Парусное вооружение яхты. Части парусного вооружения

Парусное вооружение используется для создания тяги, чтобы двигать судно используя ветер. Состоит из рангоута и парусов. Парусное вооружение может быть разным. Существуют десятки типов парусного вооружения. Мы не будем рассматривать их сейчас. Большей частью вы будете иметь дело с очень распространенным типом «бермудский шлюп».

Парусное вооружение «бермудский шлюп».
Основные и дополнительные паруса.

  1. Фаловый угол
  2. Колдунчики
  3. Передняя шкаторина
  4. Галсовый угол
  5. Гика шкот
  6. Стаксель шкот
  7. Шкотовый угол
  8. Колдунчики

Основные паруса - грот и стаксель

Стаксель

передний парус в бермудском вооружении. Генуя или генуэзский стаксель, стаксель, штормовой стаксель - все это названия переднего паруса.

Стаксель на закрутке

Один парус для любой силы ветра. При усилении ветра его площадь можно уменьшить, закрутив его частично вокруг форштага с помощью троса и барабана закрутки из кокпита.

Закрутка стакселя - механизм, барабан, позволяющий накручивать стаксель на штаг. Закрутка стакселя позволяет не ставить или снимать парус каждый раз, когда выходите или подходите к стоянке, а просто накручивать его на штаг. Его минус в том, что он не оптимален для всех погодных условий.

Стаксель на карабинах

Сменный стаксель крепится на карабинах (раксах) к форштагу. Такое крепление надежно и не позволит упасть парусу при подъеме или спуске. Его можно быстро поменять на парус меньшего масштаба или большего. Такой парус удобен для длительных путешествий, но не удобен на регатах.

Стаксель на штаг пирсе

Сменный парус, может быть свернут без закрутки стакселя. В переднюю шкаторину вшит лик-трос, который удерживается в лик-пазе штаг-пирса. Штаг-пирс пластиковая или алюминиевая планка на штаге. Такой стаксель обеспечивает лучшие динамические характеристики, но его сложно скручивать на яхтах более 35 футов. Управляют стакселем (переводят его с борта на борт) с помощью стаксель шкотов завязанных на шкотовом угле паруса, и проведенных по разным бортам яхты.

Грот

Парус грот расположен позади мачты.
Классический грот опускается и поднимается фалом через топ мачты. Для небольших яхт иногда используют патент-риф, конструкцию вертлюга, который позволяет накручивать грот на гик.
При усилении ветра площадь грота уменьшают - «берут рифы». Закручивают грот частично в мачту или на гик (при патент-рифе). Если грот классический - парус приспускают на фале и подбирают образовавшийся «карман» риф штертами.

Грот может убираться на закрутку, расположенную внутри мачты.

Гика шкот - снасть, которым управляется гик и соответственно грот.
Каретка гика шкота и гика шкот - снасти для управления гротом.

Части паруса

Фаловый угол - верхний, за него парус подымают.

Шкотовый угол - в люверс шкотового угла привязывают стаксель шкоты, которыми управляют парусом

Галсовый угол - передний, показывает каким галсом идет яхта

Шкаторина - кромка паруса, может быть задней, передней и нижней.

Дополнительные паруса

Спинакер

Спинакер - легкий парус большой площади, шьется из нейлона. Используется для полных курсов - фордевинда и бакштага.

Спинакер несут на специальном рангоуте - спинакер гике

Генакер

Генакер - ассиметричный спинакер, гибрид между генуей и спинакером. Со спинакером он схож тем, что не крепится к штагу, такой же легкий и большой площади. Он как и генуя крепится на носу яхты или на бушприте за галсовый угол. Гик ему не нужен. Управлять им значительно легче, чем спинакером

Штормовые паруса

Трисель и штормовой стаксель


Шьются из очень плотной ткани меньшего размера по сравнению с основными парусами.

Трисель - штормовой грот, небольшой площади из очень плотной ткани. Парус трисель используется вместо грота, но он не крепится к гику, а правляется из кокпита двумя отдельными шкотами.

Под вооружением понимают паруса и все устройства для управления ими.

4.1. Типы парусного вооружения: прямое вооружение (корабль, бриг), смешанное (барк, баркентина, бригантина), косое (люгерное, латинское, рейковое, шпринтовое, гафельное), бермудское (кэт, шлюп, тендер, йол, кэч, шхуна).

Типы парусов: а - прямой (брифок); б - рейковый (люгерный); в - разрезной фок; г - латинский; д - китайский; е - шпринтовый; ж - гафельный; з - гуари;и - бермудский.

Тендеры"
А - гафельный, Б - бермудский

Двухмачтовые яхты.

А - бермудский иол; б - стаксельный кэч. В - гафельная шхуна; Г - бермудская стаксельная шхуна

Части парусного вооружения.

Основные части вооружения – паруса, рангоут и такелаж.

Рангоут.

Совокупность всех деревянных и металлических частей вооружения, служащих для крепления и несения парусов называется рангоутом .

Части рангоута бермудского и гафельного кэта, шлюпа: мачта, гик, гафель, реек стакселя, спинакер-гик, штагпирс, бушприт.

Материал для изготовления рангоута : дерево, металл, пластик.

Конструкция деревянного рангоута : цельный, клееный, пустотельный, складная мачта, пасынки

Сечения рангоута:

А - каплевидная деревянная мачта с лик-пазом;

Б и В - круглые мачты с рельсами под наружные ползуны;

Г и Д - мачты с рельсам под внутренние ползуны,

Е - металлическая мачта с лик-пазом

Мачта бывает и складной, то есть может быть положена вокруг оси, закрепленной впасынках. Пасынки либо проходят сквозь пяртнерс и своим шпором упираются в степс (как и обычная мачта), либо крепятся прямо на палубе. Иногда их называют стандерсами.

Части мачт : топ, шпор, клотик.

Верхний конец мачты называетсятопом, нижний -шпором. Кло́тик (клот ; от нидерл. kloot - шар, набалдашник), наделка закруглённой формы с выступающими краями на топе мачты или флагштока. Клотик изготовляется из дерева или металла. Внутри клотика устанавливают ролики фалов для подъёма флажных сигналов, фонаря и др. Кроме того, клотик прикрывает торец мачты от влаги.

Устройства для применения и проводки такелажа : краспицы, оковки, чиксы, роульсы.

краспицами. Если краспиц больше одной пары, их называют верхние, средние, нижние; если больше трех пар, - по номерам, начиная снизу (первые краспицы, вторые, третьи и т. д.).

На гафельной яхте верхние концы частей стоячего такелажа надеваются на мачту заделанными на них петлями - огонами. Огоны опираются начиксы - деревянные или металлические заплечики, предохраняющие их от сползания. Роульсы -маленькие шкивы для изменения направления тяги шкотов или других снастей; обычно их ставят на утках или полуклюзах. Металлические детали, предназначенные для крепления к корпусу и рангоуту такелажа и краспиц, называют оковками.

Части гика, гафеля, рея, спинакер-гика : нок, пятка, усы, расклоты, бейфут, шпрюйт. Устройство крепления их к мачте : вертлюги, усы, бейфуты.

Гик -горизонтальное рангоутное дерево, к которому одним из способов крепится нижняя шкаторина грота (бизани, фока). Гик грота называетсягрота-гик ***, гик бизани -бизань-гик, гик фока -фока-гик. Конец гика, упирающийся в мачту, называетсяпяткой, противоположный конец -ноком. Пятка гика имеет оковку, которая входит в вертлюг, позволяющий гику поворачиваться в стороны и вверх. Вертлюг часто делают передвижным вверх по рельсу (особенно на гоночных яхтах), чтобы иметь возможность добрать парус, не трогая фала, при помощигалс-оттяжки. Гафель, как и гик, имеет нок и пятку. Пятка гафеля имеетусы, схватывающие мачту. Усы могут быть неподвижными или вертлюжными: неподвижные чаще всего делают из дерева (дуба или ясеня), а вертлюжные - из металла. Поверхность усов, обращенную к мачте, обшивают кожей, а место на мачте, где они ходят, - тонкой листовой медью или латунью, предохраняя ее таким образом от износа. Чтобы усы не соскочили с мачты, концы их соединяют тонким стальным тросиком -бейфутом. Одним из концов бейфут крепится к усам тонкой пеньковой снастью такой крепости, чтобы при падении гафеля она рвалась, предохраняя усы от поломки. На бейфут надевают деревянные шарики - раксклоты, чтобы он легче ходил по мачте и не царапал ее.

Шпрюйт -

Устройства для крепления и проводки такелажа : оковки, стрелки, шпрюйты, блоки, роульсы.

Металлические детали, предназначенные для крепления к корпусу и рангоуту такелажа и краспиц, называют оковками. Шпрюйт - туго натянутый стальной трос, по которому скользит блок (заменяет рельсы).Роульсы -маленькие шкивы для изменения направления тяги шкотов или других снастей; обычно их ставят на утках или полуклюзах.Блоки служат для облегчения работы с бегучим такелажем и изменения направления тяги. Неподвижный блок не дает выигрыша в силе и служит лишь для изменения ее направления. Подвижной блок дает выигрыш в силе примерно вдвое, но для перемещения груза требует вдвое больше снасти, чем потребовалось бы без блока. Для определения выигрыша в силе, который дают тали считают, сколько снастей держит груз. Сколько таких снастей-лопарей, таков примерно и выигрыш в силе. Блоки бывают самых разных типов. Наиболее распространены пластмассовые окованные блоки, которые состоят изшкива -диска с канавкой на ободе, по которому катится снасть,нагеля - оси шкива, оковки с отверстием для оси ищек, предохраняющих снасть от трения об оковку и направляющих ее по шкиву.

Устройства для крепления парусов к рангоуту : ликпазы, рельсы, сегарсы.

4.2.2. Такелаж. Такелаж стоячий и бегучий. Дельные вещи.

Стоячий такелаж : ванты (основные, топовые, ромбовидные), штаги (основной, топштаг, контрштаг), бакштаги, ахтерштаги, их назначение. Назначение.

Стоячий такелаж состоит извант, Поддерживающих мачту от изгиба к бортам,штагов, поддерживающих ее от изгиба назад, ибакштагов, поддерживающих от изгиба вперед. На швертботах-кэтах, например класса «Финн» и «ОК», мачта не имеет стоячего такелажа и под действием ветра на паруса свободно прогибается. Если на яхте две пары вант, то верхние называюттоп-вантами, а нижние- основными. Чтобы увеличить угол между мачтой и вантой, топ-ванты часто распираюткраспицами .

Если вант несколько пар и все они идут нижними концами на палубу, то те, что идут на самый топ мачты, называют топ-вантами . Дальше вниз по порядку расположены: верхние ванты, средние и нижние .

Сколько бы ни было пар вант, самые нижние, идущие прямо на палубу, без краспиц, называют основными. Топ-ванты всегда проводят в плоскости мачты, а основные - слегка к корме. Когда основных вант две пары, одну из них проводят несколько впереди мачты. На бермудских мачтах часто делают ромбо-ванты, они идут на мачту с самого топа через верхние краспицы.

Штаг, идущий от вершины переднего парусного треугольника и поддерживающий стаксель, называютосновным, а если нет других, то просто штагом. Если штагов несколько, то штаг, идущий с топа мачты, называюттоп-штагом **, штаг, на котором ставится кливер,кливер-леером. У яхт с бермудским вооружением топ мачты в большинстве случаев поддерживается еще одним или двумяахтер-штагами, идущими на корму судна.

Бакштаги идут на палубу судна к бортам от того места на мачте, где крепится основной штаг. Крепят бакштаги таким образом, чтобы их можно было отдавать и выбирать при смене галса. Для этого нижние концы бакштагов снабжаются талями или ползунами, которые перемещаются по закрепленным на палубе рельсам или туго натянутым стальным тросам- шпрюйтам.

Крепление их к мачте и к корпусу судна : путенсы, талрепы, рычажные устройства, лебёдки .

Ванты и штаги крепятся к корпусу на соответствующих оковках -вант-путенсах и штаг-путенсах, надежно закрепленных на самом корпусе яхты. Натяжение вант осуществляется талрепами - винтовыми стяжками или талрепными узлами .

На современных яхтах широкое распространение получили быстродействующие рычажные натяжки, или лебедки, облегчающие работу команды и ускоряющие отдачу и закладывание бакштагов (см. рис. 51 ). Такими натяжками иногда снабжают и задние основные ванты - тогда подветренная ванта ослабляется и не режет грот

Материал для стоячего такелажа.

Стальной трос оцинкованный или из нержавеющей стали. Жесткие тросы свивают из толстой проволоки и употребляют для стоячего такелажа, где они не подвергаются сильным изгибам, но испытывают значительные нагрузки. Пропускать такие тросы в блоки нельзя.

Бегучий такелаж . Части бегучего такелажа бермудского и гафельного кэта, шлюпа. Назначение снастей. Материал для бегучего такелажа.

Бегущий такелаж

Куда он бегает и зачем нужен? Тянем, поднимаем – это в двух словах о бегучем такелаже.

Фал: если сказать просто – веревка. Запомнить его предназначение не сложно – все что поднимается вверх поднимается фалами. Что в первую очередь мы поднимаем, ну конечно паруса. Для того чтоб не путаться и не кричать – «эй потяни зеленую веревочку», названия фалов как правило состоит из двух слов. Первое слово название паруса + слово «фал». Все достаточно просто «грота-фал», «стаксель-фал» и т.д.

Как и любая веревка фал имеет два конца. Конец к которому крепится парус или оснастка называют «корневым», конец за который тянут – «ходовым»

Блок: служит для облегчения работы с бегучим такелажем и изменения направления тяги. Физику учили и зачем нужны блоки особо объяснять не надо. Единственное что следует иметь ввиду что неподвижные блоки не дают выигрыша в уменьшении силы, их основная задача изменение направления тяги.

Шкот: опять веревка, на этот раз для управления парусами. Название также складывается из двух слов. «гика-шкот», «стаксель-шкот» именно эти шкоты Вы будете наиболее часто использовать. Первый служит для управления основным парусом – гротом, второй для управления стакселем. Правило управления достаточно просто если идем против ветра – чем острее курс и сильнее ветер тем больше надо «набивать» (натягивать) шкоты, ветер меньше курс «полнее» - травим шкоты. Когда идем полным курсом (ветер в спину) : «грота-шкот» как правило полностью отпускают, а стаксель-шкот подбирают так чтобы стаксель имел наибольшую полноту относительно ветра.

Топенант: снасть удерживающая гик. Как правило топенант идет от топа мачты вниз к ноку гика образуя с мачтой и гиком треугольник. Его основная задача не дать гику упасть на палубу когда грот не поднят, используется во время стоянок, хождения под двигателем. При поднятом гроте топенант следует потравить – иначе он будет мешать правильной работе паруса.

Лебедка: поднять парус фалом или придать гроту нужное положение шкотом не так просто. Силы нужны. Для облегчения этой задачи и служат лебедки. Фал или шкот обводится вокруг лебедки (накинуть шлаг), чем сильнее усилие необходимо приложить тем больше шлагов необходимо накинуть. Оптимально три шлага. Затем при помощи ручки лебедка приводится в движение, существенно облегчая прилагаемые усилия. Устройства лебедок различны от самых простых, до самостопорящихся и электрических.

Стопор: подобрали шкоты, но ведь их нужно закрепить, для этого используют стопор. Устройство позволяющее крепить ходовой конец снасти, а при необходимости быстро сбросить его.

На данном этапе достаточно. Хотя конечно это далеко не весь перечень бегучего такелажа еще есть: брасы, лопари, галсы и т.д. и тому подобное. Нам сейчас необходим минимум который позволит понять как работает яхта, а тонкости … это уже с опытом и по желанию.

Бегучий такелаж служит для управления рангоутом и парусами, подъема сигнальных флагов. В данном случае к бегучему такелажу относятся гика шкоты – служат для управления гиком, грота шкоты – служат для настройки грота по гику, грота-фал – для подъема грота на мачту, стаксель-фал – для подъема стакселя на мачту, оттяжка гика – для притягивания гика к палубе, чтобы он не задирался на полных курсах и стаксель-шкоты – для управления стакселем.

Тросы, служащие материалом для бегучего такелажа, могут быть растительными, синтетическими и стальными.
На яхтах используют следующие растительные тросы:
- пеньковые - изготовленные из волокон пеньки, получаемой при обработке стеблей конопли. Трос, свитый из чистой пеньки, называется белым (бельным). Если каболки пенькового троса пропускают через горячую древесную смолу (для предохранения от гниения), то трос, свитый из них, называют смоленым (смольным). Смольные тросы на яхтах почти не применяются, так как они менее крепки (на 10-20%) и, выделяя смолу, могут пачкать паруса и окрашенные поверхности. Все новые бельные пеньковые тросы вытягиваются при нагрузке в среднем на 8-9%;
- сизальские - выделывают их из волокон растения агава, растущего в Мексике, а также на юге Крыма и Кавказа. По крепости эти тросы подобны пеньковым, отличаются желтым цветом и множеством торчащих волокон (мохнатые). Как и пеньковые, употребляются для снастей бегучего такелажа и швартовов;
- маннльскве -их делают из волокон стеблей диких бананов. Новый манильский трос серебристо-белого цвета. Он несколько прочнее пенькового и сивальского тросов. Манильский трос отлиачется от остальных растительных тросов эластичностью, мягкостью, легкостью и способностью плавать. Все эти качества позволяют достаточно широко применять его для бегучего такелажа, швартовов, буксиров, завозных концов. Однако манильский трос быстрее изнашивается, чем пеньковый;
- хлопчатобумажные - делают их из хлопчатобумажных нитей. Эти тросы по крепости значительно уступают пеньковым, сильно тянутся (особенно при намокании), уменьшаясь в толщине, и довольно быстро изнашиваются и гниют. Тем не менее легкость, мягкость и эластичность хлопчатобумажного троса делают его очень удобным для работы на шкотах. Новый трос благодаря совершенно белому цвету, имеет очень нарядный вид.
В последние годы широкое распространение получили тросы, изготовленные из синтетических волокон. Благодаря превосходным качествам они постепенно вытесняют в морском деле растительные тросы.
Главное достоинствосинтетических тросов - полная неподверженность гниению. Они более прочны, упруги и легки, чем растительные. Так, по некоторым данным, при одинаковой толщине капроновый трос на 12% легче, в два раза эластичнее, в три с лишним раза крепче пенькового троса и в два с половиной раза эластичнее манильского.
Используются синтетические тросы (капроновые, лавсановые, перлоновые и др.) для бегучего такелажа (шкоты и фалы), в качестве ликтроса для ликовки парусов из синтетической ткани, а также швартовов и якорных канатов. Несмотря на относительно высокую стоимость, синтетические тросы с лихвой окупают себя благодаря долговечности и другим достоинствам.
Недостатком синтетических тросов является их повышенная жесткость: при высучивании через руку о них можно легко содрать кожу. Кроме того, они очень тянутся: капроновый трос без ущерба для прочности может удлиняться до 40% первоначальной длины. Обладая малым коэффициентом трения, синтетические тросы, если их плохо закрепить, могут потравиться. Поэтому при вязании узлов ходовой конец снасти из такого троса следует прихватывать к коренному. Синтетические тросы шелковисто-белого цвета.
Стальные тросы имеют ряд преимуществ: при одинаковом весе с растительными они значительно крепче и надежнее в работе, меньше изнашиваются и меньше подвержены влиянию сырости. Вместе с тем они значительно более жестки, боятся изломов, и только особо гибкие стальные тросы выдерживают некоторые узлы. Стальные тросы неэластичны и при резких натяжениях лопаются.
Делают стальной трос из отдельных проволок, покрытых цинком (или из нержавеющей стали). По роду выделки стальные тросы бывают жесткие, гибкие и особо гибкие. Гибкие и особо гибкие тросы делают из тонких проволок, с пеньковыми сердечниками в каждой пряди. Поэтому они обладают хорошей гибкостью и используются для бегучего такелажа. При той же толщине жесткие тросы в восемь раз крепче пеньковых, а гибкие - в шесть.

Выделка тросов

Растительныетросы выделывают следующим образом. Из волокон, если представить их подвешенными отвесно, вращением по часовой стрелке, «по солнцу», свиваютсякаболки. Из некоторого числа каболок, но уже против часовой стрелки, «против солнца», свиваютпряди. Из трех или четырех прядей, снова «по солнцу», свивают трех- или четырех" прядный тростросовой работы прямого спуска .
Если каболки свивать «против солнца», пряди - «по солнцу», а трос - «против солнца», получится трос тросовой работы, нообратного спуска.
Четырехпрядный трос внутри между прядями имеет еще пятую, слабо свитую и вытянутую прямо прядь, которая называется сердечником. Четырехпрядный трос эластичнее, но слабее трехпрядного на 10-20%.
Если прядями для троса служат трехпрядные тросы тросовой работы, то каждый из них называется стрендью, а свитый из них трос - тросом кабельнойработы. Обычно тросы тросовой работы прямого спуска, а кабельной работы - обратного. Структура этих тросов показана на рис. 55.
Чтобы узнать, какого спуска данный трос, можно воспользоваться следующим правилом: если на направление прядей можно наложить русскую букву «И», это трос прямого спуска, витки пряди идут как витки винта правого шага; если же на направление прядей можно наложить латинскую букву «N», то это трос обратного спуска (как винт левого шага).
Тросы кабельной работы на 15-20% слабее, чем тросовой работы.
На яхтах широко применяются такжеплетеные (фаловые) тросы. Они изготовляются в виде плетеной трубки с сердечником или без него. Это лучшие тросы для снастей бегучего такелажа, не испытывающего очень больших напряжений: шкотов, такелажа спинакера и т. п. Плетеные тросы делаются из льняных, хлопчатобумажных или синтетических нитей.
По техническим показателям растительные тросы делятся на специальные, повышенные и нормальные; по степени скрутки - на туго и слабо свитые.
Выделка синтетических тросов не отличается от выделки растительных. Так, капроновый трос, изготовляемый из капронового волокна, делается следующим образом. Нити из капронового волокна скручиваются «против солнца» в так называемую филаментарную нитку; несколько таких ниток скручивают «по солнцу» в каболки; каболки скручивают «против солнца» в пряди, а из трех прядей «по солнцу» свивают уже трос тросовой работы. Далее капроновый трос можно подвергнуть термостабилизации для фиксации его свитой структуры и пропитать особым составом, чтобы предохранить от загорания.
В отличие от растительных и синтетических стальные тросы свивают из шести, семи и более прядей. Вокруг пенькового сердечника свивают пряди из оцинкованной или нержавеющей проволоки, а из прядей вокруг пенькового же или проволочного сердечника свивают трос. Пеньковые сердечники придают тросам гибкость и сохраняют смазку, предохраняющую сердечник от гниения, а внутренние проволоки от ржавления. Жесткие тросы делают только с центральным проволочным или пеньковым сердечником.
По способу изготовления стальные тросы могут быть:
- спиральной свивки илиоднопрядные, когда трос представляет собой одн\ прядь, так называемыебензельные тросы;
- крестовой свивки илидвойной крестовой свивки; этот спуск подобен спуску обычного пенькового троса тросовой работы; проволоки в этих тросах, по рисунку поверхности троса, расположены параллельно его оси;
- кабельной работы, как такие же пеньковые; делаются из трех, четырех или шести тросов крестовой свивки (стрендей).
Кроме того, стальные тросы различают по направлению свивки: она может быть прямой -«по солнцу», обратной- «против солнца» и комбинированной, когда трос изготовляется из чередующихся прядей прямой и обратной свивки.
Для стоячего и бегучего такелажа яхт применяют шести- или семипрядный стальной трос крестовой свивки. На гоночных яхтах для стоячего такелажа стараются использовать тросы спиральной свивки или заменять их струнами - катаной проволокой из высококачественной стали, так как они создают меньшее воздушное сопротивление благодаря гладкой поверхности.
Прочность троса
Прочность троса определяют, чтобы узнать, какую нагрузку он может выдержать. Зависит она от его толщины. Чтобы не ошибиться и не взять трос тоньше или толще, чем это нужно, пользуются расчетами по приближенным формулам.
Различаютразрывную прочность троса -нагрузку, при которой он рвется, ирабочую прочность -нагрузку, которую можно прилагать длительное время, не рискуя повредить или порвать трос. Рабочая прочность берется примерно в шесть раз меньше разрывной. Измерив толщину троса, можно рассчитать его рабочую и разрывную прочность (табл. 1 ). Толщина растительных тросов определяется длиной их окружности в миллиметрах, а толщина стальных тросов - по диаметру, причем при измерении нужно брать наибольший диаметр по выступающим противолежащим прядям.

Важно иметь в виду, что мокрый растительный трос слабее сухого, а наличие сплесня (см. дальше) уменьшает крепость любого троса примерно на 10- 15%.
В зависимости от толщины растительные тросы имеют определенные названия. Трос окружностью до 25 мм называетсялинь, тросы от 25 до 100 мм специальных названий не имеют и называются просто тросами тросовой или кабельной работы во столько-то миллиметров. Тросы от 100 до 150 мм называютперлинями, от 150 до 350мм -кабельтовами, свыше 350мм - канатами.
Полезно запомнить, что 25мм - это окружность толстого карандаша, 100 мм - юбилейного рубля, а 200 мм - граненого стакана.

Для временных схваток или других работ, не требующих особой чистоты отделки, кроме ворсы употребляютшкимушку - шнур, свитый вручную из двух нитей, или специальный льняной шнурок; для клетневания, бензелей и изготовления матов используютшкимушгар - шнурок из низкосортной пеньки, свитый фабричным способом из двух, трех или шести прядей.

Лебёдки, тали. Их назначение, части, выигрыш в силе.

Факторов, влияющих на выбор парусного вооружения предостаточно. Здесь, как и в любой области, невозможно создать идеальное вооружение. Для разных целей подходят разные паруса. Но в силу привычки и стереотипа, на большинстве яхт мы наблюдаем вооружение бермудский шлюп. Попробуй производитель предложить совершенно непривычное парусное вооружение, пусть оно и будет отвечать конкретному запросу более качественно, чем классика, и он просто потеряет своих клиентов.

Так что ещё одна из важнейших причин начать – это возможность подобрать необходимое именно для себя парусное вооружение. 🙂

Стремление быть первым является важным фактором сегодняшнего прогресса, в том числе и в яхтинге. Парусные синдикаты топовых регат (Кубок Америки, и т. пр.) вкладывают большие средства в испытания, проектирование и строительство совершенных гоночных машин (бюджеты участников 33-го розыгрыша Кубка Америки превысили сумму в полмиллиарда долларов). Логично, что успешные идеи в сфере новых тенденций парусного вооружения транслируются на массовые лодки. Но насколько это правильно, ведь необходимо учитывать минимум два фактора: гоночные машины изначально идут в совершенно в другом режиме плавания, и далеко не все крейсеристы гонятся за скоростью.

Давайте немного вернёмся к истории развития паруса в Старом Свете. Буквально 100 лет тому назад, когда ещё паровой двигатель не завоевал успеха у коммерсантов, именно прямые паруса – узкие и низкие были «в моде». Они неплохо разгоняли суда, особенно на попутных курсах, но были очень плохими лавировщиками. Небольшие рыболовные суда и первые яхты, преследовали чуть другие цели, и к тому же, благодаря меньшим размерам, позволяли использовать в вооружении более сложные конструкции. Гафельное вооружение было классикой. Но вскоре двигатель окончательно «победил» парус, который остался уже только на яхтах, используемых в целях отдыха, развлечения и в спортивных состязаниях. А к гоночным яхтам предъявляется новое требование – безупречно ходить в лавировку. Именно лавировка сегодня является определяющим для победы на классических гоночных дистанциях.

Так яхтсмены отказались от гафеля, и профиля парусов становятся всё уже и выше – бермудские паруса завоёвывают популярность.

И хотя в 60-х годах прошлого столетия Чеслав Мархай и доказал, что форма паруса типа «гуари» эффективней паруса «маркони» (бермудский на жёсткой мачте), требуется ещё время, чтобы паруса эллипсоидной формы пришли на смену бермудским. Сегодня технологии и материалы позволяют без особых проблем создавать рангоут и такелаж, благодаря которому мачты отлично гнутся и не создают слишком большого аэродинамического сопротивления, но в принципе, до сих пор на массовых яхтах негнущиеся мачты и треугольные неэффективные паруса. Правда, не потому что это сегодня не позволяют сделать технологии, как ещё 40 лет тому назад, но потому что теперь удобно закручивать паруса в мачту, но мачта при этом обязана быть ровной.

Прорыв был осуществлён в 2000 году, когда голландец Йенс Никель доказал эффективность широкого грота. Улучшенная аэродинамическая форма с большим горбом грота имела большую тягу, и при большей площади, что удивительно, меньшую кренящую силу. Рыскливость яхты также значительно снизилась. Никель объясняет это что хотя ЦТ такого паруса стал выше, но ЦП, напротив, сместился вниз. И не случайно именно Йенс Никель пришёл к такому выводу – голландские рыбаки со старых времён использовали короткий изогнутый гафель, который позволял парусному вооружению развивать высокую тягу.

Однако эволюция спортивного паруса продолжилась. Теперь не в моде паруса эллиптической формы. Современный грот имеет ярко выраженный нок-бензельный угол, а самая верхняя сквозная лата уж очень напоминает гафель. На America’s Cup такое вооружение было впервые продемонстрировано в 2007 году.

Почему так, неужели знаменитейший теоретик паруса Чеслав Мархай ошибался? Нет. Эллиптическая форма паурса и в самом деле лучшая. но лишь в идеальных и стабильных условиях обтекания. Но яхты движутся по взволнованному морю, и практика вносит свои коррективы.

Кстати, небольшие нюансы, но надо понимать, что современное спортивное вооружение, грамотно уже нельзя назвать бермудским, хотя мы и продолжаем это делать. Грот сегодня имеет явно выраженную верхнюю шкаторину и четыре угла.

Интересным решением сегодняшнего развития парусного вооружения можно считать яхту класса Open 50 Adecco – “Etoile Horizon”. Возможно, кому-то это покажется странным, но! У гафельного паруса ниже расположен центр парусности, соответственно при той же площади – меньший кренящий момент. Дальше. Океанские гонщики совершенно не стремятся к лавировке – это невыгодно. Им нужна скорость, и ради поиска нужного ветра, можно сделать лишний крюк в океане, не говоря о том, что на маршрутных гонках встречного ветра изначально не так уж много. А здесь опять-таки гафельный парус лучше тянет, чем бермудский. Да и не так уж и много у бермудского преимущества на лавировке. Это можно увидеть на приведённом здесь графике. Вообще, бермудский «победил» гафель на самом деле не сколько потому что он выгоден на гоночной части дистанции против ветра, но благодаря облегчению рангоута, особенно в верхней его части. А современные технологии и материалы позволяют не только мачты делать лёгкие, но гафели 🙂

Давайте теперь вспомним и о двухмачтовом вооружении. в 60-х годах прошлого столетия вооружение иолом считалось идеальным по многим параметрам. Это большая площадь парусности при отсутствии технологических возможностей делать высокие мачты, и более легкие паруса, с которыми проще работать, и возможность вместо взятия рифов просто убрать один парус… Вообще, яхты длиной более 12-ти метров все были двухмачтовыми.

Но эволюция берет своё, и шлюпы за счёт меньшего сопротивления парусного вооружения отодвигают двухмачтовое вооружение в прошлое. Удачным ренессансом двухмачтового вооружения стала кругосветная гонка “Видбред” 1989-90 гг., когда Питер Блейк и Грант Далтон устроили восхитительную дуэль, имея преимущество на полных курсах за счёт широкого и большого по площади вооружения. Но уже следующая гонка показала несостоятельность двухмачтового вооружения, против современных шлюпов, выходящих в режим серфинга.

До сего момента мы разобрали эволюцию парусного вооружения в Европе.

Кратко резюме: прогресс отодвинул парус с коммерческого русла в развлекательное и спортивное. Конструкторские соображения, плюс обмерные формулы привели к тому результату, который мы сегодня наблюдаем. Но в странах юго-восточной Азии совсем другие паруса. Для нас не привычные, но что может показаться поразительным, куда эффективней бермудских парусов. И за счёт формы паруса, и за счёт удобства управления, и за счёт низкого центра парусности.


Типы парусного вооружения довольно разнообразны и зависят в основном от условий, в которых предстоит плавать судну, и от его размеров. Вооружение парусных судов различается главным образом по форме основных парусов.

Большие парусные суда носили (да и сейчас носят) так называемые прямые паруса. Они имеют форму трапеции и поднимаются на горизонтальных реях, располагаясь симметрично мачте и перед ней. Под такими парусами судно идет хорошо только с попутным ветром; к ветру оно может идти только под большим углом - порядка 60-70 . На спортивных яхтах прямые паруса не применяются в качестве основных, но на крупных крейсерах иногда на попутных курсах ставят прямой дополнительный парус, называемый брифоком.

Спортивные парусные яхты вооружают исключительно косыми парусами, которые располагаются по одну (заднюю) сторону мачты и передней кромкой крепятся к ней. Косые паруса обеспечивают значительно лучше тяговые характеристики при плавании против ветра, чем прямые паруса.

Различают несколько видов косых парусов.

Четырехугольный гафельный парус (рис. 12, в и 13, а) имеет гафель-наклонное рангоутное дерево, одним концом упирающееся в мачту. К гафелю крепится верхняя шкаторина (кромка) паруса. Передняя шкаторина паруса крепится к мачте, а нижняя - к гику, горизонтальному рангоутному дереву, которое при помощи вертлюга (шарнира) . соединено с мачтой. Разновидностью гафельного паруса является парус гуари с очень длинным гафелем (часто длиннее гика и даже мачты), стоящим почти вертикально.

В настоящее время двухшвертовики применяются очень редко.

На маленьких яхтах, преимущественно на открытых парусных тузиках- динги, иногда ставят рейковые или шпринтовые паруса. У них гафель заменяется рейком, к которому привязывается верхняя шкаторина паруса, а его передний конец свободно выходит вперед за мачту (рис. 12, а), или шпринтом - шестом, который растягивает парус, упираясь нижним концом в мачту, а верхним - в угол паруса по диагонали, как на детском швертботе «Оптимист» (рис. 12, б).

Лет 40-50 назад почти все яхты вооружались гафельными парусами. Сейчас применяют более простые в обращении и обеспечивающие лучшие тяговые качества треугольные бермудские, паруса.

Бермудский парус (рис. 12, г) не имеет гафеля, что облегчает его постановку. Передняя шкаторина его крепится к мачте, а нижняя, как и у гафельного паруса. - к гику.

По числу мачт яхты подразделяют на одномачтовые и двухмачтовые. Суда с одномачтовым вооружением - это кэт, шлюп и тендер; с двухмачтовым-иол, кэч и шхуна. Спортивные яхты редко имеют больше двух мачт. Исключительным в практике гонок было участие в гонках одиночников через Атлантику в 1972 г. трехмачтовой стаксельной яхты-шхуны «Вандреди 13» длиной 39м и парусностью около 100 м2.

Кэт имеет одну мачту и один парус, называемый гротом. Мачта у кэта помещена сравнительно близко к носу. Кэт - очень простое вооружение, но применяется оно только на небольших яхтах- парусностью до 8-10 м2. При большей парусности оно неудобно-парус получается высоким, поэтому и сила давления ветра на Паруса приложена сравнительно высоко. Яхту приходится делать широкой, с повышенной остойчивостью.

В СССР и в большинстве европейских стран кэт (рис. 12)-господствующее вооружение гоночных швертботов-одиночек, управляет которым один человек (например, швертботы классов «ОК», «Оптимист» и «Финн»).

Для снижения высоты парусности и повышения остойчивости яхты малого и среднего размера (парусностью до 60м2) чаще всего вооружают шлюпом (рис. 13).

Шлюп - это вооружение, при котором яхта кроме грота несет еще один передний парус, называемый стакселем. Шлюп может быть гафельный или бермудский.

Бермудский шлюп сейчас самое распространенное вооружение для яхт малого и среднего размера. Среди бермудских шлюпов можно выделить две разновидности: нормальный бермудский шлюп (или, как его часто называют, «три четверти», так как стаксель обычно достигает 75-80% высоты мачты) и бермудский шлюп с топовым стакселем (стаксель поднимается по штагу, идущему на самый топ мачты). Первая разновидность характерна для гоночных, а вторая - для крейсерско-гоночных яхт (рис. 13, б и в). Промежуток между мачтой и стаксель-штагом называется передним треугольником.


Рис. 14 Тендеры"
А - гафельный, Б - бермудский

Когда парусность больше 60-80м2, ее делят между большим числом парусов. Тогда применяют тип вооружения, называемый тендером. Тендер (рис. 14) несет в переднем треугольнике два или больше передних парусов, чем и отличается от шлюпа. Эти паруса называются: стаксель (ближний к мачте внизу), кливер (впереди стакселя) и кливер-топсель (или летучка) который ставится у самого топа мачты.

Тендеры, как и шлюпы, могут быть гафельными и бермудскими. Гафельные тендеры чаще всего имеют мачту не цельную, а состоящую из двух частей: мачты и стеньги (надставка к мачте сверху, которую можно опускать).

Двухмачтовые вооружения (рис. 15) применяют на крупных крейсерских яхтах, где для уменьшения крена важно иметь еще более низкую парусность, чем у тендеров. Кроме того, распределение общей парусности на несколько парусов облегчает работу экипажа с ними, что особенно важно на яхтах, совершающих дальние плавания. Чисто морские преимущества двухмачтовых яхт весьма велики: уборкой тех или иных парусов можно сразу уменьшить парусность, а комбинируя эти паруса, можно приспособиться к большому диапазону сил ветра без взятия рифов.

Не очень крупные крейсерские яхты (50-100 м2) в большинстве случаев вооружают иолом или кэчем. Иол имеет короткую заднюю мачту (бизань-мачту), которая установлена позади головки руля. Парус на этой мачте называется бизанью. Иолы могут быть как гафель" ные, так и бермудские. Заметим, что для всех двухмачтовых яхт с косыми парусами вид вооружения определяется формой грота. Так, если иол имеет гафель-ный грот, он называется гафельным, независимо от того, какая на нем бизань - гафельная или бермудская. Площадь бизани на иоле обычно составляет 8- 10% общей площади парусности яхты.


Рис. 15. Двухмачтовые яхты.
А - бермудский иол; б - стаксельный кэч. В - гафельная шхуна; Г - бермудская стаксельная шхуна

Кэч отличается от иола большей бизанью, имеющей площадь 15-25% от общей парусности, и тем, что бизань-мачта стоит впереди головки руля.

Как и иол, кэч может быть бермудским или гафельным. Иногда кэч имеет грот без гика, со шкотовым углом, находящимся у верхушки бизань-мачты. Нижний промежуток заполняется тогда большим бизань-стакселем. Такие кэчи называют стаксельными (рис. 15, б). Бизань-стаксель может быть и у обычного кэча или иола, только в этом случае его надо убирать при перекладывании грота с одного борта на другой.

На иолах бизань скорее воздушный руль, чем парус, кроме того, в ряде случаев иол удобнее с точки зрения работы экипажа на палубе и обзора для рулевого.

Шхуна имеет заднюю мачту выше или равную передней. Передняя мачта двухмачтовой шхуны называется фок-мачтой, а задняя - грот-мачтой. Паруса называются соответственно фок и грот. Шхуны, как и прочие яхты, могут быть гафельными и бермудскими. Бермудские шхуны часто вооружены гафельным фоком (при равной с бермудским фоком высоте он может иметь большую площадь парусности, чем последний). Существует разновидность бермудской шхуны-стаксельная шхуна (рис. 15, г). Эта шхуна не имеет фока. Промежуток между фок- и грот-мачтами (междумачтовый четырехугольник) заполняется одним или несколькими косыми треугольными парусами. Шхунами, как правило, вооружают самые крупные яхты - парусностью более 150-200 м 2 .

Конструкция классической парусной яхты состоит из корпуса и парусного вооружения. Парусное вооружение – это совокупность всей оснастки, предназначенной для перемещения судна по воде при помощи ветра. К парусному вооружению судов относят собственно паруса, рангоут и такелаж.

Рангоут

Рангоут (рангоутное дерево) — это «скелет» для парусов, служащий для их натяжки и передачи силы движения корпусу яхты. Основная часть рангоута — это мачты. Несмотря на то что среди моряков до сих пор бытует термин «рангоутное дерево», у многих современных яхт мачты изготавливаются не из древесины, а из алюминиевых сплавов, стали, углепластиковых композитов.

Количество мачт зависит от размера яхты. Наиболее распространённый вариант – одна грот-мачта. Но океанские мега-яхты могут иметь и до трёх мачт. Размер мачт также может быть самым различным, в зависимости от размера самого судна. В книгу рекордов Гиннеса занесена яхта «Мирабелла-5» с углепластиковой мачтой, высотой 90 м.

Классические небольшие спортивные или прогулочные яхты имеют тип парусного вооружения с одной мачтой (кэт, тендер, шлюп), именуемой грот-мачтой. Она же является центральной и у многомачтовых судов. Суда-двухмачтовики – кэч, иол, шхуна. У мега-яхт, имеющих три мачты, передняя именуется фок-мачтой, а задняя, расположенная позади грот-мачты, называется бизань-мачтой.

Гик – часть рангоутного дерева, предназначающаяся для растяжки нижней шкаторины косого паруса. Крепится в нижней части мачты, перпендикулярно к ней неподвижным либо подвижным образом. К гику, помимо паруса, крепится ряд дополнительных приспособлений, предназначенных для управления и придания жёсткости конструкции – оттяжки и шкоты.

Гафель – используется на яхтах с четырёхугольным парусом. Представляет собой рангоутное дерево, закреплённое в верхней части мачты под углом к ней. К гафелю крепится верхняя шкаторина паруса. На небольших открытых лодках, например, на динги, гафель часто заменяется на рейк. Рейк, как и гафель, предназначается для крепления верхней части четырёхугольного паруса, но позволяет ему с обеих сторон свободно выходить за мачту.

Такелаж

Ванты – специальная оснастка, относящаяся к стоячему такелажу. Представляет собой тросы из оцинкованной стали. Предназначается для растяжки и укрепления мачт, придания всей рангоутной конструкции дополнительной жёсткости. Толщина и количество вант зависит от размера мачт и площади парусов.

Шкоты – так называемый «бегучий» такелаж. Своё название он получил оттого, что, в отличие от вант, не закреплён в неподвижном виде. Шкоты служат для управления парусами и рангоутным деревом, они изготовляются из синтетических или натуральных материалов.

Парусное вооружение яхты

Парус является основной частью парусного вооружения яхты . На сегодня имеется два основных типа парусов, используемых на яхтах – косое и прямое парусное вооружение . Выбор того или иного варианта зависит от нескольких условий: от размеров яхты и условий её эксплуатации.

Прямое парусное вооружение применяется в большинстве случаев на больших многомачтовых океанских яхтах. Изредка используется для яхт, стилизованных под старинные парусники – бриги и бригантины. Прямой парус выполнен в виде трапеции, они закрепляются на горизонтальном рангоутном дереве – реях, обычно в несколько ярусов. Среди недостатков прямого парусного вооружения следует отметить его хорошую работу только при попутном и, частично, боковом ветре (не более 60-70 градусов).

Для спортивных и прогулочных яхт используют косое парусное вооружение . В этом случае парус располагается только с одной, обычно задней, стороны мачты. Форма материала при этом может быть как треугольной, так и четырёхугольной. Поскольку именно такие небольшие суда составляют подавляющую часть мирового яхтенного флота, то косой парус является наиболее распространённым. Его главным преимуществом является возможность движения при встречном ветре путём лавирования.

В некоторых случаях можно встретить и комбинированное использование парусов. Например, крейсерские яхты, на которых основным типом парусного вооружения являются косые паруса, могут при попутных ветрах выставлять прямой парус – брифок. Это связано с лучшим КПД прямых парусов на попутных курсах, чем у косых, и даёт значительную прибавку к скорости движения.

Гафельное парусное вооружение

Гафельное парусное вооружение получило своё название от гафеля – рангоута, установленного на мачте сверху, под углом к ней. Используется для постановки четырёхугольного косого паруса. К гафелю прикрепляется верхняя кромка паруса, передняя шкаторина прикрепляется непосредственно к мачте, а нижняя часть парусного полотна – к гику, закреплённому на мачте горизонтально.

Одними из разновидностей является парус-гуари, у которого гафель по своей длине превышает не только гик, но зачастую и саму мачту. Крепится гуари по отношению к мачте под очень острым углом, порой почти вертикально. Одним из видов гафеля можно считать рейк – вариант, когда верхний рангоут крепится к мачте не своим торцом, а выходит за неё вперёд. Применяется подобный вариант по большей части на небольших лодках – динги, прогулочных тузиках и т.д.

Ещё один вариант гафельного парусного вооружения – применение шпринтова. Используется шпринтов в основном на небольших швертботах и динги. При этом верхний шест рангоута упирается своим нижним торцом в мачту примерно на половине её высоты, а верхним концом – натягивает парус, упираясь по диагонали в его верхний задний угол. Ещё полвека назад большинство яхт оснащались подобным вооружением.

К нынешним временам гафельное парусное вооружение почти повсеместно вытеснено более простым в управлении и более мощными, с точки зрения тяговооружённости, треугольными парусами. Плюсом гафельного паруса, так же, как и прямого, является лучшие тяговые свойства при попутном ветре. Но при встречном и боковом ветрах он уступает по своей эффективности ставшему сейчас классическим треугольному парусу.

Треугольные паруса

Классикой треугольных парусов является бермудский треугольный. У него отсутствует гафель, так как само полотнище имеет треугольную форму. Им оснащаются прогулочные и гоночные яхты. Среди основных преимуществ такого типа парусного вооружения можно назвать:

  • Отличные аэродинамические качества, особенно при острых и встречных направлениях ветров.
  • Простота в управлении.
  • Широкие возможности регулировки с целью добиться максимальной эффективности работы в различных ситуациях.

Передняя шкаторина бермудского паруса крепится к мачте посредством ликпаза – продольной выемки, по которой перемещается ликтрос, служащий для натягивания полотнища. Для более эффективного использования треугольного парусного вооружения яхты , помимо грота – треугольного паруса, крепящегося позади мачты, на современных яхтах повсеместно используют стаксель.

Стаксельное парусное вооружение позволяет с большей эффективностью использовать ветер, дующий под острыми и встречными углами, направляя поток воздуха в грот. Таким образом, стаксель вместе с гротом составляют единую систему, увеличивающую тяговооружённость яхты не только за счёт большей площади парусов, но и благодаря более эффективному использованию энергии ветра. По конструктивным особенностям парусники, оснащённые стаксельным парусным вооружением, подразделяются на:

  • Нормальный бермуд – когда стаксель крепится на высоте ¾ от основания мачты.
  • Топовый стаксель – стаксель прикрепляется к штагу, идущему к самому верху (топу) грот-мачты.

Нормальный бермуд чаще используется для гоночных вариантов яхт, а второй тип для прогулочных и крейсерских судов.