Боевые «аллигаторы» Черноморского флота. БДК Черноморского флота РФ «Николай Фильченков» снова вышел из Севастополя: на этот раз точно в Новороссийск и Сирию - фоторепортаж Бдк повенец

Большие десантные корабли проекта 1171 «Тапир» (по классификации НАТО - «Alligator») - серия советских БДК, которые предназначены для высадки морских десантов на необорудованном побережье и переброски морем войск и грузов. БДК способны транспортировать различные виды бронетехники, включая танки. Развитием проекта стали БДК проекта 11711 строящиеся для ВМФ РФ.

Корабль может размещать в себе грузы из 20 основных боевых танков, или 45 БТРов, или 50 грузовых автомобилей, и 300 человек десанта (два кубрика десанта, в первом и четвёртом твиндеках). Корабль может нести до 1000 тонн различных грузов. На носу находится отсек для бронетехники, и там же располагается десантная аппарель, в виде раздвижных носовых и кормовых ворот.

Большой десантный корабль «Николай Фильченков» (бортовой номер 152) был заложен в Калининграде на судостроительном заводе «Янтарь» 30 января 1974 года, заводской номер 304. Спуск на воду состоялся 29 марта 1975 года. В состав флота вошел 30 декабря 1975 года. Место базирования: Черноморский флот.

Основные характеристики: Водоизмещение 4650 тонн. Длина 113,1 метра, ширина 15,6 метра, осадка 4,5 метра. Максимальная скорость хода 16,5 узла. Дальность плавания 10000 морских миль при 15 узлах. Экипаж 55 человек.

Силовая установка: 2 дизеля, 2 винта, 9000 л.с.

Вместимость: до 1500 тонн техники и грузов.

Вооружение: 1х2 57-мм артустановка ЗИФ-31Б, 2х2 25-мм зенитных автомата 2М-3М, 3х8 ПУ ПЗРК, система залповой стрельбы А-215 «Град-М».

Первоначально БДК «Николай Фильченков» входил в состав 39-й дивизии морских десантных сил. При несении боевых служб в зоне военных конфликтов на Ближнем Востоке БДК неоднократно выполнял задачи оказания интернациональной помощи. В частности, «Николай Фильченков» базировался в портах Анголы (март-июль 1976 года, с ноябрь 1977 по январь 1978 года).

Корабль неоднократно выполнял задачи боевой службы в Средиземном, Красном морях, Атлантическом и Индийском океанах. С 1975 по 2004 года корабль по итогам года восемь раз объявлялся отличным, в 1996 и 1997 годах - лучшим кораблем на ЧФ среди кораблей 2-го ранга.

В ходе раздела Черноморского флота корабль был переподчинен командованию 30-й дивизии надводных кораблей.

В августе 2000 года БДК «Николай Фильченков» в составе отряда боевых кораблей Черноморского флота выполнял задачу по перевозке за четыре рейса вооружения и техники контингента Группы российских войск в Закавказье из пункта погрузки Гонио (в районе Батуми) в пункт высадки Утришенок (в районе Новороссийска). В 2001 году выполняя задачи по перевозке военной техники и боевой подготовки более 100 суток находился вне пункта базирования.

В настоящее время большой десантный корабль «Николай Фильченков» входит в состав 197-й бригады десантных кораблей 30-й ДиНК и активно используется в учениях и боевой подготовке флота.

23 марта 2005 года БДК «Николай Фильченков» в районе города Феодосия произвел высадку на морской десантный полигон в районе горы Опук личного состава и техники 382-го отдельного батальона морской пехоты Черноморского флота РФ (всего 142 человека и 28 единиц техники), чем спровоцировал политический скандал между Украиной и Российской Федерацией.

24 марта 2015 года и направился в Средиземное море. По сообщению от 17 апреля в рамках отработки элементов курсовой задачи К-2 (действия одиночного корабля в море по предназначению) боевой техники и личного состава отдельной бригады морской пехоты ЧФ в районе морского десантного полигона Опук под Феодосией. 15 июня и направился в Средиземное море. 15 июля и в третий раз направился в Средиземное море. 20 августа в южном направлении с грузом на верхней палубе.

17 апреля 2017 года прошел через пролив Босфор и вернулся в Черное море, завершив четвертый поход к берегам Сирии в текущем году. По сообщению от 21 апреля 2018 года выполнение задач в составе постоянной группировки Военно-Морского Флота России в Средиземном море и взял курс в пункт постоянного базирования - город-герой Севастополь. По сообщению от 13 сентября в Севастополь после учения в Средиземном море, которое проходило с 01 по 08 сентября под руководством главнокомандующего Военно-Морским Флотом России.


Россия Изготовители Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» Годы постройки 1964 год В строю Несколько кораблей в составе ЧФ и ТОФ РФ Основные характеристики Водоизмещение 3400 т - нормальное,
4360 т - полное Длина 113,1 м Ширина 15,3 м Осадка 4,5 м Двигатели 2 дизельных двигателя Мощность 2 × 9000 л. с. Скорость хода 17 узлов Автономность плавания 15-18 суток Экипаж до 90 человек Вооружение Артиллерия ЗИФ-31Б
2М-3 Ракетное вооружение А-215 «Град-М»
3 ПЗРК «Стрела 2»

Большие десантные корабли проекта 1171 (Тапир) (Alligator по классификации НАТО) - серия советских БДК . Предназначены для высадки морских десантов на необорудованном побережье и переброски морем войск и грузов. Способны транспортировать различные виды бронетехники , включая танки. Развитием проекта стали БДК проекта 11711 строящиеся для ВМФ РФ.

История разработки

Десантные возможности

Корабль может размещать в себе грузы из 20 основных боевых танков , или 45 БТРов , или 50 грузовых автомобилей, или 300 человек десанта. Корабль может нести до 1000 тонн различных грузов. На носу находится отсек для бронетехники, и там же располагается десантная аппарель , в виде раздвижных носовых и кормовых ворот.

Вооружение

Основное вооружение кораблей проекта 1171 «Тапир» состоит из одной универсальной спаренной корабельной артиллерийской установки калибра 57 мм - ЗИФ-31"Б". Также для поражения береговых целей и поддержки десанта БДК оснащен двумя пусковыми установками реактивной системы залпового огня «Град-М» дальностью действия около 20 км. Большинство единиц серии вооружалось ракетными комплексами самообороны «Стрела-3 ».

Состав серии

Всего в серии было запланированно 15 кораблей, один из которых так и не был достроен. Строились они с 1964 по 1975 года. 14 кораблей серии долго находились в составе военно-морского флота СССР , а позже и в составе Российского флота. В ЧФ и в ТОФ служат 4 корабля данной серии. Один из кораблей затонул во время буксировки, и один продан Украине, где впоследствии переделан в сухогруз.
Цвета таблицы:
Красный - Списан или утилизирован
Зелёный - Действуйщий в составе ВМФ
Жёлтый - Действующий как гражданское судно
Белый - Не достроен или утилизирован не спущенным на воду

Название Заложен Спущен на воду Введён в состав флота Текущий статус
БДК-10, с 26.07.2003 - Саратов 05.02.1964 01.07.1964 18.08.1966 В составе ЧФ
БДК-6 04.07.1964 15.02.1965 30.12.1966 Списан 19.03.1992 года
БДК-13, с 15.02.1992 - БДК-25 18.02.1965 26.03.1966 30.09.1967 Списан 05.07.1994 года
БДК-62 05.08.1966 01.03.1967 29.12.1967 Списан 01.12.1997 года
БДК-66, с 13.02.1975 - Сергей Лазо 07.03.1967 28.08.1967 27.09.1968 Списан 05.07.1994 года
БДК-69, с 20.10.2002 - Орск 30.08.1967 29.02.1968 31.12.1968 В составе ЧФ
БДК-77, с 15.02.1992 - БДК-80 12.03.1968 31.08.1969 30.09.1969 Списан 05.07.1994 года
Донецкий шахтер 05.09.1968 10.03.1969 31.12.1969 Списан 10.04.2002 года
БДК-100, с 11.04.1970 - Красная Пресня 18.03.1969 11.10.1969 30.09.1970 Затонул 30.06.1993 года
БДК-104, с 25.05.1982 - Илья Азаров 17.10.1969 31.03.1970 10.06.1971 Продан Украине, С 2004 года сухогруз
Александр Торцев 06.04.1970 27.11.1970 31.12.1971 Списан 05.07.1994 года
Петр Ильичев 30.11.1970 30.08.1971 29.12.1972 Списан 30.06.1992 года
Николай Вилков 03.09.1971 30.11.1973 30.07.1974 В составе ТОФ
Николай Фильченков 30.01.1974 29.03.1975 30.12.1975 В составе ЧФ
Николай Голубков - - - Не достроен

Примечания

Ссылки

, по классификации НАТО - «Alligator» class - серия из 14 (БДК) больших десантных четырех модификаций, построенных в Советском Союзе в 1964-1975 годах. Четыре корабля из этой серии до сих пор стоят на службе Тихоокеанского и России. Остановимся на них поподробней, кстати по местам службы и морских походах можно отследить зоны интересов и влияния именно СССР, у России интересов не меньше, к сожалению возможности просто не сопоставимы.

  • Проект 1171 Тапир, БДК -69, переименованный в 2002 году в "Орск", спущенный на воду в 1968 и в том же году вступил в строй и вошел в под бортовым номером 148.

    БДК -69 переименованный в 2002 году в Орск

  • БДК-10, затем -69 под бортовым номером 150, с 18 августа 1966 г находится в составе Черноморского флота СССР, а сейчас России. «Воронежский комсомолец» в 2003 переименован в "Саратов". Первые годы службы базировался в портах Египта и Сирии, в 1999 году осуществлял переброску личного состава и техники миротворческих сил Российской Федерации в Грецию. В середине 2000-го осуществлял перевозку техники и вооружения российских войск из Батуми в Новороссийск.

  • БДК «Николай Фильченков» бортовой номер №152, в строю Черноморского флота с декабря 1975 года. В 1976, 1977, 1978 г.г, часть времени дислоцировался в портах Анголы. В августе - сентябре 2000 года, совместно с большим десантным кораблем "Саратов", этого же проекта 1171 Тапир, занимался переброской оружия и техники российских войск из Батуми в район Новороссийска.

  • БДК "Николай Вилков" под номером 081, единственный из БДК корабли проекта 1171 Тапир , находящийся на вооружении Тихо океанского флота России, в строю с 1974 года. БДК "Николай Вилков" совершил 7 боевых служб в Индийском океане. В девяностых принимал участие в совместных учениях "Галфекс-22" в зоне Персидского залива, совместно с Военно-морскими силами Англии, Франции и конечно же США. Во время землетрясения в районе Южных Курил, оказал помощь пострадавшему населению.

    Большой десантный корабль проекта 1171, Николай Вилков на параде на День ВМФ, фото 30 июля 2006 года

БДК корабли проекта 1171 Тапир фото можно было использовать как для военных, так и для гражданских целей, но из-за этого первоначальные характеристики проекта были изменены. Судно должно было: обладать высокой экономичностью, хорошими каютами для экипажа и одновременно нести разноплановое вооружение и специальное оборудование, обладать повышенной непотопляемостью, большой скоростью и использовать весь объем трюмов.
Внешне гражданские, корабли проекта 1171 использовались только в интересах военного флота.
БДК предназначены для высадки морских десантов с боевой техникой на необорудованное побережье с малым уклоном дна (а плавающей техники - на воду) и для переброски морем войск и грузов.

Большой десантный БДК-182, высадка на побережье фото 90-е годы

На корабле класса 1171 можно разместить 20 или 45 (или боевых машин пехоты), или 52 грузовых автомобиля (типа ЗИЛ-131). Численность десанта (в зависимости от модификации корабля) составляет 313 или 440 человек. БДК может перевозить до 1000 т полезных грузов. На носу БДК находится десантная аппарель в виде раздвижных носовых и кормовых ворот. Класс «Тапир» вооружен одной универсальной спаренной корабельной артиллерийской установкой (АУ) калибра 57-мм, двумя пусковыми установками реактивной системы залпового огня (РСЗО) «Град-М» и двумя-тремя переносными зенитными ракетными комплексами (ПЗРК) «Стрела-3».
БДК корабли проекта 1171 Тапир фото из истории создания
В конце 1950-х годов у советского военно-морского флота (ВМФ) появилась потребность в создании большого десантного корабля океанской зоны действия.

БДК «Саратов» перед высадкой морского десанта во время батальон-тактических учений морской пехоты

И в 1959 году руководство ВМФ сформулировало техническое задание (ленинградскому ЦКБ-50) на разработку БДК проекта 1171 с тактико-техническими данными, сопоставимыми с аналогичными данными западных десантных кораблей. Практически одновременно Министерство морского флота заказало сухогруз проекта 1173 с носовой аппарелью, который в военное время можно было бы использовать как десантный. Оба проекта объединили в один под общим обозначением: проект 1171 «Тапир» . Но а решило отказаться от «совместного» судна, потому что его эксплуатация при столь мощных двигателях (ВМФ требовалась скорость до 17 узлов) становилась нерентабельной. Головной проекта 1171 «Воронежский комсомолец» был заложен 5 февраля 1964 года, спущен на воду - 1 июля 1964-го, а принят в боевой состав флота - 18 августа 1966 года.

Большие десантные корабли Черноморского флота ученья 1997 год

Корабли проекта 1171 строились в Калиниграде на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» с 1964-го по 1975 год. Всего было построено 14 кораблей (из 15 запланированных) в четырех вариантах. Четыре БДК данной серии до сих пор служат на Черноморском и Тихоокеанском флотах России смотри данные выше по тексту.
БДК корабли проекта 1171 Тапир фото , конструкция - это многопалубный типа Ro-Ro с твиндеком (длина которого - 90 м, ширина - 9 м), проходящим по всей длине корабля, с развитой надстройкой, в которой размещены помещения управления кораблем, каюты экипажа и т. п.

БДК типа 1171 «Тапир», вид сверху Николай Вилков у стенки Дальзавода

В верхней ее части располагается ходовой мостик, а на крыше - мачта с размещенными на ней антенными постами различных систем радиотехнического вооружения. Надстройка корабля располагается только на корме, где имеется герметичный откидной лацпорт, который в опущенном положении служит для погрузки техники с пирса (при швартовке кормой). Отсек для бронетехники находится в носовой части, там же имеется десантная аппарель (закрытая раздвижными воротами). Погрузка техники может осуществляться своим ходом через носовое или кормовое посадочные устройства. В первом и в четвертом твиндеках расположены кубрики для размещения десанта. На судне имеются краны для погрузки грузов на верхнюю палубу либо в твиндек через люки в верхней палубе.

Большой десантный БДК-69 и корабль комплексного снабжения Березина (потребность есть, но его пустили на иголки) Севастополь фото 2000 г

Главная энергетическая установка (ГЭУ) БДК включает в себя два дизеля 58А суммарной мощностью до 18 000 л. с., работающих на два гребных винта. ГЭУ размещена эшелонно в двух бортовых отсеках. Корабль оборудован навигационной радиолокационной станцией (РЛС) «Дон» и средствами радиосвязи.

Тем кому интересно судьба кораблей этой серии, смотри таблицу.

КОРАБЛИ ПРОЕКТА 1171 «ТАПИР»

ТТХ БДК корабли проекта 1171 Тапир фото

  • Водоизмещение 3040/4650 т.
  • размерения длина - 113.1 м, ширина - 15.6 м, осадка - 4.5 м.
  • Силовая установка 2*4500 л.с. дизели 58А, 2 винта
  • Вместимость 47 единиц техники и 313 чел
  • Вооружение 1 х 2 - 57-мм ЗИФ-51Б, ЗУР "Стрела" 24 ракеты, 2х22 ПУ НУРС
  • Скорость хода 16/5 узла, дальность плавания 10000 миль при 15 узлах.
  • Экипаж 69 человек.

Развитием проекта 1171 стал большой десантный корабль 11711 «Иван Грен», строящийся с 2004 года для ВМФ России, "впечатляющими темпами" но пока еще так и не построен.

БДК проекта 11711 Иван Грен заложен к постройке в 2004 году, фото 2010 темпы строительства впячетляют

Корпус проекта 1171 также послужил прототипом для более крупного десантного корабля океанской зоны действия проекта 1174 (шифр «Носорог»).

Сегодня в составе Черноморского флота находятся семь больших десантных кораблей проектов 775 и 1171. Иногда в прессе их всех одинаково называют боевыми «аллигаторами», по аналогии с тропическим хищником. Сейчас они организационно сведены в состав 197 бригады десантных кораблей и являются непременными участниками всех флотских мероприятий, сбор походах и высадках морского десанта, большинства международных учений.

В 2003 году БДК «Цезарь Куников» совершил дальний поход в Индийский океан в составе отряда боевых кораблей Черноморского флота. В составе сил постоянной готовности находятся :

— БДК-46 «Новочеркасск», 1987 года постройки
— БДК-64 «Цезарь Куников», 1986 года постройки
— БДК-54 «Азов», 1990 года постройки
— БДК-67 «Ямал», 1987 года постройки соответственно

Все они относятся к большим десантным кораблям 775 проекта, считаются одними из самых «молодых» кораблей на ЧФ.

К проекту 1171 на Черноморском флоте относятся :

— БДК «Николай Фильченков», 1975 года постройки
— БДК «Орск», 1967 года постройки
— БДК «Саратов», 1966 года постройки















Большие десантные корабли принимали участие в самых различных операциях советского и российского флота. В 1986 году, с началом гражданской войны в Йемене, эвакуировали советских граждан из порта Аден (Йемен). В 1991 году участвовали в эвакуации из Эфиопии, с острова Нокра, из архипелага Дахлак.

Активно использовались БДК и как сухогрузы для снабжения группы российских войск в Закавказье и вывоза техники и вооружения. Так летом 2004 года автор был свидетелем тому, как с российской базы в Гонио (Батуми, Грузия) на БДК проекта 1171 была перевезена легендарная «тридцатьчетверка», танк Т-34, своим ходом добравшийся до берега моря, к десантному кораблю. Жаль, тогда не оказалось под рукой фотоаппарата!

Черноморские «аллигаторы» участвовали в миротворческой операции в западной части Грузии и в Абхазии в начале 90-х годов прошлого века. По самым неполным данным, десантными кораблями было вывезено в район Новороссийска их зоны конфликта более 20.000 человек , беженцев, российских туристов.

Одна из крупнейших современных операций с использованием кораблей данных проектов состоялась в августе 1999 года. Практически вся десантные корабли флота приняли участие в доставке российского контингента миротворческих сил в Югославию знаменитого «Приштинского прорыва».

За два рейса в Салоники было доставлено 260 единиц техники и 650 человек . 12 августа 2008 года два БДК Черноморского Флота ВМФ России — «Ямал» и «Саратов», под прикрытием малого противолодочного корабля «Суздалец», высадили российский десант в грузинском порту Поти. Целью операции было уничтожение в порту кораблей ВМФ Грузии. По завершении данной операции, БДК оставались на боевом дежурстве у берегов Грузии до 26 сентября.

Большой десантный корабль 775 проекта, к ним на ЧФ относится БДК «Цезарь Куников», «Ямал», «Новочеркасск» и «Азов». Тактико-технические характеристики :
— водоизмещение: 4080 т.
— размеры: длина — 112,5 м, ширина — 15 м, осадка — 3,7 м.
— скорость хода максимальная: 18 узлов
— дальность плавания: 6100 миль при 15 узлах
— силовая установка: 2 дизеля, 2 винта, 19200 л.с.
— вместимость: до 500 тонн техники и грузов, 225 десантников
— вооружение: 2х2 57-мм артустановки АК-725 или 2х1 76-мм артустановки АК-176 , 4х8 ПУ ПЗРК, 2х30 122 мм ПУ НУРС А-215 «Град-М»
— экипаж: 87 чел

История корабля :

Большой десантный корабль проекта 775. В ВМФ СССР основным мотивом появления новых видов кораблей был опыт боевых служб, согласно которому было установлено, что:
— большой десантный корабль (БДК) должен был перевозить один батальон
— средний десантный корабль (СДК) — роту
— малый десантный корабль (МДК) – взвод.

Указанным требованиям полностью отвечал только имевшийся уже на вооружении БДК пр.1171, но абсолютно не удовлетворяли СДК пр.770, 771 и 773. По этой причине в 1968 году по указанию главнокомандующего ВМФ адмирала С.Г. Горшкова было выдано тактико-техническая задача на проектирование нового СДК проекта 775.

Проектирования нового СДК осуществлялось в Польше, главным конструктором был польский инженер-кораблестроитель О.Высоцкий, главным наблюдателем от ВМФ СССР был сначала капитан 1 ранга Б.М.Моложожников, потом гражданский специалист М.И. Рыбников, старший представитель заказчика — инженер Л. В. Луговин.

В процессе проектирования корабли были проклассифицированы в БДК второго ранга через значительное возрастание водоизмещения. К слову, все корабли, которые приходили с польских судоверфей в 80-е года прошлого века, носили на себе все признаки саботажа тогдашней «Солидарности»… То в двигателях кораблей польской постройки наши механики найдут мелкий металлический лом, то следы явно целенаправленно сделанной неполадки… Такое было время.

Головной корабль СДК-47 (строительный №1) пр. 775 был построен в Польше в 1974 году на верфи «Stocznіa Polnocna», или «Северная верфь». Начальником был инженер Б.Стандура. Первая серия кораблей, которая состояла из 12 СДК, была закончена в 1978 г. На западе эти корабли окрестили как «Ropucha І» — так в английской транскрипции произносится слово «лягушка».

Вторая серия из 16 СДК (пр. 775.ІІ или «Ropucha ІІ») была закончена в 1992 г. Корабли второй серии отличались другими РЛС общего выявления, а начиная с третьего корабля серии — и другими артустановками (одной 76-мм АК-176 и двумя 30-мм АК-630 вместо двух 57-мм АК-572).

Предполагалось и построение третьей серии пр. 775 специально под новые танки Т-80 (в некоторых источниках именуется как «проект 778»), но развал Советского Союза прервал строительство этих кораблей. Головной БДК этой серии «Контр-адмирал Грен» был прекращен строительством и сдан на металлолом в 1992-1993 годах.

Строительства БДК данного проекта велось по заказу СССР исключительно для его флота. Ни один корабль пр.775 не вошел в состав ВМФ держав-союзниц по Варшавскому Договору. Исключением можно считать лишь один БДК, переданный Йемену в 1979 г. из состава советских сил, которые базировались в Индийском океане.

Десантный корабль пр.775 по конструкции является многопалубным, плоскодонным десантным кораблем океанской зоны с полубаком и развитой кормовой надстройкой . По конструкции он относится к судам, выполненных по системе «Ro-Ro» — с танковой палубой, которая проходит по всей длине корабля.

Основным его предназначением является прием из оборудованного или необорудованного берега гусеничной, колесной и любой военно-транспортной техники и пехотных подразделов техники, транспортирования их морем и высадки как на оборудованное, так и необорудованное побережье с маленьким склоном дна через открытое носовое устройство, а также приема из воды, транспортирования морем и спуска на воду плавающей техники через открытое носовое или кормовое устройство.

Корабль может использоваться для постановок минных заграждений, для доставки гуманитарной помощи и эвакуации населения из опасных районов. Кроме того, десантный корабль может использоваться для воинских перевозок, обеспечения кораблей и частей флота в пунктах рассредоточенного базирования.

БДК может быть использован при различных вариантах загрузки:
— вариант 1: 150 человек десанта и 10 танков типа Т-55 с экипажем в 40 человек.
— вариант 2: 12 плавающих танков ПТ-76 с экипажем в 36 человек.
— вариант 3: подразделение в составе 3 танков с экипажем в 12 человек, 3 120-мм минометов, 3 боевых машин типа 2Г 27, 4 автомобиля ЗИЛ-130, 4 ГАЗ-66 и одного легкового внедорожника ГАЗ-69.

Корабль способен перевезти груз весом 650 тонн на расстояние 4700 миль и плавать во всех незамерзающих морях и океанах без ограничений .

Десант размещается в танковом трюме (длина — 95 м, ширина носовой части — 6,5 м, ширина кормовой части — 4,5 м, высота по диаметральной плоскости — 4 м), и может быть высажен на оборудованное, необорудованное побережье или на морскую поверхность при состоянии моря до 4 баллов и силе ветра до 5 баллов.

Личный состав десанта размещается в нескольких кубриках и 4-местных офицерских каютах. Высадка десанта осуществляется с помощью носового десантного устройства, в который входят носовые ворота и аппарель.

Высадка десанта с неплавающей техникой может осуществляться непосредственно на оборудованное или необорудованное побережья с минимальным наклоном дна 2-3 градуса (в зависимости от обобщенной массы принятых на корабль грузов). Наличие носовой аппарели и кормовых ворот позволяет соединять несколько судов для создания своеобразного «моста». Габариты входа из носа: ширина — 4,8 м, высота — 5,5 м. Габариты входа из корма: ширина и высота — 5,5 м.

Как правило, корабли пр.775 действуют в составе корабельной десантной группы или в составе отряда миротворческих сил, но могут выполнять свои функции самостоятельно, без кораблей прикрытия.

Большие десантные корабли 1171 проекта: «Орск», «Саратов», «Николай Фильченков» . Большой десантный корабль пр.1171 ТТД:
— водоизмещение: 4650 т
— размеры: длина — 113,1 м, ширина — 15,6 м, осадка — 4,5 м
— скорость хода максимальная: 16,5 узлов
— дальность плавания: 10000 миль при 15 узлах
— силовая установка: 2 дизеля, 2 винта, 9000 л.с.
— вместимость: до 1500 тонн техники и грузов
— вооружение: 1х2 57-мм артустановка ЗИФ-31Б
— экипаж: 55 чел.

Качественный и количественный рост ВМФ СССР в середине XX века позволил ему выйти на просторы Мирового океана. В числе прочих задач в стратегических доктринах появилась и такая: «Оказание военной помощи союзным и дружественным государствам». Это требовало особых средств. И не в последнюю очередь — специальных судов для доставки различных грузов.

Так, в 1959 году появилось задание на разработку океанского танкодесантного корабля (проект 1171) с тактико-техническими данными, сопоставимыми с аналогичными у современных западных кораблей. Практически одновременно Министерство морского флота заказало сухогруз с носовой аппарелью (проект 1173), который в военное время должен был служить тем же целям.

Высокая сложность принципиально нового для нашего флота корабля, а также близость назначения обоих проектов заставили объединить оба проекта в один под общим обозначением «проект 1171». При этом сохранялось двойное — военное и гражданское — использование судна, характеристики же его несколько снизились.

Противоречивые требования гражданских заказчиков (высокая экономичность, использование всего объема трюмов, хорошие каюты для экипажа) и военных (место для вооружения, повышенная непотопляемость, большая скорость, специальное оборудование) заставили пойти на компромисс.

Проектировщики составили четыре варианта проекта, по возможности учтя все пожелания, но несомненный приоритет отдавался все же военному. Последней каплей явилась замена главных двигателей. Вместо планировавшихся для судна дизелей по 2500 л.с. на нем решили установить моторы большей мощности.

Это вполне устраивало ВМФ, поскольку скорость возрастала до 17 узлов — почти до исходного задания. Однако Министерство морского флота решило отказаться от «совместного» судна — его эксплуатация при столь мощных механизмах становилась нерентабельной. В результате двойное назначение «Тапира» (так назывался проект 1171) проявилось лишь во внешнем виде, характерном скорее для гражданского теплохода.

Корабль получил обозначение БДК — «большой десантный корабль» — и строился исключительно для ВМФ. За десять лет, с 1966 по 1975 год, в строй вошло 14 кораблей данного проекта в четырех вариантах . В течение двух десятков лет «Тапиры» («Alligator» по классификации NATO) составляли основу стратегических десантных сил Советского Союза.

На Черноморском флоте всего было 5 кораблей этого класса. Они хорошо зарекомендовали себя на боевых службах и за долгие годы эксплуатации совершили много дальних походов.

Для примера хотелось бы привести большой десантный корабль БДК-69. Он был заложен в Калининграде на судостроительном заводе «Янтарь» 30.08.1967 г. (заводской №296), спущен на воду 29.02.1968 г., вступил в строй 05.12.1968 г. За время службы БДК-69 в советском ВМФ кораблем было выполнено 11 боевых служб в Атлантическом и Индийском океанах, Средиземном и Красном морях, участвовал в учениях «Океан», «Юг-71», «Крым-79», «Запад-81», «Щит-83».

При несении боевых служб в зоне военных конфликтов на Ближнем Востоке БДК выполнял задачи оказания интернациональной помощи. В частности, БДК-69 базировался в портах Египта (в июне-июле 1972 г.), БДК-69 перевозил миротворческий контингент в Югославию, оставлял гуманитарные грузы в Гвинею, Сирию, Болгарию.

Принимал участие в эвакуации беженцев из зоны грузино-абхазского конфликта. В августе 2000 года БДК-69 в составе отряда боевых кораблей Черноморского флота выполнял задачу по перевозке за четыре рейса вооружения и техники контингента Группы российских войск в Закавказье из пункта погрузки Гонио (в районе Батуми) в пункт высадки Утришенок (в районе Новороссийска).

20.10.2002 г. корабль был переименован и получил новое название — «Орск». О том, как большой десантный корабль Черноморского флота принимал участие в международных учениях Черноморской военно-морской группы оперативного взаимодействия пойдет речь в репортаже военного журналиста Александра Кудрявцева.

О больших десантных кораблях можно говорить до бесконечности и все слова благодарности будут искренними. Вне сомнений, само существование Черноморского, «заграничного», флота России было бы весьма затруднительным. Не будь в его составе 197 бригады десантных кораблей. За истекшие 20 лет эта бригада перевезла на своих кораблях десятки тысяч людей, сотни тысяч тонн грузов и огромное количество техники.

Корабли ВМФ СССР Справочник том IV Десантные и минно-тральные корабли Апальков Юрий Валентинович

Большие десантные корабли пр. 1171 - 14 ед

Основные тактико-технические элементы

Водоизмещение, т:

Порожнем 2000

Стандартное 2905

Полное 4360

Главные размерения, м:

Длина наибольшая (по KBЛ) 113,0 (105,0)

Ширина корпуса наибольшая (по КВЛ) 15,6 (15,6)

Осадка при полном водоизмещении 4,5

Главная энергетическая установка:

Тип дизельная

Количество х тип ДД - суммарная мощность, л. с 2 х М-58А 1* или 2 х М-58А-3 2* или 2 х М-58А-4 3* - 9000

Количество х тип движителей 2 х ВФШ

Количество х тип - мощность источников тока ЭЭС, кВт 2 х ДГ - по 500 + 1 х ДГ - 750 1* или 3 х ДГ - по 500 4*

Скорость хода, уз: - полная 16,5

Дальность плавания, мили: - ходом 15,5 уз 2000 или 4800 5*

Экипаж, чел. (в т. ч. офицеров) 55 (5)

Автономность по запасам провизии с десантом, сут 15 1* или 20 4*

Минимальный уклон дна для высадки техники на урез воды, град.: 2–2,5

Десантовместимость:

Вариант 1 22 средних (основных) танка и 25 БТР

Вариант 2 50 БТР

Вариант 3 52 грузовых автомобиля

Личный состав десанта (при всех вариантах загрузки), чел 313 или 400 4*

Полезная десантная площадь, м 2:

Общая 1195

Верхняя палуба 405

Основная 50

Дополнительная 12

Межпалубные 12

Временные нормативы, мин:

Открывание носового устройства (с дополнительной сходней) 4 (7)

Открывание кормового устройства 4

Вооружение:

Ракетное:

Система НРО «Град-М» 6*

Количество ПУ х стволов (тип ПУ) 1 х 40 - 122-мм (А-215)

Боезапас 80 НУРС М-21-ОФ

Зенитный ракетный комплекс:

Тип «Стрела-3»

Количество ПУ х направляющих (тип ПУ) 2x3 (ПЗРК) или 3 х 2 (ПЗРК) 7*

Боезапас 24 ЗР или 32 7*

Артиллерийские комплексы:

Количество АУ х стволов (тип АУ) 1x2- 57-мм (ЗиФ-31Б)

Количество АУ х стволов (тип АУ 2x2- 25-мм (2М-ЗМ) 8*

Радиоэлектронное:

Навигационная РЛС «Дон»

Комплекс средств РЭБ «Слябинг»

1* Для пр. 1171 мод. I и пр. 1171 мод. II.

2* Для пр. 1171 мод. III.

3* Для пр. 1171 мод. IV.

4* Для пр. 1171 мод. III и пр. 1171 мод. IV.

5* При заполнении топливом топливно-балластных цистерн.

6* Для пр. 1171 мод. III и пр. 1171 мод. IV.

7* На пр. 1171 мод. I

8* Для пр. 1171 мод. IV.

Фото Н Ю. Прохорова БДК пр. 1171 (Орск), июль 2003 г.

БДК пр. 1171 (шифр «Тапир») был разработан в начале 60-х годов в ЦКБ-50 под руководством главного конструктора И.И. Кузьмина, а в 1963 г. был передан в ЦКБ-17 (с 1967 г. - Невское Г1КБ). Корабль предназначен для перевозки морем и высадки на необорудованное побережье войскового подразделения (численностью до батальона) с подвижной бронетанковой и автомобильной техникой. Может использоваться также как транспорт боеприпасов, в том числе и для перевозки баллистических ракет в контейнерах или другой боевой крупногабаритной техники.

БДК пр. 1171 спроектирован на базе многоцелевого сухогрузного судна. Корабль двухпалубный, с баком, ютом, кормовым расположением машинного отделения и пятиярусной надстройки. С четырьмя трюмами, один из которых расположен в корму от машинного отделения. Люковые закрытия не загромождают верхнюю и грузовую палубы. Корпус разделен водонепроницаемыми переборками на семь отсеков. Крупногабаритные вырезы в главных поперечных переборках на грузовой палубе для погрузки и выгрузки подвижной техники имеют механизированные переборочные закрытия (лацпорты) с дистанционным управлением. Корабль оборудован носовым высадочным устройством с основными и дополнительными откидными сходнями и дистанционным управлением всеми его узлами. Кроме того, имеется кормовое закрытие-сходня, обеспечивающее прием и выгрузку подвижной техники на причал или стенку. Перевозимая техника может перемещаться по всей грузовой палубе, с ее выходом по межпалубной сходне для размещения на верхней палубе. Корабли пр. 1171 способны осуществлять вертикальную погрузку различных грузов собственными средствами. Для этого они оборудованы четырьмя (у пр. 1171 мод. I и пр. 1171 мод. IT) или двумя (у пр. 1171 мод. III и пр. 1171 мод. IV) палубными грузовыми люками, подъемным краном грузоподъемностью 7,5 т. Кроме того, на кораблях первой модификации имелось два крана грузоподъемностью по 5 т.

БДК пр. 1171 мод. I

Продольный разрез БДК пр. 1171 мод. I:

1 - установка ПЗРК; 2 - грузовые краны К326ТД грузоподъемностью 5 т.; 3 - лебедка кормового якорного устройства; 4 - кубрики команды; 5 - каюты офицеров и мичманов; 6 - дымоход МО; 7 - АП РЛС «Дон»; 8 - ходовой мостик; 9 - ходовая рубка; 10 - погреб 57-мм выстрелов; 11 - 57-мм АУ Зиф-31 Б; 12 - носовые грузовые трюма; 13 - грузовой кран КЭ29 грузоподъемностью 7,5 т; 14 - фок-мачта; 15 - отделение шпилевых машин и механизмов носового высадочного устройства; 16 - лацпорт носового высадочного устройства; 17 - дополнительная откидная сходня; 18 - основная откидная сходня; 19 - трюмные отсеки; 20 - носовая балластная цистерны; 21 - топливные цистерны; 22 - погреба боезапаса десанта и кладовые провизии; 23 - отсек ДГ; 24 - межпапубная сходня; 25 - МО; 26 - вспомогательное котельное отделение; 27 - цистерны пресной воды; 28 - кормовая балластная цистерна; 29 - кормовой грузовой трюм; 30 - румпельное отделение; 31 - кормовое закрытие-сходня; 32 - кормовое якорное устройство.

БДК имеет специальное кормовое якорное устройство, которое удерживает его на месте при приеме (выгрузке) техники у необорудованного берега, а также стягивает с мели при отходе от берега. Для личного состава морской пехоты оборудованы спальные помещения в корпусе, а экипаж размещается в надстройке. Увеличить десантовместимость до 400 морских пехотинцев на двух последних модификациях проекта удалось за счет оборудования дополнительного кубрика в трюме № 1.

Корабль обладает (несмотря на наличие носового высадочного устройства) хорошими мореходными качествами, большой дальностью плавания полным ходом, хорошей десантовместимостью, возможностью его широкого использования для перевозки в трюмах и твиндеках генеральных грузов общей массой до 3750 т. На газовыпускных устройствах главных двигателей размещены два утилизационных котла паропроизводительностыо по 700 кг/час. Недостатками БДК пр. 1171 специалисты считают недостаточную скорость полного хода, слабое артиллерийское вооружение и недостаточную для боевого корабля непотопляемость, так как он проектировался с соблюдением норм регистра СССР.

В 1966–1975 гг. на ССЗ «Янтарь» в Калининграде было построено 14 БДК пр. 1171 в четырех модификациях, различавшихся между собой десантовместимостью, автономностью по запасам провизии и составом вооружения. К моменту распада СССР, все они входили в состав флота. В настоящее время (по состоянию на август 2007 г.) в строю продолжают оставаться пять кораблей, причем один из них входит в состав ВМСУ.

Воронежский комсомолец (зав. № 291, пр. 1171 мод. I, БДК-10, с 18.03.1992 г. - БДК-65, с 2003 г. - Саратов). ССЗ «Янтарь»: 5.02.1964 г.; 1.07.1964 г.; 18.08.1966 г. После вступления в строй корабль входил в состав СФ, а с 1985 г. - в состав ЧФ. В июле 1999 г. в рамках миротворческой операции ООН в Югославии корабль участвовал в переброске войск из Туапсе в греческий порт Салоники. Вместе с другими судами десантной группы он доставил к месту назначения 260 ед. техники, 1700 солдат и офицеров с полной экипировкой. Корабль исключили из списков флота в первой половине 2007 г.

Крымский комсомолец (зав. № 292, пр. 1171 мод. I, БДК-6). ССЗ «Янтарь»: 5.02.1964 г.; 1.07.1964 г.; 18.08.1966 г. Входил в состав ЧФ. В 1993 г. корабль исключили из списков флота и передали ОРВИ для утилизации.

Томский комсомолец (зав. № 293, пр. 1171 мод. I, БДК-13). ССЗ «Янтарь»: 18.02.1965 г.; 26.03.1966 г.; 30.09.1967 г. Входил в состав ТОФ. В 1992 г. корабль исключили из списков флота и передали ОРВИ для утилизации.

Комсомолец Карелии (зав. № 294, пр. 1171 мод. I, БДК-62). ССЗ «Янтарь»: 5.08.1966 г.; 1.03.1967 г.; 29.12.1967 г. Входил в состав СФ. В 1997 г. корабль исключили из списков флота и передали ОРВИ для утилизации.

Сергей Лазо (зав. № 295, пр. 1171 мод. II, БДК-66,). ССЗ «Янтарь»: 7.03.1967 г.; 28.08.1967 г.; 27.09.1968 г. Входил в состав ТОФ. В 1994 г. корабль исключили из списков флота и передали ОРВИ для утилизации.

БДК-69 (зав. № 296, пр. 1171 мод. II, с 2003 г. - Орск). ССЗ «Янтарь»: 30.08.1967 г.; 29.02.1968 г.; 31.12.1968 г. После вступления в строй входил в состав ТОФ, а с 1994 г. - в состав ЧФ. В июле 1999 г. в рамках миротворческой операции ООН в Югославии корабль участвовал в переброске войск из Туапсе в греческий порт Салоники. Вместе с другими судами десантной группы доставил к месту назначения 260 ед. техники, 1700 солдат и офицеров с полной экипировкой. Орск планируется исключить из списков флота в первой половине 2008 г.

50 лет шефства ВЛКСМ (зав. № 297, пр. 1171 мод. III, БДК-771). ССЗ «Янтарь»: 12.03.1968 г.; 31.08.1968 г. 30.09.1969 г. Входил в состав ТОФ. В 1993 г. корабль исключили из списков флота и передали ОРВИ для утилизации.

Донецкий шахтер (зав. № 298, пр. 1171 мод. III). ССЗ «Янтарь»: 5.09.1968 г.; 10.03.1969 г. 31.12.1969 г. Входит в состав БФ.

МДК пр. 1171 мод. II (вверху) и пр. 1171 мод. Ill

БДК пр. 1171 мод. IV

БДК пр. 1171 мод. IV (Николай Фильченков)

Красная Пресня (зав. № 299, пр. 1171 мод. III). ССЗ «Янтарь»: 18.03.1969 г.; 11.10.1969 г. 30.09.1970 г. Входил в состав БФ. В 1993 г. корабль исключили из списков флота и передали ОРВИ для утилизации. В 1995 г. после ремонта он был продан одной из частных фирм для дальнейшей эксплуатации.

Илья Азаров (зав. № 300, БДК-104, мод. III). ССЗ «Янтарь»: 17.10.1969 г.; 31.03.1970 г. 10.06.1971 г. Входил в состав ЧФ. В апреле 1996 г. в Одессе был передан правительству Украины, вошел в состав ВМСУ и переименован в Ровно.

Александр Торцев (зав. № 301, пр. 1171 мод. III). ССЗ «Янтарь»: 6.04.1970 г.; 27.11.1970 г.; 31.12.1971 г. Входил в состав ТОФ. В 1994 г. корабль исключили из списков флота и передали ОРВИ для утилизации.

Петр Ильичев (зав. № 302, пр. 1171 мод. III). ССЗ «Янтарь»: 30.11.1970 г.; 30.08.1971 г. 29.12.1972 г. Входил в состав СФ. В 1993 г. корабль исключили из списков флота и передали ОРВИ для утилизации.

Николай Вилков (зав. № 303, пр. 1171 мод. IV). ССЗ «Янтарь»: 3.09.1971 г.; 30.11.1973 г.; 30.07.1974 г. Входит в состав ТОФ. Выполнил семь боевых служб в Индийском океане. В 1994 г. участвовал в совместных учениях с ВМС Кувейта. В этом же году занимался перевозкой грузов из Петропавловск-Камчатского в порт Кам-Рань. В конце 1994 г. корабль оказывал помощь пострадавшему от землетрясения населению Южных Курил, доставив туда топливо и продукты питания.

Николай Фильченков (зав. № 304, 1171 мод. TV). ССЗ «Янтарь»: 30.01.1974 г.; 29.03.1975 г.; 30.12.1975 г. Входил в состав БФ, а с декабря 1979 г. - в состав ЧФ.

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора

2.8. Большие копья Зигфрида и его бойцов и большие копья крестоносцев, воинов императора Балдуина «Песнь о нибелунгах» подчёркивает огромные размеры копий, которыми были вооружены Зигфрид и его бойцы. «БОЛЬШОГО ВЕСА БЫЛО У КАЖДОГО КОПЬЁ, у Зигфрида же - ровно в две пяди

Из книги Основание Рима. Начало Ордынской Руси. После Христа. Троянская война автора Носовский Глеб Владимирович

2.8. Большие копья Зигфрида и его бойцов, а также большие копья крестоносцев, воинов императора Балдуина «Песнь о Нибелунгах» подчеркивает огромные размеры копий, которыми были вооружены Зигфрид и его бойцы. «БОЛЬШОГО ВЕСА БЫЛО У КАЖДОГО КОПЬЕ, у Зигфрида же - ровно в две

Из книги Бессилие власти. Путинская Россия автора Хасбулатов Руслан Имранович

Модель «Большое государство» – «Большие корпорации» – «Большие профсоюзы» Странно, что политические партии не подняли не только указанную выше проблему (в ходе избирательной кампании), но и еще по крайней мере два важных вопроса: первый – необходимость

Из книги Знаменитые мистификации автора Балазанова Оксана Евгеньевна

Корабли-призраки, корабли-убийцы Если посчитать, сколько кораблей погибло или пропало без вести на просторах океана за всю историю мореплавания, то Бермудский треугольник покажется детской игрушкой. Но несмотря ни на что, корабелы вновь и вновь строят лайнеры, фрегаты и

Из книги Том 2. Кино становится искусством, 1909-1914 автора Садуль Жорж

Глава XIV БОЛЬШИЕ КИНОТЕАТРЫ. БОЛЬШИЕ ФИЛЬМЫ (АМЕРИКА, 1912–1914) Начиная с 1908 года американский кинопрокат оказывает решающее влияние на мировую кинопромышленность. С тех пор как погоня за массовым зрителем при помощи «никель-одеонов» привела к открытию в США около 10 000

Из книги Исландия эпохи викингов автора Байок Джесси Л.

Глава 19 Большие годи, большие бонды и саги о них, или Конец эпохи народовластия И тогда было заодно принято такое решение для Исландии по совету кардинала [Вильхьяльма] - а он сказал, мол, никуда не годится, если эта страна не служит какому-нибудь конунгу, как все другие

Из книги Неудавшаяся империя: Советский Союз в холодной войне от Сталина до Горбачева автора Зубок Владислав Мартинович

автора Апальков Юрий Валентинович

Большие десантные корабли пр. 775 - 28 ед Основные тактико-технические элементыВодоизмещение, т:- порожнем 2900- полное 4400Главные размерения, м:- длина наибольшая (по KBJ1) 112,5 (105,0)- ширина корпуса наибольшая (по KBJI) 15,0 (15,0)- осадка при полном водоизмещении 3,7- размеры

Из книги Корабли ВМФ СССР Справочник том IV Десантные и минно-тральные корабли автора Апальков Юрий Валентинович

Средние десантные корабли пр. 770Д и пр. 770МА - 30 ед Основные тактико-технические элементыВодоизмещение, т:- стандартное 550 или 600 *- полное 751 или 820*Главные размерения, м:- длина наибольшая (по KBJI) 75,0 (70,0)- ширина корпуса наибольшая (по КВЛ) 8,6 (8,6)- осадка при полном

Из книги Корабли ВМФ СССР Справочник том IV Десантные и минно-тральные корабли автора Апальков Юрий Валентинович

Средние десантные корабли пр. 771 и пр. 771А - 22 ед Основные тактико-технические элементыВодоизмещение, т:- стандартное 640 или 650*- полное 874 или 884*Главные размерения, м:- длина наибольшая (по KBJI) 75,0 (70,0)- ширина корпуса наибольшая (по KBJI) 9,0 (8,6)- осадка при полном

Из книги Корабли ВМФ СССР Справочник том IV Десантные и минно-тральные корабли автора Апальков Юрий Валентинович

Средние десантные корабли пр. 773 - 8 ед Основные тактико-технические элементыВодоизмещение, т:- стандартное 920- полное 1192Главные размерения, м:- длина наибольшая (по KBJI) 81,0 (76,0)- ширина корпуса наибольшая (по KBJI) 9,3 (9,0)- осадка при полном водоизмещении 2,3- размеры

Из книги Корабли ВМФ СССР Справочник том IV Десантные и минно-тральные корабли автора Апальков Юрий Валентинович

Малые десантные корабли на воздушной подушке пр. 1232 и пр.12321 - 18 ед Основные тактико-технические элементыВодоизмещение, т:- стандартное 310,0- полное 350,0 или 355,0 *Главные размерения, м:- длина наибольшая 45,8- ширина наибольшая 19? 4- ширина понтона 17? 3- высота 21,9- высота

Из книги Людовик XIV автора Блюш Франсуа