Дворец Лувра (palais du Louvre). Лувр (Париж) - подробная информация о музее История Лувра в Париже

Лувр

Лувр - это самый посещаемый музей мирового искусства. Один из самых больших музеев мира с самой ценной коллекцией произведений. Музей расположен в историческом центре Парижа, в бывшей резиденции королей Франции - дворец Лувр (фр. palais du Louvre). После французской революции, дворец был открыт для посещений (10 августа 1793 г.), фактически став музеем. В Лувре собраны экспонаты различных эпох со всего мира, которые сформированы по отдельным тематическим коллекциям: цивилизации древнего востока, древний Египет, античность (древняя Греция, Этрурия, Рим), скульптура, изобразительное искуство и живопись , графическое искусство, прикладное искусство, искусство исламского востока (создан в 2003 г.).

Изобразительное искусство представлено в Лувре одной из ценнейших коллекций (более 6000 картин). Они сформированы по периодам от Средневековья до середины 19 века. В коллекции картин Лувра находятся только произведения, созданные до 1848 года. Пополнение коллекции новыми произведениями так же ограничены этой датой. Это формат музея. Художественные произведения, созданные после 1848 года, были переданы в Музей Орсе (расположен на противоположном берегу Сены, напротив Лувра) в 1986 году. Экспозиция Орсе была создана из
собраний европейской живописи с 1849 по 1910 годы. А все произведения современного искусства (после 1910 года) переданы в Французский Государственный музей современного искусства (Жоржа Помпиду).

с 1985 по 1989 годы в Лувре проводится реорганизация и реконструкция, в результате которой во дворе Лувра построена Стеклянная пирамида (служит главным входом в музей). Строительство пирамиды подвергалось резкой критике и вызвало множество споров. Но в настоящее время, пирамида Лувра уже стала одним из символов Парижа.

Официальный сайт Лувра

Постоянные штурмы Лувра требовали продолжения бесконечной реставрации дворца. К концу 1880-х годов Лувр составляет единый дворцовый комплекс. Остатки дворца Тюильри разобраны (сейчас это такое необычно пустое место с лужайкой) и Лувр приобретает окончательный вид, который мы можем видеть в наши дни (плюс небольшой креативный бонус от неугомонных потомков в виде стеклянной пирамидки).

Л увр — это почти Эрмитаж))) но хоть общего много, они все равно разные.
Лувр один из крупнейших музеев мира (третий в мире по занимаемой площади: 160 106 квадратных метров, из которых на 58 470 располагаются экспозиции).

Лувр находится в старинном королевском дворце (Palais du Louvre) в 1 округе Парижа. Это один из старейших музеев с богатой историей коллекционирования художественных и исторических реликвий Франции, начиная со времён династии Капетингов и до наших дней.

Сюда королями собиралось всё, что награбили французы со своих колоний и что удалось вывезти после успешных войн))) к сожалению наши, взяв Париж, не стали вывозить в Петербург его богатства...
Этот музей можно назвать универсальным. Его коллекции покрывают огромные географические и временные пространства: от западной Европы до Ирана через Грецию, Египет и Ближний Восток; с античности до 1848 года. Европейское искусство новейшего периода времени — с 1848 года и до наших дней — представлено в Музее Орсе и Центре Жоржа Помпиду, а азиатское выставляется в музее Guimet.
Искусство Африки, Америки и Океании экспонируется в музее набережной Бранли. Но это чисто для справки)))

Внутренний двор Лувра. Здание впереди самое старое из всех строений. Именно там короли и жили. Остальное пристраивалось позже. Практически по всему внутреннему периметру (на втором этаже) огромный широкий крытый "балкон" на котором, наверное, не только поместится бы экипаж с лошадьми, но и мог бы там совершать развороты)))

Статуи не на крыше, а именно на этом балконе. Такое размещение логично. Стоят они плотно и так, что можно к ним подойти близко и посмотреть детали, "пообщаться". И снизу их видно лучше, когда они не на крыше.

В основе Лувра лежит замок-крепость — Большая башня Лувра, — возведённого королём Филиппом-Августом в 1190 году. Одним из главных предназначений замка было наблюдение низовий Сены, одного из традиционных путей вторжений и набегов эпохи викингов. Так он когда-то выглядел (макет находится в подвальном помещении Лувра).

В 1317 году, после передачи имущества Тамплиеров Мальтийскому ордену, королевская казна переносится в Лувр. Карл V делает из замка королевскую резиденцию.

Отвлекусь - фонтаны включают на время. Экономят воду. ..)))

Устаревшая Большая башня Лувра была разрушена по приказу Франциска I в 1528 году, и в 1546 начинается превращение крепости в великолепную королевскую резиденцию. Эти работы проведены Пьером Леско и продолжались во время правления Генриха II и Карла IX. Два новых крыла были присоединены к зданию. В 1594 году Генрих IV решает соединить Лувр с дворцом Тюильри, построенным по желанию Екатерины Медичи. Квадратный двор дворца создавался архитекторами Лемерсье, а затем Луи Лево во времена правления Людовика XIII и Людовика XIV, увеличил дворец в четыре раза. Оформлением и украшением дворца руководили тогда такие художники как Пуссен, Романелли и Лебрен. В 1667—1670 гг. архитектором Клодом Перро на восточном фасаде дворца, выходящем на площадь Лувра, сооружена Колоннада Лувра.

В 1682 году работы были резко приостановлены, когда Людовик XIV выбирает Версаль как новую королевскую резиденцию. Начиная с XVIII века растет количество предложений превратить здание Лувра в музей. Проект рождается в правление Людовика XV и заканчивается с Французской Революцией.

Стеклянная пирамида работы архитектора Йо Минь Пей, служащая сегодня центральным входом в художественный музей, была возведена в 1989 г. по решению президента Франсуа Миттерана в рамках реализации реставрационного проекта «Большой Лувр» и, как и Эйфелева башня в своё время, вызвала массу критики и неприятия, но всё-таки сниcкала любовь критиков и заняла своё почетное место среди достопримечательностей Парижа.

На мой взгляд, она вписалась просто шедеврально! Представить такое даже во внутреннем дворике Эрмитажа невозможно...

После революции работы в Лувре продолжил Наполеон I. Его архитекторы Персье и Фонтен начали сооружение северного крыла вдоль улицы Риволи. Это крыло было достроено в 1852 году при Наполеоне III, и сооружение Лувра было завершено. После пожара и разрушения Тюильри, происшедших при осаде Парижской коммуны в мае 1871 года, Лувр приобрел современный вид. В 1989 году в центре Наполеоновского дворика была возведена стеклянная пирамида (архитектор Йо Минг Пей).

Впервые двери музея были открыты для публики 8 ноября 1793 г., во время Французской Революции. При Первой империи именовался музеем Наполеона.

Очередь большая, но двигается быстро. На входе проверяют сумки, пропускают через металлодетектор. Воду ножи, ножницы проносить нельзя. Запреты как в самолет.

Здание на фото кажется не большим. Но это не так. Поразило, что все пристройки, не смотря на разные века выполнялись именно в первоначальном силе.... не смотря на меняющуюся моду и вкусы королей и королев. В результате все здания соединены вместе и смотрятся очень гармонично и цельно.

Конная статуя Людовика XIV обозначает точку начала так называемой исторической оси Парижа, но дворец не выровнен по ней. И вообще, с нашим медным всадником его в один ряд поставить невозможно. Это такая же пропасть, как между комплексом зданий Лувра и Эрмитажем. Увы, но на мой взгляд, Эрмитаж внешне Лувру и в подметки не годится.

История создания коллекции:
В начале своего существования Лувр пополнял фонды за счёт королевских коллекций, собранных в своё время Франциском I (итальянские полотна) и Людовиком XIV (самое крупное приобретение — 200 полотен банкира Эверара Жабаха (фр. Everhard Jabach). На момент основания музея королевская коллекция насчитывала ровно 2500 полотен.

Теперь, когда с историей покончено, мы идем его смотреть)))

Воруют... о карманниках предупреждают на каждом углу... но, не помогает...)))

Пирамида не является единственным входом в музей. Это самый известный вход и самый запоминающийся для туриста - но не единственный. Помимо пирамиды, вы можете попасть в Лувр через торговый центр Carrousel du Louvre, который находится на том же уровне, что и кассы музея. Советы о том как войти без большой очереди в конце поста.

Это уже внутри... под пирамидой. Вписалась она на площадь просто прекрасно.. на мой взгляд.

А теперь его внутренности и главные интересности. Первым делом Джаконда египетские древности... тут их много.

Чем-то на матрешки похожи...))))

Чья-то душа полетела в рай...

Короны... по сравнению с нашими, просто нищета...

Главная артерия Лувра... народу тут... немерено... направление к Джоконде. Все спрашивают как пройти к Джоконде по короткому пути. Но пройти к ней, заодно не осмотрев по максимуму все остальное сложно))) все продумано до мелочей.

А вот и ее зал... и она сама - Джоконда.

Вокруг куча японцев Раньше они были хоть с фотоаппаратами, а теперь с планшетами в основном))) видимо стразу отправляют фотки в социальные сети. Честно говоря, наблюдать за людьми даже интереснее, чем смотреть на картины)))

На другие картины зала туристам отвлекаться некогда... подробно о ней я уже писал (ссылка выше), повторяться не буду...

Руки у мастеров из правильных мест росли...

Потолок... местами шедевральный. Сверху за посетителями внимательно следят женщины с ангелами... они в разных позах, с лицами выражающими одно - какого хрена вам всем тут нужно?!

Бедные драконы... сначала голую бабу привяжут, предлагают съесть... соблазняют, а потом зубочистками в пасть тычут... сволочи...)))

Наполеон. Его тут много. И в ватнике и на коне и без коня.

Встретили знакомого с Питера. Мир совсем тесный))) затем, через три дня, случано встретили его же и у Мулен Руж...))) это судьба! Был бы бабой, вышел бы замуж (если бы пригласили)))

Должен отметить, что в Лувре стены без особых излишеств. Новодельные. Исторические интерьеры там большая редкость. А так просто штукатурка, окрашенная серой краской и немного лепнины. Помещений много, а экспонатов в них иногда маловато. Но это лучше чем перебор, когда картины висят друг на друге.

Улыбка этой девушки понравилась больше чем у Джоконды и показалась более загадочной...

Женский идеал наших предков...

Кусочек Лувра через мелкую пирамидку.

Логотип музея на интересном месте... умеют грамотно подать...

Зал с античными статуями.

Светильники впечатляют.

Королевская столовая.

Постепенно в собрание музея были переданы наиболее ценные картины королевской коллекции. Огромное количество скульптур пришли из Музея французской скульптуры (musée des Monuments français) и после многочисленных конфискаций имущества в период революции.

В период наполеоновских войн с подачи первого директора музея, барона Денона, луврская коллекция пополнялась военными трофеями, тогда же в музей попадают археологические находки из Египта и Ближнего Востока. На протяжении XIX и XX веков коллекция музея была пополнена в результате множества приобретений и даров, в числе последних — коллекция Эдмунда Ротшильда, доставшаяся музею по завещанию последнего.

В центре зала символ (логотип) Лувра вокруг стеклянной пирамиды.

Экспонаты попадали в Лувр различными путями. Знаменитейшие полотна Лувра — «Джоконда» Леонардо да Винчи и «Прекрасная садовница» Рафаэля — принадлежали ещё Франциску I, который приобрёл личное собрание Леонардо после его смерти в 1519 году. Многие полотна попали в Лувр в качестве трофеев наполеоновской армии, особенно после разграбления Венеции в 1798 году (напр., «Брак в Кане Галилейской» Паоло Веронезе).

«Маленький нищий» Мурильо был куплен Людовиком XVI в 1782 г. А «Кружевница» Вермера и «Автопортрет с чертополохом» Дюрера приобретены музеем в 1870 и 1922 годах соответственно. Наконец, полотно «Христос на Кресте» Эль Греко досталось музею даром, его забрали из здания суда в Prades (Восточные Пиренеи) в 1908 году.

Самая известная скульптура музея — Венера Милосская, найденная в 1820 году и тогда же приобретённая послом Франции у турецкого правительства. Оказалась бы она в Эрмитаже, была бы так известна? Уверен, о ней никто и не вспоминал бы... раскрутка не мене важна, чем само произведение. А тут это делать умеют.

Говорят Венера с детства любила кормить крокодилов с рук... но это только легенда))

Лично мне такая Венера нравится больше... в ней хоть что-то венерическое есть...


В принципе, Венерой Милосской может себя почувствовать каждая женщина и без хирургического вмешательства)))

Это женские королевские диадемы... и банты и т.п. На этом прогулку по Лувру считаю завершенной. Это все лишь небольшие кусочки, на мой взгляд интересные... все показать нереально.

Теперь мои личные впечатления.
Комплекс зданий снаружи - наверное самый крутой музейный комплекс, что я видел в жизни. Построено с размахом. Все по-королевски изыскано, со вкусом, без вычурных золоченых излишеств и обилтных завитушек на каждом углу, как в некоторых залах Эрмитажа.

Фотографировать в Лувре можно свободно. Иногда висят предупреждения, что без вспышки, но блондинки снимают со вспышкой и никто их не ругает. Углы саркофагов просто черные от рук. Их все норовят потрогать и за это не ругают. Одна тетка даже присела на один из экспонатов, что не вызвало никакой особой реакции у смотрителя зала.

Они вообще предпочитают сидеть на своих стульчиках, т.к. стоит им встать их место сразу занимает чья-о задница и поднять ее со своего стула без боя не получается))))

Лувр, как музей, впечатлил пространством под пирамидой. Просторно, светло, мудро, красиво и главное будет современным еще несколько веков... Это центр музей куда удобно добираться и встречаться если потерялся. Там у кафе и рестораны и все остальное. Все продумано, гармонично и расчитано на большой туристический поток. Остальное, как везде в других музеях.

Рядом триумфальная арка... и начинаются Елисейские поля...

Полиция на велосипедах))) романтика...

Советы... как попасть в Лувр без большой очереди:

Постарайтесь купить билет заранее. Тогда вы сможете пройти в музей быстро: там имеется отдельная очередь для обладателей карты Пари Визит или лиц, имеющих входные билеты. При желании, вы можете купить сразу билет в Лувр с русским аудиогидом, это сэкономит ваше время и деньги за отдельную экскурсию.

Вход для тех, у кого уже есть билеты, находится в проходе напротив Пирамиды, ведущим к Пале-Руаяль. Здесь есть небольшой вход для групп и лиц с билетами или абонементами. В данном случае, вы попадете напрямую в музей, не проходя через подземный зал с кассами. Так что без билета вас не пропустят.

Вообще, очередь около Пирамиды появляется из-за обязательных мер безопасности: рамки-металлоискателя и проверки сумок. Очереди за самими билетами обычно не бывает, либо они небольшие: касс в подземной части много, кроме того, есть автоматы продающие билеты.

Лучше всего, если вы выберите утреннее время для посещения Лувра. Если прийти достаточно рано, то можно спокойно войти в стеклянную Пирамиду (и сделать там фотографии), после чего спуститься в подземную часть. Кроме того, так у вас будет больше времени для осмотра всей коллекции - билет действует весь день.

Если не получилось рано встать, тогда приходите в Лувр после обеда: часам к 3-м или 4-м вечера. Правда, времени на посещение останется не очень много, но можно все равно рискнуть. Вечером же, во время ноктюрнов по средам и пятницам - когда музей открыт до 9-ти вечера - очередей и вовсе почти никогда не бывает. Все равно мало кто планирует посмотреть ВСЕ. В основном ограничиваются Египтом, Джокондой и Венерой Милосской (о ней не забудьте, многие забывают).

В первое воскресенье каждого месяца вход в Лувр бесплатный! В разгар сезона это означает огромные очереди и толпы посетителей в популярных залах. Если вам нравится спокойствие и тишина, то приходите пораньше, либо выбирайте для посещений другой день.

В Каррусель можно попасть напрямую со станции метро Palais-Royal/musée du Louvr e (это 1-я и 7-я ветки метро). Идите по указателям, и вы попадете сначала в торговый центр - кстати, там расположена Перевернутая пирамида, Apple Store, многочисленные бутики, рестораны, Старбакс и Макдональдс. Напротив Перевернутой пирамиды располагается вход в Лувр для групп и отдельных туристов. Обычно, здесь либо нет очереди, либо она намного меньше, чем очередь наверху. Покупать билеты заранее - не обязательно. Как и при входе через Пирамиду, вы попадаете все в тот же подземный зал с билетными кассами.
Другой вход в Каррусель находится напротив выхода со станции метро Пале-Руаяль. В Каррусель можно спуститься по переходу сразу из сада Тюильри. На площадки перед аркой Карусель вы увидите два неприметных подземных входа: они ведут в к входу в Лувр и дальше в торговый центр.

Инфа и некоторые фото (С) интернет и программка. Другие посты о Париже и Франции читайте под метками Париж и Франция)))

Пирамида Лувра

Если Вы будете заходить в Лувр через главный вход (Пирамиду Лувра), Вам придется довольно долго стоять в очереди, однако и из этого можно извлечь плюсы. Так, во время ожидания Вы можете наслаждаться потрясающим видом на двор Наполеона с его фонтанами и пирамидами. Кроме того, у Вас будет время и на то, чтобы рассмотреть снаружи сам Лувр, поражающий своими размерами.

Попав наконец внутрь музея, за стойкой информации Вы можете взять план Лувра, на котором отмечены самые знаменитые произведения искусства. Лучше, конечно, подготовиться заранее и распечатать путеводитель с сайта музея (http://www.louvre.fr/). На сайте в разделе Visitor Trails Вы можете выбрать один из 27 предлагаемых маршрутов различной продолжительности. Самым популярным, разумеется, является маршрут Masterpieces (Шедевры) , который Вы пройдете примерно за полтора часа.

Попытки объять необъятное и охватить всю экспозицию Лувра неизменно заканчиваются крахом, ведь коллекция этого музея просто необозрима. Поэтому необходимо заранее подумать о том, какие именно произведения искусства Вы хотите увидеть. Музей делится на три крыла (Ришелье, Денон и Сюлли), которые включают в себя следующие отделы:

  • египетских древностей;
  • ассирийских и финикийских древностей (содержащий в себе самое богатое их собрание после коллекции Британского музея в Лондоне);
  • этрусских и греческих ваз (коллекция Кампаны) и погребальных урн;
  • античных мраморов (в числе которых находятся знаменитые статуи Венеры Милосской, Дианы Версальской, Боргезского гладиатора и др.);
  • скульптуры средн. веков и эпохи Возрождения (произведения Гужона, "Фонтенеблоская Диана" Б. Челлини, "Два невольника" Микеланджело и пр.);
  • новейшей скульптуры (работы Пюже, Куазево, Кусту, Гудона, Шоде, Рюда и т. д.);
  • живописи (одна из лучших картинных галерей в целом свете, заключающая в себе свыше 2000 образцовых произведений различных школ живописи);
  • оригинальных рисунков знаменитых художников;
  • гемм, эмалей и ювелирных изделий, помещающихся в так наз. "Галерее Аполлона", замечательной по своей величине, роскошной отделке, плафонам и живописным стенным панно;
  • античных бронз;
  • произведений прикладного искусства средн. веков и эпохи Возрождения;
  • этнографический музей;
  • морской;
  • гравированных медных досок (калькография) с продажей отпечатанных оттисков с них.

Самая популярная часть музея – это крыло Денон. Именно сюда устремляется большинство туристов, мечтающих хоть краем глаза взглянуть на легендарную «Джоконду» Леонардо да Винчи. Собственно, взглянуть на «Мону Лизу» только краем глаза и удастся: зал, в котором находится самая знаменитая картина в мире, забит до отказа практически в любое время суток. Огромная толпа ценителей искусства выстраивается перед шедевром Леонардо, держа в поднятых вверх руках фотоаппарат. А Мона Лиза насмешливо улыбается посетителям из-за бронированного стекла…

Кроме того, в крыле Денон также находится огромная галерея итальянской живописи, известнейшие работы французских художников XIX века и коллекция итальянской и классической скульптуры.

Многих заинтересует также крыло Ришелье, на третьем этаже которого выставлена живопись Западной и Северной Европы. Здесь можно увидеть полотна Дюрера, Вермеера. Ганса Гольбейна Младшего и многих других мэтров живописи. Этажом ниже расположена потрясающая коллекция прикладного искусства, в том числе и знаменитый зал Наполеона, поражающий роскошью своего убранства.

Крыло Сюлли привлечет в первую очередь тех, кто интересуется историей Лувра.

Шедевры Лувра

  • Визитной карточкой Лувра является знаменитая Джоконда или, как ее еще называют, . Именно к этой картине ведут все указатели, которым послушно следуют потоки туристов. Мона Лиза закрыта толстым бронированным стеклом, а рядом с ней неизменно находятся два охранника и толпы поклонников. Когда-то Джоконда приезжала в Москву, но потом руководство музея приняло решение больше никуда не вывозить эту загадочную красавицу. Так что Джокондой Вы можете полюбоваться исключительно в Лувре. Мона Лиза находится в крыле Денон в 7 зале .
  • Венера Милосская (Афродита) известна нисколько не меньше, чем предыдущая красавица. Автором Венеры считается скульптор Агесандр Антиохийский. У этой девушки непростая судьба. В 1820 году из-за нее завязался жаркий спор между турками и французами, в ходе которого статую богини бросили на землю и прекрасная скульптура разбилась. Французы собирали осколки впопыхах и… потеряли руки Венеры! Так богиня любви и красоты стала жертвой битвы за прекрасное. Между прочим, руки Венеры так и не нашли, так что эта история, возможно, еще не окончена. Безрукой красавицей можно полюбоваться в 16 зале греческих, этрусских и римских ценностей в крыле Сюлли .
  • Еще одним символом Лувра является Ника Самофракийская , богиня победы. В отличие от Венеры Милосской, эта красавица умудрилась потерять не только руки, но и голову. Археологи обнаруживали много фрагментов статуи: например, в 1950 году на Самофракии была найдена кисть богини, которая сейчас находится в застекленной витрине сразу за постаментом самой Ники. Увы, голову богини ученым так и не удалось найти. Ника Самофракийская находится в крыле Денон на лестнице перед входом в галерею итальянской живописи .
  • Еще одна статуя, являющаяся жемчужиной коллекции Лувра – это Пленник, или умирающий раб (работа Микеланджело). Мастер эпохи Возрождения известен в основном благодаря своей статуе Давида, однако эта скульптура заслуживает не меньшего внимания. Крыло Денон, первый этаж, зал №4 .
  • Статуя сидящего Рамзеса II – еще один шедевр, которым может гордиться Лувр. Эта древнеегипетская скульптура находится на первом этаже в крыле Сюлли, в 12 зале египетских древностей .
  • В Лувре также есть прекрасная коллекция памятников Мессопотамии, сердцем которой является свод законов Хамураппи , написанный на базальтовой стеле. Законы Хамураппи можно увидеть в 3 зале первого этажа крыла Ришелье .
  • В 75 зале французской живописи на первом этаже крыла Денон Вы можете увидеть картины известнейшего французского художника Жака Луи Давида, в число которых входит, пожалуй, самое знаменитое его полотно – «Посвящение императора Наполеона I» .
  • Любителям голландской живописи мы рекомендуем посетить 38 зал третьего этажа галереи Ришелье . Среди прочего, там находится знаменитая «Кружевница» кисти Яна Вермеера.
  • Через цокольный этаж крыла Сюлли Вы попадете к крепостным укреплениям старого Лувра . Здесь Вы увидите стены средневекового Лувра, которые были найдены археологами.
  • Апартаменты Наполеона III , последнего императора Франции, не могут не поразить Вас роскошью своего внутреннего убранства. Если Вам нравится стиль ампир, обязательно зайдите на второй этаж крыла Ришелье : здесь так много золота и хрусталя, что даже во рту светло!

История


Лувр был построен в конце XII века королем Филиппом-Августом. Тогда Лувр был лишь защитной крепостью, однако это сооружение век за веком подвергалось изменениям. Почти каждый король Франции считал необходимым внести что-то новое в облик Лувра. Так, в середине XVI века Франциск I, решивший сделать Лувр своей парижской резиденцией, велел своему придворному архитектору построить дворец в стиле эпохи Возрождения, а в конце XVI века король Генрих IV велел убрать остатки средневековой крепости, расширить двор и соединить дворцы Тюильри и Лувр.

В 1682 году королевский двор переехал в Версаль и Лувр пришел в запустение вплоть до Великой французской революции. В 1750 году даже начали говорить о возможном сносе дворца.

Новую жизнь в Лувр вдохнул Наполеон, возобновивший работы по строительству Лувра. Кроме того, Наполеон внес огромный вклад в расширение коллекции музея, требуя с каждой побежденной им нации своеобразную дань в виде произведений искусства. Сейчас каталог музея насчитывает около 380 тысяч экспонатов.

Туристам


Лувр находится в самом сердце Парижа, на правом берегу Сены. Наверняка Вы уже наслышаны об огромных очередях, которые ждут Вас на входе в музей, однако не стоит их бояться. Во-первых, лучше воспользоваться не главным входом через Пирамиду, возле которого неизменно толпится невероятное количество людей, а проходом через торговый центр Carrousel du Louvre. Попасть туда можно прямо через станцию метро Palais-Royal – Musée du Louvre .

Чтобы избежать большой очереди на входе, Вам придется либо прийти примерно за полчаса до открытия музея, либо уже во второй половине дня, когда поток туристов немного утихнет. Музей открыт с 9:00 до 18:00 в понедельник, четверг, субботу и воскресенье и с 9:00 до 21:45 по средам и пятницам. Вторник – выходной день .

Входной билет в Лувр стоит 12 евро. Если Вы хотите посетить не только постоянную экспозицию, но и выставки и зал Наполеона, то билет обойдется Вам в 13 евро.

Лувр - один из крупнейших художественных музеев мира. Возведение нынешнего здания Лувра длилось почти тысячелетие и неотделимо от истории самого города Парижа

Здание Лувра - старинный королевский дворец. Конная статуя Людовика XIV обозначает точку начала так называемой исторической оси Парижа, но дворец не выровнен по ней.

Если театр начинается с вешалки, то Лувр - со стеклянной пирамиды. Точнее говоря пирамиды здесь две: большая и малая. Обе были построены американским архитектором китайского происхождения Ео Минг Пеем во время реконструкции Лувра в 1981 году и служат оформлением входа в этот, пожалуй, самый величественный музей мира. Чтобы попасть в Лувр - заходим в большую пирамиду, спускаемся по экскалатору и попадаем в огромный зал, крышей которого, собственно, и служит стеклянная пирамида. Здесь расположены кассы, информационная стойка, где можно уже бесплатно получить план Лувра, представленный на всех основных языках.

На ”нулевом” этаже находится музей истории собственно Лувра, здесь можно увидеть фрагменты старых стен. Лувр ведет свою историю с XIII века, когда Филипп-Август построил на этом месте мощную крепость, где хранилась королевская казна и архивы. В XIV веке Карл V Мудрый превратил крепость в свою резиденцию и заказал строительство библиотеки, за что и получил свое прозвище. К сожалению, библиотека не дожила до наших дней. В дальнейшем Лувр несколько раз перестраивался и расширялся, пока в 1682 году королевская резиденция не была перенесена в Версаль. Работы по строительству Лувра были продолжены при Наполеоне I и, наконец, современный облик Лувр приобрел в 1871 году при Наполеоне III. Начало музейной экспозиции Лувра в XVI веке положил король Франциск I, который начал собирать коллекцию художественных произведений. Она была существенно пополнена при Людовиках XIII и XIV. В 1793 году галерея была открыта для посещений и стала музеем. С тех пор коллекция сильно расширилась, особенно во времена правления Наполеона I, требовавшего от всех побежденных наций дани в виде произведений искусства.

В основе Лувра лежит замок-крепость, возведённый королем Филиппом-Августом в 1190 году. Одним из главных предназначений замка было наблюдение низовий Сены, одного из традиционных путей вторжений и набегов эпохи викингов. В 1317 году, после передачи имущества Тамплиеров Мальтийскому ордену, королевская казна переносится в Лувр. Карл V делает из замка королевскую резиденцию.

Устаревшая Большая башня Лувра была разрушена по приказу Франциска I в 1528 году, и в 1546 начинается превращение крепости в великолепную королевскую резиденцию. Эти работы проведены Пьером Леско и продолжались во время правления Генриха II и Карла IX. Два новых крыла были присоединены к зданию. В 1594 году Генрих IV решает соединить Лувр с дворцом Тюильри, построенным по желанию Екатерины Медичи. Квадратный двор дворца создавался архитекторами Лемерсье, а затем Луи Лево во времена правления Людовика XIII и Людовика XIV, он увеличил дворец в четыре раза. Оформлением и украшением дворца руководили тогда такие художники как Пуссен, Романелли и Лебрен. В 1667-1670 гг. архитектором Клодом Перро на восточном фасаде дворца, выходящем на площадь Лувра, сооружена Колоннада Лувра.

В 1682 году работы были резко приостановлены, когда Людовик XIV выбирает Версаль как новую королевскую резиденцию. надолго остается без внимания: дворец пришел в такое запущенное состояние, что в 1750 году его решили снести. Можно сказать, что Лувр спасли парижские торговки, которые 6 октября 1789 года устроили марш в Версаль, требуя возвращения королевской семьи в Париж. Только в XVIII веке в Лувре разрабатываются новые проекты. Одним из этих таких начинаний было превращение Лувра в музей. Проект рождается в правление Людовика XV и заканчивается с Французской Революцией.

По прошествии бурных революционных лет работы в Лувре продолжил Наполеон I. Его архитекторы Персье и Фонтен начали сооружение северного крыла вдоль улицы Риволи. Это крыло было достроено в 1852 г. при Наполеоне III, и сооружение Лувра было завершено. После пожара и разрушения Тюильри, происшедших при осаде Парижской Коммуны в мае 1871 года, Лувр приобрел современный вид. В 1989 г. в центре Наполеоновского дворика была возведена стеклянная пирамида.

Впервые двери музея были открыты для публики 8 ноября 1793 г., во время Французской революции.

В начале своего существования Лувр пополнял фонды за счет королевских коллекций, собранных в своё время Франциском I и Людовиком XIV. На момент основания музея королевская коллекция насчитывала ровно 2500 полотен.

Постепенно в собрание музея были переданы наиболее ценные картины королевской коллекции. Огромное количество скульптур пришли из Музея французской скульптуры и после многочисленных конфискаций имущества в период революции.

В период наполеоновских войн с подачи первого директора музея, барона Денона, луврская коллекция пополнялась военными трофеями, тогда же в музей попадают археологические находки из Египта и Ближнего Востока.

В Лувре собиралось всё, этот музей можно назвать универсальным. Его коллекции покрывают огромные географические и временные пространства: от западной Европы до Ирана через Грецию, Египет и Ближний Восток; с античности до 1848 года. В настоящее время каталог музея насчитывает более 400 тысяч экспонатов. Европейское искусство новейшего периода времени - с 1848 года и до наших дней - представлено в Музее Орсе и Центре Жоржа Помпиду, а азиатское выставляется в музее Guimet. Искусство Африки, Америки и Океании экспонируется в музее набережной Бранли.

Среди наиболее популярных экспонатов Лувра - картина Джоконда (портрет Моны Лизы) кисти Леонардо да Винчи, и другие его картины, картины Рембрандта, Тициана, свод законов Хаммурапи, а также античные скульптуры: Венера Милосская и Ника Сомофракийская. Дабы туристы случайно не пропустили эти шедевры, повсеместно на стенах развешаны указатели с их изображениями. Иногда складывается впечатление, что значительная часть туристов следит только за этими указателями, не обращая внимания на остальные шедевры, собранные в Лувре. А напрасно, так как здесь представлены работы практически всех известных мастеров. Единственное, чего здесь не хватает, так это времени. По залам Лувра можно бродить бесконечно, каждый раз открывая для себя что-то новое.

8 декабря 2010 | Категории: Места , История , Архитектура

Рейтинг:+4 Автор статьи: 4ek Просмотров:34140

Мы с вами идем в Лувр (le Louvre). Некогда крепость, затем дворец, а теперь музей, Лувр – одно из наиболее известных в мире, третье по величине (160 тысяч квадратных метров) и самое посещаемое собрание произведений искусства. В год здесь бывает больше 9 миллионов человек. В Лувре хранится свыше 300 тысяч экспонатов, но мы можем увидеть лишь 35 тысяч из них. Причина и в том, что для всех этих богатств не хватит никаких выставочных площадей при всех гигантских размерах музея, и в том, что многим культурным бесценностям требуются особые условия хранения: долго показывать их публике нельзя, могут не выдержать повышенного к себе внимания, и тогда уж никакая реставрация не поможет.

Переполненные запасники музея сподвигли его сотрудников открыть филиалы Лувра в городке Лансе на севере Франции и в столице Объединенных Арабских Эмиратов .

История. Дворец искусств на волчьем месте

Конец XII века – время для Европы, Парижа в том числе, неспокойное. Особенно донимали французов налетчики-викинги. Ходили они на своих ладьях-драккарах по морям, по волнам и в устья рек заглядывали, грабили, а после жгли те города и веси, что беспечно располагались на берегах. Париж потому с ужасом и трепетом ждал, что однажды и до него опять доберутся скандинавские грабители.

Филипп II Август (Philippe II Auguste), известный также как Филипп Кривой, стал первым монархом страны, назвавшим себя против обыкновения не королем франков, а королем Франции. В 1190 году, дабы варяги, а также его зарившиеся на французский престол английские родственнички из династии Плантагенетов не застали парижан и других подданных врасплох, достроил (понятно, не сам) на правом берегу Сены донжон – Большую башню Лувра. А напротив, на левом берегу, появилась Нельская башня. Обе они замыкали крепостную стену, опоясавшую столицу. Позже рядом с Луврской башней выстроили замок-крепость. Из него, по замыслу короля, до́лжно было вести постоянное наблюдение за отрезком Сены от Парижа до впадения реки в пролив Ла-Манш, откуда и могли нагрянуть ушкуйники на драккарах. А сам Филипп, отдав распоряжения, в хорошей компании – с Ричардом Львиное Сердце и Фридрихом I Барбароссой – убыл в Крестовый поход.

Шли годы. Викинги изменились, бросили грабежи, постепенно стали достойными членами общества, некоторые даже монархами. И крепость на берегу Сены, в местности, названной Люпарой то ли потому, что там водились волки (на латыни – lupus, на французском – le loup), то ли ведущей свою этимологию от франкского слова «leovar» (укрепление), спустя век с четвертью стала резиденцией короля Карла V. А еще здесь хранили государственную казну и личную библиотеку самодержца, насчитывавшую аж 973 тома – громадное по тем временам собрание сочинений.

В 1528 году Большую башню Лувра разрушили по приказу короля Франциска I (François I ) – как обветшавшую и морально устаревшую (ее прекрасно сохранившееся основание можно увидеть сейчас в музее, посмотрите на фото внизу). А на ее месте спустя пару десятилетий начали строить королевскую резиденцию. Три с лишним века прошло, не один десяток монархов сменился, пока при императоре Наполеоне III в 1852 году архитекторы и строители не поставили точку в деле создания Лувра, начатом Франциском – храбрецом, воякой, покровителем муз, пригласившим в страну итальянских мастеров во главе с Леонардо да Винчи, которые дали волшебный толчок французскому Ренессансу.

Все эти годы короли и императоры из своих походов привозили в Лувр скульптуры, древности со всех концов света, выкупали работы у художников. Конечно, сначала коллекция была доступна только аристократии, но после Великой французской революции, в 1793-м, двери Лувра открылись для представителей всех сословий.

К 1989 году, к 200-летию революции, президент Франции Франсуа Миттеран (François Mitterrand) распорядился выстроить во дворе Лувра четыре стеклянные пирамиды и фонтаны по проекту американского архитектора китайского происхождения Йо Мин Пея. По-другому его имя пишется как Бэй Юймин (кстати, в апреле 2017 года ему исполнится 100 лет). Не всем понравилась эта идея, многие сочли кощунством появление хай-тека на фоне зданий в стиле классицизма. Но, как и в случае с Эйфелевой башней, пирамиды Лувра очень скоро стали для парижан родными. И не только для парижан. Впервые увидев это стеклянное чудо, я понял, насколько правильным и уместным было решение соорудить пирамиды здесь: их четкие линии прекрасно оттеняют старые стены дворца.

Как добраться

Лувр находится неподалеку от . Я, например, начинаю каждое новое свидание с Парижем под глухие и глубокие голоса колоколов Нотр-Дам, и вам советую. А чтобы попасть отсюда в Лувр, нам с вами надо всего-то перейти с острова Ситэ на правый, северный берег Сены по одному из трех мостов (всего их на острове девять): мосту Нотр-Дам (pont Notre-Dame), мосту Менял (pont au Change), а еще лучше по Новому мосту (pont Neuf).

Новый мост, вопреки названию, как раз самый старый в Париже – его открыли еще в 1606 году при короле Генрихе IV. У французов он даже вошел в поговорку. О чем-то давно и хорошо известном они говорят: эта история так же нова, как Новый мост. Интересен мост тем, что пересекает оба рукава Сены и «нос» похожего очертаниями на корабль острова Ситэ, соединяя сразу четыре берега.

Перешли на правый берег и видим перед собой не что-нибудь, а «Самаритэн» («Samaritain»). Это наряду с «Галери Лафайетт» и «Прэнтан» один из трех знаменитейших и старейших больших магазинов Парижа, явлению которых Эмиль Золя посвятил свой роман «Дамское счастье». Но за покупками заглянем попозже, ведь сейчас мы с вами идем в Лувр.

А он уже совсем рядом – от Нового моста налево, затем несколько шагов по набережной Лувра, переходящей в набережную Франсуа Миттерана, и вот уже перед нами Квадратный двор (le Cour Carée) музея. Двигаясь дальше по набережной, можно войти во двор Лувра через Львиные ворота, а можно обойти дворец справа и попасть сюда же с улицы Риволи – самой роскошной и дорогой улицы не только Парижа, но и, пожалуй, Европы – через пассаж Ришелье или через галерею Каррузель.

Если же вы будете добираться до Лувра на метро, то ехать вам следует до станции «Пале-Рояль – Мюзе дю Лувр» («Palais Royal – Musée du Louvre»), из которой можно выйти напрямую в торговый центр под зданием музея, а оттуда – под сень большой пирамиды, которая и есть вход в музей. Еще один вариант – доехать до станции «Лувр Риволи» («Louvre Rivoli»). Если не хотите спускаться под землю, выбирайте один из автобусных маршрутов: 21, 24, 27, 39, 48, 68, 69, 72, 81, 95. Все эти автобусы останавливаются возле главного входа в музей.

Дни посещения и цены

Музей Лувра открыт ежедневно, кроме вторника, с 9.00 до 18.00, в среду и пятницу – до 21.45. За 15 минут до закрытия вас попросят освободить помещение. В праздники – 1 января, 1 мая и 25 декабря – музей закрыт.

С октября по март в первое воскресенье месяца доступ к постоянным коллекциям Лувра бесплатный, как и 14 июля, в День взятия Бастилии. Вечерами в среду и пятницу с молодежи до 26 лет тоже не спросят денег, только покажите удостоверение личности (думаю, загранпаспорт сойдет), в котором записана дата вашего рождения.

Билет в Лувр стоит 15 евро, но если вы хотите прогуляться по музею с русскоговорящим гидом, то будьте готовы расстаться с 45 евро. Правда, гид работает только с группой, поэтому либо приходите с друзьями, либо ждите, пока соберется необходимое число любителей искусства из России и стран СНГ. Но, мне кажется, тому, кто хоть немного знаком с историей искусства, экскурсовод в Лувре не понадобится – настолько известны его экспонаты.

Что можно увидеть

Каждый приходит в Лувр за чем-то своим: мне, скажем, интересны клинописные таблички из Месопотамии, которым исполнилось 6 тысяч лет (на фото внизу), другим не терпится взглянуть на египетские саркофаги, папирусы, фаюмские портреты, третьего манит искусство Древней Греции и Рима. А еще здесь есть экспозиции артефактов из Персии и Леванта, коллекция живописи европейских художников – от XIII века и эпохи Возрождения до середины XIX века (полотна позднейших живописцев представлены в музее Орсэ. Он находится на одноименной набережной на другом берегу Сены, прямо напротив Лувра).

Что нужно увидеть

Но нельзя не побывать в Лувре и не увидеть трех гранд-дам мировой культуры.

Во-первых, это, конечно, Венера Милосская. Прекрасная статуя белого мрамора (ученые относят ее к 130 – 100 годам до нашей эры), когда французский моряк Оливье Вутье и местный житель Йоргос Кентротас откопали ее в 1820 году на греческом острове Милос, была еще с руками. Но после началась склока между французами, добивавшимися разрешения вывезти находку домой, и турками, чьими владениями был тогда остров… Словом, мировой культуре осталось то, что осталось.

Во-вторых, вы не пройдете мимо Нике (иногда говорят Ника) Самофракийской. Эта богиня победы, причем морской, потому что стоит на пьедестале в виде носа мраморного корабля, прекрасна даже без головы. Куда делась голова обнаруженной в 1863 году на острове Самотраки (Самофраки) на северо-востоке Эгейского моря скульптуры II века до нашей эры – история на этот раз умалчивает. В честь чьей именно победы и в каком морском сражении был создан шедевр, историки спорят до сих пор. Не станем им мешать, пойдем дальше коридорами Лувра...

…И придем в отдел живописи, коллекция которого началась с собрания картин все того же короля-мецената Франциска I, была пополнена стараниями Людовика XIV, которого мы помним по его афоризмам «государство – это я» и «точность – вежливость королей». Франциск выкупил все доступные работы Леонардо да Винчи после смерти мастера, включая «Джоконду», а Людовик собирал при своем дворе таких живописцев, как, например, Шарль Лебрен и Пьер Миньяр, чьи полотна мы видим теперь в Лувре рядом с картинами Николя Пуссена, Клода Лоррена, великих художников XIX века Эжена Делакруа с его «Свободой, ведущей народ на баррикады» и Теодора Жерико с его ужасающим «Плотом “Медузы”».

Когда мы с вами минуем всех этих живописцев, окунувших свои кисти в вечность, нас ждет встреча с самой загадочной женщиной всех времен. Да, вы угадали – с Джокондой. Никакие, даже самые качественные репродукции не передают обаяния Моны Лизы. До своего первого свидания с ней я недоумевал: что люди нашли в этой пухловатой даме. И лишь когда увидел ее своими глазами, понял: да она просто очаровательна! Убедитесь сами.

Шедевр Леонардо в пуленепробиваемой витрине с постоянным контролем температуры и влажности висит на отдельной стене. Ни одной картины на стене больше нет. Плотная толпа, кажется, вовсе без движения стоит перед самым знаменитым полотном в истории человечества. Только глаза. Только вспышки и треск фотоаппаратов. Короткий выдох, и еще один встретившийся взглядом с Джокондой осторожно выбирается из толпы.

Некоторые в волнении встречи забывают обо всем. Для таких рядом с «Джокондой» поместили табличку: «Осторожно! Опасайтесь карманников!» Словом, держите карман у́же и в виду прекрасной дамы не теряйте головы. Вы ведь не Нике Самофракийская, правда?

Переполненные прекрасным, выйдем из музея, пройдем к триумфальной арке на маленькой площади Каррузель, замыкающей открытый к западу двор Лувра, и встанем перед ней. В проеме арки откроется потрясающая главная историческая ось Парижа: от Лувра к саду Тюильри, а далее - площадь Согласия, Елисейские поля и Триумфальная арка на площади Звезды, с 1970 года носящей имя Шарля де Голля, а там, за Сеной, – суперсовременная Большая арка в деловом квартале Дефанс.

Так далеко мы с вами, может, и не заберемся, но на показаться надо.