то это плохое место. Тем, кто водит машину, легко понять будет, что за место. Также, надо, чтобы вас издалека было видно, а то могут просто проскочить, заметив только тень боковым зрением. Хорошее место через 100-200 метров после подъема, с широкой обочиной, как раз водитель сбросил скорость и вас увидел. Я принял для себя правило, если не стопится больше 20 минут, то меняю место, так как либо выбрал плохо, либо оно заколдованно злыми феями анти автостопа.

Часто я использую мыслеобразы и визуализацию. Пытаюсь представить, что подъезжает машина и останавливается, а в ней клевый дядька. Можно еще представлять прибытие в конечную точку пути для ускорения процесса. Научно, данные способы не доказуемы, но работают для тех, кто в них верит. И я верю. Других то способов не знаю… Кстати, гуру автостопа материализуют машинки вплоть до цвета или марки, сам ездил однажды с таким человеком. Развлечение такое, просто так ехать уже не интересно, подавай нам Вселенная зеленую иномарку с кондишеном.

Важный момент, когда стоплю, стараюсь смотреть на водителя, ну или если его не видно, то туда, где он предположительно должен быть. Устанавливаю ментальный контакт! Знайте, если вы долго стоите, и на вас никто не обращает внимания, то значит точно, делаете что-то не так. Обычно в ответ машут руками, головами, показывают всякие диковинные знаки, например, скоро сворачиваю, или другие, о значении которых можно только догадываться.

Еще заметил особенность (возможно, только мою), что перед тем как застопить машину, надо удовлетворить свои потребности. И не смешно ни фига. Пока хотел в туалет не смог застопить никого. И, помню как-то, мысль о яблоке в рюкзаке покоя не давала, пока не съел, фиг.

Удачного автостопа!

P.S. Попутчиков имеет смысл искать на разных форумах туристических, а если готовы деньги заплатить за поездку, то есть хороший (приложения: , ).

Нежданно и негаданно к вам постучалось приключение, и оно позвало вас в дорогу. Но чтобы начать путешествие потребуются подчас значительные финансы. Но оказывается, что в путешествие можно отправиться и без значительных денежных затрат. Есть такой вид путешествия как автостоп. С одной стороны все довольно просто, а другой подчас возникают сложности. При помощи автостопа можно путешествовать без гроша за душой. Для многих путешественников автостоп стал образом жизни.

Для тех, кто впервые собирается отправиться в такое путешествие, приводим ряд советов.

Составьте маршрут

Итак, вы приняли решение отправиться в путешествие автостопом. Для начала вам необходимо определиться, куда вы собираетесь отправиться. Автостопщик со стажем всегда в первую очередь определяется с маршрутом. Вы должны четко представить себе, где будет начинаться ваш маршрут, и где он закончиться. Для начала приобретите атлас автомобильных дорог и пометьте на нем точку отправления и конечную точку. После этого внимательно изучите, какие населенные пункты будут попадаться на вашем пути. Также изучите, по какой местности будет проходить ваш маршрут. В конечном итоге это будет иметь существенное значение.

Особое внимание следует обратить на категорию выбранной трассы. Вполне понятно, что чем больше трасса, тем оживленней на ней движение, а соответственно у вас будет больше шансов поймать попутное транспортное средство.

Для начала будет лучше всего, если вы выберете довольно простой маршрут, который будет пролегать по одной из федеральных автомагистралей. В атласах автомобильных дорог они обозначаются литерой Е. В свое время, многие начинали свои путешествия на так званой пионерской дороге Е95 – Москва-Санкт Петербург. И если вы являетесь жителем одного из этих городов, то можете смело отправляться по этому маршруту.

Что взять с собой в дорогу

Вопрос конечно тривиальный, но в должны понимать, что отправляясь в такую дорогу вам необходимо брать как минимум вещей. Ведь всегда может наступить такая ситуация, что вам придется просто-напросто идти пешком. И тогда ваш рюкзак станет вашей обузой. А ко всему этому наличие большого количества сумок не вызовет у проходящего транспорта радостных мыслей, скорее наоборот. И поэтому, у вас снижается шанс поймать попутный транспорт.

Отправляясь в дорогу, вы всегда должны иметь при себе документы, которые могут свидетельствовать о вашей личности – паспорт, военный билет, медицинский паспорт, или какой-нибудь документ, который может подтвердить вашу личность. А наличие большого количества различных сумок значительно снижает ваш успех на остановку попутного транспорта. Ну и самый последний случай все-таки возьмите с собой какую-нибудь сумму денег, которая может понадобиться вам в дороге. Припрятанная сумма в размере 100-200 долларов всегда будет вам в дороге надежной подпорой. Также обязательно положите в свой рюкзак аптечку первой помощи. Сюда будут входить, бинт, зеленка, аспирин, анальгин, антибиотики, а также что-нибудь от расстройства кишечно-желудочного тракта. Не забудьте положить в рюкзак небольшую бутыль со спиртом или коньяком.

Не следует пренебрегать средствами личной гигиены. Так в вашем рюкзаке должны быть туалетная вода и дезодорант. И вы не должны забывать о простой питьевой воде, а сухой паек как никогда окажется, кстати, в вашем путешествии. Продукты, которые вы возьмете с собою в дорогу, не должны быть скоропортящимися и притом не занимать много места, а это – шоколад, сыр, орехи, галеты и т.п.

Также вам следует взять с собою спички, фонарик, нож, компас, атлас автомобильных дорог, с намеченным маршрутом.

Если вы будете путешествовать в более холодное время, то в вашем рюкзаке не будет лишним комплект зимнего белья, а также теплые шерстяные носки, даже несколько пар. И самое главное, в вашем багаже всегда должен быть в запасе комплект сухой одежды – в вашем путешествии случиться может всякое, поэтому застрахуйтесь от непредвиденных обстоятельств.

Если ваш маршрут будет пролегать по местам, где не будет места для ночлега, а это всегда так бывает, то всегда следует иметь с собою палатку. Размер палатки зависит напрямую от количества участников путешествия. Но в этой ситуации ваша ноша будет несколько утяжеленной.

Шанс остановить попутку

Как показывает жизнь и существующие обстоятельства, что молодому человеку всегда будут отдавать предпочтение девушкам. Но вы должны помнить и о том, что молодая девушка рискует оказаться в неприятной ситуации, если она путешествует в одиночку. Две девушки, которые стоят на обочине, также имеют меньше шансов на попутный транспорт, но это вопрос, конечно спорный, ведь самаритяне встречаются всегда и везде.

Самой лучшей комбинацией будет тот момент, когда вы являетесь одиноким автостопщиком. В такой ситуации молодой человек с рюкзаком на плечах, но одетый опрятно, по-походному, будет вызывать некоторые симпатии у водителей попутного автотранспорта. Также на трассах вызывают симпатии молодые пары, которые путешествуют автостопом – это особенно заметно. И если в автомобиле будет ехать супружеская пара, то они всегда остановятся, чтобы взять их в свою компанию.

Вы всегда должны запомнит себе главный отличительный знак остановки любого вида попутного автотранспорта - это самый главный жест, всех путешествующих автостопом, во все времена и для всех народов. А это будет вытянутая ваша рука и поднятый вверх ваш большой палец. Именно таким образом все водители транспортных средств воспринимают все тех, кто путешествует автостопом.

Свое путешествие следует начинать за городской чертой. В границах города вы сможете поймать только такси, которое вас не будет устраивать. В такой ситуации лучше всего отойти от поста ГАИ на несколько сот метров. Лишнее внимание стражей порядка на дорогах для вас совсем не обязательно.

Теперь вопрос в следующем. Идти вдоль обочины или стоять на месте? Лучше всего будет, если вы будете стоять лицом к встречному транспорту. Пешком вы все равно далеко не уйдете, а стоя на месте можно издалека заметить подходящую автомашину. Подходящей может оказаться любая автомашина, но лучше всего уделить внимание грузовому транспорту. Дальнобойщики в большинстве случаев предпочитают компанию путешественников.

Что необходимо сказать водителю, если выбранная вами машина, наконец, остановилась? В этой ситуации главное правильно сформулировать первый вопрос. Обычно говорят – «Здравствуйте, а можно с вами?» Также можете еще сказать, что путешествуете автостопом. Если водитель начнет спрашивать, сколько вы можете заплатить за проезд, сразу вежливо попрощайтесь.

А как поступить в тех случаях, когда машина остановилась, а вам не понравилась компания, с которой вам придется ехать? В этом случае следует спросить у водителя, куда он едет. Выслушав его, вы можете смело сказать, что к большому сожаленью вам не по пути, и сразу старайтесь поймать другую машину.

Ваше поведение в пути

Если вам остановилась автомашина, и вам разрешили сесть в нее, то в пути следует придерживаться некоторых правил. Старайтесь вести себя прилично. Если вам захотелось закурить, то это возможно только в том случае, если водитель сам курит, но, тем не менее, вам следует спросить разрешение, прежде чем достать сигарету. Не приставайте к водителю с предложениями открыть окно или включить музыку. Вы гость, и потому надо в первую очередь считаться с хозяином автомашины и его требованиями.

Никогда не игнорируйте водителя, а по возможности старайтесь поддержать с ним разговор. Очень часто водители дальних маршрутов берут попутчиков для того, чтобы не уснуть за рулем. Поэтому у вас всегда должно быть в запасе несколько интересных историй.

Ни в коим случае не обсуждайте манеру вождения водителя, а также его действия. Если вас просят пристегнуть ремень, то обязательно сделайте это. Если вы будете вести себя не надлежащим образом, то вас просто могут попросить покинуть салон автомашины. Вы всегда должны быть готовыми к тому, что ваша поездка может прерваться в любой момент.

И если это случилось то особо отчаиваться не стоит. После того, как вы поймали свою первую попутку, вы сможете сделать это еще раз. Ведь у вас появился, хотя и небольшой, но все же опыт. Становитесь на обочину дороги, вытягивайте правую руку с поднятым вверх большим пальцем. Ваше путешествие автостопом будет продолжаться.

Ночлег

Еще до начала путешествия вам следует хорошо выспаться. Для тех, кто путешествует автостопом ночлег и приют не гарантирован. Такие путешественники могут рассчитывать только на бесконечное движение. Если вы захотите поспать в машине, то об этом необходимо договориться с водителем заранее. Водители-дальнобойщики как правило дают возможность путешественникам автостопом поспать часок-другой. Тем более, что многие грузовые автомобили оборудованы специальным спальным местом.

Если ваш маршрут будет проходить по нескольким городам, где проживают ваши родственники и знакомые, то вы, конечно, можете остановиться на ночлег у них. Но в таком случае всегда следует предупредить их заранее о своем визите.

Если у вас не получается остановиться где-то на ночлег, то в таком случае всегда можно разбить палатку . Делать это следует за городской чертой, иначе вам не избежать проблем с милицией. Ночевать в палатке лучше всего вдвоем, чем одному – так безопаснее. Будет хорошо, если по пути вам встретится палаточный городок или кемпинг. Если не получилось, то ищите укромное местечко, укрытое от посторонних глаз.

И снова здравствуйте, дорогие путешественники! В прошлой статье мы узнали, .

Пристегнули ремни?

Сегодня мы с вами помчимся по крутой дороге из деревушки теории в мегаполис практики. А потому настройтесь на позитивную волну и ловите попутные советы о том, как путешествовать автостопом правильно, какие вещи брать в дорогу, как подыскать себе хорошего попутчика и в чём принципиальное отличие КАМАЗа от асфальтоукладчика.

Если вам очень хочется отправиться в путешествие автостопом, но вы не знаете, как, есть два способа.

Первый - начать обширную теоретическую подготовку. Изучить сайты, посвященные самостоятельным путешествиям в целом и автостопу в частности, вписать к себе залётных стопщиков и послушать их советы, сходить в местный клуб хичхайкеров, посмотреть соответствующие фильмы.

Это всё, безусловно, интересно и познавательно, и даже бывалые путешественники могут получить из хороших источников ценную информацию. Самая полезная информация — это, конечно, новые знакомства — ваши возможные друзья, хосты, гости и попутчики.

Возможно, встреча с ними будет настолько судьбоносной, что вы в одночасье поменяете не только маршрут, но и свою жизнь.

Второй способ - выйти на трассу и поднять руку. Без подготовки. Но с надеждой и отвагой. Способ работает не хуже первого.

Первый способ хорош, когда вам недостаёт уверенности в себе, информации или хорошей компании. Второй способ подойдёт людям, принимающим решения молниеносно. Или тем, кто оказался в безвыходной ситуации.

Например, мы с сестрой впервые сели в фуру, когда из Владимира в Нижний Новгород ушла последняя электричка. Дальнобойщик оказался настолько милым и заботливым, что мы влюбились с первого взгляда. В автостоп.

Походный рюкзак — собираем вещи в автостоп

Итак, мысли собраны и приведены в порядок, решимость бурлит выше 100-градусной отметки — осталось собрать рюкзак. Как выбрать верного спутника ваших путешествий и какими вещами его наполнить? Тут всё зависит от нескольких факторов:

  1. от сезона;
  2. от дальности путешествия;
  3. от климата пункта назначения;
  4. от путевых условий (например, где предполагаются ночёвки);
  5. от ваших личных предпочтений (способ проведения досуга и т. д.)

Размер рюкзака зависит, скорее, от цели и дальности вашей поездки. Лично мне всегда хватало обычного школьного (я не путешествую с палаткой и спальником, ночую в фурах или хостелах).

Опытные путешественники, непрерывно колесящие по миру, предпочитают более увесистые рюкзаки объёмом 25-35 литров, со множеством карманов и ремнём на поясе. Кое-кто готов таскать и все 40. При этом, по их словам, более удобен длинный и узкий, чем короткий и широкий рюкзак.

Что касается сезона, тут всё само собой разумеется. Ну, разве что не забудьте взять в дальнюю дорогу запасные тёплые носки и пару обуви. Это, кстати, касается не только зимы.

Если вы едете недалеко и ненадолго и планируете достичь пункта назначения в течение светового дня, то набейте рюкзак в зависимости от цели вашего визита. Фотоаппарат, удочка или посылка для тёти Маши.

Дальнее путешествие предполагает смену погоды, ночёвки и море новых впечатлений. Поэтому для безопасности не лишним будет взять фонарик, одежду со светоотражающими полосами (кстати, меня уже штрафовали за её отсутствие), средство от комаров (а зимой — от обморожения), лекарства, если вы их употребляете, и минимальную аптечку (хотя бы бинт, йод, анальгин и средство от отравлений).

Для гигиены — зубную щётку, сменное бельё и влажные салфетки, а если путь ваш предполагает ночёвки на природе, то и мыло.

Для комфорта — тёплую кофту, дождевик, головной убор (вязаная шапочка может пригодиться даже летом, ведь в горах или на трассе ветер иногда буквально сбивает с ног), спальник и туристический коврик (я, правда, за 10 лет автостопа не пользовалась этими вещами, но пригодиться они могут в любое время).

Уверены, что перенесёте ночь на природе — смело пакуйте палатку. Кто-то считает её непременным автостопным атрибутом, без которого ехать не стоит. Лично я считаю, что в случае непредвиденной ночёвки на природе, палатку может заменить коврик и спальник, поэтому не утяжеляю свой рюкзак. Кстати, проведя опрос на тему необходимых в поездке вещей, я получила следующие результаты:

  • аптечка и ;
  • нож, деньги и фонарь;
  • бутылка воды;
  • мозги и документы;
  • коврик, спальник, палатка, сменная обувь и одежда;
  • газовая горелка.

Последнее предложил знакомый, у которого за плечами более 60 000 км всесезонного автостопа. Горелка ему, и правда, пригождалась.

Вкратце про документы. Планируя путешествие по России, возьмите паспорт, а также прихватите его копию (к слову, встречные гаишники могут поинтересоваться вашими документами и задержать вас при их отсутствии).

Для поездок по миру обязательно возьмите загранпаспорт (если вы не планируете путешествие в страну, где он необходим, можно взять на всякий случай: никто не знает, какой дорогой вы будете возвращаться обратно). Во избежание лишних вопросов распечатайте бронь гостиниц (не планируете останавливаться в гостиницах — отмените бронь после распечатки). Ну и, конечно, не забудьте телефон, фотоаппарат и зарядные устройства к ним. И туристические сим-карты, если пользуетесь.

Я в список необходимых вещей внесла бы обычную шариковую ручку. Тем более, что мой простенький телефон не имеет органайзера.

Также вы можете продумать свой досуг и от души запастись книгами (или их электронными аналогами), шахматами (если их нет в вашем телефоне) и удочкой. Только подумайте, выдержит ли всё это ваш терпеливый рюкзак и выносливая спина?

Попутчик — ваш товарищ боевой

Верный товарищ может помочь вам в том, чего вы не умеете сами (ставить палатку, варить суп из консервов с китайской вермишелью, ориентироваться в лесу, развлекать водителя или говорить на языке мумбо-юмбо). Если вы — девушка, то вдвоём вам будет безопаснее. Поиск попутчиков — задача непростая, особенно, если вы хотите, чтобы ваш спутник разделил с вами все тяготы путешествия, а не приумножил их. Итак, оглянемся вокруг!

Хорошо, если среди ваших друзей или знакомых найдётся человек (или компания, но в паре автостоп даётся лучше), разделяющий ваши взгляды на автостоп. Идеально, если друг не испытывает панического страха перед неизвестностью и незнакомыми людьми. В противном случае вам придётся тащить на себе горе-мечтателя морально, а то и физически. Поэтому, если друг оказался вдруг, испытайте его на прочность на небольших расстояниях.

Если же среди ваших знакомых никто не мечтает о дальних горизонтах, увиденных из окна случайной машины, придётся найти попутчика в интернете. Советы по поиску попутчиков даются на различных сайтах, посвящённых автостопу.

Например, убедительно это звучит в группе ВКонтакте Академии Вольных Путешествий . Там же приводятся ссылки групп, где можно «забронировать» товарища в дорогу.

Сама я искала на этой странице и на этой , правда, вместо попутчика из Батуми в Трабзон нашёлся хост в Тбилиси, но ведь это тоже неплохо! Также поиск попутчиков доступен на Форуме Винского .

Выбирая верного спутника, постарайтесь узнать друг друга получше: пообщайтесь в соцсетях, выясните предпочтения по способу передвижения (например, мой попутчик, с которым мы чуть не угодили на пир с резнёй козлёнка у нетрезвого джигита, старается не ездить ночью, а я, напротив, очень люблю), расходу наличных (еда или ночлег — перед таким выбором рано или поздно вы можете встать), уровню комфорта (хостел, палатка или гостиница) и т. п. Не лишним будет осведомиться о личных пристрастиях.

Как ловить машину автостопом?

Конечно, лучше, если вы всё же не один. Но это уже как получится. И вот вы стоите на обочине и ловите машину. Важно, где ловить, как ловить и зачем ловить.

Место дислокации

Итак, где? Если вы находитесь в центре крупного города, то вам, наверное, кто-то остановит, но предложит подвезти по городу (и не факт, что бесплатно). А вот те, кто, как и вы, направляется в сторону моря или гор, проедут мимо. Поэтому придётся вам добраться до выезда и ждать своего водителя там. Кстати, добраться можно и на маршрутке. И это даже лучше.

Определяясь с местом дислокации, подумайте не только о своём комфорте, но и об удобстве водителя. Конечно, в жару приятнее стоять под раскидистым деревом, но, если оно раскинулось у моста или крутого подъёма, не ждите, что вам остановят.

Чудеса, конечно, случаются (проверено на собственной шкуре), но благоразумнее ожидать машину вашей мечты в установленном или просто удобном месте: на остановках, возле дорожных карманов или на широкой обочине, после переезда или поворота.

Можно даже у поста ГАИ. Гаишники, как правило, не жалуют нашего брата, но по просьбе могут остановить комфортабельную фуру (в идеале) в желательном направлении. Кстати, все дальнобойщики, с которыми меня знакомила ДПС, оказывались замечательными людьми и весёлыми собеседниками. Один даже денег подкинул на дорогу. Воистину, мир не без добрых людей!

Люди добрые, ау!

Теперь о том, как правильно «изловить» этих самых добрых людей и внушить им мысль подкинуть вас бесплатно.

Классический жест российских автостопщиков — поднятая на 90 градусов рука. В Америке на этой руке ещё и большой палец оттопыривается в знак того, что вы действительно клёвый попутчик. У нас этому и без пальца верят. А вот сигнал SOS подавать не стоит: вам остановят даже те, у кого и мест в машине нет, и вряд ли они будут благодарны вам за неправильно изложенную просьбу.

Подняли руку — улыбнитесь навстречу благоприятной поездке. Привлекайте радость и удачу.

Вы можете сориентировать водителя табличкой с указанием места, куда добираетесь. Это работает, но, увы, не всегда. Однажды дальнобойщик мне признался: «Только из-за таблички тебя и подобрал. А сначала не за ту принял». Вот поэтому ручка всегда со мной. А картонки в пути находятся.

Иногда, правда, табличка, особенно, если на ней вместо названия города указан код региона, вводит людей в заблуждение. Оказывается, далеко не все водители знают эти самые коды и не догадываются, что цифры у вас на листочке — это город, а не возраст.

Водитель должен внушать вам доверие и симпатию — это залог удачной поездки. Если вам трудно составить впечатление за секунду, пока водитель распахивает перед вами окна и двери своей «ласточки», поговорите с ним подольше (не полчаса, разумеется) — за это вас никто не накажет.

Как показывает практика, есть такие места, в которых автостоп даётся тяжело. Это не обязательно город или целый регион — это может быть всего лишь километровый участок дороги. Если, простояв там полчасика, вы никого не остановили, смело можете перебираться дальше. При этом старайтесь передвигаться по трассе с соблюдением правил безопасности: на расстоянии не менее метра от полосы и желательно навстречу движению.

Что сказать, ну что сказать?

Выясните маршрут и почувствуйте настроение вашего собеседника. Доверьтесь интуиции. Если по какой-то причине водитель вам не понравился или внушил беспокойство, лучше откажитесь от поездки.

Что же сказать водителю, чтобы установить контакт и сообщить намерение бесплатно доставить вас в нужную точку?

Во-первых, поздороваться. Во-вторых, назвать свой маршрут (кроме случаев, когда вы едете из Москвы в Улан-Батор, и у деревни Гадюкино вам останавливает трактор). Заветное «без денег» лучше не говорить, но дать понять, что вы — бюджетный путешественник, можно и нужно. Например, так:

— Добрый день! Я в Китай еду, до Астаны не подбросите? (или: подвезите, куда сможете).

Молодые люди могут использовать выражения, сокращающие дистанцию:

— Отец (брат), до Казани не подбросишь?

Как правило, новоиспечённые родственники не отказывают.

Некоторые водители, особенно на легковых автомобилях, тем паче с женой на соседнем сиденье, могут всё-таки уточнить насчёт стоимости. В таких случаях не стоит вводить человека в заблуждение. Если вам отказали, не печальтесь — ваш водитель едет сзади.

Но бывает, что скромная сумма, заплаченная за подвоз, существенно меняет ваше положение. Ведь не секрет, что есть места, где никто не «клюёт». Платить водителю сейчас или ждать его более щедрого коллегу — решать вам. В Китай вы всё равно доберётесь — это лишь вопрос времени.

Тачки

И коротко о машинах. Логично предположить, что покрывать дальние расстояния лучше (и комфортнее) всего на фурах с уютными спальниками. Впрочем, некоторые стопщики предпочитают легковые автомобили, которые едут ближе, но быстрее и, в отличие от дальнобойщиков, чаще подбирают путешественников мужского пола. Тут уж каждому своё.

Я однажды недалеко от Тбилиси поймала легковушку до Саратова, но пришлось из неё выйти, т. к. водитель не спал предыдущую ночь и не планировал спать следующую, а безопасность на дороге превыше всего.

Если вам останавливает хлебовоз, молоковоз или почтовый фургон, приготовьтесь, что всю дорогу он будет заезжать по разным точкам и не увезёт вас далеко. То же касается маршруток, с которыми также можно договориться бесплатно, и тракторов вкупе с асфальтоукладчиками.

Не забывайте смотреть на код региона, хотя и тут возможны несовпадения: сам водила живёт в Москве, номера ростовские, сажает вас в Грузии и едет в Новосибирск.

Полночь за окном непроглядная — где ночевать?

За разговором время пролетело незаметно, водитель доехал до нужного места, а вы оказались лицом к лицу с ночью. И тишина. И мёртвые с косами... Но не будем о грустном.

Чтобы этого избежать, давайте разберёмся, где можно ночевать во время автостопных приключений.

На этот вопрос я бы ответила коротко — везде.

Но обо всём по порядку.

Давайте разделим ночлег на цивилизованный и дикий. К цивилизованному я бы отнесла гостиницы, хостелы, вписки и остановки у случайно попавшихся под руку добрых людей.

Под определение дикого ночлега попадает всё остальное: палатка в поле, аэропорты, вокзалы, придорожные кафе и другие места, которые находятся за неимением лучшего.

Хостелы и гостиницы

Итак, гостиницы и хостелы. Вы можете забронировать их заранее, а можете заселиться внезапно. В любом случае, если вы едете в незнакомый город, наличие таких учреждений лучше уточнить заранее. Кстати, если в букинге значится отсутствие свободных мест в понравившемся отельчике, знайте, что это не всегда так. Просто отели не все свободные номера вносят в букинг. За это готова поручиться.

Кто сам просился на ночлег, скорей поймёт другого

Если ночёвка за деньги никоим образом не входит в ваши планы, попробуйте найти ночлег при помощи каучсёрфинга. Там, чаще всего, зарегистрированы такие же путешественники, как и вы, поэтому есть шанс найти тёплое местечко. Как говорится, «кто сам просился на ночлег, скорей поймёт другого».

Можете воспользоваться непосредственно самим сайтом couchsurfing.com , а можете использовать группы ВКонтакте: КАУЧсерфинг и Путешествия и Каучсерфинг, попутчики, путешественники .

В некоторых группах есть перечни вписок, например, ТУТ , но поиск не очень удобен, т. к. предложения не рассортированы по регионам и городам. Удобнее искать вписку в группе АВП , т. к. тут, с этой точки зрения, всё продумано.

Случайное везение

Бывает и так, что случайно встреченные люди, узнав о вашем статусе бюджетного путешественника, зовут к себе в гости. Меня звали неоднократно, но ночевать не приходилось ни разу: либо я понимала, что сегодня целесообразнее продвинуться дальше по пути, либо мне, как девушке, было немного страшно оставаться. Но, если вас эти факторы не смущают, почему бы и нет?

Подари мне рассвет у зелёной палатки

Если вы продвигаетесь со своей палаткой, отсутствие гостеприимных хозяев не должно вас смущать. Тщательнее выбирайте места для ночёвки. Опытные путешественники предпочитают ночевать подальше от населённых пунктов, в скрытом от глаз месте (например, в лесу).

Если ночь застала недалеко от посёлка, можно удалиться с рассветом, чтобы не привлекать лишнего внимания. Подыщите себе место, защищённое от сильного ветра, так будет не только теплее вам, но и лучше вашему костру.

Из соображений гигиены, удобнее разбивать лагерь вблизи источника воды. Однако, летом вблизи водоёмов, в высокой траве и в кустах живёт очень много комаров — учтите и этот фактор.

Вокзалы и аэропорты

Очевидные плюсы подобного пристанища:

  • Вы никогда не проспите нужное время отправления.
  • Как правило, в заведении имеется кафе.
  • Не так страшно, как на обочине трассы (как правило).
  • Вы вообще вряд ли поспите, если, конечно, за плечами у вас нет десятка бессонных ночей.
  • Если вы всё-таки заснёте, вас могут обворовать. Спрячьте все ценности во внутренние карманы одежды.
  • Железнодорожные вокзалы и, тем более, аэропорты имеются не во всех городах. Автовокзалы могут закрываться на ночь.

Солдат спит — фура идёт

Ночёвка в едущей машине — одно из самых действенных средств сократить километраж и совместить приятное с полезным. Если, конечно, вы не боитесь, что водитель уснёт за рулём. Если же боитесь — будьте добры, запаситесь интересными историями на несколько часов вперёд. Иногда этого требует сам хозяин фуры, и он прав: за удовольствие нужно платить.

Выспитесь утром в следующей фуре.

Если же автомобиль встал на ночёвку, водитель, скорее всего, подыщет тёплое местечко и для вас. Но, если вы — девушка, сразу обозначьте границы дозволенного, .

Прочие интересные неожиданности

За 10 лет автостопа мне приходилось ночевать и в фурах, и в аэропорту, и на железнодорожном и автовокзале, и даже на заправке. Конечно, на заправке мы не спали, а танцевали всю ночь под музыку из ближайшего кафе (до сих пор под песни «Чи-Ли» вспоминаю ростовскую АЗС). В это кафе мы заходили перекусить, но ничего, кроме чая с дорогой шоколадкой, не нашли. Возможно, с далёкого 2007 года у них что-то изменилось в лучшую сторону.

Создавая эту статью, я опросила друзей, знакомых и незнакомых, в каком самом необычном месте ночевали они. И спешу вас обрадовать: список мест, которые человек может облюбовать в качестве ночлега, оказался крайне широк.

Опытные люди ночевали в мечети, на лавочке в сквере (это было в Стамбуле, причём не только в передаче «Орел и решка»), в душе и туалете магазина (Испания), на кладбище (не заметили ночью — круто, да?), посередине конской тропы (а утром лошади пришли и разбудили).

В качестве пристанища может сойти даже крыльцо магазина: один респондент притулился под его ступеньками. Так что ищите и обрящете!

Счастливого пути!