Что сейчас с поездом рейха в польше. Призрак поезда с золотом нацистов бродит по Европе: реальный клад или легенда. Кому это все принадлежит

А когда приборы показали, что под землей действительно есть что-то ценное, свой интерес появился и у государства. До тайны века - всего 9 метров, масштабные раскопки уже начались. Наш корреспондент Екатерина Иванова узнала, кто и на что может рассчитывать, если всё подтвердится:

Наряды полиции, оцепление, грозные таблички по периметру - «прохода нет». Со стороны раскопки больше напоминают место проведения спецоперации. Впрочем, меры предосторожности не помешают - а вдруг следопыты, и в самом деле, наткнуться на немецкий бронепоезд доверху набитый золотом и бриллиантами. Поисковики в чудо беззаветно верят.

«Наши ожидания оправданы. Мы должны найти подземный путь, возможно, туннель. И если он действительно существует, там должен быть поезд, который мы ищем меньше года, хотя о его существовании догадываемся около 20 лет».

Настроены кладоискатели решительно. Копать будут сразу в трех местах. Подогнали тяжёлую технику и приступили к работам. Разведка при помощи георадаров показала наличие под землей неких аномальных зон.

Анджей Гаик, представитель союза кладоискателей: «Вчера я видел результаты георадаров шести независимых компаний, полученные на восьми разных приборах. Я должен заявить вам, что все эти люди не были специально приглашены компанией, это просто обычные люди, которые сказали: «Если мы можем принять участие в исследовании, мы примем». Здесь нет совпадений, показания каждого радара говорят о существовании туннеля».

Золото третьего Рейха ищут семь десятков охотников за сокровищами. Грандиозные раскопки, которые ведутся еще и вплотную к действующей железной дороге, удовольствие не из дешевых - организаторам работ пришлось выложить 150 тысяч злотых, это более двух с половиной миллионов рублей.

Легенда о поезде фашистов с сокровищами гласит - в 1945, когда Красная армия вела наступление, немцы спасались бегством. Последний рейхсфюрер СС решил собрать всю добычу нацистов с оккупированных территорий и вывезти ценности на поезде. Состав якобы даже вышел из Вроцлава, но в районе Валбжиха бесследно исчез. Кладоискатели решили - вагоны могли спрятать в одном из многочисленных туннелей, но в результате бомбардировок советской авиации он обрушился. Немцы действительно вырыли в Польше целую сеть подземных ходов. Например, вокруг замка Ксенж. Или в поселке Мамерки, где располагалась штаб- квартира гитлеровской армии. Здесь, кстати, тоже снова ищут клад - знаменитую янтарную комнату.

Бартоломей Плебанчик, администратор комплекса бункеров в Мамерках: «Я очень надеюсь, что в данный момент стою на сокровищах, которые оцениваются в 500 миллионов долларов».

Впрочем, пока рассказы о несметных сокровищах третьего рейха не более, чем красивая легенда. Образумить неугомонных кладоискателей пытались даже ученые. Они тоже приезжали к предполагаемому месту нахождения поезда со специальном оборудованием, но пришли к неутешительному выводу - туннель, может, и есть, а вот состава точно нет. Слишком много металла - приборы бы показали. Но следопыты продолжают гнуть свою линию. И пусть место первого котлована выбрали неудачно - на глубине четырех с половиной метров они наткнулись на каменную породу, поиски продолжаются. Уверенные в своем успехе следопыты даже запросили вознаграждение - 10 процентов от стоимости клада. 30 тонн золота.

В Польше, возможно, нашёлся поезд с нацистским золотом и драгоценностями, который ещё в 1945 году пропал под Вроцлавом. О находке сообщили двое местных кладоискателей, которые теперь хотят получить десять процентов от стоимости клада. Их рассказом заинтересовались не только местные СМИ, но и юристы, и полицейские, ведь по легенде поезд перевозил до трёхсот тонн золота. И считался безвозвратно потерянным.

Самая волнующая тайна времен Второй мировой с новой силой увлекла умы кладоискателей. Золото Третьего рейха. Двое копателей утверждают, что нашли его неподалеку от польского города Валбжих. Сообщают о бронепоезде длиной в 150 метров, буквально набитом драгоценными слитками. Эта сенсационная новость заставила польских силовиков собраться на экстренное совещание. "Работают пожарные, полиция, военные. Вокруг этого дела многое не известно, как, например, и расположение находки. Но к информации мы отнеслись серьезно", — говорит официальный представитель районного управления Валбжиха Марика Токарска.

Кладоискатели предлагают властям сделку: 10 процентов от найденного взамен на точное место расположения состава. Пока чиновники думают, в окрестности Валбжиха уже устремились другие предприимчивые поисковики.

По одной из версий, поезд спрятан где-то на пути во Вроцлав, неподалеку от замка Ксенж. Есть информация, что именно там, в одном из тоннелей, в ноябре 1944 года и скрылся состав из 12 вагонов. Кто бы ни пытался за эти 70 лет хотя бы приблизиться к находке, все заканчивалось безрезультатно. Большая часть подземелий в этих краях до сих пор не изучена.

"Мы находимся под землёй, в бункерах, которые вероятнее всего должны были быть бункерами для главного штаба немецкой армии во время Второй мировой войны, а наверху в замке Ксёнже должны были быть презентационные помещения Адольфа Гитлера", — рассказывает Анждей Гайк, историк Третьего Рейха.

Если так, то такой дорогостоящий груз, скорее всего, результат спешного бегства нацистов. Немцы торопились вывезти как можно больше богатств, причем тайно. Золото транспортировали под видом стройматериалов, в скрытых полостях автомобилей, из него отливали даже сковородки. Не удивительно, что документальных подтверждений этому найти теперь почти не возможно.

"Вокруг этих историй очень много легенд, но если мы говорим о "золотом поезде" Гитлера, никаких документальных подтверждений того, что он вообще существовал, найти не удается", — говорит историк Константин Залесский.

Если доказательств нет, может и не было всех этих "золотых" поездов, а парочка кладоискателей теперь просто блефует? Драгоценности Гитлера ищут по всей Европе уже десятилетия, в советское время это пыталось даже КГБ. Но найти удается в лучшем случае тайники с дорогим провиантом и то случайно, как это произошло, например, в Саксонии. Дорогие коньяк, сигареты и шампанское, а не золото, бриллианты и ценные бумаги, возможно, таким Гитлер видел оптимальный набор для черного дня.

Сенсация! В Польше два кладоискателя нашли в заброшенном горном тоннеле . В окрестностях города Валбжих. Удачливые парни через юристов передали координаты громкой находки властям, требуя 10 процентов от стоимости клада. Точное место не раскрывается. Власти Валбжиха провели пресс-конференцию, фактически подтвердив сенсацию. Неужели в самом деле нашли драгоценный состав?

"Поезд искали с 1945 года!"

Легенды о золотом эшелоне ходят в этих краях с конца Второй мировой вой­ны, - сказал "Комсомолке" историк Третьего рейха Константин Залесский. -­ Недаром "Золото Бреслау" вошло в книгу "100 великих кладов".

- Причем здесь Бреслау? В новостях фигурирует Валбжих.

Валжбих находится в Нижней Силезии. Она перешла Польше после войны. До того это была германская земля со столицей Бреслау (ныне польский город Вроцлав). Здесь издавна жили богатые немецкие землевладельцы, аристократы. Золото у них имелось. В историю Второй мировой Бреслау вошел как немецкий Брест. С февраля 45-го советские вой­ска пытались взять город-крепость. Но капитулировал он лишь 6 мая. Обороной руководил гауляйтер обергруппенфюрер СС Карл Ханке, любимец фюрера.

Этот Ханке и отправил вроде бы в конце 1944-го или в начале 1945-го бронепоезд с золотом в Берлин (или еще куда), понимая, что город вот-вот окружат советские вой­ска. Состав вышел из Бреслау в сторону Вальденбурга (нынешний Валбжих). Но до станции не дошел. По одной из версий, секретный эшелон въехал в тоннель возле замка Ксенж и… исчез. В тех краях фашисты построили целую систему тоннелей. По другой версии, его загнали под гору Собес у городка Пелерсдорф, где был подземный военный завод. Там тоже имелась железная дорога. В штольнях, тоннелях и укрыли якобы ценный груз. По третьей версии, золото спрятали под горой Снежка в Судетах.

Поиск золотого эшелона в тех краях начался сразу после войны. Черные копатели искали сокровища и в многочисленных подземельях Вроцлава, но безрезультатно.

- Вы верите в находку?

Слишком уж серьезно все обставлено. И юридическая фирма, и пресс-конференция властей Валжбиха. Это не блеф. Обратите внимание, что сказал на днях представитель министерства культуры Польши Петр Жуковский: "Я призываю прекратить все поиски до завершения официальной процедуры, направленной на обеспечение безопасности этой находки… В спрятанном поезде, в существовании которого я не сомневаюсь, могут находиться опасные материалы времен Второй мировой войны. Существует большая вероятность, что поезд заминирован". Какие тут могут быть сомнения? Нашли!

В эшелоне везли шедевры музеев

- И что там может быть?

Возможно, ценности, награбленные нацистами в странах Восточной Европы, в СССР. Золото, монеты, алмазы... Не исключаю старинные сокровища. В Бреслау был знаменитый Королевский музей искусства и старины (ныне - Национальный музей Вроцлава), другие музеи. Туда же в 1944 году нацисты свезли коллекции из Берлина, других городов, поскольку Бреслау еще не бомбили. За эвакуацию всех сокровищ в конце войны у гауляйтера Ханке отвечал музейный хранитель Гюнтер Грундманн. Часть ценностей он успел вывезти, часть спрятал в здешних замках, шахтах. По его описи польские власти после вой­ны нашли в Нижней Силезии около 80 таких захоронок. Но многие музейные сокровища Бреслау не всплыли до сих пор. Возможно, они в этом бронепоезде. Впрочем, не будем гадать. Дождемся официальных сообщений. Ждать недолго.

- Этот поезд - последняя громкая находка времен Второй мировой?

Да что вы! Вспомним хотя бы бесценную Янтарную комнату, похищенную нацистами в Царском Селе. До сих пор энтузиасты ищут ее и в Калининграде, Германии, Польше, Чехии. Много легенд о нацистских сокровищах ходит в Австрийских Альпах, где в конце войны фюрер создавал особый укрепрайон. Там действительно много чего запрятано в шахтах, тоннелях, на дне озер. Мрачную славу приобрело озеро Топлицзее. Вроде бы сюда фашисты сбросили много загадочных ящиков. Немало любителей-аквалангистов погибло, пытаясь их найти. 16 ящиков обнаружили. Но там оказались… фальшивые банкноты. Многие тайники времен Второй мировой еще ждут своих кладоискателей.

НАША СПРАВКА

Откуда у фашистов столько ценностей

Нацисты в оккупированных странах забирали все золото в монетах и слитках из национальных казначейств и других банков. Старт величайшему золотому грабежу в истории был дан в марте 1938 года. Аннексировав Австрию, нацисты забрали из ее Национального банка 91147 кг золота. В Чехословакии взяли золотой запас на 44 миллиона долларов, Голландия лишилась $163 млн, Люксембург - $4,8 млн, Бельгия - $223 млн, Италия - $80 млн. Количество реквизированного греческого золота неизвестно. Дания, Норвегия, Франция успели переправить большую часть золотого запаса в Англию и США. Польша умудрилась свои 65 тонн драгметалла окольными путями, с большими приключениями увезти в Африку, оттуда - в США. Это же пыталась проделать и Бельгия. Но нацисты накрыли в Африке бельгийские 270 тонн и вывезли в Берлин.

Пусть вас не смущают незначительные по нынешним временам суммы. Унция благородного металла (31,1 грамма) тогда стоила 37 долларов, сейчас - примерно 1130 долларов.

Нацистскую казну пополняли и другими путями. 1 января 1939 года Герман Геринг подготовил указ, по которому все имущество эмигрирующих из Третьего рейха евреев конфискуется в пользу государства. Они обязаны были сдавать "находящиеся в их собственности предметы из золота, платины, серебра, а также драгоценных камней". Когда же настала пора концлагерей, нацисты выдергивали у жертв золотые зубы. Только в Освенциме ежедневно переплавляли до 11 кг золота - зубные коронки, ювелирные украшения, часы.

В ТЕМУ

Борман переправлял ценности в Южную Америку на подводных лодках

Уже к 1943 году хитрый рейхс­ляйтер Мартин Борман, правая рука фюрера, понял - война проиграна. И начал готовить "запасные аэродромы" для четвертого рейха. Он спланировал и провел тайную операцию "Полет орла" по выводу из Германии золота и прочих ценностей. Прежде всего в Южную Америку, где были сплоченные немецкие колонии. Сокровища тайно отправляли на самолетах, кораблях, подводных лодках. Одного лишь золота Борман вывез на сумму в 1,12 миллиарда долларов в тогдашних ценах. Ныне стоимость возросла многократно. Плюс платина, драгоценные камни, монеты, картины, акции, облигации. Приходилось расплачиваться с местными властями. Золотой запас Аргентины увеличился с 346 до 1173 тонн к концу вой­ны. В Бразилии - с 50 до 346 тонн. Но основное золотишко осталось в Латинской Америке у законспирированных нацистов.

Часть сокровищ спрятали в Европе. Только на территории Третьего рейха под контролем Бормана было 134 тайных хранилища, большинство - в шахтах. Одним из главных нацистских хранилищ шедевров мирового искусства стал замок Нойшванштайн в Альпах. Эсесовцы собирались взорвать его в конце вой­ны, но им помешали союзные вой­ска. Целых шесть недель потом из замка выносили награбленные шедевры.

По "Декрету Нерона" от 19 марта 1945 года во многих тайниках нацисты заложили взрывчатку, чтобы ценности не попали в руки союзников. Так что предположение министерства культуры Польши о том, что спрятанный в тоннеле "золотой бронепоезд" может быть заминирован, имеет все основания.

В среду, 19 августа, мир облетела сенсация: поляк и немец , что обнаружили в Польше легендарный железнодорожный состав Третьего рейха, груженный золотом, драгоценностями и предметами искусства. Не исключено, что в его вагонах могут находиться и сокровища знаменитой «Янтарной комнаты» Царского Села. Пока разные претенденты богатства, само существование которых еще под вопросом, «Лента.ру» разбиралась, как железнодорожный состав попал в польское подземелье и что его теперь ждет.

Закат империи

Сентябрь 1943-го, четвертый год Второй мировой войны. Развязка пока не очевидна, но «тысячелетний рейх» уже сотрясается под могучими ударами союзнической коалиции. На восточном фронте Красная армия в ходе Курской битвы только что разгромила одну из сильнейших группировок вермахта.

Англо-американские войска в ходе операции «Хаски» взяли под контроль Сицилию, а верхушка итальянских фашистов свергла диктатора Бенито Муссолини, лишив фюрера важного союзника на юге Европы. Инициатива полностью переходит к антигитлеровской коалиции: американцы с британцами приступили к освобождению Италии, а советские войска начали операцию по ликвидации немецких войск на территории Левобережной Украины.

Проект «Гигант»

Учитывая сложившиеся обстоятельства и постоянные налеты союзнической авиации, руководство нацистской Германии принимает решение перенести стратегически важные промышленные объекты в более безопасные районы. Самые важные объекты - военные заводы - планировалось разместить в сложной сети подземных тоннелей. Личный архитектор Гитлера Альберт Шпеер, занимающий пост рейхсминистра вооружений и военного производства, ведет переговоры с организацией Тодта о возможных вариантах выполнения задания.

Военно-строительная организация, названная в честь ее создателя и предшественника Шпеера на посту рейхсминистра Фрица Тодта, занималась координацией действий различных немецких фирм для осуществления масштабных строительных проектов еще до войны. Под эффективным руководством Тодта на территории рейха было построено больше трех тысяч километров современных автомобильных дорог - автобанов. С началом боевых действий организация была привлечена для работ за пределами страны. К 1942 году в ней числилось уже почти полтора миллиона человек, по статусу они были приравнены к военнослужащим. Радикально изменился состав рабочей силы: один процент - негодные к военной службе немцы, полтора процента - узники концлагерей, все прочие были либо военнопленными, либо призванными на принудительную трудовую службу жителями захваченных территорий.

В результате переговоров для Силезии была создана отдельная организация, а проект по строительству сети тоннелей получил кодовое обозначение Riese (Гигант). Уже в ноябре для рабочих были готовы особые лагеря. В них разместили пленных и угнанных из СССР, Польши и Италии. Была поставлена задача прокопать тоннели под Совиными горами в Польше. Развернулись масштабные работы по вырубке лесов, прокладке дорог и созданию системы водоотвода. Горную породу сверлили и взрывали под руководством нанятых специалистов-горняков.

Дело продвигалось медленно из-за эпидемий и твердости состоящей из гнейса породы. В апреле 1944 года Гитлер, недовольный темпами строительства, передал его под прямое управление организации Тодта. Фюрер также приказал направить на объекты заключенных Освенцима - руководство лагеря выделило для этого около 13 тысяч евреев. Питание на стройке было скудным, нормы завышенными, а работы опасными, к тому же в лагерях случались эпидемии тифа.

К февралю 1945 года стало очевидно, что стройку закончить не удастся: советские войска наступали слишком быстро. Грандиозный проект был далек от завершения: успели прокопать лишь девять километров тоннелей. Общая площадь подземных помещений достигла 25 тысяч квадратных метров. В мае в район, где должен был разместиться «Гигант», вошла Красная армия.

Наследие «Гиганта»

19 августа 2015 года власти города Валбжих в Силезии получили сообщение от представителей двух кладоискателей о том, что недалеко от местной достопримечательности - замка Ксёнж - в замурованном тоннеле обнаружен железнодорожный состав. В нем предположительно находятся награбленные нацистами ценности, которые они хотели перевезти из Бреслау (ныне польского Вроцлава) в Берлин.

В годы Второй мировой власти Третьего рейха отобрали Ксёнж у его владельцев - семьи Хохберг - и сделали там штаб-квартиру Немецких имперских железных дорог. Позже замок был включен в состав грандиозного проекта: под ним выкопали два уровня тоннелей, внутри возвели новые лестничные пролеты и установили лифтовые шахты. После войны ходили легенды о таинственном поезде: местные жители рассказывали, что немцы, покидая Польшу, но надеясь вернуться, замуровали в подземном тоннеле состав с золотыми слитками.

Сперва польские власти отнеслись к заявлению кладоискателей со скепсисом, но изменили свое мнение, увидев снимки с георадара. И согласились с претензиями удачливых охотников за сокровищами на одну десятую всех найденных драгоценностей.

Заместитель министра культуры Польши Петр Жуховский поделился некоторыми подробностями. По его словам, о «золотом поезде» на смертном одре поведал поляк, помогавший его прятать. «Это невероятно. Состав длиной больше 100 метров, к тому же он бронирован. Мы не знаем, что внутри, но его бронирование говорит о том, что там необычный груз, - рассказал чиновник. - Скорее всего, в вагонах не только военное оборудование, но и драгоценности, предметы искусства и архивные документы, о существовании которых мы знали, но понятия не имели, где они могут находиться». Жуховский также отметил, что с вероятностью 99 процентов кладоискатели действительно нашли тот самый поезд, о котором говорится в местных легендах. Разве что вместо золотых слитков в бронированных вагонах могут оказаться награбленные личные вещи и предметы искусства, конфискованные из частных коллекций и музеев.

Узнав о находке, в Валбжих кинулись искатели приключений, жаждущие добраться до таинственного железнодорожного состава раньше остальных. Однако на подходах к тоннелю местные власти выставили наряды полиции: при эвакуации подземного комплекса все было заминировано, и срок действия многих взрывных устройств еще не истек.

Кладезь раздора

Хотя неясно, что именно находится внутри «золотого поезда Третьего рейха», его уже делят. Когда сообщили о том, что внутри состава скорее всего не золотые слитки, а личные вещи, официальная Варшава поспешила заверить, что все они будут возвращены законным владельцам или их наследникам - если таковых удастся установить. Остальное поступит в собственность государства.

О своих правах заявил и Всемирный еврейский конгресс. «Если какие-либо из этих предметов были украдены у евреев перед их убийством или отправкой в концлагеря, мы должны предпринять все необходимое, чтобы вернуть это собственникам или их наследникам», - заявил генеральный секретарь организации Роберт Зингер. Он подчеркнул, что отнятые у евреев ценности должны послужить благу польских евреев, которые «не получили должной компенсации за страдания и экономические потери во время холокоста».

Фото: Kornelia Glowacka-Wolf / Agencja Gazeta / Reuters

Со стороны России официальных требований о передаче какой-либо части найденного пока не поступило, однако в эфире радио Sputnik юрист Михаил Йоффе отметил: «Бесспорно, имущество должно быть описано и доступно странам-участницам антигитлеровской коалиции. И если это имущество вывезено с территории, в том числе Советского Союза, то данный груз по нормам международного права должен быть передан российской стороне». Он также сообщил о том, что кладоискатели не имеют права требовать вознаграждение в размере 10 процентов стоимости найденного - по его словам, у нацистов не было своего имущества, они везли награбленное, и потому нашедшим его ничего не полагается.

Но прежде чем поделить содержимое «Золотого поезда», нужно попасть в тоннель, вход в который был взорван нацистами при отступлении. На соответствующие раскопки, по словам археологов, может уйти несколько месяцев. Но и это не конец истории - директор замка Ксёнж по культурным вопросам Магдалена Вох (Magdalena Woch) в интервью The Telegraph заявила , что всего «золотых поездов» в районе замка было три, и в каком именно спрятана основная часть награбленных нацистами сокровищ, остается загадкой.

МОСКВА, 9 мар - РИА Новости. В Германии обнародовали дневник немецкого офицера Эгона Олленхауэра, в котором говорится, где в Польше спрятаны сокровища Третьего рейха. Об этом сообщает британский таблоид Daily Mail .

Как следует из дневника, нацисты по приказу Гитлера спрятали в 11 местах на территории Польши 260 грузовиков с сокровищами. Утверждается, что Третий рейх пошел на это, чтобы советские войска не смогли найти эти ценности.

В частности, говорится в дневнике, в один из тайников положили на хранение около 28 тонн золота, в других спрятаны золотые монеты, медали, ювелирные украшения и прочие ценности. Еще в одном хранилище спрятано 47 произведений искусства, похищенных из Франции. В их числе работы таких именитых мастеров, как Боттичелли, Рубенс, Караваджо и Моне.

Сейчас дневник принадлежит фонду Schlesische Brücke. Его представитель Роман Фурманьяк рассказал, что записи хранились в масонской ложе в городе Кведлинбург в Германии. По его словам, их передали фонду только несколько лет назад.

"Мы публикуем информацию о дневнике сейчас, так как хотели дождаться момента, когда в живых не будет людей, которые, возможно, связаны с этими событиями, особенно служащих "Ваффен-СС". Такое условие поставила ложа", - цитирует таблоид Фурманьяка.

По его словам, подлинность дневника подтвердили эксперты из пяти немецких научных институтов, в том числе специалисты с факультета истории искусств Геттингенского университета имени Георга-Августа.

Фурманьяк также отметил, что сейчас фонд исследует места, перечисленные в дневнике, чтобы убедиться, что тайники сохранились. Он рассказал, что одно из хранилищ находится на дне пруда, другое расположено в секретной комнате во дворце, а еще одно - в глубоком колодце.

По словам историка Джоанны Лампарски, дневник представляет большой интерес, так как в нем много подробностей того, что происходило в конце войны в Силезии. Однако она сомневается, что с помощью записей удастся обнаружить сокровища.

"Если бы эти люди действительно знали, где находится сокровище, они бы не действовали таким образом", - подчеркнула Лампарска.

Она отметила, что исследователям предстоит проделать много работы, чтобы изучить места, указанные в дневнике.

Поиски "золотого поезда"

СМИ уже не раз писали о "золоте рейха", якобы спрятанном в Польше. Так, в 2016 году польские поисковики в течение нескольких месяцев искали так называемый "золотой поезд".

Речь идет о бронепоезде длиной около 150 метров, перевозившем драгоценные металлы, в том числе, как предполагается, и золото. В конце Второй мировой войны поезд выехал из немецкой крепости Бреслау (ныне - польский город Вроцлав) в Валбжих, а затем таинственно исчез.

Ученые и кладоискатели не раз высказывали предположения, что поезд могли укрыть от советской авиации в одном из туннелей, своды которого обрушились при бомбардировке. По версии гражданского сообщества XYZ, занимающегося поиском состава, он спрятан в районе 65-го километра железной дороги Вроцлав - Валбжих.

Однако раскопки на месте предполагаемого нахождения поезда успехом не увенчались.

Впрочем, поисковики не отказались от этой идеи. По их словам, после того как о поисках стали писать СМИ, к ним начали обращаться многочисленные свидетели, в том числе эмигрировавшие из Польши, или их потомки, которые рассказали, что в районе поисков располагался подземный промышленный комплекс нацистов. Год спустя, летом 2017-го, поиски возобновились, но результата так и не дали.

Находки под водой

Иногда поиски нацистского золота все же завершаются успехом. Так, летом 2017 года подводники британской компании Advanced Marine Services нашли ящик с золотом на затонувшем немецком грузовом судне SS Minden.

В сентябре 1939 года это судно вышло из Бразилии в Германию. Сообщалось, что на нем было четыре тонны золота - как предполагается, из южноамериканских банков. У берегов Исландии судно заметил британский флот, и по приказу Гитлера SS Minden затопили примерно в 190 километрах от побережья.