Семь чудес света: Пирамида Хеопса. Семь чудес света: пирамида Хеопса, Висячие сады Семирамиды, статуя Зевса в Олимпии, храм Артемиды, мавзолей в Галикарнасе, Колосс Родосский, Александрийский маяк Пирамида хеопса семь чудес

В наше время принято называть чудом света уникальные художественные и технические творения, которые своим уровнем исполнения вызывают восхищение большинства специалистов. Но справедливости ради следует исправить этот ошибочный подход - к чудесам света относятся конкретные объекты, созданные людьми в далекой древности.

Ниже приведен список 7 чудес света древнего мира...

1. Пирамиды Хеопса (Гиза)

Пирамида фараона Хуфу (в греческом варианте Хеопса), или Великая пирамида - величайшая из египетских пирамид, древнейшее из семи чудес света античности и единственное из них, дошедшее до нашего времени. Свыше четырёх тысяч лет пирамида была самым большим зданием в мире.

Расположена пирамида Хеопса в дальнем пригороде Каира Гизе. Рядом находятся ещё две пирамиды фараонов Хафра и Менкаура (Хефрена и Микерина), по сообщениям античных историков, сыновей и преемников Хуфу. Это три самые большие пирамиды Египта.

Следуя античным авторам, большинство современных историков считает пирамиды погребальными сооружениями древнеегипетских монархов. Некоторые учёные полагают, что это были астрономические обсерватории. Прямых доказательств того, что в пирамидах были захоронены фараоны, нет, но другие версии их предназначения менее убедительны.

На основании древних «царских списков» установлено, что Хеопс правил около 2585-2566 гг. до н.э. Строительство «Священной высоты» продолжалось 20 лет и закончилось после смерти Хуфу, около 2560 г. до н.э.

Другие версии сроков строительства, основанные на астрономических методах, называют даты от 2720 до 2577 гг. до н.э. Радиоуглеродный метод показывает разброс в 170 лет, от 2850 до 2680 гг. до н.э.

Есть и экзотические мнения, высказываемые сторонниками теорий посещения Земли инопланетянами, существования древних працивилизаций, или адептами оккультных течений. Они определяют возраст пирамиды Хеопса от 6-7 до десятков тысяч лет.

2. Висячие сады Семирамиды (Вавилон)

Существование одного из чудес света - , многие учёные подвергают сомнению и утверждают, что это не более, чем плод воображения древнего летописца, идею которого подхватили его коллеги и начали старательно переписывать из летописи в летопись. Аргументируют своё утверждение они тем, что наиболее тщательно описывают сады Семирамиды как раз те, кто их в глаза не видел, в то время как историки, побывавшие в древнем Вавилоне, о возведённом там чуде умалчивают.

Проведённые археологические раскопки показали, что Висячие сады Семирамиды все же существовали.

Естественно, на верёвках они не висели, а представляли собой четырехэтажное здание, построенное в форме пирамиды с огромным количеством растительности, и являлись частью дворцового корпуса. Своё название — это уникальное сооружение получило из-за неправильного перевода греческого слова «kremastos», которое в действительности означает «свисающий» (например, с террасы).

Уникальные сады возвели по приказу вавилонского правителя Навуходоносора II, жившего в VII в. до н.э. Построил он их специально для своей жены Амитис, дочери Киаксара, царя Мидии (именно с ним вавилонский правитель заключил союз против общего врага, Ассирии - и одержал над этим государством окончательную победу).

Амитис, которая выросла среди гор зелёной и плодородной Мидии, пыльный и шумный Вавилон, расположенный на песчаной равнине, не понравился. Вавилонский правитель оказался перед выбором - перенести столицу поближе к родине своей жены или сделать так, чтобы её пребывание в Вавилоне стало более комфортным. Им было принято решение построить висячие сады, которые напоминали бы царице о родине. Где именно они находятся, история умалчивает, а потому существует несколько гипотез:

  • Основная версия говорит о том, что это чудо света находится возле современного города Хилла, что расположено на реке Эфрат в центре Ирака.
  • Альтернативная версия, основанная на повторной расшифровке клинописных табличек, утверждает, что Висячие сады Семирамиды находятся в Ниневии, столице Ассирии (находилась на севере современного Ирака), которая после своего падения отошла к вавилонскому государству.

Сама идея создать висячие сады посреди сухой равнины выглядела как по тем временам просто-таки фантастичной. Эта задача местным архитекторам и инженерам древнего мира оказалась по силам - и висячие сады Семирамиды, которые впоследствии вошли в список семи чудес света, были построены, стали частью дворца и находились с его северо-восточной стороны.

Говорят, статуя Зевса в Олимпии оказалась настолько величественной, что когда Фидий, создав её, спросил у своего творения: «Доволен ли ты, Зевс?» - грянул гром, а чёрный мраморный пол у ног бога треснул. Громовержец оказался доволен.

Несмотря на то, что до нас дошли только воспоминания об одной из самых величественных статуй такого масштаба, одно лишь описание монумента, который являлся в своём роде самым настоящим ювелирным шедевром, не может не потрясать воображение. Как до, так и после создания статуи Зевса Олимпийского, памятника такого масштаба люди не создавали - и не факт, что когда-либо создадут: слишком уж дорогим по стоимости и огромным по масштабам оказалось это чудо света.

Уникальность этого монумента состоит также в том, что статуя Зевса Олимпийского - единственная из всех чудес древнего мира находилась на территории континентальной Европы, в греческом городе Олимпии, что расположен на Балканском полуострове.

Статуя Зевса в Олимпии создавалась довольно долго: Фидий потратил на неё около десяти лет. Когда она предстала перед жителями и гостями Олимпии в 435 году до н.э., то являла собой самое настоящее чудо света.

Точные размеры статуи до сих пор не определены, но судя по всему, её высота составляла от 12 до 17 метров. Обнажённый до пояса Зевс сидел на престоле, ноги его находились на скамейке, которую поддерживали два льва. Пьедестал, на котором был расположен трон, был довольно огромен: его размеры составляли 9,5 на 6,5 м. Для его изготовления использовали чёрное дерево, золото, слоновую кость и драгоценности.

Сам престол украшали изображения сцен из жизни греческих небожителей, на его ножках танцевали богини победы, а на перекладинах были запечатлены сражения греков с амазонками и, естественно, не обошлось без Олимпийских игр (росписью занимался Панен). Изготовили Громовержца из эбенового дерева, при этом всё его тело покрыли пластинами из слоновой кости наивысшего качества. Материалы для своей статуи мастер отбирал чрезвычайно придирчиво.

На голове верховного бога находился венок, а в одной руке он держал золотую Нику, богиню Победы, в другой - скипетр, украшенный орлом, символизирующий верховную власть. Одежда бога была изготовлена из золотых листов (всего для изготовления скульптуры ушло около двухсот килограмм золота). Плащ громовержца украшали изображения представителей животного и растительного мира.

В наше время мраморную копию одного из чудес света можно увидеть в Эрмитаже, куда она была привезена из Италии в 1861 году. Судя по всему, эта статуя Зевса была создана римским автором в первом веке до нашей эры, и была она найдена во время археологических раскопок в окрестностях Рима в конце XVIII века. Она примечательна тем, что на сегодняшний день является одной из наибольших античных скульптур, что находятся в музеях мира - высота памятника составляет 3,5 метра и весит при этом 16 тонн.

Скульптуру приобрел в начале XIX века один из итальянских коллекционеров, маркиз Д. Кампаны.

Простояла у него она недолго, поскольку через некоторое время он разорился, его имущество было конфисковано и продано с аукциона. Перед проведением торгов, директору Эрмитажа удалось уговорить итальянские власти дать ему возможность приобрести некоторые вещи до распродажи, таким образом, лучшие экспонаты из коллекции разорившегося маркиза, в т. ч. и статуя Громовержца, оказались в Эрмитаже.

4. Храм Артемиды Эфесской (Эфес)

Согласно древнегреческой вере Артемида была богиней охоты и плодородия, покровительницей всего живого на земле. Она присматривала за зверями в лесу, стадами домашних животных, растениями. Артемида обеспечивала счастливый брак и помощь при родах.

В честь Артемиды в Эфесе на месте бывшего святилища карийской богини, также отвечающей за плодородие, был построен храм. Храм Артемиды в Эфесе был настолько большим, что сразу же попал в список семи чудес света античного мира. Финансирование строительства покрыл лидийский царь Крез, строительными делами руководил архитектор из Кносса Харсифрон. При нем успели возвести стены и колонны. После его смерти пост главного архитектора принял его сын Метаген. Последним этапом строительство руководили Пеонит и Деметрий.

Строительство храма Артемиды Эфесской было завершено в 550 году до нашей эры. Перед местными жителями открылось восхитительное зрелище, подобного здесь не строили никогда. И хотя в настоящее время нельзя воссоздать былое убранство храма, можно быть уверенным, что лучшие мастера своего времени, занятые здесь на работах, не могли оплошать. Сама статуя виновницы постройки была выполнена из слоновой кости и золота.

Воссоздать образ былого величественного храма богини Артемиды в Эфесе удалось только после проведения археологических раскопок. Храм имел размеры 105 на 51 метр. Крыша сооружения поддерживали 127 колонн, каждая высотой 18 метров. По легенде каждая колонна была подарена одним из 127 греческих властителей.

Кроме религиозных служений в храме кипела финансовая и деловая жизнь. Это был независимый от властей центр Эфеса, подчиняющийся местной коллегии жрецов.

В 356 году до нашей эры, когда родился знаменитый Александр Македонский, храм Артемиды сжег эфесский житель Герострат. Мотив этого подвига — остаться в истории в память потомкам. Поджигателя после поимки ждала высшая мера наказания. В дополнение к ней было также решено искоренить имя этого человека из истории. Но то, что запрещено, еще прочнее усаживается в памяти людей, а имя Герострата сейчас является нарицательным.

К III веку до нашей эры чудо света храм Артемиды в Греции удалось восстановить по инициативе вышеупомянутого Александра Великого, но с приходом готов он снова подвергается разрушению. Позже с запретом языческих культов власти Византии закрывают храм. Затем начинают постепенно разбирать на строительные материалы, в результате чего храм уходит в небытие. На его месте была возведена христианская церковь, но ее также ждала участь разрушения.

31 октября 1869 года английскому археологу Вуду удается найти расположение былого храма Артемиды в Турции, и начинаются раскопки. Сейчас на его месте стоит одна восстановленная из обломков колонна. Несмотря на это, место все равно привлекает тысячи туристов.

5. Мавзолей в Галикарнасе

Перенесемся в древний город Галикарнас. Он был столицей Карии и, как причитается столице государства, славился своей красотой и величием. Храмы, театры, дворцы, сады, фонтаны, живая гавань гарантировали городу почет и уважение. Но особое внимание здесь занимала гробница царя Мавсола, одно из семи чудес света в древнем мире. Итак, чудо света мавзолей в Галикарнасе.

Царь Мавсол, правящий Карией в 4 веке до н.э. (377-353 годы), по опыту египетских фараонов начал строительство своей гробницы еще при жизни. Она должна была стать уникальным сооружением. Расположенная в центре города, среди дворцов и храмов, она символизирует могущество и богатство царя. А для поклонения покойному царю, она должна сочетать в себе одновременно и гробницу и храм. На строительство были выделены лучшие архитекторы и скульпторы — Пифий, Сатир, Леохар, Скопас, Бриаксид, Тимофей. После смерти царя его жена, царица Артемисия, еще интенсивнее подошла к строительству вечного памятника великому мужу.

Постройка была закончена в 350 году до н.э. Ее внешний облик сочетал в себе сразу несколько архитектурных стилей того времени. В мавзолее выделялось три уровня общей высотой в 46 метров. Первый ярус представлял собой массивный цоколь из кирпича, облицованного мрамором. Далее на нем возвышался храм с 36 колоннами. Колонны подпирали крышу в виде пирамиды с 24 ступенями. На вершине крыши располагалась скульптура царя Мавсола и Артемисии в колеснице, запряженной 4 конями. Вокруг постройки располагались статуи всадников и львов. Красота строения завораживала, не случайно, что мавзолей в Галикарнасе быстро вошел в семь чудес света древнего мира.

Сама гробница Мавсола с женой располагалась в помещении нижнего яруса. Для поклонения царю было сооружено верхнее помещение с колоннами и статуей Мавсола. Статуя сохранилась до наших дней, и полноценно отражает образ царя-деспота. Скульптор в чертах лица тонко передал характер Мавсола — злобный, жестокий, способный получать все, что ему нужно. Не случайно это был очень богатый человек. Рядом со статуей Мавсола находилось изваяние царицы Артемисии. Ее же скульптор приукрасил, подал в величавом, мягком образе. Работал над ней известный скульптор того времени Скопас. Обе эти статуи сейчас считаются одними из лучших в греческой культуре IV века до нашей эры. Отдельно стоит упомянуть и про верхнюю часть основания мавзолея. Скульпторы украсили его сценами из греческого эпоса — битва с амазонками, охота, битва лапифов с кентаврами.

Мавзолей — слово, произошедшее от имени царя Мавсола, в настоящее время является нарицательным среди всех народов.

Спустя 18 веков мавзолей был разрушен землетрясением. Позже его развалины использовались для постройки замка Святого Петра рыцарями-иоаннитами. Когда пришли турки, замок стал крепостью Будрун, в настоящее время называемой Бодрумом. Раскопки здесь были проведены в 1857 году. Были найдены рельефные плиты, статуи Мавсола и Артемисии, статуя колесницы. В настоящее время они выставлены в Британском музее.

6. Колосс Родосский (Родос)

Колосс Родосский - огромная статуя, ставшая одним из семи Чудес света. Благодарные жители острова Родос решили построить её в честь бога солнца Гелиоса, который помог им выстоять в неравной борьбе с захватчиками. Осада прекрасного острова длилась почти год и вероятность победы была ничтожна мала, но покровитель помог победить островитянам. За это Гелиос был увековечен в обличии огромной статуи. Для жителей Родоса статуя олицетворяла независимость и свободу, точно так же, как Статуя Свободы в Нью-Йорке для американцев.

Остров Родос имел выгодное географическое положение, его жители свободно торговали со многими странами, что обеспечило богатство города в целом и каждого горожанина в отдельности. С момента основания и до III в. до н.э. Родосом поочередно правили знаменитый царь Мавсол, персидские правители и Александр Македонский. Никто из них не угнетал город и не мешал ему развиваться. Однако, после смерти Александра Македонского, его наследники в кровавой борьбе начали делить унаследованные земли.

Остров Родос отошел Птолемею, но другой наследник (Антигон) посчитал это несправедливым и отправил своего сына уничтожить город. Это помогло бы сравняться в могуществе с Птолемеем. Деметрий, сын Антигона, собрал огромную армию, которая численно превосходила островитян. Только неприступные стены помешали солдатам сразу попасть в столицу и уничтожить её. Враги использовали осадные башни - огромные деревянные катапульты, которые устанавливали на кораблях. Жителям Родоса удалось задержать врагов до прибытия армии Птолемея и защитить свою Родину.

Продав осадные машины и сохранившиеся корабли захватчиков, жители Родоса решили возвести огромную статую бога Гелиоса, своего покровителя. До этих пор колоссами называли любые статуи, но после Колосса Родосского так стали величать только самые большие из них.

Строительство Колосса начали в 302 г. до н.э. и закончили только через 12 лет (по другим источникам через 20 лет). Установили статую на искусственной насыпи, преграждавшей вход в гавань. За этим холмом долгое время отдельные части скульптуры были скрыты от любопытных глаз. Насыпь со статуей превратились в своеобразные ворота в город. Некоторые поэты описывали Колосс стоящим на двух холмах. Корабли же должны были проплывать между ног Гелиоса. Однако, такая версия считается сомнительной. Устойчивость подобной скульптуры была бы слишком малой, а большие корабли не смогли бы причалить в порту.

До наших дней статуя не сохранилась, но многочисленные описания современников свидетельствуют, что Колосс стоял на одном из берегов, а вовсе не в виде арки, как её изображают художники. В руке великана находилась чаша с пылающим огнем. В основании располагались три столба, служившие опорой. Два из них строители инкрустировали бронзовыми деталями, чтобы замаскировать в ногах Гелиоса. Третий столб находился в том месте, куда опускался плащ или часть простыни величественного Колосса.

Жители хотели, чтобы статуя указывала рукой вдаль, но скульптор понимал, что это снизит устойчивость конструкции, поэтому статуя словно прикрывает ладонью глаза от солнца. Торс и основные элементы были изготовлены из листов железа и бронзы. Их закрепили на опорных столбах. Пространство внутри заполняли крупными камнями и глиной, чтобы повысить устойчивость. Свободное пространство присыпалось землей, чтобы рабочие могли свободно перемещаться по поверхности и закреплять следующие части. Всего на изготовление Колосса потребовалось 8 т железа и 13 т бронзы. Получившаяся статуя достигала в высоту 34 м.

Статуя Колосса Родосского была настолько огромной, что её видели из проплывающих вдали кораблей. По описаниям современников, она представляла собой высокого юношу с лучистым венцом на голове. Одна рука юноши прикрывала глаза, а другая подхватывала спадающее одеяние.

Другой поэт - Филон - описывал Колосса иначе. Он утверждал, что статуя находилась на мраморном постаменте и поражала размером ступней. Каждая из них сама была размером с небольшую статую. На вытянутой руке находился действующий факел. Его зажигали по ночам, чтобы освещать дорогу морякам.

Ученые по сей день пытаются обнаружить, где же находится Колосс Родосский или где точно он был установлен. В конце XX века у побережья острова Родос были обнаружены огромные валуны, которые напоминали по форме обломки статуи. Однако теория о том, что это элементы древнего изваяния, не подтвердилась. А вот исследовательница Урсула Веддер предположила, что Колосс стоял вовсе не возле берега, а на холме Монте-Смит. Здесь сохранились развалины храма Гелиоса, а у его фундамента есть подходящая платформа, на которой мог возвышаться Колосс.

7. Александрийский маяк (Фарос)

Лишь одно из семи чудес древнего мира имело практическое предназначение - Александрийский маяк. Исполнял он сразу несколько функций: позволял кораблям без особых проблем подойти к гавани, а наблюдательный пункт, расположенный наверху уникального сооружения, давал возможность следить за водными просторами и вовремя замечать неприятеля.

Местные утверждали, что свет Александрийского маяка сжигал вражеские судна ещё до их приближения к берегу, а если им и удавалось подойти к побережью, статуя Посейдона, находящаяся на куполе удивительной конструкции, издавала пронзительный предостерегающий крик.

Высота старинного маяка составляла 140 метров — намного выше окружающих зданий. В древности здания не превышали трёх этажей и на их фоне Фаросский маяк казался огромным. Тем более что на момент окончания строительства оно оказалось самым высоким зданием древнего мира и являлось таковым ещё чрезвычайно длительное время.

Александрийский маяк был построен на восточном побережье небольшого острова Фарос, расположенного возле Александрии - главного морского порта Египта, построенного Александром Македонским в 332 г. до н.э. Также он известен в истории как Фаросский маяк.

Место для возведения города великий полководец выбирал чрезвычайно тщательно: он изначально задумал построить в этом регионе порт, который являлся бы важным торговым центром.

Чрезвычайно важно было, чтобы он находился на пересечении как водных, так и наземных путей трёх частей света - Африки, Европы и Азии. По этой же причине здесь нужно было построить не менее двух гаваней: одну для кораблей, прибывших со стороны Средиземного моря, а другую - для приплывших по Нилу.

Поэтому Александрия была построена не в дельте Нила, а немного в стороне, на двадцать миль южнее. При выборе места для города, Александр учитывал местонахождение будущих гаваней, особое внимание при этом уделил их укреплению и защите: очень важно было сделать всё для того, чтобы воды Нила не забивали их песком и илом (специально для этого впоследствии была сооружена дамба, соединяющую континент с островом).

После смерти Александра Македонского (который по легенде родился в день разрушения Храма Артемиды в Эфесе) через некоторое время город оказался под властью Птолемея I Сотера - и в результате умелого управления превратился в успешный и процветающий город-порт, а возведение одного из семи чудес света значительно приумножило его богатства.

Александрийский маяк давал возможность кораблям без проблем заплывать в порт, успешно обходя подводные камни, отмели и другие препятствия залива. Благодаря этому после возведения одного из семи чудес объёмы торговли света резко возросли.

Маяк также служил дополнительным ориентиром для моряков: пейзаж египетского побережья довольно-таки разнообразен - в основном одни лишь низменности и равнины. Поэтому сигнальные огни перед входом в гавань были как нельзя кстати.

С этой ролью успешно бы справилось и более низкое сооружение, поэтому Александрийскому маяку инженеры отводили ещё одну немаловажную функцию - роль наблюдательного пункта: враги нападали обычно с моря, поскольку страну со стороны суши неплохо защищала пустыня.

Установить такой наблюдательный пункт на маяке нужно было ещё и потому, что возле города не было никаких природных возвышенностей, где это можно было бы сделать.

Александрийский маяк прослужил с 283 года до н.э. до XV века, когда вместо него возвели крепость. Таким образом, он пережил не одну династию египетских правителей, видел римских легионеров. На его судьбу это особо не повлияло: кто бы ни правил Александрией, все заботились о том, чтобы уникальное сооружение простояло как можно дольше - восстанавливали разрушившиеся из-за частых землетрясений детали здания, обновляли фасад, на который негативно влияли ветер и солёная морская вода.

Время сделало своё дело: маяк перестал работать в 365 году, когда одно из сильнейших землетрясений Средиземного моря вызвало цунами, затопившее часть города, а число погибших египтян, по свидетельствам летописцев, превысило 50 тыс. жителей.

После этого события, маяк значительно уменьшился в размерах, но простоял ещё довольно долго - вплоть до XIV века, пока очередное сильнейшее землетрясение не стёрло его с лица земли (через сто лет султаном Кайт-бей на его фундаменте была возведена крепость, которую можно увидеть и в наши дни). После этого пирамиды в Гизе остались единственным древним чудом света, дожившим до наших дней.

В середине 90-х гг. остатки Александрийского маяка были обнаружены на дне залива при помощи спутника, а ещё через какое-то время учёные, используя компьютерное моделирование, смогли более-менее восстановить образ уникального сооружения.



Известны во всем мире? Конечно же, это пирамиды. Не зря самая большая пирамида Пирамида Хеопса , которую так и называют: «Великая пирамида », входит в легендарный список « ». Кстати, Пирамида Хеопса — это единственный объект из списка, сохранившийся до наших дней. Правда пирамида сохранилась не в первозданном виде: первоначально она была облицована белым известняком, а верх пирамиды венчал позолоченный камень — пирамидион.

Ученые до сих пор спорят о возрасте Великой пирамиды, но примерно можно сказать, что это построили около 4,5 тысяч лет назад. Долгое время Пирамида Хеопса была самой высокой постройкой на планете.

Тут снова возникают споры, а вопросов намного больше, чем ответов.


Историки утверждают, что пирамиды строили рабы фараонов при помощи простейших приспособлений и механизмов.


Некоторые ученые предполагают, что строительство вели атланты-великаны, а уфологи рассказывают о "зеленых человечках" и внеземных технологиях.


Тайной остается и предназначение пирамид — здесь снова множество версий: и усыпальницы фараонов, и звездные обсерватории, и даже навигационные объекты для инопланетян, и множество других теорий.


Мы не будем рассказывать о "зеленых человечках", а лишь приведем некоторые факты о Великой пирамиде .

Интересные факты о Пирамиде Хеопса

Длина стороны квадрата в основании пирамиды — 230,3 м
- длина бокового ребра пирамиды — 230,3 м (по расчетам, так как верхушка пирамиды до нашего времени не сохранилась)
- высота пирамиды — 146,6 м (по расчетам, высота пирамиды в наше время — 138,8 м)
- площадь основания пирамиды — 5,3 га
- средний объем каменных блоков — 1,2 м 3 (по расчетам)
- средняя масса каменных блоков — 2,5 т (по расчетам)
- самый тяжелый каменный блок пирамиды — 35 т (по расчетам)
- общий вес пирамиды — 6,3 млн. т (по расчетам)
- пирамида сориентирована по сторонам света

Схема исследованных ходов Пирамиды Хеопса


1. Главный вход
2. Туннель аль-Мамуна
3. Перекресток туннелей
4. Нисходящий коридор
5. Незавершенная подземная камера
6. Восходящий коридор
7. «Камера царицы» с исходящими «воздуховодами»
8. Горизонтальный туннель
9. Большая галерея
10. Камера фараона с «воздуховодами»
11. Предкамера
12. Грот

Видео Египетские пирамиды

Сарымсаков Тимур

Данна работа знакомит с выдающимся достижением человечества пирамидой Хеопса, как одним из семи чудес древности. Знакомит с характерными особенностями построения пирамиды, раскрывает тайну пирамиды, а также содержит социологическое исследование среди учащихся ОУ №30.

Скачать:

Предварительный просмотр:

«Пирамида Хеопса

как одно из чудес

света древности»

  1. Теоретическая часть
  1. Размеры пирамиды, ее внутреннее строение.
  1. Исследование
  1. Таинство пирамиды.
  2. Проклятие фараонов
  1. Заключение.
  2. Список используемой литературы.

Актуальность изученной темы.

Чудеса всегда поражали воображение человека. Пирамиды - каменные рукотворные горы. Но самая большая из них - пирамида фараона Хеопса. Что же в ней есть такого интересного, манящего и не разгаданного? Почему же множество столетий пирамида Хеопса привлекает к себе огромное количество людей: математиков, инженеров, археологов, учёных и простых туристов?

Интерес к великой пирамиде со стороны учёных не уменьшается. Она хранит вещественные свидетельства жизни наших далёких предков.

Цель:

Обосновать, что пирамида Хеопса по праву достойно относится к первому из семи чудес света.

Задачи:

  1. Изучить историю создания величайшей пирамиды в Древнем Египте.
  2. Исследовать влияние гробницы фараона Хеопса на здоровье человека.

Глава 1. Теоретическая часть

1.1 Размеры пирамиды, ее внутренне строение.

Примерно за 2700 лет до Р.Х. сложились все необходимые условия для величайших построек истории человечества. Экономическое процветание, избыток рабочей силы и эффективная система речного транспорта Древнего Египта сделали возможность возведения пирамид самых необычайных памятников, созданных человеком. Пирамида Хеопса – одно из семи чудес света древности сохранившееся до наших дней. Постройка, у которой были на редкости искусные творцы. Размеры пирамиды поражают воображение. Самые большие соборы Европы рядом с ней кажутся карликами. Пирамида Хеопса была построена первой примерно а 2600 лет до Р.Х., 27 веков до н.э., 5000 лет назад. Первоначально она поднималась на 147 м., но из-за наступления песков ее высота уменьшилась до 137 м. Каждая ее сторона квадратного основания составляет 233 м. или, если быть точным, одна сторона длиннее другой на 20 см., т.е. ошибка всего в 0,0009. площадь пирамиды более 50 тыс.кв.м. Пирамида Хеопса почти сплошной каменной кладки. Ее внутренние помещения занимают очень небольшой объем – не более 3-4% пирамида состоит 2.300 тыс. куб. блоков известняка с гладко отшлифованными сторонами. По подсчету Наполеона, каменных блоков от трех пирамид Гизы хватило бы, чтобы опоясать всю Францию стеной высотой в 3 м. и толщиной в 30 см. Площадь основания пирамиды Хеопса 5,5 га, а длина каждой из сторон 280 м. Это более 7 кварталов такого крупного города как Нью – Йорк. Чтобы обойти кругом пирамиду, надо пройти почти 1 км. Объем пирамиды Хеопса составляет 2.521.000 куб.м. Вес пирамиды 6.400.000 т. Камни ее держатся собственной тяжестью – никакого связывающего материала нет. Из – за своих огромных размеров ее иногда называют Большой пирамидой и помещают первой в списке чудес света древности. Своей высотой 150 м. пирамида Хеопса не уступает современному 50 этажному небоскребу. Она сложена из 2.340.000 каменных блоков массой от 2 - 15 т. каждый. Ежегодно, в течение 6 месяцев, свыше 1 млн. человек занимались ее строительством все 20 лет. Однако пирамида Хеопса не состоит сплошь и камней. Внутри нее находится разветвленная система ходов. Вход в пирамиду находится на северной ее грани, внутрь ведет низкий коридор. Угол наклона пола коридора равен тому углу, под которым в древности египтяне могли видеть полярную звезду. Пирамида таит в себе 3 погребальные камеры, они соответствуют трем стадиям ее строительства. После наклонного коридора примерно на уровне земли начинается коридор, ведущий вверх, он выходит в маленькую галерею, а та ведет в небольшую камеру. Если идти дальше, то мы попадем в великолепную галерею, длина которой 47 м., высота 8,5 м. Называют ее Большой галереей. Это уникальное сооружение. Известняковые плиты облицовки ложного свода уложены друг на друга, при этом каждый последующий слой заходит на предыдущий, на 5 – 6 см. По сторонам галерею обрамляют каменные блоки, они так тщательно подогнаны друг к другу, что кажутся сплошной стеной. Большая галерея ведет в небольшую комнатку – шлюз . За ней находится погребальная камера фараона. Длина камеры 10,5 м., ширина 5,2 м., высота 5,8 м. Она облицована плитами розового гранита. Над потолком погребальной камеры находятся 5 разгрузочных камер, самая верхняя заканчивается двухскатной крышей и огромных гранитных блоков, они принимают на себя колоссальную тяжесть давящей на погребальную каменной массы (рис. 3). Погребальная камера фараона сориентирована точно по частям света. У западной стены стоит саркофаг. Он выполнен из одной глыбы розового гранита, крышка саркофага отсутствует (рис. 4). От мумии фараона тоже не осталось никаких следов . Пирамида Хеопса, как и другие пирамиды, была облицована шлифованными плитами. Эти плиты почти полностью исчезли, нет у пирамиды и вершины. Арабские владыки Египта использовали гигантскую пирамиду в качестве каменоломни. Раскопки нижнего храма пирамиды Хеопса не начаты до сих пор, потому что над ним стоят дома арабской деревушки.

  1. Строительство пирамиды Хеопса.

Многие считали, что пирамида не могла быть творением простых смертных вооруженных простыми примитивными орудиями. Многие считают, что к их созданию приложили руку сами Боги. Даже сейчас, при возможности современной технологии подобное строительство чрезвычайно сложно. Столь совершенные пропорции результат глубоких геометрических познаний. В последующей архитектуре встречаются крайне редко, сто лишний раз подтверждает, что пирамиду Хеопса по праву можно назвать первым чудом света древности. Ни подъемных кранов, ни лебедок, ни блоков у них не было, ничего кроме рук, рабочей силы. Они не знали даже колеса, ведь повозки пришли к ним 1000 лет спустя. Лишь в новейшие времена появилась возможность объяснить правдоподобно, как могло быть воздвигнуто это чудо истории. На основании своих египетских впечатлений Геродот так рассказывает о строительстве этой пирамиды. Хеопс заставил работать на себя весь египетский народ, разделив его на две части. Первым он приказал заняться доставкой к берегу Нила блоков из каменоломен в аравийских горах. Другие занимались их дальнейшей транспортировкой к подножию ливийских гор. Постоянно работали 100 тыс. человек, они сменяли друг друга каждые 3 месяца. А 10 лет напряженного труда была построена дорога, по которой блоки доставляли к реке. По мнению, Геродота, строительство этой дороги было не менее трудной задачей, чем постройка самой пирамиды. Дорога была выложена отшлифованными каменными плитами, украшенными резьбой. Закончились строительные работы вокруг пирамиды, завершилось строительство подземных сооружений, которое предназначались для гробницы и погребальной камеры фараона. Строительство же самой пирамида продолжалось еще 20 лет. Сначала выбиралась площадка, где грунт был достаточно прочным, чтобы выдержать гигантский вес пирамиды, затем проводилась съемка местности, 4 стороны пирамиды, нужно было точно сориентировать на 4 стороны света. Для выравнивания основания устраивали сеть траншей, заливали водой, которая заменяла строителям уровень. Между двумя шестами одинаковой длины, концы которых касались воды, натягивали веревку. Затем землю выравнивали до тех пор, пока измерительные прутья не показывали, что поверхность параллельна натянутой веревке. Свыше 4 тыс. человек – художников, архитекторов, каменотесов и прочих ремесленников – выполняли эти подготовительные работы. Пирамиды были построены при помощи мускульной силы. На правом Бергу Нила, в каменоломнях вблизи Мемфиса. В каменоломнях блоки высекали несколько крупнее, чем нужно. Эти каменные блоки были грубо обработаны. В таком виде их доставляли на место строительных работ. Придание им формы производились уже на месте строительства, иногда и в процессе производства работ. В скале обозначали границы будущего блока, затем по этим границам выдалбливали глубокую канаву, а в нее забивали клинья и сухого дерева, которые обливали водой. Дерево разбухало, увеличивалось в объеме, трещина расширялась, и, в конце концов, монолит отделялся от скалы. Затем каменную глыбу на месте обрабатывали инструментами и камня, меди и дерева. Она приобретала форму стандартного куба. В окрестностях Асуана и сейчас существуют древние каменоломни на территории, которых найдено много готовых блоков. Как оказалось, это был брак того времени. Обработанные блоки на лодках перевозили на другой берег Нила. Дальше их везли по специально проложенной дороге. Чтобы поднять блоки, египтяне строили и кирпича и камня наклонную насыпь под углом подъема 15 0 . По мере сооружения пирамиды насыпь удлиняли. По этим насыпям каменные блоки тащили на деревянных санях, а чтобы уменьшить силу трения трассу постоянно поливали водой. Затем с помощью деревянных рычагов блоки устанавливали на место. Когда строительство в основном заканчивалось наклонную насыпь выравнивали, а поверхность пирамиды закрывали облицованными блоками. Качество работы этих строителей, живших 47 столетий назад, было таково, что несовпадение горизонтальных и вертикальных линий пирамиды не превышают ширину большого пальца. Камни настолько плотно пригонялись один к другому, что между ними нельзя было просунуть даже иголку. Их ставили один на другой точно, вымеряя положение, в котором они оставались навечно. После того как на вершину ложился последний блок, каменщики облицовывали наружность, белым известняком делая ее гладкой и блестящей, как полированный мрамор. А 5 тыс. лет, а этот огромный срок ветер и песок «сдул с ее вершины, отломал от нее, лишь небольшой кусок – появилась на вершине площадка размером около 10 м » ». Большую пирамиду Хеопса нередко называли библией в камне. На рассвете, когда ее вершина еще тонет в тумане, пирамида кажется розовато – персиковой, в те редкие минуты, когда горизонт затянут облаками, - серовато - черной, а при холодном свете луны она напоминает заснеженную горную вершину.

Мной изучены размеры пирамиды Хеопса, ее внутреннее строение, а также особенности строительства пирамиды. Я считаю, что пирамида Хеопса по праву относится к одному и первых чудес света древности. Так как все семь чудес света древности давно исчезли с лица земли, кроме одного, самого древнего - пирамиды. Пирамида Хеопса не только гробница, но и материальный памятник культа смерти, который проник во все египетское общество. Вору человека никогда не открывалось такое грандиозное сооружение. Даже во времена наибольшей славы и величия любого из европейских монархов у него не было такого дворца, который сравнился бы с размером с гробницей этого фараона. Меньше ее и Букингемский дворец в Лондоне, и Версаль во Франции, и Зимний дворец в. Санкт – Петербурге, и даже Эскориал в Испании.

Глава 2. Исследование.

2.1 Таинство пирамиды.

Вопрос этот не так прост, как кажется на первый взгляд. До сих пор не известно точно почему, но внутри пирамиды, ориентированной по сторонам света проявляется эффект мумификации любой органики. Тела мелких животных, умерших в пирамиде даже без бальзамирования мумифицируются и сохраняются очень долгое время. Кроме того, в пирамиде тупые Левия бритвы положенные с ориентировки по сторонам света, в короткое время затачиваются, при этом совершенно не важно и чего сделана пирамида и какие она имеет размеры. Можно даже сделать пирамиду и картона и она все равно будет создавать эффект мумификации. Важно заметить, что данный эффект мумификации наиболее сильно наблюдается в центре пирамиды. Кроме этого пирамида Хеопса тесно связана с магией чисел. Высота пирамиды равна 150 м. И тут начинается магия чисел. Длина периметра основания пирамиды поделенная на двойную ее высоту дает число П =3,14159. Поэтому высказывается мнение, что египтяне знали величину П задолго до ее «отрицательного» открытия. Ведь число П было открыто только недавно, и то только с помощью мощнейших компьютеров. Но ни в одном письменном источнике нет сведений, что египтяне использовали П . Саркофаг фараона, как показывали исследования, в миллион миллиардов (10 15 ) раз меньше массы Земли. Что же, почти 5 тыс. лет назад египтяне знали величину массы Земли? Интересно и то, что пирамида Хеопса с удивительной точностью сориентирована в отношении сторон света, в которой египтяне «зашифровали» самые разные астрономические величины, выраженные в масштабности кратной 10.

Пример: высота пирамиды Хеопса одна миллионная часть среднего расстояния Земли от Солнца.

Но как египтяне могли вычислить расстояние от нашей планеты до Солнца, или рамеры шара? Ответа нет. Нет объяснения и другим совпадениям.

  1. Проклятие фараонов.

В популярной литературе часто можно встретить упоминание о так называемом «проклятии фараона». Считается, что человек, проникший в гробницу фараона, подвергается проклятию фараона и вскоре умирает. По всей видимости, египетские жрецы перед закрытием гробницы оставляли какие – то специальные вещества, в которых содержались болезнетворные легочные бактерии. В пирамиде, под влиянием эффекта мумифицирования они как бы засыпали, но не умирали. Однако когда какой либо человек проникал в пирамиду, он выносил на себе эти бактерии наружу и там эти бактерии просыпались и заражали неизлечимой болезнью. Замечено, что большая часть называемых «проклятых» умирали от болезней, связанных с дыхательной системой. 26 ноября 1922 года Картер вместе с Карнарвоном, на деньги которого были организованы раскопки, вскрыли саркофаг фараона, а 6 апреля 1923 года лорд Карнарвон неожиданно скончался, заболев лихорадкой, вызванной укусом москита. Причиной смерти стали неизвестные науке возбудители болезни, в частности вирусы, которые обладают поразительной живучестью. Утверждали, что причина его заболевания – «проклятие фараона». Раньше ученые не предполагали, что этот микроб, название которого «аспергилус флавус», может прожить сотни лет под землей без доступа воздуха и сохранить свои качества. «Аспергилус флавус» всегда атакует самый слабый орган в человеческом теле, и так как каждый умирает от различных причин – кровоизлияние, инфаркт, рак. Долгое время проклятие фараона оставалось неразгаданным явлением. Но вот опять появился якобы «луч света в темном царстве», а именно: микроб «аспергилус флавус». Спустя несколько десятилетий обнаружилось, что жуткое проклятие фараонов охраняет не только древние усыпальницы… Его стали ощущать российские солдаты и офицеры, находящиеся продолжительное время в подземных бункерах пусковых установок стратегических ракет. Выходит, что легенда о «проклятии фараонов» имеет под собой реальную почву: вещество, испускающее смертоносные лучи, было известно египтянам еще 5 тысячелетий назад.

В своей исследовательской работе я использовал высказывания учащихся нашей школы, которые были в пирамиде в Египте.

Высказывания учащихся лишний раз подтверждают версию о том, что посещение пирамиды очень сильно влияет на здоровье человека. Вот эти высказывания:

Ездина Даша : «Пирамиду видно издалека. По виду конструкция не очень крепкая, но стоит уже 5 тыс. лет. Внутри пирамиды очень душно и ощущаешь сильную нехватку воздуха. Когда я впервые побывала в пирамиде, я почувствовала что трудно дышать. Вокруг на стенах были вырисованы различные иероглифы. Нас провели вглубь пирамиды в Большой зал, но ходить по залу не разрешали. Фотографировать и прикасаться к усыпальнице строго воспрещается»;

Степанов Евгений : «В Египте мне очень понравилось. Там очень интересно, особенно пирамиды. Самая большая – пирамида Хеопса. Она интересно построена. Когда я заходил в пирамиду, там было очень трудно дышать. В пирамиде темно, узкие проходы. Люди со слабым здоровьем туда ходят очень и очень редко».

III. Заключение.

Изучив историю создания пирамиды Хеопса, я могу сделать вывод: пирамида Хеопса по праву считается первым чудом света древности. Так как это грандиозное сооружение в Гизе поражает воображение человека своей грандиозностью, величием своих размеров, мощью сооружения, таинственностью и загадкой. Исследовав пирамиду, я могу сказать, что пирамида полна тайны, загадок, так же магией чисел. Многие из них пока ещё не раскрыты и не доказаны. Пирамида Хеопса доказывает огромное влияние на здоровье человека. Исследование показало, что существует «проклятие фараона». Людям со слабым здоровьем посещать пирамиду нельзя.

Из выше сказанного я сделал вывод: пирамида Хеопса по праву достойно называться первым чудом света древности.

  1. Список использованной литературы.
  1. Войцеховский А. И. , загадки древних святынь – М. Издательский дом «Вече», 2005 – 261-268с.
  2. Вернер Г., Египет – М. Издательский дом «Вече», -52-86с.
  3. Деко А., Великие загадки истории – М. – С. П. Издательский дом «Диля», 2008 – 49 – 62 с.
  4. Джилбер Э., Секреты пирамид – М. Олма-Пресс, 2005г. – 184с.

Перед погребальной камерой, в месте, где к ней подходит Большая галерея с ее великолепным ложным сводом, был устроен «шлюз» - последняя ловушка для грабителей, на которых должен был обрушиться груз песка с тщательно замаскированной «полки»

В 1987 году японская экспедиция с новейшим оборудованием для просвечивания каменных масс обнаружила несколько ранее неизвестных посещений в толще пирамиды, однако маловероятно, что удастся найти что - либо и несметных сокровищ фараона: древние грабители безусловно были в сговоре с хранителями пирамид и поэтому действовали наверняка.

Семь чудес древнего мира — пример исключительной популярности изобретений и сооружений. Это лучший памятник в истории, посвященный творческой мысли правителей, безудержной фантазии архитекторов и ремеслу строителей. Воображение людей на протяжении тысячелетий помогает воссоздать недостающие элементы культурного наследия, получившие общий титул «Семь чудес света». Легенды о творениях человеческих рук, исчезнувших с лица земли, продолжают будоражить умы новых искателей приключений.

Семь древнейших чудес света

Понять значение для античного мира перечня выдающихся памятников легче, если провести аналогии с современными рейтингами популярнейших достопримечательностей и феноменов. Список семи чудес света можно считать первым и самым знаменитым в истории туристическим буклетом. Но значение этого небольшого перечня величайших памятников намного глубже. К сожалению, грандиозные сооружения не сохранились. Время, катастрофы, природные стихии и войны не пощадили семь чудес света, вернее, 6 из 7-ми.

История одного из самых знаменитых списков достопримечательностей начинается в далеком прошлом мировой цивилизации. Возможно, идея путешествий и осмотра памятников на земле Северной Африки, Персии, Вавилона и Древней Греции возникла у великого Александра Македонского, покорившего в IV веке до н. э. значительную часть известного в то время мира. От внимания мудрого полководца не ускользнула грандиозность замысла, которому следует пирамида Хеопса в Египте. Общими усилиями путешественников, завоевателей, ученых, писателей древности и средневековья были составлены описания величайших памятников античности. Принято считать, что над одним из первых списков всемирных чудес работал историк древности Геродот за 450 лет до наступления новой эры. Перу выдающегося ученого и поэта античной Греции — Филона Византийского — принадлежит рукопись «О семи чудесах света», которая появилась около 300 года до н. э.

В Древней Греции считали магическим, поэтому количество достопримечательностей в перечне оставалось неизменным на протяжении многих веков. Канонические семь чудес света — список, дошедший до нового времени в стихотворении древнегреческого писателя Антипатра из Сидона. Он писал о роскоши усыпальниц, прекрасных храмовых комплексах, колоссальных по размерам памятниках и висячих садах.

Великие пирамиды

К средним векам, когда сформировался известный в наше время классический список «Семь чудес света», сохранились на планете и были доступны для осмотра египетские пирамиды, возведенные на западном берегу Нила. Древнейшие памятники датируются промежутком времени с 2700-го по 2550-й годы до н. э. Из десяти три особенно поражают своими размерами и величием проведенных строительных работ.

Достойна восхищения хорошая сохранность сооружений, испытывающих несколько тысячелетий иссушающий дневной зной и звенящий ночной холод, когда в пустыне, по выражению местных жителей, «камни плачут». Замечательные по инженерному замыслу и простые по форме конструкции появились благодаря точнейшим измерениям, которые были неслыханно трудными для своего времени. Кроме сложных расчетов, для строительства потребовалось доставлять издалека крайне тяжелые каменные блоки, поднимать их на большую высоту.

Пирамида в Гизе

Великая пирамида Хеопса в Египте считается наиболее известным чудом света. Фараон Хуфу, правивший в 2584-2561 годах до н. э., воплотил в жизнь грандиозный план строительства своего некрополя на плато Гиза. Для создания пирамиды и забора вокруг сооружения было отведено 13 га земли. является одним из самых ранних и ярких примеров сочетания человеческого энтузиазма, фантазии с инженерным расчетом. Возведение некрополя можно назвать и наиболее трудоемким историческим проектом, учитывая отсутствие всех необходимых инструментов и строительной техники в Древнем Египте.

Пирамида Хеопса отличается массивностью, обилием внутренних залов, галерей, камер. В дополнение к этому она на протяжении 3800 лет возглавляла список высочайших искусственных сооружений в мире (146,7 м в год постройки). Много существует толкований и объяснений, связанных с формой и назначением великой пирамиды. Когда вдоль граней сооружения скользят лучи всепоглощающего тропического солнца, то становится понятной мысль древнейшего правителя Египта, желавшего, подобно этим лучам, отправиться к божественному светилу после своей кончины.

Семирамиды в Ираке

Прекрасные сады в древнем городе-государстве Вавилоне были построены великим царем примерно в 605-м году до н. э. Исследователи античных рукописей утверждают, что великолепный ландшафтный проект древний правитель утвердил по просьбе одной из своих любимейших жен, тосковавшей по деревьям и травам родной страны. Висячие сады Семирамиды — наиболее загадочное из чудес в списке. Они окружены мифами и легендами, точное местоположение сооружения не установлено, останки построек так и не найдены.

Некоторые исследователи древнего мира сомневаются в существовании такого роскошного древнего парка на возвышении, расположенном к югу от современного Багдада. Может быть, сады порождены фантазией сказочников? Историки находят очень мало точной информации, фактов, документального подтверждения в летописных источниках Вавилона. Но древнегреческие поэты утверждали, что жрецы подготовили проект висячих садов, руководили их созданием. описывал многоуровневые сады высотой 22 м, снабженные машинами для подъема воды из ближайшей реки Евфрат.

Греческий историк Страбон упоминал о прекрасных четырехугольных садах с арочными сводами и лестницами для подъема людей и воды на самый верх. На укрепленных кирпичом склонах площадью 400 м 2 рабы посадили деревья и цветы, сверху чудесный сад был защищен крышей. Можно понять, почему современников восхищали висячие сады Семирамиды. В Ираке, на засушливой земле древней Месопотамии, очень сложно создать большие по площади ухоженные зеленые насаждения. В исторических хрониках сады изображены красивыми и роскошными. Достичь такого совершенства было нелегко, эта территория с глубокой древности получает мало осадков. Сады были разрушены в результате нескольких землетрясений, происходивших спустя два века после правления Навуходоносора.

Статуя Зевса в Олимпии

Недолго просуществовал возведенный около 430-х годов до н. э. храм, для которого скульптором Фидием была создана статуя Зевса. В Олимпии, в Греции, культовое сооружение, посвященное верховному богу, строили 10 лет на пожертвования населения. Святилище возвели из мрамора, укрепили массивной колоннадой из местного ракушечника. Внешние поверхности стен украшали барельефы, на которых скульпторы воссоздали мифы о 12-ти подвигах Геракла — мифического героя, сына верховного божества. В храм можно было попасть, пройдя через огромные бронзовые двери.

Значительную часть культового помещения занимала статуя Зевса. В Олимпии, в Греции, этому божеству посвящали древние Олимпийские игры. Скульптура была создана не одновременно со строительством храма, но со временем стала наиболее грандиозной и самой великолепной частью храмового комплекса. Статуя Зевса работы Фидия покоилась на широком пьедестале, ее высота вместе с основанием составляла примерно 15 м. Верховный бог Олимпа восседал на троне, его накидка была позолочена, в отделке использована слоновая кость.

Опасение за сохранность статуи вынудило греков перевезти ее в Константинополь, но пожар уничтожил чудесное творение. Хотя памятник не сохранился, он остается в списке «Семь чудес света». Статуя Зевса изображена на картинах, есть ее модели, точно передающие глубину замысла скульптора, прославляющего древнее божество. В наше время можно только представлять себе истинное величие этого памятника, отношение греков к богу, которого они неустанно превозносили в своих храмах и жилищах.

Чудо Света в Эфесе

Строительство храма, посвященного греческой богине охоты и дикой природы, завершилось к 550 году до н. э. Эфесское чудо нередко относят к одному из наиболее знаменитых «долгостроев»: на его возведение ушло примерно 120 лет. Современники могли и не знать, что культовое сооружение войдет в список «Семь чудес света». Храм Артемиды (Дианы) в Эфесе представлял собой прекрасное мраморное здание. Строители украсили его стройными колоннами, покрыли деревянной крышей, на которую уложили плитку. В этом удивительном сооружении современников поражало гармоничное сочетание убранства внутренних помещений с внешним оформлением всего здания.

Храм, построенный из великолепного мрамора, был любимым сооружением из списка чудес для Антипатра из Сидона — составителя этого знаменитого перечня. Герострат — молодой грек — сжег храм Артемиды в Эфесе (в Турции). Произошло это событие летом 356 год до н. э. Варварский поступок был вызван огромным желанием прославиться в веках, достичь известности. Возмущенные горожане приговорили Герострата к смертной казни и запретили упоминание его имени. Храм Артемиды в Эфесе начали постепенно восстанавливать уже при турецких правителях, но античная святыня была снова разрушена, теперь уже готами. Вновь восстановленное строение окончательно снесла в 401 году разъяренная толпа религиозных фанатиков во главе с архиепископом Константинополя.

Родосский Колосс

Одно из самых узнаваемых древних чудес — Колосс Родосский в Греции. Своим появлением этот грандиозный монумент был обязан античным городам-государствам, существовавшим за 2 века до начала новой эры. Население и правители Родоса решили увековечить память о победоносной борьбе с Одноглазым Антигоной, отпраздновать снятие осады. Боевые машины были переплавлены в гигантскую статую покровителя Родоса — бога Гелиоса — высотой 30 м.

Точно не известно, когда началось строительство, в источниках древние авторы приводят разные даты. Историк античного времени Плиний спустя несколько веков писал, что Колосс сооружали 12 лет. Задание отлить бронзовое изваяние Гелиоса — бога Солнца — получили греческие скульпторы. Гигантский памятник был установлен на мысе, укреплен системой каменных блоков и железных прутьев.

Список «Семь чудес света» лишился одной достопримечательности после сильного Колосс не устоял перед мощью подземных толчков и был разрушен всего через 56 лет после своего триумфального появления в бухте Родоса. Падение изваяния незамедлительно прокомментировал Дельфийский оракул. Древний экстрасенс сказал, что жители Родоса прогневали бога Гелиоса. Правитель Египта предложил свою помощь в восстановлении памятника, но ему отказали.

Великолепная усыпальница в Галикарнасе

Гигантская белая гробница была возведена для упокоения губернатора одной из провинций Персии — Мавсола — по приказу его супруги, проживавшей в Галикарнасе. Это территория современного курорта Бодрум на побережье Эгейского моря. Мавзолей в Галикарнасе в Турции возводили греческие скульпторы. Конструкция была высокой и богато украшенной внутри и снаружи. Венчала усыпальницу пирамида из 36 колонн. Супруга Мавсола не жалела средств на строительство надземной могилы, ее прах тоже должен был находиться в великолепном мавзолее.

В древнем мире по достоинству оценили роскошь усыпальницы в Галикарнасе. Архитектурное величие сооружения и его эстетические достоинства поразили не только греческих ученых и поэтов, но и полководца Антипатра. Сохранилось упоминание в исторических хрониках, что именно он предложил считать строение одним из чудес света. В XV веке усыпальница в Галикарнасе разрушилась после очередного землетрясения, а камни были использованы на постройки в Бодруме. Сейчас, когда речь идет о колоссальных расходах на погребение, вспоминают царя Мавсола, ставшего образцом показного богатства и роскоши.

Маяк на Фаросе

Александрийский маяк на острове Фарос был одним из самых высоких среди древних сооружений, а его основание достигало почти 400 м в длину. Это был первый маяк в истории, при строительстве которого применили многие известные на тот момент инновационные технологии. Греческий архитектор Сострат создал проект по распоряжению правителя Птолемея II в 304 году до н. э. Систему оповещения об опасности захода в бухту Александрии мимо острова Фарос в Средиземном море создавали поэтапно на протяжении более 20-ти лет. Маяк должен был предупреждать о подводных рифах Фароса, на котором он был построен.

Конструкция состояла из трех продолговатых мраморных башен, их общая высота могла составлять от 120 до 140 м. Последняя часть представляла собой цилиндр, на его вершине горел огонь. Изобретатели придумали способ получения направленного солнечного отражения с помощью зеркал, подававших сигнал днем. Ночью служители маяка по традиции разводили огонь. Если солнца днем не было, то моряков предупреждали столбом дыма. В течение нескольких веков конструкция считалась наиболее высокой искусственной постройкой.

Несколько землетрясений сильно повредили чудесный Александрийский маяк на Фаросе. Моряки, военные, торговцы и путешественники нуждались в том, чтобы он был восстановлен. Арабы, вторгшись в Египет, приступили к ремонту и довели высоту конструкции до 30 м. На этом строительные работы завершились, а в 1480 году на том же месте, из тех же стройматериалов был возведен форт. Маяк на Фаросе простоял в море без малого 1000 лет.

Список чудес — наследие мировой истории и культуры

Ученые полагают, что более полные и точные списки чудес света могли храниться в Александрийской библиотеке — важнейшем мировом собрании древних рукописей. Хранилище сильно пострадало во время пожара, вызванного вторжением в Александрию Юлия Цезаря. Почти 500 тысяч книг и свитков уничтожили языки огня. Исчез огромный пласт культурного наследия, от которого во многом зависели те пути, по которым пошла мировая история.

Семь чудес света — ценные памятники античного искусства и архитектуры. Это не только красивые достопримечательности, но и сложные строительные и технические решения. Каждое из творений было уникальным, выдающимся для своего времени. В ранг чудес древние строения и памятники возвели самые выдающиеся ученые, творцы, правители античного мира. Мало упоминается в различных источниках о том, что в список были внесены некоторые изменения, но оставались неизменными его суть и название. В перечень обязательно включали семь чудес, как это повелось со времен Геродота и Филона Византийского.

Из удивительных сооружений древнего мира сохранилась до наших дней лишь пирамида Хеопса, остальные пали под натиском варваров или стали жертвами природных катастроф. Никто не знает точно, как выглядели шесть чудес света. Все изображения являются плодом исторического поиска, реконструкций, фантазии историков и художников. Каждое поколение привносит что-то свое в понимание культурного феномена под названием «семь чудес света». У каждого из этих артефактов есть свой сайт в Интернете. Солидные научные труды посвящены исследованиям рукотворных чудес.

Роль мифологии в поддержании интереса к семи чудесам света

На протяжении 2,5 тысячелетий античный список главных достопримечательностей Старого Света будоражит умы исследователей, путешественников, обычных людей. Все минувшие века отношение к семи чудесам света было почти мистическим. Вызывает удивление, что древние авторы не проявляли особого желания расширить «топ-7», заменить в списке выбывшие достопримечательности новыми памятниками.

Исследователи античного мира утверждают, что отношение к чудесам из знаменитого списка всегда было почтительным. Считалось, что семь древних архитектурных сооружений и памятников заслуженно включены в короткий, но емкий список. Каждый участник этого исторического «хит-парада» превратился в национальную святыню, предмет поклонения и почитания.

Магия числа 7 в древности считалась божественной, иррациональной. Мифология и быт многих народов планеты связаны с этим количеством элементов в разных сферах жизнедеятельности. Например, в неделе — 7 дней. Объяснением может послужить строение Солнечной системы, вернее, то, как представляли небесную сферу в Древней Греции. Невооруженным глазом были видны Солнце, Луна и пять планет. Такие же имена были у античных богов (Юпитер, Сатурн, Марс, Венера, Меркурий).

Чудеса света: новая версия

Какие семь чудес света могли бы составить конкуренцию чудесным конструкциям, исчезнувшим с лица планеты? На основании онлайн-голосования был создан перечень других чудес света, которые сохранились, и на них можно полюбоваться воочию. Акцию организовала и провела на пороге третьего тысячелетия некоммерческая организация. Инициаторы этой грандиозной акции выдвинули несколько веских причин, которые побудили заняться составлением разных списков и сводов мировых достопримечательностей высочайшего уровня:

  • традиционные древнейшие чудеса были расположены только в той части Старого Света, которая была знакома и покорилась эллинской культуре;
  • в перечень не попали грандиозные сооружения на значительной части Азии, в Новом Свете и в других регионах;
  • отбор в список производился по критериям, зависящим от представлений древних греков о чудесных памятниках;
  • «за бортом» остались природные феномены, которые подчас превосходят своим величием рукотворные чудеса.

Определение победителей всего проекта было решено проводить отдельно среди памятников архитектурных и природных. Итоги также подводили дважды: в 2007-м и 2011-м годах. Жители двухсот государств приняли участие в онлайн-опросе. По его результатам были отобраны «фавориты» — достопримечательности, которые известны большинству жителей планеты. Речь идет о Великой Китайской стене, Тадж-Махале в Индии, сооружении Мачу-Пикчу в Перу на территории Южной Америки и других феноменах. Но Комитет ЮНЕСКО отреагировал на эту акцию заявлением, что всенародное голосование — это не тот метод, который нужно использовать для поиска чудес, способных заменить исчезнувшие в древности артефакты мировой истории и культуры.

Чудеса света. Пирамиды Гизы

«Всё на свете боится времени, а время боится пирамид».

Арабская пословица

Величайшие памятники архитектуры

Самое известное архитектурное чудо света - это комплекс пирамид Гизы в Египте. Крупнейшие пирамиды этого комплекса - Великая пирамида Хеопса, пирамиды Хефрена и Микерина. Они были возведены в период с 2540 года до н. э. по 2450 год до н. э. на левом западном берегу Нила в городе Эль-Гиза. По сей день эти пирамиды поражают своим великолепием, мощью, являются отражением человеческой силы и мужества.

Первый строитель пирамид

Пирамиды строились как усыпальницы египетских фараонов. Они должны были свидетельствовать о мощи и величии страны и правителя. Правители обрекали народ Египта на изнурительное строительство, повлекшее за собой множество жертв, унесшее тысячи жизней. Около 2600 года до н. э. архитектор Имхотеп спроектировал ступенчатую пирамиду для погребения фараона Джосера, основателя III династии. Эта пирамида считается самой древней. Первоначально Имхотеп планировал построить обычную мастабу, но уже в процессе строительства она превратилась в шестиступенчатую пирамиду.

Эль-Гиза расположена в 8 км от Каира на западном берегу Нила. На окраине Эль-Гизы из пустыни вырастают большие и малые пирамиды.
Сфинкс расположен там же.

Солнечная ладья была построена из кедра без единого гвоздя.

От предыдущих усыпальниц эта пирамида отличалась также строительным материалом - впервые использовался камень. После смерти фараон Джосер был помещен в возведенную для него гробницу, но позднее его мумия была похищена.

Солнечная ладья

В 1954 году археологом Камалем аль-Малахом на южной стороне Великой пирамиды Хеопса была найдена деревянная Солнечная ладья. Для чего она была создана неизвестно. Судя по следам ила, обнаруженным на ней, незадолго до смерти фараона она плавала по Нилу. По поверьям египтян, на такой лодке фараон после смерти мог путешествовать по небу вместе с богом солнца Ра, именно поэтому ладья названа «солнечной».

Священная пирамида

Верховным божеством древних египтян был бог солнца Ра, он почитался как царь и отец богов. Фараоны, поклонявшиеся ему, строили пирамиды, чтобы после смерти вознестись на небо и обрести вечную жизнь. Они верили, что их души устремятся на вершину пирамиды, где бог Ра будет ожидать их на своем солнечном корабле.

Погребальная маска Тутанхамона выполнена из чистого золота, украшена лазуритом и цветным фаянсом.
Гриф и кобра, венчающие головной убор, считаются символами Верхнего и Нижнего Египта.

Пирамида Микерина, внука Хеопса, высотой 66 м. Три маленькие пирамиды рядом с ней возведены для трех женщин - членов семьи фараона.

Пирамида Хефрена, сына Хеопса. Пирамида на несколько метров ниже пирамиды Хеопса, но из-за расположения кажется выше.

Великая пирамида Хеопса - одно из древнейших достояний архитектуры, входит в число семи чудес света.

Исследования ученых

На основании исследования астрономов, расположение пирамид соответствует положению звезд на небе.

Некоторые ученые отмечают сходство их расположения с созвездием Ориона. Четыре угла Великой пирамиды Хеопса называют на четыре стороны света. Вход в нее, в соответствии с религиозными предписаниями, размещен на северной стороне.

Великая пирамида Хеопса

Великая пирамида Хеопса является практически монолитным сооружением, за исключением погребальных камер, ведущих к ним коридоров и узких вентиляционных шахт, а также разгрузочных камер над так называемой «камерой царя».

Ее длина - 10,5 м, ширина - 5,3 м и высота - 5,8 м. Она выложена из гранита и не имеет никаких украшений. В этой камере размещен огромный пустой гранитный саркофаг без крышки. Другая погребальная камера, расположенная ниже, традиционно называется «камерой царицы».

  1. Пирамидон
  2. Воздуховод
  3. Разгрузочные камеры
  4. «Камера царя»
  5. «Камера царицы»
  6. Большая галерея
  7. Вход в пирамиду
  8. Гранитные блоки
  9. Дорога, выложенная из балок
  10. Облицовка блоков

Передвижение камней

При строительстве Великой пирамиды Хеопса применялись гранитные монолиты и известняковые блоки. Большая часть камня добывалась в каменоломнях близ Каира и сплавлялась на баржах в период паводка, когда вода простиралась до края пустыни. Тяжелые камни, выгруженные на причал, перекладывались на деревянные сани, которые с помощью канатов тащили к месту строительства многочисленные рабочие.

Чтобы передвинуть таким способом один блок средних размеров (весом до 2,5 т), требовалось около 50 человек. Основным строительным приспособлением была рампа, наклонная плоскость, которая выстраивалась по разным сторонам пирамид. С помощью таких рамп блоки поднимали.

Каменная кладка

Из твердых пород камня каменотесы делали блоки с помощью бронзовых или медных пил, тяжелых молотов и шаров из долерита. Используя кварцевый песок, стороны блоков полировали. Каменные блоки подгоняли так, что между ними не могло пройти даже лезвие ножа.

Первоначально пирамида была облицована более твердым, чем основные блоки, белым известняком. Верх пирамиды венчал позолоченный камень - пирамидон. В XII веке Каир был разграблен, жители города сняли облицовку с пирамиды, для того чтобы построить себе новые дома.

Храм усопших

Храм усопших располагался к востоку от главной пирамиды.
Он состоял из двух частей: внешней (с входными воротами и двором, окруженным колоннами) и внутренней (с нишами для статуй фараона).
Из храма усопших длинная дорога вела к Нилу.
Здесь на берегу реки стоял храм с причалом для судов, в нем усопшего бальзамировали.
Руины храма усопших были обнаружены в 1939 году.

Жизнь после смерти

Египтяне верили, что душа после смерти тела продолжает жить до тех пор, пока она находится в своем «доме» - в теле. Поэтому большое значение они придавали сохранению тела после смерти - мумификации. После смерти тело правителя тщательно бальзамировали, подготавливая его к жизни в загробном мире, извлекали внутренности, мозг и обматывали льняными повязками.

Бальзамирование

Обматывание

Внутренности умершего помещали в плотно закупоренные сосуды (канопы).

Чета фараонов с процессией

САРКОФАГ

Это каменный ящик в форме гроба, в который укладывали мумию. Покрытие саркофага, выполненное из гипса, повторяло фигуру умершего.

Кто такие фараоны?

Фараон в земном существовании олицетворял бога Гора. Считалось, что после правления на земле он вернется к богам. Власть полностью принадлежала фараону. Он вел государственные дела, решал военные вопросы, распоряжался государственной казной, был главным священником, Верховным судьей. Египтяне считали, что фараон несет ответственность даже за плодородие земли, поэтому собирать первый урожай всегда отправлялся фараон. Египетского фараона венчали короной, которая символизировала силу и мощь правителя.

Кто построил пирамиды?

Пирамиды строили крестьяне Египта, которые во время ежегодных разливов Нила были свободны от сельскохозяйственных работ. Они работали в карьерах, участвовали в передвижении камней. За свой труд крестьяне получали жилье, одежду, пищу и скромное жалованье. Квалифицированные мастера (архитекторы, каменщики) работали на строительной площадке в течение всего года. Древнегреческий историк Геродот утверждал, что сооружение Великой пирамиды Хеопса длилось 20 лет, однако, по мнению современных ученых, на возведение пирамиды было достаточно и менее 10 лет.

Строители пирамид

Сфинкс

Сфинкс был построен фараоном Хефреном. Эта монументальная скульптура представляет собой лежащего на песке льва с головой человека. Задача Сфинкса - охранять место захоронения фараона. Головной убор Сфинкса подобен головному убору фараонов. Когда-то Сфинкс даже носил царственную фараонову бороду.

ФАКТЫ и СЛОВАРЬ

Правители Древнего Египта построили около 60 пирамид. Самые знаменитые из них - пирамиды Гизы: Великая пирамида Хеопса, пирамида Хефрена и пирамида Микерина.

Крупнейшая из них - Великая пирамида фараона Хеопса.

Ее высота: 137 м (первоначально 146 м).

Длина боковой грани: 230,4 м.

Объем каменной массы: 2,5 млн. м³.

Вес: прибл. 7 млн. т.

Количество каменных блоков: 2,3 млн.

Средний вес каменного блока: 2,5 т (есть блоки весом 15 т).

Выходы из шахт Великой пирамиды Хеопса имеют ориентацию на созвездия Орион, Сириус, Большая и Малая Медведица, что, несомненно, имеет тайный смысл.

Великая пирамида Хеопса имеет большую площадь основания, на котором с легкостью могли бы разместиться одновременно пять крупнейших соборов мира: собор Святого Петра в Риме, собор Святого Павла и Вестминстерское аббатство в Лондоне, а также флорентийский и миланский соборы.

Мастаба - погребальное здание прямоугольной формы со скошенными стенами и плоским верхом с подземной погребальной камерой. Мастабы появились в период первых династий как специальные «дома после жизни».

Долерит - вулканическая порода.

Корона фараона. После объединения Египет считался двойным царством, у него было две короны: Белая - символ власти над Верхним Египтом, Красная - символ власти над Нижним Египтом. Как правители «обеих стран» фараоны по торжественным случаям носили двойную корону.

На внутренних стенах пирамиды можно видеть изображения богов и египетские иероглифы.
Кроме того, в гробнице помещался сборник религиозных текстов «Книга Мертвых».

Загадка пирамиды

Более 3500 лет внутрь Великой пирамиды Хеопса никто не проникал: все входы в нее были тщательно замурованы.

Первым в 831 году в пирамиду проник багдадский халиф аль-Мамун. Он решил поискать сокровища в этой пирамиде. При этом он не принял во внимание предостережения местных жителей, утверждавших, что «пирамида охраняется духами», которые убивают расхитителей. Однако халиф так и не нашел в Великой пирамиде Хеопса никаких сокровищ, возможно, потому что усыпальница Хеопса была разграблена еще до него древними египтянами.

pora.zavantag.com Из семи чудес света египетские пирамиды самые древние. В отличие

страница 1

Египетские пирамиды

Из семи чудес света египетские пирамиды самые древние. В отличие от других чудес они сохранились до наших дней. Почти пять тысяч лет назад основатель III династии фараон Джосер, едва вступив на трон, приказал начать строительство своей гробницы. Оно было поручено зодчему Имхотену, который создал первую ступенчатую пирамиду – мать пирамид. Ее высота – 60 метров, длина – 120 м, ширина – 109 м. В отличие от прежних усыпальниц пирамида Джосера построена не из дерева и кирпича, а из крупных известняковых блоков.

Самая большая пирамида была воздвигнута для захоронения фараона Хеопса в начале ХХVII века до н. э. Ее высота – 146,6 м, длина каждый из сторон – 233 м. Сложена она из тщательно отесанных и плотно подогнанных известняковых блоков весом от 2,5 до 30 тонн. По расчетам ученых, для сооружения пирамиды потребовалось 2300000 таких блоков. Чтобы обойти пирамиду по периметру нужно пройти 1 км. Ее строили в течение 30 лет, и занято на строительстве ее было около 100 тыс. рабов, крестьян и ремесленников. Египтяне, говоря о пирамиде Джосера, подчеркивали, что в ней несколько мастаб, а мастаба в переводе с арабского означает «спальня».

«Висячие сады» Семирамиды

Вавилонский царь Навуходоносор II (605-526 гг. до н.э.) для борьбы против главного врага – Ассирии, чьи войска дважды разрушали столицу государства Вавилон, заключил военный союз с Кнаксаром, царем Мидии.

Одержав победу, они разделили территорию Ассирии между собой. Военный союз их был упрочен женитьбой Навуходоносора II на дочери мидийского царя Семирамиде.

Пыльный и шумный Вавилон, расположенный на голой песчаной равнине, не радовал царицу, выросшую в гористой и зеленой Мидии. Чтобы утешить ее, Навуходоносор приказал возвести «висячие сады». В архитектурном плане «висячие сады» представляли собой пирамиду, состоявшую из четырех ярусов – платформ, их поддерживали колонны высотой до 25 метров. Нижний ярус имел форму неправильного четырехугольника, наибольшая сторона которого составляла 42 метра, наименьшая – 34 метра.

В 331 году до н.э. войска А. Македонского захватили Вавилон. Прославленный полководец сделал город столицей своей громадной империи. Именно тут, в тени висячих садов, он скончался в 339 году до н.э. После смерти Александра Вавилон постепенно приходит в упадок.

Сады оказались в запущенном состоянии. Мощные наводнения разрушили кирпичный фундамент колонн, платформы обрушились на землю. Так погибло из чудес света.

Зевс Олимпийский

В северо- западной части Эллады был расположен г. Олимпия, слава о котором распространилась далеко за пределы страны. По преданию именно здесь Зевс вступил в борьбу со своим отцом, кровожадным и вероломным Кроном, который пожирал своих детей, так как оракул предсказал ему гибель от руки сына. Спасенный матерью, возмужавший Зевс одержал победу и заставил Крона отпрыгнуть своих братьев и сестер.

В честь этой победы были учреждены Олимпийские игры, впервые состоявшиеся в 776 г. до н.э. Прошло более двух столетий, и в 456 г. до н.э. в Олимпии появился посвященный Зевсу храм, ставший главной святыней города. Храм украшала статуя бога высотой 12 метров 40 см, величие и красота которой настолько поражали воображение современников, что она была признана чудом света.

Создатель Зевса Олимпийского — прославленный скульптур Фидий. Сочинения древних историков, археологические находки донесли до нас скульптурный образ древнегреческого божества.

Фидий изобразил Зевса сидящим на троне. Оливковый венок украшал голову бога- громовержца, борода волнистыми прядями обрамляла его лицо, с левого плеча ниспадал плащ, прикрывавший часть ног. Фигура Зевса выполнена из дерева, и на эту основу с помощью бронзовых и железных гвоздей, а также специальных крючков крепились детали из слоновой кости и золота. Лицо, руки и другие обозначенные части тела были из слоновой кости, волосы и борода, венок, плащ и сандалии – из золота, глаза – из драгоценных камней.

Трон был сделан по одним источникам из кедра, по другим – из черного дерева и покрыт золотом и слоновой костью. Ножки трона украшали фигуры танцующей Ники- богини Победы. Подлокотники трона поддерживали сфинксы, а его спинку украшали Хариты – богини красоты, дочери Зевса и Геры.

Пирамида фараона Хеопса и история египетских пирамид

Перед пьедесталом с изображением сцены рождения Афродиты был устроен небольшой бассейн, выложенный голубым элевсинским камнем и белым мрамором.

В конце IV – начале V в.н.э. статую Зевса перевезли в Константинополь, так как византийские императоры собирали у себя в столице все лучшие произведения искусства. В V в.н.э. дворец императора Феодосия сгорел, от Зевса Олимпийского остались лишь несколько обгоревших костяных пластин и кусков расплавленного золота.

Фаросский маяк

Зимой 332 г. до н. э. войска А. Македонского захватили Египет, а через год на берегу Средиземного моря, недалеко от дельты Нила, был основан город, названный в честь победителя Александрией. В течение многих столетий Александрия являлась одним из крупнейших городов, центром науки, культуры и торговли.

По мере развития судоходства, морской торговли все острее ощущалась потребность в маяке, который среди подводных скал и мелей указывал бы судам безопасный путь в Александрийскую гавань. При Птолемее I (III век до н.э.) на восточной оконечности острова Фарос, лежащего в море на расстоянии 7 стадий (1290 метров) от Александрии, был построен маяк – величественное сооружение, признанное одним из «Семи чудес света».

Высота маяка была 135м, его свет был виден на расстоянии до 60 км (по другим свидетельствам – 100 км). Нижняя часть маяка представляла собой четырехгранную призму 60-метровой высоты с квадратным основанием, длина стороны которого составляла 30 метров (площадь 600 кв. м.) Во внутренних помещениях хранился различный инвентарь, а плоская крыша, украшенная по углам огромными статуями Тритона, служила основанием средней части маяка. Это было 40 – метровая восьмигранная призма-башня, облицованная белым мрамором.

Храм Артемиды Эфесской

Храм был построен в 450 г. до н.э. в г. Эфесе в честь Артемиды, быстроногой богини охоты, покровительницы лесов и лесных жителей.

Храм представлял собой прямоугольное здание из камня и дерева, окруженное со всех сторон двойной колоннадой из 127 колонн. Сведений об украшении храма не сохранилось. Уникален способ постройки храма, который был возведен на болотистой почве.

В 356 г. до н.э. храм поджег честолюбивый, мечтавший прославиться любой ценой житель Эфеса Герострат: он надеялся, что, уничтожив одно из чудеснейших творений того времени, он навсегда останется в истории. Но по решению ионических городов его имя было предано забвению и сохранилось для нас лишь в записках древнегреческого историка Феопомна (IV век до н.э.)

Мавзолей в Галинарнасе

В 32 г. до н.э. в городе Галинарнасе (Малая Азия) умер царь Мавсол. По обычаю тех времен труп царя был сожжен, а пепел помещен в погребальную урну. В одной из дошедших до нас легенд говорится, что вдова царя Артемисия решила построить великолепную усыпальницу и тем самым увековечить память о муже.

По другой исторической версии, строительство гробницы было начато при жизни Мавсола, Артемисия лишь завершила его.

Гробница Мавсола, названная римлянами мавзолеем, представляла собой величественное и необычайное по форме сооружение, построенное из кирпича и облицованное изнутри и снаружи белым мрамором. Высота его достигала 60 метров.

Первый этаж, где покоилась урна с прахом Мавсола, имел вид громадного куба высотой 20 метров и площадью 5 тысяч. кв. м. Второй этаж был обнесен с наружной стороны великолепной колоннадой. Следующий этаж был выполнен в виде многоступенчатой пирамиды, ее венчали фигуры Мавсола и Артемисии, управляющие квадригой – четверкой лошадей, запряженных в колесницу.

Одно из чудес света – мавзолей в Галинарнасе – простоял почти 2 тысячи лет. Он был окончательно разрушен в 1522 г

Колосс Родосский

В 304 г. до н.э. войска правителя Передней Азии и Сирии Деметрия Поллорнета внезапно напали на остров Родос. Однако стойкое сопротивление, мужественная борьба родосцев заставили врага отступить. В честь победы жители острова решили воздвигнуть статую бога Гелиоса, покровителя Родоса.

Сооружение монумента поручили известному скульптуру Харесу, ученику прославленного Лисиппа. Прошло 12 лет упорного труда, и восхищенным взорам жителей острова открылась величественная картина. У входа в гавань на беломраморном холме возвышалась гигантская бронзовая фигура бога Солнца.

Его голову украшал венец в форме расходящихся лучей, левой рукой он поддерживал ниспадающий плащ, а ладонью правой, согнутой в локте, прикрывал глаза, всматриваясь в морские дали.

Слава о Колоссе Родосском разнеслась по всему Средиземнорью. Множество путешественников из других стран приезжали полюбоваться великолепным произведением искусства. По сравнению с другими чудесами света Колосс Родосский прожил недолгую жизнь: через 50 лет после его рождения он был разрушен землятресением.
страница 1