История реки днестр. С запада на юго-восток: самые интересные достопримечательности вдоль Днестра. Нижнеднестровский природный парк

Днестр начинается на северных склонах Карпат, с горы Розлуч, поблизости с. Волчьего Львовской области. Спустившись из высоты около 900 м над уровнем моря, река горным потоком пролагает себе путь по Предкарпатью, пересекает юго-западный край Подольской возвышенности, протекает по границе Украины с Молдавией, потом вступает на ее территорию и значительной судоходной рекой впадает в Днестровский лиман опять на территории Украины. Длина реки 1362 км, площадь бассейна 72100 кв. км.

Происхождение названия "Днестр" окончательно не выяснено. Считают, что первая часть ее происходит от слов "Данная", "Дна", "Дон", что значит "река". Вторую часть названия выводят со слов, которые значат "южный". Следовательно, Днестр - "Южная река". Есть и другие мысли относительно происхождения его названия.

Бассейн Днестра граничит на юге и южном западе с реками, которые несут свои воды в Дунай - Тиссой и Прутом, на западе и северном западе - с притоками Вислы Саном и Западным Бугом, на севере - с правыми притоками Припъяти Стиром и Горынью и на востоке - с Южным Бугом и его притоками.

Леса в бассейне реки укрывают склоны Карпат, а вершины их занятые лугами - полонинами. В горах на высоте преобладают хвойные породы деревьев, а ниже - лиственные. В равнинной части бассейна Днестра лесов немного, преобладают лиственные породы: дуб, ясень, клен, липа, граб, в западной части Подолья встречается бук. Лесистость составляет 13,2 % площади бассейна, заболоченность - 1,5 %, озерность - 0,5 %.

Русло Днестра очень покручено. Речная сетка развита неравномерно. Наибольшая густота наблюдается в верхней части бассейна, особенно правобережной, где Днестр принимает большое количество многоводных притоков, которые берут начало в Карпатах. Притоки, которые начинаются на Розточье или Подольской возвышенности - маловодные. В среднем течении Днестра принимает преимущественно левые притоки, а в нижнем течении их очень мало.

В верхней части (до г. Самбора) Днестр - типичная горная река, которая течет в узкой долине между скалистыми стремительными берегами. Выйдя на равнину, Днестр в пределах Санско-Днистровской низменности течет широкой заболоченной долиной, течение его становится спокойнее. В средней части в глубокой узкой долине в русле Днестра на поверхность выходят плотные известняки и песчаники, а ниже Каменца-Подольского - кристаллические породы (граниты, гнейсы, сиенит), которые около поселка Ямполя образуют пороги. Ниже Дубосар Днестр имеет широкую заводь, порезанную многочисленными проливами, озерами. Долина реки здесь достигает 8-16 км. Самая нижняя часть Днестра расположена в пределах Причерноморской низменности.

Днестр несет много воды. Повышенная водоносность объясняется тем, что верхняя часть его бассейна расположена в Карпатах. Именно там начинаются многочисленные и многоводные правые притоки Днестра, которые впадают в него на участке от истока к г. Быстрицы Надвирнянской. Они начинаются на высоте от 800 до 1500 м и приобретают на этом участке режима верхнего Днестра черты, свойственные горным рекам.

Сток Днестра характеризуется почти непрерывной цепочкой паводков, которые проходят по реке, как весной, так и летом и осенью. Высокие паводки вызываются внезапным таянием снега, дождями, а летом сильными ливнями. Летние паводки по высоте часто превышают весеннее наводнение. Воды Днестра во время паводков несут много наносов.

Ниже Самбора, где Днестр вступает на Санско-Днестровскую низменность, во время высоких уровней часть своей воды он отдает в Вишню (приток Сана). Здесь когда-то проектировали соединение Днестра каналом с реками бассейна Вислы.

Глубоко врезался Днестр в гранитную основу Подольской возвышенности - местами течет вроде бы в глубоком каньоне. Высокие скалистые берега иногда напоминают горные хребты. На берегах выходят на поверхность слои известняка, глинистых сланцев, песчаников. Местами русло завалено камнями.

Днестр принимает 386 притоков, из них самые главные: правые - Стрый, Свеча, Лимница, Быстрица, Реут, Бык; левые - Стрывогир, Гнилая Липа, Золотая Липа, Стрыпа, Серет, Збруч, Смотрыч, Ушица, Мурафа.

Использовался Днестр как источник гидроэнергии, для водоснабжения, орошения; от устья и до г. Галича - судоходный. Основные пристани: Галич, Залещики, Хотин, Стара Ушица, Могилив-Подольский, Ямполь, Сороки, Рыбница, Дубосары, Григориополь, Бендеры, Тирасполь.

В верхнем течении Днестра, на левом берегу, простилается г. Самбор Львовской области. По древним сказаниям, основателями города были жители Старого Самбора, разрушенного 1241 г. Монголо-татарскими ордами. Появившееся на этом месте поселение Погонич в XIV ст. переименовали в Самбор (Новый).

В Самборе сохранились остатки крепостных валов XVI-XVII ст., памятники архитектуры: городская ратуша (1668 г.), католический костел (1503 г.), охотничий дом короля Стефана Батория (XVI ст.).

Напротив Самбора, на Днестре, почти на 3 км простилается остров. По берегу реки широкой полосой раскинулись плавни. Здесь выпасают скот, охотятся, заготовляют сено. Пойменные луга в этом районе перекрещены сеткой обвалованных каналов, и в сухое время года они являются замечательным пастбищем.

Верещица - один из левых притоков Днестра в верховье (длина 92 км). Она берет начало на Розточье. Река Верещица получила название от вереска - кустарника с мелкими листьями, который образует сплошные заросли - верещатники.

Из правых притоков Днестра отметим Быстрицу. Длина ее 72 км. Леса в бассейне реки занимают 30% площади. Само название "Быстрица" свидетельствует о стремительном течении. Неподалеку от впадения в Днестр Быстрица принимает правый приток Тисменицу, длина которого 49 км.

На береге покрученной Тисменицы, в предгорьях Карпат, существовало значительное в старые времена местечко Бич. Во времена монголо-татарского нашествия оно было разрушено. Обитатели сожженного Бича стали невольниками татар. Позже татарский хан позволил бичанам строить жилища над соляными промыслами. Основным видом занятий населения было ткачество и выварка соли из соляной рапы, которую добывали из недр земли. Так и возник Второй Бич. Впоследствии город начали называть Дрогобыч.

В середине XIX в. неподалеку от Дрогобыча начались разработки озокерита, позже - нефти и горючих газов. В 1900-1910 гг. в городе возникли нефтеперерабатывающие предприятия.

За 8 км от Дрогобыча расположен прикарпатский поселок городского типа Стебник. Он известен с XIV ст. С древних времен местное население Прикарпатья самостоятельно добывало соль. В 1848 г. в Стебнику построили первую соляную шахту, где добывали кухонную соль. В 1848 г. в Стебнику построена первая соляная шахта, где добывали кухонную соль. В конце третьей четверти XIX ст. в Стебнику обнаружили значительные запасы калийных солей. Они образуют здесь несколько слоев с прослойками каменной соли и соленосных пород. Стебницкая калийная соль в отличие от калушской (Ивано-Франковская область) являет собой почти готовый продукт.

Длина реки Днестр - 1352 км, площадь бассейна - 72,1 тыс. км². Берёт начало в Украинских Карпатах в районе села Волчье на склонах горы Чентыёвка (Сарматские горы в Хронике Длугоша) на высоте 900 м, впадает в Днестровский лиман, который соединён с Чёрным морем. Средний расход воды в нижнем течении 310 м³/с. Объём годового стока - 10 млрд м³.

В верховьях Днестр течёт в глубокой узкой долине и носит характер быстрой горной реки. Скорость течения в этом районе составляет 2-2,5 м/с. Здесь в Днестр впадает большое количество притоков, берущих начало со склонов Карпат, в основном справа. Наиболее крупный из притоков на этом участке - Стрый. Ниже Галича течение становится более спокойным, но долина остаётся узкой и глубокой.

В среднем течении притоки впадают только слева: Золотая Липа, Стрыпа, Серет, Збруч, Смотрич, Мурафа.

На территории Украины (Хмельницкая,Черновицкая и Винницкая области) расположено Днестровское водохранилище, образовавшееся при строительстве Днестровской ГЭС (677,7 км от устья Днестра, г. Новоднестровск Черновицкой области).

Длина Днестра в пределах Молдавии - 660 км. Площадь бассейна в пределах Молдавии - 19 070 км², что составляет 57 % её территории. Ниже Могилёва-Подольского долина несколько расширяется, но до села Выхватинцы Рыбницкого района (Приднестровская Молдавская Республика) Днестр всё ещё течёт в узкой и глубокой каньонообразной долине с высокими крутыми и скалистыми берегами, изрезанными оврагами.

На участке от села Выхватинцы до города Дубоссары простирается Дубоссарское водохранилище протяжённостью около 120 км. Южнее Дубоссар долина Днестра заметно расширяется, достигая в своём низовье до 10-16 км. Здесь уклоны русла очень малые, и река образует крупные излучины - меандры, начинаются плавни.

В нижнем течении в Днестр впадают справа Реут, Бык, Ботна. За 146 км до устья, ниже села Чобручи, влево от Днестра отходит рукав Турунчук, который вновь соединяется с Днестром через озеро Белое в 20 км от устья. Впадает Днестр в Днестровский лиман, длина которого 40 км.

Дельта Днестра является местом гнездования большого количества птиц, на её территории произрастает большое количество редких видов растений. Низовья Днестра, в частности район слияния Днестра с Турунчуком занесены в международный список Рамсарской конвенции о защите водно-болотных угодий.

На территории Одесской области в плавнях было создано заповедное урочище «Днестровские плавни», позже вошедшее в состав Нижнеднестровского национального природного парка.

Питание Днестра снеговое и дождевое. На реке часты внезапные подъёмы уровня воды, в особенности от выпадения летних ливневых дождей, нередко вызывающие наводнения. Ледостав непродолжительный, в тёплые зимы река вообще не замерзает.

Минерализация воды Днестра возрастает вниз по течению от 300 до 450 мг/дм³.

Вода Днестра используются для водоснабжения многих населённых пунктов (например, Одессы, Кишинёва), орошения; в верховьях по реке осуществляется лесосплав.

Судоходство осуществляется на участках от города Сороки до плотины Дубоссарской ГЭС и от плотины ГЭС до устья.

На Днестре расположены города Хотин, Могилёв-Подольский, Ямполь, Сороки, Залещики, Каменка, Рыбница, Дубоссары, Григориополь, Бендеры, Тирасполь, Слободзея, Овидиополь, Белгород-Днестровский (Аккерман) и др.

По Днестру проходит часть государственной границы между Украиной и Молдавией.

Рыба

В Днестре постоянно обитают плотва, щука, вырезуб, елец, голавль, язь, гольян, красноперка, жерех, линь, карась, сазан, подуст, усач, вьюн, сом, налим, лещ, разные бычки, речная камбала и другие. В верховьях реки есть форель и хариус, а в низовьях из Черного моря в Днестр входят осетр и севрюга.

История

С незапамятных времён Днестр служил оживлённым водным путём для вывоза товаров, производимых в Приднестровском крае. Ещё Геродот упоминает о реке Тирас (древнее название Днестра) и о находившейся в его устьях колонии Тира, снабжавшей местными продуктами древнюю Грецию. Источники, датируемые I в.н. э. указывают на дарованное жителям Тиры право беспошлинного провоза товаров.

Позднее, в XII веке, русские летописи указывают на существование в устьях Тираса колонии Белгород, возникшей на месте греческого полиса Тира. С этого же времени на Днестре усиливается торговое влияние генуэзцев. Они учреждают на реке ряд факторий, для защиты которых устраивают крепости в Бендерах (молд. Tigina, Тигина, тур. Тягиня Кача), Сороках (древний Ольхион), Хотине и Белгороде, остатки которых также сохранились до настоящего времени. Наиболее важным генуэзским торговым пунктом стал Белгород (итал. Moncastro, Монкастро, молд. Cetatea Alba, Четатя Албэ), который был защищён земляным валом и превращен в крепость. Генуэзцам приписывается введение на Днестре, для сплава грузов, типа судна, известного под названием галеры (представляющей собой прямоугольный ящик) грузоподъёмностью 12 тонн. Незначительная осадка позволяла галерам проходить даже самые мелководные днестровские участки.

В дальнейшее время, со взятием турками Монкастро, переименованного ими в Аккерман, а также при переходе под власть турок территории нижнего и среднего Поднестровья, торговое значение Днестра начинает падать и прилежащий к этой регион становиться ареной для частых войн между Османской империей, Польским королевством и Запорожской сечью. Только с присоединением в 1791 году, по Ясскому договору, области между Южным Бугом и Днестром к России, начинает снова возрождаться местная оптовая торговля и днестровское судоходство, и к началу XX века достигает большого размаха.

Единственное на реке существовавшее судно, галера, собственно и послужило начальным поводом к заботам правительства об учреждении днестровского судоходства. В 1881 году бессарабским земством была представлена министру путей сообщения докладная записка, в которой было выяснено, что всё более усиливающаяся конкуренция Северо-Американских Штатов, вытеснившая уже российскую пшеницу с некоторых рынков Западной Европы, по причине опасности и дороговизны провоза хлеба по Днестру, ставит Приднестровский край в критическое положение, несмотря на то, что собственно дешевизна производства хлеба, по сравнению с Америкой, остаётся на стороне бессарабских производителей. И действительно, стоимость доставки пуда пшеницы, взятого на берегу среднего Днестра (между Могилевым и Сороки), прошедшего через одесские магазины и сданного на судно в одесском порту для отправки за границу, доходила до 40 копеек и более, да и то лишь при благоприятных условиях.

Был сделан ряд попыток открытия на Днестре пароходного движения. Так, в 1843 году правительством России был заказан в Англии пароход, названный «Днестром», однако в первом же рейсе он не смог пройти Чобручские излучины (перекаты близ с.Чобручи) и дойти до г. Тирасполя. В 1847 году на Днестре появился пароход «Луба», длиной 90 футов, шириной 14 футов и с осадкой 2 фута, но и он столкнулся с серьёзными трудностями при плаванье по реке и вскоре покинул Днестр. С учреждением в 1857 году «Русского общества пароходства и торговли», им на Днестр был отправлен пароход «Братец», который также вынужден был отказаться от движения по реке. К тому же неутешительному результату привела попытка Поповича, сделанная в 1864 году с пароходом «Мария». В 1867 году было образовано князем Львом Сапегой пароходное общество, но первый же пароход, «Днестр», пройдя вниз по реке, был вынужден навсегда уйти в Чёрное море, а само общество распалось. Наконец, в 1872 году Померо, воспользовавшись высокой водой, прошёл на пароходе по Днестру до Могилёва и обратно, но этот факт не смог восстановить пароходное движение по реке.

В ряду всех этих попыток особенного внимания заслуживает предпринятая в 1881 году «Русским обществом пароходства и торговли» экспедиция для окончательного решения вопроса: способен ли Днестр в естественном виде к пароходному движению. Экспедиция эта привела к тому убеждению, что для учреждения на Днестре пароходства необходимы предварительные серьёзные меры по улучшению речного русла. С 1884 года преступлено к работам по выемке из русла Днестра камней, расчистке порогов динамитом и углублению наиболее мелководных перекатов Днестра постройкой каменных исправительных сооружений и землечерпанием. На возмещение затрат правительства на улучшение реки Высочайше утверждённым мнением государственного совета от 29 ноября 1883 года был установлен особый сбор в размере 1 % со стоимости днестровских грузов сверх ¼-процентного судоходного сбора, существующего по всем рекам Российской империи.

С начала работ в 1884 году и по 1893 год всего израсходовано на улучшение Днестра около 1 млн рублей, причём благодаря произведённым работам река стала доступна для буксирного и пассажирского пароходства, которое и не замедлило на ней развиться, а количество груза стало быстро возрастать и увеличилось в 4 раза, как это видно из следующей таблицы:

В 1887 году обществом пароходства и торговли в Бендерах было построено приспособленное для плавания по Днестру судно, названное «Днестровка».

В 1900 году по Днестру регулярные рейсы совершали два грузопассажирских парохода по линии Бендеры-Тирасполь-Аккерман. В период до 1917 года по реке курсировали пароходы «Бендеры», «Богатырь», «Георгий Победоносец», «Коршун», «Мария» и другие.

С 1918 по 1940 год Днестр служил демаркационной линией между Румынией и СССР и строго охранялся. В прибрежных сёлах румынские власти разрешали включать свет в домах только при наглухо закрытых ставнях. В этот период навигация по Днестру была прекращена и возобновилась только в 1940 году.

Во время Великой Отечественной войны Днестр стал ареной сражений между немецко-румынскими захватчиками и Советской армией (см. Ясско-Кишинёвская операция).

В 1954 году возле Дубоссар была построена не имеющая шлюзов плотина гидроэлектростанции и возникло Дубоссарское водохранилище. В связи с этим регулярное судоходство стало возможным лишь на двух изолированных участках: от города Сороки до плотины Дубоссарской ГЭС и от плотины ГЭС до устья.

В 40-70-е гг. велась добыча со дна реки песчано-гравийной смеси, используемой в строительстве. В конце 1980-х годов экологи пришли к выводу, что дальнейшая добыча смеси может нанести ущерб Днестру, и она была прекращена. В связи с распадом СССР и экономическим кризисом в 1990-е годы судоходство по Днестру значительно сократилось, а в 2000-е годы практически прекратилось, за исключением навигации маломерных судов и прогулочных теплоходов в районе г. Тирасполя и г. Бендеры.

Река Днестр (древнегреческое название Тирас) – это вторая по величине река Украины. Исток Днестра находится возле села Середа во Львовской области. Днепр протекает по территории Украины и Молдовы, и впадает в Днестровский лиман Черного моря.

Длина Днестр a: 1 352 км.

Площадь бассейна водосбора: 72 100 кв. км.

Где протекает: Днестр берет начало недалеко от села Середа (Турковский район Львовской области), что на Украине. Высота истока над уровнем моря 900 м. Устье — Днестровский лиман Чёрного моря. Днестр протекает по территории Украины и Молдовы. В устье Днестр образует дельту, основу которой составляют Днестровские плавни – место гнездования птиц, нереста рыбы.

Города: Могилев-Подольский, Ямполь, Каменка, Рыбница, Дубоссары, Бендеры, Тирасполь и другие.
Режим реки, питание: снеговое и дождевое. Таяние снега в Карпатах происходит не равномерно, летом часто проходят ливневые дожди, поэтому паводки случаются во все времена года. Иногда они переходят в наводнения.

Замерзание: В теплые зимы река может не замерзать вообще, ледостав не продолжительный.

Притоки: Днестр имеет 386 притоков. Из них главные это: Быстрица, Тисменица. Стрый, Збруч, Серет, Смотрич, Стрипа, Ушица, Жванчик, Русава и другие.

Обитатели: воды Днестра очень богаты рыбой. В верхнем течении это: форель, хариус. В низовьях из Черного моря в Днестр входят осетр и севрюга. Также в реке постоянно обитают: плотва, щука, вырезуб, линь, карась, сазан, голавль, язь, гольян, елец, красноперка, жерех, подуст, лещ, вьюн, сом, налим, усач, разные бычки, речная камбала и другие.

Более полное описание днестра смотрите
Днестр на карте:

Фото Днестра, Аккерманская крепость на берегу славной реки.

Хотинская крепость:


Старейший город республики несколько раз менял своё имя, в XV веке его величали Тигиной, а ещё раньше - Тягянякячей. Его «небесным покровителем» стал русский православный святой Сергий Радонежский, в день памяти которого появился в летописи истории этот город. Бендеры - единственный город в Приднестровье, который за многократно проявленную отвагу получил почётное звание «Город воинской славы».

Зрелищный чемпионат по мотокроссу, красочные выставки, весёлые ярмарки, колоритные подворья, показательные мастер-классы, захватывающие игры, конкурсы, развлекательные концерты и салют - всё это и многое другое радовало бендерчан и гостей города 8 октября. Несмотря на то, что торжество выпало в будний день, атмосфера царила праздничная. Те, кто не смог выйти в город днём, оценили концертную программу вечером.

«Караван» не мог обойти стороной день рождения Бендер и лично убедился в том, что праздник удался на славу. О том, какое настроение царило 8 октября в Бендерах и что думают о городе его жители и гости, наш корреспондент поинтересовалась у людей на главной площади.

Раиса Васильевна: «Я местная, живу в Бендерах с 1975 года. Ни за что не променяю наш уютный, добродушный, зеленый, компактный город. Очень люблю Бендерскую набережную, краеведческий и художественный музеи, фонтаны, парк Горького, хоть он сейчас немножко «уснул», но я думаю, что с помощью горожан проснётся. Я работаю в школе, и сегодня была организатором школьной выставки, с удовольствием посмотрела наших художников, а вечером пришла на концерт. Единственное, что мне не понравилось - это площадь, на которой все пьют и едят. На мой взгляд, это место не для того предназначено, особенно в такой день. Это немного смазало картину. Всё остальное было организовано очень хорошо».

Дмитрий: «Я родом из Бендер, но живу в Тирасполе. Решил посетить родной город в день его рождения. Сегодня я увидел и выставки, и ярмарку, но больше всего мне понравился концерт. Наши Бендеры - это хороший, красивый, древний город, многие великие люди здесь родились. Также хочу сказать, что Бендеры многое перетерпели в своё время. Это говорит о героизме его жителей. С днём рождения, Бендеры, процветания тебе и всего самого лучшего!».

Татьяна: «Я хочу передать огромный привет из столицы, поздравить бендерчан с юбилеем, пожелать всем счастья, радости и удачи. Этот город очень красивый и светлый, в нём живут добрые люди. Я здесь работаю, каждый день приезжаю из Тирасполя. Сегодня из-за работы мы с ребёнком попали на праздник уже вечером, но всё равно довольны концертной программой».

Алла Александровна: «Настроение отличное, замечательный концерт. Кроме того, в этот радостный для нас день сама природа поздравила город, одарив Бендеры долгожданным бабьим летом. Наш город очень красивый, в нём прекрасно жить. У Бендер древняя и интересная история. Турки построили здесь свою крепость. У нас побывало много знаменитостей, сюда приезжал в своё время сам Александр Пушкин. Наш город очень стойкий, много войн пережил, но всё благополучно заканчивалось, и он устоял. Я желаю всем бендерчанам здоровья, мира, светлого неба над головой».

Анна: «Я выступала сегодня на сцене возле ДК Ткаченко, так сказать, отстаивала честь нашего города. Была хорошая программа - различные коллективы демонстрировали народные танцы, восточные, хип-хоп. Все красиво выступили. Так как я сама была занята, всё посмотреть не удалось, но и то, что увидела, мне понравилось. Много народу вышло на праздник, их не испугал мороз под вечер. У нас чистый, замечательный город, в котором пахнет всяким вкусненьким и живут весёлые люди. Желаю Бендерам развития только в лучшую сторону, чтобы мероприятия проводились каждый раз так же организованно, и чтобы в городе всегда царило солнечное настроение».

Анатолий: «Сегодня я был на работе, как только освободился, решил прийти на концерт, чтобы отметить праздник в приятной обстановке. На мой взгляд, это прекрасный, опрятный город, у которого есть перспективы. Я не местный, но в будущем планирую завести семью, детей и жить здесь».

Екатерина и Екатерина: «Наш город яркий и цветущий, а люди здесь улыбчивые, зажигательные, любят петь и танцевать. Мы были на празднике днём, здесь продавали выпечку, колбасы, одежду, канцтовары - разные производители и умельцы выставляли свою продукцию и работы. Нам особенно понравился расписной хлеб и поделки из бисера. Но больше всего удивило и порадовало то, что сегодня простые люди поют на сцене, как в караоке, такого ещё не было у нас. Хотим пожелать нашему городу ещё больше процветания, чтобы чаще проводились такие праздничные и яркие вечера».

Людмила Ивановна и Нина Дмитриевна: «Замечательный праздник и приятный подарок горожанам. Очень красивая иллюминация, видно, что город живёт. Мы довольны, что после работы смогли выбраться в центр. Желаем, чтобы в нашем городе царил мир, между людьми было уважение и понимание, и хорошая работа чтобы была у всех. Этот город очень много значит для нас. У нас отличный краеведческий музей с интересными экспонатами, открылась крепость с музеем. Бендеры - ухоженный, приятный, спокойный город. Он маленький и уютный - за час его можно весь объехать. Мы побывали в разных городах России и других стран, но наши Бендеры самые лучшие».

Роман: «Это чистый и одухотворенный во всех смыслах город. И люди здесь живут хорошие. Я периодически уезжал из Бендер, но всегда возвращался, потому что это мой город. Здесь мои корни, и меня сюда тянет. У Бендер богатая история. Здесь были турки, румынские оккупанты, немцы. Тут много чего творилось, но город всегда с честью выходил из передряг. Желаю нашему городу развиваться. Хотелось бы, чтобы для молодежи было все организованней, в обычные дни тут мало мест для отдыха. Людям желаю не терять надежду, чтобы всё было прекрасно на душе, и тогда стены нашего города будут крепчать».

Олег Александрович: «Я приехал из Санкт-Петербурга к родственникам в отпуск и попал на это замечательное торжество. Красиво все организованно - есть площадки и для молодежи, и для детей, и для старшего поколения, много открытых кафе, где можно было посидеть, отдохнуть, послушать музыку разных направлений. Мне особенно понравилась выставка детских рисунков на площади у кинотеатра. Также меня порадовал праздничный салют, который состоялся в 9 часов вечера. Это был довольно-таки продолжительный красочный фейерверк. Всё было здорово. На мой взгляд, город Бендеры очень красивый, в нём много зелени, у нас в Питере поменьше. Люди здесь доброжелательные и гостеприимные. Городу желаю дальнейшего процветания, народу - постоянную работу, чтобы благосостояние людей росло, и они отдыхали чаще».

Гуляла по Бендерам и смущала людей вопросами
Ирина Колойденко

Статья огромная. Оставлю основные тезисы. У кого есть интерес к теме, может прочитать целиком перейдя по ссылке выше.

1. В окрестностях Дубоссар и в районе обнаружено свыше 150 памятников археологии, среди которых скифские курганы (в 1980 г. в одном из скифских захоронений обнаружена золотая гривна весом 815 грамм вождя скифского племени), памятники Трипольской и Черняховской культуры, памятники раннего средневековья. Сохранились под городом подземные ходы (пока не исследованы). Попытаемся ответить на вопрос: могли ли быть основателями нашего города ещё древние скифы? или жившие здесь ещё до них киммерийцы? Рассмотрим внимательно краткий обзор античной истории Приднестровья.

В 613 до н.э. мидийский царь Киаксар присоединил к Мидии территорию скифов. В ходе мидийско-лидийской войны (590-585 до н.э.) Скифское царство было лишено статуса царства-провинции и было напрямую включено в состав Мидии в качестве провинции. Таким образом, с 585 до н.э. территория современного Дубоссарского района уже входила в состав государственного образования с присущими ему атрибутами.

Так, в Верхних Байраках на огромных природных валунах на высоте в 3-7 метров над ручьём возвышаются странные каменные плиты правильной прямоугольной формы. Место: за Дубоссарской объездной дорогой, в конце улицы Знаменской, примерно в 100 метрах от холодного источника (вниз по ручью, текущему в Тамашлык). На плитах высечены многочисленные странные глубокие зарубки, напоминающие письмо. Следует отметить высокую степень выветривания каменных плит (но, почему-то, одни – выветрены, а другие – нет).

Интересные данные по данному вопросу приводит специалист в области раннего железного века Северо-Западного Причерноморья И.А.Четвериков (НИЛ «Археология» ПГУ, Тирасполь). В 1995 г. он открыл уникальный для Восточной Европы позднескифский могильник III-II вв. до н.э. у с. Глиное. «Анализ археологической ситуации по состоянию на начало XXI века подтверждает высокую концентрацию курганов, могильников и поселений вокруг Дубоссар – прямое свидетельство наличия древнего и всем хорошо известного брода (см. работы Е.В.Черненко по скифским переправам). Антропологические материалы 30-ых г.г. XX века, происходящие из раскопок в районе Вадул-луй-Водэ археолога А.Донича, говорят о том, что этническая картина там интереснейшая, с сильной метисацией (смешением) населения (см. работы М.С.Великановой)».

В то же время, историк XIX-XX века Садовский приурочивает отмеченные на карте Сарматии античным учёным Птолемеем: Карродун - к Хотину; Ерект – к Тирасполю, Вивантиварий – к Бендерам, Клепидаву – к Ямполю, Метоний - к Могилеву-Подольскому. Поиски этих городов велись, но безрезультатно. Открытое случайно в 1994 г. в селе Дзержинское под Дубоссарами погребение Черняховской культуры 4 века н.э. подтвердило смешанный характер антропологического типа людей, некогда проживавших на берегах Днестра.

2.Интересен анализ приднестровских археологов 90-ых годов XX века результатов исследований материальной культуры VI-IX веков на территории бывшей МССР. Исходя из результатов этого анализа, Тираспольскими исследователями (Щербатюк и другие) был сделан вывод, что материальная культура склавинов (и их потомков: тиверцев, уличей и т.д.) носила более выраженные протоболгарские дунайские славянские черты археологической культуры, и менее выраженные древнерусские днепровские славянские черты.

В «Повести временных лет» впервые была предпринята попытка разделить языки народов и диалекты племён на территории Киевской Руси на две группы: славянские и неславянские, но летописец Нестор (правильнее будет сказать - Нестор в переработке Сильвестра) решил упустить из вида диалекты тиверцев, уличей, белых хорватов и бужан. Так он и обошёл этот вопрос: славянские они, или нет. Скорее всего, в его время эти диалекты уже практически смешались с волынским диалектом на Западной Украине, куда произошёл доказанный историками отток жителей из-за набегов половцев. В итоге, уже ко времени монголо-татарского нашествия, половцы стали основными жителями Северного Причерноморья – этот факт никто не оспаривает. А летописец не решился пытаться трактовать славянство или неславянство этих юго-западных племенных объединений славян.

И этому была, судя по всему, своя причина: многие археологи и сейчас их считают более близкими к нынешним болгарам, чем к нынешним русским. Да и вопрос славянства болгар был крайне неоднозначен на Руси (да и в более позднем времени, как свидетельствует БЭКМ-2008), помнившей и азовских булгар (протоболгар) и волжских булгар, которые были тюркскими народами. В современной Украинской истории этот процесс консолидации части восточнославянских племён на Западной Украине считается началом формирования протоукраинской общности.

Практически не изучены южные диалекты восточных славян. А у античных историков Иордана и Прокопия говорится о двух крупных государственных объединениях славянских племён (Антах и Славинах), в 6-7 веках занимавших территорию от Дуная до Дона, граница между которым проходила по Днестру. Центр антов, судя по всему, - город Киев. Где находился центр славинов(склавинов) – неизвестно. Но древнейший славянский город у Днестра - это городище тиверцев, существовавшее начиная с начала 6 века возле села Алчедар в природной стране Сахарна, известной своим сложным рельефом и труднодоступностью. Другой их крупный центр – городище возле села Екимауцы.

«Повесть временных лет» (общерусский летописный свод, составленный в Киеве в начале 12 в. летописцем Нестором, текст которого включает летописные своды 11 в., тексты византийских, православных и других источников) не исследует этот район. Но Нестор упоминает так же и о некоем городе Киевце, который основал Кий в конце 5 века на Дунае, но был изгнан местными жителями. Скорее всего, в город превратился бывший военный лагерь Кия, существовавший в годы антско-готских войн. Местонахождение Киевца-на-Дунае неизвестно, но наиболее вероятно - недалеко от устья Дуная.

Но, не могли быть независимыми, прежде всего от догм «национал-патриотизма» Русской православной церкви историки того времени: ни епископ Иоаким, ни монах Нестор, ни митрополит Могила. Это основополагающая доктрина Русской православной церкви.
Приведу, как её трактует статья виднейшего русского богослова и историка церкви Н.Н.Глубоковского «Православие по его существу» (1913). Статья написана для американского богословского журнала с целью прекращения протестантами распространения на территории России текстов Библии и иной библейской литературы, которые, в принципе мало актуальны и не так важны, с точки зрения концепции «национал - патриотизма», обуславливающего монополию Русской православной церкви – как национал-патриотического общественного русского православного религиозного движения, формирующего идеологию государства. Через год вышло отдельное издание статьи на русском языке (Санкт-Петербург, 1914).

Положения статьи нисколько не потеряли своей актуальности, поскольку развитие русской богословской мысли вскоре было насильственно прервано войной, а затем революциями, войнами, эмиграциями, атеистическим воспитанием и т.д. Н.Н.Глубоковский традиции церковного национал-патриотизма производит из национальных греческих традиций и Византийской православной церкви.

«Православие есть известная националистическая форма христианства, которое получает в нем и национальное ограничение, и националистическую исключительность, когда, замыкаясь в рамки своей национальности, усвояет ей особые права преимущественного обладания и необходимого посредничества в получении и раздаянии христианских благ».

Про «националистическую исключительность», в прочем, было слышно практически у любого народа, вот только куда она обычно приводила, было бы не плохо не забывать. По схожим и вполне понятным причинам, многие и сейчас стараются не упоминать о периоде сотрудничества Александра Невского с Золотой Ордой и о его карательных миссиях на непокорных золотоордынцам западных древнерусских землях. Так же мало говорят и о взаимных предательствах Твери и Москвы в период монголо-татарского ига. А уж история Ивана Грозного, Смутного времени и Петровских реформ, если её рассматривать в изложении православной традиции – одна сплошная история нахождения у власти «преданных анафеме посланцев ада».

3. Известно, что Святослав напрямую управлял Болгарией, землями уличей и тиверцев. Но власть этих земель над остальной Русью продержалась лишь 3 года. Остальные земли находились от него в вассальной зависимости и были распределены Святославом между сыновьями. После гибели в 972 князя Святослава у Днепровских порогов идея совместного русско-болгарского государства потеряла свою актуальность, в связи с начавшейся борьбой сыновей Святослава за наследство.

Традиционный речной и морской путь «из варяг в греки» в X веке стал опасен из-за разбоя печенегов (таким образом, кстати, князь Святослав и погиб у Днепровских порогов). Затем необходимость пути вдоль берегов Днестра возникает при Ярославе Мудром, в XI веке, укрепившем древнерусское государство на берегах Чёрного моря (от устья Днепра у Чёрного Моря до устья Сирета на Нижнем Дунае), прекративший набеги половцев с помощью создания русско-печенежских православных военных поселений вдоль южных границ Киевской Руси.

Свидетельством торгового и паломнического движения по Днестру и его правому и левому берегу в Византийские владения (начинающиеся в устье Дуная) в XI-XII веках служат редкие находки византийских монет 1025-1175 годов выпуска, сосредоточенные вдоль этого древнего пути. А река Днестр (Тирас, Тивер) известна была ещё древнейшим из эллинов: много древним иавторам ибыло написано об «амазонках»-киммерийцах и «кентаврах»-таврах, а так же об их пока ненайденных археологами древних поселениях на Нижнем Днестре. Возможно – это и ныне исследуемые Чобручи.

Так мне видится идентичность алазонов (амазонов, амазонок) и киммерийцев: античные историки называли киммерийско-фригийские войны 7 века до н.э. - завоеванием «амазонками» Фригии; так же совпадает место столицы «амазонок» и место древней столицы киммерийцев (место родового кладбища киммерийских вождей) - это остров в устье Днестра (см. работы Геродота, Тацита, Плиния-мл. и т.д.). Перед Днестровским лиманом такой остров действительно существует: образуемый Днестром и его рукавом Турунчуком.

Предполагаю наличие древнего сухопутного пути (берущему начало от скифских переправ) от Киева к Днестровскому лиману - городу Белгороду и Чёрному морю. Этот путь будет безопаснее всего по правому берегу реки (защищённый Днестром от нападения печенегов со стороны Южного Буга). Этот предполагаемый маршрут (на основе православных преданий о паломничестве) по правому берегу Днестра, будет понятен без карты и знания местности любому, даже неопытному путешественнику; в особенности - православному паломнику в Царьград (Константинополь – центр православной веры в Средние века). И уж тем более - этот путь будет понятен опытному купцу. Но он крайне неудобен в районе излучины Днестра: от современного города Криуляны (на правой стороне от села Дзержинское) и до современного села Старые Дубоссары (на правой стороне от современного села Дороцкого).

Для лучшего понимания предлагаю взглянуть на карту Приднестровья. То есть, идя вдоль правого берега Днестра, придётся делать примерно 50-километровый крюк. Путь заметно сокращается, если переправиться с правого берега на левый берег Днестра в нынешнее село Погребя. Затем, пройдя менее часа по левому берегу, снова перебраться на правый берег Днестра в районе села Дороцкое. Нужна надёжная переправа.

Так, судя по всему, и возникли мосты из дубасов. Вблизи этих двух мест (переправ через Днестр) и сохранились современные топонимы: город Дубоссары и село Старые Дубоссары (местные жители называют своё село – Дубоссары, и не понимают, причём здесь эпитет «Старые»). Только, для возникновения поселения вблизи скифских бродов, охраняющего и ремонтирующего мост и лодки, сдающего постоялые дворы и предоставляющего питьё, еду и отдых путнику и купцу, а так же ведущего собственное ремесло и сельское хозяйство, большое значение имеет наличие нормального берега с плодородной почвой (а не, как глиняные земли, - в Погребах).

А ещё большее значение имеет наличие природных источников питьевой воды (хорошего вкусового качества, а не «буркутной» со зловонным сероводородом или другими неприятными примесями). Это неоспоримые истины основ социально-экономической географии. Таких источников в районе Дубоссар предостаточно, и их воду может и сейчас любой желающий попробовать на вкус: ключ в районе ГЭС, Дубоссарский родник, ключи на Нижней части Большого Фонтана. А самого приятного вкусового качества вода (по мнению жителей Большого Фонтана) у холодного источника в районе Верхних Байраков (за объездной трассой, но это далеко от центра и от Днестра, но недалеко от предполагаемой скифской древности, в конце улицы Знаменской).

4. Известно о существовании славянского Пересечена, крупного поселения возле нынешней Калфы. Нахождение древнеславянских малонаселённых поселений в районе современных сёл Незавертайловка, Терновка, Рашково и города Резина, предполагаю вероятным по находкам монет того времени. Назову предполагаемые крупные места возможных привалов на этом с большой долей вероятности предполагаемом пути путешественников: Белгород-Днестровский, Калфа, Лукашевка, Пересечен, древние славянские города в районе Алчедар-Сахарна. Затем, переход на левобережье Днестра возле славянского поселения в районе села Рашково (находящееся выше печенежских владений) для продолжения пути через современную Винницкую область к истокам реки Рось, а там и в Киев.

Рядом начинается и другой путь, более ближний, в Галич-на-Днестре. (См. работы о древних славянах в Молдавии Г.Ф. Чеботаренко, Г.Б. Фёдоров и т.д.). Необходимость сухопутного пути из Киева в Царьград вызвана и особенностью православных традиций паломничества (альтернативного речному и морскому южному участку пути «из варяг в греки»).

Настоящий паломник должен был пройти путь на «своих двоих», желательно большую часть пути коленопреклоненным с молитвою и раскаяньем в совершённых греках, вымаливая у Бога прощения через святых заступников на коленях. А, православная христианская традиция говорит о принятии Юго-Западной Русью православного христианства задолго до крещения Киевской Руси князем Владимиром. А в районе Дубоссар хорошо известен древний скальный Роговской монастырь.

Считается, что процесс принятия православия уличами и тиверцами был добровольным благодаря деятельности православных миссионеров с увеличением количества православных в каждом новом поколении. Начался он ещё во времена крещения болгар, затем продолжился при князе Аскольде [имя в православии - Рос]. После - продолжился во времена княгини Ольги, матери Святослава [имя в православии - Елена], затем завершился во времена младшего брата Святослава (скорее всего – сводного брата по отцу, как считает В.Н. Татищев) Улеба [имя в православии – Глеб].

А традиции Кицканского монастыря и Сахарнских монастырей, говорят о том, что эти церкви и монастыри стоят на святых местах (местных святынях). Там находились места отдыха и ночёвок первых древнерусских паломников у источников воды (впоследствии – местных святых источников), ещё с древнейших времён до крещения Руси князем Владимиром. Но и переправы, вылившиеся в мосты, кому-то тоже надо было ремонтировать и охранять, взимать плату за их проход или проезд. Так развивается торговля, строительство, рыбная ловля, речной транспорт, земледелие и т.д. Формировались постоянные поселения. Торговые пути переносились поближе к населённым и защищённым места

5. Возможно, и в XXI веке нам придётся переосмыслить историю цивилизаций Днестра в виду раскопок кургана доскифского времени у села Мокра, скифских курганов у Слободзеи и Глиного, многослойного поселения у села Чобручи. Что найдут, и какой древности, в городе Дубоссары (в его ближних и дальних окрестностях), даже трудно предсказывать. Но, археологические раскопки в основном ведутся в Слободзейском районе; в меньшей степени – на севере Приднестровья. А его географически центральная часть (город Дубоссары, его ближние и дальние окрестности), как-то осталось без внимания. Лишь энтузиасты за свой счёт интересуются археологической историей родного края, да чёрныё копатели-кладоискатели.

Известно, что древний Пересечен был центральным городом славянской земли племенного объединения уличей (в период между печенежским вторжением и подчинением нашей территории Киевской Руси), а возможно и главным городом Юго-Западной Руси. Город Пересечен осадил и взял штурмом в 940 воевода Свенельд, подчинив уличей власти Киевской Руси. По косвенным признакам, город Пересечен находился в современном Орхейском районе. Топоним жив и в наши дни - село Пересечино. Даже предполагали, что - это остатки древнего Пересечена, но археологические раскопки этого не подтвердили.

Где-то он рядом, судя по всему, – между Орхейскими Кодрами и Голерканским лесом. Эта территория совсем близко от современного Приднестровского города Дубоссары. Дубоссарский и Орхейский (Оргеевский) районы ждут своих археологов и открывателей гетских и древнеславянских поселений, а так же города уличей - Пересечена. Известно, что в ходе затоплений низовий Реута в Средние века, Орхей перенесли на место современного Оргеева (см. работы Л.Л.Полевого). Поэтому, предположение, что Пересечен оказался на месте современного села Пересечено, а искать его стоит на притоках Нижнего Реута, кажется вполне обоснованным.

6. В плане поиска города Пересечена интерес представляет Карта «Расселение в Днестровско-Карпатских землях середины XIV века (по методу экстраполяции в прошлое) из труда археолога Л.Л.Полевого «Очерки исторической географии Молдавии XIII-XV веков». Так же интерес представляют селища (хотя мы ищем – городище…) со славянскими топонимами Молдавского княжества первой половины XV века (по данным поземельных актов) и данные о находках отдельных монет и монетных кладов, вещей и захоронений XII-XIV веков в ближайших к устью Реута местностях. Экстраполяцией в прошлое (исследования Л.Л.Полевого) подтверждено существование в XIV веке как минимумом восьми поселений со славянскими топонимами, вытянувшихся в линию в Орхейском районе.

Они расположены были возле 8 нынешних сёл со славянскими топонимами: Круглик, Избешты, Требужены, Бранешты, Иванча, Жолобок, Глинча, Пересечино. Более того, румынские и немецкие историки М.Костэкеску, Г.Шталь, А.Ксенопол выдвинули предположение, что эти поселения возникли как минимум в XII веке во времена Киевской Руси. Этого же мнения придерживается советский молдавский и украинский историк П.Бырня. И, если раскопки у Пересечино мало что дали, а раскопки у Требужен показали лишь небольшое славянское поселение до золотоордынского города; значит, остались ещё 6 возможных адресов.

В центральной части линии этих сёл, существовавших под другими названиями со времён Киевской Руси – находятся сёла Бранешты и Иванча. Довольно живописный уголок в скалах, примерно в 30 км от современного города Дубоссары (если по прямой линии). Реальная автомобильная дорога длиннее, от моста через Днестр на Полтавском шоссе на северо-запад. Соответственно столичному статусу земли уличей в X веке, Пересечен должен был иметь пристань (скорее всего, небольшую) на правом берегу Днестра. Более всего под такую пристань подошёл бы район современного посёлка Дома отдыха у Голеркан. Но археологические раскопки здесь затруднены, так как у Голерканского лечебного источника расположен правительственный Дом отдыха Молдовы с охраняемой территорией с подземными коммуникациями за высокими заборами. Вот отсюда, скорее всего, и берёт своё начало город Дубоссары ещё в X веке (как пристань на Днестре столицы земли уличей города Пересечена)

7. Читаем текст рапорта А.В.Суворова. Узнаём, что крымский хан и российский посол настаивали, что согласно русско-турецкому Кючук-Кайнарджийскому мирному трактату 1774 г., «все места, крепости и города, принадлежавшие издревле татарам, должны быть им возвращены». Настаивая, что это исконный крымско-татарский город, российский посол утверждает, что «касательно же Томбасара, довольно ясно сказано в трактате, что оный должен принадлежать татарам».

В ответ, турецкий посол настаивает, что Томбасар (Дубоссары) – никакой не исконный крымско-татарский город, а основан и принадлежал он издревле совсем иным государствам, не имеющих никакого отношения к Крыму и татарам. Следовательно, передаваться Крымскому ханству из турецких владений на основании Кючук-Кайнарджикского мира 1774 г., он не доложен. И, «показав бумагу, сказывал, что она объясняет право Порты на Томбасар, прося притом отправить оную ко двору».

Что было в этой бумаге? Не имея доступа к архивам, можем лишь предполагать; но с согласия российской стороны город Томбасар (Дубоссары) и его окрестности остались в 1777 в подчинении Турции, во исполнение всё того же Кючук-Кайнарджикскому мирного договора 1774. И Крымское ханство (с подачи России) перестало на него претендовать. То есть, Россия де-факто (а может и де-юре) признала, что Томбасар (Дубоссары) был основан явно не татарами, как в 1900-1906 утверждал В.Кочергин, исследователь архивов Дубоссарской ратуши, где (как он сам указывает), после пожара 1702 сохранились лишь данные о событиях 1702-1900, - а остальное лишь его предположения.

В 1792 В.Каховский, уполномоченное государством должностное лицо, занимающее высокую должность, сторонник возвышения города Новые Дубоссары, как уездного центра в составе Херсонской губернии России, ни капли не сомневаясь, в письме к самой императрице Екатерине II утверждает, что этими государствами, господствующими над городом – «издревле» были «Польша и Молдавия».

Несколько иную информация на официальном сайте города Дубоссары (с датами, не совсем соответствующими польским, литовским и молдавским документам 1360-1484): «Первые упоминания о Дубоссарах относятся к периоду монголо-татарского нашествия (1260-1360 г.г.). Город основан в XIV в. как «столица» одной из ханских провинций (И. Ефодиев). Они же дали ему и название. Дубоссары (от татарского названия «Тембосары» или «Дембоссары») означает «жёлтые холмы». (В. Кочергин, И. Анцупов). С 1360 г. по 1385 г. – находился в составе Великого княжества Литовского. С 1385 г. - 1410 г. – в составе Польши.

С 1410 г. по 1430 г. – снова в составе Литовского княжества. Во 2-ой половине XV в. город оказался в составе владений Крымских татар Золотой орды. Земля восточнее Днестра и южнее реки Ягорлык стала подчиняться Крымскому хану и носила различные названия – Едисан, Ханская Украина, Очаковская земля и др. Она почти не имела постоянного землевладельческого и торгово-ремесленного населения, за исключением (Дубоссары и Очаков). На географической карте того периода эта территория обозначена «Дикое поле» (кроме побережья Днестра). Здесь под руководством мурз кочевали татары. Практически все татарские мурзы имели свои укреплённые городки, построенные на возвышенности по берегам рек и укреплённые валами. К таким городкам относились и Дубоссары. «Дубоссары был опорным пунктом, городом в обширной Очаковской земле. Татарские владения, которые (начиная с 1523 года) неоднократно были разгромлены Москвою, Польшею. И особенно - Запорожской Сечью». (Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь, т. 44, с. 519).

В 1650 г. Дубоссары упоминается как город с административным правлением. В 1667 г. на карте Польши, выпущенной в Лондоне, обозначен под названием «Добрессары». В XVIII в. Земли Ханской Украины (Очаковской земли) были подчинены дубоссарскому каймакану, ответственному представителю крымского хана в Едисане. С 1702-1774 г.г. по турецким, молдавским и русским документам Дубоссары известны как административный окружной, торговый и духовный центр Дубоссарской провинции, в состав которой входило 41 селение. Хозяевами территории были ногайские татары, проживали также великороссы, малороссы, молдаване, евреи, греки, поляки».

Следует добавить, что в оригинале у Брокгауза – «турецкие владения», а не татарские (обнаружено Н.Буймистр). Это существенная неточность в цитировании, для доказательства татарского происхождения названия нашего города.

8. Но возник-то город Дубоссары явно до 1484, когда появилось первое письменное упоминание о крепости Томбасар в связи с грабительским набегом Менгли-Гирея. Так, в турецких документах о событиях 1484 говорится «о взятии крымскими татарами Подольских крепостей: Аккерман, Бендер, Томбасар» (см. Турецкую Википедию). А в биографии Менгли-Гирея так же указано ещё и взятие Кавшана в 1484. Но такие крепости, как Аккерман или Бендер без длительной осады не возьмёшь, если никто не помог войти. А в генуэзских же документах о тех же событиях 1484 упоминаются «разорённые Крымским ханством романские города Монкастро, Тягинь, Томбасар, а в конце года - Балта» (см. Итальянскую Википедию).

Московия сформировалась лишь в 1480-1503 при царе Иване III. Не до конца ясно: где размещался в 1484 город Томбасар (Дубоссары). Кто в нём жил, кому принадлежал, как далеко он был от местоположения современного города? что он представлял, кем и когда был основан?

9. Но уж точно, Томбасар - был не крымско-татарскими городом, раз на него «набег» совершили крымские татары. А достоверно известно, что как минимум в 1523 (возможно и чуть раньше в 1484) Томбасар уже был присоединён Крымским ханством к своим территориям. В XII-XV веках, начавшиеся с поселений на их современных и прошлых местах, перечисленные (взятые Крымом) города (Белгород, Тигина, Кавшан, Дубоссары, Балта), регулярно переходили из рук в руки двух, а то и трёх, ближайших соседних с ними держав. И названий они имели много, на каждом близлежащем наречии и диалекте. Белгород (Маврокастро, Мальвокастро, Маокастро, Четатя-Алба, Аккерман, Аспрокастро, Аспрокастрон), Бендеры (Тягинь, Тягинякяч, Тигина, Тигин, Тикин, Бендер), Дубоссары (Томбасар, Дубашарь, Дубэсарь, Добрессары), Кавшан (Каушаны).

Уже, начиная с XII века, поселения, на базе которых они возникли, - явно имели смешанный состав населения, на своём наречии называющий эти поселения и города по-своему, с более близкими по первоначальному звучанию (или смыслу топонима) названиями. И каждое (из перечисленных выше государств) считало их своей исконной территорией, имело в них свои диаспоры и своих сторонников. И защиту от католической экспансии местное население увидело в недавно созданном отцом Менгли-Гирея невзрачном в то время Крымском ханстве. Подобно тому, как одно время украинское казачество, оказавшись перед угрозой быть подчинёнными либо Польшей, либо Турцией, либо Россией, избрало своим гетманом господаря Молдовы – Дуку, присягнув на верность Молдавскому княжеству, в котором серьёзного государства и не видело, а уже тем более – гегемона или претендента на мировое господство.

В 1777 земляная крепость Томбасар ещё существовала. А в 1792 на разрушенном месте основывается город Новые Дубоссары: то ли - на пустоши (на месте эвакуированного бывшего поселения), оставленной жителями по собственному желанию или насильно; то ли - на месте развалин: городища. На территории Дубоссар в качестве памятника Средневековья известны лишь «турецкие подвалы».

10. Итак, близ с. Требужены Оргеевского района - средневековая крепость Старый Орхей (остатки дворцово-замкового комплекса 14-15 вв.). Известно, что недалеко от устья Реута в 14 веке находился золотоордынский город Шехр-аль-Джедид (вблизи этого места так же известен, но ещё в 10 веке, город Пересечен - средневековый центр уличей). Название Шехр-аль-Джедид известно из арабских источников, на арабский же манер (т.е. его золотоордынское название до сих пор неизвестно, но переводилось как «Новый город»). И указан он – как центр одной из провинций полунезависимого улуса Ногайской орды Золотоордынского государства (как указано в польских источниках - Подольского улуса). Остатки этого «Нового города» найдены у Старого Орхея. Но если есть «Новый город», то должен быть и Старый. На эту роль претендует - древнерусский город Пересечен.

Город «Шехр-аль-Джедид», в плане поисков Дубоссарских древностей, действительно представляют глубокий интерес. Тем более, что Л.Л.Полевой практически доказал через исследования, опубликованы в виде его многочисленных археологических, исторических, этнографических и нумизматических трудов, что Шехр-аль-Джедид арабских авторов - не что иное, как затем возникший на его месте молдавский Старый Орхей (на Реуте, между современными Дубоссарами и Оргеевом).

Расположено городище Старого Орхея не так уж далеко от современных Дубоссар – у села Требужены Оргеевского района Молдовы (на нижнем Реуте). Там же, судя по всему, и остатки золотоордынского города Шехр-аль-Джедида – «Нового города». Тогда, современные Дубоссары – это речной Днестровский аванпорт XIV-XVI века Старого Орхея, так мне представляется. О его начале существования ещё во времена Шехр-аль-Джедида, говорят арабские путешественники, указывая, что корабль подходит на Днестровскую пристань города.

Скорее всего - это нынешнее небольшое поселение возле современной молдавской газовой заправки на берегу Днестра на окраине села Устье, возле села Золончены (рядом с Дубоссарской пещерой на правом берегу Днестра, у моста на Полтавском шоссе). Расположено оно на правом берегу Старого Дубоссарского моста. А на левом берегу Днестра – это городок Геологоразведки (у Старой Развилки) в нынешнем микрорайоне Лунга г.Дубоссары.

В таком случае, уличский город Персечен, скорее всего, находился рядом, недалеко от своего пригорода – Лукашевки, где-то в известняковых (кательцовых) скалах в квадрате между с.Требужены, с.Иванча, с.Бранешты, с.Жолобок. Обычный турист в течение утра может пешком пройти из Дубоссар до городища Старого Орхея, провести там почти весь день, а вечером вернуться обратно. Один маршрут - по долине Реута: от Дубоссарского моста на Полтавском шоссе и дальше на северо-запад вдоль Реута (24-27 км). Другой маршрут - по пересечённой местности: от Дубоссарской ГЭС в северо-западном - западном направлении через Голерканский лес (18-20 км).

Лучше специализирующего на стыке археологии, истории Средневековья, нумизматики, этнографии, медиевистики и палеоклиматологии - профессора Л.Л.Полевого, значительную часть жизни проведшего на раскопках Старого Орхея, никто не даст столь объёмного его научного описания, как описание 1977: «Город Орхей располагался в живописной излучине нижнего течения р. Реут между нынешними селами Требужены и Бутучены. Эта естественно защищённая высокими и крутыми скальными берегами реки местность была обитаема с древнейших времён. Здесь открыты стоянки людей каменного века поселения трипольской (III тыс. до н.э.), гетской (IV-III вв. до н.э.), черняховской (III-IV в.в. н.э.) культур. Поселение славян (середины X века), развалины золотоордынского города (середина XIV века). Шехр-аль-Джедид?.

После гибели этого города в 60-ых г.г. XIV в., при вытеснении монголо-татар из Днестровско-Прутского междуречья, жизнь возродилась не скоро. В результате археологических исследований Старого Орхея, которые ведутся более трёх десятилетий, открыты многочисленные сооружения молдавского средневекового города. Молдавский Орхей возник центр довольно значительной сельской округи (начавшей своё существование задолго до его основания). В начале XV века в его ближайших окрестностях, по данным письменных и археологических источников, существовало до полутора десятков сёл. Среди них были сёла: с молдавскими (например: Прокопяны – первое упоминание 15.07.1445, возникли примерно на полвека раньше), и славянскими по происхождению названиями (например: Мачковцы и Белая Криница – первое упоминание 17.07.1436, возникли несколько веками ранее). Широкое развитие земледелия уже в XIII-XIV веках засвидетельствовано большим кладом железных частей пахотных и других орудий».

С формированием Золотой Орды, в лесостепных районах Кодр, редко заселённых как славянами, так и волохами (от Ннжнего Реута до реки Лапушна и далее за Прут до реки Бырлад) в первой половине 14 века возникают многочисленные новые земледельческо-скотоводческие поселения колонистов: алан, славян, других народов, составляющих разно-этническое население.

Миграция в Днестровско-Прутское междуречье, происшедшая в течении жизни одного поколения, была следствием политики монгольских ханов, направленной на создание и хозяйственное освоение в завоёванных землях новых зон оседлости, служивших экономической и военно-политической опорой, источником богатств верхних слоёв общества, которые не мог обеспечить только традиционный кочевой способ производства и быт (см. работы Грекова Б.Д., Якубовский А.Ю., Фёдорова-Давыдова Г.А., Егорова В.Л.).

Для этого сгоняли пленных ремесленников из разных покорённых стран. На захваченных землях в течении второй половины 13 века интенсивно строились новые города. Так на местах небольших в прошлом славянских поселений возникали в короткий срок города с очень пёстрым по составу населением. Колонисты приносили с собой не только развитое земледелие, но и многоотраслевую структуру ремесленной промышленности, работающую на местные рынки, появлением которых отмечено развитие в середине 14 века денежного обращения.

Но золотоордынские города и поселения прекращают существовать практически сразу же после поражения войск Подольского улуса у Синих вод (нынешняя река Синюха в Нижнем Подолье). Найдены многочисленные останки погибших насильственной смертью жителей в сгоревших строениях и разрушения «Нового города» (Шехр-аль-Джедида) в 60-70-ых годах 14 века.

Следует отметить, что на Руси все немонгольские народы, пришедшие под их руководством во время монголо-татарского нашествия, стали называть «татарами» (в основном: они были тюркоязычны - как половцы, ногайцы, кайсаны, огузы, торки и т.д.; или ираноязычны - как аланы и т.д.; или кавказоязычны – как абазины и т.д.). Позже это название распространилось и на коренных жителей Южной Сибири (в т.ч. и на маньчжуров с эвенками).

С приходом монголо-татар из южных Поволжских степей, осевших в Подольском улусе (в основном – половецкого происхождения), они здесь начали править, не взирая на «ярлыки» Золотой Орды, передавая власть по наследству, именуя себя «отчичами и дедичами» этой земли. После провозглашения в 1262 Золотой Орды при хане Берке независимости от Монголии, Подольский улус так же повёл полунезависимую внешнюю политику и внутреннюю хозяйственную жизнь от Золотой Орды. Во многом это было предопределено смешанным (половецким, «выгонцским», «берладниковским», волошским) населением улуса, где были сильны традиции православия. А так же: язычество половцов, и иудаизм половцев хазарского происхождения.

А в Золотой Орде с 1262 начался процесс исламизации, с принятием ханом Берке исламской веры. В 1313 – 1317 эмир Подольского улуса не просто отказался от принятия государственной религии - ислама (как и Крымский улус), но и Подолье и Крым стали прибежищем для антиисламских и антиханских сил Золотой Орды.

Противостояние и обособление Подольского улуса вылилось в противостояние с ханом Узбеком, который в январе 1313 воцарился в Золотой Орде. Хан Узбек ввёл ислам, как государственную религию, и преследовал всех инаковерующих, что вызвало заговор эмиров улусов, жестоко подавленный. Опираясь на мусульман, Узбеку удалось ликвидировать распри в Орде и добиться ее усиления (БЭКМ-2008).

Все 4 бега разрозненного Подольского улуса в 1313-1360 интенсивно заселяли свои территории, разоренные в 1242-1245. Самой большой плотности сельское население при них достигло: по обоим берегам Верхней и Средней части реки Ботна и Верхней части реки Бык, в западных Кодрах, по обоим берегам Нижней части реки Реут (в т.ч. и в районе современных Дубоссар; см. работы Л.Л.Полевого).

Дюкарев Константин Викторович.
г.Дубоссары, Приднестровье.