Вилла д’Эсте в Тиволи: «вечная наша мечта. Вилла д'Эсте (Villa d'Este) Рим, Италия Вилла тиволи италия

Вилла д’Эсте (итал. villa d’Este) — дворцово-парковый ансамбль, расположенный в городе Тиволи, недалеко от Рима. Вилла является шедевром итальянского Ренессанса и в 2001 году включена в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

История Виллы д’Эсте: от создания до наших дней

Строительство виллы заказал кардинал Ипполито II д"Эсте, назначенный в 1550 году губернатором Тиволи. После прибытия в резиденцию кардинал обнаружил, что ему придется жить в старом и неудобном монастыре, построенном веками ранее. И он решил превратить монастырь в роскошную виллу.

Ипполито II д"Эсте поручил известному архитектору Пирро Лигорио разработать проект нового дворца и садов, строительство которых планировалось начать в конце 1550 года. Но из-за дипломатических миссий и разногласий с новым Папой Римским кардинал долгое время отсутствовал в Тиволи, и строительство откладывалось до июля 1560 года.

Реализация архитектурного проекта требовала сноса домов, общественных зданий и дорог, а также отвода близлежащей реки Аньене для снабжения водой сложной системы бассейнов и фонтанов.

Рыбные пруды перед Фонтаном Нептуна

Торжественное открытие виллы д"Эсте состоялось в сентябре 1572 года, незадолго до смерти кардинала (2 декабря 1572 года).

Следуя эстетическим принципам эпохи Возрождения, сад симметрично разделен на 30-метровые секции, расположенные вдоль центральной оси.

Последующие 100 лет при кардиналах д"Эсте виллу регулярно обновляли. Но начиная с XVIII века и до середины XIX века, вилла, пребывавшая в собственности Габсбургов, пережила свои худшие времена. Между 1850 и 1896 годами вилла принадлежала кардиналу Густаву фон Гогенлоэ, который восстановил ветхость виллы и разрушенные сады.

После Первой мировой войны вилла д"Эсте стала государственной собственностью Италии. В 1920-х годах и после Второй мировой войны были проведены масштабные реставрации, после которых виллу открыли для посетителей.

Центральная аллея к вилле д"Эсте

1. При оформлении Версальского парка и архитекторы изучали опыт создателей садов д’Эсте.

2. В 2007 году парковый комплекс виллы выиграл в номинации «Самый красивый парк Европы».

3. В 2014 году вилла д’Эсте входила в ТОП-10 самых посещаемых итальянских музеев.

Интерьеры виллы: описание и фото

В 1565 году начались работы по внутреннему декорированию виллы. Залы украшали лепниной, фресками, античными статуями и гобеленами. Над интерьерами виллы работали ведущие представители римского искусства периода позднего маньеризма: Ливио Агрести, Федерико Дзуккари, Дуранте Альберти, Джироламо Муциано, Чезаре Неббья и другие.

Особенно занимательны интерьеры нижнего этажа, где расположены красивые залы, каждый из которых оформлен в особой тематике, связанной с природой, религией и мифологией:

  • Зал Ноя;
  • Зал Моисея;
  • Зал Венеры;
  • Тибуртинские залы;
  • Зал Фонтана;
  • Зал Геракла;
  • Зал Благородства;
  • Зал Славы;
  • Зал Охоты.

Фреска второго Тибуртинского зала

Эти комнаты служили кардиналу, чтобы послушать здесь музыку, пообщаться с друзьями, почитать и поразмышлять на религиозные темы.

Фонтаны в садах villa d’Este

Всемирную славу вилле д"Эсте принесла ее необычайная система фонтанов, над которой работал Томазо Чиручи из Болоньи - один из самых опытных инженеров-гидравликов 16 века.

Сложная гидротехническая система состоит из 500 разнообразных фонтанов, самыми популярными из них являются:

Фонтан Орган (итал. Fontana dell’Organo) - самый известный фонтан садов, выполненный в 1571 году французским инженером Люком Леклерком. Этот фонтан был первым в своем роде и производил большое впечатление на всех, кто слышал его звучание. Фонтан издает мелодичные звуки благодаря особой конструкции, соединенной с трубами органа.

Фонтан Орган начинает функционировать в 10:30, а далее включается через каждые 2 часа.

Фонтан Нептуна (итал. Fontana di Nettuno) - наиболее впечатляющий и зрелищный фонтан виллы. Он был построен в 1927 году, но отлично вписался в уже существующую композицию парка. От фонтана Нептуна начинаются большие рыбные пруды.

Фонтан дель Биккьероне (итал. Fontana del Bicchierone), построенный архитектором Джованни Бернини в 1661 году, имеет форму рюмки, которая стоит на дне большой ракушки.

Овальный фонтан (итал. Fontana dell"Ovato) спроектирован в 1567 году архитектором Пирро Лигорио в качестве водного театра. За задней полукруглой стенкой бассейна создан туннель, который служил местом встречи гостей в жаркие летние дни. Над фонтаном находится искусственная гора, пронизанная тремя гротами, каждый из которых украшен статуей.

Фонтан Рометта (La Rometta) иллюстрирует историю Рима: в центре композиции находится статуя Ромы, а ниже стоит волчица, кормящая основателей Рима - Рема и Ромула. Лодка с мачтой в виде обелиска символизирует остров Тиберина.

Дорога Ста фонтанов (итал. Cento Fontane), расположенная между фонтанами Рометта и Овальным, представляет собой три параллельных потока, которые сформированы на разных высотах для подачи струй из миниатюрных антропоморфных масок.

Информация для посетителей Виллы д’Эсте

Адрес: Piazza Trento, 5, 00019 Tivoli RM, Италия

Как добраться из Рима

Автобусы из Рима в Тиволи отправляются каждые 30 минут от небольшой станции, расположенной возле метро Ponte Mammolo (линия В). В Тиволи следует выйти на остановке Largo Nazioni Unite и 300 метров пройти пешком.

График работы

Открывается вилла ежедневно в 8:30, а закрывается в зависимости от длительности светового дня:

  • январь, ноябрь, декабрь - 16:45;
  • февраль - 17:15;
  • март - 18:00;
  • апрель, сентябрь - 19:00;
  • с мая по август - 19:30;
  • октябрь - 18:15.

Выходной день - понедельник.

Стоимость входного билета

  • полный - 10 €;
  • льготный - 5 €.

Для детей до 18 лет вход бесплатный (необходимо предъявить документ, подтверждающий возраст).

Цены могут варьироваться в зависимости от выставок, проходящих на территории виллы д’Эсте.

Экскурсии

Групповые экскурсии проводят по предварительной записи (минимум за 5 рабочих дней), для бронирования следует обратиться в колл-центр по номеру: 199.766.166

Цены:

  • 90 € - экскурсии на итальянском языке;
  • 110 € - экскурсии на иностранном языке (английский, французский, немецкий, испанский).

Стоимость экскурсии указана для группы до 25 человек, за каждого дополнительного человека нужно доплатить 3,5 €. Максимальное количество участников в группе - 50.

Для самостоятельного знакомства с виллой и ее парком можно приобрести в кассе аудиогид стоимостью 4 евро.

Вилла д’Эсте пользуется огромной популярностью среди туристов, посещающих Вечный город. Она находится на окраине городка Тиволи, в 25 км от Рима, и соседствует с не менее достойными внимания достопримечательностями региона Лацио — Григорианской виллой и древнеримской виллой Адриана .

Сад виллы д’Эсте знаменит своими многочисленными фонтанами, декоративными бассейнами, гротами и скульптурными изваяниями. В его оформлении проиллюстрированы изысканные формы эпохи Возрождения, а инновационный для XVI в. ландшафтный дизайн и инженерная изобретательность поспособствовали развитию нового направления садово-парковой архитектуры. Образ виллы воспет в стихах, отражен в музыкальных произведениях, запечатлен в графических работах и живописи.

Вилла д’Эсте в Тиволи: история и архитектура

На автобусе

От станции метро Ponte Mammolo (линия В) в направлении Тиволи следуют автобусы компании Cotral . Более детальную информацию о поездке из Рима в Тиволи можно посмотреть в материале нашего сайта .

В Риме можно воспользоваться мобильными приложениями такси — Uber, Chiama Taxi, AppTaxi, inTaxi, it Taxi, eTaxi и пр.

Вилла д’Эсте: видео

Вилла кардинала Ипполито д"Эсте в Тиволи

Тиволи - очень древний город. Он был основан в 13 веке до н.э. и назывался Тибур (Tibur). Именно поэтому дорога, идущая к нему из Рима, названа Тибуртина (via Tiburtina). Из-за близости к Риму (всего 24 км), великолепия пейзажа и целебных термальных источников в местечке Баньи ди Тиволи (Bagni di Tivoli), которые высоко ценились еще с античных времен, этот город всегда привлекал знаменитых людей разных эпох.

Римские императоры и аристократы украшали Тиволи роскошными виллами и неповторимыми по своей красоте парками и садами. Любовь и интерес писателей, поэтов, людей, страстно увлеченных искусством, которые побуждает упоминание и посещение этого античного города - все это оставило следы в его истории.

Вилла Д’Эсте представляет собой удивительное и очень гармоничное соединение природного богатства - изобилия вод, разнообразия деревьев и цветов и силы вдохновения человека, создавшего изумительные фонтаны и дворцы.

Вилла д’Эсте — одна из самых знаменитых итальянских вилл XVI века. Комплекс виллы включает в себя дворец и примыкающий к нему сад. Находится на окраине г. Тиволи (область Лацио), на холме. Особенной славой пользовались фонтаны виллы д’Эсте; именно их стремился превзойти Пётр I при создании Петергофа

В 2001 году вилла д’Эсте включена в число памятников всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.


Расстроенный и разочарованный герцог д"Эсте возвращается в Тиволи, но вновь избранный понтифик лишает в сентябре того же года кардинала Феррары его владений и отправляет в изгнание в Ломбардию, поставив ему в вину подкуп участников конклава. Только приход на папский престол Пия IV вернет кардиналу д"Эсте Тиволи.Возвратившись в свою резиденцию, кардинал решает перестроить старый дворец и монастырь в современную для того времени виллу и разбить вокруг нее парки.

Серьезный любитель археологии, поклонник античных авторов, Ипполито II д"Эсте после бурных перипетий своей жизни все время посвящает интеллектуальному досугу: отстраивает виллу, разбивает парк и устраивает фонтаны. Именно парку-саду по старой феррарской традиции уделяет он особенно пристальное внимание, и потому впоследствии именно парк и его фонтаны станут главной особенностью резиденции в Тиволи.

Перестройка дворца, создание виллы и сада продолжались 22 года, не прерываясь и в отсутствие кардинала. Движимый честолюбивыми замыслами занять папский престол, Ипполито II д"Эсте претерпел несколько тягостных неудач, и разочарования в своих тщетных попытках в еще большей мере возобновляли его интерес к собственному владению в Тиволи.


В 1560-е годы вилла в основном была закончена: проведены необходимые земляные и декоративные работы, создана инженерная система, обеспечивающая водой фонтаны.

Автором проекта стал Пирро Лигорио - архитектор и знаток своего дела, который прежде был на службе при папском дворе и приложил руку к таким шедеврам, как Сад чудовищ Бомарцо (Parco dei Mostri) и папский дворец в Ватикане (Casino di Pio IV in Vaticano). Самым великим его шедевром стала все же вилла д’Эсте.В это время стали развиваться науки, но при этом была еще жива память о древних преданиях и мифах. И в волшебных садах Тиволи архитектор Пирро Лигорио хотел воплотить легендарное прошлое, полное чудес и великолепия.

В течение четырех столетий после своего возведения Тиволи считался одним из самых знаменитых садов в странах западного мира. К сожалению, до настоящего времени мало что сохранилось, но и оставшееся дает представление о мечте архитектора — прекрасном романтичном мире.

Когда сад только был создан и деревья еще не выросли такими высокими, как сейчас, можно было во всем великолепии видеть потрясающий проект Пирро Лигорио.

Сам дворец.достаточно скромный снаружи поражал своим великолепием настенной росписи...

Потолочная и настенная роспись

Вилла в Тиволи, как и виллы других городков, была сориентирована на Рим, и это не было только особенностью их географического положения.

Главным художником внутреннего пространства виллы был назначен Ливио Агрести, позже его сменил Федерико Дзуккаро.Строительство и декорирование внутренних покоев продолжались вплоть до смерти губернатора (1572 год).

В начале XVII века потомок Ипполито II д’Эсте — кардинал Алессандро д’Эсте — решил обновить парковый ландшафт. Работы продолжались несколько десятилетий, в 1660—1670 годах в проектировании принимал участие выдающийся скульптор Бернини.


Над созданием ансамбля загородной виллы в Тиволи, проведением акведуков, над разбивкой парка, устройством механики фонтанов и оформлением интерьеров дворца трудилось большое количество мастеров. Начав свою работу с раскопок виллы Адриана, многие античные произведения они перенесли потом с виллы императора на виллу кардинала, украсив ее интерьеры и парк.

Симметричная планировка парка включала девять продольных и тринадцать поперечных осей. Через парадный въезд посетители попадали в центральную аллею, после пересечения первой поперечной оси они оказывались в той части парка, откуда начинался пока еще относительно пологий подъем холма, ведущий к самой резиденции.

На пути к ней их встречал «фонтан Дракона», получивший свое название от украшавшей его скульптурной группы. Эта группа состояла из многоглавого дракона, охраняющего сад Гесперид, и статуи Геркулеса. Существующий ныне фонтан был переделан к приезду на виллу Тиволи папы Григория XIII в сентябре 1572 года.



«Фонтан Дракона» полукружием охватывают два марша лестниц, которые завершаются террасой. Эта терраса выходит на аллею Стафонтанов, откуда путь в резиденцию кардинала по прямой был уже невозможен, и потому посетители продолжали свой путь по пологим диагональным пандусам.



Дорога Ста фонтанов. Проект Пирро Лигорио. 1565—1571

Аллея Ста фонтанов заканчивалась фонтаном Ла Рометта — «маленьким Римом», занимавшим полукруглую террасу. Основная идея фонтана — триумф Рима, поэтому в его оформлении встречаются колонны, арки и обелиски.

Обтекающий всю скульптурную композицию стремительный поток воды олицетворяет Тибр с островком в центре, откуда собственно и пошел Рим. Сам островок был оформлен в виде корабля после установления культа Эскулапа, прибывшего в Рим по воде.

Большой интерес вызывал у посетителей виллы и «фонтан Филина», украшенный в свое время механической забавой. Она действовала благодаря силе падающей воды и представляла собой группу поющих птиц, замолкавших при появлении Филина.

Парадным фасадом кардинальской резиденции являлся северо-западный, смотрящий на Рим. Он состоял из трех этажей, покоящихся на мощном цоколе. Первый этаж виллы был «утоплен» в холм, и там параллельно фасаду размещался тенистый криптопортик.

Полукруглая арка, скрывающая криптопортик, завершала овальную гладь бассейна, которая нарушалась лишь радужными брызгами водяных струй. Эти струи изливались из урн, которые держали стоящие в нишах нимфы.


Каменщик Р. да Фиренце выполнил по проекту П. Лигорио классическую аркаду из травертина, опоясывающую три стороны внутреннего двора.

Он же возвел лестницу-лоджию в центре главного фасада, которая была исполнена в подражание знаменитой лестнице Микеланджело во дворце Сенаторов на Капитолийском холме.

Фонтан дель Биккьероне

На территории виллы был устроен грот, посвященный богине Диане. Внутри его декорировали стуковыми фестонами с золотыми яблоками Гесперид, обрамляющими античные статуи, в том числе статуи богини Дианы и кардинала Ипполито II д"Эсте.


Аллея с «гротом Дианы» стала излюбленным местом уединенных прогулок кардинала. Прогулки укрепляли здоровье и врачевали его душу сознанием нравственного совершенства и успешно преодоленных трудностей.В оформлении парка и интерьеров дворца существовала единая программа, созданная архитектором П. Лигорио при помощи француза М.А. Мюре — придворного гуманиста Ипполито II.

Она включала несколько связанных между собой тем, из которых одна выделялась особенно. В ней прославление владельца виллы, использовавшее предания древнего мира, облеклось в классические формы. Рим — близкий и одновременно далекий, видимый, но недостижимый для кардинала Феррары — эхом древних чудес противостоял Тиволи — убежищу муз и уединенному приюту просвещенного владельца.

Помимо развития пространства по одной оси, были сады, где развитие шло в двух направлениях. Это было обусловлено особенностями территории.

Вилла д"Эсте. План
Вилла д"Эсте: 1 — дворец, 2 — верхняя терраса, 3 — Фонтан драконов, 4 — Аллея ста фонтанов, 5 — фонтан Сивилла, 6 — Торжествующий Рим, 7 — водоемы, 8 — Водяной орган, 9 — партер

Автор проекта - архитектор и археолог Пирро Лигорио, ранее с 1550 осуществлявший раскопки на вилле Адриана, расположенной поблизости; ему помогало множество художников и ремесленников. Убранство виллы было призвано подчеркнуть её высокий престиж как очага культуры, места встречи литераторов, поэтов и музыкантов. Отделка залов, начатая в 1563, проходила под руководством Джироламо Муциано, а затем - Ливио Агрести и Федерико Дзуккаро.

Художник Ф. Дзуккаро.

Стены залов были украшены фламандскими гобеленами, лепными украшениями и фресками, а также античными статуями (впоследствии коллекция статуй оказалась утраченной). Внутренняя отделка помещений была почти завершена к моменту кончины кардинала (1572).

В XVIII веке вилла пережила длительный период запустения; в 1814 весь ансамбль перешел в наследство Франца Габсбурга.

Последним владельцем виллы перед Первой мировой войной был эрцгерцог Франц Фердинанд. С началом войны вилла перешла в собственность государства. В 1920-х годах, а затем сразу после Второй мировой войны (вилла пострадала от бомбардировки) была осуществлена масштабная реставрация. В 2007 году парк получил премию «Самый красивый парк Европы»

Как и другие европейские сады эпохи Возрождения, сад виллы д’Эсте несет сложную философскую и политическую символику.

На центральной оси сада размещалась, кроме того, статуя Венеры , причем она также воплощала собой возможность выбора — на сей раз между Любовью Земной и Небесной.

Сад со своей сложной конфигурацией был задуман как микрокосмос, метафорически воссоздающий местную природную среду. Это соответствовало характерным для XVI века представлениям о всеобщей взаимосвязи явлений (образ цепи, протянутой от первопричины до самых низменных феноменов, присутствует у Джакомо делла Порта в книге «Естественная магия» (1558).

А вот основные залы самого дворца,их потолки были выше



Второй тибуртинский зал составляет пару с Первым тибуртинским залом, его цикл фресок дополняет повествование о происхождении Тиволи с особым акцентом на поклонении Сибилле Тибуртинской. Центральная тема росписи - рассказ о метаморфозах этой мифологической фигуры.

Декорация зала Благородства и следующего Зала Славы, выполненны в 1566-67 годах Федерико Дзуккари и помощниками, воспевают моральные качества кардинала Ипполито. На своде изображены аллегории Чести, Природы, Изобилия и Бессмертия в центре под балдохином фигура Благородства с Либеральностью и Щедростью.

В декорации Зала Славы используя мотив, часто повторяющийся в кабинетах пятнадцатого столетия, на фреске изображены два стенных шкафа. Этот прием используется для демонстрации предметов, связанных с деятельностью кардинала Ипполито, среди них кардинальская шапка и папская тиара. На стенах, выполненные в технике гризали, между бюстами античных философов, открываются, широкие занавеси, обрамляя четыре аллегории Добродетели: Справедливость, Сила, Осторожность и Умеренность. Аллегория Удачи на своде изображает падающую с неба кардинальскую шапку и папскую тиару - намек на амбиции Ипполит д Эсте.

Зал Охоты -единственный Зал, который был украшен фресками после смерти кардинала Ипполито. Эти фрески принадлежат кисти неизвестного художника пейзажиста начала XVII столетия. Сцены охоты на земле и на воде чередуются с изображениями трофеев охоты и гирляндами из цветов и фруктов.

Но вернемся к нашим...фонтанам

Наибольший интерес для посетителя сада представляют фонтаны, которые в XVI веке считались чуть ли не наивысшим достижением гидротехники. Как указывает Б.М. Соколов, «сложная система фонтанов включала в себя Фонтан органа, Фонтан дракона, «Кипящую лестницу», названную так из-за окружающих ее сорока двух водометов.

С еще большим размахом была оформлена Дорога ста фонтанов — каждому из них соответствовал рельеф на темы из поэмы Овидия «Метаморфозы».

Диана


Рядом находилисьГроты Венеры и Дианы, а также Рометта — фонтан, символически изображающий семь холмов Рима и его достопримечательности, такие как Колизей и Пантеон».

Для снабжения фонтанов воду первоначально брали из близлежащей реки Аньене (приток Тибра) через специальный туннель. Качество этой воды вызвало негативную реакцию у посетившего виллу в апреле 1581 года Мишеля Монтеня.

Он не преминул отметить в своем дневнике, что окрестные жители пользуются рекой «по своему усмотрению» (скорее всего, попросту стирают бельё), так что вода эта «мутная и скверная на вид» Пирро Лигорио в своей «Книге о древностях» трактовал воду как «душу» сада и одновременно его «питание» (alimento); аллегорией сада в трактате становится Прозерпина, «душа, струящаяся в подземных субстанциях».

Примечательно, что и душа человека описывается у Лигорио при помощи метафоры источника: «душа в теле человека подобна источникам, которые затем превращаются в Реки и текут в Моря-Океаны»

Фонтан Органа

Чрезвычайно детально описывая фонтаны виллы д’Эсте, Мишель Монтень в «Дневнике путешествия в Италию» делает акцент именно на Фонтане Органа: «исполняемая органами музыка <…> представляет собою одну и ту же постоянно вызваниваемую мелодию; производится она посредством воды, которая низвергается в круглую сводчатую полость и понуждает вибрировать заполняющий её воздух; вследствие чего воздух вырывается наружу через органные трубки». Этот фонтан начали сооружать в 1568 году, в XVIII веке он был разрушен, а затем — уже в наше время - восстановлен (автор проекта инженер Леонардо Ломбарди).


В начале XX века виллу посещали известная художница Анна Остроумова-Лебедева и искусствовед Павел Муратов. Оба отразили свои впечатления на страницах книг. Вот какой предстала вилла перед П.П.Муратовым:


Фонтан «Рометта» имитирует остров Тиберина, «Капитолийскую волчицу» и прочие символы Вечного города. Проект Пирро Лигорио, мастер Курцио Маккароне. 1567—1570

Это вечный образ римской виллы, пленяющий наше воображение, какая-то вечная наша мечта. Обильные воды текут там, образуя тихие зеркальные бассейны и взлетая сверкающими на солнце струями фонтанов. Широкие террасы уставлены рядами потемневших от времени статуй. Закруглённые лестницы ведут к ним; зелёный мох лежит толстым слоем на их балюстрадах. Аллеи проходят под сводами вечнозелёных дубов.

Солнечный луч пестрит тонкие стволы в рощицах мирт и лавров. Заросли папоротников занимают заброшенные сырые гроты, нежные пещерные травки свешиваются с их потолков. Мраморные скамьи стоят у подножия старых кипарисов, и их твёрдые смолистые шишечки сухо стучат, падая на мрамор. Всё это есть на вилле д’Эсте, и никакое воображение не в силах представить богатства её вод, расточительности фонтанов, величия бесконечно спускающихся лестниц и простора Кампаньи, открывающегося с её высоких террас.

В 1867—1882 годах на вилле гостил Ференц Лист и дал здесь один из своих заключительных концертов (1879). Лист посвятил вилле три произведения — «У кипарисов виллы д’Эсте» (№I и №II) и «Фонтаны виллы д’Эсте». В одном из писем композитор писал: «... мой частый немой разговор с этими кипарисами я попытался передать на нотной бумаге! Ах! Как сухо и невыразительно звучат на фортепьяно и даже в оркестре — за исключением Бетховена и Вагнера — скорбь и горести всемогущей природы!».


Одной из вершин графики XVIII века считается серия из десяти зарисовок сангиной, выполненных летом 1760 года на вилле д’Эсте Фрагонар ом (ныне — Вена, Галерея Альбертина). Кроме того, Фрагонар, как и его друг Юбер Робер, запечатлел виллу в своих живописных работах. В отечественном искусстве образ виллы д’Эсте воссоздан опять-таки в графике (Анна Остроумова-Лебедева). Фоном для картины "Явление Христа Марии Магдалине после воскресения" Александра Иванова выбрал парк виллы д"Эсте в Тиволи.


Вот как описал виллу Максимилиан Волошин в неоконченном стихотворении о Тиволи (1900):

Блестя в темноте, и поет и звенит
Холодная струйка фонтана.
Зацветшие мраморы старых террас,
Разросшийся плющ на пороге…
В таинственных гротах одетые мхом
Забытые, старые боги…
Везде изваяния лилий - гербы

Фамилии д’Эсте старинной.

А в одном из своих очерков 1901 года Волошин следующим образом характеризует свою записную книжку:

"между её страницами лежат альпийские розы, сорванные на склонах Ортлера, кипарисная ветвь с виллы Адриана, лавровая веточка с могилы Шелли, горная травка, выросшая между мраморных плит театра Диониса, веточка какого-то растения, с очень тонкими вырезанными листочками, которым был обвит старый фонтан на вилле Д"Эсте..."

Литература

Гревс И. М.,. Эсте, вилла // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Тучков И.И. Genius loci: вилла д’Эсте в Тиволи // Искусство и культура Италии в эпоху Возрождения и Просвещения. М., 1997. С. 177-190.
Barisi I. Villa d’Este. Roma: De Luca, 2003.

Выдался прекрасный день для посещения садов виллы д"Эсте в Тиволи. Город Тиволи примерно в 30 километрах от Рима. Виллу д’Эсте задумал и построил кардинал Феррары Ипполит д’Эсте, сын знаменитой Лукреции Борджа и Альфонсо д’Эсте. Вилла привлекает в Тиволи тысячи туристов. Вряд ли кардинал Ипполит д’Эсте предполагал такое развитие событий, когда в 16 веке решил возвести в Тиволи свою резиденцию.

Удивительно, как воздух летом меняется, стоит отъехать всего час от Рима, даже если вы на небольшой высоте, на которой находится Тиволи - всего лишь около трехсот метров над уровнем моря. Это объясняет страсть античных римлян к загородным виллам, а также постоянные летние переезды Плиния, Горация, Мецената и других известных римлян. Все они от берегов Тибра стремились на холмы.

Когда Ипполито д’Эсте было 10 лет, был назначен архиепископом Миланским, а в 30 лет, по просьбе французского короля Франциска Ⅰ, Папа Римский Павел ⅠⅠⅠ удостоил его званием кардинала. И вскоре был назначен губернатором Тиволи в 1550 году.Тогда он и задумал построить виллу, которая бы стала копией его грандиозного дворца, строившегося одновременно на Монте Джордано в Риме.Если римский дворец должен был служить для приемов, то резиденция в Тиволи должна была обеспечить приятный сельский уют.

В своем расположении Ипполит д"Эсте имел великого архитектора Пирро Лигорио, и огромное количество художников и ремесленников. Работы продвигались с такой скоростью, что здания и аллеи появлялись и росли с быстротой, которую можно было бы определить современной даже по сегодняшнему стандарту. Ипполито скончался в 1572 году, и виллу унаследовал сперва кардинал Луиджи, и затем кардинал Алессандро д"Эсте вплоть до 1624 года. Оба они обогатили виллу новыми фонтанами, выбирая на конкурсах лучших мастеров того времени. Особенно заметен вклад Лоренцо Бернини при кардинале Аллесандро. Впоследствии вилла перешла в руки Габсбургов, владевших ее до 1918 года, когда по мирному контракту с Австрией после первой мировой войны, она стала достоянием Итальянского государства, полностью отреставрировавшего ее. В 2001 году включена в список ЮНЕСКО.

Дворец виллы д’Эсте, был переделан из бенедиктинского монастыря, Лигорио расширил его, придал ему новые линии и сумел превратить его в настоящую архитектурную жемчужину времен Возрождения.

Архитектурная структура сада состоит из террас и нисходящих спусков. Типичный итальянский сад прекрасно сочетается с виллой, с пейзажем и с окружающей средой.

С большой аллее спуск ведет в сад по узким аллеям, окруженным симметричной миртовой изгородью и богатой растительностью тысячей деревьев и растений. Спускаясь вниз по центральной оси, можно увидеть Фонтан"Биккьероне - (Большой стакан) - работа Л.Бернини.

Влево от "Биккьероне тенистая аллея из дубов и лавров поворачивает влево и ведет к фонтану "Рометта", фантастическому воспроизведению в миниатюре некоторых важных зданий древнего Рима. В центре фонтана стоит статуя Победоносной Ромы и скульрптурная группа Волчицы, кормящей близницов Ромула и Ремо.

Также репродукция острова Тиберина в Риме в виде античного римского корабля.

Канал составляет слияние двух ручейков, представляющих соответственно Тибр и Аньене , исходящих из задней скалистой стены - в которой помещена статуя Тибра, а второй падает пенистыми каскадами из основы статуи Аньене.

От фонтана "Рометта"начинается аллея "Ста фонтанов"

Когда были созданы"Сто фонтанов", то, несомненно, что красота их была совершенно иной, и впечатление от них было совсем другим. Блестящие мраморы,бьющейся воды, цельные скульптуры приносили приятное ощущение великолепия, утонченности, искусства. Сегодня повсюду видна патина прошедшего времени.Аллегорически можно догадаться, что тонкие струи воды, питаемые сотнями трубок, представляют реку Аньене, текущую из Тиволи в Рим, где она впадает в Тибр. Над верхним каналом возвышаются скульптуры лилий, обелисков,лодок и орлов семьи д’Эсте, т.е.обычные, такие дорогие кардиналу символы. Лилии незабываемой Франции где он некоторое время жил при королевском дворце, знаки лодки святого Петра и обелиски недостигнутой им папской власти, а также геральдические семейные гербы.

Он назван Овальным по своей особой форме, на центральной оси, стоит статуя сивиллы Тибуртинской, которая держит за руку Меликерта, символизирующего Тиволи.

За фонтаном возвышается Пегас, кажущийся на самом деле, готовым взлететь благодаря своей особой позиции.

Теневая и привлекательная аллея слева от Овального фонтана ведет прямо к небольшой поляне, где возвышается Фонтан Органа (или Водяного органа), названный так потому, что в нем был помещен водяной механизм, с помощью которого издавались органные мелодии.

Водяной орган, бывший одной из диковин Виллы д’Эсте - это плод бесхитростного механизма Клода Венара. Из трубопровода воды выливались в подземное сводчатое углубление, откуда сильная струя воздуха выходила в органные трубы. Другая тяжелая струя воды медленно вертела по железной арматуре колесо или медный зубчатый цилиндр, чьи зубцы ударяли по клавишам органа, вызывая звуковые волны мадригалов и мотетов. Слушатели с трудом верили, что музыка звучала из простых механизмов, без вмешательства оркестра. Были предприняты множество попыток, чтобы восстановить механизм, и только после ряда работ, которому подвергся фонтан Органа, смогли снова восстановить звучание. Только, вот сейчас он радует посетителей своей музыкой, только в определенное время.

Живописный старинный городок Тиволи расположен в 24 километрах от Рима в провинции Лацио. Со времен этрусков Тибур (Тиволи) был местом обитания тибертинской Сивиллы, знаменитой пророчицы. Архитектурные достопримечательности Тиволи в Италии: сказочно красивые виллы с роскошными садами и водопадами (Виллы Тиволи д»Эсте, Адреана и Грегориана включены в список мирового наследия ЮНЕСКО).. Добраться до Тиволи из Рима можно на автобусе или электричке. Автобусы в Тиволи отправляются каждые 30 минут со станции Ponte Mammolo, до которой, в свою очередь, можно доехать на метро. Билеты на автобус продаются в ближайшей пиццерии, а также в газетном и табачном киосках. От вокзала Тиволи нужно выйти к центру городка, крепости Rocca Pia,мимо неё пройти сложно, она очень приметная, обогнуть крепость по кругу и,следуя указателям(а их несколько по пути следования)выйти прямо к цели. Путь от станции до виллы не долгий, минут 7.

Туристы, приезжающие в Рим, часто предпочитают посещению Тиволи более «раскрученные» достопримечательности итальянской столицы. И лишь настоящие ценители знают, что этот город стоит посетить непременно.
Самая впечатляющая вилла архитектурного парка Тиволи – вилла д’ Эсте, расположилась на месте бывшего бенедиктинского монастыря. Роскошный дворцовый комплекс, окруженный великолепным ландшафтным парком, принадлежал кардиналу Ипполито д’Эсте(сына Альфонсо I и Лукреции Борджиа (Ferrara 1509 — Рим 1572) , назначенному в 1550 году губернатором Тиволи в Италии.
Саму виллу я осматривала мало, меня конечно же больше интересовало то,что вокруг!! Манили фонтаны и парковый ансамбль, который уступами уходит плавно по склону вниз от самого здания виллы. Выйдя на обзорный балкон, я была очарована увиденным внизу…

Балкон с фонтаном «Триподия». Панорамный вид на всё это великолепие просто потрясающий!!! Симметричные широкие лестницы сбегают к каскадам воды. Вода, вода-кругом вода — журчит, звенит-поёт свои песни..
Да!! Самое большое впечатление производит не губернаторский дворец, а необычайной красоты парк с величественными лестницами, украшенными античными статуями. Вот я и красавица тётя с копытами.. Как зовут-не установила!!


Живописными аллеями с великолепными фонтанами я буду гулять здесь и представлять, что я у себя дома,в далёком-далёком веке!! Неспешно прогуливаются по тенистым аллеям дамы в лёгких воздушных платьях с зонтиками от солнца. Щеголеватые кавалеры провожают их томными взглядами.. Ах!! Развоображалась. Сад виллы д’Эсте - это прежде всего часть великолепного ландшафтного, художественного и исторического контекста Тиволи. Он расположен на участке, богатом оврагами, пещерами и водопадами, где много тысяч лет шла война между камнем и водой. Мощные сооружения и нагромождения террас напоминают Висячие сады Семирамиды - одно из семи чудес света древнего мира, а водопроводные конструкции, включающие в себя подземный туннель, свидетельствуют о инженерных познаниях древних римлян.

Все фонтаны, а их здесь около 500, совершенно разные – фонтан Овато венчает статуя Сивиллы, фонтан Драги – драконы, фонтан Бикьероне выполнен в форме раковины, а Органа – в виде огромного органа, когда-то издававшего чудесные музыкальные мелодии,создаваемые водными потоками, проходящими по трубам. Большая часть воды забирается из реки Аньене, протекающей через город и ручья Ривелезе, вода из которого прямиком попадает в огромную цистерну, расположенную под внутренним двором виллы.
Вилла д’Эсте послужила прообразом для строительства Версаля в Париже. А Российский император Петр I после визита сюда и задумал строительство Петергофа..

Итак!! Сама вилла. Наружный вид как-то не восхищает.. В прошлые века, думаю, оно выглядело куда лучше!! В XVIII веке Вилла пережила длительный период запустения, а коллекции античных статуй и фламандских гобеленов оказались разбросанными по различным музеям Европы. В 1803 году весь ансамбль перешел в наследство Габсбургам. После первой мировой войны Вилла д’Эсте перешла в собственность итальянского государства. Теперь это музей.
Кардинал Ипполит д»Эсте был родным внуком Папы, по этому его церковная карьера началась рано-епископом он стал в 2 года, архиепископом в 10 лет, кардиналом в 30 лет. После великого разочарования (не был избран Папой),он уехал в Тиволи из Рима.

Спускаемся по старым лесенкам к фонтану Сивиллы. По лесенкам, кстати, очень не удобно спускаться-моя обувь какая-то скользкая и тонкая для них!! Иду, ругаясь-скользко и временами камешки впиваются в подошву!! Цветёт глициния.

Очаровательный парк!! Удивительная гармония воды, камня, солнечного света и тени. «Широкие террасы уставлены рядами потемневших от времени статуй. Закругленные лестницы ведут к ним, зеленый мох лежит толстым слоем на их балюстрадах». Идею для другого известного фонтана, присутствующего на вилле д’Эсте и носящего название(Овато) Сивиллы , как утверждают историки, подсказал сам великий ученый средневековья Микеланджело.


Данный фонтан представляет собой полураскрытую раковину, плавающую посреди водоема, внутри которой находится нимфа наяда(только во время нашего визита никакой раковины в бассейне не было-или на территории два похожих фонтана?). В одной из расселин туфовой скалы, которая виднеется за фонтаном, расположилась скульптура прорицательницы Сивиллы, которая могла предсказывать человеческие судьбы..»Заросли папоротников занимают заброшенные сырые гроты, нежные пещерные травки свешиваются с их потолков.»


Проходим Сивиллу и движемся к фонтану
Орган.. Фонтан Орган: «исполняемая органами музыка представляет собою одну и ту же постоянную мелодию; производится она посредством воды, которая низвергается в круглую сводчатую полость и понуждает вибрировать заполняющий её воздух; вследствие чего воздух вырывается наружу через органные трубки» Фонтан «Орган» истинное чудо гидротехники. Благодаря его особой конструкции, ниспадающая вода издает мелодичные звуки, вырывающиеся наружу через систему органных труб. Некоторое время назад орган не работал из-за большого скопления в трубках солевых отложений. Но благодаря британским специалистам фонтан снова звучит. Послушали.. Посмотрели вниз

Танец водяных струй!! «Обильные воды текут там, образуя тихие зеркальные бассейны и взлетая сверкающими на солнце струями фонтанов. ..»Это взметнулись струи фонтана «Кипящая лестница». Его мы увидим, когда спустимся вниз. Спускаемся!!


.На самом верху — фонтан Орган, ниже фонтан “Кипящая лестница”, и еще ниже — Фонтан Нептуна. Фонтан Нептуна был построен позже остальных (1927 год), однако, замечательно вписался в уже существующую картину парка. Выполнен в 1661 Бернини, почти полностью утрачен; фактически отстроен заново в 1927 А. Росси

Именно у этого фонтана начинаются прямоугольной формы пруды.


Эти водоемы также называ
ют рыбными садкам, и по сегодняшний день их используются для разведения рыбы. Тонкие струи,исходящие из украшающих балюстраду ваз,наполняют эти пруды. В прудах в прошлом величественно плавали лебеди,а гости кардинала могли ловить рыбу. Прошли пруды-поднимаемся к следующему фонтану.
Рометта - фонтан, символически изображающий семь холмов Рима и его достопримечательности, такие как Колизей и Пантеон . «Символически изображены семь холмов и некоторые здания Рима. Невиданная красота сада, множество разнообразных фонтанов, гротов и водоемов позволяют ей называться самой красивой достопримечательностью как в Тиволи, так и во всей Италии Ла Рометта в переводе означает «Маленький Рим».
В центре экспозиции находится статуя Победоносной Ромы, а чуть ниже волчица, кормящая основателей Рима – Рема и Ромула. Все составляющие фонтана выполнены в стиле Рима того времени: арки, обелиски, колонны. А это вид на Рометту от самой виллы

Внутренний двор. Сама вилла окружена с трех сторон внутренним двором, датированным 16-ым столетием,Внизу видны ворота в парк


И фонтан Сова. Где совы как-то не видно.. А раньше было так!! Фонтан представлял собой известный аттракцион: благодаря сложным механизмам и падающим струям воды на бронзовых ветках появлялись диковинные птицы=стаи металлических птиц,поющих тысячами звуков флейты и окарины.. Другой механизм мог неожиданно выбросить сову.. Сегодня от этого чудесного изобретения остались лишь воспоминания..

Блестя в темноте, и поет и звенит Холодная струйка фонтана. Зацветшие мраморы старых террас,Разросшийся плющ на пороге… В таинственных гротах одетые мхом Забытые, старые боги…
Везде изваяния лилий – гербы …М.Волошин.


В 2007 году на конкурсе, организованном известной компанией Briggs & Stratton, выпускающей оборудование для ухода за садовыми растениями, парковый комплекс виллы д’Эсте завоевал награду в номинации «Самый прекрасный сад Европы»
«Ротонда кипарисов». Сохранились только два кипариса, посаженных в XVII веке. По пути к Рометте просто погуляем по аллеям.
Посредством пяти террас садовый комплекс, располагающийся ниже дворца, соединяется с ним. Каждая из террас холма соединена между собой причудливыми лестницами, по краям которых стекают журчащие ручейки воды, а каждая аллея, проходящая по террасам, окаймлена небольшими площадками, на которых в небо бьют тугие фонтанные струи. Потрясающая свежесть. Поросшие мхом и папоротником скульптуры – повсюду «печать времени» без искусственной позолоты.

..»Аллеи проходят под сводами вечнозеленых дубов. Солнечный луч пестрит тонкие стволы в рощицах мирт и лавров». Все выдержки в кавычках из материалов искусствоведа Павла Муратова. . . Есть вот такие малютки-фонтанчики..


Есть и невзрачные фонтаны. Например, де
лле Мете. В саду их два, они представляют собой 3 валуна, поставленных друг на друга, по которым текут ручейки. Вот такие «копны «или «потеющие»фонтаны. Так не хочется покидать парк.


Вековые деревья поражают своим видом

Крючковатые, на первый взгляд мёртвые (но живые ведь) ветви причудливым узором притягивают к себе взгляд!!

Такое умиротворение, безмятежность!! Радость разливается по душе..
Посмотрите-какое дупло в этом старом дереве. Старые деревья во истину поражают своей живучестью и жаждой жизни… Время остановилось.., Всюду обилие декоративных статуй и сооружений, интересные фонтаны и большая масса вечной зелени. Вилла находится на вершине холма, откуда открывается великолепный вид на окрестности, а в ясную погоду можно даже увидеть Рим.
Вот как-будто бы таинственный замок чуть проглянул сквозь кроны деревьев..». Мраморные скамьи стоят у подножия старых кипарисов, и их твердые смолистые шишечки сухо стучат, падая на мрамор..». Все это есть на Вилле д’Эсте,


Цветы. Не всегда яркие и
броские, но такие милые. Такие милые и душевные!!.

Я по гороскопу рыба, и этот мокрый полутаинственный мир фонтанов и папоротников как раз мне по душе. Растворяюсь в них, как рыба в воде.

Старинные глиняные сосуды. Лимонные деревья и пальмочки. Тишина и спокойствие. Туристов не много. Только весёлая детская группа вносит некоторый хаос в процесс созерцания красот.
Пройдём через фонтан Артемиды-богини плодородия. Правда нос и руку она как-то уже ухитрилась потерять за века(есть версия, что какой-то немец,загадывая желание на приплод, оторвал ей случайно руку!!). Но выглядит в остальном довольно сносно. Фонтан Природы (Изобилия) со множеством грудей изготовил фламандский мастер Гиллис Ван ден Влиете.

Со смотровой площадки у прудов полюбуемся на ближайшие окрестности, раскинувшиеся внизу.


Отдохнём на травке,потопаем п
о лестницам вверх-вниз.. . (Всё-таки здесь желательна удобная обувь!!)

Городу Тиволи суждено было стать излюбленным местом для поколений аристократов.. . Встретим вот такого мужичка-кто-осталось тайной..грустит, бедняжка, в одиночестве уж сколько веков подряд.


И вновь заплутаем куда глаза глядят

Похоже, мы выходим к «дракончикам» Фонтан Дракон!!
Четыре безобразных дракона с раскрытыми ртами. Назван так в 1572 году -когда на вилле гостил Папа Григории 13!! Драконы были в его гербе. До этого дня фонтан назывался -» фейерверком», т.к. выдавал быстрейшие выстрелы водой.. Ну, ладно. Подойдём снова к подножию здан
ия и прогуляемся по аллее 100 фонтанов, где струя воды наполняет длинное деревенское корыто,

Удивительная гармония воды, камня, солнечного света и тени…


И снова до Рометты.
Как и другие европейские сады эпохи Возрождения, сад виллы д’Эсте несет сложную философскую и политическую символику. Как указывает М. Л. Мадонна, Вилла д’Эсте была задумана как сад нимф Гесперид, посвященный Гераклу, мифическому прародителю рода д’Эсте. Ключевым элементом сада в Тиволи стала статуя Геракла, от которой вели две символические дороги - одна к Добродетели, другая к Пороку. На центральной оси сада размещалась, кроме того, статуя Венеры, причем она также воплощала собой возможность выбора - на сей раз между Любовью Земной и Небесной. Сад со своей сложной конфигурацией был задуман как микрокосмос, метафорически воссоздающий местную природную среду. Это соответствовало характерным для XVI века представлениям о всеобщей взаимосвязи явлений (образ цепи, протянутой от первопричины до самых низменных феноменов, присутствует у Джакомо делла Порта в книге «Естественная магия» (1558).
Кардинал активно собирал предметы старины и искусства, в том числе и путем хищений из монастырей и замков, хотя многое увезено было в дальнейшем и потеряно . На территории виллы часто встречаются геральдические символы кардинала – белый орел и ветвь с золотыми яблоками. И поднимемся уже к зданию и войдём внутрь. Картины и фрески сохранились не везде. Да и освещение для моего маломощного фотоаппарата слабовато

На потолке Sala delle Fatiche изображены подвиги Геракла. Это работы Джироламо Муциано и Федерико Цуккари. Некоторые мозаики на стенах не сохранились, а вот все оригинальные потолочные украшения смогли дожить до наших дней. Дворец представляет собой уникальный пример архитектуры и живописи эпохи Возрождения. Мы пройдем по украшенными росписью, фресками и полотнами залам.
Но кое что поснимаем.Хотя очень многие фрески почти стёрты временем. И, видимо, на реставрацию нет финансов. И ещё

Фрески в Зале Благородства 1566-1567.
Художник Ф.Дзуккаро. Стены залов были украшены фламандскими гобеленами, лепными украшениями и фресками, а также античными статуями (впоследствии коллекция статуй оказалась утраченной).
Внутренняя отделка помещений была почти завершена к моменту кончины кардинала (1572).

Через этот вход мы зашли на виллу. Сегодня на территорию виллы можно попасть через двери, расположенные на заднем дворе. Внутренний дворик,через который мы вышли в город. Внутренний дворик монастыря, в котором разместил свою виллу кардинал Ипполит д’Эсте. Всё. Пора в автобус..


Здесь вот такой фонтан слева.Венера изображена спящей на фоне символического сада Гесперид. (Фонтан на боковой стене, обрамленный в дорическом стиле, демонстрирует скульптуру спящей нимфы в гроте, что охраняют геральдические орлы, с барельефом, обрамленным в яблочные ветки, которые связывают виллу с Садом Гесперид).Геспериды (Hesperiden), в греческой мифологии нимфы охраняющие золотые яблоки-дочери Атласа и нимфы Геспериды (по другим источникам — Геспера, по третьему источнику — морского божества Форкиса и его сестры Кето), обитавшие на счастливых островах, по соседству с Горгонами. В саду, где они жили и который охранялся драконом Ладоном, росли золотые яблоки - свадебный подарок, поднесенный Геей Гере. Достать эти яблоки было двенадцатым(11?) подвигом Геракла. Геракл убил стоглавого дракона Ладона, который стерег сад, и унес золотые яблоки.Позднейшие писатели переносят Гесперид в страну Гипербореев; сказание же о яблоках указывает на восточное происхождение. По другому мифу, египетский царь Бусирид задумал похитить прекрасных Гесперид и нанял для этой цели пиратов. Разбойники напали на Гесперид в их саду; девушек спас Геракл, убив похитителей.
В благодарность Геспериды подарили герою золотые плоды. Золотые яблоки фигурируют в ряде мифов (яблоко раздора; состязание Меланиона и Аталанты и др.).
По Аполлодору Гесперидами назывались четыре сестры: Эгла, Эрифия, Геспера и Аретуса. У Гесиода две последние объединены под именем Гесперетуса, а сами Геспериды являются дочерьми Никты. По Диодору — дочери Форкиса и Кето, хранительницы золотых яблок в саду Гесперид. Диодор же и повествует, что Геракл спас их от посягательств Бусириса. Гипербореи (буквально, люди по ту сторону северного ветра). В греческой мифологии так назывался сказочный народ, который жил в какой-то райской стране, вечно юный, не зная болезней, наслаждаясь непрерывающимся светом солнца. У Гипербореев нет ни войн, ни ссор, ни тяжб; они никогда не подпадают мщению Немезиды и посвящены Аполлону, который охотно живет у них. Каждый из них мог жить 1000 лет, но утомившийся жизнью сокращал ее, кидаясь со скалы в море.

«Очаровашка «мужичок ещё встретился у выхода к вилле.. Может-Гиперборей?? Вот таким я увидела парк. Это далеко не всё, что в нём есть!!

Ну,что ж, Прогулка закончена. Едем обратно в Рим!! Если честно, то вилла конечно в запустении. Очень от этого уступает ранее мною виденным виллам на островах лаго Маджоре (Борромейские острова) и вилле Карлотта на озере Комо. Можно почитать о них в пред идущих постах.