Ханский дворец в Бахчисарае — восточная жемчужина Крыма. Реставрационные работы в XVIII-XX вв

Вопрос, как добраться до Ханского дворца в Бахчисарае, сердца крымских Гиреев, был актуальным для всех запорожских кошевых атаманов. Актуален он и сейчас, правда, приоритеты за последние 450 лет сильно изменились – если казаки пару сотен лет назад грезили его разрушением, то сейчас делается все, чтобы его сберечь. Блестящий замок крымских владык – это старейший и важнейший историко-архитектурный объект на территории полуострова, его значение и для современников, и для потомков очень велико. Воистину это одно из самых посещаемых туристами мест в Крыму, интерес к нему не остывает со времен правления Романовых.

Где находится дворец в Бахчисарае?

Каким-то необыкновенным колоритом выделяется Бахчисарай. Ханский дворец в Крыму находится в этом районном центре южной части полуострова, на середине пути из Симферополя до , в 30 км к юго-западу от крымской столицы. Расположен он в речной долине Чурук-Су, в предгорьях Внутренней Крымской гряды.

Ханский на карте Крыма

История постройки ансамбля и легенды

Строительство дворца началось при Менгли-Гирее I в 1503 г. параллельно с новой Ханской столицей, к этому периоду времени относится возведение Демир-Капы. Но основные работы по его созданию велись в период правления Сахиб-Гирея I: с 1532 по 1551 гг. было построено большинство прекрасных зданий.

Однако говорить, что возведение его закончили незадолго до смерти Сахиб-Гирея, было бы неправильно. Фактически каждый из ханов добавлял что-то свое – так и продолжалось до ликвидации Крымского ханства в 1785 г. Во время русско-турецкой войны 1735-1739 гг. в 1736 г. был взят русскими войсками, а ханская резиденция сожжена по приказу фельдмаршала Миниха.

Реставрационные работы в XVIII-XX вв.

В результате пожара Ханский дворец в Бахчисарае был сильно поврежден, а отдельные его постройки полностью уничтожены. Практически сразу началось ремонтные работы: в 1741 г. предпринял попытку отреставрировать дворец Саламат-Гирей II, но его правление было недолгим, он немногое успел. Вслед за ним пытались отстроить резиденцию заново Арслан-Гирей и Кырым-Гирей: в результате их деятельности появились новые постройки, а старым был нанесен еще больший ущерб.

После в течении XIX века перестраивался несколько раз и первоначальный вид он потерял окончательно, изменившись до неузнаваемости. Последние реставрационные работы проводились в 1961-1964 гг. Благодаря тому, что команда специалистов использовала описание дворца капитана Манштейна, сделанное им перед сожжением, ханской резиденции фактически вернули первозданный вид, который можно лицезреть сегодня.

Наши дни

В 1921 г. его преобразовали в Музей истории и культуры крымско-татарского народа. С 1955 г. он получил название Бахчисарайского историко-археологического музея Крыма. А в 1979 г. уже после реставрации, являя собой памятник крымского зодчества, стал историко-архитектурным музеем.

Легенда о змеях

В конце XV в. Крымское ханство еще полностью не освободилось от власти Золотой Орды. Накануне решающей битвы между ордынским ханом Ахматом и османским султаном Баязидом II, в которой решалась и судьба Крыма, сын Менгли-Гирея отравился на охоту, чтобы отвлечься от тяжких мыслей. Во время этого забрел он
самую чащу и остановился отдохнуть и попить воды у реки Чурук-Су.

Неожиданно послышался шорох, повернулся ханский сын и увидел как две , появившиеся из кустов, сцепились в смертельной схватке. Увидел он это в тот самый момент, когда одна из змей наносила другой последний, смертельный удар. Внезапно на победительницу набросилась третья змея и вновь закипела битва. Но сын Менгли-Гирея не сводил взгляда с мертвой змеи – очень она ему напоминала судьбу его родины. Как вдруг она пошевелилась и медленно поползла к реке, пока не скрылась в воде.

Через мгновение она появилась на другом берегу, окрепшая и без единой царапины. Молодой хан тут же поспешил к отцу и рассказал ему об увиденном, а через несколько часов гонцы принесли добрую весть: ордынцы были полностью разбиты османами. Менгли-Гирей счел это добрым знаком и в месте, где выползла исцеленная змея, приказал он построить дворец, а в память об этом событии высечь герб – двух переплетенных в схватке змей.

Ханский дворец – огромный музей под открытым небом

Ежегодно множество туристов со всего мира приезжает полюбоваться Ханским дворцом в Бахчисарае — этими прекрасными строениями, открытыми для посещения. Очень трудно выделить что-то среди всего разнообразия – все они неповторимы и носят отпечаток разных эпох. Но что более важно, после реставрации 1961-1964 гг. комплекс приобрел вид единого архитектурного ансамбля, потерянный на многие годы, сочетание гармонии и одухотворенности. Наиболее интересные дворцовые объекты:

Адрес: Россия, республика Крым, город Бахчисарай
Основные достопримечательности: Большая Ханская мечеть, Конюшенный корпус, Библиотечный корпус, Главный корпус, Гаремный корпус, Соколиная башня, зал Дивана, Золотой кабинет, Золотой фонтан, Фонтан слёз, Портал Демир-Капы, Летняя беседка
Координаты: 44°44"56.5"N 33°52"55.1"E

Содержание:

Краткое описание

На территории полуострова Крым в городе Бахчисарай стоит роскошный ханский дворец, занявший более 4-х гектаров земли. Хан-Сарай – его древнее название, отстроен в лучших традициях крымско-татарской архитектуры XVI – XVIII столетий. Изначально ханская резиденция располагалась в долине Атлама-Дере, но когда правитель стал испытывать нехватку места для содержания своего многочисленного двора, он принял решение о строительстве нового дворца и выбрал для него участок на берегу реки Чурук-Су.

Аэрофотосъемка Ханского дворца в Бахчисарае

Строительные работы велись в период правления Адиль-Сахиба-Гирея – сына Менгли-Гирея, и в то же время Бахчисарай впервые упоминается как место пребывания потомка хана. К 1551 году строительство дворца подошло к концу, но это было не единичное масштабное сооружение, а целый миниатюрный город, ставший центром политической, культурной и духовной жизни крымско-татарской державы.

Главной задачей мастеров, трудившихся над созданием дворцовых построек, была передача мусульманского представления о рае на земле. Так на крымской земле появился дворец-сад (в переводе на крымско-татарский язык – бахчисарай). Дворцовая территория богата двориками, фонтанами, зеленью. Все сооружения легкие и расписные, с ажурными решетками на окнах. Однако первоначальный облик Бахчисарайского ханского дворца за 2,5 столетия его существования неоднократно менялся. Каждый последующий правитель считал нужным дополнять дворцовый комплекс новыми постройками или переделывать по-своему усмотрению.

Северные ворота и надвратная башня

В 1736 году при вторжении в Крым русских войск дворец был подожжен, и после пожара все его здания многократно ремонтировались. Однако реставрационные работы велись настолько неумело, что многие ценные архитектурные и художественные элементы оформления комплекса были утрачены. В конце XVIII века после окончания русско-турецкой войны для дворцовых построек настали не лучшие времена.

Во время ремонтных работ абсолютно не учитывались традиции местного зодчества, и бахчисарайскому ансамблю навязывались европейские нотки, не вписывающиеся в общий фон крымско-татарского шедевра. По указу правительства Российской империи обветшавшие здания просто сносились, а уникальные росписи лучших придворных художников заменялись примитивными изображениями.

Жилые покои

В 60-х годах XX столетия мастерам всё-таки удалось вернуть дворцу былой вид. Благодаря проведению сложных и трудоёмких реставрационных работ был восстановлен архитектурный облик ранее измененных помещений, а первоначальные росписи вновь заняли свои места. Сегодня туристы могут осмотреть жилые покои ханской семьи, здания официального назначения и отстоять службу в мечети, если они являются мусульманами.

Описание ансамбля Бахчисарайского ханского дворца

Оказаться на территории дворцового комплекса можно через один из входов. В древности их было четыре, на данный момент – только два. Северные ворота, они же главные, изготовлены из дерева, но обиты железом. Подойти к ним можно по мосту, переброшенному через речку Чурук-Су.

Вид на Золотой кабинет

Узнают главные ворота по арке с изображением 2-х переплетенных змей. Значение этой эмблемы имеет свою легенду, согласно которой старый хан Сахиб I Герай увидел двух сражающихся змей. Одна из них, желая исцелить полученные в бою раны, тут же окунулась в речную воду и восстановила свои силы. По этой причине хан и выбрал данную местность для закладки будущего дворца. Над главными воротами возвышается надвратная сторожевая башня.

Сразу за воротами начинается дворцовая площадь, которая является композиционным центром всей резиденции. Ее южная сторона застроена садовыми террасами, которые четко просматриваются с площади. Сегодня ее территория, вымощенная камнем, укрыта тенью многочисленных деревьев, а ранее площадь была песчаной и не имела растительности.

Конюшенный корпус

Стоя на дворцовой площади и повернувшись к востоку от главных ворот, трудно не заметить Большую ханскую мечеть, признанную крупнейшей мечетью Крыма. В 1532 году ее построил сам Сахиб I Герай и нарек своим именем, но носила она его до XVII века. Роскошная массивная мечеть понизу украшена стрельчатой аркадой, а на ее стенах привлекают взор майоликовые вставки. Крыша мечети сначала была купольной, но впоследствии мастера превратили ее в четырехскатную и покрыли красной черепицей. Внутренним украшением святыни служит огромный зал с колоннадой. Солнечный свет в него льется из южных окон с цветными стеклами. По всему периметру верхнего яруса стен проходит широкий балкон, поддерживаемый колоннами. На нем расположена расписная застекленная Ханская ложа, украшенная витражами и декорированная глазурованной плиточкой.

Северное и Южное дюрбе

Старейшим зданием Бахчисарайского ханского дворца в Крыму считается банный комплекс с интересным названием Сары-Гюзель, то есть «желтая красавица». Бани стоят на востоке от мечети, а устроены они по турецкому типу. Воздух для них подогревался в подвальном помещении, затем он поднимался из топки и прогревал плиты пола, установленные на коротких колоннах.

Вода подавалась по свинцовым трубам. Вдоль банных стен тянулись каменные лавки и стояли раковины. Банный комплекс подразделялся на мужское и женское отделения, имеющие у выходов крытые дворики с фонтанами. Над мужским отделением имеется надпись, оповещающая о том, что своим появлением баня Сары-Гюзель обязана султану Сахибу Гераю, соорудившему ее в 939 году.

Большая Ханская мечеть

Зал Дивана – это специальное помещение, в центре которого стоял шикарный трон, предназначенный для хана. По обе стороны от трона располагались низкие диваны, на которых сидели приближенные хана. А для размещения беев – лиц, входивших в государственный совет (Диван), были предусмотрены длинные скамьи. Потолок зала деревянный, окна помещения идут в два ряда и оформлены витражами. Над входом в зал, на его северной стене был пристроен узкий решетчатый балкон (по-татарски – хор). По легенде, на этом хоре иногда прятался хан и подслушивал то, что говорилось на заседаниях в его отсутствие. Похожий балкон располагался и на южной стене.

Зал Дивана

Сегодня от Зала Дивана сохранились лишь окна на восточной стене. До пожара 1736 года пол помещения был мраморным, в центре зала располагался бассейн квадратной формы, стены украшались фарфоровыми изразцами. Те росписи, которые можно увидеть на стенах в данное время, были нанесены в XIX веке. В 1917 г. в Зале Дивана произошло важное историческое событие – курултай крымских татар обнародовал здесь весть о создании независимого крымско-татарского правительства.

Золотой фонтан

Фонтан слёз – дополнение к дюрбе Диляры-бикеч

Проект «Фонтана слёз», установленного у мавзолея-усыпальницы Диляры-бикеч – любимой жены хана, был разработан и воплощен иранским архитектором Омером в 1764 году. Питался фонтан из природного источника, но по мере его усыхания подача воды в фонтан прекратилась. До посещения Бахчисарайского ханского дворца царицей Екатериной II фонтан слёз находился у дюрбе, но при подготовке к ее приезду его перенесли в Фонтанный дворик. Здесь он стоит и поныне. Аналогичный по конструкции фонтан есть и в Бассейном дворике. Фонтан, возведенный в память о ханской жене, является символом скорби грозного правителя.

Фонтан слёз

Наиболее привлекательной частью фонтана является его центр, украшенный мраморным цветком. Под ним располагаются три чаши – одна большая, остальные – поменьше. Вода, капающая из цветка, сначала попадает в большую чашу, затем – поочередно в меньшие, и вновь вода оказывается в цветке и капает в большую чашу. Такой «круговорот» происходит непрерывно. Процесс наполнения чаш водой можно сравнить с горем, наполняющим сердце хана. Изменение размеров чаш показывает попеременное усиление и стихание боли. А символом вечности является спираль, вырезанная у подножия фонтана.

Гаремный корпус

Гаремный корпус – место жительства ханских жен

Комнаты гарема располагались в 4-х зданиях, а всего их было 73. К 1818 году три ветхих здания, вмещающие 70 комнат, были снесены в связи с приездом Александра I. Сегодня от гаремного корпуса осталась только беседка и трехкомнатный флигель, здание которого отреставрировано и дополнено балконами для туристов. Во флигеле можно ознакомиться с интерьерами комнат «Жилая», «Буфетная», «Гостиная». Весь гаремный корпус обнесен 8-метровыми каменными стенами. С юга к нему примыкает Соколиная башня, открывающая ханским женам вид на дворцовую площадь. Сама же башня располагается в Персидском саду, богатом фонтанами и беседками. Выходом из гарема в сад служила широкая калитка.

Портал Демир-Капы

Портал Демир-Капы – парадный вход во дворец

Портал Демир-Капы, или посольские двери – древнейшая часть дворца, через которую послы из Посольского дворика проходили в Фонтанный дворик. Массивная дверь портала обита полосами кованого железа. По обеим сторонам она обрамлена пилястрами с коринфскими капителями. А над пилястрами расположились архитрав, фриз и карниз, украшенный акротериями с растительным рисунком и полукруглым тимпаном. В целом архитектура портала передает стиль ломбардно-венецианского Ренессанса. На известковых блоках портала изображены монеты, цветы, дубовые листья и желуди, нити жемчуга. Над дверью пристроена арка с растительными завитками и цветками. Но настоящей исторической ценностью являются надписи на портале. Их слова, высеченные из камня на арабском языке, покрыты позолотой.


Для того, чтобы создать один витраж-шебеке, мастерам нужно было трудиться 5-6 месяцев


Фасад расписан замысловатым растительным и геометрическим узором.


Тончайшая роспись покрывает стены и потолки и внутренних покоев. У посетителей создается впечатление, что они находятся внутри драгоценн.


Ни одна из комнат дворца не повторяет по отделке другую. Здесь можно увидеть мифических птиц в райском саду, а также диковинных животных, цветы


Деревья, цветы, животные и птицы – это символы плодородия


Над дворцовыми росписями трудилось много мастеров, но наиболее известные из них – Абас Гулу и Уста Гамбар Гарабахи


Всего в ханском дворце 6 комнат, 4 коридора и 2 зеркальных балкона. Второй этаж разделен на мужскую и женскую половины.


Благодаря витражам дневной свет, проникающий в покои, сияет всеми цветами радуги


Когда-то вокруг ханского дворца был дивный сад. Теперь от него остались два гигантских чинара


Чинары эти даже старше дворца. На табличке написано, что этот исполин высотой в 34 метра был посажен еще в 1530 году


Шахский дворец находится за мощной крепостной стеной. Она спасала от набегов врагов

А такой вид открывается от стен дворца на Шеки – один из самых древних городов Азербайджана


Фото: © Новости-Азербайджан, Валерий Енин.